Что не относится к основным законам управления. Законы управления влияющие на предприятие управленческих решений
1. Закон единства и целостности системы управления, согласно которому система управления должна содержать в себе все необходимые для реализации единой цели элементы и реализовывать все функции, необходимые для эффективного развития систем и процессов. Несоблюдение требований этого закона будет иметь результатом рост расходов на содержание административного аппарата и несогласованность действий структурных подразделений в организации;
2. Закон обеспечения необходимого количества степеней свободы означает, что любая система управления должна сочетать в себе наличие ресурсов и гибкость в приспособлении к изменениям среды с устойчивостью и жесткостью выполнения норм, стандартов и правил организации. При этом количество степеней свободы управляющей системы должна быть больше числа степеней свободы управляемой системы. Руководитель, ограничен правилами и роль которого сводится к выполнению ритуальных обязанностей визирования документов нет выбора и перестает быть руководителем, поскольку руководство всегда предполагает наличие некоторой степени свободы в оценке ситуации и принятии решений, причем свободы большей той, которую имеют рядовые исполнители. Чем выше организационный ступень, тем больше становятся полномочия и большей ответственности, но и возможности менять ситуацию и влиять на ход организационных процессов тоже становятся больше. Несоблюдение данного закона приведет к потере управляющей системой рычагов влияния на деятельность системы управляемой и к дезинтеграции системы управления;
3. Закон необходимого разнообразия говорит нам о необходимости обеспечения способности субъектов управления учитывать специфичность объектов управленческой деятельности, их многообразие, вызванное различиями в технологиях, требованиях техники безопасности труда, квалификационной и профессиональной подготовке работников, условиями работы и требованиями рынка. Руководители должны понимать несостоятельность типовых инструкций и методов учитывать специфику каждого коллектива работников и каждого операционного процесса – соблюдение законодательных актов, стандартов, ценностей должно создавать основу для формирования принципов и выбора средств практического управления конкретной социотехнические системой (предприятием, организацией или учреждением);
4. Закон соотносительности субъекту и объекту управления (управляющей и управляемой систем) утверждает, что между ними должна существовать функциональная и структурная соответствие с возможностями, уровней, направлений, целей и задач развития. Согласно закону, уровень компетентности сотрудников и функциональная сложность субъекту управления должны превышать аналогичные характеристики объекта управления, а совершенствование управляющей системы должно осуществляться на опережение по отношению к системам низкого уровня иерархии. Генеральный директор компании должен быть более компетентным в вопросам организации операционной деятельности и управления чем руководитель отдела этой же компании, а также обладать более высокой способностью к восприятию новой информации и воплощение инноваций чем его подчиненные. В противном случае можно считать, что руководителем достигнуто «границы некомпетентности» и он или она превращаются в «узкое место» для социотехнической системы (узкое место или bottleneck – так называют явление, когда производительность или возможности целой системы ограничены возможностями того или нескольких элементов этой системы).
По классификации авторов , законы управления делятся на общие и специфические. Специфические зависят от природы и характеристик систем, нами рассматриваются и могут существенно различаться между собой. По общим законам управления, то к ним относятся закон специализации управления, закон интеграции управления, закон экономии времени.
Закон специализации управления: усложнение технологических процессов, появление новых средств труда, новых методов организации производства и информационных систем требует от профессиональных руководителей наличии узкоспециализированных знаний и навыков в различных областях, что приводит к формированию внутри организаций групп руководителей с соответствующими профильными знаниями (технических и финансовых директоров, руководителей PR-подразделений, системных администраторов и т.п.).
Закон интеграции управления: интеграционные процессы внутри организации или в рамках систем управления происходят до тех пор, пока они способствуют высоким темпам инноваций, мобильности, уменьшению стоимости ресурсов и получению «эффекта масштаба» (когда при увеличении размеров организации и количества произведенной продукции затраты на единицу продукции уменьшаются) . Интеграция происходит путем заключения формальных и неформальных договоренностей между субъектами хозяйствования, объединения усилий в сферах общих интересов, содействие налаживанию контактов в коммуникационной и управленческой области деятельности организаций.
Закон экономии времени: эффективность управления и результативность организации зависят от скорости реакции менеджера на изменение рыночной ситуации и мобилизации ресурсов организации для удовлетворения конкурирующих потребностей. Решение вопросов в короткие сроки времени, по сравнению с организациями-конкурентами, позволяет усилить свои позиции на рынке и использовать «эффект новизны», став лидером (проводником) во внедрении изменений, выгодных вашей фирме. Обратным примером действия закона экономии времени является Первый закон Паркинсона, согласно которому «работа занимает все время, отводимое для ее выполнения», то есть большинство дел выполняются руководителями в момент именно потому, что им известны сроки завершения работы, и к их приближения задачи не рассматриваются как первоочередные.
Кроме законов, в менеджменте выделяют закономерности управления. Закономерности управления непосредственно связанные с законами менеджмента, поскольку закономерностью мы называем последовательный проявление действия закона в реальной жизни или наиболее важные и повторяющиеся во времени тенденции, отражающие устойчивые связи между элементами систем управления. Преимущественно исследователями менеджмента выделяются следующие его закономерности :
1. обусловленность теории и практики менеджмента трансформацией форм и методов организации экономических отношений -изменение роли человека в производственных отношениях приводит к изменению управленческих подходов и отношения к оценке человеческого труда.
2. Соответствие содержания управления формам собственности на имущество организации – интересы владельца являются определяющими для менеджеров, поскольку именно эти интересы представляют профессиональные руководители в организациях. Наличие формально декларируемых и реальных скрытых интересов владельцев всегда приводить к реализации и защиты менеджерами именно реальных и скрытых за счет формально заявленных. Собственность определяет критерии оценки эффективности управленческих действий – количественные или качественные, экономические или социальные, а также приоритеты деятельности управленческой системы.
3. Оптимизация уровней управления – поиск разумного баланса между специализацией труда и необходимостью создания управленческой иерархии (создание новых уровней управления), приводить к замедлению процесса принятия решений и потери системой гибкости, и необходимостью уменьшения звеньев управления, которые может привести к увеличению количества об объектов управления, контролируются одним субъектом управления, и к уменьшению роли управляющей системы в деятельности системы управляемой.
4. оптимального использования в процессах управления функции контроля – эффективность реализации данной функции зависит от определенности цели, стандартов выполнения работ и правильной организации процесса контроля: контроль не может быть постоянным, поскольку затраты на выполнение этой управленческой функции превысят доходы от основной деятельности, но контроль не может быть бессистемным, потому что в таком случае его результаты не могут оказывать корректирующее влияние на деятельность объекта управления.
5. Концентрации и динамического изменения функций управления -концентрация управленческой деятельности происходит с помощью основных функций менеджмента, которые предусматривают планирование, организацию, руководство и контроль за деятельностью субъектов и объектов управления. Различия по форме, содержанию и условиям деятельности приводит к возникновению специальных функций менеджмента в результате динамического изменения функций основных (общих).
Вопросы, связанные с законами и закономерностями менеджмента не могут быть нами полностью рассмотрены в рамках данного пункта; к тому же даже приведенные здесь законы и закономерности могут вызвать вопросы относительно интерпретации различных взглядов на то, какие именно причинно-следственные связи являются наиболее определяющими и должны в первую очередь приниматься во внимание менеджерами. Ответом на эту дилемму должно стать правило, известное как бритва Оккама: если существуют несколько описаний одного и того же явления, то выбирай то описание, которое является простым – самое оно будет верным.
ПОДІЛИТИСЯ:
В сфере управления, как и в любой другой сфере сознательной деятельности общества, действуют многообразные законы и закономерности:
Закон единства и целостности системы управления. Система управления должна обладать организационным и функциональным единством. Без обеспечения единства и целостности системы управления невозможна эффективная деятельность ни одной большой системы – ни федерации, ни её субъектов, ни фирмы, ни её подразделений.
Закон обеспечения необходимого числа степеней свободы - системы управления. Число степеней управляющих систем ограничивается рамками принятых в стране законов, нормами исполнительной власти, международными и национальными нормами, обычаями, обыкновениями, субъективными ограничениями. Недостаточное число степеней свободы управляющих систем может привести тот или иной бизнес в тупик, излишнее число степеней свободы – к незаконным или антиобщественным направлениям деятельности.
Закон необходимого разнообразия систем управления. Этот закон предполагает, с одной стороны, разнообразие возможных форм управления, а другой – динамичное изменение их с целью обеспечения функционирования и развития производственных систем.
Закон соотносительности управляющих иуправляемых систем означает, что системы должны соответствовать друг другу по функциональным и структурным возможностям.
4. Характеристика современных концепций управления
Процесный подход был впервые предложен приверженцами школы администра- тивного управления, которые пытались описать функции управления. Однако эти авторы рассматривали функции как независимые друг от друга. Процессный же подход изучает функции управления как взаимосвязанные.
Управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых есть процесс, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также включает серию взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
А. Файоль, которому приписывают первоначальную разработку этой концепции, считал, что существует пять исходных функций. По его словам, «управлять означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. Другие авторы разработали иные перечни функций. Обзор современной литературы позволяет выявить планирование, организацию, распорядительство (или командование), мотивацию, координацию, контроль, коммуникацию, исследование, оценку, принятие решения, подбор персонала, представительство и ведение переговоров или заключение сделок.
Системный подход к управлению позволяет рассматривать организацию как многоплановое явление, связывающее в органичное единство цели, ресурсы и процессы, протекающие в организации и вне ее. Теория систем впервые была применена в точных науках и технике. Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих, это способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система представляет собой целостность, состоящую из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации – открытые системы, поэтому им необходимо взаимодействие с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с внешней средой через проницаемые границы системы. Кроме того, организация как открытая система должна приспосабливаться к изменениям во внешней среде и делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.
Модель организации как открытой системы представлена на рис. 1 На входе организация получает из окружающей среды информацию, капитал, человеческие ресурсы и материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе преобразования организация обрабатывает входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду. Если организация управления эффективна, то в ходе процесса преобразования возникает добавочная стоимость входов. В результате появляются многие возможные дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли рынка, увеличение объема продаж (в бизнесе), реализация социальной ответственности, удовлетворение работников, рост организации и т.п.
Входы Преобразования Выходы
Информация
Материалы
Трудовые
Обработка и
преобразование входов (зависит от эффективности
управления)
Продукция или услуги
Прибыль (в бизнесе)
Социальная
ответственность
Доля рынка
Удовлетворенность
работников
Рис. 1. Организация - открытая система
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, так как позволил использовать возможности и достижения науки в конкретных ситуациях и условиях. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, т.е. конкретный набор обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации.
Разработанный в конце 60-х годов ситуационный подход, не считает, что концеп- ции традиционной теории управления неверны. Системный подход, с которым ситуационный тесно связан, пытается объединить различный частичные подходы. Он также подчеркивает неразрывную взаимосвязь между управленческими функциями и не рассматривает их по отдельности.
Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств. Это, скорее, способ мышления об организационных проблемах и их решениях. Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно. Он расширил практическое применение теории систем, определив основные внутренние и внешние переменные, влияющие на организацию. С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.
Одной из наиболее популярных в 80-е годы системных концепций менеджмента стала теория «7-С» , разработанная двумя парами исследователей, работавших с консультационной фирмой «МакКинзи». Первую пару составили Томас Питере и Роберт Уотерман - авторы известной книги «В поисках эффективного управления», вторую пару - Ричард Паскаль и Энтони Атос - авторы бестселлера «Искусство японского управления: пособие для американских управляющих». Исследования привели их к выводу о том, что эффективная организация формируется на базе семи взаимосвязанных составляющих, изменение каждой из которых требует соответствующего изменения остальных шести. Так как по-английски название всех этих составляющих начинается на «С», эта концепция получила название «7-С».
Ключевыми составляющими являются следующие:
стратегия - планы и направления действия, регламентирующие распределение ресурсов, фиксирующие обязательства по осуществлению конкретных действий во временной достижения поставленных целей;
структура - внутренняя композиция организации, отражающая распадение организации на подразделения, иерархическую субординацию этих подразделений и распределение власти между ними;
системы - процедуры и рутинные процессы, протекающие в организации;
штат - важные группы кадров, существующие в организации, охарактеризованные по возрасту, полу, образованию и т.п.;
стиль - способ, с помощью которого руководители управляют организацией;
квалификация - отличительные возможности ключевых людей в организации;
разделенные ценности - смысл и содержание основных направлений Деятельности, которые организация доводит до своих членов.
В соответствии с данной концепцией только те организации могут эффективно функционировать и развиваться, в которых менеджеры могут содержать в гармоничном состоянии систему, состоящую из данных семи компонентов.
В 1981 г. американский профессор Уильям Оучи выдвинул теорию « Z » , вкоторой используется эффективный японский подход к управлению. Теорию «Z» нельзя отнести к разряду общих теорий управления, но она ознаменовала попытку отказа от ситуационного подхода в пользу создания обобщённого описания управления. Предложив теорию «Z» управления организацией, Оучи попытался сформулировать лучший путь управления любой организацией.
Исходным пунктом концепции Оучи является положение о том , что человек – это основа любой организации, и от него в первую очередь зависит успех ее функционирова -ния . Оучи сформулировал основные положения и правила управления людьми, опираясь на которые можно добиться эффективного управления. Идеи теории «Z» в сжатом виде сводятся к следующему:
долгосрочный наём кадров;
групповое принятие решения;
индивидуальная ответственность;
медленная оценка кадров и их продвижения;
неопределенный, неформальный контроль четкими и формализованными методами;
неспециализированная карьера;
всесторонняя забота о работниках.
Краткий обзор учений XX в. об управлении показывает, что управленческая мысль постоянно развивалась, выдвигая все новые и новые идеи о том, как должно вестись эффективное управление. В то же время практика бизнеса и управления им всегда оказывалась сложнее, глубже и разнообразнее, чем соответствующая теоретическая мысль, открывая время от времени перед исследователями управления все новые, ранее неведомые стороны и качества и ниспровергая с пьедестала незыблемых истин положения и теории, которые претендовали на окончательные истины об управлении.
Существует более десятка определений понятия «управление». Управление - свойство, внутренне присущее любым сложным системам на любой ступени развития. Приведем некоторые из них, лучше всего отражающие суть этого феномена.
Управление - это способность целостных динамических систем производить структурную и функциональную перестройку в ответ на изменения в условиях внутренней и внешней среды их существования.
Управление - это процесс воздействия субъекта на объект, направленный на упорядочение, сохранение, разрушение или изменение системы объекта в соответствии с поставленной целью.
Управление - есть функция организованных систем различной природы (биологических, технических, социальных), обеспечивающая их целостность, т.е. достижение стоящих перед ними задач, сохранение их структуры, поддержание должного режима их деятельности.
По А. Файолю: «Управлять - значит предвидеть, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать».
В широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Следует раскрыть содержание этого руководства, его сущностные черты.
Управление - деятельность управляющей подсистемы, заключающейся в выработке управляющего воздействия и его осуществления и направленная на эффективное достижение цели деятельности системы в целом.
В определении содержится главное, ради чего осуществляется управление деятельностью и сама деятельность - цель. Далее отмечается необходимость выработки и осуществления непрерывного воздействия на управляемую подсистему , подчеркивая этим самым необходимость деятельности и по выработке управляющего воздействия, и по осуществлению того воздействия, то есть по существу предусматривает в составе управленческой деятельности, кроме задач выработки управляющего воздействия, и организаторские задачи по обеспечению выработанного решения. И, наконец, отмечается необходимость эффективного управления.
Особенностью современного управления является его направленность на эффективное ведение хозяйства в условиях дефицитности ресурсов, постепенное уменьшение регулирования производства административными методами, интенсификацию производства.
Основные законы управления и их характеристики
управление таможня красноярский
В основе менеджмента лежит система экономических законов, закономерностей управления в условиях рыночных отношений. Законы и закономерности носят объективный характер, т.е. не зависят от воли людей, а, напротив, определяют их волю, сознание и намерения. Закон - это не зависящая ни от чьей воли, объективно наличествующая непреложность, заданность, сложившаяся в процессе существования данного явления, его связей и отношений с окружающим миром.
Законы характеризуют (Приложение 1): единство процессов объективного мира; связь мировых процессов; взаимозависимость мировых процессов; цельность мирового процесса. Каждый руководитель должен знать и постоянно осознавать тот факт, что его деятельность связана с действиями законов природы и общества, законов управления. Понимание руководителем этих законов и согласование своих действий с проявлениями законов будет способствовать его деятельности, в противном случае его ожидает неудача или крах.
В объективном мире действуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики (Приложение 2): закон единства и борьбы противоположностей; закон отрицания; закон перехода количественных изменений в качественные. На основе законов вырабатывается методология исследования процессов управления, формулируются принципы управления, которые в виде правил и рекомендаций отражают отдельные стороны и требования этих законов.
Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления). Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на 3 основные группы.
К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов. Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. Эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля. К третьей группе относятся «специальные» законы, - непосредственно не связанные с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.
Специфические законы управления выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и с элементами внешней среды. В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
1) К общим законам управления можно отнести:
1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.
Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах. Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества. Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности. Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации - это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.
Объект и субъект управления оформлены в определенные системы - управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи. Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды. Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.
Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой - выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
2) Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др. К ним относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других. Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее. Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала. Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
3) Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области. Среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.
Закономерность - первоначальная формулировка закона в начале его теоретического осмысления и исследования. Законы и закономерности устанавливают общие, существенные и необходимые связи между изучаемыми явлениями. Все закономерности управления можно разделить на группы: закономерности, присущие управлению вообще как целенаправленному воздействию и закономерности менеджмента. К закономерностям управления относятся:
Единство системы управления производством (устойчивость внутренних связей системы при изменении состояния внешней среды);
Пропорциональность производства и управления (определенная соотносительность развития основного и вспомогательного производства, как одно из условий высокой производительности труда);
Централизация и децентрализация управления (необходимость распределения задач, функций и полномочий (прав и ответственности по уровням иерархии управления));
Соотносительность и адекватность управляющей и управляемой систем (соответствие управляющей системы управляемой).
Разработка рациональной системы организации сводит-ся к определению основных функций деятельности, что в свою очередь позволяет найти лучший способ разделения организации на подразделения и рабочие группы, которые и составляют основные "строительные блоки" или элементы системы организации. После этого осуществляется распо-ложение элементов организации в пространстве, т. е. рас-пределение их по уровням управления и определение гео-графического местоположения. Завершающим этапом проектирования системы управления является установление информационных взаимосвязей между элементами органи-зации и разработка регламента происходящих в ее внут-ренней среде процессов.В основе построения рациональной структуры организации лежит применение основополагающих законов управления и организации, а также общих и специальных принципов.
Некоторые исследователи, к числу которых относятся Саймон, Смитбург и Томпсон, считают, что научные исследования по административному управлению преследуют две другие цели. К этим целям они относят: во-первых, изучение поведения людей, работающих в организациях, во-вторых, разработку практических рекомен-даций по повышению эффективности работы организации.
Основные положения административного ме-неджмента как науки должны формулироваться с учетом осо-бенностей организационного поведения, а не рассматривать поведение персонала как самостоятельный объект исследо-вания.
В административном менеджменте основной упор дела-ется на исследование управленческих процессов, происхо-дящих в органах государственной власти, что во многом оп-ределяет основные черты, отличающие административный менеджмент от общей теории и практики управления:
1. Преимущественное применение линейной или линейно-функциональной систем управления.
2. Жесткая иерархия.
3. Формализованный способ принятия и фиксации управ-ленческих решений.
4. Четкое разграничение должностных полномочий, зак-репленное в виде приказов и должностных инструкций.
5. Разделение власти (т. е. любое, даже самое высокопос-тавленное, должностное лицо всегда подконтрольно друго-му лицу или вышестоящему органу управления).
Глава II. Законы управления
2.1. Понятие и виды законов управления
Закон - это зависимость, которая либо зафиксирована в законодательных документах, либо является общепринятой для большой группы людей, либо имеет признание и поддержку авторитетных ученых.
^ С научной точки зрения законом можно считать "необхо-димое, существенное, устойчивое, повторяющееся отноше-ние между явлениями в природе и обществе".
Одной из основных проблем при изучении сущности управленческих законов является корректное и пол-ное определение этого понятия. Одни утверждают, что законы управления являются законами общественного развития, выступающими как во вза-имодействии управляемой и управляющей систем, так и в каждой из них в отдельности и проявляющимися в деятель-ности людей и их хозяйственной практике. Другие определяют закон управления как связь целей управления со средствами их достижения.
^ Законы управления представляют собой установленные теоретическим или эмпирическим способами и логически обоснованные зависимости между целями управленческой деятельности и методами их достижения.
Законы управления делят на три основные группы.
^ К первой группе относятся общие (объективные) зако-ны управления. В качестве примера здесь можно привести закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления, закон единства системы управ-ления, закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления, экономической при-роде отношений между ее подсистемами и др.
^ Во вторую группу входят частные, или субъективные, законы управления, посредством применения которых мож-но в значительной степени повысить эффективность функ-ционирования системы управления в целом, а также ее от-дельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций упражнения, закон сокращения числа ступеней управления, закон "распро-страненности контроля.
^ К третьей группе относят за-коны, не связанные непосредственно с управлением , но способные оказать значительное влияние на результаты дея-тельности организаций. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином "специальные".
^ 2.2. Содержание и сущность общих законов управления
К общим законам управления относятся:
1.Закон соответствия социального содержания управле-ния форме осуществления деятельности, являющейся объек-том управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательно-го и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и об-ратной связей в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства тру-дом работников, с другой - отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности.
Управление можно рассматривать в двух аспектах: организационно-техническом и социально-экономи-ческом.
С технической точки зрения управление можно рассмат-ривать как единство всех видов работ, выполняемых участ-никами кооперированного труда. Управление производством как техническая необходимость характеризует достигнутый уровень развития и качествен-ные особенности организации управления.
При рассмотрении отношений управления как социально-экономической категории на первый план выходит социальный характер управления, отвечающий на вопрос, в чьих инте-ресах осуществляется управление. В социальном плане уп-равление представляет собой отношения между собственни-ком средств труда и наемными работниками. Исходя из этого, цель управле-ния, а также его методы и формы находятся в прямой и непосредственной зависимости от формы собственности на средства труда.
^ Закон преимущественной эффективности сознательного, планомерного управления гласит, что экономические систе-мы с сознательным планомерным управлением и потенциаль-но, и фактически эффективнее систем со стихийной регуля-цией протекающих в них экономических процессов.
Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего обще-ства.
Непосредственная связь производства с потреблением (со-циальный маркетинг), задач управления с интересами работ-ников (социальный менеджмент) создают у трудящихся ис-креннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эф-фекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духов-ных потребностей населения.
Согласно закону единства систем управления деятельность любой организации представляет собой единую централизо-ванно управляемую систему. В свою очередь, указанная сис-тема разделена на иерархические уровни управления, каж-дый из которых представляет собой подсистему (или сово-купность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Концепция иерархической структуры управления была сформулирована немецким социологом Максом Вебером еще в начале XX в. Она предполагает:
Четкое разделение труда, обеспечивающее возможность использования высококвалифицированных рабочих кадров;
Скалярную цепь команд, т. е передачу распоряжений с вышестоящих уровней управления на нижестоящие в после-довательном порядке;
Наличие формальных правил и норм поведения персонала;
Подбор кадров в соответствии с квалификационными тре-бованиями к конкретной должности, закрепленными в соот-ветствующих справочниках или должностных инструкциях.
Сущность закона соотносительности управляющей и уп-равляемой систем (субъекта и объекта управления) заклю-чается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хо-зяйственная деятельность организации. Субъект управления - это соответствующие органы или структурные подразделе-ния, осуществляющие целенаправленное руководство объек-том управления.
Объект и субъект управления оформлены в определен-ные системы - управляемую и управляющую. Они находятся в непрерывном взаимодей-ствии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику разви-тия субъекта управления, что выражается в совершенство-вании форм и методов управления. Чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффек-тивность совместной деятельности.
Соотносительность управляющей и управ-ляемой систем - это тип отношений, в основе которого ле-жит их взаимное влияние, предполагающее установление и поддержание между ними оптимальных соотношений, в том числе по численности занятых работников, уровню техни-ческого обеспечения, экономическим показателям и т. п.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связей в системе управления экономической при-роде отношений между ее подсистемами заключается в сле-дующем.
Управление состоит в подаче субъектом управления сиг-налов на выполнение соответствующих действий управляе-мой системой. Эти сигналы представляют собой команды-ре-шения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Управляющее воздействие со стороны органа управле-ния осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объек-том этого еще недостаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях кон-троля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Таким образом, любой процесс управления должен вклю-чать в себя четыре основные составляющие, как это показа-но на рис. 2.1. К таким составляющим относятся:
Входное воздействие (прямая связь), т. е. информацион-ные сигналы, поступающие от управляющей системы к уп-равляемой;
Преобразование входного воздействия - заключается в обработке поступивших сигналов по определенному алгоритму ;
Результат преобразования входного воздействия, т. е. исполнительское действие управляемой системы;
Влияние результата на входное воздействие (обратная связь), т. е. поступление в управляющий орган отчетов о те-кущем состоянии и функционировании объекта управления.
Рис. 2.1.
Прямые и обратные связи в организации
Чем выше уровень управления, тем сложнее осуществ-ление его обратной связи с управляемой системой. Поэтому к обратной связи на высших уровнях управления организа-ции предъявляются три основных требования.
Первое требование состоит в том, чтобы формы обратной связи на каждом конкретном уровне управления носили обоб-щенный характер и были взаимосвязаны с соответствующи-ми формами обратной связи на других ступенях иерархичес-кой лестницы.
Второе требование заключается в том, что формы обрат-ной связи должны позволять компенсировать влияние на си-стему возмущающих внешних воздействий, природа которых остается неизвестной.
Третье требование предполагает возможность гибкой реакции управляющей системы на обратную связь любого рода.
Оптимальное функционирование и развитие любой сис-темы управления возможно лишь при условии наиболее пол-ного соответствия содержания и форм прямой и обратной связи экономической природе взаимоотношений между его подсистемами различного уровня и масштаба.
Суть закона единства действий законов управления состо-ит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из ко-торых подчиняется тому или иному закону управления. Ины-ми словами, законы управления непосредственно взаимодей-ствуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использова-ния всей системы законов управления в совокупности.
^ 2.3. Частные законы управления
К частным законам, касающимся управляющей подсис-темы, относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения и контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повы-шение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
Сущность закона сокращения числа ступеней управле-ния заключается в том, что чем меньше уровней управле-ния в структуре организации, тем при прочих равных усло-виях управление эффективнее и оперативнее.
^ Закон концентрации функций управления устанавлива-ет, что управление объективно стремится к большей кон-центрации функций на каждой ступени управления, а следо-вательно, к росту численности управленческого персонала.
Согласно закону распространения и контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и воз-можностями контроля их действий со стороны руководите-ля.
^ Закон синергии гласит, что для любой организации су-ществует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы вхо-дящих в нее элементов, либо существенно меньше указан-ной суммы.
Согласно данному закону задача руководителя любой орга-низации в первую очередь заключается в том, чтобы найти наиболее оптимальный набор ее элементов.
Сущность закона самосохранения состоит в том, что лю-бая материальная система стремится сохранить себя и ис-пользует для этого весь свой потенциал. Общая сумма созидательных ресурсов организации должна превышать суммарное воздействие внешних и внутренних разрушающих факторов. В противном случае организация просто прекратит свое существование.
^ Закон развития : каждая материальная система стремится достичь наибольшего сум-марного потенциала.
Жизненный цикл любой материальной системы включает в себя восемь последовательно сменяю-щих друг друга этапов:
1. Порог нечувствительности.
2. Внедрение.
4. Зрелость.
5. Насыщение.
8. Ликвидация
При этом первые четыре этапа представляют собой про-цесс прогрессивного развития, а последние три - регрес-сивного.
Закон информированности-упорядоченности : чем большей инфор-мацией о текущем и перспективном состоянии внутренней и внешней среды располагает организация, тем выше вероятность ее нормального функционирования.
^ Закон единства анализа и синтеза устанавливает, что любая материальная система стремится настроиться на наиболее экономичный режим функционирования посредством применения анализа и синтеза.
Основу системы управленческого анализа и синтеза состав-ляет метод постепенного приближения . Этот метод включает в себя четыре уровня.
Первый уровень: предварительный анализ с позиций сто-роннего наблюдателя.
К документам, необходимым для проведения анализа натданном уровне, относятся:
Учредительный договор или решение единственного уч-редителя;
Учетная политика предприятия;
Бухгалтерский баланс;
Документы налоговой отчетности;
Организационная структура управления.
В результате проведения анализа разрабатываются об-щие рекомендации системного характера.
Второй уровень предполагает проведение так называемой мозговой атаки на совещании ведущих специалистов органи-зации.
Для этого необходимы следующие документы:
Перечень основных нерешенных вопросов;
Результирующим документом является перечень согласо-ванных с консультантом ответов на поставленные вопросы.
На третьем уровне осуществляется создание группы раз-вития предприятия и формирование стратегии.
Необходимые документы:
Распоряжение руководителя о создании группы разви-тия организации;
План обучения группы развития;
Основные отчеты организации.
Основным результатом деятельности группы развития является разработка и реализация мероприятий по совер-шенствованию экономической, финансовой и технологичес-кой политики предприятия.
Четвертый уровень управленческого анализа и синтеза предполагает постоянную работу группы развития в качестве нового структурного подразделения организации.
Требуемые документы:
Текущие отчетные документы о деятельности организации;
Бизнес-план;
Результаты маркетинговых исследований.
Результирующими документами являются скорректиро-ванный бизнес-план, а также рекомендации по совершен-ствованию системы производства и управления.
^ Закон композиции и пропорциональности гласит: любая материальная система стремится сохранить в своей структу-ре все необходимые элементы, находящиеся в определен-ной соотносительности. Действие указанного закона осуществляется на основе трех принципов: планирования, координации и полноты.
^ Принцип планирования устанавливает, что каждая орга-низация должна иметь план деятельности и развития.
Принцип координации гласит, что каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и опера-тивными изменениями и вносить соответствующие коррек-тивы в исполнительный механизм.
Согласно принципу полноты любая организация должна осуществлять весь набор функций основной деятельности и управления либо собственными силами, либо посредством привлечения независимых специалистов или сторонних орга-низаций.
^ 2.4. Специальные законы управления
Специальные законы управления представляют собой за-коны, которые не связаны непосредственно с управлением, но способны оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К специальным законам относятся экономические, юридические, социальные и иные законы.
^ Закон возрастающих вмененных издержек непосредственно связан с производством продукции и гласит, что по мере увели-чения производства продукта вмененные (предельные) издерж-ки производства каждой новой единицы продукта возрастают.
^ Законы спроса и предложения необходимо учитывать в процессе планирования, прогнозирования и осуществления деятельности организаций, работающих в сфере оптовой и розничной торговли.
^ Закон спроса отражает обратную связь между ценой и величиной спроса на товар или услугу в течение определен-ного периода времени.
Закон предложения констатирует прямую связь между ценой и величиной предложения товара или услуги в тече-ние определенного периода.
Законы спроса и предложения могут быть представлены в графическом виде (см. рис. 2.2). Цена за единицу товара Б
Рис. 2.2.
Соотношение величины спроса и предложения на товар Б
В точке пересечения кривой спроса и кривой предло-жения определяются равновесная цена и равновесное ко-личество продукции.
^ Закон убывающей отдачи. Он характеризует ситуации, когда последовательные рав-ные приросты переменного ресурса добавляются к посто-янным ресурсам сверх какого-то определенного уровня их использования, а предельный продукт переменного ресур-са сокращается.
^ Закон убывающей предельной полезности : по мере того как потребитель увеличивает потребление товара или ус-луги, предельная полезность каждой дополнительной еди-ницы товара или услуги сокращается.
К юридичес-ким законам, оказывающим влияние на управление орга-низацией, можно отнести:
^ Гражданский кодекс РФ .
Налоговый кодекс РФ .
Таможенный кодекс РФ и Закон РФ "О таможенном тарифе", регламентирующие осуществление внешнеэконо-мической деятельности.
^ Закон РФ "О сертификации продукции и услуг", опре-деляющий порядок организации и проведения экспертных ис-пытаний продукции, услуг и процессов с последующей выда-чей сертификата соответствия или права пользования зна-ком соответствия.
^ Закон РФ "О стандартизации", устанавливающий пра-вила разработки и утверждения стандартов на выпускаемую продукцию.
Закон РФ "О защите прав потребителей", предусмат-ривающий систему мер, направленных на защиту потреби-телей продукции, работ и услуг от недобросовестных про-давцов и производителей.
^
Положение о бухгалтерском учете и отчетности в РФ>
утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 170 от 26 декабря 1994 г., устанавливающее правила и порядок ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности на территории РФ.
Глава III. Принципы административного управления
^ 3.1. Социально-экономическая сущность принципов управления
Слово "принцип" происходит от латинского principium - начало, основа.
В наиболее общем виде принципы управления можно оп-ределить как изначальные по отношению к процессу управ-ления нормы, правила и закономерности, вытекающие из сущности и уровня развития общества и его производитель-ных сил, соблюдение которых (норм, правил и закономерно-стей) способствует достижению поставленных перед обще-ством целей и решению задач.
Механизм формирования принципов управления представ-лен на рис. 3.1.
Рис. 3.1.
Механизм формирования принципов управления
К факторам, определяющим принципы менеджмен-та, можно отнести и существующие на данный момент вре-мени способы осуществления производственной деятельно-сти, форма собственности на средства производства, а так-же социокультурные факторы.
В основе любой системы теоретических понятий должна лежать их классификация. К классификации принципов уп-равления в настоящее время также существует несколько различных подходов. Один из них предусматривает деление управленческих принципов на четыре основные группы:
Общие для всех видов управления;
Относящиеся ко всем компонентам системы управления;
Специфические для управления конкретным производством;
Относящиеся к отдельным частям системы управления.
Любая система управления состоит из двух подсистем - управляющей и управляемой. К первой группе относятся принципы, касающиеся отдельных ком-понентов управляющей системы, а также всей системы в совокупности. Ко второй - принципы управления конк-ретными видами деятельности.
Принципы, относящиеся к первой группе, - это общие принципы управления, т. к. они отражают специфику теории и практики управления в наиболее общем понимании этого явления. Для принципов, входящих во вторую группу – "специальные принципы управления", по-скольку они непосредственным образом связаны со специ-фикой управления конкретными видами деятельности.
Вся суще-ствующая совокупность принципов управления подразделя-ется на три основные группы. К первой группе относятся об-щие принципы управления, касающиеся системы управле-ния в целом. Ко второй группе - принципы управления, относящиеся к отдельным компонентам системы управления. Принципы, входящие в третью группу, регламентируют по-рядок и правила управления конкретными видами деятель-ности.
^ 3.2. Общие принципы управления
В состав системы кибернетических принципов входят прин-цип самодвижения и самоуправления систем, принцип иерар-хии, принцип относительности управляющих и управляемых подсистем, принцип взаимодействия с окружающей средой, принцип целеполагания и целеосуществления, принцип соот-ветствия управляющей и управляемой подсистем, принцип обратной связи, принцип оптимальности функционирования.
Совокупность кибернетических принципов отражает их взаимосвязь, целостность и единство по отношению к любой системе управления.
Основным в системе общих принципов управления по пра-ву можно считать принцип научной обоснованности управле-ния. Научный подход к менеджменту требует сплошного, комп-лексного изучения всей совокупности факторов, влияющих на эффективность функционирования организации, с последую-щим применением полученных знаний в практике управления.
^ Принцип системного подхода к решению управленчес-ких задач. Системный подход требует, чтобы руководители рассматривали организацию как совокупность взаимосвязан-ных, взаимозависимых и постоянно взаимодействующих друг с другом элементов, таких как: люди, структура; задачи и технологии, которые ориентированы на достижение различ-ных целей.
Главное в системном подходе - это разработка и ис-пользование представлений о целостности систем. Познать целое - значит раскрыть его сущность и специфику; со-став, количественные и качественные характеристики эле-ментов; структуру; функции элементов и их влияние на функцию целого; интеграционные факторы, обеспечиваю-щие целостность системы; историю данного целого.
В основе системного подхода лежит системный анализ, включающий в себя формулирование цели функционирова-ния системы, определение количественного и качественного состава входящих в нее элементов.
^ Принцип оптимальности управления устанавливает требование достижения целей управления с минимальными затратами времени и средств.
С вышеназванным принципом неразрывно связан принцип гибкости управления, практическая реализация которого по-зволяет обеспечить своевременную адаптацию организации к изменяющимся условиям внешней среды или ее быструю пе-рестройку в соответствии с новыми целями функционирова-ния.
В сис-теме общих принципов управления на современном этапе ос-новное место занимают принцип научной обоснованности управления, принцип системного подхода к решению управ-ленческих задач, а также принципы оптимальности, гибкос-ти и демократизации управления.
С точки зрения административного менеджмента, можно выделить еще два немаловажных принципа управления, принцип регламентации и принцип формализации.
Согласно принципу регламентации все процессы, проис-ходящие в системе управления, должны быть жестко рег-ламентированы.
^ Принцип формализации предусматривает формальное закрепление норм и правил функционирования организации в виде приказов, указаний и распоряжений руководителя, а также в виде положений о конкретных структурных под-разделениях и должностных инструкций.
^ 3.3. Частные принципы управления
Частными принято называть принципы управления, от-носящиеся к отдельным элементам системы управления. В группе частных принципов управления можно условно вы-делить две подгруппы.
Первая подгруппа включает в себя принципы, касающие-ся осуществления отдельных функций управления. Сюда вхо-дят принципы планирования, организации, учета, контро-ля, принципы проведения маркетинговых исследований и мероприятий и т. п.
Ко второй группе относятся управленческие принципы, связанные с отдельными сторонами управления, например, социальной, экономической, организационно-технической и т. д., а также с уровнями управления (структурное подраз-деление, организация, отрасль, национальная экономика).
^ Принцип приоритета цели формулируется следующим образом. В системе цель-задача-функция наивысший при-оритет имеет цель, затем задача и потом функция.
Принцип приоритета функций над структурой при созда-нии организаций гласит: проектирование и создание новых организаций прежде всего вызвано необходимостью реали-зации конкретных функций. В случаях, когда отсутствует возможность формирования набора структурных подразде-лений организации в соответствии с набором функций, рас-сматриваются иные варианты построения организации, ис-ходя из приоритета цели, достижению которой должны слу-жить вышеупомянутые функции.
В сформировавшихся и нормально функционирующих органи-зациях процессы взаимодействия протекают таким образом, что недостающие элементы системы постепенно появляют-ся, а излишние постепенно отмирают.
^ Принцип приоритета субъекта управления над объектом управления в формирующихся организациях имеет следую-щее содержание. В процессе создания организации ее учре-дители должны избирать в соответствии со своими потребно-стями и возможностями трудовой коллектив, характер дея-тельности, организационно-правовую форму и иные параметры организации.
Сущность принципа приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций заключается в следующем: руководители всех уровней управления орга-низации должны назначаться в соответствии с характерис-тиками и потребностями конкретных структурных подраз-делений.
К принципам соответствия относятся принцип соответ-ствия поставленных целей выделенным ресурсам, принцип соответствия распорядительства и подчинения, принцип со-ответствия эффективности производства и экономичности, принцип оптимального сочетания централизации и децент-рализации производства и управления.
^ Принцип соответствия поставленной цели выделенным ресурсам имеет следующее содержание: каждой цели дол-жен соответствовать набор финансовых, сырьевых, матери-альных, энергетических и человеческих ресурсов, позволя-ющий обеспечить достижение указанной цели.
^ Принцип соответствия распорядительства и подчинения гласит: у каждого сотрудника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных руково-дителей.
Законы являются высшей степенью познания, имеют объективный характер, то есть они существуют независимо от сознания человека.
В объективном мире существуют всеобщие законы развития природы, общества и мышления. Это законы диалектики :
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон отрицания отрицания.
3. Закон перехода количественных изменений в качественные.
Законы управления как специфические законы выражают наиболее существенные связи и отношения различных сторон управления между собой и элементами внешней среды.
В первую очередь эти законы затрагивают те стороны управления, для которых характерно взаимовлияние: когда изменение формы и содержания одной стороны управления вызывает устойчивые и вполне определенные изменения другой. Например, такая взаимозависимость наблюдается между организационными формами и методами управления и материально-технической основой управления (средствами управления).
Согласно сложившейся практике законы управления принято делить на три основные группы.
К первой группе относятся общие (объективные) законы управления. Объективными законами управления принято считать законы, свойственные управлению в целом и выражающие зависимости, формирующиеся независимо от воли отдельных субъектов.
Во вторую группу входят частные, или субъективные законы управления , посредством применения которых можно в значительной степени повысить эффективность функционирования системы в целом, а также ее отдельных элементов и звеньев. К числу субъективных законов управления относятся закон изменения функций управления, закон сокращения числа ступеней управления, закон распространенности контроля.
К третьей группе относятся законы, не связанные непосредственно с управлением, но способные оказать значительное влияние на результаты деятельности организации. К законам третьей группы относятся экономические, юридические, социальные и иные законы. Такие законы можно обозначить термином «специальные» .
К общим законам управления относятся:
1. Закон соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления.
2. Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления.
3. Закон единства системы управления.
4. Закон соотносительности управляющей и управляемой систем.
5. Закон соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природе отношений между ее подсистемами.
6. Закон единства действий законов управления.
Смысл закона соответствия социального содержания управления форме осуществления деятельности, являющейся объектом управления, заключается в следующем. Управление имеет две стороны. С одной стороны, оно представляет собой объективный процесс руководства трудом работников, с другой – отношения сторон в процессе осуществления конкретной деятельности. Первая особенность означает, что управление является исторически обусловленной необходимостью, так как работники в условиях совместного труда вынужденно вступают в управленческие отношения, подчиняясь указаниям руководителя производственного процесса. Другая особенность свидетельствует о том, что стороны, участвующие в трудовом процессе, вступают друг с другом в отношения собственности. Если возникновение отношений управления обусловлено природой общественного труда и уровнем его кооперации, то характер производственных отношений определяется отношениями собственности, свойственными данной общественной формации.
Закон преимущественной эффективности сознательного и планомерного управления гласит , что экономические системы с сознательным планомерным управлением потенциально и фактически эффективнее систем со стихийной регуляцией протекающих в них экономических процессах.
Планомерность развития, основанная на использовании объективных экономических законов, создает возможность оптимального развития экономики в интересах всего общества.
Непосредственная связь производства с потреблением (социальный маркетинг), задач управления с интересами работников (социальный менеджмент) создают у трудящихся искреннюю заинтересованность в повышении эффективности работы организации. Целью управления становится достижение в интересах общества наивысшего экономического эффекта при оптимальном использовании ресурсов для более полного удовлетворения растущих материальных и духовных потребностей населения.
Согласно закону единства системы управления, деятельность любой организации представляет собой единую централизованно управляемую систему. В свою очередь, указанная система разделена на иерархические уровни управления, каждый из которых представляет собой подсистему (или совокупность подсистем) вышестоящей иерархической системы. Иерархическая структура организации составляет основу ее планомерного развития и функционирования.
Сущность закона соотносительности управляющей и управляемой систем (субъекта и объекта управления) заключается в соответствии сферы управления конкретному виду деятельности.
Любая система управления состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступает хозяйственная деятельность организации. Субъект организации – это соответствующие органы или структурные подразделения, осуществляющие целенаправленное руководство объектом управления.
Объект и субъект управления оформлены в определенные системы – управляемую и управляющую. Эти системы представляют собой неотъемлемые составные элементы системы управления. Они находятся в непрерывном взаимодействии. При этом главная и определяющая роль принадлежит объекту управления (управляемой системе). Происходящие здесь изменения определяют содержание и динамику развития субъекта управления. Ведь именно субъект управления приводит в действие производительные силы отдельной организации и общества в целом. Поэтому чем выше эффективность управления, тем выше при прочих равных условиях эффективность совместной деятельности.
Смысл закона соответствия содержания и форм прямой и обратной связи в системе управления экономической природы отношений между ее подсистемами заключается в следующем. Управление состоит в подаче субъектом управления сигналов на выполнение соответствующих действий управляемой системой. Эти сигналы представляют собой команды-решения, принятые на основании информации, поступающей к управляющему органу из внешней и внутренней среды организации по каналам связи.
Связь между управляющей и управляемой системами может быть прямой и обратной. Прямая связь выражается в форме сигналов-команд, идущих от субъекта к объекту управления. Обратная связь представляет собой сигналы-сообщения, поступающие от управляемой системы к управляющему органу и выражающие ее реакцию на управляющее воздействие.
Управляющее воздействие со стороны органа управления осуществляется в форме прямых команд субъективного и объективного типа. Для бесперебойного управления объектом этого еще не достаточно. Необходима обратная связь от управляемого объекта к управляющим органам в целях контроля системы и учета воздействия на нее внешней среды.
Если обратная связь в системе отсутствует или по какой-либо причине не улавливается органом управления, то такая система в конечном итоге может выйти из-под контроля и превратиться в неуправляемую.
Суть закона единства действий законов управления состоит в том, что протекание явлений и процессов управления есть результирующая равноприложенных сил, каждая из которых подчиняется тому или иному закону управления. Законы управления непосредственно взаимодействуют, влияя друг на друга своими свойствами. Эффективность управления зависит от степени активного использования всей системы законов управления в совокупности.
Для того, чтобы наиболее полно использовать действие законов управления, необходимо, с одной стороны, уметь выделить действие каждого закона в отдельности, а с другой – выяснить механизм взаимодействия всех познанных законов, участвующих в данном конкретном управленческом процессе или явлении.
Среди частных законов управления можно выделить законы, относящиеся к управленческой подсистеме, законы организации (т.е. управляемой подсистемы) и др.
К частным законам, касающимся управляющей подсистемы , относятся:
1. Закон изменения функций управления.
2. Закон сокращения числа ступеней управления.
3. Закон концентрации функций управления.
4. Закон распространения контроля.
Закон изменения функций управления гласит, что повышение или понижение уровня управления неизбежно влечет за собой возрастание значения одних функций и убывание значения других.
Сущность закона сокращения числа ступеней управления заключается в том, что чем меньше уровней управления в структуре организации, тем при прочих равных условиях управление эффективнее и оперативнее.
Закон концентрации функций управления устанавливает, что управление объективно стремится к большей концентрации функций на каждой ступени управления, а следовательно, к росту численности управленческого персонала.
Согласно закону распространенности контроля существует определенная зависимость между числом подчиненных и возможностями контроля их действий со стороны руководителя.
Специальные законы являются служебными законами управления. Они неразрывно связаны со спецификой деятельности организации. Например, для предприятий пищевой и фармацевтической промышленности особенно важны законы химии, без применения которых невозможна разработка и осуществление технологических процессов в этой области.
Однако среди специальных законов управления есть и такие, которые могут или должны применяться на любых предприятиях независимо от специфики их деятельности или организационно-правовой формы. Это экономические законы, регламентирующие порядок осуществления любой коммерческой деятельности, и юридические законы, регулирующие взаимоотношения хозяйствующих субъектов друг с другом и с органами государственной власти.