Система уголовных наказаний в действующем законодательстве. Система наказаний в уголовном праве россии Система уголовных наказаний по российскому законодательству
Разнообразие охраняемых уголовным правом общественных отношений, посягающих на них общественно опасных деяний, а также свойств личности преступников обусловливают необходимость строгой индивидуализации наказаний. Непременным условием этого является установление в законе широкого перечня разных по карательным, воспитательным и предупредительным возможностям видов уголовных наказаний. Поэтому традиционно в уголовных законах различных стран устанавливаются широкие перечни наказаний различных видов. В действующем уголовном законодательстве Российской Федерации (ст. 44 УК) предусматривается перечень, включающий тринадцать видов наказаний:
- а) штраф;
- б) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью;
- в) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград;
- г) обязательные работы;
- д) исправительные работы;
- е) ограничение по военной службе;
- ж) конфискация имущества;
- з) ограничение свободы;
- и) арест;
- к) содержание в дисциплинарной воинской части;
- л) лишение свободы на определенный срок;
- м) пожизненное лишение свободы;
- н) смертная казнь.
Все эти виды наказаний различны по своему характеру, строгости и возможностям воздействия на осужденных, что позволяет суду в каждом конкретном случае назначать справедливую и наиболее целесообразную меру наказания лицу, виновному в совершении преступления. Разнообразие наказаний в законе - один из важнейших признаков предусмотренного законом перечня наказаний.
Другим его важнейшим признаком является исчерпывающая определенность в уголовном законе. В соответствии с классическим принципом «nullum crimen, nulla poena, sine lege» (нет преступления и нет наказания без указания о том в законе), суд может назначить осужденному лишь тот вид наказания, который указан в данном перечне, определенном уголовным законом. Никакую другую меру государственного воздействия в качестве уголовного наказания суд применить к виновному не может, сколь бы эффективной эта мера не представлялась суду. В этом заключается важная законодательная гарантия прав осужденных от произвола.
Еще одним важным признаком предусмотренного законом перечня наказаний является его упорядоченность. Все виды наказаний расположены в нем в соответствии со степенью строгости каждого из них. При этом важно отметить, что в новом Уголовном кодексе законодатель совершенно обоснованно использовал принцип построения перечня наказаний «от менее строгого к более строгому», который впервые в отечественном законотворчестве был применен в Руководящих началах по уголовному праву РСФСР 1919 г., но в дальнейшем был заменен на противоположный. Этот же принцип положен законодателем и в основу перечисления альтернативных видов наказания в санкциях статей Особенной части нового УК. Эти новации, а также прямое указание в законе (ч. 1 ст. 60 УК) о том, что «более строгий вид наказания из числа предусмотренных за совершенное преступление назначается только в случаях, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение целей наказания», призваны психологически ориентировать суды на экономию мер уголовно - правовой репрессии.
В теории уголовного права перечень уголовных наказаний, обладающий отмеченными признаками, стало привычным именовать красивым научным термином «система наказаний», а последнюю определять не иначе как перечень. Так, устоявшимся в уголовно-правовой литературе является следующее ее определение: «Система наказаний - есть установленный в уголовном законе и строго обязательный для суда исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенный в определенном порядке в соответствии со степенью их тяжести». (См., напр.: 184, с. 273; 222, с. 321; и др.).
В теории была высказана и иная точки зрения. К примеру, П.П. Осипов обоснованно утверждал, что «при таком подходе система наказаний сводится к простой сумме составляющих ее компонентов, а ее исследование - к анализу отдельных видов наказания», между тем как «знание частей еще не означает знания целого, так как свойства, связи и отношения системы гораздо богаче, чем свойства, связи и отношения ее компонентов». Исследование системы наказаний предполагает не только изучение отдельных видов наказаний, но в качестве предварительного условия - изучение системы в целом». (163, с. 69). О неудовлетворенности приведенным выше определением и необходимости «глубокого социально - правового анализа системы наказаний» заявлял также П.А. Фефелов. (236, с. 94).
Однако и в уголовно-правовой литературе последних лет издания система наказаний традиционно определяется как перечень.
На наш взгляд, подобные определения, сводящие понятие системы наказаний к простому (хотя и упорядоченному) их перечислению в законе, являются поверхностными и в принципе неправильными. Следуя логике подобных определений, можно было бы практически любое множество, перечисленное в законе (а то и независимо от перечисления в законе) в определенной последовательности, именовать системой. Очевидно, что этого не может быть, это было бы неправильным. В частности, в Уголовном кодексе РФ различных перечней немало - например, в ст. ст. 61, 63, 105, 111 и др., однако совершенно справедливо никто не наделяет их статусом системы.
Потому что система - это нечто большее, чем просто перечень, это не любое, а только особое состояние определенного множества. Чтобы какое-то множество могло быть наделено статусом системы, недостаточно, чтобы составляющие его элементы были просто перечислены в определенной последовательности, а надо, чтобы данное множество объективно обладало совокупностью необходимых системных (системообразующих) признаков.
Нам уже приходилось писать о том, что понятие «система» употребляется в различных областях социальной жизни и в самых разных значениях. Но при всей его многозначности термин «система» чаще применяется там, где речь идет о совокупности элементов, взаимосвязанных и упорядоченных.
Большинство авторов считает, что объект исследования может быть наделен статусом системы, если он, во-первых, имеет сложное строение, состоит из совокупности взаимосвязанных элементов; во-вторых, обладает целостностью, относительной выделенностью из окружающей среды и имеет интегративные качества, производные от качеств составляющих его элементов, но отличные от них; в-третьих, имеет устойчивые связи и характеризуется упорядоченностью элементов. (71, с. 13). Это, по нашему мнению, необходимый минимум свойств, которыми должно обладать некое множество, чтобы его можно было признать «системой». Это т.н. «системообразующие» свойства, выступающие своеобразными общими «критериями системности» элементов множества.
Система уголовных наказаний имеет в своей основе указанные системообразующие свойства, вполне соответствует этим «критериям системности».
Многоэлементность предусмотренной Уголовным кодексом РФ системы наказаний и многообразие свойств составляющих ее элементов определяют сложность ее строения. В системе наказаний различаются наказания основные и дополнительные, общие и специальные, связанные с исправительным воздействием и не связанные с таковым, разные по характеру, направленности и степени тяжести содержащихся в них правоограничений и т. д. При этом отдельные виды наказаний, которые могут рассматриваться как структурные подразделения системы наказаний, в свою очередь, имеют собственную внутреннюю, нередко сложную структуру.
Критерием системности уголовных наказаний является также оконченность, завершенность, исчерпывающая определенность элементов системы наказаний.
Важным системообразующим признаком системы наказаний является упорядоченность составляющих ее видов наказаний в уголовном законе. Это свойство системы наказаний имеет принципиальное и практическое значение, показывая, как оценивает законодатель соотносительную степень строгости отдельных видов наказаний, что очень важно для назначения судом справедливого наказания осужденному. В частности, в следующих случаях:
при выборе меры наказания в пределах относительно - определенной санкции;
при выборе меры наказания из нескольких, альтернативно предусмотренных в санкции;
при необходимости избрания наказания более мягкого, чем предусмотрено законом (ст. 64 УК);
при замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания (ст. 80 УК);
при назначении наказания за неоконченное преступление (ч. ч. 2, 3 ст. 66 УК);
при назначении наказания в случаях рецидива преступлений (ч. 2 ст. 68 УК);
при назначении наказания по совокупности преступлений (ч. 2 ст. 69 УК);
при назначении наказания по совокупности приговоров (ч. 4 ст. 70 УК);
при решении вопроса об обратной силе уголовного закона (ст. 10 УК).
Все виды наказаний, составляющие систему наказаний, взаимно связаны, функционально взаимодействуют между собой и с «внешним миром». Это проявляется и в их законодательном регулировании, и в применении на практике.
Так, изменение содержания и (или) порядка применения одних видов наказания в уголовном законе влечет определенные «подвижки» в правовом регулировании содержания, порядка и условий применения «смежных» видов наказания. Эти изменения отражаются, безусловно, на характере и пределах применения как тех, так и других: расширение сферы или объема применения одних видов наказания неизбежно влечет за собой сужение сферы или объема применения других, и наоборот.
Исключение из уголовного закона одних видов наказания и включение в него других неизбежно влечет за собой изменения в правовом регулировании и практике применения других видов наказания, входящих в единую систему. Так, исключение из уголовного законодательства в ходе его реформирования наказаний в виде ссылки, высылки - повлекли изменения в правовом регулировании и практике применения лишения свободы, ограничения свободы и других наказаний. Исключение наказаний в виде общественного порицания и возложения обязанности загладить причиненный вред - на правовом регулировании и применении штрафа и обязательных работ. Исключение из уголовного закона таких мер уголовно-правового воздействия, как отсрочка исполнения приговора и условного осуждения с обязательным привлечением к труду повлияло, с одной стороны, на предусмотренную новым УК систему видов освобождения от ответственности и от наказания, с другой стороны - на усиление карательного содержания, объем и пределы применения института условного осуждения, а также наиболее мягких видов наказаний в сторону их увеличения.
Особенно отчетливо подобная зависимость проявляется в структуре наказуемости преступлений, предусмотренной новым Уголовным кодексом. В соответствии со ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Уголовного кодекса РФ», положения УК о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста не были введены в действие в связи с отсутствием необходимых условий для исполнения этих видов наказаний. Фактическое неприменение указанных видов наказаний обусловило восполнение образовавшейся в системе наказаний «бреши» между лишением свободы и заметно более мягкими мерами уголовно-правового воздействия, не связанными с лишением свободы, за счет более частого применения, с одной стороны, лишения свободы, с другой стороны - условного осуждения. К примеру, судами общей юрисдикции РФ в 1997 г. и 1998 г. первая из указанных мер применялась в отношении соответственно 30,7 и 32,2 %% осужденных, вторая мера - в отношении 54,2 и 51,3 %% осужденных. Все остальные меры уголовно-правового воздействия в указанные годы применялись в отношении всего лишь 16 - 20 %% осужденных.
Взаимодействуют система наказаний и составляющие ее виды также и с «внешней средой» - с иными средствами воздействия на преступность, с состоянием, структурой и динамикой преступности, с личностными свойствами преступников и т. д. (71, с. 14). Например, увеличение количества преступлений или ухудшение структуры преступности обусловливают превалирование в структуре фактически применяемых на практике наказаний более строгих их видов и усиление интенсивности пенализации соответствующих видов преступлений в законе. И наоборот, улучшение криминогенной ситуации влечет сокращение применения более строгих видов наказания, увеличение случаев применения условного осуждения, освобождения от уголовной ответственности и освобождения от наказания. Вместе с тем, «ошибочно представлять себе дело так, что система наказаний (как в законодательстве, так и в судебной практике) должна быть поставлена в полную и однозначную зависимость от состояния преступности, ее уровня, структуры и характера». (163, с. 71).
При этом система наказаний имеет собственное «лицо», она обладает определенной целостностью - интегративными свойствами, которые не сводятся к совокупности свойств отдельных видов наказаний, они выделяют ее как своеобразный феномен, самостоятельный уголовно-правовой институт.
Система уголовных наказаний соответствует общим «критериям системности», при этом она характеризуется свойствами, отмеченными нами выше применительно к перечню наказаний - разнообразием элементов, их исчерпывающей определенностью и обязательностью для судебных органов, а также упорядоченностью в законе.
Однако понятие «система» (и, соответственно, производное от него понятие «система наказаний») - существенно более богатое по содержанию, чем понятие «перечень», хотя бы и упорядоченный, и предусмотренный законом.
Кроме отмеченных выше признаков, свойственных перечню наказаний, система наказаний обладает таким важнейшим отличительным признаком, как функциональность, или нацеленность на функционирование. В отличие от «мертвого», статичного перечня, система - это нечто «живое» или, во всяком случае, жизнеспособное, динамичное. Образно выражаясь, система наказаний отличается от перечня наказаний, предусмотренного законом, точно так же, как реальный человек отличается от своего изображения в зеркале, на фотографии или на картине. Поэтому «нельзя определять систему наказаний как их перечень; перечень есть лишь «технологический» метод изложения ее в законе». (240, с.35-37). Быть перечнем - это лишь один из признаков системы наказаний. Важный, необходимый, но лишь один из многих, к тому же не сущностный, а формальный.
Важно обратить внимание еще и на следующее формальное отличие системы наказаний от перечня наказаний, предусмотренного законом: если последний урегулирован в единственной статье 44 УК, то вопросам закрепления и функционирования системы наказаний посвящен весь комплекс уголовно-правовых норм, регулирующий институт наказания и его применения, включая и систему санкций статей Особенной части УК.
Возможно, кому-то этот спор покажется схоластическим, а проблема надуманной... Мы придерживаемся иного мнения. Поскольку суть проблемы состоит в том, что для эффективной уголовно-правовой борьбы с преступностью необходима именно система - «живой», функционирующий организм, способный не просто «быть перечисленным», а обеспечивать достижение оптимальным путем стоящие перед ним цели. Простое перечисление видов наказания в уголовном законе для этого недостаточно.
Все это делает систему наказаний необходимым и весьма важным уголовно-правовым инструментом в деле борьбы с преступностью.
Система уголовных наказаний создается государством, т. е. волей людей, однако она не является чем-то надуманным, искусственным, своим возникновением и существованием она обязана породившей ее необходимости, она социально обусловлена. (240, с. 36). Появление и функционирование системы наказаний обусловлено рядом объективных и субъективных факторов: системы наказаний требует системность общественных отношений; система наказаний призвана содействовать работе законодателя и правоприменительных органов, облегчить изучение и определение эффективности составляющих ее элементов.
«Предусмотренная уголовным законом система наказаний имеет важное значение. Она является воплощением принципа законности, благодаря которому деятельность суда по назначению наказания вводится в определенные рамки и становится невозможным произвольное применение уголовной репрессии. Более того, наличие в уголовном законе системы наказаний оказывает непосредственное влияние и на законодателя, который обязан считаться с тем, какие наказания и в каких пределах могут применяться в борьбе с преступностью. Значение системы наказаний, кроме того, состоит и в том, что, благодаря ей, суд получает юридическую базу для осуществления правосудия на началах индивидуализации ответственности с учетом особенностей обстоятельств дела и личности виновного. Наконец, система наказаний обусловливает структуру санкций статей Особенной части УК, так как их построение применительно к конкретным преступлениям осуществляется на основе расположения видов наказаний в ст. 44 УК и возможности сочетаться между собой». (184, с. 278).
Исходя из всего изложенного, представляется более точным и правильным определить систему наказаний как «социально обусловленную целостную совокупность взаимодействующих видов уголовных наказаний, установленную законом в форме исчерпывающего перечня с учетом их сравнительной тяжести».
Систему наказаний следует изучать во всем многообразии ее связей и опосредований, добиваясь глубокого и всестороннего проникновения в нее именно как в систему, а не в механический агрегат разнородных элементов». (163, с. 70).
Что является наказанием и сколько видов таковых насчитывает в себе уголовное законодательство РФ? Какие наказания применяются в судопроизводстве, как основные и дополнительные? В нашей статье мы подробно расскажем о том, какая существует классификация наказаний в уголовном праве.
Уголовное наказание – это мера государственного принуждения, предусмотренная санкциями Уголовного кодекса РФ и применяемая в целях достижения социальной справедливости, исправления осужденных и для предупреждения новых преступлений, как виновными лицами, так и иными гражданами. Данная мера применяется только по приговору суда от имени государства.
Наказание, назначенное судом за совершенное общественно опасное деяние, есть ни что иное, как форма реализации уголовной ответственности.
Система наказаний и ее значение
Система наказаний и ее значение. Указанные в ст. и 88 УК РФ виды наказаний уголовной ответственности образуют систему видов наказания, позволяющую суду на основе закона с учетом опыта судебной практики, общественного правосознания и научных рекомендаций рационально и по возможности эффективно использовать различные меры воздействия на осужденного, сочетая имущественные лишения, ограничения собственно личных неимущественных неотъемлемых прав и интересов, воздействие на психологическую структуру личности, ограничение использования своих профессиональных возможностей в будущем.
По действующему УК РФ система видов наказания в целом и каждый отдельный вид наказания содержат в себе комплекс различных средств воздействия на осужденного, который индивидуализируется судом при вынесении приговора, а органами исполнения наказаний неуклонно реализуется в соответствии с законом. Предписания о видах наказания в данной статье представляют собой действующее право, т.е. легитимную волю государства. Они подлежат неуклонному исполнению при сохранении возможности научной критики. Мнение о мягкости или жесткости существующей системы наказания не может оправдывать попытки принятия незаконных решений.
Суд и органы, исполняющие наказание, обязаны считаться с волей законодателя и принимать все необходимые меры для ее наиболее эффективной реализации на основе уважения к действующему закону.
Классификация уголовных наказаний
При наличии высокого разнообразия свойств уголовных наказаний, действующих на территории Российской Федерации, их можно квалифицировать по различным основаниям. Основные виды наказания в уголовном праве:
- ст. 44 УК РФ делит наказания на виды по степени их строгости – определяют 12 полноценных наказаний (13, если считать такой вид наказаний, как смертная казнь);
- ст. 45 УК РФ определяет наказания по потенциальным возможностям – делятся на три группы: основные, дополнительные и смешанные (как основные, так и дополнительные);
- ст. 45 УК РФ также распределяет наказания по выполняемой ими нагрузке и роли в вопросах реализации целей наказания, так есть основные, выполняющие главную роль, и дополнительные, выполняющие вспомогательные функции.
Основные и дополнительные уголовные наказания
Уголовный кодекс РФ в статье 44 насчитывает 13 видов уголовных наказаний, которые подразделяются на три основные подгруппы: 1. Наказания, которые применяются исключительно, как основные (те, которые призваны нести основную нагрузку в реализации стоящих перед наказанием целей):
- обязательные либо исправительные работы,
- ограничения свободы,
- арест,
- ограничения по военной службе,
- содержание в дисциплинарной воинской части,
- лишение свободы на определенный судом срок,
- пожизненное лишение свободы,
- смертная казнь (в России существует мораторий на смертную казнь).
Отличительными особенностями основных видов наказания является то, что они прямо указываются в санкциях за все преступления, перечисленные в статьях УК РФ, а также назначаются судом всегда, если суд имеет убеждения о необходимости назначить виновному уголовное наказание. Кроме того, основные виды уголовного наказания применяются только как самостоятельный вид наказания.
2. Наказания, которые назначаются как дополнительные:
- Лишение специального, почетного или воинского звания,
- Лишение классного чина,
- Лишения государственных наград.
3. Наказания, которые назначаются как основные, так и в качестве дополнительных:
- лишение права наниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности,
- штраф.
Уголовное наказание — штраф
Такой вид уголовного наказания, как штраф (ст. 46 УК РФ), представляет собой денежное взыскание, которое может быть назначено судом в пределах, предусмотренных статьями УК РФ. Сущность данного наказания состоит в ущемлении имущественных интересов лица, совершившего преступление. Размер штрафа определяется двумя способами:
- в виде фиксированной денежной суммы – от 5000 рублей до 5 000 000 руб., точная сумма штрафа определяется судом в зависимости от степени тяжести совершенного преступления и имущественным положением осужденного;
- в виде заработной платы или другого дохода осужденного за период от 2-х недель до 5-ти лет.
Более подробно о наказании в виде штрафа Вы можете прочитать в статье «Штраф, как уголовное наказание».
Уголовное наказание – лишение права
Лишение права заниматься определенной деятельностью либо занимать определенную должность (ст. 47 УК РФ) является наказанием, представляющим собой запрет в осуществлении профессиональной или иной деятельности (например, врачебной или педагогической) или запрет на занимание должностей на государственной службе либо в органах самоуправления. Данный вид наказания может быть как основным, так и дополнительным, он назначается на срок от 1-го года и до 5-ти лет.
При осуждении лица за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления суд может назначить наказание в виде лишения специального, почетного или воинского звания, лишить виновного государственных наград и классных чинов ().
Уголовное наказание – обязательные работы
Обязательные работы (ст. 49 УК РФ) – это общественно полезные бесплатные работы, которые осужденный должен выполнять в свободное от основной работы или учебы время. Объект, где будут осуществляться обязательные работы и их виды, определяются органами местного самоуправления совместно с уголовно-исполнительной инспекцией.
Обязательные работы могут быть назначены на срок от 60-ти до 480-ти часов, работы отбываются осужденным не свыше 4-х часов в день. При злостном уклонении от отбывания обязательных работ, данный вид наказания может быть заменен другим, согласно ч. 3 ст. 49 УК РФ.
Важно! Обязательные и исправительные работы не могут быть назначены в отношении беременных женщин и женщин, имеющих детей до 3-х лет, в отношении инвалидов 1-й группы и военнослужащих, проходящих военную службу по призыву или по контракту на должностях рядового и сержантского состава.
Уголовное наказание – исправительные работы
Исправительные работы (ст. 50 УК РФ), в отличии от обязательных, назначаются осужденному, не имеющему основного места работы и только как основной вид наказания. Место отбывания наказания определяется органами местного самоуправления совместно с уголовно-исправительной инспекцией, однако объект должен находиться в районе места жительства осужденного. Срок исправительных работ, которые назначают осужденному, рассчитывается от 2-х месяцев до 2-х лет.
Наказание реализуется посредством удержания в доход государства из заработной платы осужденного к исправительным работам, размер удержаний устанавливается приговором суда и составляет от 5% до 20%. В случае злостных уклонений от отбывания наказания, суд по представлению уголовно-исполнительной инспекции может заменить неотбытую часть исправительных работ арестом, ограничением или лишением свободы на срок из расчета:
- один день ограничения свободы за один день исправительных работ;
- один день ареста за два дня работ;
- один день лишения свободы за три дня работ.
Уголовное наказание – ограничение по военной службе
Ограничение по военной службе (ст. 51 УК РФ) – это лишение возможности для осужденного повышения в должности и получения воинских званий с одновременным удержанием в пользу доходов государства части денежного довольствия в размере, установленном судом.
Данный вид наказания назначается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет, за это время осужденный не только не может быть повышен в должности, но и срок наказания не засчитывается в срок выслуги лет для присвоения очередного воинского звания.
Также осужденный может быть перемещен на другую должность, в том числе, с переводом в другую часть, если характер совершенного им преступления или иные факты являются решающими в вопросе невозможности оставления его на занимаемой должности.
Уголовное наказание – ограничение свободы
Ограничение свободы (ст. 53 УК РФ) представляет собой содержание осужденного в условиях контроля без изоляции от общества. Ограничение свободы подразумевает:
- невозможность посещения осужденным определенных мест;
- невозможность отсутствия его по адресу постоянного места жительства в определенное время суток;
- невозможность выезда осужденного за пределы определенного муниципального образования без разрешения на то контролирующего инспектора;
- невозможность изменить место жительства, работы или учебы без согласия контролирующего инспектора.
Ограничение свободы назначается осужденным в качестве основного наказания на срок от 2-х месяцев до 4-х лет за преступления небольшой и средней тяжести, в качестве дополнительного на срок от 6-ти месяцев до 2-х лет к лишению свободы или принудительным работам.
Кроме того, на осужденного при назначении наказания судом возлагается обязанность по регистрации в специализированном органе в срок от 1 до 4-х месяцев после вступления приговора суда в законную силу.
В случае злостного уклонения от отбытия наказания, оно может быть заменено на наказание в виде лишение свободы на весь срок ограничения свободы.
Уголовное наказание – принудительные работы
Данный вид наказания регламентирует ст. 53.1 УК РФ , его назначают в качестве альтернативы лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести, а также тяжкого преступления, совершенного впервые.
Принудительные работы назначаются судом тогда, когда есть основания полагать, что осужденный имеет возможность исправиться без реального отбывания наказания в местах лишения свободы.
Важно! Принудительные работы не могут быть назначены осужденному, которому назначено наказание в виде лишения свободы на срок более пяти лет.
Принудительные работы назначаются судом на срок от 2-х месяцев до 5-ти лет. Место осуществления наказания определяется органами и учреждениями уголовно-исполнительной системы. При злостном уклонении отбытия наказания работы заменяются лишением свободы из расчета — один день принудительных работ равен одному дню лишения свободы.
Этот вид наказания не применяется к инвалидам, беременным, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3-х лет, к женщинам и мужчинам, достигшим 50-ти и 60-ти лет, соответственно, а также к военнослужащим.
Уголовное наказание – арест
Такой вид уголовного наказания, как арест, есть заключение осужденного в строгую изоляцию от общества. Во время ареста осужденному не предоставляется свиданий, кроме свиданий с лицами, имеющими право на оказание юридической помощи и не допускается передача посылок, за исключением предметов первой необходимости.
Арест устанавливается на срок от 1-го и до 6-ти месяцев. При замене обязательных или исправительных работ на арест, наказание может быть назначено судом на срок менее 1-го месяца.
Важно! Арест не может быть назначен судом, как уголовное наказание лицам, чей возраст не достиг 16-ти лет к моменту вынесения приговора суда, а также беременным и женщинам, имеющим детей в возрасте до 14-ти лет.
Уголовное наказание – содержание в дисциплинарной воинской части
Содержание в дисциплинарной воинской части (ст. 55 УК РФ), как вид уголовного наказания, назначается военнослужащим, которые проходят военную службу по призыву или по контракту, касаемо должностей рядового и сержантского состава, при условии, что на момент вынесения приговора, срок его службы не окончен.
Данный вид наказания устанавливается на срок от 3-х месяцев до 2-х лет за преступление против военной службы.
Уголовное наказание – лишение свободы
Лишение свободы на определенный срок (ст. 56 УК РФ) являет собой наказание в виде заключения осужденного под контроль с изоляцией от общества, осуществляется путем направления виновного лица в исправительное учреждение общего, строгого или особого режима, а также в тюрьму, колонию поселение, воспитательную колонию или лечебно-исправительное учреждение. Указанный вид наказания назначается судом на срок от 2-х месяцев до 20 лет.
При полном или частичном сложении сроков наказания, назначенного по совокупности преступления, максимальный срок лишения свободы не может быть более 25-ти лет, а по совокупности приговоров – 30-ти лет. Для несовершеннолетних срок наказания по совокупности всех преступлений и приговоров не должен превышать 10 лет.
Уголовное наказание – пожизненное лишение свободы
Данный вид наказания назначается судом только за преступления особой тяжести, посягающих на жизнь человека, либо направленных против общественной безопасности. Пожизненное лишение свободы (ст. 57 УК РФ) назначается только за оконченное преступление. Уголовный кодекс РФ содержит в себе шесть статей, ка которые предусмотрен данный вид наказания.
Данный вид наказания не назначается женщинам, а также мужчинам, которые в момент совершения преступления не достигли совершеннолетия, либо к моменту вынесения приговора достигли возраста 65 лет.
Уголовное наказание – смертная казнь
Смертная казнь (ст. 58 УК РФ) является исключительной мерой наказания, которое может быть назначено только за особо тяжкие преступления. Данный вид наказания осуществляется непублично путем расстрела, в присутствии прокурора, представителя учреждения исполняющего приговор суда и врача, который впоследствии констатирует смерть осужденного.
По факту исполнения приговора, администрация учреждения обязана поставить в известность об этом суд и одного из близких родственников осужденного.
С 1999 г. на территории Российской Федерации введен мораторий на смертную казнь, данный вид наказания заменен на пожизненное лишение свободы!
Органы власти, исполняющие уголовные наказания
В УИК РФ содержится не только закрепление всех видов УН, но и определение органов исполнительной власти, в компетенции которых находится их реализация.
Виды учреждений органов, исполняющих уголовные наказания, включают:
- уголовно-исполнительную инспекцию;
- исправительные учреждения;
- дисциплинарные воинские части;
- исправительные центры;
- арестные дома;
- суды.
Штрафами занимаются непосредственно судебные приставы.
Лишение права на занятие определённой деятельностью устанавливается судом, а контроль над выполнением этого запрета осуществляет уголовно-исполнительная инспекция , дисциплинарная воинская часть, а также администрации тех организаций, в которых работал/собирается работать осуждённый.
Лишение звания, чина или наград производит суд или должностное лицо, которое его присвоило , а также органы ВД (внутренних дел).
Если наряду со специальным званием на его обладателя распространялись определённые льготы, о факте лишения уведомляются соответствующие организации, предоставляющие их.
Обязательные и исправительные работы – прерогатива уголовно-исправительной инспекции .
Ограничения по военной службе входит в компетенцию непосредственного командования части, в которой служит осуждённый.
Ограничением свободы занимаются исправительные центры, а содержанием в дисциплинарной воинской части, соответственно, их руководство.Арест гражданских лиц осуществляют арестные дома , а военнослужащих – руководство гауптвахт или иные гарнизонные отделения .
Лишение свободы относится к компетенции исправительных учреждений исходя из тяжести преступления.
Это могут быть поселения, воспитательные колонии и иные колонии разных типов режима (для пожизненного заключения – особо строгого), тюрьмы.
Сюда же можно отнести следственные изоляторы. Официально они не входят в группу исправительных учреждений, но в силу того факта, что они служат местом закрытого содержания подследственных, условно их можно отнести к таковым.
В теории смертная казнь должна осуществляться специальными учреждениями УИС.
Значение системы наказаний
Значение системы и видов наказания является глобальным не только в теории, но и на практике. Деление наказаний на виды и существование системы является воплощением принципа законности, при котором работа суда четко регламентируется. Ведь в назначении наказания судья не может выходить за рамки закона, нельзя придумывать свои наказания, также нельзя совмещать два основных наказания.
Здесь уже проявляется принцип справедливости. Судья анализирует систему наказаний и на основе материалов дела, степени общественной опасности виновного назначает индивидуальное наказание, которое будет воздействовать на конкретного человека.
Помимо этого, система наказаний позволяет законодателю прослеживать, какой вид наказания является наиболее распространенным, какой не соответствует потребностям современного мира. Это обуславливает необходимость постоянного обновления и совершенствования закона.
ТЕМА 13.
Понятие и цели наказание. Виды наказания.
Понятие и признаки наказания по уголовному праву
Уголовное наказание представляет собой реакцию государства на совершенное лицом преступление. Для самого же преступника наказание - это уголовно-правовое последствие совершенного им преступления.
Понятие наказания определяется в ч. 1 ст. 43 УК РФ: «Наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в предусмотренном настоящим Кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
В уголовном праве выделяются несколько специфических признаков, сочетание которых и образует понятие наказания.
1. Наказание - это особая мера государственного принуждения, отличающаяся от иных мер государственного принуждения как реакция государства на совершение лицом правонарушения, не являющегося преступлением (административное, гражданско-правовое правонарушение и т.д.). Наказание может быть назначено лишь за те действия, которые предусмотрены уголовным законом в качестве преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ).
Основанием применения к лицу наказания может быть только совершение им преступления. Если же лицо не совершило преступления, то наказание не должно к нему применяться ни при каких условиях. Наказание назначается только по приговору суда и от имени государства и в отличие от других мер государственного принуждения влечет за собой особое правовое последствие - судимость, которая погашается или может быть снята при определенных условиях (ст. 86 УК РФ).
2. Наказание носит строго личный характер. Оно применяется лишь в отношении самого преступника и ни при каких обстоятельствах не может быть переложено на других лиц.
3. Наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступление, причиняет ему определенные моральные страдания и лишает его определенных благ, т.е. по своему объективному содержанию наказание - это всегда кара. Однако тяжесть наказания должна соответствовать тяжести совершенного преступления, а в связи с этим - и личности виновного.
Уголовное законодательство предусматривает и цели наказания.
Система и виды наказаний
Системой наказаний является установленный в уголовном законе исчерпывающий перечень видов наказаний, расположенных в определенном порядке.
Значение исчерпывающего перечня наказаний состоит в том, что суд не может назначить осужденному такое наказание, которое не указано в этом перечне.
Ст. 44 УК РФ предусматривает следующие двенадцать видов наказания: 1) штраф; 2) лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; 3) лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; 4) обязательные работы; 5) исправительные работы; 6) ограничение по военной службе; 7) ограничение свободы; 8) арест; 9) содержание в дисциплинарной воинской части; 10) лишение свободы на определенный срок; 11) пожизненное лишение свободы; 12) смертная казнь.
Все виды наказаний, входящие в систему, делятся в УК РФ на три группы в зависимости от порядка назначения наказания: 1) основные; 2) дополнительные; 3) наказания, которые могут назначаться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных (ст. 45 УК РФ).
Основные наказания могут применяться только самостоятельно и не могут присоединяться к другим наказаниям. В соответствии с ч. 1 ст. 45 УК РФ, к ним относятся: обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы и смертная казнь.
Дополнительные наказания назначаются лишь в дополнение к основным и не могут назначаться самостоятельно. Согласно ч. 3 ст. 45 УК, к ним относятся лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
Остальные виды наказания, т.е. штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в соответствии с ч. 2 ст. 45 УК РФ, могут применяться как в качестве основных наказаний, так и в качестве дополнительных.
Виды уголовных наказаний , которые могут назначаться лицам, признанными виновными в совершении преступления, установлены в ст. 44 УК РФ. Перечень наказаний осовременен по сравнению с УК РСФСР 1960 г. (например, исключено такое наказание, как общественное порицание, введены наказания, являющиеся альтернативой лишению свободы, но менее строгие). Построение системы наказаний обусловлено принципом восхождения от менее строгого к более строгому наказанию.
Общими характеристиками системы наказаний является:
Ограниченность видов наказаний двенадцатью их наименованиями, указанными в ст. 44 УК;
Обязательность перечня наказаний для судов, рассматривающих уголовные дела;
Возможность выбора конкретного вида наказания из санкции соответствующей статьи Особенной части УК, по которой квалифицируется преступление, инкриминируемое виновному.
Виды наказаний могут быть сгруппированы по ряду признаков. В УК РФ специально выделена только классификация наказаний на основные (обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь), дополнительные (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград) и те, которые могут применяться в качестве и основных, и дополнительных (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью). Данная классификация закреплена в ст. 45 УК.
Кроме того, виды наказаний могут быть классифицированы по признаку субъекта, к которому они применяются: общие и специальные наказания. Соответственно, общие наказания могут быть назначены любому лицу, признанному виновным в совершении преступления, а специальные – только ограниченному кругу осужденных (к специальным наказаниям относятся ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград).
Далее, по возможности определения срока наказания они подразделяются на срочные и одномоментные (не связанные с установлением определенного срока). К срочным наказаниям относятся все их виды, в которых указан минимальный и максимальный срок: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе, ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы. Одномоментные наказания, исполнение которых не исчисляется сроком, - это штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, смертная казнь.
По характеру воздействия на осужденного наказания могут быть подразделены на:
Наказания, не связанные с лишением или ограничением свободы, суть которых состоит в ограничении других прав осужденного (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, обязательные работы, исправительные работы, ограничение по военной службе);
Наказания, состоящие в ограничении или лишении свободы (ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной воинской части, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы);
Смертная казнь.
Также можно выделить две группы наказаний по принципу применения к совершеннолетним и несовершеннолетним осужденным. В соответствии с ч. 1 ст. 88 УК несовершеннолетним могут назначаться штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, арест, лишение свободы на определенный срок (не свыше десяти лет, как указано в ч. 6 ст. 88).
Существование системы наказаний обеспечивает индивидуализацию наказания и возможность его назначения с учетом всех требований закона, то есть служит дополнительной гарантией законности. Вместе с тем, построение санкций норм Особенной части УК, устанавливающих ответственность за совершение конкретных преступлений, базируется на единой системе уголовных наказаний, указанной в ст. 44 УК.
Штраф.
Минимально строгим наказанием считается штраф. Как правило, его исполнение является одномоментным, и он может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.
Штраф – это денежное взыскание, назначаемое в пределах, установленных общими требованиями и санкциями соответствующих статей УК, содержащих положения об ответственности за конкретные преступления. Правоограничения, которые претерпевает лицо, осужденное к штрафу, состоят в лишении его части имущества. Материальные последствия могут сыграть роль обстоятельств, обеспечивающих частную и общую превенцию.
При назначении наказания, более мягкого, чем предусмотрено за данное преступление (по правилам ст. 64 УК), суд может не назначать штраф в качестве дополнительного наказания, даже если его назначение обязательно предусмотрено санкцией статьи Особенной части УК, по которой квалифицируются действия виновного. Штраф может применяться и в качестве более мягкого вида наказания, на которое заменяется неотбытая часть наказания в порядке ст. ст. 80, 82 УК.
Ч. 1 ст. 46 содержит два варианта исчисления размера штрафа:
В размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей;
В размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.
Штраф в размере от пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период свыше трех лет может назначаться только за тяжкие и особо тяжкие преступления в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК.
Размер штрафа определяется судом на основании трех критериев:
Тяжесть совершенного преступления;
Имущественное положение осужденного и его семьи;
Возможность получения осужденным заработной платы или иного дохода.
Ч. 4 ст. 46 УК РФ определяет особенности назначения штрафа в качестве дополнительного наказания. Его применение в этом качестве ограничено санкциями соответствующих статей Особенной части УК и запрещено в тех случаях, когда в них отсутствует такое указание.
Ч. 5 ст. 46 УК РФ определяет наказания, альтернативные штрафу, на которые он может быть заменен в случае злостного уклонения от его исполнения. Это ограничено пределами санкции нормы Особенной части УК, по которой осужден виновный.
В соответствии со ст. 31 УИК РФ осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора суда в законную силу. В случае, если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. В случае неуплаты осужденным штрафа взыскание производится судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.
Злостно уклоняющимся от уплаты штрафа признается осужденный, не уплативший штраф в тридцатидневный срок и скрывающий свои доходы и имущество от принудительного взыскания (ч. 1 ст. 32 УИК). В отношении таких осужденных судебный пристав-исполнитель направляет в суд представление о замене штрафа другим видом наказания.
58. Обязательные работы.
Ст. 49 УК РФ содержит понятие и характеристику этого вида наказания, не существовавшего в законодательстве РСФСР. Вместе с тем, реально на практике оно применяется только с 1 января 2005 года.
Обязательные работы состоят в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Вид этих работ определяется органами местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Это могут быть работы по очистке и озеленению территорий, осуществление ухода за больными или пожилыми гражданами, подготовка к проведению массовых мероприятий. Данные работы не требуют специальной подготовки либо профессиональной квалификации.
Обязательные работы могут выполняться осужденным только в свободное от основной работы или учебы время. Вместе с тем, лица, нигде не работающие и не учащиеся, могут привлекаться к обязательным работам на полный рабочий день.
Данный вид наказания ограничивает право осужденного на распоряжение собственным свободным временем, то есть, по сути, минимально ограничивает свободу. Кроме того, привлечение к обязательным работам помимо основной трудовой или учебной деятельности осужденного создает и физические нагрузки. Бесплатный характер исполняемых работ также психологически воздействует на осужденного, поскольку в сознании любого гражданина понятия «труд» и «оплата» взаимосвязаны.
Обязательные работы являются срочным видом наказания. В ч. 2 ст. 49 УК РФ установлена их минимальная и максимальная продолжительность: от 60 до 240 часов. Срок обязательных работ указывается в резолютивной части обвинительного приговора. В целях обеспечения режима труда и отдыха осужденного суточная продолжительность обязательных работ установлена не свыше четырех часов в день.
Наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями. Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления).
В соответствии с ч. 2 ст. 27 УИК время обязательных работ не может превышать четырех часов в выходные дни и в дни, когда осужденный не занят на основной работе, службе или учебе; в рабочие дни - двух часов после окончания работы, службы или учебы, а с согласия осужденного - четырех часов. Время обязательных работ в течение недели, как правило, не может быть менее 12 часов. При наличии уважительных причин уголовно-исполнительная инспекция вправе разрешить осужденному проработать в течение недели меньшее количество часов. Предоставление осужденному очередного ежегодного отпуска по основному месту работы не приостанавливает исполнение наказания в виде обязательных работ.
Обязательные работы назначаются только в качестве основного вида наказания (ч. 1 ст. 45 УК).
Основанием для замены обязательных работ более строгим видом наказания является злостное уклонение осужденного от отбывания обязательных работ.
Обязанности осужденного к обязательным работам установлены в ч. 1 ст. 26 УИК. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать правила внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обязательные работы, добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную инспекцию об изменении места жительства.
Злостно уклоняющимся от отбывания обязательных работ в соответствии со ст. 30 УИК признается осужденный:
Более двух раз в течение месяца не вышедший на обязательные работы без уважительных причин;
Более двух раз в течение месяца нарушивший трудовую дисциплину;
Скрывшийся в целях уклонения от отбывания наказания.
В случае злостного уклонения осужденного от отбывания обязательных работ они заменяются ограничением свободы, арестом или лишением свободы. Время, в течение которого осужденный отбывал обязательные работы, учитывается при определении срока ограничения свободы или ареста из расчета один день ограничения свободы, ареста или лишения свободы за восемь часов обязательных работ.
В ч. 4 ст. 49 УК РФ определен круг лиц, которым запрещено назначение обязательных работ:
Инвалиды первой группы;
Беременные женщины;
Женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;
Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву;
Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Таким образом, при назначении этого вида наказания должно учитываться состояние здоровья, возраст и семейные обстоятельства осужденного. В отношении военнослужащих, проходящих службу по призыву, обязательные работы не назначаются, поскольку эти лица и так привлечены к исполнению конституционной обязанности граждан РФ и задействованы в общественно полезных целях. Кроме того, применение в отношении них обязательных работ препятствует прохождению военной службы, имеющей ненормированный график, при котором военнослужащий постоянно пребывает в месте службы.
Система наказаний в уголовном праве является одним из основных понятий, которое более детально анализируется и определяется в уголовно-исполнительном праве. Теория уголовного права дает лишь общее понимание наказания, его назначение и систему. Поэтому для общего ознакомления опишем все эти составляющие и определим значимость наказания для общества в целом. Система состоит из совершенно разнообразных видов наказания, единство которых заключается в целях и задачах.
Понятие и цели наказания
В теории уголовного права под наказанием понимаются способы воздействия со стороны государства на лицо, совершившего преступление. Важно понимать, что человек должен быть осужден судом и реально признан виновным, только тогда к нему применяется наказание, вид и размер которого так же определяется судом. Вся эта информация отражается в приговоре. По отношению к подозреваемому или обвиняемому наказание применять запрещено.
Главной целью системы наказаний в уголовном праве является восстановление справедливости в обществе. Помимо этого, с помощью наказания достигается исправление человека, совершившего преступление, а так же происходит профилактика и предупреждение совершения новых преступлений как этим же человеком, так и окружающими. Очень важно, чтобы наказание было справедливым и соответствовало требованиям закона и принципам права.
Понятие системы наказаний
Определив, что такое наказание в целом, остановимся на Системой наказания в уголовном праве именуется установленный уголовным законом комплекс видов наказаний, который расположен в строгой последовательности. Основанием деления выступает степень тяжести конкретного вида наказания, перечень начинается с самого легкого - штрафа и заканчивается тяжкой карой - смертной казнью.
Комплекс наказаний, установленный в статье 44 УК РФ, является исчерпывающим и не подлежит свободному расширению. Если будут вноситься изменения, то только законодателем. Понятие системы наказания в уголовном праве имеет большое значение. Оно оказывает влияние не только на теорию уголовного права, но и на практику. Следуя дальше, отметим характерные особенности системы.
Признаки системы наказаний
Как важнейший институт, система наказаний в уголовном праве обладает рядом признаков, которые создают ее общее понимание и отличают от других институтов. К ним относятся:
- Вид, размер и, вообще, назначение наказания происходит только от имени государства и компетентного органа - суда.
- Никто из граждан, организаций или органов государственной власти, кроме суда, не может признавать человека виновным в совершении преступления.
- Уголовное наказание налагается только за преступление, совершенное человеком, за правонарушение или проступок оно не назначается.
- Система наказаний в уголовном праве регламентируется только уголовным законом, а значит, никакие другие отрасли права не могут регулировать этот институт.
- Индивидуальность - наказание должно применяться только к тому лицу, которое виновно в совершении преступления, нельзя перекладывать исполнение наказания на другого человека.
Приведенные признаки отличают уголовное наказание от иных видов принуждения со стороны государства, а так же демонстрируют обособленность уголовного права от других отраслей.
Классификация системы наказаний в уголовном праве по характеру ограничений
Как мы упоминали ранее, в статье 44 Уголовного Кодекса России все формы наказания расположены в строгой последовательности. Основанием является степень строгости конкретного вида воздействия. Рассмотрим деление наказаний в зависимости от степени строгости и характеру ограничений, применяемых к нарушителю:
- Моральное воздействие на преступника, которое не ограничивает физически, а направлено на имидж и социальный статус. К таким относятся лишение специального звания или почетного, а так же отзыв классного чина или другой награды, полученной от государства.
- Лишение или ограничение конкретного права или возможности человека, например лишение права находиться на конкретной должности или заниматься тем или иным видом работы (деятельности).
- Материальные ограничения, которые реализуются в виде штрафа или работ.
- Ограничение права на свободу передвижения является самым распространенным. К данной категории относятся лишение свободы, перемещение в дисциплинарную воинскую часть, пожизненное лишение свободы и другие.
Данное основание деления системы наказаний в уголовном праве является одним из самых распространенных, но далеко не единственным.
Основные и дополнительные наказания
Очень важным в теории и на практике является деление наказания в зависимости от их значимости. По данному основанию они делятся на:
- Основные - такие виды наказания, которые назначаются как самостоятельные, их нельзя использовать в качестве дополнительных по отношению к другим и присоединять. Ярким примером является смертная казнь, а так же все виды работ, лишение свободы и иные.
- Дополнительные - такие наказания, которые применяются в сочетании с основными, их нельзя использовать самостоятельно, они всегда дополняют, придают социальной значимости системе наказаний в УП (уголовном праве). Например, лишение определенных званий или наград.
- Комплексные - обособленная группа наказаний, которые применяются и как дополнительные, и как основные. Основания использования такой группы в качестве вспомогательной определены законом. Например, штраф или исключение возможности быть на конкретной должности.
Иные основания классификации
Среди них:
- Наказания, связанные с изоляцией человека от общества, которые подразумевают арест или лишение свободы. В данную группу входят именно те наказания, которые освобождают общество от опасных преступников и правонарушителей.
- Наказания, не связанные с изоляцией. Они так же ограничивают права нарушителя, но другие: право на зарплату, распоряжение имуществом, земельными участками или льготами, труд, свободный выбор деятельности. Это все виды работ, штрафы и иные.
- Исключительная мера - тот вид наказания, на которое наложен мораторий - смертная казнь.
Смягчающие обстоятельства, влияющие на вид и срок наказания
Система наказаний по российскому уголовному праву является исчерпывающей, для того чтобы понять, какое именно из них влечет то или иное преступление, нужно обратиться к Уголовному Кодексу. В последней части статьи определены виды или один вид наказания, предусмотренный за деяние. При назначении и выборе меры воздействия суд ориентируется на некоторые обстоятельства. К смягчающим относят:
- Нахождение в состоянии беременности женщины, совершившей преступление.
- Малолетние дети, которые находятся на попечении нарушителя.
- Несовершеннолетие человека, совершившего преступление.
- Совершение преступления впервые, при этом тяжесть его должна быть небольшой.
- Человек пошел на преступление ввиду тяжелого положения, материального или психологического, а так же в целях помочь страдающему.
- Потерпевший спровоцировал совершение в отношении него преступления своим поведением.
- Явка с повинной и ситуация, когда виновный раскаивается в своем поведении, возместил ущерб пострадавшему.
- Совершение преступления из-за принуждения или по приказу, который нарушитель не мог нарушить и другие обстоятельства, которые определяются индивидуально судом при изучении дела.
Отягчающие обстоятельства
Кроме перечисленных выше смягчающих, есть еще и такие события, которые напротив, отягчают размер или вид наказания. К ним относятся:
- Повторность, когда нарушитель уже не первый раз совершает преступление.
- Ситуация, когда нарушитель не хотел, но в результате его действий наступили тяжелые последствия (например, смерть).
- Совершение деяний в соучастии или в составе специально созданной для этого группировки.
- В качестве помощников привлечение детей, психически или физически нездоровых людей.
- Мотивы так же имеют важное значение - расовый, религиозный или другой вид ненависти, нетерпимости, из мести.
- Противоправное деяние в отношении девушки, которая находится в положении беременности, при этом преступник должен понимать, что она ждет ребенка и другие обстоятельства, которые так же изучаются судом индивидуально.
Размеры и сроки
Большинство видов наказаний измеряются месяцами и годами, и только работы рассчитываются в часах.
- Месяцами и годами рассчитываются:
- Лишение возможности находиться на конкретной должности, заниматься тем или иным видом работ - от 6 месяцев до 20 лет.
- Исправительные работы - от 2 месяцев до 2 лет.
- Ограничение права человека на свободу передвижения - от 1 до 5 лет.
- Взыскания, связанные с прохождением военной службы - от 3 месяцев до 2 лет.
- Арест, который назначается от 1 до 6 месяцев.
- Воздействие в виде помещения в дисциплинарную часть воинскую - от 3 месяцев и до 2 лет.
- Лишение права на свободу может быть вообще пожизненным или от 2 месяцев, а максимум 30 лет.
2. Обязательные работы единственные рассчитываются в часах.
3. Штрафы, конечно же, фиксируются в виде конкретных сумм.
4. Обратим внимание на смертную казнь, она не имеет никакого выражения в сроках или суммах.
Система наказаний по уголовному праву России является уникальной и постоянно дорабатывается, изменяется и дополняется. Поэтому сроки и размеры необходимо постоянно перепроверять и смотреть по положениям уголовного закона, ведь система права - динамичное явление.
Значение наказаний
Разобрав определение и классификацию, перейдем к значению системы наказаний в уголовном праве. Данный институт, конечно же, является очень важным и значимым. Именно он направлен на восстановление социальной справедливости и баланса в обществе. Любой нарушитель закона должен быть подвергнут наказанию, которое, в зависимости от степени опасности совершенных им деяний, изолирует либо по-другому воздействует на преступника. Только тогда, когда население будет видеть и понимать, что нарушение закона влечет серьезные последствия, в обществе наступит порядок и дисциплина, которые важны для построения демократического правового государства.