Федеральный закон "О персональных данных": основные положения простыми словами. Федеральный закон «О персональных данных Фз 152 о персональных данных
- Персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);
- Оператор персональных данных - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;
- Обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Зачем России этот закон
Поводом для принятия закона о защите персональных данных стала необходимость устранения барьеров в международной торговле со странами Евросоюза . Осуществление обмена персональными данными, зачастую необходимыми при совершении сделок, возможно только между государствами, способными обеспечить соответствующую защиту передаваемой и получаемой информации. Для сравнения, в Норвегии и Франции подобные законы были введены еще в конце девятнадцатого столетия. Осенью 2005 года Государственная дума ратифицировала конвенцию Совета Европы "О защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных".
По закону каждой информационной системе, в которой хранятся и обрабатываются персональные данные, необходимо присвоить класс, в соответствии с которым будет обеспечиваться защита этих данных. Кроме того, информационные системы могут быть типовыми или специальными, и последние требуют для эксплуатации обязательного лицензирования. Специальными, например, считаются системы, содержащие информацию о состоянии здоровья и те, на основе которых предусмотрено принятие решений, порождающих юридические последствия. Иными словами, если данные из таких информационных систем, а точнее, их анализ и обработка, могут повлиять на жизнь или здоровье субъекта персональных данных. Класс специальных информационных систем определяется на основе модели угроз безопасности персональных данных в соответствии с нормативно-методическими документами регуляторов.
Как утверждали и меняли закон
Передачу персональных данных на зарубежные сервера планируется ограничить
2006-2010 годы
В июле 2006 года был принят федеральный закон №152-ФЗ "О персональных данных". Закон вступил в силу в январе 2007 года.
В четверг 13 июня 2019 года в Государственную Думу внесен законопроект, по которому предусматриваются штрафы за нарушения хранения персональных данных (ПДн) граждан РФ до 18 миллионов рублей. В соответствии с законопроектом, ст. 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предлагается дополнить и установить штрафы в размере:
- от 30 до 50 тысяч рублей для физических лиц;
- от 200 до 500 тысяч рублей для должностных лиц;
- от 2 до 6 миллионов для юридических лиц.
Административные взыскания предусмотрены за невыполнение оператором при сборе ПДн обязанности по обеспечению записи, систематизации, накопления, хранения, уточнения (обновления, изменения), извлечения персональных данных граждан РФ с использованием баз данных, находящихся на территории РФ. При повторном правонарушение штрафы возрастают:
- от 50 до 100 тысяч рублей для физических лиц;
- от 500 тысяч рублей до 1 миллиона рублей для должностных лиц;
- от 6 до 18 миллионов рублей для юридических лиц.
Идея данного законопроекта возникла после претензий Роскомнадзора к социальным сетям Twitter и Facebook . Компании отказались от предоставления сведений о месте нахождения баз данных российских пользователей, за что их смогли оштрафовать лишь по статье 19.7 КоАП РФ (непредставление или несвоевременное представление сведений, представление которых предусмотрено законом) в размере 3 тысяч рублей. Так как отдельной статьи за нарушение такого рода требований не предусмотрено, единственное наказание, которое можно было применить - штраф по 19.7 статье КоАП РФ.
Что мешает соблюдать закон?
Во-первых, серьезным препятствием являются технические проблемы. Несмотря на то, что обязательство использовать шифровальные (криптографические) средства было снято в новой редакции закона, операторы обязаны использовать комплекс технических и организационных средств защиты в соответствии с классом их системы. Мало того, для организации соответствующей защиты чаще всего компании необходимо практически полностью обновить парк технических средств. Компании специализированные или имеющие соответствующий штат, могут самостоятельно внедрять системы безопасности для защиты корпоративной информации, в том числе, включающей в себя и персональные данные о контрагентах и сотрудниках. Другие компании, которые по тем или иным соображениям не желают заниматься вопросами безопасности самостоятельно, обращаются в специализированные фирмы. Но в конечном итоге выбор средств защиты ложится на плечи того, кто их оплачивает, и война экономии и безопасности неизбежна. Выполнение формальных требований ФЗ-152 не обеспечивает реальную защиту конфиденциальной информации, в том числе персональных данных, от утечки и иных внутренних угроз.
Во-вторых, это проблемы с сертификацией. Ведь с точки зрения законодательства во главу угла становится не сама безопасность, а соответствие мер по защите персональных данных тем, которые определены в стандарте. И не исключено, что некоторые компании ограничатся только расходами на лицензирование. Уже сейчас, пробежавшись по первому десятку компаний из поисковой системы, которые занимаются аутсорсингом в сфере защиты информации , можно заметить, что большинство из них делают акцент не на разработку систем защиты, а на помощь в сборе документов для получения лицензии.
Третьей существенной проблемой на пути успешного внедрения закона является разбалансированность операторского рынка. В действительности необходимо различать требования безопасности, предъявляемые к разным источникам данных. Операторы данных могут напоминать в этой ситуации слепых котят - все разнообразие методов и способов защиты информации подведено регуляторами под одну гребенку, а существующие объединения на рынке решают вопросы узкого круга компаний и не отстаивают интересы участников рынка в целом.
Защита персональных данных
Хронология событий
2019: Роспотребнадзор предложил приравнять генетические данные к персональным
Автором законопроекта является Роспотребнадзор . Документ предлагает внести изменения в ст. 11 Федерального закона «О персональных данных» от 27 июля 2006 года в части обработки биометрических персональных данных.
В случае принятия законопроект закроет пробел в законодательстве в области защиты информации о человеке, полученной из его биоматериала, содержащего генетическую информацию. Подобная информация позволяет третьей стороне ознакомиться с дополнительными данными о человеке, например, о состоянии здоровья, образе жизни, чувствительности к лекарствам и аллергенам и т.д. В связи с этим авторы инициативы предложили приравнять подобную информацию к персональным данным, к которым должны применяться дополнительные меры защиты.
Целью законопроекта является обеспечение соблюдения конституционных прав граждан в сфере отношений, связанных с обработкой персональных данных, содержащих информацию о генетических особенностях человека.
Минкомсвязи России хочет ужесточить процедуру согласия на обработку персональных данных
Чиновник подчеркнул, что «наши граждане зачастую дают подобного рода согласие без четкого понимания правовых последствий и возможного их в дальнейшем использования». Именно по этой причине министерство и выступило с подобной инициативой – в рамках закона усовершенствовать как саму процедуру, так и порядок дачи согласия на обработку личной информации. Более того, как отметил Соколов, на данный момент прорабатывается возможность создания государственного ресурса, на котором бы велся учет данных согласий гражданами на обработку персональной информации для того, чтобы контролировать их использование.
Минкомсвязи также предлагает на законодательном уровне разграничить и выработать подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Чиновник отмечает: «Одной из наиболее обсуждаемых проблем является, так называемые, . Действующее законодательство не содержит такого или близкого по смыслу понятия, но устанавливает, что обработка персональных данных допускается для достижения конкретных, заранее обозначенных целей, после чего они подлежат обезличиванию или уничтожению. Таким образом, в интернет-сервисах накапливается огромный массив обезличенных персональных данных, не позволяющих идентифицировать личность. Кроме того, стремительное развитие интернета вещей, различного вида счетчиков, датчиков, бытовой техники порождает значительный объем иного вида данных, которые также не могут быть отнесены к персональным данным. С учетом этого, необходимо на законодательном уровне проработать вопрос разграничения и выработать различные подходы нормативно-правового регулирования обработки персональных данных, обезличенного массива персональных данных и результатов деятельности интернета вещей. Наши предложения будут готовы в первой половине 2017 года» Роскомнадзор необходимыми полномочиями для осуществления контроля и надзора за обработкой персональных данных. Такая информация содержится в материалах правительства.Отмечается, что законопроект направлен на устранение правовой неопределенности в законодательстве. Так, в настоящий момент в России обязанность контролировать обработку персональных данных граждан в соответствии с законом не закреплена ни за одним органом. Эти полномочия и хотят закрепить за Роскомнадзором.
2012: Дмитрий Медведев утвердил изменения требований к защите персданных
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев 1 ноября 2012 года утвердил изменения требований к защите персональных данных при их обработке в информационных системах персональных данных. Соответствующий документ был опубликован на сайте правительства России .
Участники рынка утверждают, что меры хоть и позитивно скажутся на отрасли в целом, но их явно недостаточно и они до сих пор носят слишком консервативных характер.
Постановлением правительства устанавливаются четыре уровня защищенности персональных данных при их обработке в информационных системах и требования для каждого из них. Отнесение информационных систем к тому или иному уровню защищенности производится в зависимости от вида персональных данных, который обрабатывает информационная система (специальные, биометрические , общедоступные, иные), типа актуальных угроз (1-й, 2-й, 3-й), количества обрабатываемых информационной системой субъектов персональных данных и от того, обрабатываются ли персональные данные о сотрудниках оператора.
Постановлением также устанавливается требование использования средств защиты информации , прошедших процедуру оценки соответствия требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности информации, в случае, когда применение таких средств необходимо для нейтрализации актуальных угроз.
Документ позволит операторам информационных систем, обрабатывающих персональные данные, определить требуемый уровень защищенности персональных данных, что в дальнейшем значительно упростит процедуру определения необходимых и достаточных мер по защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения персональных данных, а также от иных неправомерных действий.
По словам ведущего инженера по ИБ департамента системной интеграции компании "Микротест " Сергея Борисова, новое постановление Правительства сократило количество обязательных требований до 14 против 34 в предыдущем документе. "Однако, на мой взгляд, новое постановление не облегчило жизнь компаниям", - сказал Сергей Борисов. - самое обременяющее требование - необходимость сертификации СЗИ - осталось обязательным для всех ИСПДн".
"Следующий пункт - классификация ИСПДн", - продолжил он. - Если раньше оператор мог выбрать классификацию типовой ИСПДн по таблице или классификацию специальной ИСПДн по результатам модели угроз, то теперь выбора нет. Уровень защищенности всегда определяется, исходя из актуальности угроз. Оператор вряд ли сможет определить их самостоятельно - придется обращаться в вышестоящую организацию или к консультанту".
Еще одной проблемой нового постановления Сергей Борисов видит утрату юридической значимости большей части документов ФСТЭК Р и ФСБ Р, разработанных во исполнение отмененного постановления. "Без новых документов нельзя будет даже провести установление уровней защищенности. А значит, ПП №1119 пока бесполезно", - подытожил Борисов.
Сергей Борисов видит в новом постановлении Правительства потенциальный рост расходов компаний на защиту персональных данных в связи с тем, что большая часть данных, которые раньше относились в малозначительным, сейчас переведены в другую категорию, требующую более высокую степень защиты.
Эксперты Российской ассоциации электронных коммуникаций уверены, что в настоящее время законодательство о персональных данных не учитывает современного уровня развития интернета и существенно замедляет развитие электронной коммерции и облачных сервисов в Российской Федерации.
РАЭК продолжает настаивать на создании межведомственной рабочей группы с участием представителей интернет-отрасли, экспертов по информационной безопасности , представителями Минкомсвязи РФ, Минэкономразвития РФ, ФСБ, ФСТЭК, Роскомнадзора для более четкого формулирования позиций отрасли по вопросам законодательства и его изменения. В частности, в приведении в соответствии с международным законодательством и стандартам существующих документов и постановлений.
2011
Жилищный кодекс и персональные данные
16 июня 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 июня 2011 года № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5 которого внесла очередную новеллу в Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Корректировке подверглась часть 2 статьи 6 ФЗ-152, дополненная новым пунктом следующего содержания:
«5.1) обработка персональных данных необходима управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным кооперативам, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, осуществляющим в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации управление многоквартирными домами, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении многоквартирным домом заключили договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в данном доме, либо лицам, с которыми собственники помещений в многоквартирном доме при непосредственном управлении или собственники жилых домов заключили договоры о предоставлении коммунальных услуг, либо лицам, привлеченным на основе договоров, для осуществления расчетов с собственниками помещений в многоквартирном доме, собственниками жилых домов, нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, жилых домах и коммунальные услуги;…»
Вышеуказанный пункт дополнил ряд ситуаций, когда оператору персональных данных не требуется получать согласие субъекта на обработку персональных данных.
С одной стороны, эта поправка логично вписывается в новый правовой режим управления многоквартирными домами, который на уровне федерального законодательства закрепляет права и обязанности участников соответствующих общественных отношений и определяет специфику данных отношений. С точки зрения законодательства о персональных данных рассматриваемое изменение не вносит принципиальных изменений в существующий режим регулирования обработки и защиты персональных данных, но в определенной степени упрощает жизнь многочисленным организациям, осуществляющим управление многоквартирными домами, а также предоставление коммунальных услуг и осуществления расчетов с собственниками помещений.С другой стороны, появление очередного исключения наводит на грустные мысли о целостности и применимости норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных. В тексте поправки четко оговаривается условие отсутствия необходимости в получении согласия: обработка персональных данных происходит в связи с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации либо в связи положениями соответствующего договора. Но вышеприведенное условие фактически дублирует содержание пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152. Таким образом, законодатель спускается от уровня регулирования типовых ситуаций (например, обработка персональных данных в связи с исполнением положений договора) до уровня регулирования конкретных ситуаций (договорных отношений в сфере ЖКУ). Кроме того, происходит девальвация значения и ценности других норм института согласия субъектов на обработку их персональных данных (в частности, пунктов 1 и 2 части 2 статьи 6 ФЗ-152).
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5
Проектом федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 535056-5 предлагается привести в соответствие законодательство Российской Федерации c вступающими в силу 1 июля 2011 года нормами пункта 2 статьи 7 Федерального закона № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». В соответствии с указанной нормой, органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации, которые находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления.
Пунктом 2 статьи 1 вышеуказанного законопроекта уточняется порядок и условия обработки персональных данных заявителей и иных лиц в связи с предоставлением государственных или муниципальных услуг. В частности, предлагается закрепить в ст. 7 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» норму, согласно которой: «Для обработки государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, участвующими в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона государственных и муниципальных услуг, персональных данных, имеющихся в распоряжении таких органов и организаций, для предоставления таких персональных данных в орган (организацию) предоставляющий государственную или муниципальную услугу по запросу заявителя, не требуется получение согласия субъекта персональных данных, по запросу которого осуществляется обработка, в соответствии с требованиями пункта 1 части 2 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных».
Запрос заявителя в орган (организацию) о предоставлении государственной или муниципальной услуги приравнивается к согласию такого заявителя с обработкой его персональных данных в целях предоставления органом (организацией) соответствующей государственной или муниципальной услуги.
В случае, когда для предоставления государственной или муниципальной услуги необходимо предоставление документов и информации об иных лицах, не являющихся заявителем, то при обращении за получением государственной или муниципальной услуги заявитель дополнительно представляет документы, подтверждающие его полномочия действовать от имени указанных лиц (их законных представителей), и выражающие согласие указанных лиц (их законных представителей) на обработку персональных данных таких лиц.»
С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 № 152-ФЗ. О том, как избежать штрафов при проверках Роскомнадзора, БУХ.1С рассказал эксперт по налогообложению Игорь Кармазин .
Штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных" были повышены в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы . Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей. При этом, если раньше в КоАП существовал только один, общий для всех случаев состав правонарушения в области персданных (ст.13.11 КоАП РФ), то теперь в данной статье появилось целых семь составов.
Чтобы избежать штрафов по 152-ФЗ , компаниям и ИП с 1 июля 2017 года следует внимательнее подходить к соблюдению требований закона о персональных данных.
Шпаргалка по статье от редакции БУХ.1С для тех, у кого нет времени
1. С 1 июля 2017 года вводятся повышенные административные штрафы за несоблюдение требований Федерального закона "О персональных данных".
2. Новые штрафы по сравнению с действующими выросли в разы. Максимальный порог штрафа для организаций повышен до 75 тысяч рублей, максимальный штраф для предпринимателей увеличили до 20 тысяч рублей.
3. Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. Закон не содержит конкретного перечня таких организаций.
4. Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре.
5. Обезопасить себя от штрафов можно, соблюдая 6 правил:
- исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных;
- получать письменное согласие граждан на обработку их данных;
- знакомить граждан с политикой обработки персональных данных;
- отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные;
- выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении;
- обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д.
6. С 01.07.2017 начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры.
Кого коснутся новые штрафы
Штрафы за нелегальную обработку персональных сведений граждан касаются всех компаний и предпринимателей, которые получают паспортные данные россиян. По закону они отнесены к операторам персональных данных и обязаны соблюдать законодательные ограничения.
Закон не содержит конкретного перечня таких организаций. Однако к ним можно отнести банки, страховые компании, операторов мобильной связи и интернета, медицинские организации, транспортные компании, учебные заведения и все те компании, при обращении в которые граждан просят указать личные данные или заполнить анкету.
Но и это еще не все. Закон распространяется на работодателей, получающих сведения от сотрудников как по трудовым договорам, так и по договорам гражданско-правового характера. Работодатели тоже являются операторами персональных данных с небольшой оговоркой. Если работодатель состоит с гражданином в трудовых или гражданско-правовых отношениях, ему не требуется уведомлять Роскомнадзор об обработке личной информации (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).
Также к операторам персональных данных относятся компании, имеющие собственные сайты с обратной формой связи и регистрацией пользователей, у которых запрашиваются личные сведения.
Как обезопасить себя от штрафов: 6 правил
1. Исключить случаи нецелевого сбора и обработки данных.
Под данное нарушение попадают и случаи сбора излишней информации о гражданах. Например, когда сайт для новостной рассылки по e-mail требует от посетителей предоставить, скажем, паспортные данные. Это считается обработкой данных не по назначению, поэтому исключите подобные случаи из практики работы своей компании и сайта.
Данные действия образуют состав правонарушения по ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для предпринимателей – от 5 до 10 тысяч рублей, а для организаций – от 30 до 50 тысяч рублей.
2. Получать письменное согласие граждан на обработку их данных.
Согласие граждан на обработку персональных данных, когда это требуется по закону, операторы получают в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ. Исключений из этого правила не так много. Например, не требуется письменного согласия при получении персональных данных в личных, семейных целях (ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 152-ФЗ).
В большинстве же случаев дополнительно к основному договору стороны должны подписывать соглашение об обработке персональных данных. Это соглашение может включаться в текст основного договора, или выступать в качестве отдельного документа. Согласие должно поступить лично от гражданина. Без его ведома передавать данные нельзя.
Самый банальный пример злоупотреблений в этой части – когда, например, оператор мобильной связи передает контакты абонентов без их ведома сторонним компаниям, и на телефонные номера граждан начинает поступать всевозможный спам.
Если письменного соглашения на обработку данных у компании нет, на граждан (ИП) наложат штраф в размере от 3 до 5 тысяч рублей, на должностных лиц от 10 до 20 тысяч рублей, а на юрлиц – от 15 до 75 тысяч рублей (ч.2 ст.13.11 КоАП РФ). Судя по судебной практике, ИП первый раз штрафуют как физлиц, а если нарушение повторяется, то уже как должностных лиц - руководителей ИП, так как во втором случае штраф выше.
Последствия неполучения письменного согласия контролерам будут неважны, а важен будет сам факт наличия или отсутствия такого согласия в письменной форме.
3. Знакомить граждан с политикой обработки персональных данных.
Эта информация должна находиться в свободном доступе и с ней должен иметь возможность ознакомиться каждый. Например, сайты вывешивают информацию о порядке работы с персданными на отдельных своих страницах.
В противном случае наступит ответственность по ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ. ИП заплатят штраф в размере от 5 до 10 тысяч рублей, а организации в размере от 15 до 30 тысяч рублей.
4. Отвечать на вопросы граждан о том, каким образом используются их персональные данные .
На практике бывают случаи, когда данные «утекают» третьим лицам, и клиентам компании начинает поступать всевозможная реклама от магазинов, медицинских центров и кредитных организаций. В этом случае клиент может потребовать от оператора персональных данных предоставить информацию о том, как используются и хранятся его личные сведения.
За игнорирование обращений граждан операторы персданных несут ответственность по ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. Штраф для ИП – от 10 до 15 тысяч рублей, а для юрлиц – от 20 до 40 тысяч рублей.
5. Выполнять требования граждан об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении .
Это нужно делать в случаях, когда персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки.
Неисполнение этой обязанности грозит штрафом по ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ. Для ИП штраф составит от 10 до 20 тысяч рублей, для организаций – от 25 до 45 тысяч рублей.
6. Обеспечивать сохранность носителей с персональными данными, исключая их утечку, порчу, кражу, копирование и т.д .
Ответственность за необеспечение сохранности личных сведений установлена ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Для предпринимателей – от 10 до 20 тысяч рублей, для компаний – от 25 до 50 тысяч рублей.
Ответственность для государственных и муниципальных органов власти
Штрафная ответственность предусмотрена и для государственных и муниципальных органов власти (ч. 7 ст. 13.11 КоАП РФ).
В своих документах (протоколах, сводках, решениях и т.д.) они должны обезличивать персональные данные граждан, не допуская указания их места жительства и полных ФИО.
В противном случае придется заплатить штраф в размере от 3 до 6 тысяч рублей.
Регистрация операторов персональных данных в Роскомнадзоре
Компании, по закону отнесенные к операторам персональных данных, должны быть зарегистрированы в Роскомнадзоре. Для этого необходимо подать уведомление об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных (ч. 3 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ).
После заполнения формы уведомления об обработке (о намерении осуществлять обработку) персональных данных ее следует отправить в информационную систему Уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных. Затем заполненную форму нужно распечатать и заверить надлежащим образом, скрепив подписью и печатью организации, после чего направить в соответствующий территориальный орган Роскомнадзора по месту регистрации компании-оператора персональных данных.
Что делать сайтам
Что касается сайтов (а сейчас они есть практически у любой компании), то основная масса нарушений здесь связана именно с нецелевым сбором и использованием персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Например, нередко в форме регистрации на сайте используются такие поля, как «дата рождения» и «телефон», а в форме профиля пользователя - «отчество», «дата рождения», «место жительства» (страна, область/край, город).
Следует понимать, что для регистрации пользователя на большинстве сетевых ресурсов не требуется знать такие данные, как телефон и место жительства/регистрации пользователя. Из формы регистрации эти сведения следует убрать.
А из формы личного профиля лучше убрать такие сведения, как «профессия», «www-страница», Skype (или другой мессенджер) и «дата рождения».
Посторонним лицам (а ваша компания и является таким лицом) знать эту информацию ни к чему. Форма подписки на новости сайта должна собирать информацию только об e-mail пользователей. Форма регистрации может собирать имя, фамилию, e-mail и пол пользователя.
Сбор лишней информации при проверке могут посчитать нарушением.
Выполнение вышеописанных правил и знание закона позволят избежать ответственности за его нарушение. При этом следует учитывать одно немаловажное обстоятельство. Если раньше закон о персональных данных обходил вашу компанию стороной и никакой ответственности за его нарушение вы не несли, то с 1 июля все может измениться кардинальным образом.
Дело в том, что с этой даты начинает действовать упрощенный порядок привлечения к административной ответственности. Раньше дела в этой сфере возбуждала прокуратура (ст. 28.1 КоАП РФ). По новым же правилам (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ) дела будет возбуждать сам Роскомнадзор без участия сотрудников прокуратуры. На практике это означает, что количество штрафов и доведенных до суда дел может значительно увеличиться, и уйти от ответственности станет значительно сложнее.
В этой статье мы понятно и доступно (ну, по возможности) попытаемся объяснить, как жить обычному онлайн бизнесу в эпоху ФЗ N 152 “О персональных данных”. Точнее расскажем, как от него защищаться.
Итак, для начала следует запомнить, что ФИО, телефон, почта, адрес и прочие данные, характеризующие конкретного человека, являются персональными . А получение их, даже в результате телефонного разговора, является их обработкой . Таким образом, под новый прекрасный закон попадает деятельность абсолютно любого коммерческого web-сайта. Ура, товарищи.
Чего бояться?
С 01 июля 2017 года в статье 13.11 КоАП РФ появились новые составы нарушений законодательства в области персональных данных (было 1, стало 7).
Размер штрафов увеличился с 10 000 рублей до 290 000 рублей. Максимальный размер штрафов грозит тем, кто нарушил абсолютно все требования по п. 1 - 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Это довольно сложно, но об этом ниже.
Кого будут штрафовать?
Штрафовать будут операторов, то есть тех, кто персональные данные обрабатывает, в том числе собирает. Простой запрос имени и номера телефона (или e-mail) уже является обработкой.
Роскомнадзору для подтверждения, что вы обрабатываете персональные данные, будет достаточно увидеть на вашем сайте форму обратной связи, подписки на рассылку или возможность зарегистрироваться в личном кабинете. В этих случаях вы подпадаете под действие закона, и в отношении вас возможно проведение проверки на соблюдение законодательства в области персональных данных.
Поэтому мы и сделали Защитника от ФЗ N 152.
Мы клиенты Callibri.ru, как быть легальным?
Защитник от ФЗ 152 - система формирования документов, чтобы и ваш, и наш бизнес работали в полном соответствии с требованиями ФЗ N 152.
Вот что необходимо сделать:
Так это выглядит:
Важно!
Это все? Теперь я не прилипну на 290 т.р.?
Не совсем. Защитник работает только в том случае, если:
- способы сбора данных не отличаются от тех, что вы выбрали в настройках;
- цели сбора данных не отличаются от тех, что вы выбрали в настройках;
- вы не используете для сбора и обработки другие сервисы, кроме Callibri.ru.
Во всех остальных случаях у вас могут быть проблемы. О них ниже.
У меня используются другие сервисы, которые собирают персональные данные. Как быть легальным?
Удалить все к чертям. Мы не можем нести ответственность за соответствие других сервисов требованиями ФЗ N 152 «О персональных данных». Хорошо, что в нашем портфеле есть все необходимое: коллтрекинг, обратный звонок, онлайн звонок, заявка и онлайн консультант.
Подключить Callibri
Но если вы очень хотите использовать другие сервисы и/или ваши цели и/или способы обработки персональных данных отличаются от предложенных Callibri.ru, то вам придется привлечь внешних консультантов для разработки своих документов в отношении обработки персональных данных, внедрить их и ждать проверки Роскомнадзора и штрафов по ее результатам. А это до 290 т.р.
От чего именно спасет Защитник?
Во-первых, ваш сайт будет соответствовать всем требованиям законодательства (п. 2 ч. 2 ст. 5, ч. 1, ч. 2 ст. 18.1 ФЗ N 152 «О персональных данных»). Это значительно снижает риск инициации проверки и повышает вашу надежность в глазах клиентов. Во-вторых, у Роскомнадзора не будет оснований:
- Оштрафовать вас на сумму до 30 000 руб. за непредоставление неограниченного доступа к Политике (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).
Например: Оштрафовать за отсутствие на сайте Политики. - Оштрафовать вас на сумму до 50 000 руб. за обработку персональных данных, которая несовместима с целями сбора.
Например: осуществляете доставку товара и запрашиваете скан паспорта, когда для доставки вам было бы достаточно просто ФИО и адреса.
А вы уведомите за нас про нас Роскомнадзор?
Нет, не уведомим. В этом нет необходимости. Слава богу. Пока что.
Почему это не надо уведомлять Роскомнадзор?
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ N 152 оператор вправе осуществлять обработку персональных данных без уведомления Роскомнадзора в некоторых случаях. Все не будем перечислять, но ключевой из них:
Полученные оператором в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных, если персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного договора и заключения договоров с субъектом персональных данных;
Т.е. если персданные, которые вы собираете и обрабатываете
- не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных;
- используются исключительно для исполнения договора, в связи с заключением которого они получены, и заключения договоров с субъектом персональных данных;
Уведомлять Роскомнадзор не обязательно!
А многие говорят, что надо…
Закон спорный, есть много мнений, трактовок и спекуляций недобросовестных юристов на этой теме. А судебной практики пока нет. Поэтому запомните: глобально у вас есть 3 варианта
- Быть полностью нелегальным. Тут нам говорить не о чем. Риски гораздо выше, чем описаны в этой статье;
- Работать легально, благодаря документам от Callibri. Но не уведомлять Роскомнадзор;
- Работать легально и уведомить Роскомнадзор и появиться в реестре операторов персональных данных.
Мы рекомендуем 2-й вариант, т.к. в этом случае ваши затраты времени и сил составят 30 минут (на чтение этой статьи, заполнение анкеты и подписание приказа). А максимальный штраф, если Роскомнадзору что-то не понравится (то есть за отсутствие уведомления), будет 5 тысяч рублей (для юридических лиц).
В 3-м варианте вам и сил и денег понадобится больше, а вероятность плановой проверки существенно вырастет.
Поэтому мы считаем, что большинству бизнесов нашего конструктора защиты от ФЗ N 152 будет достаточно.
Надо предупреждать всех посетителей про обработку Cookie файлов?
Тут как всегда, два юриста - три мнения. Наши юристы считают, что сама по себе информация из cookie-файлов не является персональными данными, в отрыве от прочей информации о пользователе. Ходят слухи, что и Роскомнадзор пока не обращает на это внимание. Все же, если вы хотите полностью застраховаться, попросите разработчиков вашего сайта добавить всплывающее окно с примерно таким текстом: “Согласен на обработку cookies” (с кнопочкой “Ок”).
Вебвизор видит персональные данные. Что делать?
Не стоит беспокоиться! Согласно рекомендациям Яндекса , мы защитили все поля, в которых могут быть указаны персональные данные, специальным классом. Благодаря этой фишке, вебвизор не будет видеть перс.данные пользователей, которые они вбивают в формы на сайте.
Словарик
А еще мы решили указать все термины, чтобы у вас совсем не осталось вопросов.
Персональные данные
- любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе: его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, e-mail, номер телефона, другая идентификационная информация (см. ФЗ-152, ст.3, 10, 11).
В настоящий момент перечень персональных данных не является закрытым, если вы сомневаетесь, являются ли данные персональными, обратитесь к юристам за разъяснениями.
Обработка персональных данных
- это любое действие или совокупность действий, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение, извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление доступа), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Оператор
- юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Распространение персональных данных
- действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.
Уничтожение персональных данных
- действия, в результате которых становится невозможным восстановить содержание персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных.
Федеральный Закон 152 «О персональных данных» регулирует всю деятельность, связанную с обработкой персональных данных. Он призван защищать права и свободу любого гражданина Российской Федерации, защитить семейные тайны, личную и частную жизнь каждого человека.
Общие положения
Закон о персональных данных 152 регулирует все правоотношения и условия обработки личной информации любым органом, физическим или юридическим лицом. Краткое содержание закона в том, что любые органы или лица могут автоматизировать сбор и обработку персональных данных, вносить их в материальные носители или картотеки и имеют право на доступ к ним.
Использовать этот закон можно не только внутри правовых органов, но и в информационно-телекоммуникационных сетях и организациях. Принят он был 8 июля 2006 года Государственной Думой и 14 июля того же года одобрен Советом Федераций. Состоит из шести глав и 25 статей. Последние изменения в него были внесены первого июля 2017 года.
Структура закона:
- В первой главе объясняется суть закона, его цель, основные термины и понятия, на какую сферу влияет и распространяется;
- Во второй главе объясняется принцип работы с персональными данными в соответствии с законом. Какие условия должны соблюдаться, конфиденциальность данных пользователей, их согласие на обработку данных, специальные категории и т. д.;
- В третьей главе описываются права, которыми обладают субъекты, чьи данные собираются и используются;
- В четвертой главе описываются обязанности лиц, занимающихся сбором, анализом, использованием данных. Такие лица называются операторами;
- В пятой главе говорится об ответственности операторов и каким образом государство контролирует выполнение обязательств и служение закону;
- В шестой главе оформлены все дополнительные и заключительные положения.
С каждым изменением в законе растут требования по отношению к организациям, собирающим личную информацию граждан и к операторам.
Особенности использования персональных данных по ФЗ 152
Главное условие использования персональных данных по ФЗ 152 - сбор, обработка и использование должны быть на законных и справедливых основаниях.
Органы, которые могут использовать 152 федеральный закон:
- Федеральный орган государственной власти;
- Муниципальные органы;
- Органы государственной власти субъектов Российской Федерации;
- Органы местного самоуправления;
- Иные государственные органы.
Использование данных лицами разрешено в случаях:
- Предварительно определены законные и действительные цели для использования;
- Личная информация актуальна, полна и ее достаточно для выполнения поставленной цели. При недостаточном количестве информации для выполнения задач оператор дополняет их, при избыточном количестве информации, оператор ее удаляет;
- Если информация обрабатывается и используется в поставленные для этого сроки. Храниться данные должны в форме, позволяющей в любой момент определить субъекта. По достижению цели оператор обезличивает данные или удаляет всю информацию.
Описываемый закон принят Государственной Думой и использование личной информации для органов, организаций и определенных физических лиц разрешено Правительством Российской Федерации.
Какие были внесены поправки?
Начиная с 2009 года было внесено множество поправок в закон о персональных данных.
В статье номер 3 по последней поправке перечислены термины и определения этих терминов, статья называется «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе». В тексте объясняется что такое персональные данные, трансграничная передача персональных данных, кто такой оператор, что такое информационная система персональных данных, как происходит обработка и что это, обезличивание, автоматизация, распространение, уничтожение, предоставление и блокирование персональных данных.
В статье номер 5 последние поправки были произведены 25 июля 2011 года при помощи закона Согласно новой редакции 5 статьи, использование и обработка личной информации справедлива и законна. Все цели и задачи, по которым происходит сбор и обработка информации, законны и определены предварительно. В последней редакции 5 статьи определены условия хранения такого вида информации и способы обновления и удаления ее оператором.
В статье номер 7 по последним поправкам определена суть конфиденциальности персональных данных. Оператор не имеет права распространять ее третьим лицам без согласия на то субъекта.
Поправки произошли и в статье номер 9. Новая редакция этой статьи определяет согласие субъекта на распространение и обработку персональных данных. Дееспособный субъект может согласиться на условия оператора в любой доступной ему форме, в собственных интересах и по свободной воле. Субъект имеет право отозвать согласие.
Письменное согласие субъекта на предоставление персональных данных выглядит следующим образом:
- ФИО, адрес, идентификационный номер паспорта, информация о документе (дата и место) и т. д.;
- Информация из доверенности при наличии представителя субъекта;
- ФИО, адрес и должность оператора, получающего документ;
- Цель, для чего нужны данные субъекта;
- Перечень персональной информации субъекта, которая будет использована оператором;
- Список действий оператора, которые он произведет по согласию субъекта;
- Срок использования и способы отзыва документа;
- Подпись субъекта и оператора с расшифровками.
Поправки были внесены и в статью номер 19. В тексте этой редакции говорится о мерах безопасности, которые используются для защиты прав и свободы субъектов. Оператор обязан использовать все имеющиеся меры по безопасности и защите персональных данных от неправомерного или случайного доступа к ним третьих лиц. Происходит применение технических мер, контроль, установление порядка, установление правил, учет, восстановление и обнаружение фактов взлома и т. д. Требования к защите устанавливаются Правительством Российской Федерации. Каждая организация или орган принимают определенный устав или правовые нормы, положения которых обязуют сотрудников принимать определенные меры для безопасности личной информации субъектов и конфиденциальности.
Скачать последнюю редакцию ФЗ 152
Последняя редакция Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» была произведена 29 июля 2017 года. Закон 152 ФЗ о защите персональных данных в последней редакции потерпел изменения в статьях 1, 2, 3 и 6.
Чтобы защититься от проникновения в личное пространство, защитить собственную свободу и права, субъект, чья личная информация используется, может изучить 152 Федеральный Закон.
Поправки и редакции Федерального Закона номер 152 «О персональных данных» можно скачать
Законодательство не стоит на месте, и вот с 1 июля 2017 года введены новые штрафы за несоблюдение требований Федерального закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ (далее - Закон №152). Что нужно сделать уже сегодня, чтобы избежать административную ответственность?
Кого могут наказать?
Согласно Закону №152-ФЗ, персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.
Обработка персональных данных - любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без них с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
В законе прямо не уточняется, какие именно данные являются персональными, но, если исходить из формулировки, что это «любая информация», относящаяся физлицу, в том числе:
- ФИО (вместе и даже по отдельности);
- дата рождения;
- адрес;
- телефон;
- email;
- фотография;
- ссылка на персональный сайт;
- ссылка на профиль в социальных сетях.
Одним словом, речь идет о любых данных, по которым можно идентифицировать человека. Следовательно, если вы каким-то образом получаете такие данные в любом сочетании, то являетесь оператором персональных данных. Фактически любой владелец сайта, имеющий форму обратной связи, или любой работодатель является оператором персональных данных, и как следствие, обязан соблюдать требования Закона №152, так как попадает под административную ответственность.
Следует также различать: если физическое лицо записывает контакты своих знакомых в блокнот, чтобы просто не забыть поздравить их с днем рождения - это не сбор персональных данных. Если то же лицо выступает в качестве ИП, оказывая частные услуги на дому, к примеру, делает маникюр, и ведет такую запись - это сбор персональных данных. У клиентов в этом случае надо спрашивать согласие на него и нести ответственность за разглашение, если таковое случится.
За что могут наказать?
Кто может наказать?
Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 №228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).
Плановая проверка Роскомнадзора осуществляется не чаще 1 раза в 3 года. Таким образом, если в указанный период в вашей компании она проводилась и в дальнейшем вы не допускали каких-либо нарушений, в ближайшее время ожидать проверки не стоит. Если же за последние 3 года инспекторы не были у вас в гостях, то самое время подготовиться к их визиту. Но никогда не стоит забывать о внеплановых проверках, по заявлению или жалобе физических лиц. О внеплановой проверке Роскомнадзор предупреждает за 24 часа.
К сведению. Помимо Роскомнадзора проверить соблюдение работодателем требования законодательства в области персональных данных может Роструд. Положениями гл. 14 ТК РФ (наравне с Законом №152-ФЗ) определены требования к обработке персональных данных работников и гарантии их защиты. Инспекторы по труду наделены полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных ст. 5.27 КоАП РФ, в случаях нарушения трудового законодательства (пп. 16 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ).
Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) осуществляет надзор за техническими средствами обработки персональных данных за исключением криптографических средств. Кроме того, полномочиями по контролю за выполнением организационных и технических мер по обес-печению безопасности персональных данных при их обработке в информационных системах наделена ФСБ РФ.
Надзорными полномочиями в сфере персональных данных обладает прокуратура в силу статьи 1 Федерального закона «О прокуратуре РФ» от 17 января 1992 г. №2202-1.
Какие персональные данные вправе получить работодатель?
Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:
- в паспорте;
- в военном билете (у военнообязанных);
- в свидетельстве о присвоении ИНН;
- в страховом пенсионном свидетельстве;
- в документах об образовании;
- в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
- в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.
Вся эта информация относится к персональным данным, и ее можно получить только от сотрудника. Если персональные сведения возможно получить только от третьих лиц, то сначала уведомите об этом сотрудника и получите от него письменное согласие. При этом сообщите сотруднику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных. Кроме того, известите его о характере подлежащих получению персональных данных и о последствиях отказа сотрудника дать согласие на их получение. Такой порядок предусмотрен в пункте 3 части 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ.
Работодатель не вправе собирать персональные данные, которые не относятся напрямую к трудовой деятельности сотрудника, например, сведения о вероисповедании, политических пристрастиях, жилищных условиях и т. п. Эти сведения составляют личную или семейную тайну гражданина, которую он вправе никому не разглашать. Об этом сказано в пункте 4 час-ти 1 статьи 86 Трудового кодекса РФ и статье 10 Закона №152.
Получив персональные данные, работодатель обязуется их не распространять и не раскрывать треть-им лицам без согласия на то сотрудника (ст. 7 Закона №152-ФЗ).
К сведению:
Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.
Как обеспечить защиту персональных данных работодателю?
Рассмотрим, что нужно предпринять в хозяйстве в связи с защитой персональных данных сотрудников и других физлиц.
1. До начала обработки персональных данных сотрудников работодателю необходимо уведомить территориальный орган Роскомнадзора о намерении осуществить обработку. Исключение составляют случаи обработки персональных данных:
- обрабатываемых в соответствии с трудовым законодательством;
- сделанных сотрудниками общедоступными;
- полученных организацией в связи с заключением договора, стороной которого является сотрудник (при условии, что персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия сотрудника и используются работодателем исключительно для исполнения указанного договора и заключения иных договоров с сотрудником);
- относящихся к членам (участникам) общественного объединения или религиозной организации;
- включающих в себя только фамилии, имена и отчества сотрудников;
- необходимых в целях однократного пропуска сотрудника на территорию работодателя и в иных аналогичных целях;
- включенных в информационные системы персональных данных, имеющие в соответствии с федеральными законами статус государственных автоматизированных информационных систем, а также в государственные информационные системы персональных данных, созданные в целях защиты безопасности государства и общественного порядка;
- обрабатываемых без использования средств автоматизации в соответствии с законодательными актами, устанавливающими требования к обеспечению безопасности персональных данных при их обработке и к соблюдению прав субъектов персональных данных;
- обрабатываемых в случаях, предусмотренных законодательством России о транспортной безопасности.
Форма уведомления о намерении осуществлять обработку персональных данных, а также порядок ее заполнения утверждены приказом Роскомнадзора от 30 мая 2017 г. №94. Кроме того, подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в уведомлении, приведен в части 3 статьи 22 Закона №152-ФЗ. Работодатель может направить уведомление в бумажном виде в адрес территориального органа Роскомнадзора или в электронном виде через портал персональных данных (ч. 3 ст. 22 Закона №152-ФЗ).
2. Закрепить порядок получения, обработки, передачи и хранения персональных данных в локальном акте организации. Например в положении об обработке персональных данных работников (ст. 8, 87 ТК РФ, п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального Закона №152-ФЗ).
Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 №4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 №КА-А40/11424-06 по делу №А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 №КА-А40/10787-06 по делу №А40-32068/06-96-156).
3. Назначить работника, ответственного за работу с персональными данными (ч. 5 ст. 88 ТК РФ). Это может быть сотрудник отдела кадров, который взаимодействует с личными делами сотрудников. Он будет получать согласие работников на обработку персональных данных, вести карточки сотрудников и т.д.
4. Подготовить шаблон согласия на обработку персональных данных. Без него запрашивать личные сведения физлиц нельзя. Такое согласие должно включать в себя следующую информацию (части 4 статьи 9 Закона №152-ФЗ):
- ФИО, адрес сотрудника, реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего его личность), в том числе сведения о дате и месте выдачи документа;
- наименование или ФИО и адрес работодателя, который получает согласие сотрудника;
- цель обработки персональных данных;
- перечень персональных данных, на обработку которых дается согласие;
- наименование или ФИО и адрес лица, осуществляющего обработку персональных данных по поручению работодателя, если обработка будет поручена такому лицу;
- перечень действий с персональными данными, на совершение которых дается согласие, общее описание используемых работодателем способов обработки персональных данных;
- срок, в течение которого действует согласие сотрудника, а также способ его отзыва, если иное не установлено федеральным законом;
- подпись работника.
Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных:
- третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника;
- в налоговые органы;
- военные комиссариаты;
- по запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем;
- по мотивированному запросу органов прокуратуры;
- по мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности;
- по запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности;
- в органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом;
- в случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку;
- для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать
персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников.
Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.
Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.
Как работать с персональными данными на сайте?
Действия фактически аналогичны.
1. Подать уведомление об обработке персональных данных в Роскомнадзор.
2. Если у вас на сайте есть какие-либо формы сбора ПДн, то под каждую из них нужно поставить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» и окошко для галочки.
3. Сопроводить предложение «Даю согласие на обработку своих персональных данных» гиперссылкой на документ, в котором прописываются условия обработки персональных данных. Это может быть как пользовательское соглашение, согласие на обработку персональных данных, так и договор, политика конфиденциальности, так и часть оферты - название не столь принципиально.
4. Подготовить текст документа с условиями обработки персональных данных. (согласно ст. 9 Закона №152-ФЗ, описано выше).
5. Подготовить документ под названием Политика в отношении обработки персональных данных (об этом обязательстве оператора прямо говорится
в п. 2 ст. 18.1 Федерального закона №152-ФЗ) и разместите его на сайте в свободном доступе.
Что еще поможет избежать нарушение закона?
1. Сообщить по запросу человека, какие у вас есть данные о нём, как и для чего они обрабатываются и кому вы их передавали.
2. Удалить данные по первому требованию лица, персональные данные которого хранятся в вашей базе.
3. Хранить базы данных в надёжном месте, защищать их от взлома и утечки (требования определены законодательством!).
4. Обучить сотрудников работе с персональными данными.
5. Не использовать документы других компаний без обработки. Их можно использовать в качестве шаблона, но список данных и цели использования персональных данных необходимо прописать свои. То, что требуется типографии для оформления заказа или интернет-магазину для доставки товара, не понадобится для e-mail рассылки. Запрос излишних данных может быть расценен как нарушение закона и стать поводом для штрафа.
6. И самое главное: лучше привлечь специалистов, которые проведут анализ деятельности компании, выявят все недостатки и нарушения, и помогут составить все необходимые документы, уведомят территориальный орган Роскомнадзора.
Материал подготовлен с помощью СПС Консультант Плюс.
Партнер рубрики «Аграрное право»