Содержание автомобильных дорог в весенний период. Особенности поведения пешеходов в осенний период

аэродромов и городских улиц в весенне-летнее-осенний период

ГЛАВА 13. Содержание дорог весной, летом и осенью

13.1. Содержание земляного полотна и полосы отвода

Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств. Особое внимание необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Основные задачи содержания земляного полотна по периодам года:

в весенний период - исключить переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

в осенний период - предупредить переувлажнение земляного полотна атмосферными осадками, обеспечить минимальную влажность слагающих его грунтов.

Весенний период отличается неблагоприятным сочетанием природных факторов, в результате чего создаются условия, способствующие максимальному увлажнению земляного полотна. Поэтому весной основное внимание необходимо уделять регулированию, улучшению водно-теплового режима земляного полотна и прежде всего обеспечить поверхностный сток воды с обочин и откосов при таянии снега.

До начала интенсивного таяния снега проезжую часть, обочины и откосы полностью освобождают от снега и льда, что улучшает условия оттаивания грунтов земляного полотна. Для обеспечения пропуска талых вод производят очистку от снега и льда открытых лотков, приёмных колодцев, устьев труб, выпусков дренажей, выходов на откос дренажных прорезей и воронок, боковых канав и других водоотводных сооружений. Боковые канавы очищают автогрейдерами с кюветовосстановителями по всему их сечению или вручную путем устройства в снегу прорезей шириной 0,7 м на всю глубину канавы. У малых мостов и труб убирают шиты, закрывающие их отверстия, удаляют лёд и снег на ширину, равную ширине отверстия и на длину не менее 30 м вверх и вниз от искусственного сооружения.


Если на обочинах накопились значительные отложения снега, который не может быть быстро удалён, в этих отложениях через каждые 30-50 м по длине дороги устраивают поперечные прорези шириной 0,5-0,7 м на всю ширину обочины глубиной до её поверхности. Это необходимо для того, чтобы исключить накопление воды на проезжей части, образовавшейся от таяния снега и обеспечить её быстрый стоке поверхности дороги (рис. 13.1).

Рис. 13.1. Схема обеспечения отвода воды, образующейся при таянии снега:
а - полная очистка земляного полотна и кюветов от снега; b - устройство продольной прорези в снегу вдоль кювета; с, d - устройство поперечных и продольной прорези в снегу;
1 - отложения снега; 2 - продольная прорезь; 3 - поперечная прорезь

Если на откосах выемок имеется выход на поверхность грунтовых вод, необходимо производить очистку поверхности откоса от снега с удалением его за пределы выемки, не допуская дополнительного увлажнения грунта откосов талыми водами. Особенно это необходимо выполнять на участках, ориентированных на север.

С началом весеннего потепления устанавливают тщательное наблюдение за дорогой, чтобы своевременно обнаружить признаки пучинообразования. Первый признак - появление в отдельных местах на покрытии продольных и поперечных трещин, влажных пятен (покрытие как бы «потеет»). Число трещин постепенно увеличивается, они соединяются, образуя сетку трещин.

Важной мерой, которая предотвращает пучины или максимально ослабляет их воздействие, является прокопка осушительных дренажных прорезей на неукреплённых обочинах. Прорези роют с обеих сторон пучинистого участка в шахматном порядке на расстоянии 4-8 м одну от другой. Они имеют ширину 0,25-0,5 м, а глубина равна толщине дорожной одежды с подстилающим песчаным слоем. Дну их придается уклон в сторону откоса 40-50 ‰. Воронки, соприкасаясь с тёплым воздухом и подвергаясь прямому нагреву солнечными лучами, способствуют быстрейшему оттаиванию земляного полона и отводу образующейся воды.

Воздушные воронки остаются открытыми до просыхания грунта, что представляет существенную опасность для движения автомобилей. Поэтому на таких участках должны быть установлены соответствующие дорожные знаки и ограждения, снижена скорость движения.

Если признаки пучинообразования всё же появились, необходимо предохранить покрытие от разрушения. Для этого на пучинистом участке устраивают «подушку» из котельного шлака, несмёрзшегося сухого песка или гравийно-песчаной смеси слоем 10-15 см. На «подушку» укладывают деревянные щиты или временное колейное покрытие. На отдельных участках, где дорожная одежда обладает малой прочностью, движение переносят на объезды или ограничивают скорость и грузоподъёмность автомобилей. Такие участки ограждают барьерами, устанавливают указатели и знаки ограничения скорости и грузоподъёмности.

Борьбу с пучинами прекращают, когда грунт земляного полотна полностью оттает и просохнет. С проезжей части убирают настилы, щиты, маты, шлак и песок, засыпают прорези на обочинах. После просыхания грунта прорези засыпают гравием или щебнем и уплотняют до требуемых норм.

На пучинистых участках необходимо устранить причины пучинообразования. В противном случае пучины на следующий год могут возникнуть вновь и опять потребуется устройство воздушных воронок. Вместо этого для отвода воды из переувлажнённого грунта при весеннем оттаивании могут быть устроены фильтры из геотекстиля, к которым подтягивается вода из земляного полотна и песчаного основания и выпускается на откос или высыхает (рис. 13.2). Фильтры представляют собой оболочку из геотекстиля диаметром 15-20 см длиной от 1 м до 3 м, плотно заполненные отходами геотекстиля. Они укладываются в траншеи, отрытые на всю глубину дорожной одежды так, чтобы один конец фильтра выходил на откос, и засыпаются грунтом. Расстояние между фильтрами составляет 5-10 м.


Рис. 13.2. Дренирующие фильтры из геотекстиля

Места на покрытии, подвергшиеся разрушению или деформациям, исправляют. В конце весны устраняют повреждения земляного полотна: засыпают промоины, исправляют бровки обочины (рис. 13.3), убирают оплывший грунт с откосов выемок и насыпей, подсыпают и укрепляют обрушившиеся откосы.

Рис. 13.3. Характерные дефекты неукреплённых обочин:
а - зарастание сорной травой; b - образование желоба у кромки проезжей части; с - нарастание обочин; d - занижение обочин; е - колеи на обочинах; f - общая деформация обочин

В летний период выполняют работы по уходу за обочинами, откосами, водоотводными канавами и полосой отвода путём устранения мелких деформаций и разрушений: обочины, откосы, разделительную полосу и полосу отвода освобождают от мусора, посторонних предметов, скашивают сорную траву и вырубают кустарник. Для борьбы с сорняковой растительностью используют скашивание травы косилками или применяют химические вещества - гербициды в виде растворов и суспензий (табл. 13.1).

Применение гербицидов следует согласовывать с местными сельскохозяйственными землепользователями. Для распределения гербицидов применяют прицепные и навесные опрыскиватели разных марок на факторах и самоходных шасси, а также поливомоечные машины. При использовании гербицидов следует соблюдать требования правил охраны труда и техники безопасности в связи с их токсичностью для людей и животных.

Все работающие с гербицидами должны быть обеспечены комбинезонами, сапогами, рукавицами, защитными очками, респираторами или марлевыми повязками с ватной прокладкой. Продолжительность работы с гербицидами - не более 5-6 ч в день. На участках, где применяют гербициды, и в местах их приготовления нельзя принимать пищу, курить, хранить пищу в карманах. Перед приемом пищи необходимо снять спецодежду, вымыть с мылом руки и лицо, прополоскать рот и горло. По окончании работы спецодежду нужно сдать в отведённое для её хранения помещение, вымыться или принять душ. Категорически запрещается уносить домой спецодежду или индивидуальные средства зашиты.

Хранят гербициды в прочной, хорошо закрытой таре на отдельном складе. После работы опрыскивающую аппаратуру и тару, в которой готовили растворы, следует тщательно очистить, промыть горячей водой и сдать на склад. Остатки рабочих растворов закапывают в землю на глубину не менее 1 м вдали от жилых построек, скотных дворов, источников питьевой воды . На обработанных гербицидами участках запрещается выпас скота, сбор ягод и грибов, кошение травы, пока не истечёт 15 дней со времени обработки.

В осенний период проводят работы по предупреждению переувлажнения грунтов земляного полотна весной следующего года. Водоотводные канавы, устья водопропускных устройств и выпуски из дренажей систематически очищают от посторонних предметов и грязи с целью подготовки их к пропуску наибольшего расхода весенних вод. Отверстия малых мостов и труб закрывают щитами с целью не допустить попадание снега в сооружения. Производят планировку и срезку неукреплённых обочин для устранения колеи и ликвидации застоя воды. Автогрейдерами тщательно планируют откосы и канавы на снегозаносимых участках.

  • 1. в весенний период максимально снижать переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;
  • 2. в летний период выполнять работы по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;
  • 3. в осенний период предупреждать переувлажнение земляного полотна.

На пучинистых участках в весенний период следует особенно тщательно выполнять работы по обеспечению быстрого отвода талых вод. На откосах выемок, имеющих выход грунтовых вод, целесообразно производить очистку их поверхности от снега с удалением его за пределы выемки. В конце весеннего периода по мере просыхания грунта производят очистку водоотводных сооружений и дренаж от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавах воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют планировку неукрепленных обочин поврежденных участков откосов с уборкой небольших оползней, обвалов, селевых выносов. На участках с поврежденным дерновым покровом в благоприятные агротехнические сроки осуществляют посев трав. В весенний период проводят очистку проезжей части от грязи и снежной или ледяной корки по мере ее таяния.

В летний период выполняются работы по очистке от посторонних предметов резервов, откосов и обочин, грунтовых объездов в местах производства на проезжей части дороги ремонтных работ, уход за укрепительными и защитными сооружениями. В этот период осуществляют планировку неукрепленных обочин, заделку отдельных повреждений слоев укрепления, планировку отдельных участков неукрепленных и восстановление отдельных разрушенных мест укрепленных откосов; прочищают отдельные участки лотков, водотоков, водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5%0, восстанавливают мелкие повреждения дренажных устройств и др.; производят окрашивание травы на обочинах, откосах и резервах, вырубку кустарника.

В осенний период для обеспечения минимального увлажнения грунтов атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств и водоотводных канав от посторонних предметов и грязи, осуществляют планировку неукрепленных обочин. В сложных грунтовых климатических условиях, особенно на пучинистых участках, ограничивают заезд автомобилей на неукрепленные обочины.

Для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию дорожных покрытий. С этой целью в весенний, летний и осенний периоды устраняют отдельные ямы, колеи и просадки, в сухой период года проводят обеспыливание. Зимой выполняют снегоуборку и борьбу с зимней скользкостью.

За 9 месяцев 2016 года на территории обслуживаемой ОГИБДД МО МВД России «Кушвинский» зарегистрировано 17 ДТП с пострадавшими, в результате которых 23 человека получили травмы, из них 1 ребенок и 6 человек погибли, из них 1 ребенок.

Осенний период несет в себе много опасности, связанных с непогодой: туманами и дождями. Уже осенью день короче, темнеет рано и очень быстро. Пешеход – самый массовый участник дорожного движения, согласно требованиям Правил дорожного движения – наделенный правами и обязанностями.

Основными причинами ДТП по вине пешеходов являются: – переход дороги в неустановленном месте; – неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за транспорта или других препятствий перед близко идущим транспортом; – отсутствие световозвращающи х элементов на одежде в условиях сумерек, -игнорирование сигналов светофора; -алкогольное опьянение.

В тёмное время суток, особенно в ненастную погоду, силуэты людей сливаются с проезжей частью и становятся трудно различимыми для водителей автомобилей. Переход проезжей части в неустановленном месте, в этих условиях, вдвойне опасен для пешеходов. Но даже на пешеходном переходе следует быть предельно внимательными и осторожными, переходя проезжую часть, сначала, убедившись, что водители заметили вас и уступают вам дорогу.

Чтобы обезопасить себя, необходимо: дорогу переходить только на зелёный сигнал светофора, по пешеходному переходу; опасно выходить на дорогу из-за стоящих автобусов, троллейбусов, машин, кустов, деревьев. дайте водителю шанс заметить Вас раньше! В условиях сумерек всегда необходимо дополнять одежду фликерами. Чем больше будет световозвращающи х элементов на верхней одежде пешехода, тем он будет заметнее на дороге, а значит, будет в большей безопасности. По данным статистики, ношение в тёмное время суток светоотражающих приспособлений снижает для пешехода риск попасть в ДТП в 6,5 раз. В тёмное время суток пешеход виден при движении машины с ближним светом фар всего за 25-30 метров и не всегда этого расстояния достаточно, чтобы вовремя остановить автомобиль.

Светоотражающие элементы позволяют водителю, двигающемуся с ближним светом фар, заметить на дороге пешехода за 120-130 метров, а с дальним светом за 400 метров. А потому необходимо оборудовать верхнюю одежду пешеходов, а особенно детей светоотражающими деталями. Это могут быть полоски из светоотражающей ткани, аппликации или термонаклейки.

Особое внимание следует уделять юным участникам дорожного движения ! Дети на проезжей части непредсказуемы и не всегда могут сориентироваться в дорожной обстановке. Заметив ребенка вблизи дороги, обязательно снижайте скорость. Будьте внимательны, только тогда удастся избежать страшных трагедий! Зачастую надев куртки с капюшонами, пользуясь зонтами, закрываясь ими от ветра и дождя, дети уменьшают себе обзор. Ценой проявления безответственнос ти и беспечности, как со стороны водителей, так и самих пешеходов – всё чаще становятся жизни и здоровье людей. Уважаемые участники дорожного движения!

Соблюдайте требования Правил дорожного движения, будьте предельно внимательны и взаимовежливы на дорогах. Ведь от культуры поведения на дороге зависят жизни людей.

В понятие «круглогодичное содержание автодорог» входит широкий перечень технологических процессов, начиная от производства земляных работ и заканчивая подметанием автобусных остановок. Для удобства данный перечень принято делить на две группы: зимнюю и весенне-летне-осеннюю.

Зимний период

Перед началом холодного времени года как никогда востребованы услуги спецтехники . В этот период происходит очистка стоянок, обочин, тротуаров, автобусных остановок, а также самой проезжей части от снега. При обильном снегопаде дорожная техника разгребает снежные завалы и заносы, после чего устраняет валы сметённого снега, погружая его в самосвалы. Кроме этого, зимой постоянно ведётся распределение противогололёдных материалов, а также обустройство траншей и снежных валов на придорожных полосах, способных защитить дорожное покрытие проезжей части от снежных заносов. Не менее важной процедурой является также срезка уплотнённого слоя снежного покрова с поверхности асфальта. Если пренебречь регулярностью её проведения, можно существенно понизить безопасность дорожного движения.

Весенне-летне-осенний период

Летом, весной и осенью происходят в основном уборочные процессы. К таковым относятся:

  • мойка и подметание павильонов и автобусных остановок;
  • обеспыливание дорожного покрытия и обочин;
  • мойка парапетных и барьерных ограждений;
  • очистка лотков, кюветов и канав;
  • мойка дорожных знаков;
  • очистка водопропускных каналов и труб;
  • очистка полосы отвода;
  • мойка опорных частей путепроводов и мостов;
  • сбор мусора с откосов и обочин;
  • вырубка и переработка мелких деревьев и кустарников;
  • скашивание травы;
  • распыление химических средств для борьбы с нежелательной порослью.

Именно на эффективное выполнение вышеперечисленного перечня работ направлено в данный момент одно из профилирующих направлений дорожной техники. К таковой относят многофункциональные машины, способные работать со сменным оборудованием, притом как с подвесным, так и с навесным.

В качестве шасси такой спецтехники может использоваться:

  • ПКТ (пневмоколёсные трактора) с установленным на них спецоборудованием, позволяющим производить передвижение с малой скоростью и делать частые остановки;
  • автошасси с установленным спецоборудованием, позволяющим осуществлять передвижение со средней скоростью (порядка 20 км/ч).

В 70-е годы некоторые производители дорожной техники начали поставлять на рынок универсальные пневмоколёсные тягачи. Они сочетали в себе свойства как пневматических тракторов, называемых в то время автомобилями-тракторами, так и свойства классического автомобильного шасси. Обладая широким диапазоном скоростей, УПКТ были невероятно маневренными, но при этом обладали очень хорошей проходимостью и тяговым усилием, достаточным для производства земляных работ любого типа. Сразу же после появления такого шасси количество оборудования для него резко увеличилось. Данная спецтехника была широко востребована не только в дорожных и уборочных работах, но и в множестве других отраслей.

Во всех зародившихся в 70-е годы машинах уже отчётливо прослеживалась ключевая тенденция развития современной дорожной техники — постепенное расширение модельного ряда и типоразмеров каждого отдельно взятого типа машин. Это касается как техники на базе пневмоколёсных тракторов, так и спецтехники на базе универсальных тягачей или автошасси. Подобный подход производителей лучше всего отвечал требованиям рыночной экономики того времени и её главному принципу — клиент всегда прав и именно он решает, какая спецтехника ему нужна. Руководствуются данным принципом производители дорожной техники и по сей день: из представленного на рынке ассортимента покупатель действительно всегда может выбрать машину требуемой мощности и наиболее полно отвечающую специфике работы на объекте.

Основным критерием, определяющим выбор шасси, всегда была и остаётся ширина проезжей части. Исходя из этого параметра покупатели или арендаторы, как правило, и высчитывают остальные показатели, такие как мощность силового агрегата, колёсная формула и грузоподъёмность.

Потребности коммунального и дорожного хозяйства в спецтехнике, способной круглый год проводить работы по содержанию проезжей части в надлежащем состоянии , в данный момент полностью удовлетворяются отечественными предприятиями. Исключения составляют разве что УПКТ и КДМ.

Сегодня большинство организаций оснащено комбинированными дорожными машинами на базе автошасси, так как этого от них требуют действующие в данный момент нормативы. Это приводит к тому, что в летний период спецтехника загружена лишь наполовину. Изменится ли эта тенденция в будущем? Время покажет.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.