Правовое регулирование общественных отношений обеспечивается в форме. Правовое регулирование
Правовое регулирование
Не следует путать с Социальным регулированием.
Правово́е регули́рование - процесс целенаправленного воздействия государства на общественные отношения при помощи специальных юридических средств и методов , которые направлены на их стабилизацию и упорядочивание.
Особенность правового регулирования как отдельного вида социального регулирования заключается в том, что воздействие на поведение людей и общественные отношения осуществляется исключительно при помощи специальных правовых средств и методов. Отсюда использование любых других средств правового характера, специально для этого не предназначенных, правовым регулированием не считаются, они относятся к более широкому понятию - правовое воздействие. Поэтому какое-либо воздействие на поведение людей через средства массовой информации , путём пропаганды или агитации , в том числе нравственного или правового воспитания и обучения не являются правовым регулированием, ввиду того, что не представляют из себя специально направленную юридическую деятельность по упорядочиванию общественных отношений .
Правовое регулирование следует отличать от правового воздействия. Под ним понимается весь процесс влияния права на социальную жизнь общества. Предмет правового воздействия намного шире предмета правового регулирования, который содержательно входит в него. Помимо собственно правового регулирования правовым воздействием также охватываются экономические , политические и социальные отношения , которые правовом напрямую не регулируются, но на которые оно так или иначе оказывает влияние (информационно-правовое и воспитательно-правовое воздействие).
Предмет и пределы регулирования
Предмет правового регулирования - это совокупность общественных отношений, на которые направлено воздействие правовых средств и методов.
Предмет существует как у каждого отдельно взятого правого средства (норма права , отрасль права , правоприменительный акт), так и в целом предмет представляет собой совокупность всех общественных отношений, на которые целенаправленно воздействует право. Посредством права невозможно урегулировать абсолютно все общественные отношения, поэтому должна быть достаточно точно определена сфера их регулирования. В сферу правового регулирования должны входить все те отношения, которые уже урегулированы правом - они составляют собственно предмет, а также те, которые только нуждаются в таком регулировании.
Нельзя допускать, чтобы сфера правового регулирования была слишком сужена либо чересчур расширена. В случаях, когда роль права при регулировании общественных отношений занижена или незначительна, может возникнуть ситуация хаоса и произвола в обществе, грозящее серьёзным нарушением правопорядка. И наоборот, в случаях, когда при помощи права пытаются урегулировать практически все общественные отношения, которые даже не нуждаются в этом, возникает ситуация тотального контроля государства за всей социальной жизнью общества и, как следствие, произвола уже со стороны самого государства .
В сферу правого регулирования принято включать три группы общественных отношений :
- отношения людей по обмену материальными либо нематериальными ценностями (экономические отношения);
- отношения по властному управлению (политические отношения);
- отношения по обеспечению правопорядка (обеспечивают функционирование первых двух групп).
Также в теории выделяются пределы правового регулирования, которые являются условными границами вмешательства в общественные отношения при помощи правовых средств. За их рамками общественные отношения не подлежат и не нуждаются в правовом регулировании.
Пределы правового регулирования подразделяются на:
- Объективные - зависят от природных, технических, социальных и иных факторов, которые делают невозможным воздействия права на те либо иные общественные отношения (отсутствие технической возможности, финансово-материальных средств и др.);
- Субъективные - всегда зависят от воли законодателя , не желающего по тем или иным причинам регулировать определённые общественные отношения.
Характеристика
Способы
Способы правового регулирования представляют из себя основные пути регулирующего воздействия права на общественные отношения, характеризующиеся следующими предписаниями, зафиксированными в норме права:
- Дозволение - предоставление управомоченному лицу возможности совершать определённые действия, при этом такое лицо по своему усмотрению может уклониться от их совершения или не воспользоваться ими вообще (например, собственник вещи вправе владеть, пользоваться и распоряжаться ею; граждане вправе избирать и быть избранными в органы власти).
- Позитивное обязывание - обязанность какого-либо лица совершить определённое действие, при этом он не имеет возможности уклониться от такого совершения или проигнорировать его (например, обязательства по уплате налогов , по исполнению договора; воинский долг).
- Запрет (негативное обязывание) - обязанность какого-либо лица воздержаться от совершения определённых действий под угрозой, в случае неисполнения такого требования, применения различного рода санкций (например, при совершении преступлений или административных правонарушений).
Методы
Методы образуют совокупность способов, приёмов и средств, используемые в процессе правового регулирования, и свойственные какому-либо институту, отрасли права или иному элементу системы права .
- Императивный (субординации) - воздействие на общественные отношения, когда субъекту предписывается строго заданный вариант поведения и он не имеет возможности уклониться от его осуществления под угрозой применения мер принуждения. Присуще отраслям публичного права , где имеют место отношения власти и подчинения.
- Диспозитивный (координации) - при регулировании отношений между субъектами предусматриваются лишь общие рамки возможного поведения, при этом внутри них субъекты вправе самостоятельно предусмотреть иной вариант поведения по своему усмотрению, в том случае, если таким правом они не воспользовались, их отношения будут регулироваться согласно общим предписаниям. Классический метод всех отраслей частного права , основанных на равенстве сторон .
- Поощрительный - субъекту предписывается определённый вариант поведения, при этом за качественно совершённое исполнение предполагается мера дополнительного благоприятного воздействия (поощрение).
- Рекомендательный - субъекту определяется возможный вариант поведения, но он не обязан его придерживаться и может свободно уклониться от исполнения.
Типы
Классические типы правового регулирования
Типы сочетают в себе способы правового регулирования в зависимости от их целевой направленности и свойственны определённой совокупности отраслей права.
- Общедозволительный - субъекту предоставляется возможность выбирать любой вариант поведения, кроме тех, что прямо и строго сформулированы в виде запретов. Такие запреты очень точно определены, а круг дозволенного не ограничен. Правовая формула выглядит следующим образом: «разрешено всё то, что прямо не запрещено ». Таким путём регулируется, как правило, правовой статус личности ; осуществление гражданского и предпринимательского оборота .
- Разрешительный - субъект вправе осуществлять только тот вариант поведения, который ему прямо разрешён, всё остальное считается запрещённым и требует специального разрешения. Правовая формула выглядит следующим образом: «запрещено всё то, что прямо не разрешено ». Таким образом регулируются практически все отношения в сфере публичного права, подобная схема также может иметь место и при регулировании отношений в сфере частного права, например, осуществление отдельных видов деятельности, на которые требуется разрешение (лицензия).
Некоторые исследователи полагают, что существует необходимость выделения ещё одного типа регулирования - Дозволительно-обязывающего . Он предоставляет субъекту тот объём прав, который необходим для исполнения его обязанностей. Здесь достаточно точно определены права и обязанности субъекта, а всё то, что находится за их пределами изымается из сферы регулирования. Правовая формула выглядит следующим образом: «дозволено только то, что предписано законом ». Таким образом регулируется правовой статус государства и государственных органов , их предметы ведения и полномочия.
Классификация
В зависимости от средств правового регулирования:
- Нормативное - регулирование осуществляется посредством норм позитивного права и распространяется на неограниченный круг лиц. Является первичным, который определяет общие правила для всех общественных отношений определённого вида, а не для единичного случая.
- Индивидуальное (казуальное)
- регулирование осуществляется с помощью индивидуальных правовых средств (правомерные односторонние действия, договоры , правоприменительные акты : административные и судебные решения). Распространяется на индивидуально-определённый (поименованный) круг лиц, вытекает из нормативного регулирования и конкретизирует его.
- Координационное (саморегулирование) - регулирование осуществляется непосредственно участниками общественных отношений без участия в них государства (заключение договоров, осуществление правомерных действий).
- Субординационное - регулирование конкретных общественных отношений, в которых участвует государство в лице своих компетентных органов (принятие административных и судебных решений).
В зависимости от субъекта, осуществляющего правовое регулирование:
- Государственное - осуществляется государственными органами и их должностными лицами с применением исключительно правовых норм.
- Негосударственное - осуществляется общественными организациями , коллективами или индивидуальными участниками общественных отношений с применением как норм права, так и индивидуальных правовых средств.
В зависимости от степени централизации:
- Централизованное - единообразное регулирование общественных отношений на всей территории страны.
- Децентрализованное - регулирование осуществляется из различных центров и уровней в пределах страны (например в федеративном государстве).
В зависимости от сферы действия права:
- Общее - распространяется абсолютно на всех субъектов.
- Ведомственное - распространено только кв какой-либо сфере государственного управления.
- Местное - распространено на уровне административно-территориальных или муниципальных образований .
- Локальное - распространено внутри корпоративных сообществ и организаций.
Стадии и механизм регулирования
Стадии
Вторая стадия (юридический факт + правоотношение) - происходит индивидуализация и конкретизация нормативных предписаний после наступления юридических фактов , то есть воплощение нормы права применительно к конкретному общественному отношению, где она начинает работать. На этой стадии правовыми средствами являются субъективные права и юридические обязанности.
Третья стадия (реализация права) - правовые предписания воплощаются в жизнь и имеют конкретный правовой результат, в том числе посредством правообеспечительной и правоохранительной функций. Правовыми средствами здесь являются акты использования права, исполнения обязанности или соблюдения запрета.
Четвёртая стадия (правоприменение) - деятельность компетентных органов, связанная с индивидуализацией предписаний нормы права и оформленная в виде акта применения права. Является факультативной стадией, субъекты прибегают к ней только в случае возникновения такой необходимости, когда реализация правовых предписаний невозможна без вмешательства со стороны компетентных органов (в основном сфере регулятивных и охранительных отношений: регистрация брака, принятие судебного решения). Правовым средством здесь является правоприменительный акт.
Механизм
Механизмом правового регулирования является совокупность специальных юридических средств, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений. Правовые средства выступают в качестве инструментов, используемых в процессе правового регулирования.
Основные правовые средства (являются основными на конкретной стадии правового регулирования):
- субъективные права и юридические обязанности;
- акты реализации права;
Вспомогательные правовые средства (состоят в неразрывной связи с основными):
См. также
Примечания
Литература
- Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова . - М .: ИНФРА М-Норма, 1997. - 570 с. - ISBN 5-86225-404-4
- Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М .: Юрайт-М, 2002. - 432 с. - ISBN 5-7975-0616-5
Ссылки
- Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права: Тема «Правовое регулирование и его механизм» . Сибирский Юридический Вестник. - 2003. - № 1. Проверено 12 декабря 2012.
Теория государства и права | |
---|---|
Теория государства | |
Теория права | |
Межотраслевые институты | |
Правовые семьи |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Правовое регулирование" в других словарях:
Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и совокупности правовых средств упорядочение общественных отношений, их юридическое закрепление, охрана и развитие. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», который бы всякий… … Элементарные начала общей теории права
Форма регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Предполагаетосознание субъектами своих прав и обязанностей, в которых… … Финансовый словарь
Правовое регулирование - (англ law/juridi cal/legal regulation/rules) гос ное регулирование общественных отношений путем установления норм права, направляющих поведение субъектное права на реализацию целей, выдвигаемых субъектом правотворчества в данный исторический… … Энциклопедия права
Юридический словарь
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ, процесс воздействия государства (см. ГОСУДАРСТВО) на общественные отношения с помощью юридических норм. Предметом правового регулирования является форма общественных отношений, которая закрепляется группой юридических норм … Энциклопедический словарь
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Предметом П.р. является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой юридических норм. Так, например,… … Юридическая энциклопедия
правовое регулирование - процесс воздействия государства на общественные отношения с помощью юридических норм (норм права). Основывается на предмете и методе П.р. Предметом является определенная форма общественных отношений, которая закрепляется соответствующей группой… … Большой юридический словарь
Правовое регулирование - осуществляемая всей системой юридических средств, форм и методов, правовая регламентация (организация, упорядочение) общественных отношений. В правовом регулировании выделяются следующие компоненты: а) предмет регулирования, т.е. то, на что… … Теория государства и права в схемах и определениях
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Правовое регулирование как разновидность социальных отношений. Понятие правового регулирования. Механизм взаимоотношений правового регулирования с религией, обычаями и моралью. Содержание правового регулирование, его основные методы, способы и виды.
курсовая работа , добавлен 10.01.2014
Рассмотрение понятия, предмета, метода и механизмов, анализ правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь, основные проблемы и пути их преодоления. Понятие, формы, виды и административно-правовой статус общественных объединений.
курсовая работа , добавлен 04.06.2010
Понятие и предмет правового регулирования, его виды. Особенности диспозитивного, императивного, поощрительного и рекомендательного методов регулирования общественных отношений. Сущность механизма правового регулирования, пути повышения его эффективности.
курсовая работа , добавлен 16.10.2010
Комплексное рассмотрение вопросов о нормативной и ненормативной системах правового регулирования. Общественные отношения, возникающие при реализации функций механизма правового регулирования. Понятие социального и психологического принципа действия права.
курсовая работа , добавлен 10.11.2014
Характеристика общественных отношений, которые регулируются нормами гражданского права, как предмета гражданско-правового регулирования. Основные группы имущественных и неимущественных отношений. Определение цели установления опеки и попечительства.
контрольная работа , добавлен 11.04.2016
Эффективность правового воздействия на общественные отношения в области государственного управления. Фактическое поведение субъектов общественных отношений. Понятие механизма административно-правового регулирования, источники административного права.
контрольная работа , добавлен 25.11.2008
Изучение истории развития системы органов безопасности в России: возникновение и развитие правового регулирования этой сферы, понятие и система специальных органов. Характеристика компетенции органов Федеральной службы безопасности и внешней разведки РФ.
дипломная работа , добавлен 14.03.2010
Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.
Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.
Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.
Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.
Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.
Предмет правового регулирования весьма подвижен.
Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.
Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.
Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.
Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.
Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.
Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.
В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.
Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.
В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия.
Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.
Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.
Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов. Например, постановлением Верховного Совета Российской Федерации «О порядке введения в действие Российского закона «О подоходном налоге с предприятий» 1991 г. предписано Государственной налоговой службе по согласованию с Министерством экономики и финансов издать инструкцию по применению указанного Закона.
Классификация норм права.
Классификация правовых норм:
1. По субъектам правотворчества различают нормы, исходящие от государства, и непосредственно от гражданского общества. В первом случае это нормы органов представительной государственной власти, исполнительной государственной власти и судебной государственной власти (в тех странах, где имеет место прецедент). Во втором случае нормы принимаются непосредственно населением конкретного территориального образования (сельский сход и.т.д.) или населением всей страны (всенародный референдум). Так, 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием была принята Конституция Российской Федерации.
2. По социальному назначению и роли в правовой системе нормы можно подразделить: на учредительные (нормы-принципы), регулятивные (нормы-правила поведения), охранительные (нормы-стражи порядка), обеспечительные (нормы-гарантии), декларативные (нормы-объявления), дефинитивные (нормы-определения), коллизионные (нормы-арбитры), оперативные (нормы-инструменты). Учредительные нормы отражают исходные начала правового регламентирования общественных отношений, правового положения человека, пределов действия государства. Например, норма, закрепленная в ст. 2 Конституции Российской Федерации, гласит: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства".Регулятивные нормы непосредственно направлены на регулирование фактических отношений, возникающих между различными субъектами, путем предоставления им прав и возложения на них обязанностей. В зависимости от характера субъективных прав и обязанностей различают три основных вида регулятивных норм: управомочивающие (предоставляющие своим адресатам право на совершение положительных действий); обязывающие (содержащие обязанность совершения определенных положительных действий); запрещающие (устанавливающие запрет на совершение действий и поступков, которые определены законом как правонарушения). Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов. Они определяют также условия и порядок освобождения от наказания. Обеспечительные нормы содержат предписания, гарантирующие осуществление субъективных прав и обязанностей в процессе правового регулирования. Социальная ценность их зависит от того, насколько эффективно они способствуют созданию механизмов и конструкций беспрепятственной реализации права. Эти нормы могут располагаться в различных нормативных актах, связанных между собой. Декларативные нормы обычно включают в себя положения программного характера, определяют задачи правового регулирования отдельных видов общественных отношений, содержат нормативные объявления. Например, в ч. 2 ст. 1 Конституции РФ говорится: "Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны".
Коллизионные нормы, призваны устранять возникающие противоречия между правовыми предписаниями. Так, п. 5 ст. 3 ГК РФ гласит: "В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон".
Оперативные нормы устанавливают даты вступления нормативного акта в силу, прекращения его действия и т.п.
3. По предмету правового регулирования различают нормы конституционного, гражданского, уголовного, административного, трудового и иных отраслей права. Отраслевые нормы могут подразделяться на материальные и процессуальные. Первые являются правилами поведения субъектов, вторые содержат предписания, устанавливающие процедуру применения этих правил.
4. По методу правового регулирования выделяются императивные, диспозитивные, рекомендательные нормы. Императивные нормы имеют сугубо строгий, властно-категоричный характер, не допускающий. отклонений в регулируемом поведении. Это, как правило, нормы административного права. Диспозитивным нормам присущ автономный характер, позволяющий сторонам (участникам) отношений самим договориться по вопросам объема, процесса реализации субъективных прав и обязанностей или использовать в определенных случаях резервное правило. Они реализуются преимущественно в гражданско-правовых отношениях. Рекомендательные нормы обычно адресуются негосударственным предприятиям, устанавливают варианты желательного для государства поведения. По этому же основанию нормы можно разграничить на позитивные, поощрительные и наказательные.
5. По сфере действия вычленяются нормы общего действия, нормы ограниченного действия и локальные нормы.
Нормы общего действия распространяются на всех граждан и функционируют на всей территории государства. Нормы ограниченного действия имеют пределы, обусловленные территориальными, временными, субъективными факторами. Это нормы, издаваемые высшими органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, или нормы, исходящие от представительных или исполнительных органов краев, областей и др. Локальные нормативные предписания действуют в рамках отдельных государственных, общественных или частных структур.
6. Нормы права классифицируются также по времени (постоянные и временные). По кругу лиц (распространяются или на всех, кто подпадает под их действие, или на четко обозначенную группу субъектов: военнослужащих, железнодорожников и т.п.).
23. Понятие толкования норм права. Объективные предпосылки толкования права .
Реализация права, т.е. претворение правовых предписаний в жизнь, в поведение людей, невозможно без уяснения содержания юридических норм, выяснения воли законодателя, заключенной в них. Этот процесс выявления воли в юридической науке и практике определяется понятием "толкование права".
Толкование права - это интеллектуально-волевая деятельность по установлению подлинного содержания правовых актов в целях их реализации и совершенствования.
Он включает в себя два самостоятельных компонента: уяснение и разъяснение.
Уяснение - процесс понимания, осознания содержания норм "для себя". Разъяснение же - объяснение, доведение усвоенного содержания для других.
Более глубокий анализ позволяет характеризовать толкование права как специфическую деятельность, как особое социальное явление, как своеобразный фактор правовой культуры, момент существования и развития права, необходимое условие правового регулирования.
В отличие от иных видов толкования толкование права -особая деятельность, чья специфика обусловлена рядом факторов: во-первых, эта деятельность связана с интерпретацией не любых письменных источников, а правовых актов, т.е. объектом его является право - специфическая реальность, обладающая особыми признаками, свойствами, принципами функционирования; во-вторых, толкование в праве, имея целью реализацию правовых предписаний, выступает и необходимым условием правового регулирования; в-третьих, в установленных законом случаях эта деятельность осуществляется компетентными государственными органами; в-четвертых, результаты толкования, когда им требуется придать обязательное значение, закрепляются в специальных правовых (интерпретационных) актах.
Деятельность государственных органов, общественных организаций и отдельных лиц по разъяснению норм права - вторая сторона процесса толкования. В зависимости от юридических последствий, к которым приводит разъяснение, различают: официальное и неофициальное толкование.
Официальное толкование дается уполномоченными на то субъектами - государственными органами, должностными лицами, общественными организациями, оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение для других субъектов. Такое толкование является юридически значимым, вызывает правовые последствия. Оно ориентирует правоприменителей на однозначное понимание правовых норм и их единообразное применение.
Неофициальное толкование дается субъектами, не имеющими официального статуса, не обладающими по долгу службы полномочиями толковать правовые нормы. Такими субъектами могут быть общественные организации, научные учреждения, ученые, практические работники. Они осуществляют разъяснение норм права в форме рекомендаций и советов. Этот вид разъяснения не имеет юридически обязательного значения и лишен властной юридической силы.
Официальное толкование различают двух видов - нормативное (общее) и казуальное (индивидуальное).
Нормативное толкование не ведет к созданию новых правовых норм, оно только разъясняет смысл уже действующих.
Нормативное толкование применяется в случаях, когда нормы недостаточно совершенны по своей форме, имеют неясность текстуального понимания при неправильной и противоречивой практике их применения. Оно призвано обеспечить единообразие в понимании и применении норм права.
Среди нормативного толкования различают: аутентичное (авторское) и легальное (разрешенное, делегированное).
Аутентичное толкование означает, что разъяснение смысла применяемых норм исходит от принявшего их органа. Оно основано на правотворческих функциях этого органа, поэтому, издав нормативный акт, правотворческий орган вправе в любое время дать необходимые с его точки зрения разъяснения.
Субъектами такого толкования могут быть все правотворческие органы, например Государственная Дума РФ.
Юридическая практика знает и другой вид нормативного разъяснения - легальное толкование. Оно носит подзаконный характер и осуществляется теми субъектами, которым это поручено, разрешено. Так, Верховный Суд, не являясь правотворческим органом, тем не менее имеет право толковать нормативные акты, в том числе и акты, принимаемые высшими законодательными органами.
Казуальное толкование также является официальным, но не имеет общеобязательного значения, а сводится лишь к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю. Оно дается компетентным органом по поводу рассмотрения конкретного дела и обязательно лишь для него. Цель такого разъяснения - правильное разрешение определенного случая, поэтому оно не имеет значения при рассмотрении других дел.
Неофициальное толкование - это разъяснение норм права, даваемое не уполномоченными на то субъектами. Оно не является юридически значимым.
Неофициальное толкование подразделяется на обыденное, профессиональное и доктринальное (научное).
Обыденное толкование может осуществляться любым гражданином. Особенно четко это проявляется в ходе всенародного обсуждения каких-либо нормативных актов, референдумов.
Профессиональное толкование исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах (профессионалов, специалистов в области права). Например, разъяснение норм права адвокатами, судьями, прокурорами во время приема граждан.
Среди неофициального толкования особое место занимает доктринальное (научное) толкование. Оно так же, как и вышеназванные виды неофициального толкования, не имеет юридической силы.
Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.
Правовое регулирование - осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.
Правовое регулирование не следует смешивать с более широким по объему понятием - правовым воздействием на общественные отношения. Помимо сугубо юридических средств правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на поведение человека.
Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование - важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.
Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования.
Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регули-
руются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.
Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.
Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура.
Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.
Правовое регулирование - это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.
Регламентация общественных отношений - урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.
Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.
В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний. Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным эле-, ментом механизма правового регулирования.
Действие юридических норм - претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать. В процессе их действия возникают предусмотренные в нормах права и обязанности, приобретает четкие, реальные контуры предмет правового регулирования, приводятся в движение рычаги, обеспечивающие правопорядок. Действие юридических норм неразрывно связано с правоотношениями, которые являются формой бытия юридической нормы и выступают основным элементом механизма правового регулирования.
В действии - реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм - соблюдение, исполнение, использование и применение - это и формы их действия. Реализация правовых норм осуществляется в актах реализации - юридически значимом поведении, в котором реально осуществляются права и обязанности субъектов. Акты реализации норм права - третий основной элемент механизма правового регулирования.
Что же касается путей действия права, то они таковы: а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия
(предпосылки) его действия; б) наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями; в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами; г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.
Указанными путями действуют все юридические нормы. Но все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются? Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.
Норма может не действовать и потому, что она слишком обща, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов, о чем говорится нередко в самих принимаемых законах. Например, ч. 2 ст. 27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г.: «Правительству Российской Федерации принять необходимые для реализации настоящего Федерального закона нормативные правовые акты» ; ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О судебных приставах» от 21 июля 1997 г.: «... Принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений» .
Эффективность правового регулирования. Термин «эффективность» употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность в праве органически связана с результативностью, действенностью определенных мер, поведения, юридического предписания.
Мерилом эффективности норм права (а следовательно, и правового регулирования) является степень достижения ими поставленной цели. Учитываются, таким образом, два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат. При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные. Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены, во- первых, на закрепление юридическими средствами общественных отношений уже сложившихся в обществе; во-вторых, на стимулирование дальнейшего развития существующих отношений; в- третьих, на вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.
Соотнеся фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эффективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Степень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.
Эффективность правовых норм тесно связана с их социальной ценностью. Если норма эффективна, она имеет и социальную ценность. Но неэффективность нормы еще не свидетельствует о ненужности нормы. Обладая социальной ценностью, норма права в силу определенных причин может быть неэффективной.
Условия эффективности юридических норм, правового регулирования весьма разнообразны. Основные из них:
1. Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными. К сожалению, современное российское законодательство мало соответствует состоянию экономики, не учитывает ее особенности, насаждает западные модели и образцы ее регулирования.
Законодательство ориентировано на стихийный рынок, зарубежные инвестиции, оно не стимулирует развитие отечественного производства, мало заботится о российском товаропроизводителе.
2. Совершенной законодательство. Чем совершеннее законодательство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство - это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. Это законодательство, где дана адекватная юридическая оценка регулируемым общественным отношениям и предложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.
Современное российское законодательство на редкость противоречиво. Причины этого: отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и, как следствие этого, отсутствие продуманного плана законотворческих работ; лоббирование законопроектов, отвечающих узкогрупповым интересам; наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство и Администрация Президента) и др.
Малоэффективными будут нормы, устанавливающие завышенные обязанности или санкции, не соответствующие содеянному. По этой причине недостаточно эффективно современное налоговое законодательство, не стимулирующее развитие производства, а физических лиц побуждающее скрывать доходы. Сниже
ние процентной ставки налога сделало бы ненужными противозаконные манипуляции по сокрытию доходов, стимулировало бы развитие экономики и привело бы к увеличению денежных сборов. С другой стороны, не будет эффективным и законодательство, занижающее ответственность правонарушителей, либо вообще ее не устанавливающее. Только полной юридической безответственностью и безнаказанностью руководителей государства, высоких должностных лиц можно объяснить ослабление Российского государства и основательный развал российской государственности.
3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура - это знание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. Можно хорошо знать содержание правовых предписаний, но не выполнять их. В этом случае речь о правовой культуре идти не может. Чем выше уровень правовой культуры, тем надежнее и последовательнее выполняются правовые предписания, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм - отрицательное отношение к праву и выполнению его требований.
Введение
Переход страны от одной политико-экономической системы к другой, разделение государственной власти на три самостоятельные ветви (законодательство, управление, правосудие), конституционное закрепление права частной собственности и предпринимательской деятельности существенно изменили правовую систему Республики Беларусь, все ее отрасли и в первую очередь административное право. Это обусловило кардинальное обновление науки административного права, переосмысление и реформирование ее традиционных институтов, постановку вопросов о новых правовых институтах. В связи с этим возникает ряд актуальных теоретических проблем в науке административного права, от правильного анализа которых зависит будущее данной отрасли права.
В данной курсовой работе я попытаюсь раскрыть основные проблемы совершенствования административно-правового регулирования общественных отношений, повышение роли законов. Конечно, я не беру на себя смелость полностью раскрыть эту тему, но считаю необходимым остановиться на некоторых из этих основных проблемах.
В рамках данного вопроса следует разобраться в том, какая же роль отведена праву среди других социальных регуляторов, как различные социальные нормы соотносятся и взаимодействуют между собой, какие существуют тенденции их развития и преобразования.
Проблема является актуальной поскольку в процессе исторического развития и эволюции общественных отношений, то есть усложнения их элементной структуры, а так же появления их новых разновидностей неизбежно возникает вопрос о значимости в тот или иной период времени применительно к конкретным обстоятельствам тех или иных социальных регуляторов. Вследствие этого возникают вопросы о необходимости совершенствования нормативной базы общества, о приведении ее в соответствие с требованиями новых условий жизни, а при историческом отмирании тех или иных общественных отношений, а так же при их изменении - об устранении не соответствующих действительности норм или их элементов, с целью предотвращения возможности путаницы и противоречий.
Цель написания работы – рассмотреть вопросы, связанные с правовым регулирование общественных отношения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач :
· рассмотреть понятие, предмет, метод и механизм правового регулирования общественных отношений;
· проанализировать правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь (понятие, виды и административно-правовой статус общественных объединений; и т.д.);
· раскрыть основные проблемы административно-правового регулирования общественных отношений в Республике Беларусь;
· предложить возможные пути совершенствования правового регулирования общественных отношений.
При написании работы использовались нормативно-справочные материалы, законодательные акты, а также учебные пособия белорусских и российских авторов.
1. Понятие, предмет, метод и механизм правового регулирования общественных отношений
Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.
Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.
Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование – важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.
Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования. Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования.
Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом. Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне «управляются» нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.). Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.
Предмет правового регулирования весьма подвижен.
Он может сужаться, и тогда из законодательства «уходят» отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.
Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования. Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.
Правовое регулирование может быть эффективным, малоэффективным и неэффективным. Все зависит от степени достижения цели, которая ставилась при издании юридических норм. Эффективность правового регулирования зависит от многих обстоятельств, основными из которых являются соответствие права, всей правовой системы идеям справедливости и свободы, уровню и потребностям экономического развития страны, наличие совершенного законодательства, высокий уровень правовой культуры населения.
Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования. В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются: юридические нормы, правоотношения, акты реализации права (индивидуальные правовые акты), принципы права, правовая культура. Последние два элемента являются «сквозными», ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.
Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.
Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода «подведение под право» общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.
В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установления ответственности за нарушение юридических предписаний.
Действие юридических норм – претворение права в жизнь, в реальное поведение людей. Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать.
В действии – реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм – соблюдение, исполнение, использование и применение – это и формы их действия.
Что же касается путей действия права, то они таковы:
а) законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;
б) наделение субъектов права субъективными правами и юридическими обязанностями;
в) получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
г) угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.
2. Правовое регулирование общественных отношений в Республике Беларусь
2.1 Понятие и виды общественных объединений
Право граждан Республики Беларусь на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов, закреплено в ст. 30 Конституции Республики Беларусь, устанавливающей также, что свобода деятельности объединений гарантируется.
Систему законодательства об общественных объединениях образуют Закон Республики Беларусь «Об общественных объединениях», законы об отдельных видах общественных объединений.
Деятельность отдельных общественных объединений регламентируется законами, действующими в определенных сферах.
Закон об общественных объединениях включает в эту систему без достаточных оснований Гражданский кодекс Республики Беларусь, поскольку кодекс есть акт особого рода. Он содержит немало принципиальных положений относительно общественных объединений как субъектов гражданского права, но в общем это не собственно закон о таких объединениях.
Надо также иметь в виду, что пока не изданы специальные законы о большинстве отдельных видов общественных объединений. Их деятельность до принятия таких законов регулируется уже упомянутым Законом об общественных объединениях.