Конституционные обязанности: понятие, признаки и сущность. Виды конституционных обязанностей граждан Основные конституционные обязанности виды социальная ценность

Ключевые слова: КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ; КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ; ВИДЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; РОЛЬ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ; THE CONSTITUTIONAL-LEGAL STATUS OF THE INDIVIDUAL; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE CONSTITUTIONAL OBLIGATIONS; THE SIGNS OF CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES; THE ROLE OF THE CONSTITUTIONAL RESPONSIBILITIES.

Аннотация: В статье рассматривается назначение конституционных обязанностей как составного элемента конституционного правового статуса личности. Перечисляются конституционные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ, также выявляются признаки конституционных обязанностей, показана обусловленность возникновения государства с возникновением конституционных обязанностей.

Невозможно представить человека, обладающего правами без обязанностей. Будучи наделённым правами, человек должен нести соответствующие обязанности. Обязанности являются составной частью правового статуса наряду с правами, свободой и законными интересами личности. Наличие обязанностей у индивида предполагает совершение определённых действий в пользу управомоченного лица. Будучи предписаниями о должном, они представляют собой чётко зафиксированный в законодательном порядке реестр требований, предъявляемых обществом к личности. Этот реестр выражает минимум, а не максимум, так как законом нельзя охватить всего содержания и всех форм проявления ответственности. По справедливому замечанию русского историка В.О. Ключевского, «права без обязанностей – юридическая нелепость, как следствие без причины – нелепость логическая» . Обязанности так же как и права существуют в любом государстве независимо от установившегося политического режима, но наиболее демократичный характер обязанности приобретают в правовом государстве. Формула «нет прав без обязанностей» получила признание на международном уровне. Так, во Всеобщей декларации прав человека в статье 29 устанавливается, что каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором и возможно свободное и полное развитие личности.

Небезынтересно заметить, что в 1997 г. в ООН обсуждался проект Всеобщей декларации обязанностей человека . Она не была принята, однако вопрос едва ли можно считать закрытым. «Весьма вероятно, что это обусловлено тем, что права человека как способ борьбы с режимами, не подпадающими под общедемократические представления об организации власти и её взаимоотношениях с индивидом, ещё не исчерпали свой революционный потенциал» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Осуществление конституционных обязанностей обеспечивает нормальное функционирование государства и жизнедеятельность общества. Независимо от круга субъектов требования к носителю конституционных обязанностей ответственность правообязанного лица наступает только перед государством; перед иными же субъектами правообязанный несёт ответственность лишь при условии, что соответствующая обязанность конкретизирована в иных актах и носит отраслевой характер. «В отличие от прав (свобод) основные обязанности имеют широкомасштабное содержание. В Конституции они проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали» .

Конституционные обязанности являются второй неотъемлемой частью «ядра» конституционного положения личности. Конституция – нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой на всей территории страны. Так, предписания Конституции РФ распространяются на всей его территории, определённым в соответствии с международным правом. Выполнение предписаний Конституции РФ обеспечивается силой государства и несоблюдение положений Основного закона влечёт за собой юридическую ответственность, установленную законом. Применительно к обязанностям это означает, что невыполнение обязанностей лицами, находящимися на территории конкретного государства, влечёт отрицательные санкции со стороны государства. Таким образом, «конституционная обязанность – это выраженное в конституционно-правовых нормах притязание конкретного государства к поведению любых лиц, находящихся на его территории, то есть граждан и не граждан данного государства» . Конституционные обязанности возлагаются отчасти на человека, в то время как на гражданина возлагаются все обязанности, предусмотренные Конституцией РФ . Конституция РФ предусматривает 8 обязанностей для лиц, находящихся на её территории:

1. признание, соблюдение и защита прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17)
2. соблюдение Конституции и законов (ч. 2 ст. 15)
3. сохранение исторического и культурного наследия (ч. 3 ст. 44)
4. плата законно установленных налогов и сборов (ст. 57)
5. сохранение природы и окружающей среды (ст. 58)
6. забота о детях и нетрудоспособных родителях (ч. 2 и 3 ст. 38)
7. защита Отечества или несение альтернативной службы (ч. 1 ст. 59)
8. получение основного общего образования (ч. 4 ст. 43)

Из приведённых выше обязанностей первые 6 возлагаются как на человека, так и на гражданина РФ; остальные 2 возлагаются только на лиц, имеющих гражданство РФ.

Конституционные обязанности нацелены на реализацию личных и общественных интересов и служат защите и развитию наиболее значимых социальных ценностей. В Конституции обязанности проявляются прежде всего в форме правового требования исполнять установленные законом вид и меру поведения либо воздерживаться от этого. Вследствие широкой формы обобщения обязанность нередко опирается не только на правовые нормы, но и на нормы морали . Конституционные обязанности, так же как и права и свободы имеют высшую юридическую силу и защищены особым образом. Нормы, выражающие конституционные права и обязанности, определяют место и роль человека и гражданина в обществе и государств, образуя конституционный статус личности (общий правовой статус). Данный статус определяется прежде всего Конституцией РФ и не зависит от различных текущих обстоятельств, является единым и одинаковым для всех, характеризуется относительной статичностью, обобщённостью, является первичным исходным: все остальные социальные статусы лишь дополняют его. «Конституционный статус личности может быть выражен следующей формулой: конституционные права + конституционные свободы + конституционные обязанности» .

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Конституционные обязанности как равноценная составная часть правового статуса личности – это закреплённое конституционными нормами обязательное поведение человека и гражданина, когда на стороне государственных органов, органов местного самоуправления и других физических лиц имеется право требовать выполнения предписанных конституций правил.

Конституционные обязанности обладают рядом признаков, которые позволяют отличить их от других видов обязанности.

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии (расхождении правовых норм) всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.

4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

Таким образом, роль и значение конституционных обязанностей в цивилизованном обществе велико. Само возникновение государства обусловлено наделением правами и возложением обязанностей на подчинённое население. Являясь фундаментальными обязанностями, они направлены на эффективное развитие государства.

Вследствие чего конституционные обязанности являются основополагающими и выполнение этих обязанностей обеспечивается силой государства. Наличие конституционных обязанностей у гражданина взаимообусловлено предоставлением ему конституционных прав. Конституционные обязанности не могут существовать в отрыве от государства.

Список литературы

  1. Ключевский В.О. Собрание сочинений в 9 т. Т. 9. — М. — 1990. — 528 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека. Нью-Йорк. 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1995. № 67.
  3. Проект Всеобщей декларации обязанностей человека. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ikondrashin.narod.ru/rus/poved/31.htm
  4. Б.С. Эбзеев. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. — М. — 2011. — 384 с.
  5. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. — М. Норма. — 1997. — 304 с.
  6. Головистикова А.Н., Грудцына Л.Ю. Права человека: учебник. — М. Высшее образование. — 2008. — 743 с.
  7. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6 ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. № 237.
  8. Хафизов Д.Х. Понятие и признаки конституционных обязанностей // В сборнике: Тенденции развития современной науки. Сборник статей Международной научно-практической конференции. — 2017. — С. 24-25.
  9. Сергеев С.Г. Конституционное право России: учебник. — М. Дашков и Ко. — 2008. — 576 с.

Конституционная обязанность - это закрепленная Конституциейв интересах общества необходимость, предписывающая каждому индивиду определенный вид и меру своего поведения.

Здесь важно выделить два конституционных принципа:

а) равенство обязанностей (ч. 2 ст. 6Конституции РФ);

б) уважение прав и свобод других лиц. Это важнейшее условие свободы, ее необходимое ограничение и фундаментальный принцип правопорядка. Часть 3 ст. 17Конституции РФ устанавливает, что осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.

КонституцияРФ закрепляет следующие конституционные обязанности человека и гражданина:

1. Соблюдение Конституции РФ и законов. Это самая главная обязанность, лежащая на гражданах, о чем говорится в ч. 2 ст. 15Конституции России. По сути она распространяется и на не граждан, поскольку нельзя допустить, чтобы кто-то из проживающих в стране лиц имел привилегию не соблюдать действующие в этой стране законы. Соблюдение Конституции РФ и законов - всеобщее правило, не знающее исключений.

Помимо общей обязанности соблюдать Конституцию, существует и прямое предписание гражданам соблюдать конкретные конституционные запреты (ч. 5 ст. 13Конституции РФ).

2. Забота о детях и нетрудоспособных родителях. В частях 2и3 ст. 38Конституции закреплены две конституционные обязанности граждан: во-первых, родители обязаны заботиться о детях, их воспитании; во-вторых, трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях. Эти обязанности граждан отражают личную ответственность каждого человека за судьбу своих детей и родителей, когда они еще или уже не в состоянии обеспечить свои жизненные потребности.

3. Получение основного общего образования. Конституция РФ возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, на родителей и лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно даже представить себе, какова может быть их ответственность и в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности общего основного образования сохраняет силу до достижения подростком 15 лет. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

4. Забота о памятниках истории и культуры. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ч. 3 ст. 44Конституции РФ). Данная конституционная обязанность направлена на сохранение материальных и духовных ценностей многонационального народа России, развитие его культуры.

5. Уплата налогов и сборов. Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57Конституции РФ). Это элементарное требование к человеку и гражданину, который живет в обществе и пользуется благами государственной деятельности. С помощью налогов государство обеспечивает обороноспособность и безопасность граждан, развивает экономику, образование, науку, здравоохранение в интересах всего общества.

6. Сохранение природы и окружающей среды. Для выживания человечества нет большей опасности, чем уничтожение природы, загрязнение воздуха, земли и водоемов. Конституция РФ гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам" (ст. 58).

7. Защита Отечества и обязанность воинской службы. Конституция РФ объявляет защиту Отечества "долгом и обязанностью гражданина РФ" (ст. 59). В данном случае правовая обязанность соединяется с моральной категорией (долгом), тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Но защита Отечества предполагает обязанность каждого военнообязанного гражданина "встать под ружье" в случае агрессии против России, официального объявления войны и мобилизации.

Если правам и свободам личности в действующей ныне Конституции и в литературе уделяется большое внимание, то этого нельзя сказать об основных обязанностях. В Конституции содержатся лишь пять статей, посвященных обязанностям. В литературе же имеются лишь отдельные статьи, в которых они анализируются. Отсутствие в литературе полного анализа понятия обязанностей вовсе не означает недооценки их роли в правовом регулировании поведения членов нашего общества. Напротив, все авторы, в той или иной мере затрагивающие проблему обязанностей, довольно единодушно подчеркивают их важное значение в укреплении общественной дисциплины и правопорядка. В Уголовном кодексе, в законах, регулирующих финансовую деятельность государства, административную деятельность государства и т.д., всюду мы найдем указания на известного рода обязанности и повинности гражданина.

Конституционные обязанности это элемент правового статуса личности. Правовой статус - сложная, собирательная категория, отражающая весь комплекс связей человека с обществом, государством, коллективом, окружающими людьми.

В структуру этого понятия включаются следующие элементы:

а) правовые нормы, устанавливающие данный статус;

б) правосубъектность;

в) основные права и обязанности;

г) законные интересы;

д) гражданство;

е) юридическая ответственность;

Признаки конституционных обязанностей граждан РФ:

1. Конституционные обязанности обладают верховенством. Все другие юридические обязанности должны, в принципе, соответствовать основным. Ни один государственный орган, ни одно должностное лицо не могут принять правовой акт или решение, которое противоречило бы конституционным обязанностям. В случае коллизии всегда действует конституционная норма.

2. Конституционные обязанности служат юридической базой для всех обязанностей, устанавливаемых законодательством.

3. Основные конституционные обязанности формируются в общем виде. Их детализация, конкретизация осуществляется в обязанностях, устанавливаемых отраслевыми нормами.


4. Только конституционные обязанности действуют на всей территории Российской Федерации в отношении всех граждан государства, иностранцев и лиц без гражданства.

5. Для каждого гражданина России одинаков круг обязанностей. Именно в области конституционных прав и обязанностей наглядно проявляется равноправие как принцип правового положения граждан.

6. Основные, конституционные обязанности имеют постоянно действующий непрерывный характер. Они не могут быть исчерпаны первым осуществлением. Пока лицо является гражданином Российской Федерации, он может реализовывать свои обязанности.

В конституционных обязанностях выражается ответственность личности перед обществом, человека перед государством. Несоблюдение конституционных обязанностей влечёт юридическую ответственность, установленную законом. К примеру, статья 339. Уголовного кодекса РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ «Уклонение от исполнения обязанностей военной службы путем симуляции болезни или иными способами» устанавливает ответственность за уклонение от такой конституционной обязанности как защита Отечества.

Виды конституционных обязанностей:

· Защита Отечества

· Получение основного общего образования

· Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия

· Обязанность сохранять природу и окружающую среду

· Обязанность платить законно установленные налоги и сборы

· Уважение прав и свобод других лиц

· Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы

Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы . Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и действующие на её территории законы (федеральные законы и законы субъектов РФ) универсальна и распространяется на всех субъектов правоотношений (в том числе на иностранцев и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ). Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы не ограничивается требованием не нарушать установленные ими запреты. Некоторыми законами на граждан могут быть возложены дополнительные обязанности (Например, см. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").

Такие законы могут совершать отсылки на подзаконные акты, но обязанности граждан могут быть установлены только законами. По существу, все обязанности граждан могут быть сведены к обязанности соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность граждан соблюдать Конституцию РФ и законы иногда расширительно толкуется как обязанность человека и гражданина всей своей деятельностью содействовать практической реализации конституционных принципов и положений законодательства. Несоблюдение Конституции РФ и законов, как правило, влечёт юридическую ответственность, установленную законами.

Уважение прав и свобод других лиц. Часть 3 ст. 17 Конституции устанавливает, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Уважение к чужим правам требует развитого правосознания и сдерживающих нравственных начал в человеке, особенно когда права другого лица оказываются препятствием к осуществлению собственных желаний, даже законных. Эгоистическая реализация своих прав за счет прав других является одновременным нарушением норм как права, так и морали, это путь к конфликтам между людьми и утверждению царства права сильных. Конституция предлагает единственно возможный путь избежать этого - закрепляемая ею обязанность вводит человеческие страсти и амбиции в русло сознательной саморегуляции и разумного баланса собственных и чужих прав.

Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Согласно статье 57 Конституции РФ каждый обязан платить установленные налоги и сборы. Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Согласно Конституции РФ система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в РФ устанавливаются федеральным законом, таким федеральным законом является Налоговый кодекс РФ. Налоги являются необходимым условием существования государства, экономической основой его деятельности, условием реализации им своих публичных функций (постановления Конституционного Суда от 17 декабря 1996 г. N 20-П и от 16 июля 2004 г. N 14-П).

Налоги могут и не играть столь важную для существования государства роль, если в его непосредственной собственности находятся большая часть средств производства и доходы от их использования. Однако в демократическом правовом и социальном государстве, в котором признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ч. 2 ст. 1, ст. 8 Конституции), налоги приобретают первостепенное значение. Неисполнение конституционной обязанности платить налоги и сборы подрывало бы основы конституционного строя РФ, закрепленные в гл. 1 Конституции. Именно поэтому обязанность платить законно установленные налоги и сборы распространяется на всех налогоплательщиков в качестве непосредственного и безусловного требования. Этим объясняется возможность бесспорного взыскания налогов при условии его последующего судебного контроля.

Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Статья 58 Конституции РФ устанавливает обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. В эпоху научно-технического прогресса природа требует особых мер охраны государством и обществом, но в ней должен участвовать и каждый человек. В противном случае неизбежна глобальная экологическая катастрофа. Обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду связано с конституционным правом на благоприятную окружающую среду. Данная конституционная обязанность детально раскрыта в федеральном законе «Об охране окружающей среды».

Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия . В соответствии со статьёй 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. Историческое наследие является частью наследия культурного. Забота о сохранении культурного наследия означает совершение конкретных действий, не допускающих его утрату или бесхозяйственное содержание. Статья 240 ГК предусматривает возможность изъятия у собственника путем выкупа или продажи с публичных торгов культурных ценностей, отнесенных к особо ценным охраняемым государством, если он бесхозяйственно содержит эти ценности, что грозит утратой ими своего значения.

Обязанность беречь памятники истории и культуры относится к каждому. Понятие "памятники истории и культуры" (иначе - объекты культурного наследия) раскрывается в ст. 3 ФЗ от 25 июня 2002 г. "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" К ним относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Обязанность охранять культурные ценности распространяется также на объекты, поступившие из заграницы и находящиеся на территории РФ.

Конституционный Суд в Постановлении от 20 июля 1999 г. N 12-П по делу о проверке конституционности ФЗ от 15 апреля 1998 г. "О культурных ценностях, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны, находящихся на территории Российской Федерации" указал, что к культурным ценностям, перемещенным в СССР в результате Второй мировой войны, относятся только те из них, которые были перемещены в СССР с территории Германии и ее бывших военных союзников в соответствии с приказами военного командования Советской армии и распоряжениями других компетентных органов.

Деятельность по реставрации объектов культурного наследия, осуществляемая юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, подлежит лицензированию.

Статья 62 Основ законодательства о культуре предусматривает возможность установления ответственности за нарушения законодательства о культуре. УК в ст. 243 предусматривает за уничтожение или повреждение памятников истории, культуры, природных комплексов или объектов, взятых под охрану государства, а также предметов или документов, имеющих историческую или культурную ценность, ответственность в виде штрафа в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо лишением свободы на срок до двух лет. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных объектов или памятников общероссийского значения, наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Статья 7.13 КоАП предусматривает административную ответственность за нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны.

Получение основного общего образования. Конституция возлагает на каждого гражданина обязанность получить основное общее образование, а на родителей или лиц, их заменяющих, - обязанность обеспечить получение детьми этого образования (ч. 4 ст. 43). Естественно, дети не могут нести ответственность за нарушение этой обязанности, трудно также представить себе, какова может быть их ответственность в зрелом возрасте, тем более что требование обязанности основного общего образования сохраняет силу до достижения подростком определенного возраста. Единственным последствием для необразованного человека является невозможность поступления без аттестата зрелости в высшее учебное заведение и занятия ряда должностей.

Защита Отечества. В соответствии со статьёй 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе». Федеральный закон предусматривает прохождение военной службы по призыву и по контракту. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену её альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность граждан РФ включает в себя:

1) воинский учет;

2) обязательную подготовку к военной службе;

3) призыв на военную службу;

4) прохождение военной службы по призыву;

5) пребывание в запасе;

6) призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Граждане РФ могут исполнять воинский долг путем добровольного поступления на военную службу.

На военную службу не призываются граждане РФ:

1) отбывающие наказание в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы;

2) имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления;

3) в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или уголовное дело передано в суд.

Граждане РФ могут быть освобождены от прохождения военной службы по основаниям, указанным в ФЗ от 28 марта 1998 г. 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (с последними изменениями от 22 февраля 2004 г.). Призыв на военную службу граждан РФ может быть отстрочен в случаях, установленных федеральным законодательством.

Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица. Так, статья 38 устанавливает обязанность родителей заботиться о детях и заниматься их воспитанием , а также обязанность совершеннолетних трудоспособных детей заботиться о нетрудоспособных родителях, эти конституционные обязанности подробно регламентируются Семейным кодексом РФ. Конституция РФ возлагает на родителей (лиц, их заменяющих) обеспечить получение детьми основного общего образования.

Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности специальных субъектов права (например, обязанность должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления обеспечить возможность граждан возможность ознакомиться с документами и материалами, непосредственно затрагивающих их права и свободы). Некоторые конституционные нормы устанавливают обязанности-запреты (например, запрет пропаганды социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства).

Конституционно-правовой статус Российской Федерации.

Российская Федерация - федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа. Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г., Федеративным договором от 31 марта 1992 г.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации - это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация - суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет.

Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

Территории ее субъектов (сухопутная территория);

Внутренние воды - воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

Воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей). Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории. Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г. «О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст. 79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Конституционно-правовой статус РФ характеризуется наличием федеральной собственности . В соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. " О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов. Городов Москвы и Санкт - Петербурга и муниципальную собственность". К объектам исключительно федеральной собственности относятся объекты, составляющие основу национального богатства страны; объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов государственной власти и решения общероссийских задач, объекты оборонного производства; объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства и прочие объекты.

Конституционно - правовой статус РФ характеризуется наличием единой денежной и кредитной системы . Денежная система РФ включает в себя денежную единицу, порядок эмиссии наличных денег, организацию и регулирование денежного обращения. Официальной денежной единицей РФ является рубль.

К числу наиболее важных элементов конституционно - правового статуса РФ относится наличие единых Вооруженных Сил , которые осуществляют защиту суверенитета и территориальной ценности РФ. Не имеют право создавать свои Вооруженные Силы и субъекты РФ, включая республики. Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ согласно Конституции является Президент РФ.

РФ обладает уникальным федеративным устройством. РФ состоит из 89 субъектов: 21 республики, 7 краев, 48 областей, 2 городов федерального значения, 1 автономной области, 10 автономных округов. Она относится к федерациям смешанного типа: одна часть ее субъектов образована по национально - территориальному принципу (республики, автономная область, автономные округа), другая - по территориальному (края, области, города федерального значения). РФ является полной федерацией, т.е. территории я целиком состоит из территорий субъектов. Вместе с тем РФ осталась ассиметричной федерацией: составляющие ее субъекты, будучи равноправными, имеют различный государственно - правовой статус.

По Конституции в состав РФ входит 21 республика. Большинство из них имели статус автономной республики в составе РСФСР: Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Кабардино-Балкарская, Калмыкия, Карелия, Коми, Марий Эл, Мордовия, Саха (Якутия), Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Удмуртская, Чувашская. Две республики появились в составе РФ в результате раздела Чечено-Ингушской АССР - Ингушская республика и Чеченская республика. Четыре республики получили свой статус во время распада СССР и так называемого "парада суверенитета" в начале 1990-х гг.: Адыгея, Алтай, Карачаево-Черкесская республика и республика Хакасия.

Из всех субъектов РФ республики обладают самым высоким государственно-правовым статусом. Республика в составе РФ - это демократическое унитарное правовое государство. Она, в отличие от других субъектов РФ, имеет свою конституцию, может устанавливать государственный язык, который употребляется наряду с русским, устанавливать свое гражданство. Территория республики не может быть изменена без ее согласия. Как государство республика имеет право на государственную символику - герб, флаг, гимн, а также столицу. Отношения с РФ республики строят на основе Конституции РФ, Федеративного договора, двухсторонних договоров о разграничении полномочий.

Края и области появились РСФСР в конце 1920-х гг. вместо упраздненных губерний. Края формировались на территориях со смешанным в этническом отношении населением; области, наоборот, - с однородным. Статус субъектов РФ края и области получили по Конституции 1993г. В начале 1990-х гг. в связи с разработкой ныне действующей Конституции возникло понятие "города федерального значения".

Ныне в составе РФ:

· 7 краев - Алтайский, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Приморский, Ставропольский, Хабаровский;

· 48 областей - Амурская, Архангельская, Астраханская, Белгородская, Брянская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Камчатская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская, Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Саратовская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Читинская и Ярославская;

· 2 города федерального значения - Москва и Санкт - Петербург.

Края, области и города федерального значения как субъекты РФ являются государственными территориальными образованиями. Их статус определяется Конституцией РФ и учредительным актом субъекта - Уставом. Представительную власть осуществляют дума или собрание, исполнительную - администрация. Высшим должностным лицом в крае является глава краевой (областной) администрации, в Москве - мэр, в Санкт -Петербурге - губернатор. В отличие от республик они не имеют своего гражданства, на их территории употребляется общефедеральный государственный язык - русский. Край, область, города федерального значения вправе устанавливать свою официальную символику - флаг, герб, гимн.

Автономная область и автономный округ представляют собой исторически сложившуюся национально - территориальную форму самоопределения народов в нашей стране. В настоящее время в РФ одна автономная область - Еврейская и 9 автономных округов - Агинский Бурятский, Корякский, Ненецкий, Таймырский, Усть-Ордынский Бурятский, Ханты-Мансийский, Чукотский, Эвенкийский и Ямало-Ненецкий.

Главная особенность этой группы субъектов РФ состоит в том, что они территориально входят в состав другого субъекта РФ - края или области. Статус автономной области и автономного округа определяется Конституцией РФ и Уставом автономии. Отношения автономных округов с краев или областями, в состав которых они входят, могут также регулироваться федеральным законодательством и двусторонним договором. В тоже время Конституция РФ не содержит аналогичной нормы для автономной области. Статус автономной области и автономного округа не может быть изменен без их согласия.

Автономные области и автономные округа имеют свою систему государственных органов, законодательство, официальную символику, элементы международной правосубъектности.

Конституционные обязанности (безусловные для выполнения действия) – это определяемые нормами Конституции РФ границы допустимого поведения субъектов, чрезвычайно важную составную часть их правового статуса. Обязанность гражданина – обязательное соблюдение Конституции, законов, актов органов муниципального и местного самоуправления. Согласно этому определению возникает право различных правительственных организаций, администраций местного самоуправления требовать от физических лиц выполнения закрепленных в Конституции правил.

Конституционные права и декларируемые обязанности граждан прочно связаны и составляют единое целое, при этом они являются обязательным элементом правового статуса субъекта. Комплекс сложнейших связей человека с коллективом, обществом и государством представляет определенную обобщенную категорию – правовой статус.

Закрепленные Конституцией права, обязанности личности определяют порядок взаимоотношений граждан с государством. Конституция определяет базовые права, свободы и обязанности субъекта, а в дальнейшем на их основе создается юридическая база всех прочих прав, свобод и обязанностей, находящих применение в законах.

Конституция – основной закон, в ней содержатся исходные положения, которые регулируют общественные взаимоотношения в разных сферах. Известно, что в России в полном объеме гарантируются базовые права и свободы людей, исходя из норм международного права.

Суждение - правовой статус, можно представить в виде перечня его структурных элементов:

  • основные конституционные права, обязанности;
  • правосубъектность;
  • российское гражданство;
  • юридическая ответственность гражданина;
  • базовые правовые нормы;
  • законные интересы гражданина и государства.

Основные конституционные обязанности населения России:

  • Верховенство конституционных обязанностей. Все обязанности, определенные в Конституции, являются основными, т. е базовыми, а все иные обязанности, устанавливаемые законами, не должны им противоречить. Ни граждане, ни чиновники не имеют права нарушать закрепленные в Основном законе положения. Президент страны – гарант соблюдения Конституции. Если возникает конфликтная ситуация, то конституционная норма имеет приоритет.
  • Установленные конституцией обязанности – юридическая база для всех типов обязанностей, возникающих в процессе законотворчества. При этом необходимо отличать обязанности человека без гражданства от обязанностей гражданина. Любой житель планеты на территории РФ, лицо без гражданства или иностранец пользуются естественными правами – безусловное право на жизнь, право собственности и т. д. После юридического закрепления права человека в законодательстве, оно превращается в обязанности гражданина. Например, в ст. 59 Конституции России написано, что защита Отечества – безусловная обязанность каждого гражданина.
  • Базовые конституционные обязанности сформированы в общем виде. Конкретизация и деталировка производится в отраслевых нормах.
  • Действие Конституции и определяемых нею конституционных обязанностей действует во всех регионах РФ, в отношении любого жителя Земли и всех граждан России
  • Основной Закон декларирует - все граждане равны перед законом, их конституционные обязанности одинаковы, т. е. в Основном законе закреплен принцип равноправия.
  • Важный принцип – непрерывность конституционных обязанностей для граждан. Человек ответственен перед обществом и государством. В случае несоблюдения базовых конституционных обязанностей возникает юридическая ответственность, определяемая действующим законодательством.

Разновидности конституционных обязанностей

Одна из составляющих правового статуса гражданина – декларируемые конституционные обязанности. Базовые обязанности апатрида и гражданина, которые делятся на:

  • общие конституционные обязанности;
  • частные обязанности.

Общие обязанности – строгое соблюдение федеральных законов и Конституции, безусловное уважение прав и свобод соотечественников, бережное отношение к природе своей страны, сохранение культурного, исторического наследия и памятников. Выполнение этих обязанностей обязательно для всех граждан России.

Частными обязанностями считаются только те, которые касаются определенных категорий населения – родителей, совершеннолетних детей, военнообязанных, налогоплательщиков и т. д. Например, налогоплательщики обязаны платить установленные местными и федеральными законами налоги, сборы. Конституция РФ четко определяет основные обязанности:

  • неукоснительное соблюдение Конституции, федеральных законов;
  • оборона Отечества;
  • уплата установленных законами фискальных выплат;
  • бережное отношение к окружающему миру;
  • уважение к правам и свободам других граждан;
  • стремление сохранить памятники истории и культуры;
  • патриотическое воспитание и качественное образование детей;
  • помощь престарелым родителям.

Статья 15 Конституции устанавливает за гражданами, должностными лицами, администрациями муниципального самоуправления, правительственными организациями, обязанность – соблюдение Конституции и государственных законов.

Защита Отечества от внешней агрессии – основная обязанность и священный долг граждан России. Эта обязанность направлена на обеспечение безопасности государства, защиту населения, материальных и моральных ценностей российского общества. Федеральный закон о военной службе создан на основе на ст. 59 ч.2 Основного Закона. Всеобщая воинская обязанность включает в себя следующие элементы:

  • воинский учет;
  • систему обязательной подготовки к службе;
  • компанию призыва на военную службу;
  • период прохождения службы;
  • увольнение в запас;
  • периодический призыв для граждан находящихся в запасе на переподготовку.

Уплата налогов, сборов в бюджет страны и местные бюджеты регионов. Статья 57 Конституции декларирует – каждый гражданин России обязан платить налоги и местные и муниципальные сборы. Важно, что законы, ухудшающие положение плательщиков налогов, а также вводящие новые налоги, не имеют обратной силы.

Сохранение заповедников, природы, лесов, рек и окружающей среды обитания. Статья 58 Конституции определяет, что в обязанности каждого гражданина, правительственных организаций и местного самоуправления, входит сохранение окружающей природной среды. За нарушения этой статьи, в зависимости от возникших последствий, предусмотрена дисциплинарная или административная ответственность, а в особо тяжелых случаях – уголовная ответственность.

Уважение прав и свобод сограждан. В Основном Законе зафиксировано, что при реализации своих законных прав и свобод запрещено нарушать права и свободы кого-то бы ни было. Реализуя свои права, люди постоянно взаимодействуют, и порой между ними возникают конфликты и противоречия. Важнейшей задачей считается достижение определенных компромиссов для согласования взаимных интересов. Считается недопустимым проявление эгоизма, анархии и своеволия при реализации своих прав за счет других лиц.

Забота об исторических, культурных памятниках. Конституция вменила в обязанность граждан России заботиться и сохранять культурное и историческое наследие (ст. 44). Уникальной ценностью всего российского народа и неотъемлемой частью всемирной культуры являются объекты культурного наследия Отечества. Установленная Конституцией обязанность по защите и сохранению памятников истории и культуры касается всех субъектов правоотношений, кроме того, она распространяется также на артефакты, прибывшие из-за рубежа.

Забота о детях и престарелых родителях (ч. 4 ст. 434). Воспитание детей и забота о них – исключительное право и обязанность родителей. Согласно Основному закону родители или опекуны, попечители обязаны предоставить своим детям возможность получить общее образование.

С момента совершеннолетия или при вступлении в брак ребенка, не достигшего совершеннолетия, ответственность родителей прекращается. Более подробно обязанности и права родителей описаны в «Семейном кодексе», а обязанности относительно образования детей закреплены законом «Об образовании».

Основной Закон РФ устанавливает для детей, трудоспособных и достигших 18 лет, конституционную обязанность проявлять заботу о своих нетрудоспособных родителях. Несомненно, что подобные отношения зависят от воспитания, чувства долга взрослых детей их нравственных и человеческих качеств привитых родителями. Если же в судебном порядке будет вынесено постановление об уклонении от своих прямых обязанностей родителями, при лишении родительских прав и других подобных обстоятельствах, то на основании судебных решений дети освобождаются от необходимости содержать, помогать и поддерживать своих престарелых «родителей».

Конституционные обязанности граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции России, которая называется «Права и свободы человека и гражданина» . Обязанности, наравне с правами и свободами, являются одной и составляющих правового статуса личности. Немецкий философ Карл Маркс по этому поводу сказал следующее: «Нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав» .

Существуют многообразие определений понятия «конституционные обязанности», но все они сводятся к тому, что конституционные обязанности – это «конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляются каждому человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан» .

Рассматривая суть конституционных обязанностей, обращает на себя внимание тот факт, что их классификация достаточно проблематична в связи с многоплановостью данного явления. Это порождает ряд особенностей конституционных обязанностей. Если в советских конституциях основные обязанности были отражены в отдельной главе, то действующей этого нет.

Конституционные обязанности можно классифицировать по характеру их осуществления. В этом случае обязанности могут реализовываться или в конкретных правоотношениях, или вне правоотношений, т.е. их неисполнение влечет за собой конкретные правоотношения. В первом случае примером может служить обязанность платить законно установленные налоги и сборы (статья 57) , во втором - обязанность соблюдать Конституцию и законы (статья 15) . Данная классификация способствует выявлению особенностей исполнения конституционных обязанностей. Приведенная классификация обязанностей, подразумевающая их условное деление на «активные» и «пассивные», укоренилась достаточно давно, но, тем не менее, при изучении конституционных обязанностей исследователями не справедливо забывается вторая составляющая данной классификации.

Рассматривая предполагаемые Конституцией Российской Федерации основные обязанности с учетом приведенной классификации, можно сделать вывод о том, что законодатель был достаточно щедр в отношении их закрепления. К примеру, в конституции вместе с позитивно определенными обязанностями (защита Отечества, уплата налогов и сборов и т. д.), есть большой объем обязанностей, зафиксированных в виде негативных определений, т. е. запретов .

Согласно другой классификации, делящей основные обязанности по форме исполнения, они разделяются на индивидуальные и коллективные. Обычно, обязанности имеют индивидуальный характер. К примеру, «каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры» (статья 44) .

Классификацию конституционных обязанностей осуществляют также на основе отраслевого признака, подразумевающего существование обязанностей, происходящих из какой-либо определенной отрасли права (обязанности, зафиксированные в конституционном праве, уголовном, гражданском, трудовом и т. д.). Важно понимать, что конституционные обязанности из всех отраслей права предстают как базовые, фундаментальные, т. к. имеют особую значимость и учредительность.

Следующий критерий классификации обязанностей – наличие или отсутствие российского гражданства у субъекта реализации соответствующих обязанностей. По данному критерию вычленяются обязанности человека и обязанности гражданина Российской Федерации. Как пишет Б.С. Эбзеев, «обязанности человека имеют естественное происхождение, они вытекают не из факта гражданства, а из естественного сочленства индивида в обществе, в котором только и возможно его становление как личности, и в этом смысле являются атрибутивными свойствами человеческой личности» .

Б.С. Эбзеев определил следующие виды обязанностей:

1. Гражданские обязанности – обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы, платить законно установленные налоги и сборы, защита отечества.

2. Этико-социальные обязанности – обязанность граждан заботиться о детях, их воспитание, и т.д.

3. Социально-культурные обязанности – заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

4. Обязанности в сфере охраны окружающей среды – обязанность сохранять природу .

Л.Д. Воеводин, определяя юридический статус личности в России, акцентирует на то, что человек и гражданин во всех областях их жизни находится в центре единства и дифференциации прав, свобод и обязанностей. Он классифицирует обязанности человека и гражданина по сфере их реализации:

Личной безопасности и частной жизни;

Государственной и общественно-политической жизни;

Экономической, социальной и культурной деятельности.

Подобная классификация конституционных прав, свобод и обязанностей личности, по мнению автора, соответствует как международным актам о правах человека, так и действующему Основному Закону. .

По глубокому убеждению Л.Д. Воеводина, осуществлять классификацию обязанностей следует неразрывно с правами. Классификация как эффективный способ исследования значительно проигрывает в потенциале, если дифференцируются либо одни права, либо одни обязанности . Думаю, что стоит согласиться с данной точкой зрения, но лишь в части классификации основных прав и обязанностей человека и гражданина, т. к. конституционными обязанностями наделена не только личность.

А.Н. Лебедев предложил классифицировать конституционные обязанности на прямые и косвенные («латентные», скрытые) . Под прямыми обязанностями автор понимает обязанности, которые непосредственно определены в содержании Конституции Российской Федерации. Под косвенными обязанностями понимаются те обязанности, которые одновременно с получением прав и свобод по Конституции Российской Федерации по сути дела фиксируют обязанности человека и гражданина.

Таким образом, выделяются достаточно многообразные виды классификаций конституционных обязанностей. Для получения общей классификации конституционных обязанностей, их следует рассматривать по следующим основаниям (признакам):

Обязанности человека и обязанности гражданина, в зависимости от наличия гражданства того или иного государства;

Активные и пассивные по своему характеру, т.е. активный характер состоит в необходимости совершать предписываемые законом действия, а пассивный характер - в воздержании от совершения определенных общественно-вредных либо общественно опасных действий;

Обязанности, реализующиеся в конкретных правоотношениях и вне правоотношений (по характеру осуществления);

Индивидуальные и коллективные (по форме исполнения);

Вытекающие из какой-либо отрасли права (по отраслевому признаку).

Итак, каждая из рассмотренных нами многообразных классификаций конституционных обязанностей стремится к их объективному отражению. Но, пожалуй, ни одна из них не сможет отразить все аспекты обязанностей. Поэтому необходим целый комплекс классификаций для полного отражения всех признаков конституционных обязанностей человека и гражданина Российской Федерации.

Список литературы:

  1. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. - М: Изд-во МГУ: ИНФРА-М- НОРМА, 1997.
  2. Конституция Российской Федерации. М.: Эксмо, 2015.
  3. Лебедев А.М. Конституционный статус субъекта Российской Федерации: Автореф. дис. … канд. юрид. наук. - М., 1998.
  4. Маркс К. и Энгельс Ф. Собрание сочинений. Том 16. М.: ГИПЛ, 1960.
  5. Панов А.П. «Скрытые» конституционные обязанности граждан Российской Федерации.// Журнал «Ленинградский юридический журнал», №3, 2012.
  6. Соколов И.А. Конституционное право Российской Федерации: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2010.
  7. Эбзеев Б.С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации. – М.: Юридическая литература, 2005.
Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.