Криминальное поведение: виды, формы, ситуации и причины. Механизм индивидуального преступного поведения Причины условия и механизм индивидуального преступного поведения
Не стоит осуждать тех, кто ступил на «кривую дорожку». Возможно, в определенный момент они не видели другого выхода из сложившейся ситуации, а может, просто хотели узнать, какое оно - криминальное поведение. Ощутить вкус свободы и авантюризма. В любом случае для таких действий у человека есть причины, именно о них сегодня поговорим.
Преступная деятельность
Криминальное поведение является не чем иным, как внешним проявлением преступной деятельности. Эта деятельность состоит из двух этапов:
- Мотивационный. Возникшие потребности становятся мотивами противоправного поведения. Здесь основную роль играют личностная характеристика субъекта и выбор объекта преступного действия. На этом этапе исследователи могут спрогнозировать возможные результаты преступного поведения.
- Реализация решения. Субъект выбирает способы, средства и орудия достижения поставленной цели, осуществляя тем самым преступные намерения.
В криминальном поведении результат действий и задуманные цели не всегда совпадают. Это может объясняться как объективными (не зависящими от человека), так и субъективными причинами. Поэтому можно сказать, что преступная деятельность - это совокупность субъективных и объективных сторон действий.
В каждой преступной ситуации всегда присутствуют ненаблюдаемые (то есть психологические) элементы, которые в значительной мере влияют на противоправные действия.
Не личность, а действия
Криминальное поведение всегда вызывало неугасающий интерес в различных научных направлениях. Усилия исследователей в основном были направлены на изучение преступной личности. Во многих психологических направлениях были предприняты попытки объяснить предпосылки криминального поведения. Единственное, в чем они были согласны друг с другом, - это тезис, что преступные действия появляются из-за болезненных исходов конфликтных в процессе индивидуализации (К. Юнг), социализации (Э. Эриксон), конструирования жизненного сценария (Э. Берн). Проще говоря, криминальная личность - это человек с неудачным процессом формирования индивидуальности и Правда, сегодня это направление многими исследователями признается неконструктивным по нескольким причинам:
- Понятие «преступная личность» является удобным, если приходится изучать уже сформировавшегося (состоявшегося) преступника, а не потенциального девианта.
- Определение «преступная личность» неконструктивное само по себе, так как предполагает существование непреступной личности, а это противоречит идее о том, что базис противоправного поведения (ложь, агрессия) присутствует в каждом человеке.
- Личность не может быть объектом познания. Конечно, человека можно изучать частично, но личность не должна являться экзистенциальным центром мира.
Поэтому логичнее всего изучать не личность преступника, а преступное поведение, которое изначально заложено в основе человеческого бытия.
Страх смерти
Часто носит деструктивный характер. Берталанфи считает, что девиантные формы поведения существуют в человеке изначально. Эти формы обусловлены способностью к абстрактному мышлению. Благодаря этой способности человек может осознать конечность своей жизни. Конечно, он не способен сознательно определить страх смерти, но он есть и оказывает большое влияние на жизнь.
То, что существование имеет финишную черту, делает жизнь лишенной смысла. Тревога смерти ведет за собой тревогу бессмысленности и пустоты существования. Но так как тревога является диффузным и беспредметным переживанием, человек не может понять, чего он, собственно, боится. Поэтому он пытается найти источник своих страхов, субъективно трактуя безобидные вещи как угрожающие. В этом кроется одна из причин криминального поведения. Проще говоря, готовность нарушить закон обусловлена особенностями человеческого существования.
Формирование и реализация преступных намерений
Основополагающим фактором криминального поведения является взаимодействие индивида со средой обитания. Отдельно следует рассматривать и психический статус человека. Психологи создали такую причинную цепочку:
- Отчуждение.
- Возрастающая тревожность.
- Формирование мотива.
- Преступное действие.
Под отчуждением понимался уход от межличностного взаимодействия с другими людьми. В свою очередь, это может привести к отсутствию каких-либо представлений о том, как люди должны вести себя в той или иной обстановке.
В результате отчуждения возрастает внутренняя тревожность. Человек ощущает беспокойство, а окружающая среда представляется ему холодной и агрессивной. Такое состояние может вызвать ответные агрессивные реакции. Социальные нормы и правила начинают восприниматься как принадлежащие группе, к которой отчужденная личность себя не относит. Криминогенное значение имеет и отсутствие эмпатии, когда человек не способен эмоционально сопереживать.
Разновидности отчуждения
В психологии различают два вида отчуждения:
- От социума и его ценностей. Как результат - индивид начинает перенимать негативные нравственные представления и примеры поведения родителей. Взрослый человек реагирует на любое произошедшее событие согласно паттерну, который усвоил в детстве, и, как правило, этот паттерн ребенок заимствует у взрослых, что его окружают.
- Психологическая отчужденность. Причиной этого феномена является эмоциональное неприятие родителями своего ребенка.
Если в семье нет теплых эмоциональных отношений, это нередко становится причиной девиантного (криминального) поведения.
Отсутствие таких взаимоотношений порождает развитие тенденций, что лежат в основе противоправного поведения. Они, конечно, не влияют сами по себе, но, сталкиваясь с человеческой природой, усиливают фактор тревожности, формируя особое мировоззрение.
Тревога
Согласно недавним исследованиям все преступники страдают от высокой тревожности, которая заключается в беспокойстве, неуверенности в себе и ощущении надвигающейся опасности. Такие состояния являются стабильными, но время от времени они могут повышаться или понижаться. В любом случае мотивы преступления продиктованы именно этим качеством. Совершая преступления, человек пытается сохранить себя как личность и воссоздать свою целостность. Он просто пытается утвердить свое право на существование.
Уничтожить носителей угрозы
Обычно преступники утверждают это право за счет других. Если индивид ощущает, что находится в угрожающей ему среде, то снять свой бессознательный страх можно, отодвинув других людей от себя, а еще лучше - уничтожив носителей угрозы. Именно последний вариант в субъективном плане считается более выгодным, ведь, если не будет этих носителей, индивид сразу же решит все свои психологические проблемы и существование наконец приобретет смысл.
Также частой причиной преступлений выступает жажда власти, хотя глубинный смысл все тот же - управляя носителями угрозы, человек частично снимает с себя напряжение. Поэтому в целом можно сказать, что основная часть преступлений носит субъективный характер - человек защищает себя от, как ему кажется, угрожающих факторов.
Виды криминального поведения
Сегодня оно имеет достаточно большое количество разновидностей:
- Профессиональное. Главной целью преступления является получение необходимых для существования средств. Преступник готовится к правонарушению заранее, и для него преступная карьера является основной жизненной целью.
- Уголовное. Сюда относят опасные государственные преступления, подделку валюты, умышленные убийства, угон транспорта.
- Хозяйственное. Обычно «хозяйственные преступники» уклоняются от уплаты налогов, подпольно продают сырье с предприятий, осуществляют крупные банковские аферы и т.д.
- Корыстное. Основная цель преступника - обогатиться за счет чужого имущества.
- Организованное. Преступления осуществляются группой людей, в этой группе есть своя иерархия, каждый участник отвечает за свою «зону действий».
- Политическая преступность. Злоупотребление властью, устранение политических соперников, организация террористических актов и заказных убийств.
Форма деградации
Поведение в криминальных ситуациях может быть нескольких видов. В первом случае преступник относится с избыточной жестокостью к жертве, его насильственные действия невозможно предсказать, объекты и предметы нападения разбросаны, а мотив преступления сложно идентифицировать.
Во втором случае возникают из-за смещения агрессии в сторону фрустрации. К примеру, преступник был чем-то в жизни не удовлетворен, и у него наблюдалась склонность к суициду. Но это поведение трансформировалось в направленную на определенный объект агрессию, и тот, кто изначально не имел никакого отношения к недовольству преступника, превратился в «бич его жизни».
Еще одной формой криминального поведения является отсутствие мотивации или же безмотивное правонарушение, совершенное по неосторожности.
Таким образом, можно сказать, что склонность к правонарушению является частью человеческой природы. Просто кто-то способен подавлять свою тревожность интересными занятиями, новыми знакомствами, веселым времяпрепровождением, а кому-то кажется, что весь мир настроен против него.
В криминальной психологии существуют несколько подходов к объяснению причин преступного поведения, т.е. к пониманию и объяснению того, почему люди преступают закон и что является факторами, позволяющими им так поступать.
Можно выделить три основные группы теорий:
1 . Теории контроля – все люди от природы девиантны (способны на преступления), но социальные нормы ограничивают их поведение и носят репрессивный характер. Эти теории основаны на негативной оценке личности.
2. Социально-психологические теории – все люди законопослушны, но в силу некоторых внешних обстоятельств могут нарушать социальные нормы.
3. Психологические теории – связаны с различием в индивидуально-психологических свойствах и качествах личности, которые являются ведущими в формировании преступного поведения.
Например, теория Ю.М. Антоняна, которая в качестве психологических предпосылок преступного поведения называет феномены социально-психологического отчуждения и тревожности.
Теория связана с анализом процесса социализации.
Если в период детства были моменты эмоционального отторжения (отвергания) родителями ребенка и существовала неблагоприятная микросреда общения со сверстниками, то формируется личность, которая видит угрозу для себя, своего Я, для своего внутреннего развития во внешнем мире. По мере возрастания угрозы (это конечно субъективно воспринимаемый фактор, но тем не менее), внешний мир становится фактором опасности и человек желая освободиться от этого фактора совершает преступление (в силу тревожного модуса формирования личности).
Психологические предпосылки преступного поведения
В качестве психологических предпосылок преступного поведения могут выступать феномены отчуждения и тревожности.
В конце 80-нач.90-х гг. были проведены масштабные психолого-криминалистические исследования личности преступника, психологические особенности людей совершивших различные виды преступлений, мотивация преступного поведения (Антонян, Еникеев, Эминов, Кудрявцев).
Было установлено, что значительная часть преступников находится на определенной социально-психологической дистанции от общества, его ценностей норм. Этот феномен был назван – социально-психологическое отчуждение.
Социально-психологическое отчуждение - это развивающаяся чаще всего в результате эмоционального отвергания родителями (психологической депривации), из безразличия, а также усвоенной социально-психологической дистанцией между индивидом и средой, изолированность от ценностей общества и невключенность в эмоциональные контакты, отчужденность от общества в целом, его социальных институтов и малых групп (семья, коллектив и др.).
В психологическом плане отчуждение представляет собой как бы уход человека из межличностного взаимодействия, который имеет существенные психологические и социальные последствия, в том числе и криминогенного характера.
Сами по себе эти факторы фатально не ведут к совершению преступлений. Однако они формируют общую нежелательную направленность личности, ее бессознательные установки, предопределяющие уголовно наказуемые формы реагирования на определенные ситуации (конкретные конфликты).
Рассмотрим как данный феномен оказывает влияние на формирование преступного поведения.
Исследователи выделяют следующие аспекты отчуждения личности, значимые для понимания социально-психологических причин преступного поведения.
1) Отчуждение затрудняет усвоение человеком социальных норм, регулирующих поведение, т.н. нарушается процесс социализации. Поскольку эти нормы не усвоены личностью, не стали составной частью ее внутреннего мира, они являются для нее «чужими», не обязательными для исполнения и даже враждебными. Не случайно многие преступники не понимают, за что, собственно, их наказали, хотя знают, какой закон нарушили. Отсюда их несогласие с наказанием, что резко снижает его воспитательное воздействие.
2) Одна из причин отчуждения личности - это эмоциональное отвергание родителями своего ребенка (психологическая депривация).
Что это значит? Процесс социализации начинается с детства. В круг социальной действительности ребенка вводит взрослый. Исследования обнаруживают, что на протяжении всего раннего и дошкольного детства главным фактором формирования личности ребенка продолжает оставаться взрослый человек, поддержка и одобрение которого составляют необходимое условие "уравновешенности" ребенка с окружающей его средой и переживания им эмоционального благополучия. Ощущения любви, защищенности, нужности родителям жизненно необходимы ребенку. Никакой материальный достаток не может заменить эмоциональной связи с родителями. Родители, обеспечивающие ребенка отдельной комнатой, множеством игрушек, оплачивающие его занятия в секциях, кружках и тем ограничивающие свое воспитательное воздействие, делают непоправимую ошибку. Нередко дети из таких внешне благополучных семей совершают на первый взгляд "безмотивные" преступления: кражи, грабежи и другие, которые никак невозможно объяснить корыстью. Связано это с тем, что такой ребенок, выросший в атмосфере эмоционального голода, сам, с одной стороны, имеет низкий эмпатический уровень, а с другой - стремясь восполнить как-то депривацию (лишение) родительского общения, ищет признания в группах сверстников (не лучшего поведения). С целью самоутверждения в референтной группе такой ребенок и совершает преступления.
Отвергание родителями ребенка может быть явное и скрытое. В первом случае это, как правило, маргинальные семьи, где родители пьянствуют, употребляют наркотические средства, совершают аморальные, антиобщественные поступки (криминальные, аморальные). Ребенок им не нужен, с ним явно обращаются жестоко, не кормят, заставляют заниматься попрошайничеством, кражами для обеспечения своего существования, о нем не заботятся. Такой ребенок из-за отсутствия нормального общения с родителями в раннем возрасте в дальнейшем не сможет общаться с микросредой. Он будет ждать со стороны ее угрозы для себя.
Несколько по другой схеме развивается личность при скрытой депривации родителями ребенка. Это внешне благополучные семьи с материальным достатком. Однако ребенок для них является традиционным атрибутом, который принято иметь в семье. Хотя фактически ребенка не любят, сами того не осознавая, эмоциональной связи с ним нет.
В обоих случаях образуется дистанция между личностью и социумом.
В раннем детском возрасте вследствие дефектов правовой социализации, невыполнения семьей своей основной функции - включения ребенка в структуру общества посредством интернализации им нравственно-правовых норм по механизму подражания родителям - может заложить основы асоциальной личности, изолированной от социально-позитивной микросреды - семьи, учебных и трудовых коллективов, других малых групп. При отсутствии компенсирующего воспитания это может привести к дезадаптивному противоправному поведению, во многом провоцируя рецидив преступлений.
Из всех дефектов правовой социализации личности наиболее социально опасны дефекты социализации в семье. Поведение собственных родителей является образцом для детей. Естественно, для общества будет важным, чтобы эти образцы были нравственными, социально полезными.
Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты правовой социализации, провоцирующие детей на совершение правонарушений и преступлений, называются неблагополучными.
Выделяют следующие виды неблагополучных семей: 1) криминогенная семья; 2) аморальная семья; 3) проблемная семья; 4) неполная семья; 5) псевдоблагополучная семья.
3) Отчуждение личности может приводить к формированию у нее устойчивой антисоциальной (антиобщественная) установки, проявляемой в негативном или даже враждебном отношении к среде, что по механизму проекции способно провоцировать у таких лиц агрессивное поведение.
4) Отчуждение человека, изоляция от социально-позитивной микросреды побуждает его к поиску микросреды, где он мог бы найти признание и поддержку. Такой микросредой являются группы антиобщественной направленности, состоящие из таких же отчужденных и дезадаптированных личностей. Длительное нахождение в таких группах приводит к криминализации личности с последующей ее деградацией.
5) Разрыв связей человека с нормальной микросредой приводит к нарушению социального контроля, несоблюдению установленных норм поведения. Застревание в антисоциальной группе, являющейся для человека референтной, формирует чрезмерную привязанность его к данной группе, идентификацию с ней, готовность совершить любое групповое преступление.
6) Изоляция, обособление от других, уход в себя оборачивается нравственным оскудением, отсутствием эмпатии, т. е. способности чувствовать, переживать эмоциональные состояния другого человека, сопереживать ему, что содействует совершению особенно тяжких насильственных преступлений.
Как показывают исследования, наиболее отчужденными являются бродяги, а среди них - алкоголики. Другая категория отчужденных - осужденные к длительным срокам лишения свободы. Многие из них раньше были достаточно хорошо адаптированы к обществу, но за время пребывания в местах лишения свободы способность к адаптации значительно утрачивается. Практические работники исправительных коллективов давно обратили внимание на такое парадоксальное, на первый взгляд, явление: отдельные неоднократно судимые рецидивисты, не имеющие устойчивых семейных и иных эмоциональных связей, после освобождения вновь стремятся вернуться в "зону".
Отчуждение само по себе не является непосредственной предпосылкой преступного поведения, оно порождает тревожность , которая, в свою очередь, становится основой преступного поведения и формирует мотивы преступного поведения, направленные на «защиту» своего социального и биологического существования.
Тревожность - это состояние эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей опасности, т.е. это беспредметный страх. Беспредметность тревожности отличает ее от страха, как реакции на конкретную угрозу. Чаще всего в основе тревожности лежат какие-то неосознаваемые личностью источники угрозы, связанные с неудовлетворением потребности в безопасности.
Тревожность может быть ситуативной, связанной с конкретной внешней ситуацией, и личностной, являющейся стабильным свойством личности.
Как личностное свойство оно формируется вследствие эмоционального отвергания ребенка родителями и его последующего отвержения и проявляется в постоянном ощущении неуверенности в себе и своем месте в жизни, бессилия перед внешними факторами, в преувеличении их могущества и угрожающего характера, т.е. состояние тревожности выражается в субъективно серьезных опасениях за свое биологическое или (и) социальное существование.
Это свойство порождает подозрительность, мнительность, сверхосторожность, стремление защитить себя, и чем острее ощущение угрозы, тем меньше принимаются во внимание нравственные запреты и тем вероятнее совершение преступных действий. В своей массе преступников от не преступников отличает именно наличие этого свойства личности, а не временное состояние тревожности, которое может появиться у любого человека.
Криминогенность тревожности состоит не только в том, что она включает в себя беспокойство, ощущение незащищенности, уязвимости, но и в том, что она определяет специфическое восприятие окружающей среды как чуждой и враждебной. По механизму эмоционального переноса такая личность рассматривает как чуждые нормы и запреты этой среды, в результате чего выходит из-под действия социального контроля. Развиваются дезадаптивное поведение и соответствующее отношение к миру. Бессознательно проецируя свои враждебные, агрессивные устремления, побуждения на внешний мир, личность воспринимает и среду таковой. Появляется желание действовать в ущерб другим людям, обществу.
Иными словами, человек совершает преступление, чтобы не разрушились его представления о самом себе, своем месте в мире, его самоощущение, самоценность, не исчезло его биологическое и социальное бытие
По данным эмпирических исследований, тревожность как причина преступного поведения присуща преступникам женского пола, а также несовершеннолетним, имеющим проблемы с самоутверждением.
Конкретное преступное поведение – является результатом взаимодействия антиобщественных свойств личности и ситуацией совершения преступления.
Причина конкретного преступления – взаимодействие негативных нравственных психологических свойств личности, сложившихся под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования индивида с внешними объективными обстоятельствами (в конкретных ситуациях), порождающими намерения и решимость совершить данное преступление либо способствующими этому.
2 уровня взаимодействия между личностью и внешними обстоятельствами:
1) Наличие у индивида негативных нравственно-психологических свойств и качеств, приобретенных под влиянием неблагоприятных условий нравственного формирования.
2) Наличие конкретных ситуаций в виде совокупности некоторых внешних объективных обстоятельств
Ситуация совершения преступления играет роль условия индивидуального преступного поведения и состоит из 2-х групп обстоятельств:
1 группа – жизненные обстоятельства, которые играют роль условий, формирующих причину преступного поведения (антиобщественные свойства личности). К данной группе относят причины преступности в целом, которые негативно влияют на социализацию личности.
2 группа – те обстоятельства, которые облегчают проявление причины индивидуального преступного поведения. Это объективные жизненные обстоятельства, непосредственно влияющие на поведение личности в данный момент и сливающие в конкретную ситуацию.
Влияние конкретных жизненных ситуаций на преступное поведение:
1. Она объективно ставит личность перед необходимостью выбора, определенного варианта поведения (правомерного-неправомерного). Обуславливает содержание и форму избранного варианта поведения, раскрывает степень (уровень) готовности человека действовать определенным образом.
Условие – явление, кот. формирует причину или создает ее возможность действия.
Ситуация: ночь. Подворотня. Нападение группой.
Причина – внутренние установки
Условие – безлюдность, темная подворотня, явное преимущество
Повод – отказ дать закурить
Вопрос № 3. Понятие ситуации совершения преступления. Разновидность таких ситуаций.
Криминогенная ситуация - совокупность обстоятельств, в которых оказывается человек перед совершением преступления, воздействующих на его сознание, чувства и волю и в соответствии с нравственными качествами данного лица непосредственно обуславливающих его намерение и решимость совершить уголовно-наказуемые (умышленные\неосторожные) деяния.
Классификация ситуаций:
по источникам возникновения:
· Заранее создаваемые самим преступником
· Создаваемые им же, но не преднамеренно (пример - путем приведения себя в состояние опьянения)
· Возникшее в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц
· Создаваемые потерпевшими от преступлений
· Вызванные стихийными силами природы
· Возникшие по стечению случайных обстоятельств
По времени возникновения:
· Кратковременные (возникающие в момент совершения преступления)
· Длительные (возникают задолго до преступлений)
По пространственной распространенности:
· Общие - Распространяющиеся на обширную территорию
· Локальные - концентрирующиеся на ограниченной территории
· Проблемные
· Конфликтные
· Экстремальные
По характеру воздействия на виновного:
· Провоцирующие
· Сопутствующие
· Соблазняющие
· Разрезающие
· Затрудняющие
По уровню действия:
· Затрагивающие только данное лицо
· Касающиеся многих лиц
Вопрос № 4.Мотивация преступного поведения.
Родоначальник теории человеческой мотивации - англо-американский ученый Вильям-Мак-Даугол, Первый систематизировал систему человеческих потребностей, являющейся той силой, которая побуждает человека к активной деятельности. Эти внутренние силы он называл «склонностями», «влечениями», «желаниями». Первым кто назвал эти внутренние побуждения потребностями был американский психолог Генри Мюррей.
Большой вклад в анализ и иерархию потребностей внес Абрахам Маслоу, считая, что потребности – являются основой мотивации человеческого поведения, он все потребности делит на 5 видов, которые в своей совокупности образуют своеобразную иерархию.
1.физиологические потребности – поддержание жизни человека. Удовлетворение потребности в пище, еде, кислороде, физиологической активности – являются решающим в понимании поведения человека.
2.потребности безопасности и защиты – потребности в стабильности жизни, законе и порядке. Эти потребности отражают заинтересованность человека в долговременном выживании.
3.потребности любви, групповой солидарности – групповая принадлежность – является доминирующей в поведении человека.
4.потребности в уважении со стороны других – это уважение проявляется в таких понятиях как престиж, признание, репутация, статус, оценка.
5.потребности в само актуализации или потребности личного самосовершенствования – выражают желание человека стать всем, чем он способен стать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности.
Маслоу считал, что жизнь человека определяется тем, что люди постоянно к чему то стремятся, чего-то хотят. Он формулировал своеобразный закон: если одна потребность удовлетворена (низшая), то на поверхность выходит другая. Высшая потребность – это потребность в само актуализации.
Мотивационный процесс представляет собой блок побудительных сил, имеющий разный уровень различных функций. Этот блок в совокупности своих элементов является тем как бы объединяющим внутренним импульсом, который побуждает человека на целеустремленные действия и конкретные поступки.
Модель преступной мотивации состоит из следующих компонентов:
1.потребности – это первичная побудительная сила, 1 уровень мотивации, основа, база формирования определенной направленности поведения человека, побуждаемой к какой либо врожденной или социально-сформированной нуждой (Биологические, социальные, материальные, духовные)
2.интересы – это непосредственное выражение потребностей. Они связаны с конкретными целями и направлены на конкретные предметы, объекты. Интерес возникает на почве осознания своей потребности и выражается в виде предметных устремлений и конкретных запросов.
3.социальные ценности жизненной ориентации - это те объекты социальной жизни реальной действительности, которые являются наиболее престижными, привлекательными. Ценностные ориентации выявляются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности и формируется, структуируются при усвоении человеком социального опыта. В процессе социализации, формирования личности у каждого вырабатываются свои собственные ориентации на основные стороны жизни человека (труд, учеба, досуг), вырабатываются к смыслу и целям в жизни, к нравственным нормам, к социальному статусу, к материальным и духовным ценностям.
Ценности имеют свою иерархию: материальные, социальные, нравственные – они активизируют внутренний потенциал человека, который стремиться к тому, что представляет для него ценность.
4.цель – как элемент мотивации – цель это лишь тот результат, к которому стремится преступник.
2 т.з. - Цель выполняет результативную и мотивационные функции. Цель как мысленный предмет желаний и устремлений преступника обладает мотивационным побудительным свойством. Цель выступает как образ своего желания и устремления, на который индивид направляет свои силы, волю, для достижения конкретного результата.
Вопрос № 5.Механизм преступного поведения (генезис преступлений)
Потребности
2.чувство - Желание должно быть конкретизировано.
3.установка – самое тайное чувство
4.мотивировка – оправдывает, например изнасиловал – сама хотела.
Выбор цели
6.планироввание –
*тригерная точка, точка баланса. Можно сделать поворот назад.
7.реализация плана -
8.посткриминогенное поведение (осознание того, что совершилось, сокрытие следов, участия либо раскаяния)…… опять возникают желания в потребностях (явка с повинной-безопасность своя-скрываемость)
Это Сложный комплекс взаимодействия внешних и внутренних факторов, обуславливающий возникновение и развитие преступного деяния.
Причины и условия конкретного преступления, индивидуальные обстоятельства его совершения могут быть нетипичными. Однако в индивидуальных случаях всегда проявляется нечто общее, поэтому научно-практическое изучение причин и условий преступности основывается на обобщении данных, полученных из различных источников.
Социально-психологические явления – взгляды, традиции, привычки – часто называют субъективными детерминантами преступности, а все то, что находится вне индивида и влияет на его психологию, – объективными ее детерминантами. Это криминологическая классификация. Деление причин и условий преступности на объективные и субъективные имеет и иную, философскую, интерпретацию.
С этой точки зрения субъективными причинами и условиями преступности считаются те ее детерминанты, которые зависят от деятельности людей, являются, как правило, результатом недостатков этой деятельности. Объективные детерминанты преступности связаны с внешними по отношению к индивиду условиями и ситуациями, способствующими, облегчающими или даже провоцирующими проявление антисоциальных взглядов и побуждений в конкретном преступном посягательстве (плохая охрана оружия и техники, злоупотребление алкоголем и пр.).
Мотивации преступного поведения. Предпосылкой поведения человека , источником его деятельности является потребность. Нуждаясь в определенных условиях, человек стремится к устранению появившегося дефицита. Возникающая потребность вызывает мотивационное возбуждение соответствующих нервных центров и побуждает организм к определенному виду деятельности. При этом оживляются все необходимые механизмы памяти, обрабатываются данные о наличии внешних условий, и на основе этого формируется целенаправленное действие. Таким образом, актуализированная потребность вызывает определенное нейрофизиологическое состояние – мотивацию.
Мотивация – это обусловленное потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.
От мотивационного состояния зависит допуск в кору головного мозга тех или иных сенсорных возбуждений, их усиление или ослабление. Эффективность внешнего стимула обусловлена не только его объективными качествами, но и мотивационным состоянием организма (утолив голод, организм не станет реагировать даже на самую вкусную пищу).
Обусловленные потребностью мотивационные состояния характеризуются тем, что мозг при этом моделирует параметры объектов, которые необходимы для удовлетворения потребности, и схемы деятельности по овладению требуемым объектом. Эти схемы, или программы, поведения могут быть либо врожденными, инстинктивными, либо основанными на индивидуальном опыте, либо заново созданными из элементов опыта.
Осуществление деятельности контролируется путем сравнения достигнутых промежуточных и итоговых результатов с тем, что было заранее запрограммировано. Удовлетворение потребности снимает мотивационное напряжение и, вызывая положительную эмоцию, «утверждает» данный вид деятельности, включая его в фонд полезных действий. Неудовлетворение потребности вызывает отрицательную эмоцию, усиление мотивационного напряжения и вместе с этим поисковой деятельности. Таким образом, мотивация – это индивидуализированный механизм соотнесения внешних и внутренних факторов, определяющий способы поведения данного индивида.
В человеческой жизнедеятельности сама внешняя обстановка может актуализировать различные потребности. Так, в преступно-опасной ситуации один человек руководствуется только органической потребностью самосохранения, у другого доминирует потребность выполнения гражданского долга, у третьего – потребность проявить удаль в схватке, отличиться и т. д. Все формы и способы сознательного поведения человека определяются его отношениями к различным сторонам действительности.
Виды мотивационных состояний. К мотивационным состояниям человека относятся установки, интересы, желания, стремления и влечения.
Установка - это стереотипная готовность действовать в соответствующей ситуации определенным образом, возникающая на основе прошлого опыта. Установки являются неосознанной основой поведенческих актов, в которых не осознается ни цель действия, ни потребность, ради которой оно совершается. Различаются следующие виды установок.
1. Ситуативно-двигательная (моторная) установка (например, готовность шейного отдела позвоночника к движению головы).
2. Сенсорно-перцептивная установка (ожидание звонка, выделение значимого сигнала из общего звукового фона).
3. Социально-перцептивная установка – стереотипы восприятия социально значимых объектов (например, наличие татуировок интерпретируется как признак криминализованной личности).
4. Когнитивно-познавательная установка (например, предубеждение следователя в отношении виновности подозреваемого ведет к доминированию в его сознании обвинительных доказательств , оправдательные доказательства отступают на второй план).
Мотивационное состояние человека является психическим отражением условий, необходимых для жизнедеятельности человека как организма, индивида и личности. Это отражение необходимых условий осуществляется в виде интересов, желаний, стремлений и влечений.
Интерес - избирательное отношение к предметам и явлениям в результате понимания их значения и эмоционального переживания значимых ситуаций. Интересы человека определяются системой его потребностей, но связь интересов с потребностями не является прямолинейной, а иногда она и не осознается вовсе.
В соответствии с потребностями интересы подразделяются по следующим основаниям:
- по содержанию (материальные и духовные);
- по широте (ограниченные и разносторонние);
- по устойчивости (кратковременные и устойчивые).
Различаются также непосредственные и косвенные интересы (так, например, проявленный продавцом к покупателю интерес является интересом косвенным, тогда как прямым его интересом является продажа товара).
Интересы могут быть положительными и отрицательными. Они не только стимулируют человека к деятельности, но и сами формируются в ней. С интересами человека тесно связаны его желания.
Желание – это мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Если потребность не может быть удовлетворена в данной ситуации, но ситуация удовлетворения может быть создана, то направленность сознания на создание такой ситуации называется стремлением . Стремление с отчетливым представлением необходимых средств и способов действия является намерением .
Разновидностью стремления является страсть – стойкое эмоциональное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей деятельности человека.
Преобладающие стремления человека к определенным видам деятельности являются его склонностями , а при навязчивом тяготении к определенной группе объектов – влечениями .
Как таковых преступных мотивов не бывает. Человек несет ответственность за общественно опасное противоправное деяние, а не за смысл данного действия для данной личности. Таким образом, мотивация преступного поведения в целом не отличается от мотивации поведения вообще. И в том и в другом случае действуют те же установки, интересы, желания, стремления и влечения. Единственное отличие заключается в реализации мотивов.
С точки зрения нравственно-психологической свобода воли преступника определяется степенью отклонения социальных установок личности от положительных стереотипов. Чем более лицо заражено антиобщественными взглядами и привычками, тем выше его способность избрать общественно опасный вариант поведения и тем выше свобода его «преступной» воли. Так, авторы одного из учебников по уголовному праву рекомендуют суду выяснять степень нравственной испорченности субъекта для установления того, явилось ли рассматриваемое преступление логическим завершением антиобщественной ориентации личности, либо оказалось случайным явлением на его жизненном пути.
Нравственный и психологический моменты свободы воли характеризуют единое свойство личности преступника, поэтому и оценка конкретной степени свободы воли зависит от одновременного учета ее формальной и содержательной сторон. Так, наличие большого преступного опыта у лица позволяет сделать вывод не только о его нравственной испорченности, но и о возросшей способности действовать со знанием «преступного дела».
Сильная или слабая воля может относиться как к морально воспитанному, так и к аморальному лицу. Поэтому субъект с «безнравственной», но сильной волей в случае совершения преступления действует при прочих равных условиях «свободнее», чем слабовольный субъект. Таким образом, степень произвола, свободы воли преступника в совершенном деянии тем выше, чем выше его способность действовать со знанием «преступного дела», руководить своими действиями, и тем более морально испорченным он является.
В заключение необходимо отметить, что лица, совершившие преступление, не обладают подлинной внутренней свободой (так называемой свободой воли).
Одной из составных частей общего причинного комплекса преступности являются причины и условия индивидуального преступного поведения.
В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем это происходит на общем уровне, проявляется их взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.
Общей причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация личности, базирующаяся на ее антиобщественной установке. Она складывается у лица постепенно под влиянием двух групп условий:
1)условия, формирующие потребности, интересы, ценностные ориентации личности, искажения и деформации которых образуют основу криминогенной мотивации ее внутреннюю содержательную сторону.
2)условия непосредственно относящиеся к процессу совершения преступления, создающие конкретную криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они вызывают намерение и решимость совершить преступление.
Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий негативных нравственно-психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих криминогенную ситуацию
Изучение причин преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествует постановка цели и предвидение результатов своих действий. Все это откладывается в сознании индивида и базируется на уже существующих элементах, в первую очередь таких, как прошлый опыт, интересы, взгляды, психические особенности лица. Сюда же следует добавить влияние существующей внешней ситуации.
Таким образом, с точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой и социальной действительностью.
Из этого следует, что у взрослого человека все социально значимые воздействия внешней среды проходят через его сознание и личностные особенности, т.е. между человеком и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости.
16 Транзитивное поведение
Транзитивное поведение это оптимально обоснованный вид преступного поведения. Под механизмом транзитивного поведения понимаются последовательность и продуманность вариантов поведения личности, из которых (вариантов) личность выбирает наиболее предпочтительный. Этот процесс чрезвычайно сложен и затрагивает всю совокупность качеств и особенностей личности, проявляющихся во взаимодействии с внешней средой.
Центральным звеном в причинной цепочке является мотив. В качестве первоосновы формирования мотива выступают потребности и интересы личности. Именно через призму потребностей и интересов воспринимается внешняя ситуация, а сами потребности и интересы являются продуктом связи человека с внешним миром (средой).
Выбор путей и средств удовлетворения мотива осуществляется лишь применительно к конкретной жизненной ситуации. Она дает возможность субъекту осуществить мотивационный выбор, который проявляется в формировании конкретной цели как желаемого результата действий.
Цель выглядит как образ будущего результата действий лица, его мысленное предвосхищение.
Существенным элементом механизма транзитивного поведения личности является ее воля. Под волей понимается сознательное регулирование человеком своих действий и поступков, требующих преодоления внутренних и внешних трудностей при достижении цели.
Волевые свойства личности проявляются в целеустремленности, решительности, настойчивости, выдержке, самостоятельности и др.
Завершается причинная цепочка принятием решения о совершении преступления и его реализацией в конкретном преступном деянии. Таким образом, на последнем этапе преступления происходит как бы слияние мотива, цели, плана действий по достижению цели и воли при реализации плана.
Особую роль в механизме конкретного преступления играет криминогенная ситуация, т. е. событие или состояние, вызвавшее у лица решение совершить преступление. Криминогенная ситуация занимает как бы промежуточное место между личностью преступника, средой и преступлением. Она предшествует преступлению и является его непременным «спутником». Никакое преступление не может быть совершено, если в реальной действительности для этого нет подходящих условий.
В зависимости от источников возникновения различают криминогенные ситуации: заранее создаваемые самим преступником; создаваемые им же, но непреднамеренно (например, путем приведения себя в состояние опьянения); возникшие в результате аморальных и правонарушающих действий других лиц; вызванные стихийными силами природы; возникшие по стечению случайных обстоятельств.
При этом следует учитывать, что даже самая неблагоприятная ситуация не обязательно приводит к совершению преступления. Решающее значение имеет конкретный человек с его системой взглядов, наклонностями и стремлениями. Однако роль криминогенной ситуации может неоднозначно восприниматься лицом, как бы провоцируя его на совершение правонарушения. Поэтому очень важно исследовать условия совершения конкретного преступления.