Исправительные колонии для несовершеннолетних мальчиков и девочек в россии. Воспитательная колония для несовершеннолетних: назначение, задачи, история, правила внутреннего распорядка, условия отбывания наказания До скольки лет сидят в детской колонии

Молодые и блатные

Как подростки-убийцы живут за решеткой

Ирина Халецкая

Убийства, изнасилования, сбыт наркотиков, разбой — в Можайской воспитательной колонии отбывают срок около сотни малолетних преступников из центральных регионов России. Некоторые даже не успели окончить школу. Корреспондент РИА Новости побывала в «Можайке», посмотрела, как живут подростки за решеткой, и узнала, есть ли надежда на их исправление.

Портрет арестанта

Можайская колония в Московской области рассчитана на 300 человек, но сейчас здесь содержится не больше восьмидесяти. Дело не в том, что современные подростки меньше совершают преступления. Система применения наказаний изменилась: к заключению под стражу прибегают только в крайних случаях.

В юном возрасте каждый может ошибиться, убеждены сотрудники колонии. Как правило, поначалу криминальные подростки отделываются штрафом или условным сроком. В места лишения свободы отправляют, если преступник совершил уже несколько преступлений и никакой штраф на него не действует.

В свое время в «Можайке» был рекорд — 12 судимостей у парня.

Первые 11 — условные, за мелкое хулиганство, кражи. А в последний раз малолетнего рецидивиста отправили в Можайск. В колонии не принято спрашивать, за что подросток отбывает наказание. Их даже не называют осужденными — просто воспитанники.

Открытый взгляд, улыбка, никакой скованности или злобы. Преступника в молодом человеке выдает лишь маленькая нашивка на робе, куда вместилась вся его жизнь: имя, год рождения, статья, по которой он отбывает наказание.

Изнасилования, употребление и сбыт наркотиков, убийства — вот неполный перечень «проступков» здешних обитателей. Самая «популярная» статья — разбойное нападение. За тяжкие преступления в колонию попадают сразу, без предупреждений и штрафов. Максимальное наказание для несовершеннолетних — 10 лет лишения свободы.

«Дубаки с палками»

Начальник Можайской воспитательной колонии полковник Олег Меркурьев родом из Сибири. В уголовно-исполнительной системе работает с 1999 года, до этого служил в Вооруженных силах. Участвовал в боевых действиях в Молдавии, на Кавказе, побывал в самом пекле первой чеченской кампании.

Когда его часть расформировали, Меркурьев перешел во ФСИН. Сначала начальником колонии строгого режима в Алтайском крае. Его подопечными были две тысячи осужденных.

А сейчас полковник перевоспитывает подростков, которых в шутку называет «цветочками криминального мира». По его мнению, несовершеннолетние — самый трудный контингент.

«Могу смело сказать, что в колонии строгого режима работать было проще. О взрослых-то мы знаем все. А дети отличаются непостоянством, с ними надо быть активным, интересоваться, что их волнует. Я за первые три месяца службы сбросил лишний вес — буквально бегал вместе с ними», — рассказывает он.

Меркурьев говорит, что сотрудников колонии многие представляют себе суровыми «дубаками с палками», которые якобы ходят по длинным, тускло освещенным коридорам, стучат по железным решеткам, наводя ужас на заключенных. На деле же, уверен он, в колонии могут работать только по призванию. Из-за этого есть пусть и небольшая, но нехватка кадров.

В подтверждение своих слов полковник приводит пример. Один из воспитанников позвонил домой маме, а она была настолько пьяна, что послала ребенка куда подальше. «У пацана истерика, он замкнулся в себе. По закону мы обязаны все телефонные разговоры записывать, потом слушать. Так и узнали об этом. Представляете, в каком состоянии подросток? Конечно, можно было закрыть глаза или направить к психологу — пусть сама с ним разбирается. Но в реальности нам всем пришлось приводить мальчика в чувство», — рассказывает Меркурьев.

Предательское «я могу»

Наш проводник по зоне — начальник отдела по воспитательной работе Александр Савкин. Молодой майор случайно оказался в колонии. Пятнадцать лет назад приехал в Москву поступать в духовную семинарию, но не прошел отбор.

Савкин не отчаялся: отучился на инженера, а когда предложили поработать временно в колонии, даже не понимал, куда идет.

«Поначалу было тяжело. Не знаешь ни криминального мира, ни чем дышат подростки, что им интересно, какие темы обсуждают. Кроме того, мне был всего 21 год. Я в их глазах не авторитет — вчерашний студент, который что-то там за жизнь хочет рассказать», — объясняет он.

Внутренний двор больше похож не на зону, а на пионерский лагерь: колония считается образцово-показательной. Настолько чисто, что, кажется, даже слишком. Так и задумано: у подростков не должно быть чувства, что они в заточении. Жилые корпуса и школа только что после ремонта, столовая — как кафе, есть новая футбольная площадка, две теплицы, огород и баня. Особняком — здание профессионального училища и деревянный храм в честь Андрея Первозванного.

И только колючая проволока по периметру да бритые головы воспитанников, которые передвигаются из школы в столовую и в жилые корпуса строем, не позволяют забыть, что мы на зоне.
Заходим в карантинное отделение — сектор, где вновь прибывшие должны находиться две недели. Здесь заключенным объясняют распорядок, права, обязанности.

Савкин рассказывает, что пока воспитанник в карантине, сотрудники колонии узнают о нем все: изучают состав преступления, личное дело, обзванивают родных, выводят на откровения в разговорах.

«Мы смотрим, не просто какая у него статья, а скорее на мотивы преступления. Почему он совершил его, что произошло? Главное, чтобы он все осознал и нашел силы в этом признаться. Не нам, а самому себе», — объясняет Савкин.

Причины в основном банальны — юношеский максимализм, желание покрасоваться друг перед другом. Бьют себя в грудь со словами: «Я могу!» Майор говорит, что борзые подростки, дожидаясь суда в СИЗО, ведут себя агрессивно, смеются, хамят. В голове у них — подобие блатной романтики, но нет ни малейшего представления ни о тяжести преступления, ни об ответственности за него.

«Вот история одного из воспитанников. Как-то вечером они слонялись с друзьями по улице, выпивали. Пристали к прохожему: «Дай закурить». А у него нет ничего. Слово за слово — парень наш берет арматуру и бьет прохожего по хребту. Он умер. А подростку — пять лет колонии. У погибшего — семья, дети», — описывает картину преступления Савкин, пока мы идем в жилой корпус.

Продолжает: «Парень первые полгода в СИЗО пытался показывать характер, дерзил. Только в колонии к нему пришло осознание того, что это не шуточки: он убил человека. Оставил без отца таких же «малолеток», как и он сам. Произошел переворот в сознании. Окончил училище, работал в промзоне. Все деньги отправлял той семье. Сейчас уже на воле, работает, содержит свою семью — и ту не забывает».

Блатные во дворах

По поводу «воровской романтики» у начальника колонии Меркурьева есть свое объяснение. Он считает, что подобного в колониях и СИЗО нет, но может быть во дворах, где под гитару распевают «Владимирский централ».

Образ хулигана или вора для некоторых подростков интереснее, чем образ отличника в школе.

«Но воровская тематика давно в прошлом. «Общаки» — это та же пирамида, строилась она только для того, чтобы кто-то один был сытым», — уверен полковник.

Мама, где ты?

Большая часть воспитанников — из неблагополучных семей. Половина никогда не слышала ласкового слова от мамы. Почти у всех не было отцов, а если и были, то те тоже где-то отбывают наказание. Зачастую такой «генетический код» толкает подростка на преступление.

Но говорить плохо о родителях в колонии — табу. Каждый здесь ждет родных на свидание, радуется телефонным звонкам и посылкам из дома. На вопрос, как угодил за решетку, один ответ: «Связался с плохой компанией».

«У всех так бывает: попадаешь не в то общество. Осознаешь это только здесь», — признается воспитанник Никита. Ему уже исполнилось восемнадцать, поэтому с журналистами он может разговаривать свободно. У Никиты несколько судимостей, последняя и привела в колонию. Сейчас парень готовится выйти по УДО.

«Но зарекаться, что больше не совершу преступления, не хочу. Пойду учиться, буду сварщиком. Потом собираюсь работать по специальности. В вуз поступать не буду, стану работягой», — планирует он.

Его товарищ Марат тоже говорит, что на воле связался не с теми. Учился в железнодорожном техникуме, и, по его словам, «случилась неудача». «Был задержан. Я попал сюда, другие — нет. Но с ними общаться уже точно не буду. Да и зачем? Чтобы вернуться в тюрьму?» — рассказывает он свою историю.

Марата на воле ждет семья — мама и папа, а еще у него есть младший брат. Молодой человек не говорит, почему родители не вмешивались в его проблемы, но уверен, что от этого никто не застрахован. По его мнению, если человек сам не видит своего будущего, то даже ответственные взрослые его не спасут.

Марат также надеется выйти по УДО. Он уже знает, чем займется на свободе: хочет снова поступить в училище, пойти работать машинистом и жениться.

«Думаю, своим детям я не скажу, что сидел. Мой пример — не лучший для подражания. А ребенок обычно равняется на взрослых. Вдруг сын подумает, что это круто? Я не смогу ходить по пятам за ним, следить, с кем общается. Конечно, не хотелось бы, чтобы он попал в такие же условия, как я. Надо будет чем-то увлечь. Вот я когда-то занимался футболом, а потом бросил. Уже и не помню почему, просто слонялся по улицам», — сожалеет молодой человек.

Один на один

В колонии — четыре комнаты для длительных свиданий до трех дней. В каждой — кровати, холодильник, чайник, даже духовой шкаф, чтобы мать могла напечь пирожков или приготовить курицу, как дома. Есть и отдельная комната для краткосрочных встреч. В ней ни клеток, ни стекол: родители сидят с детьми за одним столом.

Хотя для свиданий и созданы все условия, родители своих оступившихся детей навещают не так часто, как хотелось бы руководству колонии. Меркурьев говорит, что порой в выходные может вообще никто не приехать. Случаев, когда все комнаты были заняты, он не припомнит.

«Есть родители, которые не интересуются жизнью своего ребенка, сконцентрированы на собственной персоне. Хотя расстояния небольшие, особенно если сравнивать с Сибирью. Да и вообще, это для любящей матери не помеха», — сетует начальник.

Причем не все родители, которые не следят за детьми, беспробудно пьют. Меркулов приводит в пример одну маму, которая зациклена на своей личной жизни: «На воле ей было не до него. И сейчас то же самое. За год приезжала к сыну на свидание трижды, каждый раз — с новым «папой». Так она называет своих ухажеров, которых пацан даже в глаза раньше не видел».

Другая мать, продолжает полковник, полностью сосредоточилась на своем бизнесе. «Сыну она покупала и одежду, и телефоны, давала деньги. В общем, все, кроме главного — внимания и любви. В итоге он с одиннадцати лет стоял на учете в детской комнате полиции. Там был полный букет: и употребление наркотиков, и кражи, и разбой. Потом оказался у нас. А мама к нему ни разу так и не приехала», — недоумевает Меркурьев.

Успеваемость

Остальные грызут гранит науки в школе — здесь же сдают ЕГЭ. В школе — обычная программа, такая же, как на воле. Хотя имеются нюансы: все дети разные, некоторые запущенные — еще в начальных классах бросили учебу.

«Есть смышленые подростки, которым просто не хватало усидчивости. Но попадаются и те, кто окончил два-три класса. Редко, но и такие случаи бывают», — объясняет Меркурьев. И шутит: «Обычно мальчики хорошо знают деление и вычитание, а умножение и сложение им даются с трудом».

Тем не менее бывают одаренные подростки, в особенности по математике. Учитель Галина Тимофеевна встречает нас в дверях кабинета, где как раз занимаются девятиклассники. Некоторым уже по 18 лет.

«Дети приходят с минимальными знаниями, более того, у всех разный уровень. Приходится заново обучать, и все в рамках одного урока. В отличие от обычной школы, здесь нельзя нанять репетиторов, позаниматься самостоятельно дома. Только в классе», — объясняет педагог.

Несколько лет назад мы с друзьями гуляли в районе Бутово и встретили там парня, он шел один поздно вечером. Мой ровесник – около 15 лет ему было. Мы подошли к нему и отобрали телефон. Не били, только пригрозили, и он сам отдал. А я передал телефон друзьям. Один из них выложил в соцсети пост, что продается айфон. Сначала пришли к другу, потом ко мне. Телефон вернули, родители друзей еще и новый купили этому парню. Всё хорошо, но дело завели. Дали условный срок по статье 161, часть 2 – грабеж.

Здесь я отбываю срок, можно сказать, по глупости. Я не ходил отмечаться, потому что мне казалось – всё несерьезно. Просто ходить и говорить: «Здрасьте, я тут?» И перестал. А потом за мной пришли по-настоящему, и я попал сюда. Единственный из всех друзей «сижу».

В мае мне исполнилось 18 лет, это значит, что скоро меня переведут в колонию общего режима, во «взрослую». Образование мое – 9 классов. В колонии я научился готовить и хочу стать поваром. Даже поваром-кондитером. Мама знает об этом и поддерживает меня.

Сам я москвич, мы жили с мамой на Беговой. Вдвоем. Отца я никогда не знал, а мама (не знаю, кто она по образованию) всю жизнь работала. Сейчас у нее свой бизнес – она продает сантехнику.

Мама приезжает постоянно – каждые 45 дней видимся, ну и по телефону созваниваемся. Она очень переживает. Я знаю, что во всём виноват только я. У меня было очень много свободного времени. Мама всё время была занята на работе, а я после уроков – свободен. Вот и вышло так, что попал в историю.

Я часто думаю, зачем так сделал, ведь, может, этот мальчик всю жизнь на телефон собирал, а мы подошли и просто отобрали. Мне все говорили, что рано или поздно будет что-то плохое в моей жизни, а не верил, пока сам не попал. Эти предостережения не воспринимались как-то.

А когда судья вынесла приговор, назначили срок, сказали сдать все личные вещи и надели наручники, я понял, что случилось непоправимое. Не могу даже толком описать это чувство. Это и не страх, и не эйфория, но просто словно жизнь заканчивается и тебя что-то душит изнутри. Ты понимаешь, что ты как бы уходишь из этой жизни. Видишь плачущую маму.

Когда я в СИЗО пообщался с другими пацанами, которые получили по 5-8 лет за убийство, понял, что у меня – 2 года – еще не так всё плохо. И решил, что я пройду этот путь. Мне стало легче. В колонии я научился лучше разбираться в людях, понимаю, что такое взаимопомощь, даже когда тебе просто нужен шампунь. Всё это не понимаешь на воле.

Раньше я много путешествовал, мама мне ни в чем не отказывала. Я был в Египте, Турции, Греции, Таиланде. У меня всё было хорошо. Я хочу счастливой жизни. Хочу купить машину – БМВ третьей серии. Они мне очень нравятся.

Я считаю, что срок мне дали справедливый. Если меньше, то не осознаешь всего того, что натворил. Жаль, что на воле нельзя этого понять.

Иван, 18 лет, Подмосковье

Это всё выглядит банально, даже не знаю, что меня дернуло. Я учился в колледже Метростроя недалеко от Минусинской улицы. После учебы пошли гулять, встретили мужчину. Мой друг (теперь его называют подельник) попросил у незнакомца сигарету, а мужчина нецензурно ответил. Завязалась драка.

Я поспешил на помощь другу и дальше уже не помню, как это было: что-то в голове включилось или, наоборот, выключилось, в общем, я понимал, что надо помочь другу и всё. Я штангой занимался, дзюдо, рукопашным боем. С нами еще девочки были, они просто кричали и ничего не могли сделать.

В итоге мы ему сломали конечности, пробили голову, и у него было одно легкое поцарапано. Ему 42 года, 2 детей. Его в больницу увезли, а нас нашли и завели дело. Это 111 статья, часть 3 – «Умышленные тяжкие телесные повреждения». Получил 4 года колонии, отсидел уже 8 месяцев. Работаю в наряде на кухне. Скоро меня переведут в колонию общего режима.

Отца у меня нет несколько лет уже. Мама есть и бабушка. Бабушка часто приезжает, маме обычно некогда. У меня и девушка была, но она мне прислала письмо, что нам на время надо расстаться. Знаю, что у нее другой есть, и больше ей не пишу.

Я еще сам до конца не разобрался, что произошло. Возможно, это было желание самоутвердиться. И еще мы немного выпили перед этим. Часто думаю над тем, как я попал сюда. Даже не знаю, много мне дали или мало. Ведь его могли и убить. С этой точки зрения, получил вполне справедливый срок. А вот иногда посмотришь на ребят, у них более тяжкие статьи, а срок меньше. И думаешь: «А где справедливость?» Или парень, который украл из магазина бензопилу и получил реальный срок. А кто-то ходит на условном.

Думаю, что когда освобожусь, я уеду из Ивантеевки. Просто чтобы не попасть опять в эту компанию. Хочу пойти учиться дальше. Хочу стать поваром. Мне очень нравится готовить. А всем парням, которые сейчас слоняются без дела, хочу посоветовать больше слушаться родителей. Я этого не делал, и вот итог. Это банально звучит, но тут понимаешь гораздо больше. И очень сильно хочу попросить прощения у мамы…

Саша, 18 лет, Подмосковье

Я попал в колонию по 228 статье – «Наркотики». Мой срок 3 года и 6 месяцев. Вообще, можно сказать, что я – просто наркоман, хотя зависимости у меня нет. Я недолго принимал вещества.

Началось всё с гашиша. Покурил один раз, два. Помню первый раз – мы пошли в парк Лосиный остров и там курили. Было очень смешно, мы долго веселились. А потом постепенно перешел на амфетамин. Его нюхают обычно, но можно и просто завернуть в туалетную бумагу и проглотить. 1 грамм амфетамина стоит около 1000 рублей.

Всю информацию о товаре я получал от друзей. Я знал всего одну точку для продажи. Покупал для себя, но иногда просили купить и для кого-то. Тебе звонит друг и говорит, что надо купить. Ты идешь и берешь, а потом передаешь заказчику. Так я шел однажды с другом, а за нами была слежка. И когда передавал наркотик, нас и задержали. По этой статье не бывает условных сроков. Нанимать частного адвоката было бесполезно.

Я понимаю, что совершал зло. Амфетамин всё-таки убивает людей. И выходит, что я тоже их по чуть-чуть убивал. Срок считаю нормальным, хотя тут тяжело находиться. Но меньше нельзя – не сможешь осознать до конца, как ты вредил обществу. Года точно мало. Надо больше.

Когда я выйду, сразу пойду учиться. Мне надо еще среднее образование получить. Нравится предмет «металлообработка». Буду что-то в этой сфере искать. Хочу много работать, чтобы не было свободного времени совсем, чтобы больше не оступиться.

Дома меня ждет мама, она бухгалтер. Мы с ней вдвоем жили. Она мне всегда давала деньги, возможно, это меня и сгубило. Было очень много свободного времени.

Я срок тут мотаю не один, мама со мной отбывает. В том смысле, что для нее это такое испытание. У меня тут всё хорошо, но это всё-таки неволя. Поэтому хочу извиниться перед мамой за это. А еще предупредить тех, кто сейчас занимается наркотиками: «Пацаны, всех возьмут, лучше бросить!» Мне казалось, что будет всегда всё просто и легко.

Вадим, 18 лет, Ярославская область

Я сижу ни за что. По 111 статье, часть 4 – «Нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть». Я просто разнял людей во время драки. Мой друг встретил какого-то мужчину, они вместе с ним шли, а потом возник конфликт. Друг его ударил, тот упал, из уха пошла кровь, затем он встал и ушел. Больше мы его не видели.

А спустя несколько дней к другу и ко мне пришли из полиции. Оказалось, что этого мужчину утром нашли мертвым. Его обнаружили в подъезде чужого дома, избитого, в крови, в порванной одежде и без обуви. Утром жильцы этого дома, когда шли на работу, увидели его, но никто не вызвал скорую. Бригада приехала, когда люди уже возвращались обратно домой, а этот человек так и лежал у них в подъезде. Он уже был в коме и через сутки умер.

Его приятель видел меня и друга с ним, но придумал, что мы его избивали. Хотя друг мой только один раз ударил. А этот погибший имел четыре судимости, в том числе изнасилование и срок за мошенничество. Человек, который на нас указал, имеет несколько черепно-мозговых травм, но никто это не учел. Судья просто отмахнулась, не стала приобщать это к делу.

А следователь тоже это не учитывал. Он просто хотел поскорее кого-нибудь посадить. Косихин Юрий Олегович – так зовут следователя. Он заставлял меня расписываться на пустых страницах, при том, что не было со мной ни адвоката, ни родителей. Он подделывал в итоге мой почерк и мою подпись. Но судья тоже не стала проводить экспертизу.

Мой друг, который ударил, написал повинную, во всём сознался, но мне всё равно приписали 7 ударов. А я не бил. Даже пальцем не тронул. Но у нас в области так – хотят посадить, точно посадят. Есть большие вопросы к следователю и работе прокуратуры. Я очень хочу, чтобы разобрались в этом. Мой адвокат сейчас подал кассационную жалобу в Верховный суд. Очень надеюсь, что всё получится.

Дома меня ждут мама, папа, сестра и бабушка. Все переживают и приезжают ко мне. То, что произошло со мной, просто не укладывается в голове. Я курил, да, пил пиво на воле, но никогда не был трудным подростком, не было приводов в полицию. Я хотел пойти служить в армию, и сейчас хочу, когда освобожусь. В спецвойска меня не возьмут, но хотя бы в автобат взяли. Я сейчас как раз буду в ПТУ учиться на автомеханика. Девушка меня больше не ждет. Мы расстались перед заключением.

Олег Меркурьев

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии – о колонии, подростках, обществе и ужесточении уголовной ответственности несовершеннолетних:

О детях в колонии

Это дети, у которых на свободе было очень много времени, они много гуляли. Я долго не мог понять, как это – гулять. А потом мне объяснили, что это просто сидеть на лавочке и ничего не делать. Психика подростка – это пороховая бочка с горящим фитилем. И от взрослых зависит, этот фитиль будет сильнее гореть или погаснет.

Проблема взрослых в том, что они забывают своих детей. Неважно, полная это семья или нет, ребенку просто нужно внимание. Родитель должен быть для них примером. Если послушать их истории – все были свободны и слонялись без дела. Богатые семьи или просто неблагополучные. Первые откупаются деньгами и подарками. Вторые не обращают внимания.

Был у меня тут мальчик из Клина. Попал сюда по пьянке. Дома мать и бабушка. Однажды был в колонии родительский день. Приехали все, чаепитие у нас тут, ну и после надо со стола убрать. Я попросил парней подключиться. И этот мальчик из Клина понес тарелки, чашки. Захожу – а он руками торт запихивает в рот. Спустя несколько дней я спросил, почему так. Он признался, что ел торт третий раз в жизни. В 17 лет! Третий раз!

А потом у него был день рождения. 18 лет. Он звонит матери, просит приехать. Она ему полупьяным голосом отвечает, что у нее нет денег. Он звонит бабушке, просит дать матери на дорогу деньги, чтобы она приехала к нему на праздник. Бабушка соглашается. Проходит несколько дней – никого. Снова звонит бабушке. Та говорит, что дала 10 тысяч на дорогу. А это Клин! Тут ехать несколько часов!

Ну, ладно. Та их благополучно пропила или как-то по-другому распорядилась. Парень ждет, его переведут скоро во взрослую колонию. И она приезжает. Но! Она приезжает в состоянии алкогольного опьянения. Конечно, мы не смогли ее пустить на свидание. Вот скажите, нужны они кому-нибудь? Тут только к двадцати подросткам регулярно приезжают, остальные ждут – и никого.

Они так и раньше жили, росли как одуванчики в поле. Брошенные дети. Сироты при живых родителях. Ну и генетику никто не отменял. Хотя у нас всего около пяти процентов тех, у кого родители тоже сидели.

Почти всем детям присуща жестокость. Но только жуков давить можно безнаказанно. Если ты дернешь кота за хвост, то тут же получишь отпор – он развернется и поцарапает. А родители должны дать установку на жизнь – что это делать нельзя. Всё идет от семьи. Моя точка зрения как отца — должны быть в семье телесные наказания, не избиение, но вот такое воздействие. Если только пряником, то в одном месте слипнется.

О «законе Яровой»

В отношении несовершеннолетних были проведены реформы судебной системы. Сейчас им дают сроки ниже минимальных, в тюрьму идут только за тяжкие преступления, много условных сроков. Считаю, что условный срок нужен. Сразу за решетку нельзя. Кому-то хватит и улицу помести в воспитательных целях, он испугается и больше не пойдет. В целом, могу точно сказать, что сейчас система очень лояльно относится к подросткам.

Но при этом поддерживаю поправки в части ужесточения за преступления, связанные с экстремизмом и терроризмом. Только тут надо разбираться. Может, он просто по незнанию какие-то документы передал. А если осознанно причиняется вред человеку на основании национальной или религиозной принадлежности – это надо выжигать каленым железом. Я видел сидящих по этим статьям мужчин. От 25 до 35 им где-то было. Ведут себя по-разному. Кто-то затих, кто-то переосмыслил. Но об условном сроке тут даже не может быть и речи.

Елена Зеленова, председатель Общественного совета при УФСИН г. Москвы – о «законе Яровой», который ужесточает уголовную ответственность в отношении подростков:

На мой взгляд, ужесточать ответственность для несовершеннолетних не нужно. Экстремизм и терроризм для несовершеннолетних – это незнакомые для них понятия, они вообще не понимают, о чем речь. Дети, которые сегодня находятся в местах лишения свободы, – это малообразованные подростки. Тех, кто имеет образование, – единицы. Порой в колонии их учат писать и считать, они азбуку часто не знают, а мы говорим о терроризме и экстремизме. Надо отдавать отчет, что за всем этим стоят взрослые идеологи, которые им внушают и заставляют идти на преступление. Дети просто становятся жертвами.

Колония, к сожалению, их не учит. Они в колонии только приспосабливаются, несмотря на то, что получают профессиональное образование, заканчивают школу, с ними работают психологи. Давайте признаем, что сегодня наши колонии соответствуют категории домов отдыха. Родители, которые приезжают навестить несовершеннолетних, видят, что их дети накормлены, одеты, защищены. С этим всё хорошо.

Если бы в колонии ввели еще военную подготовку – это было бы уместно и имело бы какой-то толк. Необходимо обратить внимание на профилактическую работу, например, так, как это было при Советском Союзе. Сегодня, на мой взгляд, профилактика – это вопрос номер один. Важно их занять спортом, образованием. Ужесточение не приведет к лучшим результатам. Тем более мы должны помнить, что в 18 лет, если срок не заканчивается, то ребенок уходит уже во взрослую колонию.

СПРАВКА

Можайская воспитательная колония создана 52 года назад. Раньше это был целый комплекс со своей медсанчастью, общежитиями, производственными цехами, где делали дорожные знаки. Колония была рассчитана на 900 человек. По закону СССР подростки находились тут до того, как им исполнялся двадцать один год.

Сейчас в колонии находится около 60 несовершеннолетних и около 100 сотрудников Управления ФСИН. Большая часть – это охрана. Раньше сюда попадали ребята из Москвы и Московской области, теперь привозят подростков из Ярославской и Тверской областей.

Сейчас осужденные несовершеннолетние работают в швейных цехах – шьют простыни, наволочки для внутрисистемных поставок. За это они получают деньги на личный счет – не менее 7,5 тысяч рублей в месяц. У некоторых в зависимости от выработки сумма доходит до 15 тысяч.

Главная задача воспитательной колонии – образование. Здесь осужденные заканчивают школу. Есть возможность получить средне-специальное образование в местном ПТУ.

Олег Меркурьев, начальник Можайской воспитательной колонии, отмечает: «За последнее время изменился порядок статей. Раньше убийств было больше, теперь тяжкие телесные – это первое место по преступлениям среди несовершеннолетних. Получается, что направление то же, но как бы не доводят дело до конца, не добивают. Ну и наркотики, и преступления против половой неприкосновенности.

Есть выходцы из всех стран СНГ: тут и Грузия, и Белоруссия, и Таджикистан, Узбекистан, Молдавия. Нет чисто этнических преступлений. Например, в колонии есть два таджика, один сидит за наркотики, второй – за тяжкие телесные».

По уголовно–исполнительному законодательству России несовершеннолетние осужденные получают срок наказания отдельно от взрослых в воспитательных колониях. Такое положение исключает негативное влияние опытных преступников на несформировавшуюся личность несовершеннолетнего осужденного. Воспитательная колония представляет собой центр, в котором собрана огромная масса не достигших совершеннолетия подростков с нестандартными формами поведения. Для правильного развития и нормального функционирования подростковой психики в учреждении создается отдел психологической службы.

Задачи психологов воспитательного учреждения

Подразделение обеспечивает устойчивый моральный климат в колонии, помогающий исправлению несовершеннолетних. Психологическая служба решает следующие задачи:

  • предоставляет необходимую психологическую помощь подросткам для проживания в местах лишения свободы;
  • оказывает и корректирует педагогическое воздействие на подростка, совершившего преступление;
  • психологически подготавливает несовершеннолетнего к последующей реабилитации в обществе после выхода из колонии;
  • обеспечивает педагогический и обслуживающий персонал необходимыми знаниями, чтобы осужденные, отбывающие наказание в воспитательных колониях, не провоцировали конфликтов.

Особенности уголовного делопроизводства подростков

Аспекты ответственности подростков, не достигших совершеннолетия, описываются в 17-й главе УК РФ. Несовершеннолетними считаются лица с гражданством России, других стран и лица без гражданства, которые на время преступления закона имеют полных 14 лет, но не достигли 18 лет.

Если подросток вступил в преступную деятельность под давлением взрослого, то последний отвечает перед судом за подстрекательство и соучастие. Подросток, проявивший собственную инициативу в преступлении, несет ответственность перед законом в полной мере за соучастие.

Специфические условия оценки преступления несовершеннолетнего определяют особый подход в оценке личности при последующих рецидивах. Если таковые имеют место, то во внимание не берутся нарушения закона, допущенные в возрасте до 18 лет. Несовершеннолетие преступника считается смягчающим фактором для определения наказания.

Исторические факты наказаний несовершеннолетних

Впервые о привлечении к ответственности подростков в России упоминается в 1715 году, но официально Екатерина II закрепила возраст, с которого разрешалось наказывать детей, в 1765 году. Указом предписывалось наказывать детей от 10 до 17 лет только за определенные нарушения закона. В 1845 году выходит документ, определяющий наказание для категории подростков этого возраста за умышленные преступления. Взрослые наказываются за подобные нарушения более сурово, а несовершеннолетних ссылают в ссылки, награждают плетями и отдают на воспитание в монастыри.

В конце 1866 года император России издает указ о создании колоний и приютов для исправления в нравственном отношении несовершеннолетних нарушителей закона. Средства на учреждения выделяются их бюджета и принимаются от попечителей и частных лиц, на проживание каждого воспитанника рассчитывается сумма, равная содержанию взрослого преступника. Закон нового советского руководства в 1918 году упраздняет тюремное заключение подростков и создает абсолютно новый тип воспитательных учреждений.

В 1935 году создается отдел трудовых колоний для руководства и координации деятельности воспитательных домов. 1956 год характеризуется созданием новых положений о трудовых и детских колониях. Выделяется категория учреждений со строгим режимом, где содержатся злостные несовершеннолетние нарушители. В 1968 году Указ Президиума определяет порядок регламентирования детских приемников и распределителей. В наше время отдел воспитательных учреждений находится в структуре управления по работе с осужденными.

Меры воздействия на несовершеннолетних подростков

К несовершеннолетним нарушителям закона в рамках Уголовного кодекса РФ применяются такие меры воздействия:

  • осужденные несовершеннолетние, отбывающие наказание в воспитательной колонии, освобождаются от уголовного наказания с использованием принудительных воспитательных мер;
  • несовершеннолетним нарушителям определяется уголовное наказание;
  • подростки освобождаются от наказания и помещаются в закрытые специальные учреждения учебно-образовательного типа.

Исполнение и отбывание наказания

Совокупность действий администрации колонии по обеспечению надзора за осужденными подростками и их охраны, выявлению запрещенных предметов посредством обысков, организации режима, контролю над выполнением распорядка называется режимом исполнения. К нему относится предоставление работы осужденным, учебного времени, досуга и отдыха, обеспечение нормальных условий проживания, свиданий, получение вестей от родных, посылок, покупка продуктов.

Отбывание наказания определяет распорядок проживания, трудовой деятельности, учебного процесса, отдыха подростков в учреждении закрытого типа воспитательного направления. Понятие включает в себя условия для отбывания срока наказания в рамках обязательных для исполнения стандартных правил, определяющих поведение несовершеннолетних преступников.

Четыре режима системы требований

По закону условия отбывания наказания в воспитательных колониях позволяют получать там наказание несовершеннолетним нарушителям, осужденным на сроки лишения свободы. Помимо этой категории в стенах исправительного учреждения содержатся лица, оставленные в колонии до возраста 19 лет. Воспитательная колония создает отдельные зоны, существующие как исправительные учреждения строгого режима, для тех заключенных, которые в процессе отбывания срока достигли 18 лет. Если нет возможности для создания такого участка, то осужденные переводятся в колонию на общих условиях.

Отбывание наказания юношами и девушками осуществляется в рамках обычных, льготных, облегченных и строгих условий, определенных УК РФ.

Режим отбывания срока в обычных условиях

Несовершеннолетние нарушители закона, содержащиеся в колонии на условиях обычного распорядка, живут в общежитиях. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний предписывают, что вне общежития несовершеннолетние осужденные соблюдают общественный порядок, соблюдают режим возвращения после работы, оповещают о прибытии администрацию, предъявляют документы и пропуск по требованию полиции.

Проживающие не покидают общежитие в неурочное время, во время работы не уходят с рабочего места. Им не разрешается брать на себя обязанности по передаче писем или передач осужденным, выполнять их иные поручения, передавать свои документы и пропуск кому бы то ни было. Разрешается в рамках закона покупать продукты и личные предметы на сумму 4 тыс. руб. в месяц. В течение года допускается восемь свиданий на короткое время и четыре длительных встречи.

Срок в облегченных условиях

Осужденные, которым для отбывания срока определен режим облегченных условий, живут в общежитиях. Воспитательная колония для несовершеннолетних разрешает для приобретения продуктов и предметов личной гигиены потратить сумму в 6 тыс. руб. в месяц. Им предоставляется 4 длительных свидания в год и еще 12 встреч на короткое время.

Проживание в условиях льготного режима

Таким несовершеннолетним осужденным по разрешению и постановлению начальника колонии допускается жить в общежитии за границей территории воспитательного учреждения, но под присмотром административных работников. Эта популярная мера позволяет адаптироваться подростку перед выходом на волю после срока.

Те, кто в воспитательных колониях отбывают наказание в льготном режиме, используют на продукты сумму без ограничения, которая находится на их счетах. На количество краткосрочных свиданий не устанавливается квота, длительные свидания ограничены числом 6. Свидания осужденные осуществляют как в пределах колонии, так и за ее границами. Одежду разрешается носить гражданскую.

Строгие условия срока

Для таких несовершеннолетних подростков предусмотрено проживание в изолированных комнатах закрытой зоны. Помещения закрываются на ключ во время, не занятое для учебы или работы. Осужденные покупают продукты и личные вещи в месяц на сумму 1 тыс. руб., свидания разрешены только краткосрочные, не более 6 раз в год. Подростки проживают в более щадящих условиях, чем в исправительной тюрьме, где осужденные заперты в течение всего времени.

Изменение режима отбывания в колонии

Возможность изменить условия проживания стимулирует заключенных к исправлению, способствует повышению эффективности воспитательного процесса. Подростки, не достигшие совершеннолетия, в воспитательных колониях отбывают наказание в условиях обычного режима. Умышленные действия при совершении преступления наказываются содержанием в строгих условиях, так же поступают с теми, кто ранее отбывал наказание.

Воспитательная колония для несовершеннолетних предполагает переход подростков из обычных условий содержания в облегченный режим, если у осужденного не было нарушений содержания, отсутствуют взыскания, он усердно трудится и постигает знания. Закон устанавливает такие критерии для облегчения режима содержания:

  • для впервые осужденных подростков мужского пола содержание в колонии 3 месяца исправления в обычных условиях;
  • повторно осужденные подростки мужского пола переходят в облегченный режим после проживания в течение 6 месяцев;
  • для осужденных впервые и повторно особ женского пола требуется отбывание наказания 3 месяца.

Те несовершеннолетние осужденные, которые находятся в облегченных условиях содержания, переводятся в льготный режим с целью подготовительного этапа к освобождению из воспитательной колонии. Задачи воспитательной колонии на данном этапе сводятся к облегчению вливания подростка в социальные слои общества. Законом не определены конкретные условия для перевода осужденных подростков в условия льготного содержания, обычно применяют для этого те же требования, которые предъявляются для предыдущего перехода. Сроки перевода в законе не обозначаются, решения принимаются администрацией колонии.

Так как содержание осужденного в льготном режиме обозначает проживание в общежитии за территорией колонии, то стремление несовершеннолетнего подростка к исправлению имеет стойкий характер, предполагается, что содержание его вне стен колонии не причинит никакого вреда окружающим. Если же отбывание наказания в воспитательных колониях сопровождается серией нарушений, тогда осуществляется перевод осужденного в более строгую категорию содержания.

Категории злостных нарушений

Что относится законом к нарушениям во время содержания в воспитательной колонии? Это:

  • употребление горячительных напитков или наркотиков, психотропных препаратов;
  • хулиганские действия;
  • неповиновение административным работникам, оскорбление, нанесение телесных повреждений;
  • хранение на территории колонии запрещенных предметов или их изготовление и распространение;
  • неповиновение в части лечебных мер обязательного порядка, назначенного судебным решением или медкомиссией;
  • организация забастовок, других актов неповиновения, непосредственное участие в них;
  • проявление нетрадиционной ориентации, склонение других осужденных к подобным действиям;
  • неповиновение в рабочей обстановке, отказ от выполнения работы.

Меры поощрения осужденных

Назначение воспитательных колоний состоит в том, чтобы предоставить подростку возможность исправиться и встать на путь истинный. К осужденным применяется система поощрений, которые становятся хорошим стимулом для нормального поведения, успешной учебы, работы и развития личности. Для активных и отличившихся положительной динамикой роста несовершеннолетних предоставляется право на поход в кинотеатр, культурно-развлекательные мероприятия за стенами колонии в сопровождении сотрудников.

Еще одним немаловажным стимулом является предоставление права прогулки с родителями, опекунами или другими родственниками за стенами колонии. Немаловажным фактором в деле исправления несовершеннолетних преступников является возможность освобождения до срока, которую предоставляет воспитательная колония, и перевод в облегченные условия содержания.

Особенности применения поощрительных мер

Предоставление осужденным права на выход за территорию колонии с целью посетить культурное мероприятие в сопровождении родственников или администрации сопровождается выдачей им гражданской одежды. Посещение общественных центров в одежде исправительного учреждения способствует недоброжелательному отношению окружающих и вызывает у осужденных подростков психологическое состояние, сводящее на нет эффект воспитательных мер, для которых предназначены воспитательные колонии.

Посещение культурных и спортивных мероприятий осуществляется только в дневное время, что ведет к уменьшению соблазнов подростка совершить противоправные нарушения в темное время суток. Максимальный срок отсутствия на территории колонии составляет для осужденного не более 8 часов. Это время высчитано с учетом рабочего времени или учебы и возможности иметь продолжительный сон в ночное время.

Виды взысканий, применяемых к осужденным

Воспитательная колония осуществляет не только поощрения, но и применяет к несовершеннолетним подросткам меры наказания за нарушение порядка нахождения в исправительном учреждении. Меры взыскания аналогичны тем, что применяются в исправительных колониях:

  • осужденному объявляется выговор;
  • несовершеннолетний наказывается лишением просмотра кинофильмов сроком на один месяц (это не распространяется на телевидение);
  • нарушитель наказывается штрафом, составляющим два оклада минимального размера, что влечет ограничение покупки продуктов и предметов личной гигиены;
  • осужденного помещают в изолятор, время пребывания в котором зависит от тяжести нарушения, обычно наказание осуществляется в течение семи суток, на учебу производится вывод.

Особенности воспитательных учреждений

История воспитательных колоний насчитывает немало изменений в плане развития. На сегодняшний день над этим работают ученые из отдела ВК ГУИН Минюста России. Для увеличения эффективности исправительной и воспитательной работы предполагается создание единого вида исправительного учреждения для содержания несовершеннолетних подростков мужского и женского пола в раздельных помещениях.

Этот принцип заложен в российском законодательстве для дифференцирования исполнения наказания, где указано, что несовершеннолетние и взрослые, мужчины и женщины содержатся при отбывании наказания отдельно. Это же требование к содержанию заключенных озвучено в международных стандартах отбывания сроков наказания.

Разделение взрослых и подростков при отбывании наказания обеспечивает воспитательная колония. Отбывание несовершеннолетних, отделенных от взрослых преступников, обеспечивает защиту от негативного влияния и настроя закоренелых уголовников с их психологическими отклонениями. Для такого типа раздельного размещения характерно подключение к воспитательной работе с подростками общественных организаций, родителей, это позволяет более полно пользоваться осужденному правами на исправление и восстановление.

Воспитательный центр на службе исправления

Создание воспитательного центра ставит своей первостепенной задачей обеспечить окончательный цикл работы по перевоспитанию несовершеннолетних нарушителей закона. Воспитательный центр собирает воедино результаты работы различных категорий исполнительно-уголовной системы, например СИЗО, ИК, ВК. Этот орган своим появлением поставит барьер на дальнейшей криминализации перевоспитавшегося подростка и предотвратит рецидив нарушений уголовной практики.

Могут ли воспитательные колонии действительно перевоспитать подростков? Воспитательный центр отвечает позитивной практикой исправленных судеб, надломанных уголовными преступлениями и нарушениями закона в молодом возрасте. Проблемы возникают в связи с продлением содержания в колонии лиц, которые переступили 18-летний возраст. Это влечет за собой повышение численности осужденных, возникает необходимость перестраивать работу администрации воспитательной колонии в связи с повышением возрастного барьера контингента.

Приходящие в колонию на перевоспитание подростки зачастую были лишены социальных благ в прошлых условиях существования в семье. Это обуславливается воспитанием ребенка в трудных условиях домашней нездоровой атмосферы. Родители не заботятся о подрастающих детях, допускают пьянство, употребляют наркотики, устраивают разборки на глазах у подростка, заставляют выполнять преступные поручения и вовлекают в уголовно наказуемые действия.

Учеба иногда становится невозможной в таких асоциальных семьях. Нехватка материальных средств из-за нежелания родителей работать и содержать себя и детей приводят к неполноценному питанию. Проживая в воспитательном исправительном учреждении, несовершеннолетний устраивает свой быт надлежащим образом, восполняет недостающие знания в рамках школьной программы, получает навыки профессии. Для неокрепшей подростковой психики очевидны преимущества честной и спокойной жизненной атмосферы, а специалисты педагогического профиля и психологи с удовольствием помогают человеку уйти с шаткого криминального пути и построить нормальную человеческую жизнь.

Как уже сказано выше, подросткам в колонии изменяют режим пребывания на более легкий, если они выполняют требования, распорядок дня, хорошо учатся и плодотворно работают. Изменение статуса содержания на более приемлемый режим является отличным стимулом для исправления и начала новой жизни после выхода из воспитательной колонии.

Прибывает этап. Новеньких помещают в отдельный, изолированный барак - карантин. Все строятся в коридоре. В каптерке сотрудники проводят обыск. Присутствуют банщик, санитар, завхоз карантина. Зона «красная», так что - это блатные зэки. Пока шмонают этап, троица высматривает и отбирает у прибывших хорошие вещи. После - баня, медицинский осмотр, анализы. Карантин продолжается четырнадцать дней. Завхоз учит всех маршировать строем с песней, заставляет наизусть выучить правила поведения. Вызывает осужденных по одному на беседу. Начинает издалека. Чем на воле занимался? За какие преступления сел? За все ли ответил?.. Потом, если видит слабину, заставляет рассказывать о совершенных ранее правонарушениях. Побоями выбивает признания и вынуждает силой писать явки с повинной.

В колонию попадают пацаны с четырнадцатилетнего возраста. А активисты сидят до двадцати. Представьте, как здоровый завхоз прессует мальчишек. Многие не выдерживают, «колются» и пишут расклады на себя и подельников. Позже их увозят обратно в СИЗО на «раскрутку» (Раскрутка - в момент отбывания срока совершение нового преступления. ). Возвращаются они с дополнительными сроками.

Кстати, помните, я упоминал, что несовершеннолетних запрещено вербовать, привлекать в качестве стукачей? Зоновские опера постоянно нарушают эти правила. Впрочем, официально на них работают только оставленные после восемнадцатилетия помощники администрации.

Сотрудники угнетают и запугивают осужденных руками таких же зэков.

Перед переводом в отряд с новичками беседует воспитатель - сотрудник. Спрашивает о профессиях, где хочешь работать. Выбирать, по сути, не из чего. Труд тяжелый и низкооплачиваемый. В отрядах по двести человек. Каждая бригада - двадцать пять человек, живет в отдельной спальной секции. Бригадир укажет спальное место. На первых порах новичка закрепят за опытным зэком, чтобы он объяснил нравы и обычаи колонии. В отряде всем заправляют завхоз, бригадиры и прочие активисты. Они следят за порядком. Щемят неугодных администрации и лично им. Отнимают посылки и передачи, оставшиеся хорошие вещи.

Распорядок дня таков. В 6.30 - подъем. Физзарядка. По очереди - уборка. Санитар проверяет чистоту полов. Берет любую подушку, проводит по линолеуму. Если грязная - изобьет дужкой от кровати. Дальше зэки моются сами. Заправляют идеально одинаково постели. Больше до отбоя в спальную секцию не войти.

В восемь часов - поверка. Она проводится каждые два часа. Строем следуют на завтрак. В столовой встают у своих столов. Воспитатель командует: «Сесть, приступить к раздаче и приему пищи». Своим подхалимам дает лишнюю пайку хлеба. Кормят плохо. Активисты почти не едят - пьют чай. Они отнимают передачи и сытно питаются в отряде. Воспитатель ориентируется по ним. Командует: «Сдать посуду». Многие не успевают доесть свои пайки, хотя порции маленькие. Продукты некачественные. Правда, когда приезжает прокурор или комиссия, кормят хорошо. Отпускают всех из карцеров, у нас, мол, нарушителей нет. Жаловаться проверяющим боятся: они уедут, а заявитель останется.

После завтрака - выход на работу, на промзону. В четырнадцать часов - съем с работы. Обед. Потом школа до семнадцати тридцати. Строем идут в отряд, сидят в ПВР (комната политико-воспитательной работы). В девятнадцать часов - ужин. После - лекция. В 21.00 - просмотр программы «Время». Потом прогулка строем с песнями. Дальше - уборка. Подготовка ко сну. 22.30 - отбой. За целый день времени свободного нет. Очень устаешь к вечеру. От такой жизни дуреешь. Постоянно тянет спать. Но если днем тебе сделали замечание (плохо работал, учился, плохо себя вел), не уснешь. Активисты сильно изобьют. Так поддерживается дисциплина. Администрация это поощряет. Стукачи за лишнюю пайку стараются, часто даже придумывают тебе нарушение. Скажут, что у тебя был конфликт или что плохо трудился. Ничего не докажешь, будут бить. Отомстить нельзя. Посадят в карцер или, если тронул активиста, добавят срок.

Такая же участь ждет, если партнеров застукают за гомосексуальным актом. Под давлением сотрудников «пассивный» пишет заявление. «Активный» едет на раскрутку. Обычно любовью занимаются по ночам. Активист с нижней шконки велит обитателю второго яруса временно перебраться с матрасом на место «обиженного». «Петух» идет в проход к активисту. Если во время секса в секцию заглянут сотрудники (считать зэков по головам), достаточно быстро лечь на свободную шконку - не надо далеко бежать.

Обратите внимание на этот маразм: если днем ты просто дотронешься до «петуха», то «оформишься» (опустишься). Ночью же не в падлу лежать с ним в одной постели.

Сильно наказывают за свежие наколки. Нередко заставляют выжигать их марганцовкой.

При такой тяжелой жизни арестанты добавляют себе трудностей нелепыми обычаями. Зэки постоянно живут в напряжении. Ведь в любой момент могут «опустить».

На «малолетке» много «мастей» (каст). Каждый зэк знает свое место. Подняться в высшую масть можно только из первых четырех.

  1. «Блатные»,
  2. «Приблатненные»,
  3. «Третий стол»,
  4. «Пацаны»,
  5. «Форшмаки» (допустившие проступок по незнанию),
  6. «Черти» (ворующие у своих),
  7. «Нехватчики» («опустившиеся на кишке»),
  8. «Прачки» (думаю, ясно),
  9. «Шныри» (слуги),
  10. «Козлы» (стукачи),
  11. «Маслобойщики» (дрочат член другим),
  12. «Петухи» (пассивные гомосексуалисты).

В каждой колонии для несовершеннолетних насчет каст свои названия и порядки.

Выше я упоминал, что можно «опуститься» в любой момент. На малолетке западло делать многие вещи. Например, сходил в туалет и не помыл руки. Докурил после низшей масти - сам такой станешь. Нельзя поднимать упавшие предметы. Особенно зубную щетку, сигареты, в бане - мыло. Нормальным зэкам в падлу есть черный хлеб с чаем. Тем более всухомятку. Также «опустишься», если заштопаешь себе носки. «Опустить» может воспитатель - за нарушение дисциплины переложит с приличного спального места к «чертям» у выхода или к «моченикам», которые писаются.

Могут блатные трахнуть, придравшись к словам. В этой зоне, кстати, в бане мылись двумя мочалками: одна - до пояса, другая - ниже. Нельзя ошибиться и назвать вафельное полотенце - «вафельным» («вафел» - делает минет). Надо говорить: «полотенце в клеточку». Даже во сне нельзя расслабиться. Опустишь с кровати руку ниже локтя - окрестят «чертилой».

В наше время маразма стало чуть меньше. Но совсем недавно идиотизм доходил до крайностей. До 1991 года заключенные отрицательно относились к советской власти. «Комсомолец», «коммунист» среди зэков означали ругательства. Власть была красная, и малолетки не признавали этот цвет. Нельзя было курить «Приму», потому что пачка красная. Даже если мать на свидание приезжала в красной кофте, сын отказывался от встречи. Потом переживал, конечно, но не показывал вида. Эти понятия исчезли после смены режима в стране.

Кое-где у несовершеннолетних еще в ходу нелепые обычаи, касающиеся некоторых предметов, особенно еды. Даже существует целый свод правил-одностиший. («Сало, масло - западло. Колбаса - на член похожа. Сыр - мандятиной воняет. Курицу - петух топтал. Хлеб - растили коммунисты. По картошке - мент топтался. Воду - рыбы обоссали».) И так далее на все продукты питания. Это, конечно, скорее, шутка. Но в описанной выше колонии малолетки не едят ячневую кашу: сечка считается петушиной пищей. И не употребляют капусту, капуста - козлиная пища.

Тяжелее всех приходится тем кастам, которые принадлежат к «высшему свету». Те, кто ниже «пацанов»,- опущенные. Тронь их - побегут жаловаться, даже в штаб, минуя активистов своего отряда. Только «пацаны», чтобы не прослыть «ломовыми» (ябедами) и не потерять лицо, терпят издевательства. С низшими мастями опасаются связываться из-за их мстительности. Ведь им терять нечего. Они и пакостят. Можешь, обидев такого вечером, проснуться утром с «прокачкой» (вантузом для пробивки унитазов). Этого достаточно для перевода в «обиженку». Или кинут половой тряпкой в лицо.

Естественно, такое не касается активистов. Строптивых, покусившихся на авторитет актива, изобьют и могут макнуть головой в унитаз.

Из-за таких порядков весь спецконтингент постоянно живет в напряжении. Малолетки зарабатывают неврозы и психозы.

Странно одно: зоны для несовершеннолетних называются воспитательными колониями. Неужели администрация этих учреждений, создавая подопечным такие условия существования, надеется, что способствует их перевоспитанию?

Исправительная колония – это один из основных видов исправительного учреждения, в котором отбывают наказания несовершеннолетние преступники, ранее отбывавшие лишение свободы, заключенные за намеренные преступления, которые были совершены в период отбывания наказания, а также те, кто был переведен из легких или строгих условий.

3 наиболее популярных ИК для подростков в России

Со временем исправительных колоний на территории России становится все меньше за счет сокращения числа малолетних преступников . В 2007 году в РФ было 62 воспитательных колонии, где находилось более 16 000 человек. На 2018 год их число сократилось до 23, что почти втрое меньше, а число осужденных на 1 ноября 2018 года составило 1318 человек.

Режимы и условия содержания

Сейчас в воспитательных колониях созданы лучшие условия для содержания подростков. Они живут в небольших комнатах по 4-5 человек, в каждой из которых есть собственный телевизор, холодильник, рабочий стол. В коридоре – несколько душевых, где заключенные моются. Бань на территории колоний не имеется. Осужденные не дежурят, они только учатся и работают.

После прибытия в колонию, подросток две недели находится на карантине . Там он привыкает к местным обычаям и приспосабливается к новому мету жизни. Также его осматривают врачи, беседует психолог, после чего заселяют в комнату.

Распорядок дня

В таблице приведено примерное расписание дня несовершеннолетних заключенных.

Подъем 7:00
Физическая зарядка 7:00-7:15
Утренний туалет и заправка постелей 7:15-7:35
Утренний осмотр 7:35-7:45
Завтрак 7:45-8:45
Развод на работу или учебу 8:45-9:00
Работа В соответствии с ТК РФ. Для осужденных младше 16 лет – менее 24 часов в неделю, для лиц от 16 до 18 лет – не более 35 часов в неделю. Поэтому расписание работы составляется индивидуально в зависимости от возраста.
Учеба в школе и самоподготовка Индивидуально в каждой колонии. но, как правило, это время до обеда. С 9:00 до 12:45
Подготовка к обеду 12:45-13:00
Обед 13:00-14:00
Дневная проверка 14:00-14:10
Съем с работы 14:10-14:25
Проведение воспитательных мероприятий 14:25-17:30
Подготовка к ужину 17:30-18:00
Ужин 18:00-19:00
Личное время 19:00-20:30
Вечерняя проверка 20:30-21:00
Подготовка ко сну 21:00-22:00
Отбой 22:00

В каждой колонии в зависимости от местных условий, продолжительности светового дня и других составляющих расписание может сильно отличаться.

Питание

Еда несовершеннолетним заключенным предоставляется бесплатно. В колонии трехразовое питание.

Рацион питания очень похож на рацион совершеннолетних осужденных, только с повышенной нормой питания, которая включает в себя разнообразные овощи, ягоды, фрукты, колбасные изделия, сыр, масло, соки, творог, сметану, яйца, сладости и сдобную выпечку, мясо птицы и другое.

О том, как питаются в тюрьме, читайте .

Примерное меню

Завтрак :

  • каша/яичница;
  • яйцо/творог со сметаной;
  • бутерброд с маслом и сыром;
  • какао/чай/кофе;
  • сахар;
  • банан/яблоко/апельсин.

Обед :

  • щи/борщ/рассольник/куриный суп-лапша;
  • мясо/ряба/консервы с гарниром (картофель/рис/макароны/гречка);
  • сок/компот из сухофруктов;
  • хлеб;
  • салат из свежих овощей;
  • фрукт или овощ.

Ужин :

  • мясо/рыба с гарниром (картошка/гречка/рис/макароны) или пельмени;
  • творог со сметаной;
  • бутерброд с колбасой и сыром;
  • сдобная выпечка;
  • чай/какао/компот;
  • сладость;
  • фрукт.

Работа

Работают заключенные в соответствии со статьей 92 ТК РФ , которая определяет количество рабочих часов для разных возрастов. На территории многих колоний находятся парники и теплицы, в которых осужденные выращивают овощи. Также они работают на кухне, помогают готовить еду, накрывать на стол, трудятся в швейном цехе и в мастерских.

Учеба

В воспитательных колониях есть свои собственные школы, в которых проводятся занятия с осужденными. Обучение пятидневное, уроки длятся по 40 минут. По статистике третья часть из всех осужденных до попадания в колонию обучались в учебных заведениях, остальная часть образованием заняты не были. Поэтому в школе обучение организуется по ступеням.

  • 1 ступень – дается начальное общее образование, срок обучения составляет 4 года. Усвоение программы проходит в более ускоренном темпе.
  • 2 ступень – основное общее образование, срок обучения 5 лет. На этом этапе происходит усвоение обучаемыми ранее изученных программ, формирование личности каждого, с использованием индивидуального подхода. Эта ступень является базой для получения среднего полного образования.
  • 3 ступень – среднее полное образование сроком обучения 2 года. Это завершающий этап, который заключается в закреплении всего усвоенного материала.

В колониях поощряется участие в различных кружках детской самодеятельности. К каждому ребенку находится индивидуальный подход. Осужденные могут раскрыть свои таланты и личное мастерство.

Развлечения и отдых

В колонии есть клуб с большим залом и сценой, где дети выступают на праздники. Они с помощью воспитателей устраивают мероприятия, проявляют свои таланты и творческие способности в разных сферах. Также здесь есть библиотека с широким выбором книг отечественных и зарубежных писателей, различные журналы и газеты.

Присутствуют в колониях и игровые комнаты . В них дети могут отдохнуть и развлечься, поиграв в развивающие настольные игры, шашки, шахматы и др. Также дети могут прослушивать радиопередачи, смотреть телевизор в установленное время. На определенное время воспитанники могут покинуть колонию с преподавателем или родственниками, посетить культурно-развлекательное мероприятие.

Здесь есть свой медпункт, в котором принимают специалисты в случае возникновения проблем со здоровьем.

Религиозные вопросы

На территории любой колонии в РФ находится храм , куда часто приглашают священнослужителей, проводятся Божественные литургии и беседы с осужденными на темы нравственного характера. В храме есть специальная молельная комната, дети могут приходит сюда по выходным.

Также в колонии разрешается наличие различной религиозной атрибутики (крест, книги, иконы и т.д.) Многие воспитанники крестятся в храме на территории колонии. Некоторые же считают, что существует поверье, в котором сказано, что если примешь веру здесь, то обязательно вернешься. Дети в это верят и многие боятся.

Свидания и посещения

Для осужденных, которые проживают в обычных условиях (есть еще легкие и , где денег и кол-во свиданий либо меньше, либо больше, чем при ), разрешается:

  1. Расходовать каждый месяц на продукты питания и предметы первой необходимости деньги с лицевых счетов в размере 10 800 рублей, а также различные пособия и льготы.
  2. Иметь 8 и 4 свидания в год.

О количестве и особенностях свиданий в колониях строгого режима написано в .

Передача продуктов и вещей

Получение передач и бандеролей для несовершеннолетних заключенных разрешено в неограниченном количестве . осуществляются в специальных помещениях. Старший инспектор колонии должен вести учет всех полученных бандеролей. Родственник, доставивший посылку, должен расписаться на двух заявлениях, один из которых оставить себе, другой – в колонии.

Запрещенные в бандеролях предметы изымаются. Вскрытие их производит тот же старший инспектор.

Передача продуктов и вещей в исправительную колонию основывается на Приказе Министерства юстиции Российской Федерации от 6 октября 2006 г. N 311 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы».

Осужденным запрещается получать в посылках и приобретать на собственные деньги :


Отличия условий содержания мужских от женских детских тюрем

Представители мужского и женского полов содержатся в разных воспитательных колониях. Женских воспитательных колоний в стране всего 2, а мужских – 21 .

Девочки работают в швейных цехах, на кухне, мальчики же чаще всего занимаются другой работой, предназначенной для мужских рук, – трудятся в мастерских, собирают детали, строгают и пилят мебель.

Девочкам разрешают ухаживать за собой, делать макияж, различные прически, красить ногти. В колониях для парней и девушек различаются некоторые предметы, преподаваемые в школе. Но в общем целом условия содержания мужских детских колоний от женских мало чем отличаются.

Со скольки лет туда можно попасть по законодательству?

Наказание в виде лишения свободы может быть назначено несовершеннолетнему осужденному лишь в исключительных случаях , обусловленных характером и степенью общественной опасности преступления, обстоятельствами его совершения и личностью виновного.

Лишение свободы ни при каких обстоятельствах не может быть назначено лицу, совершившему в несовершеннолетнем возрасте преступление небольшой тяжести впервые. Лишение свободы также не может быть назначено несовершеннолетнему, совершившему в возрасте до 16 лет (включительно) преступление средней тяжести впервые.

Независимо от санкции статьи Особенной части УК и независимо от возраста лица на момент постановления приговора, наказание в виде лишения свободы не может превышать:

  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) преступление небольшой или средней тяжести или тяжкое преступление, - шесть лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте до 16 лет (включительно) особо тяжкое преступление, - 10 лет лишения свободы;
  • для несовершеннолетнего, совершившего в возрасте старше 16 лет преступление независимо от его категории, - 10 лет лишения свободы.

Нижний предел наказания в виде лишения свободы, установленный в санкции статьи Особенной части УК, предусматривающей ответственность за тяжкое или особо тяжкое преступление, сокращается в два раза.

Из каких частей состоит воспитательный процесс подростков?

Исправление и воспитание несовершеннолетних преступников происходит на протяжении всего времени нахождения в колонии. В школе им дают необходимую базу знаний, формируют в каждом из них индивидуальную личность. Очень часто приходят психологи для бесед с подростками. Они находят личный подход к каждому из них, пытаются вникнуть во все проблемы, которые происходили, про их семейную обстановку, почему они совершили преступление и т.д.

Часто в колонии проводятся различные воспитательные мероприятия , где несовершеннолетним осужденным раскрываются нехорошие поступки, их последствия, анализируются все совершенные ошибки. На таких беседах усилие делается на формирование в каждом ребенке понимания где добро, а где зло. Для них устраиваются мероприятия по обсуждению художественной литературы. На более глубоких примерах рассматриваются плохие и добрые поступки.

Варианты путей исправления, УДО

Как и в любом исправительном учреждении, в воспитательных колониях возможно досрочное освобождение или замена наказания на более легкое. Оно может предоставиться по медицинским показателям, а также за хорошее поведение и трудолюбивость, если за время отбывания наказания заключенный не получал строгих замечаний.

В соответствии со статьей 93 УК РФ УДО для несовершеннолетнего возможно, если он отбыл не менее 1/3 наказания за преступление небольшой, средней тяжести или за тяжкое преступление, осужденным за особо тяжкое преступление необходимо отсидеть 2/3 срока.

3 истории заключенных. «Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать» – Витя, 14 лет

Катя, 20 лет :

«В детстве мама после смерти отца постоянно пила и мы с братом были предоставлены сами себе. Часто бродили по всяким заброшенным зданиям, подъездам. Есть было нечего и мы стали воровать в магазинах. Один раз поймали и отпустили, решив, что так каждый раз будет с рук сходить, перешли на квартиры. В день ограбили несколько квартир, взяли деньги и драгоценности. Не успели продать, нас быстро поймали и вскоре отправили в исправительную колонию. Мне было 12, брату – 14.

Попали мы в разные места и не виделись до тех пор, пока не отбыли срок. Там, где я находилась, поначалу было очень грустно. Я скучала по брату и маме. Она почти не приезжала, а я каждый раз ждала встречи, все время надеялась на то, что она привезет мне какую-нибудь вкусную еду или игрушки. Я завидовала другим детям, к которым приезжали родители. Они были такие счастливые.

Несмотря на это, в колонии мне жилось лучше, чем дома. Здесь хорошо кормили, с нами постоянно занимались. В свободное время мы все время торчали в детской игровой комнате, иногда смотрели мультики по телевизору. Я привыкала, и когда мой срок истек, мне было даже грустно возвращаться домой. Я не знала, что буду там есть, чем буду заниматься. Возвращение в обычную жизнь далось мне очень тяжело.»

Михаил, 16 лет :

Я попал в колонию из-за того что ножом убил своего отчима, когда тот пытался напасть на маму. Я был в состоянии шока, и не понял, как все это произошло. В колонии было очень много мальчиков моего возраста. Но мы жили по 4 человека в одной комнате, общались тоже такими же группами. Поначалу там тяжело найти общий язык, но спустя время привыкаешь.

Утром мы занимались в школе и выполняли трудовую работу. Я очень любил посещать кружок мастерства, где мы вырезали из дерева. Все сделанные нами поделки выставлялись на самые видные места. Я очень скучал по дому и маме с моим родным папой. Они навещали меня как только могли и привозили много продуктов. Я всегда делился со своими друзьями, у нас так было положено.

Я скучал и каждый день думал о возвращении, о том, что больше никогда не сделаю ничего плохого. Много учился и читал книги, чтобы хотя бы как-то скоротать свои дни в этом месте. И, к моему счастью, вышел раньше, по УДО.»

Витя, 14 лет :

«В колонии было очень тяжело, так и не передашь словами всю ту атмосферу. Большинство детей, обделенных жизнью и лишенных семейного счастья, находились именно здесь. За каждый косяк могли сильно избить свои же. В колонии это все знали, но закрывали глаза. Что только тут не происходило… Один раз парень перепутал и случайно взял не то полотенце, так его так исколотили другие мальчишки, что бедного долго в местном медпункте мариновали.

По собственному опыту могу сказать, что на малолетке не воспитают в тебе хорошего человека, а наоборот сделают еще более черствым и гнилым. Все так ненавидят друг друга, за кусок хлеба готовы порвать. Мало очень нормальных было, с которыми можно пообщаться. Попал сюда по глупости, но постараюсь больше никогда не возвращаться.»

Подводя итог данной статьи, хочется отметить, что несмотря на достаточно хорошее содержание в воспитательных колониях, попасть в них – очень страшно . Многие подростки выходят оттуда с еще более покалеченными судьбами, с потерянным детством. По глупости совершив преступление, можно мучиться всю оставшуюся жизнь, так и не смирившись с произошедшим.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.