Коммерческая сфера социально-культурной деятельности и маркетинг. Структура социальной сферы
Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:
- - определять и анализировать социально значимые проблемы и процессы, происходящие в бюджетном и рыночном секторах социальной сферы, в области государственной социальной политики, и прогнозировать их возможное развитие в будущем;
- - уметь анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о развитии бюджетного и платного секторов социальной сферы, выявлять тенденции их развития;
- - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий в различных секторах социальной сферы и в области государственной социальной политики;
- - владеть пониманием основных мотивов и механизмов принятия решений органами государственного регулирования сектора платных услуг.
3.1. Принципы разграничения бюджетного и рыночного секторов в сфере социальных услуг
В современной экономической литературе общепризнанным стало разграничение экономического пространства на рыночный и нерыночный секторы на основе концепций общественного и частного блага, внешнего эффекта, информационной асимметрии и естественной монополии. Они применимы для отнесения социальных услуг к рыночной или нерыночной сфере, а также для выделения смешанной сферы.
Как известно, экономические блага могут быть подразделены на чистые общественные блага, чистые частные блага и смешанные общественные блага. Следовательно, социальные услуги как экономические блага могут быть классифицированы следующим образом:
- - общественные услуги в чистом виде;
- - частные услуги в чистом виде;
- - услуги смешанного характера.
Чистые общественные услуги относятся к общественному (государственному или муниципальному) сектору, где принципы рынка и платности не действуют.
Производство социальных услуг такого рода осуществляется с помощью финансово-налоговой политики (через государственный бюджет и общественные взносы) и избирательной системы (через так называемый механизм общественного выбора). Общественные услуги в чистом виде предоставляются населению бесплатно, но это не значит, что они являются даровыми благами, подобно дарам природы: воздуху, солнечному свету и т. д. Они относятся к экономическим благам, их производство требует немалых затрат общественного труда и финансируется за счет налогообложения. Отделение во времени и пространстве бесплатного предоставления населению таких услуг от источников их финансирования через госбюджет и налоговую систему может создавать фискальную иллюзию у людей, что чистые общественные услуги - это дар природы.
На практике такой отрыв непосредственного оказания услуг от их финансового обеспечения приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, но оно решительно выступает против повышения налогов, которое необходимо для расширения производства такого рода благ.
Социальные услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами:
- - совместный характер их потребления, неделимость и неизбирательность;
- - объективная техническая или экономическая невозможность исключения из потребления и возможность потреблять блага, не оплачивая их;
- -отсутствие конкурентности и перегружаемое™ (уменьшения потребления с появлением новых лиц).
Все указанные свойства чистых общественных услуг взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. Чистые общественные услуги дают значительный внешний эффект, но трансакционные издержки по учету и частному присвоению такого эффекта велики. Экономически невозможно с помощью института частной собственности (через реализацию исключительного права частного присвоения вещи) и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами только индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает для индивидов возможность потреблять эти услуги, не оплачивая их.
Возникает проблема “безбилетного пассажира”. Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги, так как выгоды от их предоставления могут получить не только непосредственные участники сделки, но и третьи, посторонние лица, которые не несут никаких издержек по производству такого рода услуг.
Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям независимо от их индивидуального предпочтения. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, что улучшение положения одного участника отношений осуществляется за счет ухудшения положения другого, как это происходит в условиях конкуренции и достижения экономического оптимума на рынке частных благ.
Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения. В секторе чистых общественных услуг рынок не срабатывает, и попытки перевести его на принцип платности были бы искусственными, это не дало бы желаемого эффекта.
К чистым общественным услугам относятся услуги государственного и муниципального управления, услуги по обеспечению внешней и внутренней безопасности. Они формируют нерыночный сектор услуг. Его отличительными признаками является финансирование за счет бюджетных средств и некоммерческая деятельность, т. е. деятельность, ориентированная не на получение прибыли, а на осуществление социальной миссии, характеризующаяся активным использованием политического механизма и административных ресурсов. Эффект от некоммерческой деятельности носит комплексный характер и необязательно имеет денежное выражение.
Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:
- - индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
- - исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг (равномерное распределение информации между всеми участниками сделки).
Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, целиком и полностью включатся в рыночные отношения . Их производство осуществляется на основе частной собственности и свободной конкуренции. Основой рыночного конкурентного механизма в секторе частных услуг являются равновесные цены, которые определяются законом спроса и предложения на рынке услуг.
К рыночному сектору социальных услуг относятся услуги розничной торговли, общественного питания и ресторанного бизнеса, бытовое обслуживание населения, деловые услуги, услуги финансово-кредитных структур гражданам и личные страховые услуги, а также услуги связи, предоставляемые населению, пассажирского транспорта, шоу-бизнеса, профессионального спорта.
Предприятия рыночного сектора социальных услуг являются коммерческими организациями. Они функционируют на принципах коммерческого расчета. Их отличительной особенностью является предпринимательская самостоятельность в принятии экономических решений. Деятельность таких организаций нацелена на получение прибыли и, как правило, сопряжена с хозяйственным риском. Для минимизации рисков используются такие рыночные инструменты, как коммерческая тайна и страхование. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий состоят из собственных источников (прибыли и амортизации), средств, мобилизуемых на финансовом рынке (продажа собственных акций и облигаций, кредитные ресурсы), и денег, поступающих от финансовой банковской системы в порядке перераспределения (дивиденды и проценты по ценным бумагам, страховые поступления). В составе денежных средств, поступающих предприятиям рыночного сектора услуг в порядке перераспределения, могут быть бюджетные субсидии.
Ведущую роль в формировании собственных финансовых ресурсов коммерческих организаций играют прибыль и амортизация. В отличие от амортизационных отчислений прибыль не остается полностью в распоряжении предприятий, ее значительная часть через налоговую систему поступает государству, являясь источником формирования доходной части бюджетов разного уровня. Бюджетные средства в финансировании предприятий рыночного сектора услуг составляют небольшую долю.
С усилением общественной значимости отдельных видов экономической деятельности в сфере рыночных социальных услуг их бюджетная составляющая в финансовом обеспечении возрастает. Так, за счет бюджетных субсидий осуществляется организация льготного питания учащихся, транспортное обслуживание льготных категорий населения по социальной карте, предоставление ритуальных услуг, лекарственное обеспечение льготников.
Немало социальных услуг занимают промежуточное положение между нерыночным и рыночным секторами услуг. Они характеризуются сложной диалектикой сочетания общественных, коллективных и индивидуальных начал. Переход к рыночной экономике в России в условиях ограниченности бюджетных средств сопровождался тенденцией к неоправданно высокой коммерциализации и приватизации многих предприятий, оказывавших социальные услуги. Возник рынок таких услуг, который стал интенсивно развиваться. Даже в таких социальных отраслях, как образование и здравоохранение, которые традиционно были отраслями бюджетной сферы, финансируемыми исключительно за счет бюджетных средств, был создан негосударственный сектор, широко использующий внебюджетные средства, а в государственных профессиональных учебных заведениях и медицинских учреждениях открылись платные отделения. В сфере культуры, особенно в ее аудиовизуальных подотраслях, получил широкое развитие коммерческий сектор. Весьма продвинутыми в развитии рыночных отношений являются такие отрасли социальной сферы, как жилищно-коммунальное хозяйство, туризм, физическая культура и спорт, санаторно-курортное обслуживание. Здесь рыночный сектор занял доминирующее положение, а социальному сектору, финансируемому за счет бюджетных средств и ориентированному преимущественно на обслуживание социально уязвимых и низкодоходных групп населения, отведено скромное место.
Соотношение рыночного и нерыночных секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень развития рынка социальных услуг и его масштабы меняются в зависимости от действия разных факторов.
Во-первых, на соотношение рыночных и нерыночных начал в сфере социальных услуг влияет изменение технологий и технических условий производства. Так, в связи с появлением мобильной коммуникационной технологии и технической реализации принципа обратной связи “производитель *-» «-> клиент” стало возможным сузить и ограничить естественную монополию и расширить тем самым сферу действия принципов исключаемости и конкурентности услуг.
Во-вторых, рост материального благосостояния и платежеспособного спроса населения при одновременном повышении социальной ответственности членов общества приводит к тому, что становится возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать их финансирование на семейный бюджет. Иными словами, происходит процесс приватизации сферы общественного финансирования, и соответственно с этим идет процесс становления и расширения рынка новых видов платных услуг, которые ранее относились к общественному сектору социальных услуг. Так, в 80-е гг. прошлого века в ряде стран Западной Европы была осуществлена приватизация муниципального сектора жилья, и за счет этого произошло расширение рынка жилищно-коммунальных услуг. Приватизация затронула ряд услуг транспорта, связи и коммуникации. В России, где в советский период огосударствление охватило почти всю сферу услуг и многие смешанные услуги рассматривались как социально значимые (например, услуги службы быта, пассажирского транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, общественного питания, культурно-рекреационные услуги и т. д.), структурные сдвиги в сфере социальных услуг в сторону расширения платного сектора в связи с приватизацией были еще более существенными.
В-третьих, в странах с развитой рыночной экономикой интенсивно идет процесс трансформации собственности под воздействием двух взаимодействующих тенденций - развития ассоциативных, корпоративных форм собственности, включая транснациональные формы, и расщепления собственности на пучок правомочий. Усложнение взаимодействия этих правомочий идет с одновременным возрастанием финансово-денежного фактора в отношениях собственности. Финансы превратились в ключевое звено управленческого воздействия на все сферы жизни общества, в том числе на сферу услуг, финансовые институты выполняют функции заказчика и контролера сервисной деятельности. Ныне получили широкое распространение различные формы контрактных отношений участников сервисной деятельности с активным использованием разных правомочий собственника и института доверительного управления, доверительной собственности. Но при этом действует принцип “кто платит, тот и заказывает музыку”. Контрактные отношения дали возможность широко внедрить как реальные, так и квазирыночные отношения, т. е. отношения “внутреннего рынка” в сфере чисто общественных и социально значимых услуг. Так, например, институт государственных заказов и государственных закупок допускает существование в сфере обороны частного сектора по производству военной техники и военного обмундирования, исполнение государственных военно-строительных программ частными компаниями и т. д. В области социально значимых смешанных услуг в результате широкого развития контрактных отношений стало возможным отделить производство услуги от ее финансирования, т. е. стало возможным организовать производство услуг на основе привлечения негосударственных и частных структур, а представлять и финансировать интересы потребителей от имени государственных и муниципальных органов социальной сферы. При этом допускается финансирование таких некоммерческих организаций, работающих в условиях рынка, не только за счет государственных, но и негосударственных источников.
В-четвертых, на соотношение рыночных и государственных начал в социальной сфере оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов: войн, финансово-экономических кризисов, революций и т. д.
Развитие рыночных отношений в сфере услуг подвержено также влиянию политического фактора.
Так, во многих странах Европы в период Второй мировой войны и в первые послевоенные годы народное хозяйство имело много черт мобилизационной экономики, и, соответственно, многие смешанные социально значимые услуги (транспорт, связь, жилищно-коммунальное хозяйство, образование и здравоохранение) находились в сфере государственного управления и государственного финансирования. Действие рынка было сильно ограничено. В первые годы после войны сказались ограниченность платежеспособного спроса населения и сильное влияние фактора инерции социальной солидарности всех слоев (социального эгалитаризма), которая сложилась в военный период.
В 80-х гг. прошлого столетия ситуация в развитых странах Европы изменилась в связи с огромным дефицитом государственного бюджета из-за чрезмерно возросших общественных расходов и налогового бремени, обусловленных процессами старения населения. Маятник соотношения государственного и рыночного секторов в экономике вообще и в сфере социальных услуг в частности качнулся в сторону развития частного сектора и рыночных отношений. Приватизация сильно затронула общественный сектор социальных услуг. В некоторых странах (например, в Германии, Австрии, Франции, скандинавских странах) были сильны исторические традиции государственности в таких отраслях, как высшее образование, здравоохранение, культура, транспорт, связь. Это не могло не сказаться на развитии рыночных отношений в них. В России в конце XX в. верх взяла тенденция расширения рыночных отношений и ограничения государственного сектора в сфере услуг. В некоторых отраслях услуг впервые сформировался рынок.
В мире нет страны с развитой экономикой, где бы государство активно не занималось регулированием хозяйственной деятельности. Поэтому речь может идти не об устранении государственной собственности, а об устранении ее монопольного положения.
В России на начальном этапе экономических реформ было подвергнуто сильной критике тотальное огосударствление советской экономики. Особенно очевидными были изъяны всевластия государственной монополии в отраслях материально-бытового обслуживания, розничной торговле, гостиничном хозяйстве, общественном питании и других отраслях, оказывающих услуги индивидуального пользования, где могут эффективно работать малые и средние предприятия и могут быть широко задействованы частная инициатива и предпринимательская деятельность.
Этим обосновывалась необходимость преодоления тотального огосударствления экономики и перехода к современной рыночной экономике, базирующейся на равноправии всех хозяйственных укладов и форм собственности.
Принцип многообразия форм собственности и хозяйственных укладов реализуется и в сфере социальных услуг, но с учетом особенностей ее отраслей.
В современных условиях в России существуют следующие группировки институциональных структур сферы социальных услуг (учреждений, организаций и предприятий):
- - казенные учреждения, оказывающие государственные и муниципальные услуги на нерыночной основе. Они функционируют на основе принципа оперативного управления и финансируются исключительно бюджетными средствами в соответствии со сметой расходов бюджетного учреждения, а контроль за исполнением их сметных расходов осуществляется через систему государственного казначейства;
- - государственные и муниципальные бюджетные и автономные учреждения, оказывающие социально-культурные услуги. Они функционируют на основе смешанной многоканальной системы финансирования с использованием бюджетных субсидий, обладают правом хозяйственного ведения в сфере внебюджетного финансирования, и вместе с тем расходование их бюджетных средств находится под контролем системы государственного казначейства. За государственными и муниципальными органами управления не сохраняется субсидиарная ответственность по обязательствам бюджетных и автономных учреждений;
- - негосударственные некоммерческие организации, оказывающие разнообразные услуги социальной и благотворительной направленности. Они функционируют на основе смешанного финансирования, сочетающего сильную диверсификацию негосударственных финансовых поступлений с возможностями получения бюджетных ассигнований в случае участия в реализации государственного социального заказа. Хозяйственная деятельность негосударственных некоммерческих организаций отличается большой финансовой независимостью (автономией);
- - коммерческие структуры в сфере социальных услуг. Они функционируют на основе предпринимательской деятельности, т. е. деятельности с целью получения прибыли, сопряженной с коммерческим риском, выступают как субъекты рынка услуг.
Таким образом, организационно-экономический механизм в сфере социальных услуг формируется с учетом как отраслевой направленности сервисной деятельности, так и особенностей институциональной структуризации услуг.
- Чистые частные услуги, производимые в домашнем хозяйстве,в семье, в порядке самообслуживания и не с целью продажи, могутбыть не включены в систему рыночных отношений.
«Все существующие в обществе структуры можно разделить на три части (сектора).
Первую часть или первый сектор составляют государственные органы, которые охватывают все три ветви государственной власти: законодательную (парламент), исполнительную (президент, правительство, исполнительные органы на местах) и судебную (вся система судебных органов). Другими словами, первый сектор – это и есть государство как организация политической власти.
Второй сектор – это вся совокупность предприятий и иных организационных структур, как государственных, так общественных и частных, которые занимаются производственной деятельностью, а также оказанием услуг. Это, в сущности, те структуры, которые составляют экономическую основу общества. Главной целью их деятельности является получение прибыли. Именно для этого сектора первостепенное значение имеет рыночная экономика, рыночные отношения, без которых его существование просто немыслимо.
Третий сектор охватывает широкий спектр различный организаций, которые не входят в первые два. Некоммерческие организации – самое широкое определение. Это такие организации, которые созданы не с целью извлечения прибыли и распределения её между создателями, а с целью оказания кому-нибудь помощи, открытия нового дела, внесения каких-то изменений в существующий порядок вещей. В понятие "некоммерческие организации" входят и политические партии, и профсоюзы, и религиозные организации, и, к примеру, общества пчеловодов, секции любителей карате. Все самые разные объединения людей, не имеющие статуса государственных организаций и не распределяющие прибыль, подходят под определение "некоммерческие организации". Черты, специфически присущие только третьему сектору, следующие:
· выражение инициативы некоммерческого характера;
· самоорганизация на основе объединения;
· демократическая система управления;
· дух добровольческой работы;
· стремление к достижению общественного блага;
· самопомощь и помощь ближнему.
К третьему сектору относятся различные формы зарегистрированных и незарегистрированных объединений, созданных по инициативе граждан с целью:
· выражения и защиты интересов определенных социальных и профессиональных групп;
· достижения значимых для общества изменений;
· раскрытия потенциала каждой личности.
К некоммерческому сектору в России относятся следующие организации:
1) юридические лица, зарегистрированные в одной из следующих организационно-правовых форм:
· общественное объединение;
· религиозные организации;
· политические партии;
· профессиональные союзы;
· потребительский кооператив;
· объединение юридических лиц (ассоциация и союз).
2) филиалы и представительства указанных выше организаций, созданные на основе указанных выше законов;
3) незарегистрированные организации (не имеющие статуса юридического лица), но аналогичные одному из указанных типов организаций и удовлетворяющие в целом определению некоммерческой организации. Белорусское законодательство не декларирует возможности для деятельности незарегистрированных НПО. В 1997 году пресс-служба Министерства юстиции России проинформировала российские средства массовой информации о том, что на территории России могут действовать только те политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения, которые зарегистрированы и имеют статус юридического лица. При необходимости же информирования о деятельности организаций, не имеющих статуса юридического лица, рекомендуется использовать слова: "незарегистрированное", "нелегальное", "нелегитимное" или другие соответствующие определения;
4) иностранные организации, имеющие некоммерческий статус в своих странах, или статус, эквивалентный определенному выше для некоммерческих организаций в России, возможность деятельности которых легализована на территории Беларуси вышеперечисленными законами.
Понятие "общественное объединение" используется в России для обозначения организаций, принадлежащих к третьему сектору. В научной литературе существует ряд терминов, служащих для определения этого явления. Наиболее часто встречаются такие, как "некоммерческий сектор", "неприбыльный сектор", "неправительственный сектор", "третий сектор", "независимый сектор", "благотворительный сектор", "добровольный сектор". Каждое из этих названий акцентирует внимание на какой-либо важной стороне деятельности неправительственных организаций: неприбыльном характере деятельности, автономии от государственных структур, промежуточном положении в обществе, ориентации на оказание благотворительных услуг, добровольности членства и участия в акциях организаций.
Тем не менее, общепринято во всем мире называть такие организации неприбыльными неправительственными (негосударственными) организациями, тем самым подчеркивая их независимость от государства и фокусируя внимание на благотворительных целях, а не на зарабатывании денег.
Понятие "негосударственный" само по себе может включать коммерческий мир целиком, и поэтому не является достаточным.
Понятие "неприбыльный" в отдельности звучит довольно странно, так как возникает вопрос о том, каким образом финансируется деятельность подобной организации. В таком случае это подразумевает, что средств на зарплату и прочие расходы нет, и что все делается на безвозмездной основе.
Созданные самими гражданами и по инициативе граждан, некоммерческие организации постоянно говорят обществу о его проблемах, и сами находят новые пути решения проблем.
На данном этапе социально-экономического развития российского общества некоммерческие организации в большинстве своем создаются с целью самопомощи, поскольку государство не проводит последовательной политики в социальной сфере и не располагает действенной системой социальной защиты. Недостаточно средств даже на то, чтобы поддерживать систему социального обеспечения особо нуждающихся групп хотя бы на прежнем "доперестроечном" уровне. В то же время число людей, которых следует отнести к разряду особо нуждающихся, постоянно растет. Вот и объединяются эти люди в некоммерческие организации с очень простой целью: помочь самим себе выжить. Проводимая ими работа отличается от традиционной помощи "сверху" тем, что члены организации кровно заинтересованы в решении проблемы. А, как известно, степень личной заинтересованности во многих случаях является определяющим фактором успеха. Кроме того, между проблемой и людьми, которые пытаются её решить, нет длинной бюрократической цепочки. Это позволяет не распылять средства и действовать гораздо оперативнее. Наконец, любая проблема может иметь множество решений. Однако они в разной степени соответствуют реальным нуждам общественных групп, в интересах которых проблема решается. Очевидно, что некоммерческие организации в силу интенсивных и лишенных формализма контактов с населением будут более чутко реагировать на его реальные нужды. Представители некоммерческих организаций ежедневно сталкиваются с бедностью, бесправием, несправедливостью в отношении самых широких слоев населения. Осознавая свою ответственность, именно представители общественных объединений предлагают конструктивное сотрудничество в плане решения общей задачи – реформирования социальной сферы путем стимулирования роста доходов населения, формирования нового механизма финансирования социальных программ и проектов, преодоления государственной монополии в этой сфере, а главное – привлечения разнообразных ресурсов некоммерческого сектора.
Российский некоммерческий сектор включает более пяти тысяч организаций, которые реализуют общественно полезные проекты (социальная работа, образование, культура, охрана здоровья, экология, защита прав человека и другие области); тысячи рабочих мест и добровольцев, безвозмездно работающих в интересах других людей; сотни тысяч людей, для которых благотворительные организации – жизненно важный источник помощи и надежды; сотни миллионов рублей пожертвований от международных благотворительных фондов и частных лиц ежегодно.
Некоммерческими организациями созданы уникальные методики работы с самыми разными категориями населения, которые не только помогают людям решать их проблемы, но и раскрывают человеческий потенциал, пробуждают гражданскую инициативу.
Государственная статистическая отчётность по общественным объединениям, политическим партиям как в разрезе различных форм собственности (государственной и негосударственной), так и в разрезе организационно-правовых форм с подразделением на коммерческие и некоммерческие не ведется. Государственная статистическая отчётность ведется только по потребительской кооперации как хозяйственной системе.
Среди общественных объединений тоже есть немало "подвидов". Это и общественные организации, и общественные движения, и общественные фонды. Два главных подвида – организации, созданные людьми, чтобы помочь самим себе, и организации, созданные, чтобы помочь другим. Первые чаще всего называют общественными организациями, а другие – благотворительным. Представьте себе общество предпринимателей или ассоциацию выпускников. Они объединяют людей по признаку общего интереса, как правило, в них есть формальное членство, и работают они только на благо членов этого конкретного общества. Первая мысль человека, который оказался в трудной ситуации – найти таких же, как он: поймут, поддержат, не будут задавать лишних вопросов. Объединяются вместе, конечно, не только те, кто в беде, а также все увлеченные одним делом. В число так называемых организаций самопомощи могут входить и профессиональные ассоциации (например, врачей-психиатров), и общества родителей с детьми-инвалидами. Одно их делает похожими: в своих целях и задачах, в своей деятельности они не выходят за рамки членства, помогают только узкой группе людей, основавших эту организацию или вступивших в её ряды.
Благотворительные организации – также могут быть членскими, объединять, например, матерей с детьми-инвалидами или любителей компьютерных игр.
Благотворительные организации не ограничивают круг своей помощи только членами организации, они работают и для других. Задачей благотворительных организаций является милосердие. Во всем мире работой на общее благо является развитие образования, науки; борьба с бедностью; социальная помощь; развитие культуры, спорта; помощь в профилактике и предотвращении катастроф; миротворчество; экология; охрана природы; правозащита.
Если ваш клуб компьютерных игр только лишь предоставляет место и возможности попрактиковаться в игре свои членам – вы просто общественная некоммерческая организация. Если же при нем открыта бесплатная школа юных программистов – это уже благотворительность.
Если вся деятельность матерей с больными детьми – общие собрания и распределение случайной гуманитарной помощи строго между членами организации – это тоже общественная организация. Но если эти же женщины открыли реабилитационный центр для всех детей-инвалидов района, они становятся благотворительной организацией.
Понятие третьего сектора в мире стало распространяться не так давно. Этот глобальный рост неприбыльного сектора в конце XX века, по мнению ученых, стал так же важен, как и процесс становления национальных государств в конце XIX века. Американский университет Джона Хопкинса провел исследование третьего сектора в 32 странах – Австралии, Аргентине, Австрии, Бельгии, Республике Чехия, Израиле, Нидерландах, Польше, Словакии, Франции, Финляндии, Норвегии, Румынии, ЮАР, Германии, Венгрии, Италии, Испании, Колумбии, Ирландии, Мексике, Перу, России, Японии, Великобритании, США, Бразилии, Венесуэле, Египте, Гане, Индии и Таиланде. В результате исследования выяснилось, что в третьем секторе занято больше людей и его деятельность меньше зависит от пожертвований, чем до сих пор принято было думать.
Так, в 10 странах в неприбыльном секторе занят один из 11 в сфере сервиса. В трех странах неправительственные организации создали 13% всех рабочих мест в 80-е годы.
Исследование показало, что неприбыльные организации являются серьезными работодателями. В этом секторе работают 7 млн. человек в США, 1,4 млн. – в Японии и по 1 млн. во Франции, Германии и Великобритании, а в среднем это составляет 3,4% рабочей силы, начиная с 1% в Венгрии, где развитие третьего сектора находится в начале, до 7% в США. Неприбыльные организации тратят много денег: их оперативные расходы составляют от 1,2% валового национального продукта в Венгрии, до 6,3% в США, а в среднем это 3,5%.
Частные дотации составляют лишь малую часть денежных поступлений неприбыльных организаций. Это примерно 10% от общей суммы поступлений, начиная от 20% в США и 19% в Венгрии, до 1% в Японии и 4% в Германии и Италии. В 5 странах неприбыльные организации основную часть поступлений получают от предоставления услуг, в двух других странах основная поддержка идет от правительства. По данным исследователей, труд волонтеров, оцененный в денежном эквиваленте, составляет 6,3% валового национального продукта США.
Предполагается, что потребности населения, возлагаемые на неприбыльные организации, будут возрастать гораздо быстрее, чем возможности сектора их удовлетворить. Во многих странах неприбыльные организации работают без специального законодательного статуса и налоговых льгот, которые есть в США и ряде других стран.
Исследование также показывает, что, несмотря на влияние на национальную экономику, деятельность неприбыльных организаций часто не принимается во внимание. Понятно, что в некоммерческом секторе различных стран мира работают профессионалы. Так, если в неприбыльном секторе США занято 7 млн. человек, то согласно данным исследований на март 1997 года, проводимых центром общественных организаций при Сетонском университете США, 76 университетов и колледжей США ввели программы (три и более курсов для студентов последних лет обучения), нацеленные на изучение различных аспектов управления общественными организациями. Кроме того, 43 университета ввели 1 или 2 курса, в основном по финансовому управлению и общему руководству общественными организациями. Надо отметить, что в 1990 году управление общественными организациями изучалось лишь в 17 университетах США. В Беларуси, России, Украине управление общественными организациями не изучается ни в одном высшем учебном заведении.
Таким образом, третий сектор России находится в самом начале своего развития, успех которого зависит от каждого из нас, желания внести каплю своего труда и творческой энергии в это благородное дело».
Общие со всеми отраслями народного хозяйства экономические черты и отношения, на которые в равной мере воздействуют социально-экономические закономерности развития общества;
Некоторые общие экономические особенности, которые характеризуют определенные отрасли «непроизводственной сферы и связывают их (культуру, образование, науку, физическую культуру, здравоохранение, социальное обеспечение)».
Такими общими (или близкими) социально-экономическими характеристиками обладают:
Отрасли или сферы нематериального производства, результатом функционирования которых является нематериальный продукт;
Отрасли, в которых рабочая сила в процессе производства – как элемент трудового процесса – играет гораздо большую роль, чем в сфере материального производства; в отличие от материального производства на нее не может оказать существенного влияния даже научно-технический прогресс;
Отрасли, в которых в процессе производства оказывается непосредственное воздействие на потребителя (культура, образование, здравоохранение и др.), т. е. происходит «обработка людей людьми»;
Ряд отраслей непроизводственной сферы, в отношении которых необходимо отметить их неэкономическую функцию, большую общественную значимость.
В 70-е годы социальную сферу отождествляли с совокупностью отраслей непроизводственной сферы, что было не совсем правильно. Позже, при выделении социальной сферы из непроизводственной из последней стали исключать науку, государственное управление и финансы и дополнять состав социальной сферы включением индустрии туризма, СМИ и информационных технологий, консалтинга, природоохранной деятельности, пассажирского транспорта и т.д., а также части материального производства социального назначения (например, общественного питания). В связи с разработкой ОКДП (1992) социальную сферу не совсем корректно стали отождествлять со сферой услуг, так как «задачи социальной сферы решаются и при организации других видов экономической деятельности». Существует и более узкое понимание социальной сферы, ограниченное деятельностью по социальному обеспечению и социальной защите определенных слоев населения.
Таким образом, следует предположить, что на настоящий момент достоверного и всеобъемлющего экономического представления о социальной сфере как совокупности отраслей и видов экономической деятельности не сложилось.
Социальная система
Особенностью социальных систем является их сложность, которая обусловлена тем, что основной элемент системы — человек — имеет собственную субъективность и большой диапазон выбора поведения.
Для социальной системы характерны неопределенность функционирования и существование границ управляемости.
Определяющим признаком социальной организации является цель.
Выбор понятия «организация» зависит от конкретной цели социального управления. Наиболее часто понятие подразумевает как объединение людей для достижения общей цели на основе разделения труда.
Организационные структуры социальной сферы распределяются по отраслям:
- образование;
- культура и искусство;
- здравоохранение;
- туризм;
- отдых;
- физическая культура и спорт;
- наука и инновации;
- жилищный фонд;
- коммунальное хозяйство.
Организации социальной сферы могут создаваться государственными органами Российской Федерации, субъектов РФ, а также органами местного самоуправления.
Задачи организаций социальной сферы
Организации социальной сферы осуществляют управленческие, социально-культурные и иные функции некоммерческого характера и финансируются из соответствующего на основе сметы доходов и расходов.
Организации социальной сферы создаются для достижения целей : социальных, благотворительных, культурных, образовательных и др.
Организации социальной сферы могут осуществлять , но не в ущерб основной деятельности, а для достижения целей организации с помощью доходов от предпринимательской деятельности.
Несмотря на все различия, структуры социальной сферы являются сложными системами, имеющими вход и выход и связанными с внешней средой.
Жизнедеятельность организаций социальной сферы состоит из трех взаимосвязанных процессов:
- получение ресурсов из внешней среды;
- использование ресурсов для достижения цели организации;
- передача результата во внешнюю среду.
Организации социальной сферы не всегда могут рассчитывать на финансирование из бюджета.
Задача менеджеров — поиск дополнительных или альтернативных источников финансирования.
В ряде отраслей социальной сферы все большее развитие получают . Это касается образования, спорта, туризма.
Социальная сфера вбирает в себя систему и населения , установленных законами государства и опирающихся на традиции жителей страны. Социальная сфера характеризуется своим ресурсным потенциалом, под которым понимают размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов социальной инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки.
В настоящее время разработаны Национальные проекты , призванные улучшить положение в социальной сфере. Так, на Национальный проект «Здравоохранение» в 2006 — 2007 годах будет потрачено более 145 млрд рублей.
В соответствии с рекомендациями приемлемая доля расходов на социальные нужды должна быть не меньше 20% национального бюджета. США и Япония тратят на социальные цели 19 — 21% , Германия, Англия и некоторые другие страны — несколько больше.
Необходимо также отметить, что здоровье населения существенным образом зависит от объема ВВП. В мире прослеживается закономерность: продолжительность жизни в стране тем выше, чем выше ВВП . Россия по объему ВВП и продолжительности жизни сейчас находится в средней группе стран (в 2006 г. — 65 место).
Вышеприведенная зависимость имеет место и в регионах России. Такое исследование было проведено по регионам Приволжского федерального округа.
Как и любая другая организация, организация социальной сферы занимается проблемами — это весь комплекс вопросов по подбору, отбору, расстановке кадров, их эффективному использованию. При этом организации социальной сферы сталкиваются с проблемами закрепления кадров, что обусловлено относительно низким уровнем оплаты труда. Здесь гораздо большую роль играют другие стимулы работы, например, моральное удовлетворение результатами работы.
Под структурой социальной сферы подразумеваются соотношение и взаимосвязи входящих в нее секторов и отраслей.
Отраслевая структура социальной сферы отличается многообразием входящих в нее отраслей и подотраслей. Имеется несколько подходов к определению состава отраслей, входящих в социальную сферу.
В соответствии с экономическим подходом к социальной сфере относятся отрасли, которые непосредственно удовлетворяют социальные и духовные потребности человека путем предоставления услуг, как правило, не принимающих материальную, вещественную форму (хотя и здесь могут быть исключения типа услуг общественного питания и бытового обслуживания).
Социальная сфера по своему составу близка к сфере, ранее называвшейся непроизводственной, однако не равнозначна ей. В непроизводственную сферу входили и такие отрасли, которые не относятся к социальной сфере: наука и научное обслуживание, связь и информационные услуги для организаций и учреждений, охрана общественного порядка и безопасность. Поскольку непроизводственная сфера представляла собой сферу экономики, непосредственно не связанную с созданием материального продукта, в нее не входили некоторые отрасли, относимые к социальной сфере, например общественное питание и торговля, так как в этих отраслях материальный продукт либо создается, либо доводится до потребителя.
Бурное развитие в нашей стране в последние годы финансово-кредитной сферы экономики привело к созданию большого числа организаций, предоставляющих населению различные услуги финансового характера. Причем, некоторые из этих услуг, например, такие как социальное и пенсионное страхование, жилищное и потребительское кредитование имеют четкую социальную направленность. Однако, на наш взгляд, организации, предоставляющие подобные услуги (внебюджетные фонды, негосударственные страховые и пенсионные фонды, общества взаимного кредитования и т.п.), не могут быть прямо отнесены к социальной сфере, так как они лишь создают финансовые условия для удовлетворения социальных потребностей населения.
В социальную сферу входят также организации, находящиеся в ведении непрофильных, в основном производственных министерств и ведомств, но оказывающие услуги населению.
В настоящее время значительное число негосударственных организаций и учреждений в соответствии со своими уставами занимается различными видами деятельности, в том числе оказанием социальных услуг населению. Причем, часто в государственных органах статистики эти организации зарегистрированы лишь по основному виду деятельности и поэтому их дополнительные услуги не могут быть учтены должным образом. В результате о вхождении негосударственных структур в социальную сферу можно говорить лишь на основании их основной, профильной деятельности.
Для экономики и управления социальной сферой принципиальное значение имеет ее секторальная структура, предусматривающая, что все входящие в нее организации и учреждения могут относиться к одному из трех секторов: государственному, коммерческому и неприбыльному.
Государственный сектор включает в себя государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. При этом государственные организации могут в качестве основной цели своей деятельности иметь извлечение прибыли (унитарные предприятия) или не иметь такой цели и не распределять полученную прибыль между участниками (государственные учреждения).
Коммерческий сектор включает в себя организации, созданные в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, находящихся в частной собственности, и преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.
Неприбыльный сектор состоит из организаций, создаваемых в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций, благотворительных и иных фондов, ассоциаций, союзов, партнерств. Отличительной особенностью данных организаций является то, что они, так же как и государственные учреждения, не преследуют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, а в случае ее наличия не распределяют ее между участниками.
Коммерческий сектор в нашей стране формировался двумя путями. Во-первых, в процессе разгосударствления социальной сферы часть организаций таких отраслей, как торговля, бытовое обслуживание, туризм, гостиничное хозяйство, и некоторых других перешла в частную форму собственности, а во-вторых, образовалось большое количество абсолютно новых предпринимательских структур. Эти два пути формирования коммерческого сектора обусловили различные «стартовые возможности» развития входящих в него организаций социальной сферы. Многие организации коммерческого сектора имеют многопрофильный характер и предоставляют услуги самого различного вида. Это приводит к тому, что в коммерческом секторе как бы «размываются» границы традиционных отраслей, оказывающих социальные услуги.
Неприбыльный сектор экономики образовывался в нашей стране в последние годы либо на базе общественных организаций, существовавших еще в условиях директивной экономики (например, таких как общества инвалидов, Фонд культуры, Общество Красного Креста и Красного Полумесяца), либо в виде вновь созданных благотворительных фондов, общественных организаций и других благотворительных структур.
Рассматривая отраслевую и секторальную структуру социальной сферы, можно отметить, что в таких отраслях, как образование, социальное обеспечение, здравоохранение, в некоторых подотраслях культуры преобладают государственные учреждения; в розничной торговле, бытовом обслуживании, общественном питании, частично в физической культуре большинство организаций относится к коммерческому сектору, а позиции организаций неприбыльного сектора особенно сильны в социальном обеспечении, в культуре и в образовании.
Многообразие организаций социальной сферы обусловливает наличие различных подходов к определению ее состава. Длительное время в России действовал традиционный подход к понятию «социальная сфера», основанный на отраслевом принципе.
Отраслевой состав был зафиксирован в Общероссийском классификаторе «Отрасли народного хозяйства», утвержденном в 1992 году. В соответствии с ним все отрасли экономики были подразделены на две сферы: производственную и непроизводственную, которая часто отождествлялась с социальной.
В дальнейшем были попытки выделения социальной сферы из состава непроизводственной сферы и сферы материального производства. В результате в 80-е годы в соответствии с методическими подходами того времени сфера обслуживания населения включала следующие отрасли: розничную торговлю и общественное питание; бытовое обслуживание; жилищно-коммунальное хозяйство; пассажирский транспорт; связь по обслуживанию населения и непроизводственной сферы; здравоохранение; физическую культуру; социальное обеспечение; народное образование; культуру и искусство.
Информационная интеграция России в мировое сообщество вызвала необходимость пересмотра целого ряда классификаций и создание нового поколения классификаций, ориентированных на перспективы развития национальной экономики. К ним относится группировка хозяйствующих единиц в соответствии с типами экономического поведения по секторам экономики (организации по производству товаров и услуг; финансовые учреждения; государственные (муниципальные) учреждения; домашние хозяйства и общественные организации, их обслуживающие).
Современным подходом к выделению социальной сферы следует считать Общероссийский классификатор видов деятельности, продукции и услуг, утвержденный в 1994 году. В основу этой классификации было положено понятие вида деятельности или «чистой отрасли», то есть однородного технологического процесса по оказанию социальной услуги.
В соответствии с этим классификатором к социальной сфере относятся следующие виды деятельности:
§ оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей, бытовых приборов;
§ гостиничный и ресторанный бизнес;
§ транспортное, складское хозяйство и связь;
§ финансовое посредничество – страхование, пенсионное обеспечение, кроме обязательного социального страхования;
§ государственное управление и социальные услуги;
§ образование;
§ здравоохранение;
§ деятельность по предоставлению коммунальных и персональных услуг;
§ деятельность по распространению информации, культуры, искусства, спорта, отдыха и развлечений;
§ деятельность по ведению частных домашних хозяйств с наемным обслуживанием.
Здесь впервые в состав социальной сферы включены производственные виды бытовых услуг, которые ранее относились к производственному сектору, в качестве самостоятельного вида деятельности были выделены, услуги гостиниц и ресторанов. Собственно социальные отрасли, такие как образование, здравоохранение, жилищно-коммунальное хозяйство, культура и искусство были включены, как и ранее, в качестве самостоятельных видов деятельности.
ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Территориальная организация социальной сферы – это совокупность процессов или действий по размещению ее объектов.
При этом формируются социальные пространственные структуры, тесно связанные со структурами производственными.
Формирование территориальной структуры социальной сферы сложный и, как правило, длительный процесс, развивающийся под воздействием многочисленных факторов, которые могут быть объединены в три группы: природные, населенческие, экономические.
Природный фактор воздействует на формирование социальной сферы и ее размещение чаще всего опосредованно. От природных условий в большой мере зависит размещение населения, его расселение. Это, в свою очередь, предопределяет территориальный аспект потребности населения в услугах организаций социальной сферы. Но есть и прямое влияние природного фактора на размещение отраслей социальной сферы. Таково оно, например, в туризме, развитие которого напрямую зависит от аттрактивности (привлекательности) природы того или иного района. При этом аттрактивность может быть самого различного свойства: красота природы, наличие пляжей, целебных минеральных источников и т.д.
В размещении отраслей социальной сферы очень велика роль населенческого фактора – очень широкого по своему внутреннему содержанию. Как уже было сказано, территориальный аспект социальной сферы напрямую зависит от размещения населения: его концентрация притягивает к себе ее отрасли. Особенно это проявляется в городах, существование которых в наши дни просто невозможно без формирования в них адекватной их развитию социальной сферы. При этом нельзя не отметить, что социальная сфера городов обслуживает население не только тех городских поселений, в которых она размещена, но очень часто население иных городов и районов. Достаточно назвать города – центры туризма (Сочи в России, Ялта на Украине, Ницца во Франции), университетские (всемирно известные Кембридж и Оксфорд в Великобритании, многочисленные университетские города в разных штатах США), религиозные центры (Мекка в Саудовской Аравии) и иные, притягивающие людей извне. Сфера обслуживания должна в большой мере ориентироваться и на это «иногороднее» население.
Многие (обычно небольшие по людности) центры обязаны своим появлением и функционированием именно развитию отраслей социальной сферы. Об этом свидетельствуют и приведенные примеры. Таким образом, можно утверждать, что социальная сферы является одним из градообразующих факторов.
Но воздействие населенческого фактора не ограничивается расселением населения в целом. Большую роль играют: система демографических показателей, особенно поло-возрастной состав, национальный и конфессиональный (религиозный) состав населения, его социальная и профессиональная структуры. Ведь каждая половая и возрастная группа, каждая социальная и профессиональная категория ощущают первоочередную потребность в услугах разных отраслей социальной сферы.
Чрезвычайно велико воздействие на размещение социальной сферы экономических факторов. При этом они очень связаны с фактором расселенческим. В самом деле, расселение населения в решающей мере зависит от размещения производства. Поэтому в большинстве случаев выстраивается прямая цепочка: развитие производства –расселение населения (с его социальными потребностями) – развитие социальной сферы.
Развитие производства и развитие социальной сферы в общем идут взаимосвязанно, однако в разных регионах по-разному. Развитие социальной сферы обычно протекает по одному из трех вариантов:
1) происходит адекватно развитию производства,
2) отстает от развития последнего,
3) несколько опережает его.
Можно полагать, что социальная сфера должна «на шаг» опережать развитие производства – именно «на шаг», потому что значительное опережение сделает функционирование социальной сферы на долгие годы нерентабельным, приведет к замораживанию социальной инфраструктуры. В разных странах и районах можно встретить все три варианта взаимоотношений между развитием производственной и социальной сферы, темпами их формирования. В истории были случаи, когда промышленному развитию вновь осваиваемых районов предшествовал этап их инфраструктурного обустройства, когда заблаговременно создавалась и социальная сфера для обслуживания будущих потребителей ее продукта (например, строительство новой столицы Бразилии – города Бразилиа).
Говоря об экономическом факторе нельзя забывать о финансировании развития социальной сферы, о масштабах и источниках этого финансирования. От этого прямо зависят и масштабы развития социальной сферы, ее отдельных отраслей.
Все перечисленные факторы – природные, населенческие, экономические – оказывают различное влияние на развитие и размещение социальной сферы в различные исторические эпохи, на разных этапах развития общества. Более того, сам спектр отраслей социальной сферы, специализация последней меняются в ходе развития общества, меняются и приоритеты, хотя практически все отрасли социальной сферы в той или иной форме существовали еще в глубокой древности.
Вопросы (ответы) к экзамену по учебной дисциплине «Управление организациями социальной сферы».
1. Предмет и метод курса «Управление организациями социальной сферы» и его место в системе социально-экономических дисциплин. (лекции)
Современные социальные, экономические и демографические условия требуют более пристального внимания к социальной сфере и к организациям социальной сферы, в частности. Эффективная деятельность организаций социальной сферы во многом зависит от степени понимания специфики управления.
Изучение данного курса имеет свои целью ознакомить студентов с особенностями менеджмента, стратегического управления, финансов, предпринимательства, маркетинга, ценообразования, оплаты труда, информационного обеспечения и т.п. в организациях социальной сферы.
Изучает - процессы управления хозяйственной деятельностью организации соц.сферы.
Организации соц. сферы
С позиции экономики
С позиции менеджмента
Организации соц. сферы
Хозяйственная деятельность – совокупность хозяйственных процессов.
Х.д . включает : произврдственную деятельность, коммерческую, финансовую, инфраструктурную, управленческую, правовую, маркетинговую деятельность.
Предмет - что изучает, метод – как изучает.
Предметом курса – является хозяйственный механизм функционирования организаций соц.сферы и процесс управления им.
Метод курса – совокупность способов, инструментов посредством которым изучается предмет курса. (теория организации, какими способами изучается. Теория больших систем, эк. статистики, социологии, истории, философии, логики).
Место в системе соц.экономических дисциплин:
Примеры:
2. Особенности организаций социальной сферы, учитываемые при формировании системы управления.
Организации соц. сферы – рассматриваются в 2ух аспектах: с позиции экономики и с позиции менеджмента.
С позиции экономики – это хозяйствующий субъект, результат деятельности который потребляется непосредственно физическими лицами.
Организации (предприятия, учереждения) – регламентируется законодательством.
С позиции менеджмента , организация – единство физических лиц, устойчиво связанных коммуникативным взаимодействием. Любая организация с позиции менеджмента понятие более емкое, более широкое.
Организации соц. сферы – открытая система. Организация ведет хозяйственную деятельность посредством потребляемых ресурсов.
ПОСТРОЕНИЕ СТРУКТУРЫ УПРАВЛЕНИЯ .
Одним из основных элементов управления организациями социальной сферы является структура управления, отражающая разделение труда и информационные потоки в системе управления.
Для большинства организаций социальной сферы, относящихся к малым и имеющих ограниченный перечень направлений и незначительные объемы деятельности, характерна достаточно простая, малозвенная структура управления. Но независимо от размеров организаций при проектировании их структуры управления должны соблюдаться основные принципы, рекомендуемые теорией менеджмента. При всем своеобразии структур управления в организациях социальной сферы могут быть выделены такие локальные критерии рациональности каждой их них, как адаптивность к среде функционирования, качество и оперативность принимаемых решений, величина управленческих издержек и глобальный критерий – уровень обеспечения реализации цели (целей) организации.
При проектировании или совершенствовании структуры управления организациями социальной сферы следует учитывать, что их целевая ориентация, особенности деятельности и развития определяют соответствующие требования к составу управленческих подразделений. Формирование и дееспособность организаций социальной сферы в определяющей мере зависит от уровня прогнозирования потребностей в оказываемых ими услугах, от эффективности контактов с потребителями услуг, спонсорами, партнерами и т.д.
Рассмотрим основные факторы построения структуры управления:
1. Норма управляемости
Под нормой управляемости понимается количество подчиненных (работников), которыми может эффективно управлять непосредственный руководитель.
При превышении нормы управляемости снижается возможность непосредственного контакта руководителя с подчиненными и тем самым формирования и поддержания сильной корпоративной культуры, являющейся одним из приоритетных направлений менеджмента в организациях социальной сферы в связи со спецификой мотивации их работников. Кроме того, возрастает вероятность появления неформальных групп внутри организации и ряда других проблем.
Французский специалист в области менеджмента В. Грейкунас дал количественную оценку соотношения норм управляемости и числа контролируемых руководителем взаимоотношений и взаимосвязей внутри организации. В соответствии с приведенными расчетами при двух подчиненных число связей равно 6, при трех – 18, при четырех – 44, при пяти – 110, при десяти – 5210. И даже с учетом определенной условности полученных результатов представляется очевидной их значимость при установлении нормы управляемости.
В то же время необоснованное уменьшение нормы управляемости часто приводит к росту числа уровней в структуре управления и, как следствие, к снижению мобильности системы управления, возрастанию административных затрат, бюрократизации аппарата управления.
Определение рациональной нормы управляемости в организациях социальной сферы должно основываться на тщательном учете следующих факторов, характерных для их деятельности в настоящее время:
1) Существенное усложнение системы управления в связи с серьезной переориентацией организаций социальной сферы с директивно устанавливаемых сверху плановых показателей на действительные, разнообразные и динамичные интересы и требования непосредственных потребителей услуг. Данное обстоятельство отражается в усложнении содержания и расширении диапазона функций как руководителей, так и подчиненных.
2) Возрастание интенсивности межгрупповых и межличностных контактов в подразделениях организаций, связанное с решением новых, сложных задач.
3) Наличие в ряде отраслей социальной сферы нестандартных технологий оказания услуг.
4) Недостаточный экономический уровень подготовки значительного числа руководителей организаций социальной сферы.
Перечисленные факторы могут оказывать ограничивающее влияние на норму управляемости.
Напротив, возрастание нормы управляемости может иметь место по мере механизации и автоматизации управленческого труда, стандартизации выполняемых функций управления, повышения уровня квалификации руководителей, укрепления организационной культуры и т.д.
2. Делегирование полномочий
Соблюдение норм управляемости при формировании структуры управления организаций социальной сферой неразрывно связано с процессом делегирования полномочий.
Делегирование полномочий способствует освобождению руководителей организаций от повседневных, текущих дел, позволяя им в большей мере сосредоточиться на решении стратегических задач. Это становится все более актуальным для организаций социальной сферы ввиду возрастающего динамизма окружающей среды и необходимости четкого видения перспектив развития организаций. Данные факторы определяют задачу существенного совершенствования системы управления в организациях, ориентированных прежде на стабильные, нормативно определяемые условия функционирования.
В настоящее время серьезными проблемами для руководителей организаций социальной сферы становится формирование адаптивных структур управления с перераспределением управленческих задач, привлечение и эффективное использование новых ресурсов и т.д.
Делегирование полномочий стимулирует стремление работников, принимающих делегированные полномочия, к повышению квалификации, к участию в процессе реализации целей организации.
Это особенно актуально для тех отраслей и организаций социальной сферы, в которых потребности и интересы работников формировались в условиях жесткой централизации, неэффективной системы стимулирования, отсутствия сильной корпоративной культуры.
Один из знакомых ему руководителей предложил своим сотрудникам пройти обучение на тему «Как выполнить мою работу».
Руководитель вложил много труда в проведение этого курса обучения. Большая часть сотрудников прошла курс обучения и спустя несколько месяцев многие из них на самом деле взяли на себя часть его функции. Очень скоро он обнаружил, что он «управляет», а не носится сломя голову, выполняя массу всяких дел, как бывало с ним раньше.
В той или иной степени делегирование полномочий становится реальностью в деятельности организаций социальной сферы.
Так, во многих российских вузах право принятия решений относительно подготовки кадров, конкурса определенной категории преподавательского состава и по другим вопросам, составляющим содержание деятельности факультетов, передано на уровень деканатов. Отраслевые министерства делегировали организациям социальной сферы права по планированию их деятельности, определению штатной численности персонала, принятию решений по целому ряду других кадровых и финансово-экономических вопросов.
Вместе с тем, делегирование полномочий предполагает соблюдение ряда важных принципов и условий, накладывающих ограничения на перечень и глубину содержания делегируемых функций. В частности, представляется нецелесообразным делегирование функций общего руководства, связанного с определением стратегии развития, проведением организационных изменений, формированием корпоративной культуры организации и другими направлениями управленческой политики, воздействующей на организацию как целостную систему.
Важнейшим принципом эффективной реализации делегирования полномочий является соответствие объема и содержания передаваемых полномочий объему и содержанию делегируемых обязанностей и ответственности.
3. Централизация и децентрализация управления в организациях социальной сферы
Уровень централизации и децентрализации управления в организациях социальной сферы характеризуется количеством уровней управления, объемом и содержанием выполняемых на каждом из них функций, делегированием полномочий и другими показателями.
Определяя политику централизации или децентрализации управления в организациях социальной сферы, нельзя абсолютизировать преимущества той или иной формы управления, абстрагируясь от характеристик конкретных организаций и условий их функционирования.
Возрастание значения таких факторов, как размер организации, необходимость оперативного принятия решений с использованием по возможности полной информации об объекте управления, целесообразность повышения уровня самостоятельности подразделений, определяет стремление к децентрализации управления. Данная ситуация характерна для организаций социальной сферы, расширяющих область своей деятельности путем создания филиалов (в гостиничной, библиотечной, образовательной сети, бытовом обслуживании, в структуре общественных организаций и т.д.).
На макроуровне тенденция децентрализации управления выразилась, например, в освобождении Министерства культуры, Министерства здравоохранения и ряда других министерств от решения ряда проблем управления и перемещения большинства полномочий на уровень субъектов Российской Федерации и регионов, которым отводится главная роль в формировании социальной политики.
Проиллюстрируем процесс децентрализации управления организациями социальной сферы на примере библиотечной сети. В настоящее время библиотеки наделяются правом активного участия в разработке или самостоятельного принятия решений по таким вопросам, которые прежде находились исключительно в компетенции центральных или местных органов управления, в том числе:
а) планирование основных показателей деятельности библиотеки;
б) поиск дополнительных источников финансирования;
в) организация системы оплаты труда (за рамками штатного расписания);
г) определение номенклатуры услуг и организационно- структурных элементов библиотек;
д) организация системы обеспечения необходимыми ресурсами.
В то же время необходимость проведения единой экономической, технической и технологической политики, возрастание риска принятия неэффективных решений при децентрализованном управлении, отсутствие необходимой системы контроля, целесообразность централизованного принятия решений с учетом предполагаемой экономической эффективности и имеющихся ресурсов определяют стремление к централизованным формам управления.
В частности, в библиотечной сфере имеющаяся тенденция к определенной централизации управления обусловлена следующими факторами:
1. Целесообразность, с точки зрения наличия необходимых ресурсов и разработанных технологий, централизованного формирования банка данных о выпускаемой литературе и потребностях в услугах библиотек.
2. Создание в рамках центральной библиотечной системы специализированных подразделений, результаты деятельности которых используются в работе отдельных библиотек.
3. Координация деятельности библиотек на местном и федеральном уровне.
4. Необходимость стандартизации целого ряда технологий и процедур библиотечной деятельности.
Важнейшей экономической особенностью социальной сферы является то, что большинство ее организаций – некоммерческие. Они преобладают в большей части отраслей социальной сферы, за исключением жилищного хозяйства и средств массовой информации. Рассмотрим главные различия между коммерческими и некоммерческими организ-ми.
Коммерческими являются организации, деятельность которых направлена на извлечение прибыли. Они самостоятельно определяют направления своей деятельности, изменяют структуру производимых товаров и услуг, распределяют получаемую прибыль между своими учредителями (участниками).
Некоммерческими являются организации, созданные ради целей, отличных от извлечения прибыли. Статус некоммерческой организации означает запрет на распределение полученной прибыли между учредителями (участниками, членами) организации и ее работниками. Прибыль, если она есть, должна направляться на развитие деятельности организации.
За рубежом понятия "коммерческая организация" и "некоммерческая организация" обычно применяют лишь к частным организациям. Государственные организации выделяются в качестве самостоятельной формы. В нашей стране указанные понятия используются как по отношению к частным, так и по отношению к государственным и муниципальным организациям. Российское законодательство предусматривает, что юридические лица могут быть лишь двух типов: коммерческие организации и некоммерческие организации. Статья 52 Гражданского кодекса Российской Федерации определяет коммерческие организации как преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, а некоммерческие организации – как не имеющие извлечения прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
С точки зрения различий экономических форм организаций вся экономика, и социальная сфера в частности, могут быть разделены натри сектора:
Первый сектор включает государственные (муниципальные) организации. Это учреждения и предприятия, имущество которых находится в государственной или муниципальной собственности.
Второй секто р – частные коммерческие организации, т.е. организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и имущество которых не находится в государственной или муниципальной собственности. В нашей стране частные коммерческие организации существуют в формах хозяйственных товариществ и хозяйственных обществ.
Третий сектор – частные некоммерческие организации. Они не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяют полученную прибыль среди своих участников, а их имущество не находится в государственной или муниципальной собственности. Примерами частных некоммерческих организаций являются общественные и религиозные организации, фонды.
2.Экономическая сущность, функции и уровень з/п в соц.Сфере.
Заработная плата – это основная часть средств, направляемых на потребление, представляющая собой долю дохода (чистую продукцию), зависящую от конечных результатов работы коллектива и распределяющуюся между работниками в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, реальным трудовым вкладом каждого и размером вложенного капитала.
Сущность заработной платы состоит в том, что она представляет собой выраженную в деньгах долю работников в той части национального дохода, которая направляется на цели личного потребления и распределения по количеству и качеству труда, затраченного каждым работником в общественном производстве.
В экономической теории существует две основных концепции определения природы заработной платы :
а) заработная плата есть цена труда. Ее величина и динамика формируются под воздействием рыночных факторов и в первую очередь спроса и предложения;
б) заработная плата – это денежное выражение стоимости товара «рабочая сила» или «превращенная форма стоимости товара рабочая сила».Ее величина определяется условиями производства и рыночными факторами - спросом и предложением, под влиянием которых происходит отклонение заработной платы от стоимости рабочей силы.
Заработная плата выполняет несколько функций:
1.Воспроизводственная функция состоит в обеспечении возможности воспроизводства рабочей силы на социально нормальном уровне потребления, то есть в определении такого абсолютного размера заработной платы, который позволяет осуществить условия нормального воспроизводства рабочей силы, иными словами поддержание, а то и улучшение условий жизни работника, который должен иметь возможность нормально жить (платить за квартиру, пищу, одежду, т.е. предметы первой необходимости), у которого должна быть реальная возможность отдыхать от работы, чтобы восстанавливать силы, необходимые для работы. Также работник должен иметь возможность растить и воспитывать детей, будущие трудовые ресурсы. Отсюда и исходное значение данной функции, ее определяющая роль по отношению к другим.
2.Социальная функция , иногда выделяется из воспроизводственной, хотя является продолжением и дополнением первой. Заработная плата как один из основных источников дохода должна не только способствовать воспроизведению рабочей силы как таковой, но и давать возможность человеку воспользоваться набором социальных благ – медицинские услуги, качественный отдых, получение образования, воспитание детей в системе дошкольного образования и т.д. Кроме того, обеспечить безбедное существование работающего в пенсионном возрасте.
3.Стимулирующая функция важна с позиции руководства предприятия: нужно побуждать работника к трудовой активности, к максимальной отдаче, повышению эффективности труда. Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда.
4.Статусная функция зарплаты предполагает соответствие статуса, определяемого размером заработной платы, трудовому статусу работника. Под статусом подразумевается положение человека в той или иной системе социальных отношений и связей. Трудовой статус – это место данного работника по отношению к другим работникам как по вертикали, так и по горизонтали. Отсюда размер вознаграждения за труд является одним из главных показателей этого статуса, а его сопоставление с собственными трудовыми усилиями позволяет судить о справедливости оплаты труда.
5.Регулирующая функция – это регулирование рынка труда и прибыльности фирмы. Естественно, что при прочих равных условиях, работник наймется на работу в то предприятие, где больше платят. Но верно и другое – предприятию невыгодно платить слишком много, иначе его рентабельность снижается. Предприятия нанимают работников, а работники предлагают свой труд на рынке труда. Как и всякий рынок, рынок труда имеет законы образования цены на труд.
6.Функция формирования платежеспособного спроса работающих по найму . Заключается в определении их покупательной способности, что, в свою очередь, оказывает влияние на совокупный спрос, структуру и динамику национального производства. Действие этой функции позволяет при помощи регулирования величины заработной платы устанавливать рациональные пропорции между товарным спросом и предложением.
7.Производственно-долевая функция заработной платы определяет меру участия живого труда (через заработную плату) в образовании цены товара (продукции, услуги), его долю в совокупных издержках производства и в издержках на рабочую силу. Эта доля позволяет установить степень дешевизны (дороговизны) рабочей силы, ее конкурентоспособность на рынке труда, ибо только живой труд приводит в движение овеществленный труд, а значит, предполагает обязательное соблюдение низших границ стоимости рабочей силы и определенные пределы повышения зарплаты. В этой функции воплощается реализация предыдущих функций через систему тарифных ставок (окладов) и сеток, доплат и надбавок, премий, порядок их исчисления и зависимость от фонда оплаты труда.