Целями института несостоятельности банкротства являются. Общие положения об институте несостоятельности (банкротства) юридического лица
Банкротство – признанная уполномоченным государственным органом неспособность должника (гражданина, организации или государства) удовлетворить в полном объёме требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных государственных платежей.
Какие задачи решает процедура банкротства предприятия и физического лица
Процедура банкротства позволяет решить две задачи:
обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,
защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.
Цель банкротства предприятий
Целью банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые являются неэффективными и нестабильными. Эта цель достигается в результате действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.
Основная цель специалистов по банкротству – максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.
Участники процедуры банкротства предприятий
В процедуре банкротства принимают непосредственное участие следующие субъекты системы банкротства:
-
кредиторы;
органы государственной власти.
арбитражный суд;
собственник предприятия;
арбитражные управляющие;
инвесторы;
Виды банкротства предприятий
Понятие банкротства принято разделять на несколько основных видов:
Реальное банкротство . При реальном банкротстве компания теряет способность восстановить свою функцию платежеспособности из-за фактических потерь заёмного и собственного капитала. В силу наличия высокого уровня потерь капитала и реального повышения доли кредиторской задолженности, компания теряет возможность вести свою хозяйственную деятельность. По этим причинам арбитражный суд объявляет организацию несостоятельным банкротом на основании закона о банкротстве;
Банкротство бизнеса . Под термином «банкротство бизнеса» понимается такой вид бизнеса, при котором компания прекратила осуществлять операции, получив реальные убытки для своих кредиторов. Такой бизнес определяется как несостоятельный, хотя при этом формально не была осуществлена процедура банкротства, и сама компания не была признана несостоятельной;
Временное (условное) банкротство . При временном банкротстве организация теряет свою платежеспособность по причинам превышения актива баланса компании над его пассивом, наличия большого размера дебиторской задолженности перед контрагентами и наличия на складе большого количества нереализованной готовой продукции. При временном банкротстве предприятия в ходе осуществления антикризисного управления с применением процедуры санирования не происходит ликвидации компании. В ходе проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления у компании появляются реальные шансы существенно повысить свою платежеспособность, отладить производственный процесс в соответствии с требованиями и потребностями рынка и добиться в будущем устойчивого и эффективного развития организации;
Преднамеренное (умышленное) банкротство . При преднамеренном банкротстве руководители и владельцы организации преднамеренно ухудшают платежеспособность компании, наносят предприятию экономический вред путем хищения денежных средств фирмы различными способами в своих личных интересах и в интересах третьих лиц. Установленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в арбитражный суд с целью привлечения виновных к уголовной ответственности;
Фиктивное банкротство – заведомо ложное объявление предприятия о своей неплатежеспособности. Целью фиктивного банкротства является введение в заблуждение кредиторов компании для получения от кредиторов фирмы различных льгот по погашению существующих обязательств, либо для уменьшения долгов организации за счет реализации неконкурентоспособной продукции. Лица, виновные в ложном объявлении организации неплатежеспособным предприятием и в умышленном сокрытии активов, необходимых для своевременного погашения кредиторской задолженности, привлекаются к уголовной ответственности на основании представления дел в суд арбитражными управляющими.
Банкротство физических лиц
Под банкротством физических лиц подразумевается признание арбитражным судом неспособности физического лица выполнять свои финансовые обязательства и осуществлять расчеты с кредиторами.
Начать процедуру банкротства имеет право любое , чей долг перед организациями превысил 500 тысяч рублей. При этом просрочка по уплате обязательств должна превышать три месяца.
Инициаторами начала осуществления процедуры банкротства могут также выступить кредиторы или Федеральная налоговая служба.
При этом Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» четко разделяет случаи, когда физическое лицо обязано подать заявление о банкротстве, и когда гражданин вправе подать заявление о банкротстве в добровольном порядке.
Так, например, обязательной для начала осуществления процедуры банкротства является ситуация, когда физическое лицо – должник имеет долг сразу перед несколькими кредиторами и понимает, что, даже выплатив часть долга, не сможет погасить оставшуюся сумму долга.
Отметим, что обратиться в суд гражданин обязан не позднее чем через 30 дней после наступления ситуации, которая удовлетворяет установленным условиям банкротства.
Что влечет за собой получение статуса финансовой несостоятельности для физического лица
На время ведения дела о банкротстве гражданина лишают права:
осуществлять сделки по покупке и продаже имущества, передаче имущества в , выдаче поручительств;
выезжать за границу (этот вопрос решается на усмотрение суда);
распоряжаться денежными средствами на банковских счетах.
На 3 года гражданин, признанный банкротом, лишается права занимать любые должности в органах управления юридического лица и каким-то образом принимать участие в управлении компании.
С признанием гражданина банкротом прекращается:
процесс удовлетворения требований кредиторов по существующим денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей (за исключением налогов, сборов, штрафов). Требования к гражданину можно предъявить только в рамках дела о банкротстве;
процесс начисления неустоек и процентов по текущим обязательствам;
действие исполнительных листов по взысканию имущества. Иными словами, гражданин, признанный банкротом, не должен выполнять требования кредиторов, оставшиеся неудовлетворенными после реализации имущества должника.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме .
Банкротство: подробности для бухгалтера
- Какие долги не спишут в банкротстве физического лица
... № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Однако можно выделить несколько групп... за своё преднамеренное или фиктивное банкротство; (Б) Должник не предоставил... 2002г №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» выделяет категории обязательств, которые «не... после принятия судом заявления о банкротстве); (Б) Обязательства перед физическими... реструктуризации его долгов, дело о банкротстве гражданина завершено. В качестве... непосредственно связаны с делом о банкротстве юрлица. С прежнего конкурсного...
- Сроки исковой давности при оспаривании сделок во время банкротства
В отношении которого введена процедура банкротства. Оспаривание сделок, совершенных будущим... сделкам. Закон «О несостоятельности (банкротстве)» говорит о специальных основаниях оспаривания... предусмотренным Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» с изменениями, внесенными Постановлением Пленума... отношении компании-заемщика было введено банкротство (процедура наблюдения), заемщик, будучи... конкретной ситуации. Итак, Закон о банкротстве предусматривает особые (специальные) основания...
- Генерального директора к субсидиарной вне дела о банкротстве
Лиц возможно за пределами процедуры банкротства. О том, какие доказательства... лиц возможно за пределами процедуры банкротства. О том, какие доказательства... Хозяйственное общество, находящееся в процедуре банкротства, обратилось в суд с требованием... и последующей ликвидацией в результате банкротства. Истец ー ООО “СпецСтройСооружение” ... оплату расходов по проведению процедуры банкротства. То есть истец являлся... заявителем по делу о банкротстве, следовательно, имел право требовать...
- Может ли выплата дивидендов обернуться банкротством компании
2 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» Последствия такого признания - «предложение... статьёй 19 Закона о банкротстве. Наличие подтверждённой неплатёжеспособности компании... выплаты дивидендов незадолго до банкротства стать дополнительным основанием для... субсидиарной ответственности? Закон о банкротстве устанавливает ряд презумпций, при... 11 Закона «О несостоятельности (банкротстве)» То есть, совершённая подозрительная... выплата дивидендов в преддверии банкротства. Отказывая в удовлетворении требований...
- «Нахимичили»: чем грозит фиктивное банкротство?
Рассчитывают руководители, когда решаются на банкротство компании, с целью скрыть... рассчитывают руководители, когда решаются на банкротство компании, с целью скрыть... растворились либо находятся в процессе банкротства. В итоге налоговая доначислила недоимок... наличие вины руководителя в наступлении банкротства юридического лица». На основании... КОАП РФ «Неправомерные действия при банкротстве». Так, например, в Решении... , один из них – признание банкротства неправомерным, а также доказать, что...
Фиктивное или преднамеренное банкротство» ; не признавался банкротом и банкротство гражданина не... арбитражного управляющего на сопровождение внесудебного банкротства гражданина. 2. Арбитражный управляющий... сведений начинается течение срока внесудебного банкротства гражданина; Если гражданину отказано, ... Если в течение процедуры внесудебного банкротства имущественное положение гражданина изменится, ... , повышению эффективности и доступности процедуры банкротства для граждан.
Термин "банкротство " в широком смысле слова используется синоним термина «несостоятельность ». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»);
Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.02 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».
Неплатежеспособность - это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «...более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.
Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность .
Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.
Таким образом, неплатежеспособность того или иного субъекта хозяйственных отношений является необходимым, но не единственным условием «несостоятельности (банкротства)».
Виды банкротства
Понятие банкротства также принято разделять на несколько основных видов:
- Реальное банкротство. Данный вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь собственного и заемного капитала. Высокий уровень потерь капитала, повышение доли кредиторской задолженности обуславливают невозможность ведения хозяйственной деятельности, вследствие чего она объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве.
- Банкротство бизнеса. Термин банкротство бизнеса используется компанией «Dun & Bradstreet» — крупнейшим агентством по статистике банкротств, как характеристика такого вида бизнеса, который прекратил операции, принеся убытки своим кредиторам. Таким образом, бизнес определяется «Dun & Bradstreet» как несостоятельный, даже если он формально не прошел процедуру банкротства.
- Временное (условное) банкротство, характеризуется таким состоянием неплатежеспособности организации, которое вызвано превышением актива баланса предприятия над его пассивом, а также большим размером дебиторской задолженности и затовариванием готовой продукции. Такой вид банкротства предприятия при антикризисном управлении с использованием инструментария санирования не приводит к его ликвидации. В условиях проведения арбитражных процедур административного и внешнего управления появляется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия, переориентировать производство с учетом требований рынка и обеспечить в перспективе его устойчивое развитие.
- Преднамеренное (умышленное) банкротство , связано с преднамеренным созданием руководителями и владельцами предприятия состояния его неплатежеспособности, нанесением ему экономического вреда (хищение средств предприятия различными способами) в личных интересах и в интересах иных лиц. Выявленные арбитражными управляющими факты преднамеренного банкротства передаются в суд для привлечения виновных к уголовному преследованию.
- Фиктивное банкротство — это ложное объявление предприятием о своей неплатежеспособности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них льгот по уплате финансовых обязательств, либо для погашения долгов фирмы неконкурентоспособной продукцией. Виновные в ложном объявлении предприятия неплатежеспособным, в утаивании активов для погашения кредиторской задолженности преследуются в уголовном порядке по представлению арбитражных управляющих.
Банкротство как институт
Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование экономики.
Институт банкротства позволяет решить две задачи:
- обеспечить должнику защиту от кредиторов , требования которых он не в состоянии удовлетворить,
- защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.
Целью банкротства , является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность . Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.
Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.
Основными целями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.
Система банкротства — это определенная система диагностики, контроля и предупреждения неплатежеспособности предприятий. Объективная необходимость в приведении структуры производства к реальному платежеспособному спросу, формируемому рынком, составляет основное звено этой системы, одновременно являясь и основной целью.
Субъекты системы банкротства :
- арбитражный суд;
- собственник предприятия;
- арбитражные менеджеры;
- наемные работники;
- инвесторы;
- должник;
- кредиторы;
- органы государственной власти.
При открытии дела о несостоятельности (банкротстве) все из вышеназванных субъектов системы банкротства оказываются задействованными в этом процессе, являясь одновременно и основными субъектами рынка.
Как показывает мировая практика, достижение основной цели института несостоятельности — воспроизводства отношений собственности посредством системы банкротства — возможно только при соблюдении нескольких условий:
- Создание эффективных механизмов, призванных представлять интересы всех субъектов системы банкротства (кредиторы, наемный персонал) при ликвидации обанкротившегося предприятия и позволять рационально распределять активы (конкурсную массу) должника.
- Установка на сохранение перспективных предприятий насколько это возможно и целесообразно.
- Создание системы мер для возрождения бизнеса.
- Установление стабильной единой и надежной системы прав и обязанностей для всех субъектов хозяйствования при их несостоятельности (банкротстве).
- Введение системы мер безопасности при банкротстве и временной неплатежеспособности.
- Стимулирование и развитие партнерских отношений, и формирование приемлемой процедуры решения финансовых споров.
- Ограждение правовой и административной системы от возможностей ускорения процедур банкротства.
- Создание механизма выполнения должником своих обязательств без ликвидации бизнеса.
Главным субъектом системы банкротства, как и рынка, является предприятие той или иной формы собственности. Взаимодействие с рынком — внешней средой своего жизнедеятельности — предприятие реализует посредством своего товара.
Глубинные факторы кризисных ситуаций заложены в самом механизме рынка. Они отражают процесс развития национальной экономики, который идет волнообразно в зависимости от фазы цикла на макроуровне и жизненного цикла конкретного предприятия, которые обусловлены постоянным изменением потребительских ориентаций.
Жизненный цикл предприятия:- Возникновение
- Становление
- Подъем
- Высшая точка развития
- Банкротство
- Ликвидация или санация
Исходя из этого, любое управление является антикризисным, а содержание и методы обычного антикризисного управления не отличаются.
Не ограничиваясь микроэкономическим уровнем, следует отметить, что отношения собственности обнаруживают тенденцию к постоянному развитию и стремлению к стабильному равновесию. Как отмечает С.П. Аукционек в работе «Теория перехода к рынку» рыночная экономика устойчива тогда, когда кривая спроса более полога, чем кривая предложения. Другими словами, предложение опережает спрос по темпам роста и объему. Как раз в этом превышении предложения над спросом и содержится обоснованная возможность и необходимость банкротства тех предприятий, которые не вписались в конкретную ситуацию на рынке.
Издержки банкротства
И здержки, которые национальная экономика и население страны несет в связи с банкротством, разделяются на:
- Прямые издержки;
- Косвенные издержки.
Прямые издержки, представляют собой непосредственные выплаты комиссионных третьим сторонам в период рассмотрения дела. В их состав входят: комиссионные судебному органу, доверенному лицу, бухгалтеру, аукционисту, арбитражному менеджеру и др. Все эти издержки представляют собой прямые невозвратные потери для владельцев капитала компании.
Косвенные издержки, связаны с «падением» стоимости компании в результате неэффективной работы в период, который предшествовал банкротству. При реализации активов потери несомненны: готовую продукцию можно продать всего за 30-70% ее реальной цены. Потеря стоимости при реализации активов — совершенно явный провал для тех, кто предоставляет капитал, т.е. акционеров.
Как показывает мировая практика, банкротство предприятий — это не случайное явление, а определенная закономерность в экономике развитых стран. Гибель значительной части фирм и, в особенности, вновь возникших, зафиксирована статистикой банкротств во многих странах. Европейские исследователи отмечают, что до конца второго года доживают не более 20-30% вновь возникших фирм.
Такая неэффективность создает предпосылки больших убытков для акционеров, а, следовательно, и для всей экономики.
Формальные и неформальные признаки банкротства предприятия
Возникает закономерный вопрос — по каким критериям оценивается несостоятельность того или иного предприятия, и по каким признакам можно предсказать его банкротство?
Структура признаков банкротства:
- Формальные
- Неформальные
Формальный признак банкротства того или иного предприятия в концентрированном виде состоит в неплатежеспособности. Против должника, неспособного оплатить свои долги, может быть возбуждено дело о несостоятельности, в таких странах, как Германия — если используется факт неоплаты более 1 месяца на сумму, которая превышает ликвидные активы; во Франции — факт неоплатности доказывает кредитор, в Англии — где субъект хозяйствования должен иметь минимальную задолженность в размере 750 ф. ст. по одному или нескольким долгам; в США — где 5 тыс. долл. долга является минимальной суммой задолженности для признания предпринимателя банкротом, в РФ предприятие при задолженности в 100 тыс. руб., гражданин — 10 тыс. руб. (ст.5 ЗНБ), кредитная организация — 1000 МРОТ.
Указанная сумма не должна содержать: неустоек и иных финансовых санкций, выплат авторских вознаграждений, требований перед работниками и владельцами должника.
В ЦВЕ основной упор при выделении формального признака банкротства — установление факта неплатежеспособности — делается на временном аспекте. Так, в Болгарии, несостоятельной может быть объявлена неплатежеспособная фирма, которая более 60 дней не выполняет обязательств из-за отсутствия у нее денежных средств. В Венгрии несостоятельным признается должник, не выплативший признанный долг в срок, который превышает 60 дней с момента наступления выплат, либо 30 дней после предъявления требований не изложил кредитору обстоятельства, помешавшие это сделать. В Румынии этот срок не превышает 30 календарных дней. В Чехии и Польше, где институт несостоятельности функционирует несколько дольше, нежели в вышеназванных странах, формальные признаки банкротства имеют менее конкретную формулировку — неспособность на протяжении длительного времени выполнять свои обязательства по платежам нескольких кредиторов.
Помимо формальных признаков банкротства, необходимо рассматривать неформальные признаки. Они указывают на возможное предбанкротное состояние предприятия, не имеют абсолютной силы и должны рассматриваться в комплексе. Неформальные признаки возможного банкротства являются поводом к более скрупулезному анализу положения дел как со стороны руководства предприятием, так и со стороны финансовых и аудиторских структур. Заинтересованными субъектами в оценке финансово-хозяйственного положения предприятия являются его акционеры, наемный персонал, клиенты и кредиторы.
Множественные неформальные признаки банкротства можно сгруппировать по двум направлениям:
- документарные, составляют первую группу;
- косвенные, составляют вторую группу.
К первой группе относятся признаки, нашедшие свое отражение в документации предприятия (конкретно в бухгалтерском балансе). Они подлежат более или менее детальной оценке.
Применительно к первой группе, можно выделить пять признаков предбанкротного состояния предприятия:
- Низкое качество и невыполнение сроков предоставления документации . Опоздания такого рода могут сигнализировать о неэффективной работе финансовых служб и информационной системы предприятия, создавая предпосылки принятия руководством неадекватных решений;
- Сигналами снижения финансовой нестабильности предприятия могут быть резкие изменения в статьях баланса, как со стороны пассивов, так и активов . Безусловно, негативным фактом является уменьшение ликвидных средств предприятия . Но и их резкий рост также может свидетельствовать о неблагоприятных тенденциях — отсутствии перспектив роста и эффективных инвестиций. В условиях функционирования развитой экономики оптимальной является ситуация при которой у предпринимателя в свободном распоряжении находится не более 10 % денежных средств. Превышение этого лимита свидетельствует о неэффективном управлении, так как деньги должны воспроизводить себя
- Тревожным знаком является повышение относительной доли дебиторской задолженности в активах предприятия , т.е. долгов покупателей. При этом либо предприятие проводит неразумную политику кредита по отношению к своим потребителям, либо сами потребители задерживают платежи. С другой стороны, дебиторская задолженность может резко упасть вследствие вынужденного перехода на новые формы платежей. За внешними изменениями статей дебиторской задолженности может скрываться неблагоприятная концентрация продаж по слишком малой группе покупателей, банкротство клиентов фирмы или уменьшение емкости рынка, неминуемо заставляя предприятие идти на все большие и большие уступки клиентам.
- Данные о материальных запасах , т.е. запасах готовой продукции, сырья и материалов, а также незавершенном производстве являются хорошей информацией для оценки тенденций. И при этом подозрительным является не только резкий рост запасов, который нередко предполагает затоваривание, но и резкое их снижение. Последнее может предполагать перебои в производстве и снабжении и иметь следствием невыполнение обязательств по поставкам. В Японии запасы на складах в среднем позволяют предприятиям бесперебойно работать в 180 минут, в СССР — 21 день (на отдельных предприятиях до 60 дней). Это повышает издержки связанные с их хранением.
- Поводом для беспокойства должно быть повышение доли задолженности перед работниками (долги по зарплате), акционерам (выплаты дивидендов), финансовым органам (обязательные платежи в бюджет).
Вторая группа содержит признаки, которые не подлежат подобной оценке.Признаки предбанкротного состояния предприятия, не нашедшие свое отражение в финансовых документах, составляют вторую группу. Они являются более ранними по времени, а реагирование на них — более эффективным для предупреждения кризисных ситуаций.
Сигналы такого рода широко известны из обширной литературы по бизнесу. Крах многих предприятий возникал с конфликтов в высшем руководстве фирмы, трудовых конфликтов, потери наиболее серьезных клиентов или кредиторов. Не секрет, что по работе секретаря можно судить о руководителе и даже об организации в целом.
Более скрупулезный анализ может выявить изменения в практике управления, не выявленные при поверхностной оценке положения предприятия:
- администрация вводит излишнюю фрагментацию функций, или наоборот,
- усиливает их концентрацию у узкого круга лиц;
- неоднократно решает проблемы, решение которых было заявлено ранее;
- медленно реагирует на изменения на рынке.
- установление предприятием нереальных цен на свои товары и услуги,
- рискованные внедрения новшеств,
- выход на новые рынки или присоединение новых фирм,
- нетрадиционная закупка сырья и материалов,
- усиление деятельности на спекулятивных рынках.
Следует особо отметить опасность резкого изменения в стратегии предприятия. Для клиентов фирмы, если они заранее не поставлены в известность, такого рода изменения могут сыграть главную роль в потере интереса к данному предприятию.
Раньше к понятию «банкрот» относились с явно негативным оттенком, однако в настоящее время многие физические лица, индивидуальные предпринимали, а также руководители или основатели юридических лиц стремятся оформить добровольное банкротство, когда у них появляются какие-то финансовые сложности.
Никогда не ошибается тот, кто ничего не делает (Теодор Рузвельт).
Перед тем как решаться на подобную меру, необходимо ознакомиться с , поскольку многие трактуют данную судебную процедуру неправильно.
Банкротством называется невозможность физического, юридического лица или индивидуального предпринимателя выполнять взятые обязательства финансового характера. Признается она в судебном порядке, решением арбитражного суда.
Заемщик, признанный банкротом, является объектом некоторых ограничений, однако в ряде случаев признание финансовой несостоятельности в добровольном порядке действительно сулит некоторые выгоды должнику. Под одну гребенку всех равнять не стоит, поскольку преимущества и недостатки процедуры следует рассчитывать для каждого конкретного случая индивидуально.
Возможные цели
Цель банкротства может быть разной, и определять ее стоит, исходя из того, для какой категории граждан оформляется процедура.
Например, если финансовая несостоятельность признается по отношению к физическим лицам, то к главным целям можно отнести:
- желание остановить начисление штрафных санкций (при инициировании процесса о банкротстве любые начисления по задолженности прекращаются);
- возможность уменьшить размер долга (в процессе судебного разбирательства размер пени можно снизить);
- шанс решить ситуацию законным путем (иногда должник не видит иного выхода решить вопрос с долгами, кроме как обратиться в суд).
Если же индивидуальные предприниматели обращаются с такой просьбой в судебную инстанцию, то они могут добиваться следующего:
- поставить кредиторам ультиматум, чтобы добиться отсрочки в платежах или другого смягчения кредитных условий;
- закрыть фирму с наименьшими потерями (при банкротстве могут отбирать только то имущество, которое является частью предпринимательской деятельности).
Примерно такие же результаты ждут от признания финансовой несостоятельности руководители или основатели юридических лиц.
Цели банкротства предприятия . Согласно уголовному кодексу, выделяется два вида экономических преступлений, связанных с признанием финансовой несостоятельности:
- преднамеренное банкротство (финансовая несостоятельность, связанная с умышленным ухудшением финансовых показателей предприятия);
- фиктивное банкротство (инициация процесса, когда на деле предприятие может выполнять свои финансовые обязательства).
В качестве целей при совершении подобных преступлений можно определить получение выгоды, разными способами.
Заблуждения и реальность
Признание финансовой несостоятельности является достаточно обсуждаемой на просторах всемирной паутины темой, по которой легко найти разные статьи, однако нет гарантий, что вы попадете на авторитетный источник, поскольку в интернете материалы публикуются кем угодно.
В подобной ситуации цель банкротства вполне может быть вымышленной. То есть, заемщик узнал в интернете, что данный судебный процесс поможет ему решить все вопросы, однако на деле цель является фикцией, поскольку судебный порядок не предусматривает такого решения.
В качестве примера можно привести полное списание долга. Обращаясь в суд, вы сможете реструктурировать задолженность, а вот списать долг можно только в том случае, если у вас нет ни имущества, которое имеют право изъять судебные приставы, ни официальной работы, да и то списание возможно по прошествии некоторого времени. А в этот период часто судебная инстанция накладывает на должника запреты, существенно ограничивающие его свободу.
Поэтому доверять рекомендуется только официальным источникам. Конечно, лучше всего непосредственно читать законы и статьи кодексов, но разобраться в них без юридического образования будет крайне сложно. Поэтому можно ограничиться авторитетными сайтами, комментариями известных юристов. А вот с форумами и тематическими группами следует быть крайне осторожными.
Особенности инициирования банкротства
Независимо от того, какие банкротство преследует цели, процесс признания своей финансовой несостоятельности далеко не так прост, как это может показаться.
В интернете пишут, что достаточно ограничиться подачей заявления, но это только вершина айсберга, поскольку к ходатайству признать себя банкротом , многие из которых имеют ограниченный срок действия.
К тому же, физическое лицо имеет право оформлять добровольное банкротство только в том случае, если общая сумма долга составила более 500 тысяч рублей, а последнее действие по кредиту выполнялось более 90 дней назад. При этом кредиторы тоже могут подавать такое заявление, а в суде будет рассматриваться ходатайство, зарегистрированное первым.
Последствия для заемщика
Признавая финансовую несостоятельность в добровольном порядке через суд, физическому лицу следует быть готовым к некоторым последствиям. На время рассмотрения процесса в его отношении вводят такие запреты и ограничения.
Лекция 2. ИНСТИТУТ БАНКРОТСТВА В РОССИИ
1. Что означает понятие «кризис»?
2. Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии?
3. Какие существуют кризисы?
4. Какие тенденции развития отражают кризисы?
5.Можно ли управлять кризисными ситуациями?
6. В чем проявляется опасность кризиса? Каковы ее симптомы?
7. Что такое банкротство, на какие виды можно условно делить банкротство?
8. Назовите признаки банкротства.
9. Как относится государство и общество к фактам банкротства?
10. Что такое несостоятельность организации?
1. Предмет, цели и методы регулирования правоотношений, возникающих при банкротстве.
2. История возникновения и развития института банкротства в России.
3. Органы исполнительной власти, осуществляющие функции, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) организаций.
Существование института несостоятельности (банкротства) обусловлено несколькими причинами. Необходимо оградить экономический оборот и его участников от последствий неэффективной работы тех из них, кто проявил неспособность надлежащим образом исполнять принятые на себя обязательства, если эта неспособность приобретает стойкий характер. С одной стороны, возникает необходимость устранения из оборота такого его участника. С другой стороны, желательно попытаться сохранить его как производителя товаров, работ или услуг и работодателя. При этом в обоих случаях, поскольку юридические лица отвечают всем своим имуществом, следует предотвратить обращение всего или большей части этого имущества на удовлетворение требований одного или нескольких наиболее расторопных кредиторов и лишение остальных кредиторов возможности получить хотя бы частичное удовлетворение. Наряду с этим нужно защитить интересы самого несостоятельного должника, и решение вопроса о его сохранении или ликвидации подчинить установленным законом процедурам.
Законодательство о несостоятельности преследует ряд целей, наиболее важными из которых являются следующие:
Упорядоченное разрешение дел должника, а не полная свобода действий для всех;
Увеличение возврата средств (с учетом расходов на проведение процедур) в интересах всех сторон;
Спасение бизнеса (и/или юридического лица) жизнеспособного предприятия;
«справедливое» распределение средств между сторонами (хотя что есть «справедливо» - представляет собой предмет споров);
Предотвращение нарушений путем создания возможности распространения неправомерных сделок, заключенных в период до банкротства, и введения других санкций;
Поощрение попыток реструктуризации в период до банкротства (или, по крайней мере, не препятствование им);
Поддержание общественного доверия к процессу управления имуществом неплатежеспособных должников и обеспечение предсказуемого исхода процедур;
Посредством всего вышеперечисленного снижение цены и повышение доступности кредита.
Легальное понятие банкротства дается законодателем в ст. 2 Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротите)» (далее по тексту - Закон)
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Таким образом, современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. не способность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;
во-вторых, это неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
в-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того, как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.
Законодатель разделяет особенности признаков банкротства граждан и юридических лиц.
Так, гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей:
Если соответствующие обязательства не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены;
Если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Организационно-правовые формы юридических лиц, которые могут быть признаны банкротами:
коммерческие организации. Исчерпывающий перечень форм таких организаций определен в гл. 4 ГК РФ. Он включает: хозяйственные товарищества (полные товарищества, товарищества на вере); хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, акционерные общества (открытые и закрытые, в т.ч. народные предприятия); производственные кооперативы; государственные и муниципальные унитарные предприятия. Из всех коммерческих организаций дело о банкротстве не может быть возбуждено лишь в отношении казенных предприятий, т.е. федеральных государственных унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления. Это обусловлено тем, что при недостаточности у них имущества для расчетов с кредиторами государство несет субсидиарную ответственность.
некоммерческие организации. Не могут быть признаны банкротами учреждения (они, как и казенные предприятия, основаны на праве оперативного управления, и по их обязательствам учредители несут субсидиарную ответственность), политические партии и религиозные организации в силу особенностей осуществляемой ими деятельности.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона, для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
Размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
Размер обязательных платежей без учета установленных законодательством Российской Федерации штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
При этом важно подчеркнуть, что подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а так же иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности но уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
И соответствии с п. 2 ст. 3 Закона, юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов, если более чем 3 месяца существует даже минимальная задолженность. В этом состоит сущность критерия неплатежеспособности.
Вместе с тем, наличие у должника признаков банкротства позволяет считать его неплатежеспособным, но еще не банкротом.
Для восстановления же платежеспособности уполномоченным органам должника необходимо принять. меры для ликвидации задолженности, просроченной более чем на три месяца. Как следует из определения неплатежеспособности, таким способом может являться как уплата долга, так и заключение соглашения с кредитором об отсрочке платежа либо о новации долгового обязательства. Следовательно, критерий возможности восстановления платежеспособности, подлежащий определению как основание для введения той или иной процедуры банкротства, зависит не только от наличия собственных средств и иного имущества у должника. Невозможность восстановления платежеспособности будет означать, что наряду с отсутствием собственных ресурсов для расчетов е кредиторами также исчерпаны все возможности для привлечения заемных средств, а сами кредиторы не желают предоставлять должнику отсрочку в уплате долга или проводить его новацию.
При использовании указанных понятий следует разграничивать, когда у организации имеются лишь признаки банкротства, и она считается неплатежеспособной, и когда должник является банкротом. Установление последнего факта возможно только после признания организации таковой арбитражным судом.
Статьей 34 Закона установлен закрытый перечень лиц, участвующих в деле о банкротстве, к которым относятся: должник; арбитражный управляющий; временный управляющий; административный управляющий, внешний управляющий, конкурсный управляющий, конкурсные кредиторы; уполномоченные органы; федеральные органы исполнительной власти РФ, органы исполнительной власти субъектов, муниципальные органы.
Важная роль в деле о банкротстве отводится саморегулируемым организациям арбитражных управляющих, которые предлагают кандидатуры арбитражных управляющих, которые контролируют профессиональную деятельность арбитражных управляющих на основании представляемых ими отчетов, рассматривают жалобы на действия арбитражных управляющих и т.д.
В соответствии со ст. 7 Закона, правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. При этом право на обращение в арбитражный суд возникнет по истечении тридцати дней с даты направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. Фактически должнику дается месячный срок, за который он может погасить возникшие задолженности.
При рассмотрении дела о банкротстве должники - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;
Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;
Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;
Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;
Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами.
При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются следующие процедуры банкротства:
Конкурсное производство;
Мировое соглашение;
Иные предусмотренные Законом процедуры банкротства.
Вопрос 2. История возникновения и развития института банкротства в России
Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: «...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов». В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.
Было время, когда право разрешало казнить несостоятельного должника. Банкрота приравнивали к вору, надевали на него ошейник и помещали у позорного столба. Несостоятельность ассоциировалась с позором. Интересно, что Наполеон сравнивал несостоятельного должника с капитаном, покинувшим корабль, а факт несостоятельности рассматривал кик преступление.
В России истоки зарождения института несостоятельности можно найти в «Русской Правде». Так, например, статья 69 регулирует тот случай, когда у должника несколько кредиторов, и он не в состоянии им заплатить. Способом получения денег служили продажа должника на «торгу», но при условии, что несостоятельность должника возникла в следствие несчастного стечения обстоятельств. Полученные денежные средства распределялись между кредиторами в соответствии с установленными правилами.
Дальнейшее упоминание об институте несостоятельности содержится только в Соборном уложении 1649 года, хотя и оно практически повторяет то, что было заложено в «Русской правде».
Переломным моментом в регулировании отношений несостоятельности стал XVIII век. Именно в этот период создается большое количество законодательных актов, кодификация которых была завершена в 1800 году изданием Устава о банкротах.
Устав, состоящий из двух частей: «Для купцов и другого звания торговых людей, имеющих право обязываться векселями» и «Для дворян и чиновников», выделял три вида несостоятельности: несчастную, неосторожную и злостную, содержал новые нормы о порядке признания недействительными некоторых сделок, совершенных банкротом, регламентировал последствия несостоятельности, состоящие в лишении банкрота большинства прав. Устав о банкротах широко применялся на практике, но в процессе его применения были выявлены «разные неудобства и недостатки, в отвращение коих было принято решение создать новый Устав».
Устав о банкротах 1832 года четко определивший в качестве критерия несостоятельности неоплатность, просуществовал вплоть до 1917 года.
Результаты исследования правового регулирования несостоятельности (банкротства) до 1917 года свидетельствуют о его весьма высоком уровне даже по сравнению с современными ему зарубежными аналогами, о понимании целей и задач несостоятельности, как одного из институтов рыночной экономики.
После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 г. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.
28 ноября 1927 года Декретом ВЦИК и СНК РСФСР Гражданский процессуальный кодекс был дополнен главой 37 «О несостоятельности частных
лиц физических и юридических». Согласно этому Декрету, дела рассматривались в исковом порядке. Устанавливался срок один год с момента принятия иска к рассмотрению судом. Отстранив кредиторов как от участия в конкурсе, так и от назначения управляющего, государственные учреждения взяли на себя исполнение этих функций. Законодательство периода НЭПа представляло собой аномалию конкурсного права, поскольку защищало не законные интересы отдельных кредиторов, а общий хозяйственный результат. Со свертыванием НЭПа постепенно перестали применяться и конкурсные законы, поскольку существование института несостоятельности несовместимо с монополией государственной собственности и развитием плановых начал в экономике.
В советский период процедура банкротства как способ прекращения предпринимательской деятельности практически не применялась. В начале 1960-х гг. нормы о банкротстве были исключены из законодательства.
Экономические реформы, проводимые в нашей стране с конца 80-х годов, привели к необходимости восстановления института несостоятельности (банкротства), являющегося обязательным элементом рыночной экономики. В 90-х годах, после долгих лет забвения, в России начался процесс возрождения правового регулирования имущественных отношений, снизанных с несостоятельностью (банкротством) должника.
Понятие «банкрот» введено Указом Президента Российской Федерации. За Указом «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применению к ним специальных процедур» от 14 июня 1992 г. был принят Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 11 ноября 1992 г. № 3929-1. Применение Закона затруднялось из-за отсутствия механизма действенного арбитражного судопроизводства.
Основная цель включенного в 1992 г. в российское право института несостоятельности заключалась в том, что из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации), задерживающие развитие рыночных отношений и стимулирующие рост неплатежей. В соответствии со статьей 3 указанного закона рассмотрение дел о несостоятельности (банкротстве) предприятий было отнесено к компетенции арбитражных судов.
Уже 1 марта 1993 г., в день вступления закона в силу, в арбитражные суды было подано большое количество заявлений от кредиторов с одинаковыми исковыми требованиями: «прошу признать предприятие банкротом...» Динамика дел этой категории выглядит следующим образом: в 1993 году было рассмотрено немногим более 100 дел; в 1994 г. - 240 дел; в 1995 г. - 1108 дел; в 1996 г. - 2618 дел; в 1997 г. - 4320 дел. Число должников, ежегодно признаваемых несостоятельными (банкротами), увеличилось за этот период с 50 в 1993 году до 2200 в 1997 году. В 1997 году в отношении 850 организаций арбитражными судами были применены реорганизационные процедуры. Для рассмотрения первых дел о банкротстве привлекались американские специалисты, имеющие на тот момент наибольший практический опыт по делам данной категории. Так,например, в США с июня 1993 г. по июнь 1994 г. было возбуждено 845257 дел.
Практика применения закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» с первых шагов показала его несовершенство, значительные пробелы. Отсутствие механизма реализации создавало определенные трудности в его исполнении. Так, например, в соответствии с п. 1 ст. 6 закона РФ от 19.11.92г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» прежде чем подать иск в арбитражный суд, кредитор обязан направить должнику заказной почтой извещение с уведомлением о вручении. В уведомлении должны содержаться требования к должнику в недельный срок со дня его получения выполнить свои обязательства, а также предупреждение о том, что в случае их невыполнения в течение указанного срока кредитор обратится в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия. И только после получения кредитором уведомления о вручении извещения он может обратиться в арбитражный суд с заявлением о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве). А как быть в случае, если кредитор перестал получать почту (поменял адрес или просто сбежал)? Закон об этом умалчивал. Судьи же отказывались принимать заявления к производству, если не соблюден так называемый претензионный порядок, даже если на уведомлении о вручении стоит отметка почты о невозможности вручения.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона под несостоятельностью (банкротством) понималась неспособность удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом или в связи с неудовлетворительной структурой баланса должника. Исходя из определения несостоятельности, заложенного в Законе, банкротом можно было признать предприятие только в том случае, когда кредиторская задолженность превышала балансовую стоимость имущества. А как быть в ситуации, если общая сумма обязательств равнялась общей стоимости имущества, но само имущество неликвидное и не может быть продано за эту сумму? Ответ на этот вопрос Закон не содержал.
В отличие от мирового опыта, исходящего из того, что банкротом может стать тот, кто не в состоянии оплачивать долги, российский закон 1992 г. позволял крупным предприятиям, не опасаясь банкротства, длительное время не оплачивать полученные товары (оказанные услуги или выполненные работы) и использовать денежные средства своих кредиторов в качестве собственных средств с тем условием, чтобы кредиторская задолженность не превышала балансовую стоимость активов. И как показывает практика, арбитражные суды признавали банкротами в основном лишь небольшие предприятия.
Пункт 2 ст. 1 Закона, гласящий, что внешним признаком (несостоятельности) банкротства является приостановление его текущих платежей, тоже вызывал определенные споры. Согласно Закону, если предприятие раз в месяц осуществляло платеж в размере 10 рублей и одновременно имело многомиллионную задолженность, то можно было констатировать факт отсутствия одного из основных признаков банкротства.
Неоднократно вставал вопрос об исчислении «трех месяцев со дня наступления сроков исполнения» обязательств. Будет ли перечисление должником «поему кредитору суммы в размере одного рубля означать, что с этого момента необходимо заново исчислять новый трехмесячный срок.
В период приватизации государственной (муниципальной) собственности предполагалось запустить механизм банкротства, правовой базой которого явились указы Президента Российской Федерации. Первым был Указ «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 22 февраля 1993 г. В 1994 г. вышли следующие указы: «О реформе государственных предприятий», «О некоторых вопросах налоговой
политики», «О дополнительных мерах по нормализации расчетов и укреплению платежной дисциплины», «Об осуществлении комплексных мер по своевременному и полному внесению в бюджет налогов и иных обязательных платежей», «О продаже государственных предприятий-должников». Практическая реализация первого указа нашла отражение в постановлении Правительства Российской Федерации «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 20 мая 1994 г. № 498.
В целях создания организационных, экономических и иных условий, необходимых для реализации актов о несостоятельности (банкротстве) государственных предприятий, а также предприятий, в капитале которых доля (вклад) Российской Федерации, последовательно вышли в свет соответствующие постановления правительства. Постановлением Правительства РФ от 20 сентября 1993 г. № 926 было создано Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Государственном комитете Российской Федерации по управлению государственные имуществом, сокращенно ФУДН (б).
Указом Президента от 22 декабря 1993 № 2264 «О мерах по реализации законодательных актов о несостоятельности (банкротстве) предприятий» Федеральной службе России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению поручено представлять от имени государства интересы собственника при решении вопросов о несостоятельности в отношении федеральных государственных предприятий, а также организаций, в капитале которых есть доля РФ. Постановлением Правительства от 20 мая 1994 г. № 498 «О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий» служба наделена полномочиями выступать от имени государства как кредитора при решении вопросов о банкротстве предприятий вне зависимости от организационно-правовой формы в случае неисполнения ими обязательств по платежам в федеральный бюджет и внебюджетные фонды.
Попытка реформирования института несостоятельности (банкротства) и приведения его в соответствие с требованиями времени была предпринята в1995 году, когда был подготовлен проект нового федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Несмотря на то, что в декабре 1995 года этот проект был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации в первом чтении, работы над этим проектом были приостановлены. Тому имелись две причины: появление альтернативного законопроекта (на 70 процентов повторяющего текст прежнего), а также принятие Государственной Думой в первом чтении проекта федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) банков и иных кредитных организаций», в качестве совершено самостоятельного проекта, никак не связанного с проектом общего закона о несостоятельности (банкротстве). После многократных обсуждений этих проектов специалистами был выработан новый проект закона, который и был принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года, одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года и подписан Президентом Российской Федерации 8 января 1998 года.
Таким образом, с 1 марта 1998 года был введен в действие новый Федеральный закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)». Во исполнение вновь примятого Федерального закона Правительством Российской Федерации был принят ряд постановлении, детально регламентирующих процедуры несостоятельности (банкротства) юридических лиц. Институт банкротства получил правовое закрепление в ст. 61 и 62 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В ходе реформирования государственного аппарата Федеральное управление по делам о несостоятельности (ФУДН) получило не только новое название - Федеральная служба России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению, - но и статус самостоятельного федерального органа исполнительной власти.
Закон «О несостоятельности (банкротстве)» 1998 г. также не внес ясности во многие вопросы. Его положения неоднократно изменялись и дополнялись вплоть до 2002 года. Сложная политическая борьба, связанная с созданием нового правового нормативного акта по несостоятельности и банкротству, закончилась подписанием 26 октября 2002 г. Президентом РФ нового Федерального закона № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», который вступил в силу 3 декабря 2002 г. (по истечении 30 дней с момента его официального опубликования), за исключением отдельных его положений. В частности, параграф б Закона, регулирующий порядок банкротства субъектов естественных монополий начал действовать с 1 января 2005 г.



