Решения государственных инспекторов труда могут. Судебная практика: Суд признал незаконным и отменил предписание Государственной инспекции труда

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Комментарий к Ст. 361 ТК РФ

Если решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы как в суд, так и соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ, то решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы только в суд.

Второй комментарий к Статье 361 Трудового кодекса

1. Комментируемая статья ТК РФ предусматривает два варианта обжалования решений государственных инспекторов труда: либо соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ; либо в судебном порядке. Решение главного государственного инспектора труда может быть обжаловано в судебном порядке. Следовательно, указанная норма ТК РФ установила альтернативную подведомственность трудовых споров по вопросам государственного надзора и контроля.

Таким образом, обжаловать решение государственного инспектора труда можно соответствующему руководителю по подчиненности, т.е. руководителю органа государственной инспекции труда, в котором работает данный государственный инспектор труда, или главному государственному инспектору труда, или в суд.

2. Под административным порядком обжалования решений государственных инспекторов труда понимается подача жалобы истца вышестоящему в порядке подчиненности должностному лицу или органу. В новой редакции ст. 361 ТК РФ уточняется, что решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в судебном порядке.

В судах рассматриваются жалобы на решения государственных инспекторов труда, главного государственного инспектора труда РФ о привлечении руководителей и других должностных лиц организации (работодателя) к административной ответственности.

Обязанность доказать законность своих действий при обжаловании руководителями организации или иными ее должностными лицами лежит на представителях соответствующей государственной инспекции труда (ст. 11 Закона о защите прав юридических лиц).

Все могут ошибаться, в том числе инспекторы по труду. В частности, проверяя организацию, они могут неправильно применить нормы законодательства или нарушить процедуру привлечения к ответственности. Возможно, работодатель просто не согласится с мнением инспектора и воспользуется своим правом на обжалование его решения. О том, как правильно это сделать, в какой орган обратиться и в какие сроки, вы узнаете из статьи.

Полномочия инспектора по труду

В силу ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 "Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права" (далее — Положение).

По результатам проверки государственной инспекцией труда (ГИТ) юридическое лицо, а также руководители и иные должностные лица организаций, виновные в нарушении трудового законодательства и других актов, содержащих нормы трудового права, несут ответственность в случаях и порядке, определенных ТК РФ и прочими федеральными законами.

Осуществляющие проверки инспекторы по труду имеют довольно много прав, установленных п. 13 Положения: право беспрепятственно в любое время суток посещать работодателей в целях их проверки, запрашивать у них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций, и т.д. В случае обнаружения при проверке нарушений законодательства о труде и об охране труда инспектор может привлечь организацию или должностное лицо к ответственности, предусмотренной ст. 5.27 КоАП РФ. Для этого по окончании проверки он должен зафиксировать факт нарушений документально. Такими документами являются:

— акт проверки — в нем указываются сведения о результатах проверки. Акт составляется непосредственно после проверки, в двух экземплярах, один из которых передается работодателю. При этом не имеет значения, был ли обнаружен факт нарушения трудового законодательства и охраны труда. Если нарушения были обнаружены, в акте фиксируются характер нарушений и лица, их допустившие. Требования к акту установлены п. 2 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее — Закон N 294-ФЗ);

— предписание об устранении нарушений — выдается одновременно с актом проверки, непосредственно после окончания проверки (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения;

— протокол об административном правонарушении — составляется в случае обнаружения правонарушений. Копия протокола направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня его составления. Протокол подписывается инспектором по труду, его составившим, и законным представителем работодателя. В случае отказа представителя от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (п. 4.1, 5 ст. 28.2 КоАП РФ). С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ);

— постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Оно составляется в течение 15 дней с даты составления протокола после рассмотрения дела об административном правонарушении. Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ).

Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:

административный штраф;

— дисквалификация руководителя;

— административное приостановление деятельности работодателя.

При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола.

Право на обжалование

В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда РФ могут быть обжалованы в суд.

Согласно п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ юридическое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений вправе обжаловать эти документы в трудовую инспекцию, приложив документы, подтверждающие обоснованность возражений.

Обратите внимание! Предписание об устранении выявленных нарушений обязательно для исполнения. Если организация его не выполнит, она будет привлечена к административной ответственности по п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст. 361 ТК РФ, работодатель может обжаловать любой документ — акт, предписание, протокол, постановление о привлечении к административной ответственности. При этом обычно акт обжалуют вместе с предписанием, а протокол с постановлением.

Кроме того, работодатель может обжаловать действия инспектора его руководителю или главному государственному инспектору. В силу ст. 364 ТК РФ за противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут ответственность, установленную федеральными законами.

Подведомственность и сроки обжалования

Если работодатель решил обжаловать предписание в государственную инспекцию труда, сделать это он должен в течение 15 дней с момента получения акта и предписания (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности.

Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п. 2 ст. 30.1 КоАП РФ).

Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания. Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.

Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.

Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.

При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность.

К сведению. Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2).

Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ подается в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Если жалоба подается в трудовую инспекцию, срок ее рассмотрения составляет 10 дней, если в суд — два месяца (п. 1.1 ст. 30.5 КоАП РФ).

Отметим, что жалоба подается в суд общей юрисдикции, а не в арбитражный суд, как это установлено ст. 30.1 КоАП РФ, поскольку в силу ст. 207 АПК РФ арбитры рассматривают дела о привлечении к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности. Трудовые же отношения подведомственны судам общей юрисдикции.

Обстоятельства, исключающие административную ответственность

В заключение обратим внимание на процессуальные моменты, при которых организация не может быть привлечена к административной ответственности. Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней.

Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения. А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ).

При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения.

К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности. Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ.

Согласно п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Комментарии к ст. 361 ТК РФ


1. Комментируемая статья устанавливает 2 порядка обжалования решений государственных инспекторов труда: административный (когда жалоба подается соответствующему руководителю по подчиненности, включая главного государственного инспектора труда РФ) и судебный.

Право выбора, в какой орган должна быть подана жалоба, предоставлено лицу, несогласному с решением государственного инспектора труда и обжалующему это решение. Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

2. Право обжалования решений должностных лиц органов исполнительной власти является конституционным правом граждан, предоставленным ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На протяжении длительного периода времени общий порядок рассмотрения заявлений и жалоб граждан устанавливался актами законодательства СССР, основным из которых являлся Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. N 2534-VII "О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан". С ноября 2006 г. правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулируются Федеральным законом от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

Правовые нормы, предусматривающие возможность обжалования неправомерных решений и действий (бездействия) должностных лиц органов исполнительной власти, в том числе должностных лиц органов надзора и контроля, содержатся в ряде иных федеральных законов.

В частности, ст. 15 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" содержит бланкетную правовую норму, устанавливающую, что заявления об обжаловании действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством РФ.

Право обжалования решений инспекторов труда, в том числе в административном или судебном порядке, предусмотрено также п. 2 ст. 13 Конвенции N 81 МОТ.

3. В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом решения и действия (бездействие) органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок гражданского судопроизводства в судах общей юрисдикции определяется Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", ГПК и другими федеральными законами.

4. Комментируемая статья устанавливает альтернативную подведомственность рассмотрения жалоб на решения государственных инспекторов труда по вопросам государственного надзора и контроля, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. В соответствии со ст. 361 ТК обжаловать решение государственного инспектора труда можно соответствующему руководителю по подчиненности (т.е. руководителю государственной инспекции труда, в которой работает данный государственный инспектор труда), главному государственному инспектору труда РФ либо в суд.

5. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" установленный этим Законом порядок рассмотрения обращений граждан распространяется на все обращения граждан, за исключением обращений, которые подлежат рассмотрению в порядке, установленном федеральными конституционными законами и иными федеральными законами. В связи с этим следует учитывать, что решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (постановления по делам об административных правонарушениях), обжалуются в порядке, установленном гл. 30 КоАП.

В соответствии с нормами указанной главы КоАП решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 и 186 ГК.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (руководителю соответствующей государственной инспекции труда) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. Жалоба подлежит рассмотрению в 10-дневный срок со дня ее получения.

6. В соответствии со ст. 11 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" должностные лица органов государственного надзора и контроля при проведении надзорно-контрольных мероприятий обязаны доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством РФ.

7. Комментируемая статья не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. На практике в большинстве случаев решения государственных инспекторов труда обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в федеральную инспекцию труда, признано необоснованным. Вместе с тем правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы нарушены (ограничены) принятым решением, отсутствуют.

Отдел кадров», 2009, N 1 Ни одна организация, независимо от организационно-правовой формы, не застрахована от проверки органами, осуществляющими надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства. В качестве такого органа выступает Федеральная инспекция труда, которая в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, указами и постановлениями Правительства РФ, иными правовыми актами. Основная масса контрольных мероприятий проводится по жалобам «обиженных» работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) руководства организации, связанными с невыполнением ими обязательных требований. Результатом визита госинспектора чаще всего становится предписание об устранении нарушений требований трудового законодательства и протокол об административном правонарушении.

Обжалуем решение инспектора по труду

Внимание

КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности:- административный штраф;- дисквалификация руководителя;- административное приостановление деятельности работодателя.При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда. То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола. Право на обжалование В силу ст. 361 ТК РФ решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд.

Статья 361 тк рф. обжалование решений государственных инспекторов труда

КоАП РФ).Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГПК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.
Но есть ст. 357 ТК РФ, согласно которой в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Обжалуем решения государственного инспектора труда

Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления при условии, что указанные нарушения носят существенный характер. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Статья 361. обжалование решений государственных инспекторов труда

Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем.Если воспринимать норму дословно, то работодателю дается 10 дней на обжалование, если в инспекцию обратился профсоюз или работник по вопросам, связанным с трудовыми спорами.Судебная практика по вопросу, какие же сроки применять — 10 дней или три месяца, противоречива, поэтому работодателю в любом случае рекомендуется не затягивать с подачей жалобы и уложиться в 10 дней с даты получения предписания.При этом, чтобы работодателя не привлекли к ответственности за неисполнение предписания во время рассмотрения жалобы, к жалобе следует приложить заявление о приостановлении действия предписания. Сделать это суд может и самостоятельно, но это только его право, а не обязанность. К сведению.
Обратите внимание: если в период рассмотрения жалобы наступит срок устранения нарушений, указанный в предписании, а они не будут устранены, работодатель может быть привлечен к административной ответственности. Некоторые работодатели одновременно обращаются и в трудовую инспекцию, и в суд. Делать это не стоит, поскольку тогда жалобу будет рассматривать только суд (п.
2 ст. 30.1

КоАП РФ). Обжалование предписаний в судебном порядке осуществляется по правилам, установленным ГК РФ. Однако здесь возникают некоторые противоречия по поводу сроков. Так, в силу п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

Но есть ст.

Please enable javascript

Инфо

Она может быть в виде соответствующего письма с приложением копии приказа, копии локальных актов с внесенными изменениями и дополнениями, а также платежных поручений, ведомостей оплаты труда и т.д. Дело об административном правонарушении рассматривается не позднее чем в 15-дневный срок со дня составления протокола и других материалов дела (ст. 29.6 КоАП РФ). Рассматривает его, как правило, инспектор, проводивший проверку, хотя закон не запрещает передать его другим должностным лицам ГИТ.


По результатам рассмотрения может быть вынесено постановление о назначении административного наказания или о прекращении производства по делу об административном правонарушении. Второй вариант возможен, в частности, в случае передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или дознания, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Вопрос о приостановлении действия оспариваемого решения может разрешаться судом на любой стадии производства по делу: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела, но до момента вступления решения суда в законную силу, если из приобщенных к делу материалов, объяснений заявителя следует, что приостановление действия оспариваемого решения может предотвратить возможные негативные последствия для заявителя (п. 19 Постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 N 2 <1). <1 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих». Обжалование постановления о привлечении к административной ответственности происходит соответственно в административном порядке. Жалоба на постановление в силу ч.

Обжалуем решение инспектора по труду (белова е.в.)

Копия вручается работодателю (представителю работодателя) под расписку либо высылается по почте в течение трех дней со дня вынесения этого постановления (п. 2 ст. 29.11 КоАП РФ). Напомним, что ст. 5.27 КоАП РФ предусмотрены следующие виды ответственности: - административный штраф; - дисквалификация руководителя; - административное приостановление деятельности работодателя. При этом если привлекать к административной ответственности и приостанавливать деятельность организации имеет право инспектор по труду, то дисквалификация осуществляется только по решению суда.
То есть если инспектор выявит правонарушение, за которое предусмотрена ответственность в виде дисквалификации, он составляет протокол и в течение трех суток передает документы в суд (который рассматривает дело и выносит постановление), а работодателю направляет копию протокола. В силу ст.

Решение гос инспекторов труда могут быть обжалованы

В соответствии с нормами указанной главы КоАП решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении (в том числе постановление государственного инспектора труда об административном наказании), могут быть обжалованы работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем. Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 и 186 ГК. Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (руководителю соответствующей государственной инспекции труда) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Внимание! Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. ст. 19.4 — 19.7, п. 2 ст. ст. 5.27, 5.42 КоАП РФ, вправе рассматривать и привлекать к ответственности по ним только суд. Решения инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, Главному государственному инспектору труда РФ и (или) в суд. Решения Главного государственного инспектора труда РФ обжалуются только в суд.

Работодатель может обратиться в вышестоящие уполномоченные органы с требованием отменить тот или иной акт либо дать оценку действиям соответствующих органов и должностных лиц, которые, по его мнению, нарушают его права либо законные интересы. Так, например, подписание акта проверки еще не означает, что работодатель согласен с его содержанием, а свидетельствует лишь о том, что работодатель ознакомлен с данным документом.

Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения. Помимо нарушения сроков инспектор по труду может также нарушить процессуальные нормы при составлении протокола об административном нарушении. Поскольку КоАП РФ установлена специальная процедура составления и заполнения протокола, ее нарушение тоже может стать причиной освобождения от административной ответственности.

Но такие нарушения должны быть существенными. Требования к составлению протокола установлены ст. 28.2 КоАП РФ. Согласно п.

Новая редакция Ст. 361 ТК РФ

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы соответствующему руководителю по подчиненности, главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в суд. Решения главного государственного инспектора труда Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.

Комментарий к Статье 361 ТК РФ

В соответствии со статьями 357, 373 Кодекса государственный инспектор труда вправе предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания о восстановлении нарушенных прав работников. Статьей 361 ТК установлено, что работодатель вправе обжаловать судебное решение в кассационной инстанции, а предписание государственного инспектора труда в судебном порядке и (или) вышестоящему должностному лицу. Несмотря на это право работодателя, согласно ст. 396 ТК решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению.

Другой комментарий к Ст. 361 Трудового кодекса Российской Федерации

1. Решения, принимаемые государственными инспекторами труда, могут быть обжалованы как в судебном порядке, так и в порядке подчиненности, за исключением решений главного государственного инспектора труда РФ, которые обжалуются исключительно в судебном порядке. Обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности не препятствует одновременному обжалованию того же решения в судебном порядке.

В порядке подчиненности решения государственного инспектора труда обжалуются конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение. Например, решение государственного инспектора труда обжалуется главному государственному инспектору труда по соответствующему направлению (отрасли, группе отраслей). В свою очередь решение главного государственного инспектора труда по соответствующему направлению может быть обжаловано заместителю руководителя государственной инспекции труда - заместителю главного государственного инспектора труда в субъекте РФ.

Вместе с тем комментируемая статья допускает обжалование решения государственного инспектора труда в порядке подчиненности непосредственно главному государственному инспектору труда РФ.

2. Трудовой кодекс не содержит ограничений по кругу лиц, имеющих право обжаловать решения государственных инспекторов труда. Как правило, соответствующие решения обжалуются либо работодателем, действия которого признаны неправомерными, либо работником (его представителем), заявление которого, адресованное в органы федеральной инспекции труда, признано необоснованным. Однако отсутствуют правовые препятствия к обжалованию решений государственных инспекторов труда иными лицами, чьи права и свободы могут быть нарушены (ограничены) принятым решением (собственник имущества организации, профсоюз и т.п.).

3. Решения государственных инспекторов труда, принятые в рамках производства по делу об административном правонарушении в форме постановления по делу об административном правонарушении, обжалуются в порядке, установленном гл. 30 КоАП РФ. Соответствующее решение может быть обжаловано работодателем, его законным представителем, лицом, представляющим работодателя, работником (потерпевшим), его представителем.

О понятии "лицо, представляющее работодателя" см. ст. 20 ТК РФ и комментарий к ней.

Представителем работника (потерпевшего) может выступать адвокат или любое лицо, полномочия которого удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185, 186 ГК РФ.

Постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное государственным инспектором труда, обжалуется вышестоящему должностному лицу (конкретному руководителю инспектора труда, принявшего обжалуемое решение) либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Соответствующая жалоба подлежит рассмотрению в десятидневный срок со дня ее получения.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.