Государственные органы российской федерации презентация. Органы государственной власти

  • Законодательная власть
  • Парламент
  • Федеральное собрание
  • Совет федерации
  • Государственная дума
  • Законодательный процесс
  • Статус депутата
Сущность законодательной власти
  • Делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путём издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля над аппаратом исполнительной власти, главным образом в финансовой сфере.
  • Законодательная власть реализуется избираемым, а иногда частично назначаемым парламентом.
  • Сущность законодательной власти состоит:
  • в принятии законов, выступающих высшей формой выражения государственной воли народа.
  • выполнении функций:
  • финансовой (утверждает государственный бюджет);
  • распорядительной (формирует высшие исполнительные и судебные органы);
  • контрольной (над деятельностью исполнительной власти).
Парламент
  • социально-политический институт, является высшим законодательным органом государства, который:
  • представляет интересы народа,
  • разрабатывает и принимает законы
  • осуществляет контроль деятельности высших органов исполнительной власти.
  • Роль и место парламента в системе государственного управления зависит от формы правления.
Виды парламентов
  • С абсолютно определённой компетенцией (в федерациях и децентрализованных унитарных государствах). Центральная власть ограничена правами субъектов федерации (предметы ведения).
  • С абсолютно неопределённой компетенцией (Великобритания). Парламенты имеют право издавать законы по любому вопросу и юридически обладают неограниченными полномочиями.
  • С относительно неопределённой компетенцией (Швейцария). Нет чёткого критерия разграничения полномочий парламента и правительства.
Структура парламента
  • Верхняя и нижняя палаты:
  • верхняя палата избирается на больший срок. Депутаты имеют более высокий уровень квалификации;
  • основная роль законодательной деятельности лежит на нижней палате.
  • Двухпалатная система наиболее распространена в мире. Положительные качества:
  • Представляются интересы, как всех граждан, так и интересы коллективных сообществ.
  • Обеспечивается оптимальное прохождение законопроектов; каждая палата может воспрепятствовать необдуманным и поспешным законопроектам, т. к. у них различается природа представительства, сроки полномочий, уровень информированности в социально-экономических процессах.
  • Парламент имеет в своём подчинении систему специальных комитетов, управлений и т. д.
Процедуры работы парламента
  • Парламентская сессия – промежуток времени, в течение которого проходят пленарные заседания, заседания постоянных комитетов и работа в избирательных округах.
  • Парламентские каникулы – промежуток между сессиями.
  • Очередные сессии – созываются в связи с установленным регламентом;
  • Чрезвычайные сессии – могут быть созваны по решению главы государства, председателя палаты или заявлениями от 1/3 депутатов; рассматриваются только те вопросы, ради которых она была созвана.
  • Первую сессию, вновь избранного парламента, открывает старейший по возрасту депутат.
  • На первом заседании формируются:
  • счётная палата;
  • временная комиссия по регламенту;
  • временный секретариат.
  • Заседания парламента обычно проводятся гласно. На них могут приглашаться эксперты, специалисты по разным областям. По решению председателя могут проводиться и закрытые заседания.
Контрольная деятельность парламента
  • В парламентских республиках парламент обладает большими полномочиями в области контроля над правительством:
  • парламент заслушивает доклады и отчёты правительства о своей деятельности;
  • формой контроля являются парламентские слушания , организуемые обычно тем или иным постоянным комитетом или несколькими комитетами совместно;
  • парламент создаёт различного рода временные (следственные и др.) комиссии ;
  • контроль от имени парламента по определённым вопросам осуществляют парламентские комиссары (омбудсмены);
  • в чрезвычайных случаях (введение чрезвычайного положения и др.) для контроля над действиями президента и исполнительной власти должна быть немедленно созвана специальная сессия парламента.
Законодательная власть в РФ
  • В России парламент появился в 1906 г.
  • После 1917 г. законодательная власть реализуется через советскую систему (представительские органы совета народных депутатов), действующую в системе единства власти.
  • В 1936 г. создан Верховный совет СССР, состоящий из двух палат: Совет союза и Совет национальности.
  • По Конституции РФ 1993 г. органы законодательной власти включают Федеральное собрание РФ и законодательные органы субъектов РФ.
  • Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю.
  • В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения.
Федеральное собрание
  • Парламент РФ является представительным и законодательным органом РФ. Федеральное собрание состоит из двух палат
  • верхняя: Совет федерации – призван обеспечить интересы субъектов;
  • нижняя: Государственная дума – призвана обеспечить интересы народа.
  • Двухпалатная структура Федерального собрания обладает особенностями:
    • палаты являются самостоятельными, не подчиняются друг другу, каждая имеет собственную компетенцию.
    • разный порядок формирования палат.
  • Палаты заседают раздельно, кроме следующих случаев:
  • заслушиваются послания президента;
  • выступает руководитель иностранного государства;
  • обсуждается вопрос отрешения президента от власти.
Федеральное собрание
  • Независимость - важнейшее условие успешного выполнения парламентом своих функций.
  • Конституция РФ не определяет точных границ сферы законодательства, которое может быть принято Федеральным собранием,
  • Федеральное собрание не подчиняется какому бы то ни было контролю со стороны исполнительной власти. Оно самостоятельно определяет потребность в своих расходах, которые фиксируются в государственном бюджете, и бесконтрольно распоряжается этими средствами, что обеспечивает ему финансовую независимость.
  • Обе палаты Федерального собрания создают себе вспомогательный аппарат, в деятельность которого исполнительная власть не вмешивается.
  • Парламент сам определяет свою внутреннюю организацию и процедуру, руководствуясь только требованиями Конституции РФ.
  • Никто не может вмешиваться в прерогативу Федерального собрания по принятию законов, чем обеспечивается подлинное всесилие парламента и его независимость в реализации своей главной функции.
Федеральное собрание
  • Вместе с тем парламентская независимость не является абсолютной. Она ограничивается через такие институты конституционного права, как:
  • референдум, поскольку с его помощью могут быть одобрены некоторые законы и без парламента;
  • чрезвычайное и военное положение, которые приостанавливают действие законов;
  • право Конституционного суда РФ объявлять законы неконституционными;
  • право Президента РФ распускать Государственную думу при определённых обстоятельствах;
  • ратифицированные международные договоры, которые по юридической силе выше законов;
  • требование Конституции РФ о принятии Государственной думой финансовых законов только при наличии заключения Правительства РФ. Эти ограничения вытекают из принципа разделения властей.
Государственная дума
  • Государственная дума состоит из 450 депутатов
  • Депутатом Государственной думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах (причём одно и то же лицо не может быть одновременно депутатом Государственной думы и членом Совета Федерации) (ст. 97 Конституции РФ).
  • Депутаты Государственной думы избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам). Порог - 7 %, с 2016 г. - 5 %.
  • Роспуск Госдумы может произойти по указу Президента России, если она трижды отклонила представленные им кандидатуры на должность Председателя Правительства или выразила недоверие Правительству повторно в течение трёх месяцев.
  • Дума не может быть распущена в первый год своей работы.
  • В случаях роспуска Госдумы президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента её роспуска.
Структура
  • Аппарат Государственной думы - постоянно действующий орган, осуществляющий правовое, организационное, документационное, аналитическое, информационное, финансовое, материально-техническое, социально-бытовое обеспечение деятельности сотрудников Думы.
  • Председатель Государственной думы осуществляет взаимодействие с другими ветвями власти. Председатель и его заместители избираются тайным голосованием на заседании палаты. Кандидатов на должности могут выдвигать депутатские объединения и депутаты.
  • Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. В Госдуме 6-го созыва существует 30 комитетов.
  • Совет Государственной думы планирует работу Госдумы и завершает разработку законопроектов, которые будут рассмотрены на ближайшем заседании палаты.
К полномочиям комитетов относятся:
  • внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
  • предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
  • подготовка проектов постановлений Государственной думы;
  • подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
  • подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
  • организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
  • заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
  • анализ практики применения законодательства.
Депутатские объединения
  • К депутатским объединениям относятся фракции и депутатские группы.
  • Депутатское объединение может быть сформировано на основе партии или избирательного блока, прошедшего в Думу по общефедеральному избирательному округу.
  • Депутат вправе состоять только в одном депутатском объединении.
  • Депутаты, не вошедшие во фракции, могут образовывать депутатские группы.
Совет Государственной думы
  • Особый коллегиальный орган Государственной думы, созданный для предварительной подготовки организационных решений, касающихся распорядка деятельности палаты.
  • В его состав входят Председатель Государственной думы, руководители фракций и депутатских групп.
Полномочия Государственной думы
  • В соответствии со ст. 104 Конституции Российской Федерации Государственная дума обладает правом законодательной инициативы.
  • Депутаты Государственной думы вносят на рассмотрение:
  • законопроекты и поправки к ним;
  • законодательные предложения о разработке и принятии новых законов;
  • законопроекты о внесении изменений и дополнений в действующие законы Российской Федерации и законы РСФСР либо о признании этих законов утратившими силу.
Полномочия Госдумы с правом выносить постановления по ним:
  • дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ;
  • заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя ЦБ России;
  • назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РФ и половины состава её аудиторов;
  • назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;
  • объявление амнистии;
  • выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
Общий порядок работы
  • Государственная дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной думы ранее этого срока.
  • Первое заседание открывает старейший по возрасту депутат.
  • Государственная дума открытым голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы избирает:
  • Счётную комиссию Государственной думы;
  • Временную комиссию по контролю за электронной системой голосования;
  • Временную комиссию по Регламенту Государственной думы;
  • Временный секретариат Государственной думы;
  • Мандатную комиссию Государственной думы.
  • Кроме того на первом заседании депутаты проводят выборы Председателя и его заместителей.
Общий порядок работы
  • Заседания Государственной думы проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации.
  • На заседаниях Государственной думы вправе присутствовать депутаты (члены) Совета федерации.
  • Решением палаты на её заседания могут быть приглашены представители государственных органов, общественных объединений, научных учреждений, эксперты и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым законопроектам и иным вопросам. Представители СМИ могут присутствовать на заседаниях палаты при условии аккредитации в Государственной думе.
  • Государственная дума может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом, комитетом Государственной думы или депутатским объединением в Государственной Думе, Председателем Государственной думы, Председателем Правительства.
  • На заседаниях Государственной думы ведутся протоколы и стенограммы.
Общий порядок работы
  • Государственная дума собирается на сессии, как правило:
    • весеннюю - с 12 января по 20 июля;
    • осеннюю - с 1 октября по 25 декабря.
  • Заседания Государственной думы проходят в среду и пятницу.
  • Очередные заседания Совета проходят во вторник и в четверг,
  • Комитеты и комиссии заседают в понедельник и четверг.
  • Вторник отводится для работы депутатов в комитетах и комиссиях, фракциях и депутатских группах.
  • По вторникам проводятся парламентские слушания.
  • Каждая последняя неделя месяца предназначается для работы депутатов с избирателями.
  • Каждую пятницу на заседании проводится «правительственный час» для ответов членов Правительства на вопросы депутатов.
Общий порядок работы
  • Внеочередному рассмотрению на заседании Госдумы подлежат:
  • послания и обращения Президента Российской Федерации;
  • законопроекты, внесенные в качестве срочных Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации;
  • проекты федеральных законов о федеральном бюджете и о бюджетной системе Российской Федерации;
  • федеральные законы, возвращенные на повторное рассмотрение Государственной думы;
  • проекты федеральных законов о ратификации международных договоров;
  • проекты Регламента Государственной думы и постановлений Государственной думы о внесении в него изменений и дополнений;
  • решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации.
  • Иные законопроекты и вопросы могут рассматриваться во внеочередном порядке только по решению палаты, принятому большинством голосов от общего числа депутатов палаты.
Голосование
  • Решения Государственной думы принимаются на её заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поимённым.
  • Голосование на заседании в Государственной думе осуществляется с использованием электронной системы подсчёта голосов, без использования указанной системы, с использованием бюллетеней и путём опроса депутатов.
  • Голосование с использованием электронной системы может быть количественным, рейтинговым, альтернативным и качественным.
  • Количественное голосование представляет собой выбор варианта ответа: «за», «против» или «воздержался». Подсчёт голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся по каждому голосованию.
  • Рейтинговое голосование представляет собой ряд последовательных количественных голосований по каждому из вопросов, в которых может принять участие каждый депутат. При этом предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях по каждому голосованию производится только по окончании голосования по всем вопросам.
  • Альтернативное голосование представляет собой голосование только за один из вариантов вопроса, поставленного на голосование. Подсчёт голосов и предъявление результатов голосования в абсолютном и процентном выражениях производятся одновременно по всем вариантам вопроса, поставленного на голосование.
  • Качественное голосование представляет собой альтернативное голосование с качественной оценкой поставленного на голосование вопроса по одному из пяти вариантов: «очень плохо», «плохо», «удовлетворительно», «хорошо» и «очень хорошо».
Парламентские слушания
  • форма обсуждения актуальных и значимых вопросов с привлечением общественности.
  • Парламентские слушания могут быть посвящены концепции готовящегося закона, подготовленному в основе законопроекта, международного договора, подлежащего последующей ратификации, иным важным вопросам внешней и внутренней политики.
  • Парламентские слушания проводятся по инициативе руководящего органа палаты Совета Государственной думы или Совета Федерации, постоянных комитетов палат, депутатских объединений, а также по инициативе определенного числа депутатов.
Парламентские слушания
  • Организация и проведение парламентских слушаний возлагается Советом Госдумы на соответствующий комитет, комиссию, а также на соответствующие подразделения Аппарата Госдумы.
  • Парламентские слушания, как правило, открытые, в том числе для средств массовой информации, но в особых случаях они могут проводиться закрыто. Руководит парламентскими слушаниями обычно председатель соответствующего комитета или его заместитель.
  • Парламентские слушания начинаются кратким вступительным словом председательствующего на парламентских слушаниях, который информирует о существе обсуждаемого вопроса, его значимости, порядке проведения заседания, составе приглашенных лиц.
  • Затем предоставляется слово представителю комитета, комиссии Госдумы продолжительностью до 20 минут для доклада по обсуждаемому вопросу, после чего выступают участвующие в парламентских слушаниях депутаты и приглашённые лица.
  • Итогом парламентских слушаний может стать принятие рекомендаций по обсуждавшемуся вопросу, однако строго юридического, обязывающего значения такие рекомендации не имеют.
Совет федерации
  • Совет федерации является «верхней» палатой Федерального собрания.
  • В Совет федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. Всего 166 сенаторов.
  • Срок полномочий таких представителей определяется сроком полномочий органов, их избравших или назначивших, однако полномочия представителей могут быть прекращены досрочно избравшим (назначившим) его органом в том же порядке, в котором был избран (назначен) член Совета федерации.
  • Членом Совета федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации не моложе 30 лет, обладающий в соответствии с Конституцией Российской Федерации правом избирать и быть избранным в органы государственной власти.
Совет федерации
  • Совет федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета федерации являются основной формой работы палаты.
  • Они проходят раздельно от заседаний Государственной думы, за исключением заслушивания посланий Президента Российской Федерации или Конституционного суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.
  • Заседания Совета федерации проводятся в Москве, в период с 25 января по 15 июля и с 16 сентября по 31 декабря, и являются открытыми.
  • По решению Совета федерации место проведения заседаний может быть изменено, а также может быть проведено закрытое заседание.
Внутренняя структура
  • Совет федерации избирает из своего состава Председателя Совета федерации, его заместителей, которые ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
  • Совет Федерации образует комитеты, постоянные и временные комиссии из числа членов палаты.
  • Комитеты и постоянные комиссии Совета Федерации являются постоянно действующими органами палаты.
  • Все члены Совета федерации, за исключением Председателя Совета Федерации, его заместителей, входят в состав комитетов.
  • Член Совета федерации может быть членом только одного комитета палаты, при этом в состав комитета должны входить не менее 7 членов Совета федерации.
  • Состав комитета, комиссии утверждается палатой.
Внутренняя структура
  • Комитеты и постоянные комиссии Совета федерации имеют равные права и несут равные обязанности по реализации конституционных полномочий палаты:
  • осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной думой и переданным на рассмотрение Совета федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам;
  • разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты иных нормативных правовых актов;
  • организуют проведение парламентских слушаний и т. д. Деятельность временных комиссий ограничивается определённым сроком или конкретными задачами.
Полномочия Совета федерации
  • Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий.
  • А также осуществляются следующие полномочия:
    • утверждение изменения границ между субъектами РФ при их взаимном согласии;
    • утверждение указа Президента о введении чрезвычайного или военного положения;
    • решение вопроса о возможности использования Вооружённых сил Российской Федерации за пределами территории РФ;
    • назначение даты выборов Президента;
    • отрешение Президента от должности;
    • назначение на должность судей Конституционного суда Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации, Высшего арбитражного суда Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
    • назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счётной палаты и половины состава её аудиторов.
Обязательному рассмотрению подлежат:
    • законопроект федерального бюджета;
    • законопроект федеральных налогов и сборов;
    • законопроект денежной эмиссии;
    • законопроект финансового, валютного и таможенного регулирования;
    • законопроект ратификации и денонсации международных договоров;
    • вопросы статуса и защиты государственной границы;
    • вопросы войны и мира.
    • Совет федерации не обязан рассматривать все федеральные законы, принятые Государственной думой.
Законодательный процесс
  • Первая стадия : внесение законопроекта
  • Вторая стадия : обсуждение законопроекта.
  • Третья стадия. Законопроект, принятый в нижней палате, отправляется в верхнюю. Верхняя палата рассматривает законопроект и может его отклонить. Отклонённый закон отправляется снова в нижнюю палату. Нижняя палата может поставить закон на повторное голосование, который может быть принят ⅔ голосов, или создать согласительную комиссию.
  • Четвёртая стадия . Законопроект, принятый и утверждённый верхней палатой, отправляется главе государства. Он может принять/отклонить закон, может наложить вето. Возражения должны быть учтены и снова после совместного заседания верхней и нижней палаты и принятия абсолютным большинством голосов президент должен дать согласие.
  • Пятая стадия . После принятия президентом закона, он публикуется и только после этого его выполняют исполнительные органы власти. Подписание президентом закона – один из элементов его промульгации . Это понятие включает также санкционирование закона и распоряжение органам исполнительной власти выполнять его.
Законодательный процесс
  • Вторая стадия : обсуждение законопроекта. Каждое обсуждение, заканчивающееся голосованием, называется чтением.
  • Смысл первого чтения - происходит утверждение основ законопроекта; либо принят, либо отвергнут.
  • Второе чтение - рассмотрение законопроекта по статьям; составляется таблица поправок; каждая статья ставится на голосование.
  • Третье чтение - законопроект должен приниматься в целом, либо быть отвергнутым.
  • Четвёртое чтение - обычно это проект о бюджете; тогда на третьей стадии вносят поправки представители министерства финансов.
Статус депутата
  • Депутат осуществляет свою деятельность в следующих формах:
  • участие в заседаниях своей палаты;
  • участие в работе комитетов или комиссий;
  • выполнение поручений председателя палаты;
  • работа по депутатским запросам;
  • работа с избирателями.
  • Гарантии депутата :
  • право законодательной инициативы;
  • депутатский запрос, на который должны дать ответ в определённый срок;
  • неприкосновенность;
  • материальное обеспечение (проживание, телефонные переговоры, машина, командировки)

Целью работы является изучение органов государственной власти субъектов Российской Федерации Задачи работы: Изучить систему органов государственной власти субъектов РФ; Проанализировать принципы осуществления деятельности органов государственной власти субъектов РФ; Рассмотреть полномочия высшего должностного лица субъекта РФ Объектом исследования являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации Предмет исследования – деятельность органов государственной власти субъектов Российской Федерации Источниками информации выступили нормативные и законодательные акты, специальная литература


В соответствии со ст. 5 Конституции Российской Федерации: 1. Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов равноправных субъектов Российской Федерации. 2. Республика имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свои устав и законодательство. 3. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. 4. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.




В соответствии с Конституцией РФ установление общих принципов организации системы государственной власти субъектов РФ входит в совместное ведение Российской Федерации и субъектов РФ, а система органов государственной власти формируется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами Констуционного строя и общими положениями, вводимыми федеральным законом.


В отсутствие необходимых законов функционирование органов государственной власти субъектов РФ регулируется указами Президента РФ и законодательством субъектов РФ. Субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать дату прямых выборов органов государственной власти на основе принятия собственных постановлений.


Органы государственной власти субъектов РФ функционируют в соответствии с: Законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред)


Систему органов государственной власти субъектов РФ составляют: 1. Законодательный (представительный) орган государственной власти 2. Высший исполнительный орган государственной власти 3. Иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с Конституцией (уставом) субъекта РФ (в частности может быть установлена должность высшего должностного лица субъекта РФ)


Деятельность органов государственной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии со следующими принципами: 1. Государственная и территориальная целостность 2. Распространение суверенитета России на всю ее территорию 3. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории России 4. Единство системы государственной власти 5. Разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную 6. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти и субъектов РФ 7. Самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления принадлежавших им полномочий


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта РФ. Наименование органа, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ. Число депутатов законодательного органа устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ. Срок (полномочий депутатов одного созыва не может превышать пять лет. Число депутатов, работающих на постоянной основе, устанавливается законодательным органом самостоятельно.


Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ: 1. Принимает Конституцию (устав) субъекта РФ и поправки к ним 2. Утверждает бюджет субъекта РФ и отчет о его исполнении; программы социально-экономического развития субъекта РФ 3. Устанавливает налоги и сборы, отнесенные к ведению субъекта РФ, а также порядок их взимания; порядок управления собственностью субъекта; порядок проведения референдума субъекта РФ, выборов в законодательный орган власти и руководителя высшего исполнительного органа государственного власти субъекта РФ 4. Устанавливает административно - территориальное устройство и утверждает схему управления субъектом РФ 5. Регулирует иные вопросы, относящиеся к ведению и полномочиям субъекта РФ


Высшее должностное лицо субъекта РФ: 1. Представляет субъект РФ в отношениях с органами власти, при внешнеэкономических связях, подписывает договоры и соглашения от имени субъекта РФ 2. Формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ 3. Вправе требовать созыва внеочередного заседания з законодательного органа государственной власти субъекта РФ; участвовать в его работе с правом совещательного голоса 4. Обнародует законы или отклоняет законы, принятые законодательным органом субъекта РФ 5. Осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством России и субъекта РФ Высшее должностное лицо субъекта РФ издает приказы (распоряжения), обязательные к исполнению в субъекте РФ


Полномочия высшего должностного лица субъекта РФ в определенных случаях прекращаются досрочно, в том числе в связи с выражением недоверия ему законодательного органа государственной власти субъекта РФ, признания судом недееспособным, утраты гражданства России и др. Законодательный орган государственной власти субъекта РФ вправе выразить недоверие высшему должностному лицу в случаях издания им актов, противоречащих законодательству России и субъекта РФ, если противоречия установлены судом и не устранены в течение месяца со дня вступления в силу судебного решения, иного грубого нарушения законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, если это повлекло массовое нарушение прав и свобод граждан. Решение законодательного органа о недоверии влечет немедленную отставку высшего должностного лица и возглавляемого им высшего исполнительного органа государственной власти. Президент РФ может применить к высшему должностному лицу субъекта РФ меры воздействия: предупреждение, отрешение от должности. В случае отрешения от должности, а также временного отстранения Президент РФ назначает временно исполняющего обязанности высшего должностного лица субъекта РФ.


Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ обеспечивает исполнение нормативно-правовых актов России и субъекта РФ. Наименование, структура, порядок формирования высшего исполнительного органа устанавливается конституцией (уставом) и законами субъекта РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ разрабатывает и осуществляет меры по комплексному социально-экономическому развитию субъекта РФ, участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Он разрабатывает проекты бюджета, программы развития субъекта РФ, обеспечивает исполнение бюджета и программ социально-экономического развития; управляет и распоряжается собственностью субъекта РФ, заключает договоры с федеральными органами исполнительной власти о разграничении предметов ведения и полномочий; формирует иные органы исполнительной власти субъектов РФ.


Законодательный и высший исполнительный органы государственной власти субъекта РФ взаимодействуют в целях эффективного управления процессами экономического и социального развития и в интересах населения. Правовые акты исполнительной власти направляются в законодательный орган, который вправе предложить внести в них изменения или дополнения или отменить их, а также вправе обжаловать указанные акты в судебном порядке. Высшее должностное лицо субъекта РФ вправе обратиться в законодательный орган с предложением о внесении изменений и дополнений в постановление законодательного органа либо об их отмене, а также вправе обжаловать указанные постановления в судебном порядке. Законодательный орган направляет высшему должностному лицу планы законопроектных работ и проекты законов субъекта РФ. На заседаниях законодательного органа могут присутствовать с правом совещательного голоса руководители органов исполнительной власти или уполномоченные ими лица. На заседаниях органов исполнительной власти могут присутствовать депутаты или работники аппарата законодательного органа.


ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ Конституция Российской Федерации [Текст]. - М.: Юрайт, с. Резепов, И.Ш. Конституционное право России [Текст] / И. Ш. Резепов.- М.: Окей-книга, с. Умнова, И.А. Конституционное право РФ [Текст] / И. А. Умнова, И. А. Алешкова.- М.: Юрайт, с. Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. 184-ФЗ (ред) // СПС Консультант плюс



ИОГВ) субъекта РФ – главы субъекта РФ

Губернаторы, президенты, главы администраций – наименования разные Путаница: м.б. глава субъекта и при нем руководитель высшего ИОГВ Наделяется полномочиями (лукавый эвфемизм) ЗАКС по представлению Президента РФ не более чем на 5 лет Если ЗАКС против, кандидатура вносится повторно Если и второй раз против назначается ВРИО главы субъекта не более чем на 6 месяцев Президент проводит консультации, после которых он вновь вносит кандидатуру либо вновь (?!) назначает ВРИО главы В соответствии со статьей о досрочном прекращении полномочий ЗАКС иное: Президент вправе распустить ЗАКС через месяц после консультаций Если не распустил, вносит третий раз. И если опять принято решение об отклонении или не принято никакого решения, Президент опять же вправе распустить ЗАКС. Регулирование с юридической т. зрения – ужасное. (Будет засчитано как реферат полная схема назначения главы с указанием на противоречия в ней) Глава субъекта РФ не может быть одновременно депутатом Государственной Думы, членом Совета Федерации, судьей, замещать иные государственные должности РФ и должности государственной службы, а также выборные муниципальные должности и должности муниципальной службы, не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности

ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РФ

Подзаголовок


  • центральные,
  • региональные
  • местные.

В Российской Федерации к основным центральным органам власти относятся:

Глава государства - Президент Российской Федерации

  • гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина.
  • он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.
  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства
  • представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Президент РФ

Президент РФ - высшая государственная должность РФ. Президент России является главой государства, не относящимся ни к одной из ветвей власти; гарантом Конституции России, прав и свобод человека и гражданина в России; верховный главнокомандующий.

Кандидат на должность президента РФ: гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории РФ не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд.

Полномочия: назначает с одобрения Гос. Думы председателя Правительства РФ; предоставляет кандидатуру на должность председателя ЦБ, судей, ген. прокурора, назначает выборы в Гос. Думу и роспуск её, подписывает и обнародует ФЗ, представляет Россию на международной арене.


Федеральный законодательный орган - Федеральное собрание РФ

Основная деятельность органов законодательной власти – принятие законов и формирование других государственных органов (назначение должностных лиц).


Парламент

К представительным (законодательным) органам государственной власти относятся: парламент –

Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации.

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации.


Федеральное Собрание

Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации – состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы.

Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации:

по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Государственная дума состоит из 450 депутатов, которые избираются по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.


Половина депутатов избирается в одномандатных избирательных округах по мажоритарной системе относительного большинства, согласно которой избранными считаются депутаты, получившие наибольшее число голосов по округу.

Другая половина депутатов избирается в федеральном избирательном округе, охватывающем всю территорию Российской Федерации, по системе пропорционального представительства,

согласно которой каждое избирательное объединение получает число депутатских мандатов пропорционально числу голосов, поданных за федеральный список кандидатов этого объединения.


К ведению Совета Федерации относятся:

  • а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
  • б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
  • в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
  • г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
  • д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
  • е) отрешение от должности Президента Российской Федерации;
  • ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  • з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального Прокурора Российской Федерации;
  • и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального Банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.


Правительство РФ

Правительство РФ - это высший коллегиальный исполнительный орган, осуществляющий руководство государственным управлением. Основная задача правительства - проводить в жизнь законы, принятые Федеральным собранием РФ (парламентом).

Правительство состоит из министров и возглавляется премьер-министром.

Как высший орган исполнительной властью правительство осуществляет деятельность, направленную на исполнение законов и оперативное управление государственными делами. Важной задачей правительства является обеспечение порядка в обществе и охрана прав граждан.

Структура правительства - это министерства, департаменты, ведомства, федеральные службы и т. д.


Правительство - Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства

  • Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.
  • К органам исполнительной власти также относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
  • В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент Российской Федерации назначает Председателя (с согласия Государственной Думы) и членов Правительства,
  • принимает решение о его отставке, утверждает структуру федеральных органов исполнительной власти.
  • Правительство Российской Федерации исполняет и проводит в жизнь федеральные законы.

а) разрабатывает и представляет в Государственную Думу федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение;

представляет в Государственную Думу отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;


Правительство Российской Федерации:

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.


Судебные органы - Верховный Суд Российской Федерации, Конституционный суд, Высший Арбитражный суд.

К судам субъектов Российской Федерации относятся: конституционные (уставные) суды и мировые суды субъектов Федерации.


1. Осуществление правосудия только судом. Осуществление правосудия только судом означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких, кроме судов, которые могут рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

2. Судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону.

правовые гарантии независимости судей:

преследование по закону любого вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;

освобождение судей от обязанностей отчитываться перед кем бы то ни было о своей деятельности;

особая защита государством судьи, членов его семьи и их имущества.


3. Судьи несменяемы. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным федеральным законом

4. Судьи неприкосновенны. Неприкосновенность судей – одна из наиболее существенных гарантий независимости судебной власти.

5. Разбирательство дел во всех судах открытое. Конституция Российской Федерации устанавливает, что слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом. Также не допускается заочное разбирательство уголовных дел в судах, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.


  • 6. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
  • 7. Право граждан участвовать в осуществлении правосудия.
  • 8. В соответствии с Конституцией Российской Федерации финансирование судов производится только из федерального бюджета и
  • В соответствии с Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. № 168-ФЗ «О Прокуратуре Российской Федерации» Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.

Прокуратура

  • Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
  • надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами
  • надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,
  • надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
  • надзор за исполнением законов судебными приставами;

Органы Государственной Власти

Президент – глава государства, гарант Конституции. (ст. 80 КРФ)

Судебная

Законодательная

Исполнительная

Конституционный суд

Верховный суд

Федеральное Собрание РФ

Правительство РФ

Высший Арбитражный суд

Совет Федерации

Государственная Дума РФ

Местное самоуправления


Президент - глава государства, занимаемый высшее место в иерархии государственных органов, обеспечиваемый стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляющий верховное представительство страны на международной арене.

Кандидатура Президента

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ, не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Президент избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президент избирается сроком на четыре года, при этом, одно и тоже лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.


  • (с согласия Государственной Думы) Назначает Председателя Правительства РФ, заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров;
  • представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка РФ;
  • представляет в Совет Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и назначает судей федеральных судов РФ;
  • формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, формирует Администрацию Президента РФ;
  • назначает выборы Государственной Думы, а также распускает Государственную Думу;
  • назначает референдум в установленном Законом порядке;
  • Президенту принадлежит право утверждать военную доктрину Российской Федерации;
  • назначать и освобождать высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • вводить на территории РФ или в отдельных ее местностях военное положение или чрезвычайное положение (ст.88).

  • Является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;
  • принимает меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности;
  • обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;
  • определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;
  • представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
  • ведет переговоры и подписывает международные договоры;
  • Президент является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ.

Правительство РФ - это высший исполнительный орган, возглавляющий единую систему исполнительной власти по всей территории России.

Процедура формирования Правительства начинается с того, что Президент РФ выбирает по своему усмотрению кандидатуру Председателя Правительства и вносит ее на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия. После получения согласия Государственной Думы Президент назначает Председателя Правительства, который в течение недельного срока представляет Президенту предложения по кандидатурам федеральных министров.

Состав Правительства РФ:

  • Председатель Правительства;
  • Заместитель Председателя Правительства;
  • Федеральные министры.

Полномочия Правительства РФ

  • Статья 110 Конституции устанавливает, что исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ.
  • Правительство осуществляет руководство министерствами и ведомствами действующими, прежде всего, в экономической и социально-культурной сферах;
  • Правительство РФ назначает на должность и освобождает от должности всех должностных лиц государственной администрации, назначение которых остается за пределами полномочий Президента.

Федеральное Собрание РФ- избираемый двухпалатный парламент России, постоянно действующий представительный и законодательный орган.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых населением страны сроком на 5 лет.

В Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта РФ. Формируется в порядке предусмотренным законом ФЗ «О Порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ»


Полномочия Государственной Думы РФ

  • Принятие законов.
  • Ежегодное утверждение государственного бюджета, федеральных налогов и сборов.
  • Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.
  • Выражение согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от неё председателя Центрального банка РФ.
  • Объявление амнистии
  • Выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности.

Амнистия - мера, применяемая по решению органа государственной власти к лицам,

совершившим преступления, сущность которой заключается в полном или частичном освобождении от наказания.


Полномочия Совета Федерации РФ

  • Утверждение изменения границ между субъектами РФ.
  • Утверждение указов Президента РФ о введении военного положения.
  • Решение вопроса о возможности использовать Вооруженные силы РФ.
  • Отрешение Президента РФ от должности.
  • Назначение на должности судей Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного судов РФ.
  • Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.
  • Ратификация и денонсация международных договоров и международная деятельность.

Ратификация - процесс придания юридической силы документу (например, договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон.

Денонса́ция - надлежащим образом оформленный отказ государства от заключённого им международного договора.


Местное самоуправление - это форма власти предполагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Муниципальное образование – самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город).

Местное самоуправление осуществляется через различные виды и институты прямого волеизъявления населения:

  • непосредственно (на выбора, референдумах, общих собраниях жителей);
  • через создаваемые местные представительные органы (совет, земство, дума, муниципальный комитет)
  • через органы администрации во главе с мэром, старостой, главой администрации.

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).
  • Управление муниципальной собственностью (формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов).
  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы её развития).
  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).
  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Полномочия местного самоуправления:

Полномочия представительных органов местного самоуправления

Полномочия главы местного самоуправления

  • Утверждают местный бюджет и отчет о его исполнении.
  • Устанавливают местные налоги.
  • Утверждают программы развития соответствующих территорий.
  • Осуществляют контроль за деятельностью главы местного самоуправления.
  • Осуществляет управление муниципальным хозяйством.
  • Распоряжается имуществом и объектами муниципальной собственности.
  • Разрабатывает местный бюджет.
  • Осуществляет регулирование земельных отношений.


Первые лица города Липецка и Липецкой области

Глава Администрации города Липецка ГУЛЕВСКИЙ Михаил Владимирович.

Председатель Липецкого областного Совета депутатов ПУТИЛИН Павел Иванович.

Глава Администрации Липецкой области КОРОЛЕВ Олег Петрович.

ТИНЬКОВ Игорь Владимирович

Председатель Совета депутатов г. Липецка.



СУДЕБНАЯ ВЛАСТЬ - обусловленный характером разделения властей вид государственной власти, связанный с осуществлением специализированными органами государства правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Функции судебной власти:

  • Правосудие.
  • Судебный контроль (надзор) за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
  • Толкование правовых норм.
  • Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.