Виды общественных объединений. Общественные объединения, виды, структура, регистрация

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения – ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях».

Не могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Учредителями общественного объединения являются физические лица и юридические лица – общественные объединения, созвавшие съезд (конференцию) или общее собрание, на котором принимается устав общественного объединения, формируются его руководящие и контрольно-ревизионный органы.

Члены общественного объединения имеют право избирать и быть избранными в руководящие и контрольно-ревизионный органы данного объединения, а также контролировать деятельность руководящих органов общественного объединения в соответствии с его уставом.

Члены общественного объединения имеют права и несут обязанности в соответствии с требованиями норм устава общественного объединения и в случае несоблюдения указанных требований могут быть исключены из общественного объединения в порядке, указанном в уставе.

Важнейшей гарантией свободы объединения является соблюдение принципа добровольности в создании и деятельности общественных объединений. Никто не может быть принужден как к вступлению в какое-либо объединение, так и к пребыванию в нем.

Право на объединение, гарантированное ст. 30 Конституции РФ, «каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется». А также никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Ст. 19 ФЗ «об общественных объединениях» определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства наравне с гражданами Российской Федерации могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений, за исключением случаев, установленных федеральными законами и международными договорами Российской Федерации.

Ограничение пользования этим правом может быть предусмотрено законом в некоторых случаях и для Российских граждан. Возможность таких ограничений для лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства, допускается, например, ч. 2 ст. 22 международного пакта «о гражданских и политических правах», ч. 2 ст. 11 европейской конвенции «о защите прав человека и основных свобод».

В соответствии со ст. 7 фз «об общественных объединениях» общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

Общественная организация;

Общественное движение;

Общественный фонд;

Общественное учреждение;

Орган общественной самодеятельности;

Политическая партия.

Общественной организацией признается основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей, объединившихся граждан. Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено настоящим федеральным законом и законами об отдельных видах общественных объединений.

Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Общественный фонд является одним из видов некоммерческих фондов и представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

Общественным учреждением является не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников и соответствующих уставным целям указанного объединения.

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания.

Политическая партия – это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

  • 20. Подведение итогов голосования на референдуме рф.
  • 2. Выборы признаются соответствующей избирательной комиссией не состоявшимися в случае, если:
  • 21. Юридическая сила решений, принятых на референдуме.
  • 1. Решение, принятое на референдуме, является обязательным и не нуждается в дополнительном утверждении.
  • 8. Если результаты референдума признаны недействительными, комиссия, организующая голосование на референдуме, назначает повторное голосование.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые
  • Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций
  • Различают следующие виды общественных объединений:
  • Общественная организация
  • Общественный фонд
  • 24. Принципы экономической основы конституционного строя рф.
  • 25. Принципы социальной основы конституционного строя рф.
  • 26. Принципы правового статуса личности.
  • 27. Права и свободы человека в рф, отличие от прав и свобод
  • 28. Политические права и свободы граждан рф: общая характеристика.
  • 29. Социально-экономические права и свободы человека и гражданина рф.
  • 30. Право на свободу передвижения, выбор места пребывания и
  • 33. Понятие гражданства и подданства, двойное гражданство,
  • 35. Принципы российского гражданства.
  • 36. Основания и порядок приобретения гражданства рф.
  • 37. Органы, решающие вопросы гражданства.
  • 38. Прием в гражданство рф в общем порядке.
  • 39. Прием в гражданство рф в упрощенном порядке.
  • 40. Гражданство детей при различном гражданстве родителей.
  • 41. Восстановление в гражданстве рф, оптация.
  • 42. Основания и порядок прекращения российского гражданства.
  • 45. Право и порядок въезда и выезда из рф иностранных граждан и лиц без гражданства.
  • 46. Беженцы: понятие, статус.
  • 47. Вынужденный переселенец: понятие, статус.
  • 48. Понятие и формы государственного устройства.
  • 49. Принципы федеративного устройства рф.
  • 50. Компетенция Российской Федерации.
  • 51. Образование нового субъекта в составе Российской Федерации.
  • 52. Республика в составе рф, ее правовое положение.
  • 53. Область, край как субъекты рф.
  • 56. Система органов местного самоуправления.
  • 57. Принципы избирательной системы Российской Федерации.
  • 58. Понятие и виды избирательных систем.
  • 59. Избирательный процесс в рф: понятие и основные стадии.
  • 60. Голосование как основная стадия избирательного процесса.
  • 61. Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса:
  • 62. Правовой статус Президента рф.
  • 63. Порядок избрания Президента рф.
  • 64. Основания досрочного прекращения полномочий Президента рф.
  • 65. Компетенция Президента рф.
  • 66. Правительство Российской Федерации в системе органов
  • 67. Законодательный процесс в рф: понятие, основные стадии.
  • 68. Состав и структура Государственной думы рф.
  • 69. Право и порядок выдвижения кандидатов в депутаты
  • 70. Определение результатов выборов в Государственную думу рф.
  • 71. Компетенция Государственной думы рф.
  • 72. Гарантии деятельности депутата Государственной думы рф.
  • 73. Помощник депутата Государственной думы: порядок назначения,
  • 74. Постоянные комитеты Государственной думы: состав,
  • 75. Совет Государственной думы: состав, полномочия. Полномочия совета государственной думы Глава 2 Регламента Государственной Думы:
  • 76. Право и основания роспуска Государственной думы рф.
  • 78. Порядок формирования Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 79. Компетенция Совета Федерации Федерального собрания рф.
  • 80. Постоянные комитеты Совета Федерации: состав, компетенция.
  • 81. Правовое положение члена Совета Федерации фс рф.
  • 82. Парламентское расследование Федерального собрания рф.
  • 83. Счетная палата Федерального собрания рф: порядок формирования, состав, полномочия. Статус
  • Структура и порядок формирования
  • 84. Порядок образования Конституционного суда Российской Федерации.
  • 85. Принципы деятельности Конституционного суда рф.
  • 86. Полномочия Конституционного суда рф.
  • 87. Акты Конституционного суда рф, их юридическая сила.
  • 88. Требования, предъявляемые к судьям Конституционного суда рф.
  • 89. Правовой статус судьи Конституционного суда рф.
  • 90. Гарантии деятельности судьи Конституционного суда рф.
  • 22. Общественные объединения: понятие, организационно-правовые

    формы.

    Организационно-правовые формы Общественных объединений, виды, формы общественных организаций

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

    Различают следующие виды общественных объединений:

      Общественная организация;

      Общественный фонд;

      Общественное учреждение;

      Орган общественной самодеятельности;

      Политическая партия.

    Общественная организация

    Общественная организация - это основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

    Членами общественной организации в соответствии с ее уставом могут быть физические лица и юридические лица - общественные объединения. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду или общему собранию.

    Суть членства заключается в документальном оформлении участия в организации (заявления, членские билеты и пр.), наличии определенных прав (избирать и быть избранными в руководящие органы), обязанностей (уплачивать взносы и т.п.) и ответственности за несоблюдение устава организации вплоть до исключения из ее рядов. Этим общественные организации и партии отличаются от других видов общественных объединений, основанных на участии.

    Участники - это физические и юридические лица (общественные объединения), выражающие поддержку целям объединения или его конкретным акциям, принимающие участие в его деятельности без обязательного оформления условий своего участия.Общественное движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественное полезные цели.

    Общественный фонд

    Общественный фонд - это один из видов некоммерческих фондов, представляет собой не имеющее членства общественное объединение, цель которого заключается в формировании имущества на основе добровольных взносов, иных не запрещенных законом поступлений и использовании данного имущества на общественно полезные цели. Учредители и управляющие имуществом общественного фонда не вправе использовать указанное имущество в собственных интересах.

    Общественное учреждение

    Общественное учреждение - это не имеющее членства общественное объединение, ставящее своей целью оказание конкретного вида услуг.

    Орган общественной самодеятельности

    Орган общественной самодеятельности - это не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц.

    Политическая партия

    Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

    23. Политические партии: понятие, порядок создания, права и

    обязанности.

    ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА (ПС) РФ: ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ. ПРАВОВОЙ СТАТУС ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

    Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство.

    Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

    Более подробно правовой статус политических партий определяется ФЗ «О политических партиях».

    Отдельно среди общественных объединений выделяются политические партии, создаваемые в целях участия граждан РФ в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, выборах и референдумах, представления интересов граждан в органах государственной власти и местного самоуправления. Основные требования, предъявляемые к политической партии: региональные отделения более чем в половине субъектов РФ; не менее 50 тыс. членов. Запрет на создание региональных партий и ограничение минимальной численности членов партии были признаны соответствующими Конституции РФ постановлением Конституционного Суда РФ от 1 февраля 2005 г.

    Деятельность политических партий строится на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности.

    Политическая партия создается свободно, подлежит государственной регистрации в качестве юридического лица (общественного объединения). Помимо устава политическая партия должна иметь программу, определяющую принципы деятельности политической партии, ее цели и задачи, методы реализации целей и решения задач.

    Членами политической партии могут быть только дееспособные граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста.

    В случае успешного выступления политической партии на выборах (набрали не менее 3 % на выборах депутатов Государственной Думы по общефедеральному избирательному округу, либо избрано не менее 12 депутатов по одномандатным округам в Государственную Думу, либо выдвинутый партией кандидат в Президенты РФ набрал не менее 3 % голосов) политическая партия имеет право на получение государственной финансовой поддержки (из федерального бюджета).

    Только политическая партия (из всех видов общественных объединений) вправе самостоятельно выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти (эта норма вступила в силу с лета 2003 г.).

    Политическая партия может быть ликвидирована по решению высшего руководящего органа либо (в некоторых случаях) по решению Верховного Суда РФ.

    Чтобы сделать правильный выбор, предлагаем Вам сначала ознакомиться с предусмотренными законодательством формами некоммерческих организаций и их отличительными чертами.
    Согласно закону от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 23.12.2003 г.), некоммерческой является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
    В то же время некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения уставных целей и имеют ряд льгот в налогообложении.
    Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

    ГК РФ и Законом «О некоммерческих организациях» определены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

    • Потребительские кооперативы
    • Фонды
    • Учреждения
    • Некоммерческие партнерства
    • Государственные корпорации

    Общественные и религиозные организации (объединения)

    Общим признаком общественных и религиозных организаций (объединений) является цель их создания - они создаются для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Другой признак - общность интересов объединяющихся граждан.
    Подробнее об общественных организациях и их регистрации читайте в разделе Общественные организации.

    Потребительские кооперативы.

    Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. В отличие от других форм некоммерческих организаций, доходы от предпринимательской деятельности кооператива распределяются между его членами.

    Фонды

    Признаками фонда как некоммерческой организации являются - отсутствие членства, имущественная база, созданная за счет добровольных имущественных взносов. Фонд является своеобразным некоммерческим «банком», где сначала аккумулируются средства за счет пожертвований, а затем распределяются на уставные цели фонда - социальные, культурные, образовательные и иные общественно полезные цели. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.

    Учреждения

    Учреждением является организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая частично или полностью этим собственником. При этом имущество закреплено за учреждением на праве оперативного управления, а не собственности. При недостаточности денежных средств учреждения субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник.

    Некоммерческие партнерства

    Некоммерческим партнерством является основанная на членстве некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами для содействия ее членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение общественно полезных целей. Отличительным признаком некоммерческого партнерства является право его членов на часть имущества в случае ликвидации партнерства или выхода из него. Некоммерческое партнерство удобно как объединение лиц свободных профессий (юристов, врачей, писателей и т.п.)

    Автономные некоммерческие организации

    Автономной некоммерческой организацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов в целях предоставления услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и пр. Имущество, переданное учредителями организации, принадлежит ей на праве собственности.
    Эта форма некоммерческих организаций наиболее удобна для деятельности в сфере услуг.

    Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

    Коммерческие и некоммерческие организации могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) в целях координации их деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов. Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица.

    Государственная корпорация

    Новая форма некоммерческих организаций, введенная Федеральным законом № 140-ФЗ от 08.07.1999 г.
    Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Создается на основании закона, которым устанавливаются особенности ее правового статуса.
    Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации. В настоящее время государственная регистрация некоммерческих организацией (за исключением общественных организаций) осуществляется в ИМНС.
    Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать граждане и (или) юридические лица.
    Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным законом.
    Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

    Для регистрации некоммерческой организации согласно закону необходимы следующие учредительные документы:

    • Устав, утвержденный учредителями (участниками), для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства и автономной некоммерческой организации;
    • Учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза;
    • Решение собственника о создании учреждения и устав, утвержденный собственником, для учреждения.

    В общественных объединениях установлена зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы деятельности. Обязательное указание на территориальную сферу деятельности общественного объединения должно содержаться в названии организации . Существуют четыре территориальных вида общественных объединений:

    1. Общероссийское общественное объединение может осуществлять свою деятельность на территориях более половины субъектов РФ и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. В настоящее время в составе РФ - 85 субъектов. Отсутствие необходимого количества структурных подразделений является нарушением и может повлечь за собой ликвидацию общественного объединения. Включение в наименования общероссийских общественных объединений наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается без специального разрешения .
    2. Межрегиональное общественное объединение осуществляет свою деятельность на территориях менее половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и представительства. Для получения данного статуса достаточно иметь отделения минимум в 2 субъектах РФ . Межрегиональные общественные объединения имеют особую структуру, которую, как правило, составляют региональные и местные отделения.
    3. Региональное общественное объединение , деятельность такого объединения в соответствии с его уставными целями осуществляется в пределах территории одного субъекта . Например, Московская общественная организация защиты прав потребителей, как следует из самого названия организации, действует на территории Москвы.
    4. Местное общественное объединение ведет свою деятельность в пределах территории только одного органа местного самоуправления. Например, Местная общественная районная организация автомобилистов Лосиноостровская, действует на территории внутригородского муниципального образования Лосиноостровское города Москвы.

    Отделения вправе приобретать права юридического лица и вправе также осуществлять деятельность на основании своих уставов , зарегистрированных в установленном порядке. При этом цели и задачи отделений не должны противоречить уставу головного общественного объединения. Именно возможность регионального отделения стать самостоятельным юридическим лицом приводит к тому, что при создании регионального отделения, в нем должно быть не менее трех членов - представителей данного региона. Так как общественное объединение создается по инициативе учредителей - не менее трех физических лиц и (или) общественных объединений.

    Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. Содержание права граждан на объединение, основные государственные гарантии этого права, статус общественных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и (или) ликвидации регулируются Федеральным законом «Об общественных объединениях», Гражданским кодексом Российской Федерации и другими законами об отдельных видах общественных объединений.

    Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм:

    Ø общественная организация;

    Ø общественное движение;

    Ø общественный фонд;

    Ø общественное учреждение;

    Ø орган общественной самодеятельности;

    Ø политическая партия.

    Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом общественной организации является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественной организации является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

    Общественные организации представляют собой добровольные объединения людей с целью реализации их общих интересов и социальной активности (например, деятельность экологических организаций, творческих союзов и добровольных обществ по спасению памятников культуры). Их деятельность не сводится к участию в управлении государством, хотя зачастую и приобретает политический характер. Необходимо подчеркнуть так же и то, что общественные организации – это самодеятельные формирования , не подчиняющиеся внешним указаниям (кроме законов государства) и руководствующиеся в своей деятельности совместно разработанными их членами особыми нормативными документами – уставами.

    Общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения. Высшим руководящим органом общественного движения является съезд (конференция) или общее собрание. Постоянно действующим руководящим органом общественного движения является выборный коллегиальный орган, подотчетный съезду (конференции) или общему собранию. В случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.


    Общественные движения отличаются от общественных организаций не только тем, что они могут объединять множество организаций, в том числе и политических партий, причем зачастую различных и даже противоположных ориентаций. В некоторых случаях сочетаются признаки организации и движения (в народных фронтах). Примером такого массового движения является «Общероссийский народный фронт», созданный по инициативе В. Путина с целью объединения усилий общественных организаций с правящей партией «Единая Россия». Обычно движения создаются для выполнения определенной задачи. Вот как, например, определяет задачи «Общероссийского народного фронта» В. Путин:

    «Мы создаём «Народный фронт» для того, чтобы были востребованы все конструктивные идеи, чтобы у гражданского общества – молодёжных, женских, ветеранских организаций, деловых кругов, профессиональных союзов и объединений – была дополнительная возможность непосредственно, напрямую участвовать в выработке важнейших государственных решений».

    Можно выделить такие разновидности общественных движений, как элитные и массовые, консервативные и движения протеста, реформаторские и революционные, насильственные и ненасильственные; в зависимости от объекта борьбы – антивоенные, правозащитные, экологические и пр.; по социальному составу – молодежные, женские, национальные, рабочие, крестьянские и др.

    Характерными чертами общественных движений являются:

    1) относительная диффузность, более низкий уровень организации;

    2) высокая степень стихийности, слабая институционализация.

    Спонтанно возникающие общественные движения всегда обусловлены недовольством людей: одни считают, что надо все срочно менять, другие яростно сопротивляются не устраивающим их изменениям.

    Общественные движения требуют наличия лидеров, способных сформулировать цели движения и повести за собой массы. Движение может возглавляться одним лидером, группой лидеров (в том числе иерархически организованной) или конкурирующими за влияние лидерскими группами.

    Судьба общественных движений различна. Если значительная часть общества поддерживает цели движения, то оно имеет хорошие шансы на институционализацию, в противном случае движение, скорее всего, распадется. Умеренная государственная оппозиция может быть полезна для придания движению морального авторитета, но жесткие меры тоталитарного государства способны уничтожить движение полностью.

    Таким образом, общественные организации и общественные движения – это особые институты политической системы наряду с государством и партиями. В отличие от государственных образований эти организации не имеют властных полномочий и не могут принимать общеобязательные решения. Общественные организации участвуют в решении политических проблем общества, но не властвуют непосредственно как государственные институты.

    Похожие статьи

    © 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.