Типы правовых систем правовые семьи. Тема: типы права и основные правовые семьи современности
Все, что рассматриваться в данном курсе, имеет отношение, прежде всего, к романо-германской правовой семье, так как наше национальное российское право является ее составной частью.
Понятие правовой системы. В каждой стране в силу целого комплекса причин существует своя национальная правовая система. Правовая система представляет собой совокупность конкретно-исторических, внутренне согласованных юридических средств, с помощью которых власть оказывает воздействие на общество.
Элементами правовой системы являются:
правовая доктрина или философия (в Европе в основе правовой доктрины лежат права личности и идея свободы, на Востоке – обязанности личности и добро);
нормативный элемент (нормы права, принципы, институты);
организационный элемент (правовые учреждения);
правовая культура.
Понятие «правовая семья». Правовых систем в мире столько, сколько государств. В начале XX в. ученые начали их систематизировать. Предлагались различные признаки: этические, расовые, географические, религиозные, различия в юридической технике и т.д. В результате возникло множество классификаций, и споры по поводу ключевых признаков идут по сей день. Но все едины во мнении, что, как минимум, существуют две правовых семьи:
романо-германская (или континентальная) семья;
англосаксонская (или система общего права).
Существуют также правовые системы традиционной правовой семьи. Правда, в один ряд с романо-германской и англосаксонской ее поставить нельзя, так как в них доминирует не право, а обычай, традиции и религия.
Здесь следует сделать оговорку: ни романо-германской, ни англо-саксонской семей в чистом виде не существуют. Каждая из этих семей что-то берет из другой. Например, современный американский штат Луизиана до 1803 г. был французской колонией. В результате в этом штате сохранилась французская правовая специфика, хотя американская правовая система является частью англосаксонской правовой семьи. Такая же специфика характерна для канадской провинции Квебек (французский анклав в англоговорящем окружении). А в праве ЮАР лежат одновременно датские и английские основы, поскольку когда-то эти земли осваивали переселенцы из Дании и Великобритании.
Романо-германская правовая семья . Основы романо-германской системы сформировались в Римской республики, и были восприняты народами Центральной Европы в ходе завоевания римских территорий германскими народами в V–VI в. В настоящее время романо-германская правовая семья действует в латинских странах (Италия, Испания и Португалия), на территории бывших германских варварских государств (современные Франция, Германия, страны Скандинавского полуострова) и во всех странах, которые когда-то были колониями этих европейских стран (то есть в Латинской Америке и значительной части Африки).
В своем развитии эта семья прошла несколько этапов.
Первый этап – римский. Он начался с появления в 449 г. до н.э. «Законов XII таблиц» – первого в Риме письменного сборника законов. И завершился в VI в. н.э. в виде законов императора Юстиниана. В течение этого тысячелетия римляне захватили гигантские территории Европы, Ближнего Востока и Африки. В результате этого, а также вследствие торговой деятельности римских граждан их право было распространено далеко за пределы их государства.
Второй период – глоссаторский. После падения в V в. Западной Римской империи римское право было фактически забыто. Но в XII–XIII в. в Италии и Северной Германии началась активная торговля, и оно было востребовано так называемыми глоссаторами. Глоссы представляли собой комментарии непонятных мест и терминов на полях древних латинских юридических книг.
Третий период истории данной правовой системы начался в XIII в. и закончился в XVIII в. Особенностью этого периода явилось, во-первых, изменение взгляда на человека в ходе Возрождения. Отныне он стал рассматриваться как центр мироздания, основная ценность общества. Во-вторых, сначала в ходе борьбы церкви с государством, а потом во время протестантских войн XVI в. право отделилось от религии.
В XIX в. начался четвертый – современный период. Для него характерна кодификация, т.е. отраслевая специализация. Общие принципы и начала римского права оказались интегрированы в национальные нормативные системы. Данный процесс завершился разработкой национальных кодексов, учитывающих особенности социальных укладов различных стран.
Основными признаками романо-германской семьи являются:
единая иерархически построенная система источников писаного права, доминирующее место в которой занимает закон. Он образует как бы скелет правопорядка, охватывает все его аспекты, а жизнь этому скелету в значительной степени придают иные факторы. Закон не рассматривается узко и текстуально, а зачастую зависит от расширительных методов его толкования, в которых проявляется творческая роль доктрины и судебной практики;
главная роль в формировании права отводится законодателю, который создает общие юридические правила поведения; правоприменитель же (судья, административные органы и т.п.) призван лишь точно реализовать эти общие нормы в конкретных правоприменительных актах;
высокий уровень нормативных обобщений достигается при помощи кодифицированных нормативных актов. В большинстве континентальных стран действуют гражданские (либо гражданские и торговые), уголовные, гражданско-процессуаль-ные, уголовно-процессуальные и некоторые другие кодексы;
имеются писаные конституции, обладающие высшей юридической силой. Конституции разграничивают компетенцию различных государственных органов в сфере правотворчества и в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права;
деление системы права на публичное и частное. Основанием, критерием выделения публичного права выступает общий, государственный интерес (осуществление общественных целей и задач), частного права – особенный, частный интерес (реализация целей отдельных лиц, граждан, организаций). Публичное право регулирует отношения, основанные на власти и подчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируют императивные нормы, которые не могут быть изменены, дополнены участниками правоотношений. К сфере публичного права традиционно относят конституционное, уголовное, административное, финансовое, международное публичное право, процессуальные отрасли, основные институты трудового права и т.д. Частное право регулирует отношения между равноправными независимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующие лишь в той части, в которой они не изменены, не отменены их участниками. В сферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частное право, отдельные институты трудового права и некоторые другие;
правовой обычай и юридический прецедент выступают в качестве вспомогательных, дополнительных источников.
Англосаксонская правовая семья. Эта семья сформировалась в Англии, а затем, в ходе завоевания англичанами колоний, распространилась в странах Азии, Африки и Америки.
В своем развитии она также прошла несколько этапов. Римляне, правившие на Британских островах первые пять веков нашей эры конечно, принесли на острова свои правовые нормы. Однако в IV–V вв. на Британские острова с материка вторглись более отсталые англосаксы со своим традиционным правом. Единое государство они создали лишь в IX в., но единое англосаксонское «право» начало формироваться спустя столетия.
Первый период – это период «общего права». Он начался в 1066 г. (когда в Англию из Франции вторглась армия герцога Вильгельма Завоевателя) и закончился 1485 г. (когда в Англии после периода феодальной раздробленности сложилось единое государство). В течение этих пятисот лет постоянных судов в графствах не было. Судьи из Лондона ездили по стране и судили местное население на основе местных обычаев. Со временем из них были отобраны лучшие, так сложилось «общее право». Основным источником права в этот период были судьи Верховных судов, которые создавали прецедент – решение, которому должны были следовать нижестоящие суды.
Между тем социальные отношения в XIV–XV вв. усложнялись, жесткие рамки прецедентов стали мешать. С конца XV в. канцлер от имени короля стал разрешать споры не на основе прецедента, а на основе совести. Так, параллельно с общим правом стало формироваться «право справедливости».
С 1832 г. начался современный период. В тот год в Англии была проведена парламентская реформа, в результате которой число избирателей значительно возросло. Новые депутаты значительно активизировали работу парламента, а в результате парламент как источник права приблизился по своему значению к суду.
Итак, для англосаксонской семьи характерны следующие признаки:
существуют два вида норм права: законодательные и прецедентные. Законодательные – представляют собой правила поведения общего характера, прецедентные – являются судебным решением по конкретному делу. Основным источником права выступает судебный прецедент (правила поведения, сформированные судьями в их решениях по конкретному делу и распространяющиеся на аналогичные дела);
прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Судья может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем;
судьи, в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права германо-романских систем, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. В Англии неприменение прецедента может повлечь освобождение от должности. В США, правовая система которых входит в англосаксонскую правовую семью, этому правилу следуют не так жестко. Прецеденты, которые, по мнению судьи, не относятся к делу, он не должен применять. Однако если судья установит, что прецедент имеет обязывающую силу, ему необходимо следовать, даже если это противоречит личному убеждению судьи;
когда издается закон, он вступает в свою силу только тогда, когда его начинают применять суды. Судья вправе при рассмотрении дела даже не применять соответствующий закон, а вынести по данному вопросу собственное решение. Иногда случается, что судьи отказываются следовать новому закону и продолжают работать в старом порядке;
главенствующее значение имеет процессуальное (процедурное, доказательственное) право, которое во многом определяет право материальное;
отсутствуют кодифицированные отрасли права.
Русское право . До IX–X вв. Киевская Русь была социально однородна, и необходимости в праве не было. В качестве социальных регуляторов выступали обычаи и языческая религия. Судя по сказкам и былинам, эта необходимость внутри общества не возникала и через 100 лет, и через 200. Так, у греков была богиня Фемида (правосудие), одну из ее дочерей звали Эвномия (благозаконие), другую – Дика (справедливость). У римлян – были богиня Юстиция (правосудие) и Эквитас (справедливость). А все древнерусские языческие боги были не социальными, а аграрно-природными. В нашей мифологии присутствовала Доля (непреодолимая сила, судьба). В возможность социальных изменений во времена Киевской Руси люди не верили. Понятия «норма», «порядок» и т.д. в Киевской Руси так и не появились.
Тем не менее, в ходе крещения на Русь из Византии вместе с христианскими миссионерами пришло и византийское право, а оно было преемницей римского права.
Хотя по своим основным юридическим классификационным признакам российское право относится к романо-германской правовой семье (кодификационный характер российского права, структура правовой нормы, принципы верховенства закона и соответствующая иерархия источников права, основные принципы судебной организации и судопроизводства), вопрос о принадлежности российской правовой системы к определенной семье является сложным.
Впервые он был поставлен в середине XIX в. и с тех пор в науке сложились разные точки зрения на определение места российского права в правовых семьях:
по мнению евразийцев, обособляющих Россию как от Запада, так и от Востока, российская правовая система представляет собой специфическую систему;
по мнению основателей теорий цивилизаций А.Д. Тойнби, К. Ясперса и их сторонников, корни российской цивилизации уходят в древнеримское право;
В начале 1990-х гг. XX в. советское право вернулось в романо-германскую правовую семью, о чем свидетельствуют наличие двухуровневой системы законодательства (федерального и субъектов Федерации), схожий объем полномочий Конституционного Суда и т.д. По всей видимости, по мере своего развития российское право будет еще больше сближаться с романно-германским правом. Однако это не дает повода для отождествления или же растворения российского права в романо-германском праве.
Правовую систему можно определить как целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения ϲʙᴏих целей. Это понятие выражает важную идею: право есть комплекс; составляющие его элементы соединены между собой не случайным образом, а необходимыми связями и отношениями; все юридические явления данного общества, существующие в одно и то же время и на одном пространстве, связаны отношениями общности, кᴏᴛᴏᴩые и объединяют их в систему.
Исторически в каждой стране действуют ϲʙᴏи правовые обычаи, традиции, законодательство, юрисдикционные органы, сформировались особенности правового менталитета, правовой культуры. Правовое ϲʙᴏеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует ϲʙᴏю правовую систему. Существует несколько критериев классификации правовых систем различных государств.
В первую очередь, общность генезиса. Системы связаны между собой исторически, имеют общие государственно-правовые корни.
Во-вторых, общность источников, форм закрепления и выражения норм права. Речь идёт о внешней форме права, о том, где и как фиксируются его нормы, об их роли, значении, соотношении.
В-третьих, структурное единство, сходство. Правовые системы стран, входящих в одну правовую семью, должны обладать сходством структурного построения нормативно-правового материала. Как правило, ϶ᴛᴏ находит выражение на микроуровне – на уровне строения нормы права, её элементов, а также на макроуровне – на уровне строения крупных блоков нормативного материала (отраслей, суботраслей, других подразделений)
В-четвёртых, общность принципов регулирования общественных отношений. В одних странах ϶ᴛᴏ идеи ϲʙᴏбоды субъектов, их формального равенства, объективности правосудия и т.д., в других – теологические, религиозные начала, в третьих – социалистические, национал-социалистические идеи.
В-пятых, единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права.
С учётом изложенного выше в науке выделяют следующие правовые системы (семьи): романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-правовые, социалистическую, систему обычного права.
Семья романо-германского права сформировалась в
континентальной Европе, сложилась на традициях римского права.
Романо-германское право в значительной мере результат идей, конструкций,
институтов римского права, модифицированных применительно к новым условиям,
результат рецепции римского права.
Стоит отметить, что особенности ϶ᴛᴏй правовой семьи
представляются в ряде моментов. Норма права здесь выступает в качестве
достаточно общего правила, число казуистических норм не велико. Общий характер
нормы позволяет охватить регулированием большой круг общественных отношений, в
значительной мере избежать пробелов.
Стоит отметить, что основным источником права будут
нормативные акты, ведущее место среди кᴏᴛᴏᴩых занимают законы как акты,
принятые высшим законодательным органом и имеющие верховенство над другими
актами. Структура права характеризуется делением права на частное и публичное,
а также на отрасли и отдельные институты. Юридическая техника, терминология,
толкование во многом несут печать тех же традиций, важное значение здесь
придаётся кодификации. Суды лишены правотворческих полномочий, их задача –
разрешать конкретные юридические дела на базе закона; суды имеют право
толковать законы.
Семья англосаксонского (общего) права возникла в Англии, в
последствии распространилась на бывшие доминионы и колонии Англии. Как единая
система англосаксонское право стало складываться с момента завоевания Англии
Вильгельмом Завоевателем (1060 год) Римское право не оказало влияние на эту
систему, хотя римляне и правили Британией почти пять веков.
Стоит отметить, что основным источником
права здесь будет судебный прецедент, в качестве кᴏᴛᴏᴩого выступают решения
только высших судебных инстанций. Правило прецедента, действующее в данных
системах, носит императивный характер и гласит: дело решать так, как аналогичное
дело было решено раньше. Нормы права в англосаксонской правовой семье носят
весьма детальный, казуистический характер, так как формулируются в виде
прецедентов при решении конкретных казусов. В статутах нормы права, как в
романо-германских системах, выступают в виде правил более общего характера,
однако, как уже отмечено, они должны конкретизироваться в прецедентах. Система
англосаксонского права не знает деления на право частное и публичное, всё право
будет публичным, следовательно, все нормы носят императивный характер. В
рассматриваемых системах значительна роль судов, кᴏᴛᴏᴩые обладают большой
самостоятельностью. Велика их роль в формировании права путем прецедентов.
Мусульманское право – разновидность религиозного права, распространяется только на лиц, исповедывающих ислам. Исламское право не следует отождествлять с правом мусульманских стран. Во многих из них действует светское право, в других – мусульманское право хотя и действует, но в определённых ограниченных пределах. В странах, где мусульманская идеология объявлена государственной (исламские государства), роль мусульманского права значительна. Источниками мусульманского права будут коран, сунна, иджма, кияс.
Коран – священная книга мусульман, содержит в себе высказывания Аллаха, данные Мухаммеду (Магомету), последнему из его посланцев и пророков. Сунна – собрание преданий (адатов) о жизни, поступках, высказываниях пророка Мухаммеда и его ближайших сподвижников. Коран и сунна не подлежат толкования, так как они уже истолкованы авторитетами, докторами ислама в IX веке. Иджма – нормы, сформулированные по единодушному согласию мусульманских учёных, наследников пророка. Кияс – нормы, сформулированные учёными исламскими правоведами по аналогии. Нормы права рассматриваются в ϶ᴛᴏй правовой семье как божественное откровение, веление Аллаха. Важно заметить, что одни из них выступают как нормы-принципы, мало пригодные для применения, другие как достаточно конкретизированные, адаптированные к существующим условиям. Все поступки мусульманское право делит на обязательные, запрещаемые, рекомендуемые, порицаемые и безразличные. Среди них не видим дозволенного поведения, следовательно, нет и дозволительных норм.
Структура мусульманского права ϲʙᴏеобразна. Здесь нет деления на право частное и публичное, но существует определённая интеграция однородных норм в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие блоки (отрасли)
Семья традиционного (обычного) права – наиболее архаичная из существующих правовых систем. Главная особенность данной семьи в том, что основным источником права будет обычай (традиция)
Подобные правовые системы сохранились в ряде государств Африки; а территории проживания находящихся в догосударственном состоянии племён Южной Америки; Индонезии и Папуа-Новой Гвинеи; на островах Океании.
Также к особенностям данной правовой семьи можно отнести следующее.
неписаный (некодифицированный) характер права;
основу обычаев составляют моральные, философские, юридические нормы, а также мифология;
сосуществование отдельно друг от друга «цивилизованной» правовой системы и традиционной (Индонезия, Бразилия), признание государством за племенами, не интегрированными в государственную жизнь права творить правосудие опираясь на ϲʙᴏи обычаи;
регулирование обычаямитрадиционно поведения коллектива, а не отдельного индивида;
коллективная ответственность группы за правонарушение, совершённое её членом;
осуществление правосудия непосредственно потерпевшим либо мудрецами, жрецами, вождями;
архаичность многих обычаев;
уклон в сторону примирения, а не наказания при незначительных правонарушениях;
Сегодня различные правовые семьи взаимодействуют друг с другом, перенимая некᴏᴛᴏᴩые элементы посредством структурных, идеологических, функциональных, процессуальных связей.
2.1. Национальные правовые системы и правовые семьи. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Правовую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой . В современном мире насчитывается более двухсот национальных правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои неповторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует данная правовая система. Вместе с тем правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы правовых систем принято именовать правовыми семьями или семьями правовых систем . В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во внимание принимаются общность источников, структуры и исторического пути формирования права. Вследствие этого под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права .
Исходя из общности источников, структуры и исторического пути формирования права, а также некоторых других критериев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупнейших исследователей в области компаративистики (сравнительного правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под названием «религиозные и традиционные системы». Германские исследователи К. Цвайгерт и Х. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких факторов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологии), различают семь правовых семей (по терминологии авторов – «правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индусскую. Нет по данному вопросу единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую, религиозно-традиционную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной семьи – религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на романо-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.
2.2. Типы права. С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистического типа права – советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, которая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В кого типа права – о нская правовые семьи, а в рамках социалистикак исторический, причем высший и последний тип праваторически настоящее время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что современная российская теория государства и права исходит из множественности критериев в типологии права и возможности использования разных подходов, в то время как типология права, которая давалась советской теорией государства и права, носила односторонний характер, поскольку основывалась лишь на одном критерии – способе производства материальных благ.
В современной типологии права, как и в типологии государства, используется, прежде всего, формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. В современной теории государства и права отдельные авторы наряду с названными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.
В то же время по мнению проф. О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в котором действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе». «Действительная типизация правовых систем, – считал он, – это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических формаций, а исследование качеств этих правовых систем в их обусловленности особенностями обществ». Исходя из этого, т. е. качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.
По О. Э. Лейсту сословное право соответствовало азиатскому способу производства, рабовладельческому и феодальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко – и для социальных групп внутри сословий. Формальное (абстрактно равное) право – это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества. Социальное право – это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Социальные и демократические движения новейшего времени, – пишет О. Э. Лейст, – достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствующих высших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для низших слоев общества за счет имущих классов».
В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем . При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому выделенные выше в качестве основных романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие типы права.
Право- это система общеобязательных формально определённых юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, направленных на урегулирование общественных отношений. Различные взгляды на типологию права, исторические типы права: рабовладельческое, феодальное, буржуазное, выделенные на основе формационного подхода. В рамках формационного подхода главным критерием выступают социально-экономические признаки, и в этом случае под типом права понимаются взятые в единстве наиболее существенные, типичные его черты и признаки, относящиеся к одной и той же общественно-экономической формации, которая выступает как исторический тип общества, основанный на том или ином способе производства. Переход от одной формации к другой происходит в результате смены отживших форм производственных отношений и замена их новым экономическим строем. Изменение экономического базиса влечет за со бой изменение права и государства. Этот принцип положен в основу марксистско-ленинской теории права и государства. Исторический тип связывается с установлением закономерной зависимости сущности права от экономических отношений, которые господствуют в обществе на определенном этапе развития. Тип права определяется на основании того, какой экономический базис это право защищает, интересам какого класса оно служит. При таком подходе право приобретает сугубо классовую определенность, выступая в качестве орудия диктатуры экономически господствующего класса. Формационный критерий, лежащий в основе марксистской типологии права, выделяет три типа эксплуататорского права: рабовладельческое, феодальной, буржуазное. Последний исторический тип – социалистическое право, который теоретически в ближайшей исторической перспективе должно было бы перерасти в общественной коммунистическое самоуправление. В рамках другого подхода типология права производится на основе конкретно-географических и научно-исторических, религиозных, территориально-юридических и иных признаков.
Правовая система общества; понятие и структура. Классификация правовых систем. характеристика основных правовых семей народов мира: Романо-германской, англо-саксонской, религиозной, традиционной. Правовая система – это совокупность взаимосвязанных, согласованных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общественные отношения, а также элементов, характеризующих уровень правового развития той или иной страны. Элементами правовой системы являются: собственно право как система обязательных норм, которые выражены в законе и иных правовых источниках, правовая идеология, судебная (юридическая) практика. В основу классификации правовых систем положены различные факторы, так как существует многообразие позиций, точек зрения. Одной из самых распространенных классификация является классификация Рене Давида. Она основана на сочетании двух критериев: идеологию, в том числе включающую религию, экономическую и социальную структуру и юридические техники, которые в качестве основной составляющей включают источники права. Давид выдвинул идею трихотомии, то есть выделения трех основных семей: романо-германскую, англо-саксонскую и социалистическую. К ним примыкает остальной юридический мир, который получил название – религиозные и традиционные системы. Цвангерт и Коту выдвинули другую классификацию. В основу её положен критерий правового стиля, который, по их мнению, состоит из пяти факторов: происхождения и эволюции правовых систем, своеобразия юридического мышления, специфических правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, Идеологических факторов. На основе этих факторов они предлагают выделять «правовые круги»: романский, германский, англо-саксонский, социалистический, право ислама, индуистское право. А. Саидов полагает, что только глобальной марксистско-ленинской типологии и внутри типовой классификации правовых систем дает возможность составить цельную правовую карту мира. Он выделяет внутри буржуазного права восемь правовых систем: романо-германскую, скандинавскую, латиноамериканскую, семью общего права, мусульманскую, индуистскую, дальневосточную. Социалистическая многофакторная классификация построена на основе трех критериев: исторического генезиса правовых систем, системы исторического права и структуры правовой системы. В связи с этими критериями выделяются следующие правовые системы: Романо-германская, семья общего права, мусульманская, латиноамериканская, индусская, дальневосточная, обычное право. Романо-германская (семья континентального права) сложилась в Европе в начале XII века на базе кодификации императора Юстиниана. В XIX веке основным источником права становится закон, возникают писанные и неписанные Конституции. Внутри Романо-германской семьи выделяют романскую (Франция, Бельгия, Люксембург, Италия, Португалия, Испания) и германскую (Германия, Австрия, Швейцария) группы. В англо-саксонской системе основным источником права служат нормы, сформулированные судьями и выраженные в судебных прецедентах. В нем различается группа английского права и группа права США. В первую группу входят Англия, Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия. В английском праве основным источником является судебный прецедент, а в праве США, наряду с процедурными источниками, существует немало кодексов. Мусульманское право – это система правовых норм, выраженных в религиозной форме и основывающихся на мусульманской религии – исламе. Он возник в период разложения родо0-племенного строя и зарождения государства на западе Аравийского полуострова. Основными источниками мусульманского права являются Коран и Сунна – главные религиозные книги мусульман, в основе которых лежит «божественное откровение» и закрепляются основы веры, правила религиозного культа и морали, определяющие в целом содержание мусульманского права в юридическом смысле.
Право - это основной элемент, на котором строятся абсолютно все мировые державы. Данный тезис был выдвинут философами эпохи Нового времени. Они считали, что государство - это не политическая, а сугубо правовая структура. Таким образом, институты права являются теми отношений, без которых попросту невозможно построить государственную структуру. Реализация этих институтов производится путем создания специфического режима - правопорядка, который позволяет выделить важные однородные аспекты. Подобные особенности права существуют в каждой стране. Их появление напрямую зависит от многих факторов: территориальной расположенности, менталитета людей, культурных традиций и т. п. В учеными была проведена систематизация общих и разнородных моментов права каждого государства во всем мире. Она и привела к объединению наиболее схожих правовых систем в целые семьи.
Правовая система - основной элемент правовой семьи
Нужно отметить тот факт, что правовые семьи основываются на выделении и сравнении правовых систем различных государств. В каждой подобной системе учеными были выделены наиболее схожие и различающиеся моменты, что помогло провести общую дифференциацию. Правовой системой принято называть трехэлементную структуру, состоящую из системы права, правовой культуры и правореализации. В свою очередь, каждый из этих элементов подразделяется еще на некоторые составляющие, например:
1. Система права состоит из отрасли, подотрасли, института и нормы.
2. Правовая культура - правовой идеи, поступка, учреждения и т. д. Основным регулирующим моментом правовой культуры является правовое сознание населения, которое проявляется в уровне подчинения законам и признании правопорядка.
3. Реализация права - использование, соблюдение, исполнение.
На основе внутренней структуры и других особенностей ученые включают различные правовые системы в правовые семьи. Следует отметить, что учение о правовых семьях появилось еще в эпоху Возрождения, но наибольший пик развития начался в XX веке.
Понятие правовой семьи
Правовая семья - это совокупность правовых систем разных государств, которые объединены с учетом определённых критериев. Теория была впервые выдвинута в 1667 году немецким ученым Лейбницем. Он утверждал, что право некоторых стран позволяет объединить их в отдельные группы. Каждая из них будет основана на сходствах и различиях процесса развития, отдельно взятых государств.
Именно на основе этой теории было выработано современное понятие правовой семьи. На сегодняшний день основными критериями разделения семей являются:
Источники права;
Терминологическая, методологическая основа правовой системы;
Особенности системы права;
Историческая характеристика государства;
Роль судебных инстанций;
Развитие и происхождение системы права.
Конечно, любая правовая система является уникальной, но ученые на основе приведенных выше критериев научились выделять схожие аспекты. Развитие учения о правовых семьях во многом повлияло на развитие научных знаний в области изучения государств. К тому же появилась реальная возможность познать государства в их соотношении друг с другом.
Классификация правовых семей
Все правовые семьи были сформированы в XX веке, однако существует большое количество подходов к их классификации, каждый из которых был выдвинут определенным ученым. «Первопроходцем» в был Давид, который в 60-х годах сформировал следующую классификацию:
1) романо-германская, англо-саксонская и социалистическая правовая семья;
2) религиозная, индусская и дальневосточная.
На сегодняшний день эта классификация существенно устарела. Ведь Давид брал за основу только исторический фактор. Иную точку зрения на проблематику классификации семей имел ученый по фамилии Кетц. Он выделял следующие семьи:
1) романская;
2) германская;
3) скандинавская;
4) англо-саксонская;
5) дальневосточная и т. п.
Помимо этого, совершенно иные классификации выдвигали ученые Бехруз и Осакве. В современной теории государства и права выделяют следующие основные правовые семьи:
1. Романо-германская.
2. Англосаксонская.
3. Религиозная.
4. Традиционная.
5. Дальневосточные.
Помимо исторического фактора, данная классификация основывается на особенностях юридической техники, что является достаточно важным аспектом в современном мире.
Романо-германская семья
Следует помнить, что всегда существует правовая основа семьи любого типа, вне зависимости от территориальных рамок. Она формируется из тех источников, которые повлияли на развитие правовой семьи в целом. Романо-германская правовая семья является системой всей континентальной Европы. Её источник - рецепции римского частного права. Нормативный акт признается основным источником права в государствах романо-германской правовой семьи. Все отрасли права включены в две группы: публичное и приватное право. Это позволяет точнее и эффективнее регулировать общественные правоотношения. Подавляющее количество стран этой системы имеют конституции писанной формы. В романо-германской правовой семье существует ряд «ответвлений», которые формировались с учетом различий исторического процесса в разных частях континентальной Европы. Таким образом, ученые выделяют подсистемы, группы в романо-германской правовой семье.
Подгруппы романно-германской семьи
Ученые на сегодняшний день выделяют всего три основных подгруппы:
1. Романско-правовая группы, в которую входят правовые системы следующих государств: Бельгии, Франции, Испании и Румынии, бывшие колонии Франции.
2. В группу германского права входят Греции, Монако, Украины, Чехии и Швейцарии.
3. Скандинавско-правовая группа представлена такими странами, как Дания, Норвегия, Швеция и Исландия.
Как мы видим, характеристика правовых семей романно-германского типа осуществлялась на основе территориальной расположенности, особенностей исторического и культурного развития, а также различительных аспектов элементов правовых систем. Тем не менее все представленные подгруппы относятся к романо-германской правовой семье, а их выделение является чисто номинальным.
Общее право - англо-американская правовая семья
Англо-американская правовая семья, или же общее право, является доминирующей в Великобритании и её бывших колониях, США, Канаде, Новой Зеландии и т. п. Прародительницей этой системы можно по праву назвать Англию, потому что обычаи именно этой страны доминируют в англо-американской правовой семье.
Судебный прецедент - это правовая основа семьи англо-американского типа. В отличии от стран романской семь, прецеденту в Англии и других сродных странах отводится гасподствующая роль. Следует отметить, что прецедент рассматривается как обычай, договор. Он играет первостепенную роль в самом процессе развитии и формирования права стран англо-американской семьи. Таким образом, судами, по сути, формируется право.
Как мы знаем, в странах романо-германской семьи суды играют роль правореализации. Тем не менее в последние годы роль нормативного акта как в Великобритании, так и в других странах семьи существенно возросла. Некоторые ученые на сегодняшний день ставят его вровень с судебным прецедентом, хотят данный вопрос так и остается спорным.
Религиозное право
Религиозная семья - это совокупность правовых систем, где основным источником формирования и развития права является религия в форме святого писания. Отсюда следует, что правовой статус семьи религиозного типа прямо отвечает религиозным нормам. Семья религиозного права в настоящий момент развита в исламских и иудейских государствах, хотя тенденция отождествления религии и права в последнее время идет на спад. В европейских странах религиозное право не прижилось даже в эпоху средневековья, потому что церковь имела власть исключительно в духовной сфере.
Семья традиционного права
Традиционная правовая семья наиболее древняя и практически вымершая. Она до сих пор встречается в некоторых государствах Центральной, Южной Африки, а также Азии и Океании. Некоторые племена Австралии живут по нормам традиционного права.
Суть этой правовой семьи в том, что наиболее важные общественные отношения регулируются обычаями, сформированными в родоплеменной общине.
При этом нормативный акт, судебный прецедент и другие источники права не играют весомой роли. По большей части это субъективное право. Как уже говорилось ранее, традиционно-правовая семья наиболее древняя и практически вымершая в наши дни форма регуляции поведения общества.
Дальневосточная правовая семья
Сегодня многие ученые утверждают, что подобной семьи не существует, так как правовые системы многих дальневосточных стран переняли многие институты из европейских. Тем не менее многие аспекты правовой культуры Китая, Японии и других стран этого региона заставляют задуматься о существовании дальневосточной правовой семьи.
Национальные правовоые системы представленных стран основаны на большой роли семьи и её главы, почетании традиций, и т. п. При этом любые споры принято решать внутри семьи или общины, а к помощи государственных органов прибегать в самом крайнем случае. Также следует заметить, что целью обращения к органам власти является правовая защита семьи, а не отдельного индивида. Правопорядок в этих странах рассматривается, как способ обеспечения гармонии в обществе.
Заключение
Итак, в статье были представлены основные правовые семьи, которые выделяют в теории государства и права на сегодняшний день. Естетсвенно, некоторые ученые также предусматривают наличие иных видов, как, например, социальная правовая семья социалистического направления. Тем не менее вопрос их существования вызывает множество споров в научном сообществе.