Основы конституционного статуса федерального собрания. Конституционный статус федерального собрания российской федерации

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл. 5 ст. 94 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.

Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.

Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей Гранкин И. В. Парламент России. - М.: «Консалтбанкир», 1999 - С. 159 - 163..

Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для юридических вузов и факультетов. - М.:Норма-Инфра-М, 2007. - 776 с. - 523 - 530..

Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл. 5 ст. 95 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 . Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ст. 102, ст. 103 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ч. 1 ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009 Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ч. 3 ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

Работа палат Федерального Собрания РФ строится на следующих принципах: законности (легитимности); постоянной деятельности палат; раздельной работе палат (за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 100 Конституции РФ); открытости работы палат; коллегиальности работы палат. федеральный дума депутат совет

Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:

  • 1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации;
  • 2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания;
  • 3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания.

Подробнее данные аспекты и законодательные акты, раскрывающие конституционно-правовой статус Федерального Собрания и его палат мы рассмотрим далее.

Как уже было отмечено выше Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной думы, заседающие отдельно и собирающиеся вместе только в исключительных случаях. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993г. Гл.5 ст.95 и ст. 100 // "Российская газета", N 7, 21.01.2009

При этом разделение Федерального Собрание на две палаты не ведет к тому, что одна палата признается первой, а другая - второй или одна нижней, а другая - верхней. Исторически и функционально сложилось, что первая, она же нижняя палата - Государственная Дума, - играет более значимую роль в законодательном процессе. Обе палаты составляют части единого целого и в этом смысле они равноправны, но при этом их полномочия различны. Стоит отметить, что основная тяжесть в принятии федеральных законов падает на Государственную Думу (именно с нее начинается законодательный процесс), которая поэтому более заметна в общественной жизни. Именно деятельность этой палаты чаще освещаются СМИ и ТВ, более обсуждаема в народе Романов P.M. Российский парламентаризм. История и современность. -М.,2000..

Эти обстоятельна привели к тому, что в неофициальных и всё чаще и официальных кругах Совет Федерации называют и признают второй палатой, иначе сенатом. Порядок формирования палат, их компетенции и особенности деятельности рассмотрим отдельно.

Источник: Авакьян + Конституция

1. Положение парламента в системе государственных органов

Согласно К РФ 1993 г.:

- Глава 5 ФС, Ст. 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации

- Глава 5 ФС Ст. 99 Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

- Глава 1 Основы конституционного строя п.1 ст.11 Государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, ФС (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды Российской Федерации.

1) Принцип верховенства представительных органов («верховенства Советов*)

Имеют право принять к своему рассмотрению любой вопрос, отнесен­ный к ведению государства

Другие го­сударственные органы в подавляющем большинстве формируются представительными органами и подотчетны им

После Октябрьской революции 1917 г. и до 90-х гт. эта модель была конституционной осно­вой нашей системы.

2) Принцип разделения властей

Представительные органы особого верховенства над другими органами не имеют

Осуществляют полномочия на основе разделения властей

- система сдержек и противовесов – взаимный контроль представительных органов и других органов

Особенности разделения властей в РФ:

Статус органов гос. власти не равный: возможно­сти воздействия Президента на палаты Федерального Собрания, а также на законодательные органы власти субъектов РФ стали такими большими, что можно говорить о главенствующем положении к парламенту

Президент РФ (ст. 84):

а) назначает выборы ГД в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом;

б) распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ;

В основе лежит принцип разделения властей – каждая палата выполняет свои функции

2. Срок работы Парламента

1) Периодически собирающийся (СССР до Конституции 1977)

2) Постоянно работающий

Советское гос-во : «Советы как ра­ботающей корпорации»

Советы соединяли в себе функции и представитель­ных, и исполнительных органов

Но фактически ситуация обстояла иначе. Исполнительные и представительные органы сливались только на местном уровне, а на центральном уровне отделя­лись от высших представительных органов. Отдельные распорядительные полно­мочия представительных органов не есть исполнительная власть.

Депутаты Советов сами должны и принимать решения, и проводить их в жизнь, и контролировать исполнение. Для этого им приходилось сочетать депутатские функции с производственной деятельностью.

Сессионный порядок работы. Отказ в советское время от постоянно работающего общегосударственного парламента теоретически был несостоятелен в СССР (соответственно в РСФСР). Высший представительный орган мог бы заседать гораз­до чаще и дольше

Переход к постоянному режиму работы

Создание длительно работающих представительных учреждений стало одним из важнейших шагов политических реформ в период пе­рестройки и демократизации общества, начатых в СССР по инициа­тиве М.С. Горбачева. Конституция СССР предусмотрела, что Съезд - высший орган государственной власти СССР; он правомочен принять к своему рассмотрению и решить любой вопрос, отнесенный к ведению Союза ССР (ст. 108). Верховный Совет СССР, сохранив прежнее название и деление на палаты - Совет Союза и Совет Национальностей, - по своему стату­су и организации работы стал в значительной мере новым органом. Конституция определила, что Верховный Совет СССР - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган го­сударственной власти СССР (ст. 111).

Новый Верховный Совет - орган Съезда (в этом особенность российских конституционных положений по срав­нению с союзными), постоянно действующий законодательный, рас­порядительный и контрольный орган государственной власти РСФСР (ст. 107). Верховный Совет РСФСР впервые получает двухпа­латную структуру (Совет Республики и Совет Национальностей).

Депутаты ГД работают на профессиональной постоянной основе; эти депутаты не могут находить­ся на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой дея­тельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности (ч. 3 ст. 97).

По Федераль­ному закону 2000 г. о порядке формирования Совета Федерации, один представитель избирается органом законодательной власти субъекта РФ, второй назначается главой субъекта. Оба представителя работают в палате на постоянной профессиональной основе, получая за это вознаграждение, и тоже не имеют права на занятие иной оплачивае­мой деятельностью, кроме преподавания, науки и творчества.

Обычный срок – 4 года

· Начало полномочий ГД : с момента начала работы Государ­ственной Думы нового созыва полномочия Думы прежнего созыва прекращаются

· Начало полномочий депутатов ГД : срок полномочий отдельного депутата начинается со дня избрания его депутатом Государственной Думы и прекращается со дня начала работы. Но фактический срок полномочий депутата, получившего мандат взамен коллеги, выбыв­шего из списка, будет короче. Государственной Думы нового созыва

Досрочное прекращение полномочий

· решением ГД при невыполнении им своих функций

· осуждение к уголовному наказанию, связанному с лишением свободы

· ГД может быть распущена досрочно Президентом РФ

3. Природа и функции парламентско-представительныхучреждений

Какие функции должно осуществлять представительно учреждение?

Сколько представительных органов должно быть?

Парламентаризм предполагает:

1) Освобождение депутатов от выполнения основных, производст­венных функций, концентрацию их на деятельности в представитель­ном органе

2) Депутатство как профессию

3) Определенный круг дел представительного учреждения

Принимать законы

Утверждать бюджет государства

Определять его доходы и расходы

Влиять на осуществление внутренней и внеш­ней политики

Формировать ряд этих органов

Выполнять задачи парламентского контроля в отношении определенных органов и государственных дел;

4) Определенные формы, методы и стиль работы. Основные свои за­дачи он осуществляет коллегиально, на пленарных заседаниях (сес­сиях), в комитетах, фракциях и т.п.

Только, когда это все есть, можно говорить о наличии парламентаризма .

До Конституции 1993

1) Съезд народных депутатов - Верховный Совет

2) Роль Съезда:

Объединение народа (2250 депутатов)

Участие во власти лучших представителей народа

Решение ключевых вопросов

Поддержка КПСС - съезд должен был одобрять проекты, предложенные компартией

Способ выпустить «демократический пар», при этом прежний стиль руководства не сильно поменялся

Роль «сита» - депутаты, заседающие в Москве, отбирались по принципу, кому может доверять КПСС

3) Проблема соотношения Съезда и Верховного Совета

Юридически Съезд был выше Верховного Совета (решение любых вопросов, отнесенных к ведению СССР)

Но ВС – постоянной действующий орган, 1-м заседанием сложно повлиять на про­цессы в стране

Съезд не мог занять место постоянно действующего парламент из-за огромного кол-ва депутатов

РСФСР: по Конституции Съезд не только мог принять к своему ведению любой вопрос компетенции РФ, но и отменить решение Верховного Совета

Конституция 1993

1) 1 представительный орган, т.е. по Конституции РФ 1993 г. Федеральное Собрание в единст­венном числе является парламентом РФ. Представительное учреждение - коллегиальный орган, в который входят лица, избираемые непосредственно народом

2) 1993 год: ФС было названо и парламентом, и представительным органом (ст. 94), потому что обе палаты ФС были избраны населением.

3) В ФЗ 1995 г. о порядке формирова­ния Совета Федерации было закреплено, что в него входят по долж­ности главы законодательной власти и исполнительной власти субъ­ектов РФ

4) ФЗ2000 г. в состав СФ включили представителей, из которых один избирается органом за­конодательной власти, второй назначается главой субъекта РФ.

Авакьян предлагает:

Изменить концепцию федерального представительного учрежде­ния и признать, что одна его палата может состоять из делегированных представителей субъектов РФ;

Признать истинно представительным органом народа России Госу­дарственную Думу, она и есть парламент, а Совет Федерации - орга­ном (надо полагать, государственным) представительства субъектов РФ, обладающим правом участия в федеральном законодательном процессе в целях защиты интересов этих субъектов

Функции Парламента

1) Объединять народ и представлять его интересы

2) осуществлять законодательную функцию (принимать зако­ны, выражающие в наиболее полном объеме волю народа)

3) принимать участие в верховном руководстве делами государства и особенно:

Влиять на формирование и осуществ­ление внутренней и внешней политики страны

Утверждать государ­ственный бюджет

4) рассматривать состояние и проблемы различных сфер государственной жизни

5) формировать либо участвовать в формировании ряда государст­венных органов Российской Федерации

6) осу­ществлять функцию парламентского контроля в области государст­венного строительства, деятельности других органов, исполнения бюджета и т.д.

7) выполнять задачи объ­единения, содействия и организационно-методической помощи в отно­шении нижестоящих представительных органов, не покушаясь на их самостоятельность.

4. Внутренняя структура и формирование парламента

Однопалатные

Двухпалатные (федеративные гос-ва)

1922, ЦИК (Центральный Ис­полнительный Комитет) СССР: Союз­ный Совет и Совет Национальностей

1936, Верховный Совет СССР: Совета Союза и Совета Нацио­нальностей.

СФ (постоянно работающий орган, у него нет созывов, состав меняется по ходу работы)

Созыв - это тот период времени (срок), на который избран парламент (западный аналог - легислатура, хотя зачастую этим же словом обозначают сам представительный орган) или его палата

Ст. 95 К РФ

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

Ст. 96 К РФ

1. Государственная Дума избирается сроком на 5 лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Ст. 97 К РФ

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

Ст. 99 К РФ

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

Ст.100 К РФ

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Ст. 101 К РФ

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

6. Вопросы будущего формирования палат парламента

Каждая палата парламента формируется в отдельности.

Проблемы с выборами в ГД (с отказом от мажоритарной системы и переходом к пропорциональной):

1) теория народного представительства строится на том, что гражданин имеет право на политическое предста­вительство и реализует его путем голосования за конкретного канди­дата

2) Есть определенная система контактов депутата и изби­рателей, обязанностей депутата перед ними. Если до сих пор мы исходили из того, что право иметь своего депутата может быть дополнено правом на пар­тийное политическое представительство, теперь, как видим, речь идет о замене одного права другим.

3) При выборах по округам у гражданина есть право стать кандидатом в депутаты. В ч. 2 ст. 32 Конституции РФ сказа­но: «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референду­ме». Достаточно очевидно, что при выборах по спискам гражданин становится кандидатом в депутаты исключительно при партийном выдвижении.

4) люди знают только лидеров и не имеют представления о кон­кретных кандидатах. Голосование за списки - это выборы по дове­рию партии, руководителям, платформе. Соответственно у партийных депутатов очень слабы связи с избирателями

5) Избирателей, помимо перспективы голосования за списки пар­тий, еще отяготили и обязанностью оплачивать расходы партий по участию в выборах. ФЗ от 11 июля 2001г. о политиче­ских партиях дает партиям право на компенсацию из государственно­го бюджета (т.е. средств налогоплательщиков) своих расходов в изби­рательной кампании по выбор депутатов Государственной Думы при получении скромного результата - всего лишь 3% голосов изби­рателей в поддержку своего списка.

В Конституции РФ закреплен принцип разделения властей (ст. 10). Согласно ст. 94 законодательная власть в РФ принадлежит Федеральному Собранию РФ, которое Конституция называет еще и представительным органом РФ. Это означает, что оно выступает представителем всего многонационального народа Российской Федерации, формируется на основе всеобщего участия населения в политическом процесс.

Федеральное Собрание РФ состоит из двух палат -Совета Федерации и Государственной Думы (ст. 95). Двухпалатный парламент отражает федеративное устройство нашего государства. Нижняя палата выступает как прямое представительство различных групп населения, политических партий и движений и формируется путем общенациональных выборов. Верхняя палата призвана отразить специфические черты федерализма и выступает как представительство субъектов Федерации (в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (ч. 2 ст. 95). Таким образом, максимально возможное число мандатов Совета Федерации - 178. Численность Государственной Думы составляет 450 депутатов (ч. 3 ст. 95). Она избирается на основе сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. В 1995 г. 225 депутатов избирались по партийным спискам (пропорциональная система); по одномандатным избирательным округам (мажоритарная система относительного большинства) избирались также 225 депутатов. Следует отметить, что в парламентах ряда зарубежных стран (Великобритания, ФРГ) численность нижней палаты гораздо больше (примерно на 200 депутатов). Определяя численность российского парламента, законодателю пришлось столкнуться с проблемой: когда, с одной стороны, работоспособность Государственной Думы может быть снижена из-за чрезмерно большой численности, но, с другой стороны, уменьшение числа мандатов ведет к тому, что избирательные одномандатные округа становятся очень большими.

Основной характеристикой Федерального Собрания как законодательного органа России является его право на принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 321

Принятие всех федеральных законов отнесено к компетенции Государственной Думы, избираемой непосредственно населением РФ. Такая практика существует в большинстве стран с двухпалатным парламентом: законотворческая деятельность возлагается, в основном, на нижнюю палату, избираемую посредством прямых выборов.

Принятие решений по наиболее важным вопросам жизнедеятельности государства, отнесенное Конституцией к компетенции Федерального Собрания, обеспечивается постоянно действующим характером его работы (ч. 1 ст. 99). Палаты парламента действуют не в порядке кратковременньїх периодических сессий, а практически постоянно - это является необходимым условием активной роли парламента в политической жизни общества. Конституция устанавливает, что Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после избрания. Этот месячный срок между ее избранием и первым заседанием установлен для подведения полных итогов выборов и регистрации Центральной Избирательной Комиссией избранных депутатов. Однако в случае необходимости Президент РФ имеет право созывать вновь избранную Государственную Думу ранее этого срока (ч.

2 ст. 99). Совет Федерации на свое первое заседание собирается также на тридцатый день после своего созыва. Первое заседание Совета Федерации открывает Президент РФ; затем его ведет старейший по возрасту депутат Совета Федерации до того, как будет избран Председатель Совета Федерации. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

Вследствие наделения обеих палат различными полномочиями, Конституция установила раздельный порядок заседания Совета Федерации и Государственной Думы. Как правило, заседания палат проходят открыто. Это означает, что на заседаниях имеют право присутствовать представители средств массовой информации, различных государственньїх органов и т. п. Однако в случаях, предусмотренных регламентами палат, могут проводиться закрытые заседания (например, если обсуждаются сведения, составляющие государственную тайну). Кроме того, Конституция предусматривает случаи, когда обе лалаты могут заседать совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств. Для обеспечения порядка организации работы парламента депутаты каждой из палат избирают из своего состава председателя и его заместителей, но над ними нет никакого общего руководства. При этом каждая палата самостоятельно определяет количество заместителей Председателя.

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, в которых осуществляется более тщательное обсуждение проблем, проводится проработка законодательных актов по различной предметной компетенции данных структурньїх подразделений

Глава XV. Парламент

палат. Так, в Совете Федерации созданы комитеты: ко конституционному законодательству; по делам Федерации, Федеративному договору и региональной политике; по делам Содружества Независимых Государств; по международным делам; по бюджету: финансовому, | валютному и кредитному регулированию, денежной эмиссии, валютной | политике и таможенному регулированию; по аграрной политике и др. |

В Государственной Думе комитетов больше, чем в Совете Федера-:

ции - это объясняется тем, что основная законодательная деятельность приходится на Думу. В нижней палате образованы следующие комитеты: по экономической политике, по промышленности, строи-:

тельству, транспорту и энергетике; по обороне; по безопасности; по. законодательству и судебно-правовой реформе; по образованию, культуре и науке; по аграрным вопросам; по международным делам;, по делам общественных объединений и религиозных организаций и др.

Перечень комитетов и комиссий, их численность, порядок создания закреплены в Регламенте каждой из палат. Каждая вновь образованная палата принимает свой Регламент, что объясняется различными полномочиями и предметами ведения Совета Федерации и Государственной Думы. В Регламенте имеются также разделы о полномочиях и порядке избрания Председателя палаты и его заместителей, о порядке проведения заседания и т. п.)

В целом организация деятельности российского парламента определяется полномочиями Совета Федерации и Государственной Думы, закрепленными в Конституции РФ. В ст. 102 определены следующие полномочия Совета Федерации:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации. Такие изменения (в соответствии с ч. 3 ст. 67) могут осуществляться только с взаимного согласия субъектов РФ. Роль Совета Федерации в данном случае состоит в санкционировании договоренностей соответствующих субъектов Федерации;

б) утверждение Указа Президента РФ о введении военного положения;

в) утверждение Указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения.

При рассмотрении пунктов «б» и «в» следует иметь в виду, что Президент России в соответствии со ст. 88 Конституции имеет право вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение, а в соответствии со ст. 87 Президент имеет право вводить и военное положение (в случае агрессии против РФ или непосредственной угрозы агрессии). В этих случаях Президент должен немедленно сообщить о своих указах по этим вопросам Федеральному Собранию;

г) решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами территории Федерации;

5 Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 323

д) назначение выборов Президента РФ (как в связи с истечением срока полномочий, так и в случаях их досрочного прекращения);

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности. Решение вопроса об импичменте Президента отнесено к компетенции Совета Федерации ввиду того, что Президент не вправе распускать верхнюю палату Федерального Собрания;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда и Высшего Арбитражного суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора РФ.

Кадровые назначения, указанные в пп. «ж» и «з», осуществляются по представлению Президента РФ (п. «е» ст. 83);

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. (Счетная палата - специальный орган, призванный оказывать помощь Федеральному Собранию в осуществлении контроля за исполнением федерального бюджета).

По вышеперечисленным вопросам Совет Федерации простым большинством голосов принимает постановления. Однако в ряде случаев, предусмотренных Конституцией (решение об отрешении Президента от должности, пересмотр положений Конституции) постановления должны приниматься в «ином порядке» (см. ст. 134-137; ч. 2 ст. 93).

К полномочиям Государственной Думы Конституция относит (ст. 103):

а) дачу согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства РФ;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации. Согласно Конституции Правительство РФ ответственно перед Федеральным Собранием РФ, а именно перед Государственной Думой, которая решает вопросы о назначении Председателя Правительства РФ и выражении недоверия Правительству. По поводу этих решений пр&дусмотрена специальная процедура урегулирования противоречий меуду Президентом РФ и Государственной Думой. Согласно ст. 109 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случае, если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ. При этом Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и в случае своего несогласия с принятым ею решением о недоверии Правительству РФ (ст. 117);

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

Глава XV. Парламент

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом. Этот институт является новым для Российской Федерации, однако в большинстве развитых стран он давно играет важную роль в защите прав человека и гражданина. Как правило, это ведомство рассматривает жалобы на нарушение конституционных прав, анализирует состояние дел в области прав человека и гражданина в стране и докладывает об этом парламенту, предлагая принять соответствующие законодательные меры;

е) объявление амнистии (т. е.акты о полном или частичном освобождении от ответственности (как правило, уголовной) лиц, совершивших преступления);

ж) выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. Нижней палате российского парламента предоставлено право лишь возбуждения вопроса об импичменте в то время, как окончательное решение по данному обвинению принимает Совет Федерации.

По данным вопросам Государственная Дума большинством голосов принимает постановления. Конституцией предусмотрен иной порядок принятия решений по некоторым вопросам (например, ч. 2 ст. 135 - предложение о пересмотре положений Конституции должно быть поддержано не менее, чем тремя пятыми от общего числа членов Федерального Собрания для возможности созыва Конституционного Собрания).

Рассмотрим основные моменты законодательного процесса российского парламента. Статья 104 Конституции содержит исчерпывающий перечень субъектов законодательной инициативы. К ним относятся Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный Суд РФ, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд РФ по вопросам их компетенции.

Данный перечень гораздо шире, чем в большинстве зарубежных стран, где правом вносить подготовленный законопроект на рассмотрение парламента обладают лишь депутаты и правительство, атак-же комитеты парламента. Комитеты российского парламента не обладают правом законодательной инициативы; законопроекты, вносимые депутатами, носят авторский характер. Не исключена совместная деятельность субъектов законодательной инициативы.

Законопроекты вносятся для рассмотрения только в Государственную Думу. Как уже было сказано, право принятия законов отнесено Конституцией к компетенции нижней палаты Федерального Собрания; верхняя палата (Совет Федерации) уполномочена одобрять или отклонять принятый Думой закон. Как и и в большинстве стран, Конституцией предусмотрен особый порядок рассмотрения законо-

5. Особенности конституционного статуса Федерального Собрания РФ 325

проектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, налоговых законопроектов и т. п. Они могут вноситься в порядке законодательной инициативы лишь при наличии заключения Правительства РФ.

После внесения законопроекта в Государственную Думу начинается следующий этап законодательного процесса - рассмотрение законопроекта этой Палатой. Регламентом Государственной Думы детально определен порядок рассмотрения законопроектов. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждаются положения законопроекта, оценивается его концепция и необходимость принятия, вносятся поправки и т. п."

Следующий этап законодательного процесса - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и Регламенту Государственной Думы, федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы и в течение пяти дней передаются в Совет Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения Советом Федерации федерального закона палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон вновь подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. При повторном голосовании в случае несогласия Государственной Думы с Советом Федерации, федеральный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов этой палаты (ч. 5 ст. 105).

Принятый федеральный закон в течение 5 дней направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. Если в течение четырнадцати дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем двумя третями от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение семи дней и обнародованию. Таким образом, квалифицированным большинством Федеральное Собрание имеет возможность преодоления президентского вето.

Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом и обнародованию (ч. 2 ст. 108).

" См. подробнее: Стрекозов В. Г., Казанчев Ю. Д. Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М., 1995. С. 264-269.

Глава XV. Парламент

Следует иметь в виду, что федеральные конституционные законы принимаются только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией (об условиях и порядке введения чрезвычайного положения (ст. 56), о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта (ч. 2 ст. 65), о референдуме (п. «в» ст. 84), о режиме военного положения (п. 3 ст. 87) и др. К федеральным относятся и те законы, которые принимаются по вопросам, указанным Конституцией РФ в ст. 3, 6, 25, 26, 29, 37, 51, 59, 66, 67, 75, 77, 81 и т. д.

В завершении рассмотрения вопросов о парламентских системах зарубежных стран и России хотелось бы несколько слов сказать о международном сотрудничестве парламентариев разных стран в рамках Межпарламентского Союза. Это одна из старейших международных организаций, основанная в 1889 г. по инициативе известного парламентария Великобритании сэра Вильяма Рэндола Крэмера и французского политика Фредерика Пасси. Несколько позже к деятельности Межпарламентского Союза присоединились депутаты Государственной Думы дореволюционной России. С началом первой мировой войны деятельность Союза прервалась и возобновилась по окончании войны, но депутаты законодательных органов Советской России уже не принимали участия в деятельности этой организации. В 1955 г. группа депутатов Верховного Совета СССР обратилась с официальной просьбой о принятии ее в члены этой организации. С этого времени парламентарии нашей страны постоянно участвуют в работе Межпарламентского Союза. Согласно Уставу этой организации парламент любой страны, который разделяет принципы и положения основньїх документов Союза, может быть его членом и участвовать в его деятельности, но при том условии, что в рамках парламента этой страны образована национальная межпарламентская группа. После выборов в Федеральное Собрание РФ в декабре 1993 г. и в российском парламенте была создана Межпарламентская группа, в которую входят депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации (членство в ней является добровольным). На сегодняшний день в МПС входят парламентские группы 133 стран, что позволяет рассматривать и обсуждать на международных конференциях проблемы мирового уровня: социального развития, региональной безопасности и сотрудничества, разрешения возникающих в современном мире конфликтов и многие другие.

Участие российских парламентариев в этом международном форуме дает им возможность не только довести до мировой общественности наличие тех или иных проблем, существующих в России, но - что очень важно - и для поиска путей сотрудничества в решении проблем, актуальных для всего мирового сообщества.

Согласно Конституции РФ, Федеральное Собрание Российской Фе­дерации - является представительным и законодательным органом госу­дарственной власти. Как представительный орган, Федеральное Собрание формируется путем выражения воли народа, т.е. путем выборов. Общее собирательное название представительных законодательных органов в мире - парламент.

Оно представляет многонациональный народ России и субъекты федерации. Признание же его законодательным органом означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть принят, если он не рас­смотрен и не одобрен парламентом. Как законодательный орган Феде­ральное Собрание осуществляет контроль за исполнительной властью, т.е. за Правительством. Федеральное Собрание является постоянно действую­щим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух равноправных палат - Госу­дарственной Думы и Совета Федерации. Палаты Федерального Собрания заседают раздельно. Совместные заседания палат парламента проводятся для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ, выступлений руководителей иностранных государств.

Заседания палат парламента проходят открыто (гласно). В отдель­ных случаях, при рассмотрении вопросов, связанных с государственной тайной, обороноспособностью и безопасностью государства, палаты мо­гут проводить закрытые заседания.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъек­та Российской Федерации: по одному от представительного и исполни­тельного органов государственной власти. 5 августа 2000 года вступил в силу федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". В соответствии с этим законом законодательный (представительный) орган власти субъекта фе­дерации избирает своего представителя в Совет Федерации по предложе­нию председателя этого органа или группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов. Он избирается на срок полномочий избравшего его законодательного органа власти субъекта РФ. Представитель же от исполнительного органа государственной власти субъекта РФ назначается в Совет Федерации высшим должностным ли­цом субъекта Федерации на срок его полномочий. Данный порядок фор­мирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2002года. До поступления этого срока в состав Совета Федерации входили по должности глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти по должности.

Согласно Конституции Российской Федерации, к ведению Совета Федерации относятся утверждение изменения границ между субъектами России, утверждение указов главы государства о введении чрезвычайного и военного положения, решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за её пределами, назначение выборов Прези­дента Российской Федерации, отрешение Президента России от должнос­ти, назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего Арбитраж­ного Суда Российской Федерации, назначение на должность и освобожде­ние от должности Генерального прокурора Российской Федерации.


Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесен­ным к его ведению Конституцией Российской Федерации. Они принима­ются большинством голосов от общего числа членов палаты.

Государственная Дума РФ состоит из 450 депутатов, которые изби­раются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Право избирать имеют только граждане России, достигшие на день выборов восемнадцатилетнего возраста. Депутаты Го­сударственной Думы избираются сроком на 4 года. Депутатом может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы установлен федеральным законом от 20 декабря 2002 года "О выборах депутатов Госу­дарственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Этим законом устанавливается мажоритарно-пропорциональная (смешан­ная) избирательная система. Это означает, что половина (225 депутатов) состава Государственной Думы избирается по одномандатным округам, то есть от каждого избирательного округа избирается один депутат. Дру­гая половина избирается по общефедеральным спискам кандидатов в де­путаты, выдвинутых избирательными объединениями (партиями) и изби­рательными блоками. Мандаты при этом распределяются пропорциональ­но количеству набранных голосов между избирательными объединения­ми (партиями), набравшими не менее 5% голосов избирателей.

Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной основе и не могут быть членами Совета Федерации, депутатами других представительных органов, занимать иные оплачиваемые должности на государственной службе. За свою работу в парламенте народные избран­ники получают заработную плату. В период осуществления своих полно­мочий депутаты обладают неприкосновенностью.


К ведению Государственной Думы относятся: дача согласия Прези­денту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации; решение вопроса о доверии Правительству Рос­сийской Федерации, назначение на должность и освобождение от должно­сти Председателя Центрального банка Российской Федерации, назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, объявление амнистии, выдвижение обвинения против Прези­дента Российской Федерации для отрешения его от должности. По вопро­сам, отнесенным к её ведению, Государственная Дума принимает поста­новления большинством голосов от общего числа депутатов.

Кроме того, с целью осуществления контроля за деятельностью Пра­вительства России и исполнением бюджета обе палаты парламента обра­зуют Счетную палату. При этом каждая палата назначает половину соста­ва ее аудиторов. При этом Государственная Дума назначает и освобожда­ет от должности Председателя счетной палаты, а Совет Федерации - его заместителя.

Государственная Дума может быть распущена Президентом Рос­сийской Федерации в следующих случаях:

После трехкратного отклонения представленных Президентом кан­дидатур Председателя Правительства Российской Федерации;

В случае повторного в течении трех месяцев выражения недове­рия Правительству Российской Федерации;

При отказе в доверии Правительству России, если глава Правитель­ства сам поставил вопрос о доверии Правительству.

Причем в последних двух случаях глава государства может либо распустить Государственную Думу, либо объявить об отставке Правитель­ства.

Особое место в компетенции Федерального Собрания занимают законодательные полномочия. Это вытекает из его конституционного ста­туса как законодательного органа. Парламент может принимать законы, которые охватывают наиболее важные вопросы в различных сферах госу­дарственной и общественной жизни.

Федеральное Собрание может принимать законы только в пределах предмета ведения Российской Федерации и совместного ведения России и её субъектов. В предметы ведения субъектов Российской Федерации зако­нодательный орган вторгаться не имеет конституционного права. Феде­ральное Собрание принимает федеральные конституционные законы и федеральные законы.

Конституция Российской Федерации регулирует порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов, т.е. весь законодательный процесс.

Законопроекты вносятся только в Государственную Думу. Правом законодательной инициативы обладают: Президент Российской Федера­ции, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государствен­ной Думы, Правительство Российской Федерации, законодательные орга­ны субъектов Российской Федерации.

Право законодательной инициативы также принадлежит Конститу­ционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации, но только по вопросам их ведения.

Федеральные законы принимаются Государственной Думой боль­шинством голосов от общего числа её депутатов; при голосовании по проектам федеральных конституционных законов требуется не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней переда­ются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более по­ловины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четыр­надцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае откло­нения Федерального закона Советом Федерации палаты могут создать со­гласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государ­ственной Думой. В случае несогласия Государственной Думы с решени­ем Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее 2/3 от общего числа депутатов Государственной Думы.

Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему на подпись федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в порядке, установлен­ном Конституцией Российской Федерации, вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одоб­рен в ранее принятой редакции большинством не менее 2/3 голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Процедура прохождения федеральных конституционных законов имеет особенности:

1) Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституци­ей Российской Федерации.

2)Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее 3/4 голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов Госу­дарственной Думы.

3) Принятый федеральный конституционный закон в течение че­тырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Феде­рации и обнародованию. При этом Президент не имеет права вето в отно­шении этих законов.

Порядок рассмотрения, принятия и обнародования законов дол­жен обеспечивать демократизм формирования выраженной в законах го­сударственной воли народа, отражение его мнения и интересов.

§ 3. ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Согласно Конституции Российской Федерации, исполнительную власть в Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство - это высший коллегиальный орган, осуществ­ляющий государственное управление. Как высший орган исполнительной власти, Правительство Российской Федерации возглавляет единую систе­му исполнительной власти в Российской Федерации. Оно обеспечивает функционирование всей системы исполнительной власти на всей терри­тории государства, направляет деятельность министерств и иных органов федеральной исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации - это коллегиальный орган. В его состав входят Председатель Правительства Российской Федерации, его заместители и федеральные министры.

Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Кандидатура Председа­теля Правительства вносится на рассмотрение Государственной Думы в двухнедельный срок после вступления в должность вновь избранного Пре­зидента Российской Федерации или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой. После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур на пост Председателя Правительства Российской Федерации Президент назначает его, а Государственную Думу распускает, объявляя досрочные парламентские выборы.

Заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность Президентом по предложению главы Прави­тельства. Члены Правительства не могут занимать иную должность на го­сударственной службе, в коммерческих, общественных органах и полити­ческих партиях. Они не имеют права на предпринимательскую деятель­ность, а также любую другую работу, кроме преподавательской и научно-творческой деятельности. Они не могут быть также депутатами и членами палат Парламента.

Правительство может подать в отставку по своей инициативе. Пре­зидент имеет право её принять или отклонить. В то же время Президент имеет право отправить в отставку Правительство.

Государственная Дума может выразить недоверие Правительству. В этом случае глава государства вправе объявить об отставке Правитель­ства или не согласиться с решением Государственной Думы. В случае, если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит не­доверие Правительству, Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу. Председатель Правительства может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Прави­тельству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.

В случае отставки или сложения полномочий Правительство Рос­сийской Федерации по поручению Президента России продолжает дей­ствовать до сформирования нового Правительства.

Как федеральный исполнительный орган власти Правительство Рос­сии наделено широким кругом конституционных полномочий.

Оно организует реализацию внутренней и внешней политики госу­дарства, осуществляет государственное управление и регулирование во всей сферах социально-экономической жизни, обеспечивает исполнение Конституции и федеральных законов. Правительство федеральной консти­туцией наделено правом законодательной инициативы.

В области управления экономикой Правительство:

Обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности в стране;

Создает условия для свободного развития предпринимательства;

Обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредит­ной и денежной политики;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение.

В области социальной политики Правительство:

Разрабатывает программы социального развития; реализует еди­ную политику в области здравоохранения, науки, образования и культуры;

Обеспечивает проведение единой государственной политики, реа­лизацию прав граждан в области социального обеспечения и социальной защиты;

Принимает меры по реализации прав граждан на получение пенсий и пособий; способствует развитию физической культуры, спорта и туризма.

В области обеспечения законности, прав и свобод граждан:

Принимают меры по охране общественного правопорядка, борь­бе с преступностью;

Разрабатывает и реализует единую политику в области обеспече­ния безопасности личности, защиты прав и свобод человека и гражданина;

Разрабатывает и реализует программу борьбы с преступностью.

В области обороны и безопасности страны Правительство России осуществляет меры по обеспечению её обороны:

Принимает меры к обеспечению государственной безопасности;

Принимает меры по охране государственной границы;

Руководит гражданской обороной

В области внешней политики Правительство России заключает меж­дународные договоры и представляет интересы Российской Федерации в международных организациях.

Правительство на основании и во исполнение Конституции, феде­ральных законов, нормативных указов Президента издает постановления и распоряжения, которые обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации.

1. Федеральное Собрание – парламент – является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы, – это представительное общегосударственное федеральное учреждение. Российский парламент – представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей – субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации.
Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Совет Федерации составляют представители субъектов Федерации – по два от каждого из них: один от представительного, а другой от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации. Такими представителями субъектов выступают главы исполнительных и законодательных (представительных) органов этих субъектов. Таким образом, члены Совета Федерации выражают интересы субъектов Федерации, их населения, проживающих там наций, народностей, региональные особенности и проблемы.
Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.
Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. В то же время следует помнить, что интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Так, интересы рабочих, крестьян могут выражать не только они сами, но и, например, профессиональные политики, государственные служащие, мнения женщин – мужчины и т.д. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.
Состав этой палаты носит достаточно выраженный партийный характер. Здесь представлен широкий спектр политических сил. Депутатский корпус воплощает политический плюрализм и идеологическое многообразие, о которых говорится в ст. 13 Конституции РФ.
Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше – при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы, и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.
Федеральное Собрание, будучи представительным учреждением, является важнейшим институтом представительной демократии. Парламенты в современном государственеобходимые элементы системы народовластия. Они выступают как общегосударственные политические форумы, где представлены влиятельные политические силы общества, многообразие идеологических воззрений, разные политические программы. В демократическом парламенте происходит столкновение различных политических взглядов, направлений экономической, социальной политики, на основе демократических процедур вырабатываются и принимаются решения, выражающие позицию большинства парламентариев.
2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.
Федеральное Собрание, будучи представительным органом законодательной власти Российской Федерации, занимает влиятельное положение в системе государственных органов, активно взаимодействует с другими федеральными органами государственной власти.
Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает, как уже говорилось, правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях (ст. 111, 117), назначает выборы этой палаты. Глава государства, обладая большими реальными полномочиями, действенными средствами влияния на деятельность палат Федерального Собрания, вместе с тем обязан соблюдать законы, не имеет права подменять Федеральное Собрание.
Конституционные положения прямо нацеливают Президента и Федеральное Собрание на сотрудничество. Решения по ряду вопросов принимаются палатами по представлению Президента РФ, либо дается согласие на его решение или оно утверждается. Так, назначения на многие государственные должности осуществляются палатами (чаще Советом Федерации) по представлению главы государства, либо дается согласие на назначение им, или им же проводятся консультации с соответствующими комитетами и комиссиями палат. Таким образом, государственные решения по ряду вопросов для своего принятия требуют согласования позиций главы государства и парламента, их скоординированных действий. Законодательная деятельность также протекает в тесном взаимодействии с Президентом РФ; он является ее непременным участником.
Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ – органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.
Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.
Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.
Федеральное Собрание, осуществляя регулирование, принимая законы, обязательные для всех государственных органов, для остальных ветвей власти– исполнительной и судебной, участвуя в назначении их должностных лиц, не должно нарушать их самостоятельность, осуществлять их полномочия; эти органы, должностные лица не находятся в прямом подчинении законодательного органа. Таким образом, правовой статус российского парламента по действующей Конституции РФ, его положение в государственном механизме отличаются от правового положения представительного высшего органа при советской форме государственности, которой была свойственна идея его формально-юридического полновластия, всеобъемлющей компетенции, подотчетности и ответственности перед ним других государственных органов.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.