Планирование в управленческой деятельности. Тест на тему: тесты по менеджменту

Как было отмечено, современная организация представляет собой сложную систему, которая включает особые специализированные виды управленческой деятельности - функции менеджмента. По мнению Короткова Э.М., функция - это «работа, которая выполняется не только для получения какого-либо результата, но и для последовательного движения от одного результата к другому, для движения к цели» Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. - М.: Юрайт, 2012. - С.6-8 . Подобную трактовку разделяет и Разу М.Л.: Функция - это обязанность, круг деятельности, назначение, роль... Менеджмент необходимо рассматривать как циклический процесс, состоящий из конкретных видов управленческих работ - функций менеджмента Менеджмент: учебник / кол. авт.; под ред. М.Л. Разу. - 3-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2011. - С.112 .

Тейлор Ф. в своей работе «Научная организация труда» пишет, что «осмысленная и целенаправленная деятельность любого коллектива, будь то патриархальная община или современная корпорация, требует управленческого регулирования в четырех его главных ипостасях: планирование, организация, руководство, контроль» Жемчугов А.М., Жемчугов М.К. Парадигма современного менеджмента и ее базис // Проблемы экономики и менеджмента. - 2016. - № 6 (58). - С. 4-30. .

Все функции менеджмента можно разделить по двум признакам:

  • · по содержанию процесса управления (основные функции);
  • · по направлению воздействия на объекты управления (специфические или конкретные функции).

Выделяют 5 функций менеджмента:

  • · Планирование - это прогнозирование и подготовка к будущему. Неспособность планировать означает некомпетентность менеджера.
  • · Организация - это обеспечение бизнеса всем необходимым для функционирования (оборудование, материалы, финансирование, люди), причем важнейшим элементом здесь является учебная подготовка менеджера.
  • · Мотивация - средство выполнения организационной работы; в ограниченной своей сути это - управление подчиненными.
  • · Координация - гармонизация деятельности для достижения успеха.
  • · Контроль - проверка и надзор за тем, чтобы се шло так, как запланировано.

Процесс управления в соответствии с предоставленной принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности организации на определенный период времени. Таким образом, процесс менеджмента начинается с предоставленной информации по результатам контрольных процедур для принятия управленческих решений и завершается фазой контроля, определяющей успех реализации принятого решения.

Планирование - это самостоятельная функция управления и исходный этап процесса управления (рис.1).

Рис. 1 - Планирование как функция менеджмента Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - С.31

Планирование, как функция менеджмента, представляет собой определение целей деятельности, а также разработку и фиксацию перечня действий, подлежащих обязательному исполнению для их достижения. С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик Брусов П.Н. Финансовый менеджмент. Математические основы. Краткосрочная финансовая политика: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. - С.35:

  • · конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.
  • · достижимые и реалистичные цепи. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.
  • · цели должны содержать сроки исполнения;
  • · цели должны призывать к превышению стандартов. Стандарты - уровень исполнения, который приемлем для организации. Цели - желаемый результат.
  • · цели должны быть гибкими, чтобы их можно было пересмотреть в случае непредсказуемых изменении.

Каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Соответственно создаются краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные планы. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления организации в их взаимосвязи. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерева целей объективно необходимо.

В зависимости от значимости в деятельности организации выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование (рис.2).


Рис.2 - Виды планирования Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - С.72

Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана, который может быть оформлен в виде бизнес-плана. Тактические планы конкретизируют стратегический план. Если стратегическое планирование сосредоточено на том, чего хочет добиться организация, то тактическое - на том, как организация должна достичь такого состояния. Оперативное планирование - планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке: планирование производства, маркетинга, составление бюджетов и прочие.

В зависимости от объекта планирования различают Репина Е.А. Основы менеджмента: Учебное пособие / Е.А. Репина. - М.: Академцентр, 2013. - С.105:

  • · планы фирмы;
  • · производственных подразделений;
  • · планы рабочих мест (должностей).

По видам внутрифирменной деятельности:

  • · производственное планирование;
  • · финансовое и проч.

Принцип - это доминирующее положение или исходная идея при разработке плана. Выделяют следующие принципы планирования:

  • · Планирование «от достигнутого» - менеджер считает своей основной задачей повторение в этом году всего того, что было свойственно организации в прошлом году с учетом состоявшихся или ожидаемых изменений. Это представляет собой перенос достигнутых результатов на следующий период с определенными корректировками.
  • · Планирование по целям. При обращении к этому принципу менеджер абстрагируется от прошлого опыта, он не привязывает планируемый результат к фактически достигнутому и не использует его как базис для совершения своих последующих действий. Исходной базой в этом случае выступает формулируемая им цель - то есть желаемый результат и реальность его достижения.

Метод планирования - это совокупность приемов и способов действий, используемых управляющим при осуществлении процедуры разработки и реализации плана. К основным методам планирования относятся:

  • · Балансовый метод - наиболее универсальный и распространенный. В его основе - сопоставление доходной и расходной частей (затрат с результатами). Сущность метода состоит в разработке балансов (материальных, финансовых, трудовых и т.д.) в форме таблиц, содержащих наличные ресурсы и направления их расходования.
  • · Нормативный метод планирования состоит в выполнении плановых расчетов с использованием научно обоснованных норм и нормативов. Его используют при планировании себестоимости, трудоемкости, численности персонала, заработной платы.

Экономическая норма - это максимально допустимая величина расхода конкретных ресурсов на производство единицы продукции (работ, услуг) установленного качества в определенных условиях и промежуток времени. Норматив - относительный показатель.

· Программно-целевой метод. В современной практике планирования все шире используются экономико-математические методы планирования, которые позволяют найти оптимальное сочетание использования ресурсов при заданных ограничениях.

Различают также вертикальные и горизонтальные методы планирования. К методам вертикального планирования относятся метод планирования сверху вниз и снизу вверх. К планированию «сверху вниз» обращаются в тех случаях, когда цели и задачи организации и всех ее структурных подразделений формулируются высшим управленческим звеном. Плановые задания спускаются сверху.

Метод планирования «снизу вверх» используется тогда, когда:

  • · управляющий стремится к активному вовлечению подчиненных в процедуру планирования;
  • · управляющий не в состоянии самостоятельно определить потенциальные возможности каждого структурного подразделения своей организации и стремиться получить такого рода информацию от подчиненных;
  • · управляющий планирует приступить к реализации нового для организации проекта и стремиться к тому, чтобы каждое структурное подразделение самостоятельно определило свою роль, возможности и задачи.

Методы вертикального планирования нацелены на формирование результатов организации, которые необходимо получить в планируемом периоде. Объектом планирования может быть прибыль, объем производства и реализации. При горизонтальном планировании объектом планирования являются сам производственный процесс, или отдельные комплексы работ (то есть конкретные проекты, на реализацию которых нацеливается организация). Основными методами горизонтального планирования являются:

  • · планирование общей схемы производственного процесса;
  • · сетевое планирование.

Таким образом, планирование - это определение системы целей функционирования и развития организации, а также путей и средств их достижения. Планирование обеспечивает своевременность решений, позволяет избегать поспешности в решениях, устанавливает четкую цель и ясный способ ее реализации, а также даст возможность контролировать ситуацию.

Известно, что самоорганизация не является первичным свойством производства, как дезорганизация (хаос), и требует целенаправленных плановых воздействий - управления, в процессе которого равновероятные события становятся неравновероятными. "Поэтому управление в общем можно рассматривать как планомерный процесс создания из беспорядка порядка и повышение степени порядка, в результате которого неопределенность системы (предприятия), ее энтропия уменьшаются. Когда вероятность желаемого состояния системы равняется 1 (т.е. определенность равна единице), то энтропия такой системы равна нулю,

и, следовательно, цель экономической деятельности достигнута. При этом управление предприятием можно рассматривать как систему организационно-управленческих функций, среди которых планирование занимает центральное место (схема 12).

ПЛАНИРОВПАНИЕ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЕМ

Каждая функция управления непосредственно тесно связана с плановым процессом, да и само управление по своей сути планируется и организовывается. Не случайно поэтому большинство специалистов считают, что управление - это процесс планирования, организации,

мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и

достичь целей организации, которые определяются именно в рамках функции «прогнозирование - планирование».

Планирование предусматривает обоснование целей и задач управления, разработку плана и программы будущих действий по его реализации, а также:

прогнозирование - научное предвидение событий, предположение, вероятная гипотеза, оценка перспектив;

разработку графика - временной последовательности работ по достижению целей и реализации программ;

составление бюджета - обоснование объема затрат и распределение ресурсов по цехам, участкам и видам работ;

определение политики предприятия - выработка общих правил действий, внутренних положений и руководящих документов, принципиальных подходов и решений, т.е. экономической стратегии предприятия;

установление деловых процедур, обеспечивающих наиболее эффективные методы и приемы выполнения всего комплекса работ.

Планирование в определенном смысле можно рассматривать как способ преодоления неполноты любого языка управления, обнаруженной еще в древней Греции (350 г. до н.э.) Эвбулидом и сформулированной в виде «парадокса лжеца», а в 1931 г. К. Гёделем - в форме «теоремы неполноты». Эластичный, гибкий план как своеобразное внешнее дополнение позволяет предпринимателям с учетом меняющихся условий достигнуть желаемой цели в будущем.

Функция управления «организация» конкретизируется применительно к объекту регулирования и приобретает соответствующие особенности в качестве:

организации труда; организации производства; организации управления.

Термин «организация» имеет несколько значений, но чаще всего он понимается как: действие или процесс - основать, учредить, подготовить, объединить, сплотить, упорядочить и т.п.;

результат сознательной деятельности по созданию определенной системы - структуры, устройства, объединения, внутренней упорядоченности, взаимного расположения частей единого целого;

коммерческая фирма, компания, предприятие.

Организация труда - это способ объединения работников и Соединения их со средствами производства, образующий определенный порядок осуществления трудового процесса, который включает:

установление цели деятельности, перечня производственных операций и их последовательности в соответствии с применяемой технологией;

разделение всех видов работ между персоналом и установление кооперации (расстановка работников и закрепление функций);

разработку рациональных приемов и методов труда на каждом рабочем месте;

определение норм труда и системы его оплаты;

подбор и подготовку кадров - формирование требований к исполнителям работ, выявление и назначение должностных лиц;

создание безопасных и здоровых условий труда;

установление дисциплины труда.

Следует, однако, иметь в виду, что в специальной экономической литературе термин «труд» применяется в трех значениях:

как целесообразная деятельность, или сам труд;

как функционирующее единство целесообразной деятельности, предметов и средств труда, или процесс труда;

как производственное отношение, или трудовые отношения между людьми.

Во всех случаях труд означает участие человека в создании различных благ и он всегда определенным образом организован.

Можно даже утверждать, что любая даже самая лучшая техника не даст желаемого результата, если нет соответствующей организации. По обоснованному мнению A.A. Богданова, всякая человеческая деятельность объективно является организующей либо дезорганизующей. Термин «организовать» употребляется приме- нительно к людям, к их труду и усилиям. Организовать - значит сгруппировать людей для определенной цели, координировать и регулировать их действия в целесообразном единстве. Предприятие - это организация средств производства и людей в планово функционирующую систему1.

При планировании на предприятии учитываются взаимосвязанные принципы организации трудовых процессов (табл. 8).

Система принципов организации трудовых процессов на предприятии

Таблица 8 №

п/п Наименование

признака Основное содержание, требования 1 Пропорциональность Соблюдение строго определенных количественных норм и пропорций затрат труда в единицу времени во всех взаимосвязанных участках и процессах 2 Ритмичность Обеспечение повторяемости через равные промежутки времени процесса труда во всех его фазах и операциях 3 Непрерывность Уменьшение и устранение перерывов в трудовом процессе, сближение и совмещение процессов во времени и пространстве 4 Параллельность Одновременное выполнение нескольких частей процесса в результате разделения и кооперации труда, обеспечивает сокращение производственных циклов 5 Рацио на л ьно сть Наилучшее использование всех видов энергии и факторов 6 Оптимум Максимум полезного эффекта на единицу затрат труда 7 Прямоточно сть Устранение обратных ходов 8 Навык Обеспечивает экономию расходуемых сил и мускульной

энергии 9 Взаимозаменяемость Сокращает простои и потери рабочего времени 10 Комплексность Организация труда - составная часть всего производства И Совершенствование По мере развития техники и технологии необходимо изменение организации труда 12 Относительных

наименьших Изменения производить в том звене, которое сдерживает производительность труда Богданов АЛ. Тектология. Всеобщая организационная наука. М., 1989. С. 4.

Функция управления «координация» состоит в обеспечении необходимой согласованности действий персонала по достижению целей предприятия. Она предусматривает:

рациональное распределение заданий по конкретным исполнителям;

стимулирование персонала с целью выполнения им желаемых действий;

согласование - предупреждение диспропорций в работах, устранение излишнего параллелизма и дублирования работ.

Функция «учет и контроль» направлена на создание гарантий для достижения предприятием плановых целей и включает:

установление количественной меры оценки - нормативов показателей для измерения результатов как промежуточных (текущих, отдельных), так и конечных итогов работы всего предприятия;

измерение параметров работ предприятия и его подразделений по периодам и за год;

оценка соответствия фактически полученных общих и частных показателей плановым нормативам.

Корректировка мероприятий и плана предприятия и его подразделений направлена на учет изменяющихся внешних и внутренних условий, исправление допущенных ошибок, нейтрализацию слабых участков и реализацию мер по улучшению функционирования всей хозяйственной системы. Это обычная, штатная функция процесса управления, которая планируется и организуется в соответствии с целями предприятия.

17.3.1. Характеристика процесса планирования. Виды планирования Процесс планирования

Раскрывая данное понятие, отметим, прежде всего, тот факт, что в литературе синонимом используется «плановый процесс». И этот момент нужно прояснить.

Плановый процесс как понятие можно использовать в двояком смысле. Широкое толкование обозначает любой процесс, возникший не стихийно, развивающийся не спонтанно, а в рамках замысла, пре­дусмотренный, предвиденный, ожидаемый. Этот процесс - не в сис­теме, не в субъекте управления, а в обществе, внешней среде, в объ­екте. Так можно оценивать к примеру, повышение рождаемости детей в условиях стабильного и динамичного экономического развития страны, повышение интереса к образованию у молодежи и рост в свя­зи с этим конкурса на поступление в вузы. Понятно, что в этих про­цессах в обществе никто планов не устанавливает, но ситуация не вы ход ит за пределы «неожиданного». Вот тогда о них и можно говорить как о «плановых», соответствующих курсу социального государства на обеспечение населению достойного образа жизни.

Более узкое толкование понятия «плановый процесс» - предпола­гает ограничение его в управленческом пространстве как администра­тивно-плановый процесс - это действия, совершаемые субъектами управления и связанные с определением показателей экономического и социального развития объекта управления. Именно как администра­тивно-управленческую категорию мы будем использовать понятие «плановый процесс» в одном синонимичном ряду с другими: процесс планирования, планирование.

Планирование можно по-разному применять к целому ряду видов управленческой деятельности. Общее у них то, что планирование ис­пользуется для разрешения проблем. Диапазон проблем, с которыми сталкиваются органы государственного и муниципального управления, очень велик, и поэтому к планированию в разных ситуациях подходят по-разному.

В литературе даются различные формулировки планирования:

Это процесс определения соответствующих будущих действий через последовательность выборов этих действий;

Это предвидение при одновременном формировании и осуще­ствлении программ;

Это процесс подготовки ряда решений для" осуществления по­ следующих действий, направленных на достижение целей предпочи­таемыми средствами;

Это способ логического преобразования намерений, фактиче­ских данных и предположений в пригодную для целедостижения по­литику.

Любое из этих определений допускает, что у субъекта планирова­ния есть четко сформулированные цели и возможность (условия, ре­сурсы) получить и использовать информацию для выработки политики.



Намерения и цели, которых надо достичь, формулируют либо лица, принимающие решения (ЛПР) в организациях, либо полномоч­ный орган предписывает организации выполнение определенных за­дач. Чтобы выполнить поставленные задачи, организация должна пла­нировать свою работу. Для этого ей нужно «провести инвентариза­цию» своих возможностей, как внутренних (по отношению к организации) факторов, таких как ее активы и особенности персо­нала и т. п., так и факторов воздействия со стороны окружающей сре­ды, таких как курс правительства, соотношение политических сил, за­просы граждан и т. д.

Особое значение организация работы по планированию имеет для органов исполнительной власти всех уровней. Последние осуществляют разнообразные и масштабные функции, реализуют широкие полномочия - самостоятельно или через другие органы управления: террито­риальные либо функциональные. Нормальную работу всего этого сложного механизма, достижение согласованности можно обеспечить только путем четкого планирования работы. Нельзя обеспечить ком­петентный подход к делу, если сама деятельность органов управления и его сотрудников не введена в организованное, целенаправленное русло.

План - это специфический акт управления. Плановый акт - это решение, посредством которого определяются конкретные результаты (как задачи) для выполнения намеченной цели в какой-либо сфере дея­тельности (в экономической, социальной, хозяйственной или какой-либо иной) организации в течение установленного" срока.

Существо и содержание любого плана составляют плановые пока­затели. Их характерные черты:

Они всегда адресны;

Рассчитаны на определенный период, установленный срок;

Имеют организационное значение, фокусируют внимание на решении важнейших задач;

Исчерпываются однократным, хотя и длительным исполнением;

Теряют силу по истечении планового периода независимо от исполнения;

Не изменяют и не отменяют правовых норм;

Отмечаются особым порядком (процедурами) изменения;

Органически сочетаются с экономическим ресурсным обеспече­нием возможности их исполнения и стимулированием;

Не обеспечены сами по себе санкциями;

Приобретают обязательную силу после утверждения в виде определенной системы показателей;

Важно учитывать и соподчиненность многих плановых показа­телей (заданий) по уровням системы управления.

Плановый акт принципиально отличается от нормы права: в нем нет и не может быть гипотезы. Плановый акт - это ненормативный, юридически обязательный к исполнению акт. Отрицание нормативно­го характера плана ни в коей мере не принижает статуса, авторитета, плана.

План - это эффективное средство достижения цели, которое тре­бует предпринять одновременно или в последовательности определен­ные действия.

План принятый становится политикой. Принятие плана формирует особую творческую атмосферу в коллективе: повышает ответствен­ность руководителя и исполнителей; ибо создает конструктивную на­пряженность, оказывает организующее воздействие, побуждает брать­ся своевременно за выполнение решений и задач, анализировать ход работы, выявлять и устранять недостатки.

Надо учитывать, что чем выше статус органа в иерархии власти, т ем регламентированное должна быть его основная деятельность, тем больше планы его работы должны быть научно обоснованными, ста­бильными.

Тем, кто сам работает в каком-либо органе власти, зачастую «за деревьями леса не видно», и поэтому нетрудно увязнуть во внутрен­них перипетиях организации, не обращая внимания на серьезные тен­денции в обществе, во внешнем мире. Так, например, организации усиленно занимаются совершенствованием малозначащих внутренних процессов, забывая подготовиться к «единому европейскому рынку», глобализации проблем, интернационализации управления.

Органы исполнительной власти должны уметь приспособиться к меняющейся среде, и поэтому администрирование как процесс со­циального управления и организационного строительства должно быть сориентировано на среду. Чтобы деятельность руководителя была результативной, он должен сосредоточить внимание на планиро­вании развития организации в целом, социально значимых измене­ний, а не на искусственно выделенных участках внутри организации.

Итак, планирование связано с достижением желаемых будущих состояний, которые маловероятны без вмешательства человека (субъ­екта управления).

Виды планирования. По методологии процесса планирования разли­чают:

Формальное планирование (когда сужается область проблемы для того, чтобы использовать количественные модели и технику оп­тимизации плана);

Инкрементальное планирование (используется здравый смысл, чтобы произвести незначительные модификации существующих по­литик. Здесь полагаются на политические торги и компромиссы для
достижения консенсуса);

Системное планирование - более широкий подход, который базируется на совокупности количественных и качественных мето­дов, на поиске соединения инкрементализма, оптимального и воз­можного планирования с учетом множества участвующих сил и отно­шений между ними.

Формальное планирование. Сен-Симон, философ XVIII в. верил, что его эра провозгласит новый подход к планированию общественного порядка. Он представлял планирование как область действий не чи­новников и политиков, а ученых и инженеров, которые обладают спе­циальными знаниями объективно-рационального выбора при состав­лении планов будущего управления обществом. "

Формальное планирование - это путь мышления, когда планы определяются посредством «фактов», как они представляются, а не субъективными суждениями или интересами исследователя-аналитика.

Ищутся решения, а не перспективы в проблеме планирования. Фор­мальное планирование предполагает, что после того, как план состав­лен, его реализация будет естественно или механически следовать ло­гике его формализации. Подобно тому, как проблемы считаются объ­ективными состояниями, существующими независимо от ценностей и восприятия, считается, что обоснованность предполагаемого плана говорит сама за себя. Другими словами, считается, что обоснован­ность плана опирается не на восприятие потенциальных пользовате­лей, а скорее на соответствие критериям, методологическим установ­кам.

Эти критерии исключают интуицию, личные убеждения, здравый смысл или практический опыт. Следовательно, они освобождают спе­циалиста по формальному планированию от необходимости в кон­сультациях с теми, кто действительно будет реализовывать план, или с тем, кто вложил капитал в дело. Сторонники этого подхода потра­тили много времени и интеллектуальной энергии на изобретение и совершенствование процедур прогнозирования и оптимизационных моделей.

Слабость формального подхода состоит в пренебрежении челове­ческой стороной, не учитывается, что выбор желаемого будущего, по существу, обусловлен ценностями и часто конфликтен. Формальная философия планирования предполагает механистический взгляд на будущее, не имеет эффективных процедур для случая, если решение принимают несколько лиц, имеющих противоречивое восприятие проблемы и стремящихся удовлетворить различные ценности. Слож­ность и изменчивость внешней среды обрекают специалистов фор­мального планирования на сизифов труд.

Инкрементальное планирование - антитеза формальному.

Отсутствие полных и совершенных знаний, ограничение интел­лектуальной возможности специалистов по планированию, несовер­шенство информации о проблеме для глубокого анализа и др. приве­ли к модификации формальной философии. Г.Саймон предложил концепцию ограниченной рациональности, она предполагает, что процесс отбора желательных состояний и планирования их реализа­ции происходит в рамках внутренних ограничений вычислительных способностей человека. Другими словами, составитель плана стремит­ся просто «удовлетворить», определить такой способ действия, кото­рый «достаточно хорош», чтобы произвести разумное совершенствова­ние текущего состояния системы.

Теоретики «инкрёментализма» убеждены в том, что в большинстве случаев несколько ЛПР рассматривают толькб ограниченное число альтернативных вариантов и добиваются цели уменьшить конфликты п о ценностям, ресурсам путем торгов, компромиссов, обоюдных услуг («псевдоконсенсус» обеспечивает восприятие и веру в тех людей, ко­торые обладают наибольшей силой в процессе принятия решений).

Инкрементализм проявляет скептицизм в отношении человече­ских интеллектуальных возможностей, намеренно ограничивает коли­чество переменных величин и упрощает отношения между ними.

Критерии, используемые при таким подходе, редко описываются в объективных и точно измеримых терминах (как при формальном подходе). Здесь важнее, чтобы все участники были согласны (напри­мер, депутатов заботит политический риск, связанный с различными налоговыми программами. Главное - договориться.

Здесь и не требуют от планоразработчиков четких критериев, ибо каждый автор альтернативной политики может описать и расставить по приоритетности критерии составления плана, придерживаясь един­ственно значимого для него набора ценностей, В результате общепри­емлемого, т. е. оптимального, плана может не получиться, хрупкий консенсус будет нарушен (решение не принято!).

При инкрементальном планировании редко бывает установлена твердо определенная стратегия реализации. Интерпретация ц способ выполнения плана часто бывает делом тех администраторов, которые в повседневной деятельности испытывают его воздействие, приспо­собляются и модифицируют планы согласно личной интерпретации цели. На всех этапах (видах деятельности) характерны политический и интеллектуальный конфликты, сделки и компромиссы при достиже­нии псевдоконсенсуса, малые продвижения в направлении желаемых целей, использование существующих политик в качестве отправной точки.

Это не лучший, но наиболее распространенный подход в планиро­вании в правительственных учреждениях, в больших многоаспектных (многоплановых) частных организациях.

Не существует двух ситуаций, в которых такой подход проявит одинаковые способы получения, обмена и анализа информации.

Сильные стороны инкрементального подхода: признает человече­ский и политический аспекты планирования и тем выигрывает по сравнению с безыскусственностью формального планирования. В нем допускается, что в жизни немногое известно определенно, проблемы не статичны, а динамичны и, следовательно, маловероятно, чтобы они остались решёнными надолго (до конца).

Недостатки - чрезмерная вера во взаимное приспособление раз­личных действующих сил (акторов), ибо на деле это Гарантирует ин­тересы наиболее мощных организационных сил, превалирующих над Другими (иногда приводит к «выкручиванию рук в политике»). Упро­щения инкрементальной модели обладают конкретным свойством ста новиться сверхупрошениями: не существует заранее определенного набора базовых ценностей, количественных показателей, не аргумен­тируются «фундаментальные» решения, не корректируются принятые политики. И результатом бывает: «хотели, как лучше (а что значит лучше и для кого?), а вышло, как всегда».

Системное планирование. Проблемы при таком подходе не решают­ся, а скорее разрешаются и постоянно переопределяются через про­цесс их изучения. Планирование понимается не как дискретная дея­тельность, а как непрерывно развивающийся процесс. Подход предпо­лагает, что будущее неопределенно и не может быть предсказано исходя из условий настоящего и прошлого. Акцент ставится на созда­ние альтернативных сценариев будущего, с опорой на сегодняшнее.

Все данные прогнозов основаны на теории (современные знания) и контексте идей (субъективной интерпретации значения, проблемы, которая есть у авторов системы).

Определение и структурирование проблемы - наиболее важные действия для специалиста по системному планированию.

Например, проблема трущоб (грязных подъездов) в центральной части города может быть определена различным образом разными людьми. Для одних - это социокультурная проблема, возникшая из-за отсутствия интереса бедных жителей центральной части города поддерживать стандарты эстетики и санитарии. Для других - это проблема инфраструктуры, возникающая из-за фактического отсутст­вия благоприятных возможностей для работы жителей в своем районе и неудовлетворительных транспортных связей с местами работы. Для третьих - это проблема недостаточных побудительных мотивов у до­мовладельцев (квартировладельцев и съемщиков) содержать дома в хорошем состоянии и улучшать жилищные условия в районе. Это может, наконец, быть проблемой образования, дискриминации како­го-либо этноса, расселенного в районе, либо истории (район традици­онно грязный, окраинный, непрестижный). По-разному иногда оце­нивают и актуальность проблемы, масштабы ее взаимосвязи с други­ми.

Принимая все это во внимание, специалист по системному плани­рованию подходит к проблеме с несколькими допущениями. Главное допущение: 1) проблемы и их решения не остаются неизменными, а постоянно видоизменяются; 2) к формулировке проблемы привлека­ются несколько акторов альтернативы и предпочтения которых могут быть множественными и конфликтующими. Появляется при этом ве­роятность того, что заданная альтернатива приведет к оптимальному результату; 3) структурирование проблемы не состоит в перечне фактов и цифр (как в формальной аналитике) и не возникает из представления предпочтений нескольких высокопоставленных ЛПР, как допускает инкрементализм.

Объекты планирования в широком смысле могут классифициро-раться как пространственные и поведенческие явления, методики, без­условно, различны.

В первом случае предусматривается развитие физических систем, и спользование теории и метода исследования операций, инженерной науки и архитектуры для определения, например, местоположения торгового центра и определенного экономического развития города.

При поведенческом планировании обращаются к социальным сис­темам и пытаются определить воздействия предлагаемых политик (план принятый становится политикой) на поведение отдельных гра­ждан или лиц, будет ли план мотивировать деятельность людей или наоборот. Теория и концепция планирования черпаются из таких сфер деятельности, как социальная психология, социология и эконо­мика.

Планирование может быть распределено по широте (узости) про­блемы. Общее планирование в городах объединяет в один план широ­кий спектр социально-экономических вопросов, таких как характер транспортных потоков, землепользование, муниципальные расходы, общественные услуги, отношения между центральной и местной вла­стями.

Специализированное - ограничивает сферу исследования до одного вопроса (например, роста муниципальных доходов), избирательно рассматриваются факторы окружения, которые воспринимаются как прямо или косвенно воздействующие на этот вопрос.

Планирование по уровню анализа проблем может быть определено в пространственных понятиях - в масштабах страны, локальное, ре­гиональное; во временных понятиях - долгосрочное, стратегическое, краткосрочное, тактическое. Конечно, уровень анализа является про­изводным от предмета анализа.

17.3.2. Перспективы планирования

Планирование имеет свою историю, давно получило широкое рас­пространение. Однако в специальной литературе по государственному и муниципальному управлению вопрос организации подготовки, со­ставления и утверждения планов пока изучен недостаточно, нет необ­ходимого единства в подходе к современной методике планирования, к форме, структуре планов, уровню включаемых вопросов, порядку рассмотрения и утверждения плана. Между тем планирование в госу­дарственном и муниципальном управлении применимо во многих сферах.

Планирование экономического и социального развития (страны, ре­гиона, местного территориального образования, отдельного предпри­ятия).

Отличительной особенностью советского периода были народно­хозяйственные планы, в них органически соединялась деятельность органов планирования с участием широких масс. Планирование пред­ставляло собой, с одной стороны, разносторонний процесс изучения, обобщения и выражения интересов членов общества, а с другой - процесс переложения этих интересов на язык заданий и доведения до коллективов. Конечно, деятельность плановых органов и действия трудящихся в процессе планирования не совпадали. В Законе СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении пред­приятиями, учреждениями, организациями...» стимулировалось ре­альное участие трудящихся в планировании производства, в выборе оптимальных вариантов социальных плановых заданий, вскрытие внутренних резервов производства, снижении затрат труда, достиже­нии высокого качества продукции. Общее собрание (конференция) трудового коллектива рассматривало и утверждало планы экономиче­ского и социального развития предприятия. Нормы Закона преду­сматривали право трудового коллектива разрабатывать и принимать встречные планы, учитывающие дополнительные резервы и возможно­сти.

Полномочия трудовых коллективов, связанные с участием в цен­трализованном планировании, носили консультативный, а во «встреч­ном планировании» императивный характер. Вышестоящие органы управления не могли отвергнуть встречный план, принятый коллекти­вом. Трудовым коллективам предоставлялось право заслушивать адми­нистрацию о ходе выполнения планов, о причинах их изменения, ре­зультатах производственно-хозяйственной деятельности и давать соот­ветствующие рекомендации, а в необходимых случаях доводить их до сведения вышестоящих органов. Отчеты администрации о выполне­нии планов принимались во внимание на выборах директора (руково­дителя) предприятия (учреждения) трудовым коллективом.

Государственный пятилетний план экономического и социального развития страны (с распределением заданий по годам) принимался на основе следующих предплановых разработок:

1) концепции экономического и социального развития;

2) документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей экономического и социального развития - прог­нозов;

3) комплексной программы научно-технического прогресса на 15-20 лет;

4) генеральной схемы размещения производительных сил, схем развития и размещения отраслей народного хозяйства и отраслей про­мышленности, схем развития и размещения производительных сил союзных республик и экономических районов страны;

5) генеральной схемы расселения на территории СССР, схем со­юзных республик, экономических регионов;

6) проектов долгосрочных целевых комплексных программ;

7) схем генеральных планов формирования и развития территори­ально-производственных комплексов (ТПК) и промышленных узлов;

8) проектов генеральных планов развития, планировки и настрой­ки городов;

9) схем районных планировок;

10) проектов районной планировки сельскохозяйственных административных районов.

Централизованное планирование советского периода, разрушенное ныне, подверглось, и вполне обоснованно, резкой критике за неэф­фективность и неспособность изменяться в соответствии с «вызовами времени».

Центральные плановые органы допускали «сверхпланирование» экономической и социальной деятельности и сверх всякой меры го­сударственно-партийное и государственно-административное вмеша­тельство в деятельность предприятий, учреждений:

Центральные плановые органы распределяли ресурсы, а пар­тийно-советские органы управления осуществляли жесткий админи­стративный (сверху вниз) контроль за производством и распределе­нием национального богатства.

Методы со стороны органов власти за процессами планирова­ния и выполнения планов использовались чаще всего директив­ но-командные, приказные, репрессивные.

Все это не позволяло развиваться инициативе «снизу», ощущалась огромная дистанция между продекларированными нормами в Консти­туции и законах и реальной практикой реализации прав и свобод в обществе.

И все же практику планирования нельзя было «разрушать до ос­нования». С практической точки зрения принципиально важно соеди­нить государственно-правовое регулирование с созданием эффектив­ной системы стратегического государственного планирования, осно­ванной на знаниях объективной необходимости, осуществить переход к новым принципам планирования и управления социально-экономи­ческими процессами и их государственно-правовому регулированию. Иначе неизбежны новые потери в экономике и социальной сфере. Итак, стоит задача восстановить как таковое стратегическое управле­ние и стратегическое планирование в масштабе страны, регионов, му­ниципальных образований.

В стратегическом планировании должны участвовать все руково­дители высшего звена соответствующего уровня управления, которые формулируют цели, задачи и вырабатывают стратегию их достижения. Стратегическое управление и планирование обеспечивают эффективность управления за счет достижения взаимопонимания в обществе, коллективе целей развития, за счет координации действий и контро­ля. Но положительный результат стратегического управления и пла­нирования напрямую зависим от моральных качеств руководите­лей-стратегов.

Основные качества, которые должны у них быть: четкая идеологи­ческая позиция, мировоззрение, соответствующее взглядам, представ­лениям, господствующим в обществе (организации), черты лидера, перспективное мышление, приверженность ценностям демократии.

Те, кто планирует стратегию, используют все методы системного анализа (см. тему 1), в том числе SWOТ. Он включает анализ внут­ренне присущих обществу (организации) сильных и слабых сторон, а также потенциальные возможности и грозящие опасности (именно так расшифровывается англ, аббревиатура: Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats). Цель стратегического планирования - общее улучшение деятельности общества (организации) путем устранения слабостей и укрепления сильных сторон. Необходимо максимально расширить потенциальные возможности? а опасности нужно либо обойти, либо превратить в благоприятные возможности.

Планирование в территориальных (местных) органах власти - в. го­родах, муниципальных образованиях.

Законодательство о местном самоуправлении (законы, уставы) со­держит основу для современной системы планирования, требующей;от местных органов власти сверстывать планы для своих районов и контролировать землепользование,в них. Используется общее (объе­диненное) планирование.

Когда плановики принимают решение отвести какие-то конкрет­ные зоны под промышленные застройки, а другие - под торговые центры и жилые кварталы, они одновременно пытаются упорядочить движение транспорта, прогнозируют прочность в организации подъ­ездных путей к местам работы или отдыха, предусматривают весь комплекс социальных и бытовых услуг, прежде всего здравоохране­ния, образования. Здесь очень важно предвидеть и опережать собы­тия, вести исследование развития потребностей жителей на будущее. Условиями эффективного планирования развития территорий являет­ся профессионализм плановых органов и должностных лиц на местах, а также достаточные материальные ресурсы.

Систему местного территориального планирования критикуют за неповоротливость, формализм (излишний), а также узковедомствен­ный подход. До сих пор случается, что такие департаменты, как жи­лищного строительства, образования, социального развития и торгов­ли, оказывают услуги в отрыве один от другого. Это отражается и на сверстывании планов, которые делаются каждым департаментом о т " дельно, вне общей компетенции. Не преодолеваются при этом дисфункциональные тенденции и явления (экологическая, демографиче­ская проблема и т. д.). Совершенствование планирования местными органами власти необходимо связывать со следующими мерами (если они не используются) в практике управления:

В соответствии с принципом гласности обнародовать проекты планов экономического и социального развития территории и при­звать общественность вносить в них свои коррективы, одновременно организуя самую широкую сеть каналов связи;

Ввиду комплексного характера местной политики при планиро­вании и управлении различными сферами привлекать к участию в ней организации местного гражданского сообщества, межправи­тельственные организации (образования), созданные при муниципа­литетах;

Использовать такую инновационную технологию в управлении, как создание корпораций городского планирования и развития с це­лью привлечь людей с опытом предпринимательской и аналитиче­ской деятельности и приумножить потенциал (финансовые, кадровые ресурсы);

Интеграция совместных усилий местного населения и органов местного самоуправления будет достигнута, если процесс планирова­ния возглавит и будет контролировать глава местной исполнительной власти, а принятие решений будут координировать члены руково­дства при главе исполнительной власти и параллельные политические структуры, состоящие из выборных населением районных со­ветников.

17.3.3. Процедуры планирования

Процесс планирования независимо от подхода (вида планирова­ния) делится на следующие основные стадии: предплановая подготов­ка; разработка планов; утверждение их; возможное изменение; орга­низация выполнения; контроль за выполнением (шесть стадий).

На каждой стадии совершаются определенные процедуры плани­рования. Юридическое значение процедур планирования состоит в том, что они охватывают такие действия, которые вызывают изменения в объеме, составе, распределении и использовании прав субъектов планирования, а также в составе и назначении обязанностей - источ­ников обеспечения этих прав.

В комплексе процедур планирования есть плановые процедуры - это действия, которые обусловливают изменения в плане и его реализа­ции.

В целом сущность (и цель) процедур планирования состоит в содей­ствии осуществлению установленных задач экономического и соци­ального развития и непосредственно - в обеспечении рационального осуществления субъектами планирования их прав и обязанностей, закреплении наиболее рациональных приемов плановой работы, другими слова­ми, упорядочении реализации субъектами плановой деятельности их компетенции.

В административно-управленческом процессе планирования воз­никают процессуальные правоотношения. Характерные их черты:

Они. возникают в особой сфере общественных отношений -
в области государственного регулирования экономического и социаль­ного развития;

Главными субъектами этих правоотношений являются органы планирования;

Объект такого рода правоотношений - плановый акт;

Правоотношения имеют временной, срочный характер, т. е. действуют в течение определённого, заранее установленного времени.

1 Стадия предварительная (предплановая), в специальной литера­туре иногда именуется стадией предплановых разработок. Ее содержа­ние составляют юридические действия и отношения, связанные с подготовкой предплановых документов (концепции развития, про­гнозных документов, фиксирующих возможную степень достижения конкретных целей, комплексной программы развития объекта плани­рования, проектов планов и т. д.).

Так как планирование связано с достижением желаемых будущих состояний объекта, то наряду (а) с нормативными вопросами (что должно быть сделано), субъекты планирования обращаются к вопро­сам, (б) в какой степени таковое обусловлено ценностями тех, для кого производится планирование, (в) предплановая стадия предполагает структурирование проблемы (эта процедура означает, что определяется цель (Одна или несколько) и ограничения, налагаемые на их достиже­ние. Ограничения могут быть политическими, экономическими, соци­альными, технологическими, экологическими и т. п. Проблему нужно сформулировать таким образом, чтобы оставить возможность для не­которого рода вмешательства и управления), (г) прогнозирование свя­зано с формированием событий как в настоящем, так и в будущем посредством наилучшего размещения наличных ресурсов для выпол­нения краткосрочных (тактических) целей с определенными надежда­ми или допущениями, направлением таким образом текущей деятель­ности в контекст долгосрочных (стратегических) целей.

Существует компромисс между тем, что представляется наилуч­шим при взгляде только на настоящее, и тем, что представляется наи­лучшим при одновременном рассмотрении настоящего и будущего. Компромисс достигается с помощью того, что называют процессом дисконтирования, так как мы более уверены в настоящем, чем в буду­щем.

Планирование включает в себя проецирование вероятного будуще­го с опорой на то, что представляется разумным и достижимым при существующих в настоящее время мотивациях действующих сил (акто­ров) и имеющихся у них технических, финансовых, интеллектуальных ресурсов.

С чем связано совершенствование процедур на стадии предвари­тельной, предплановой?

Весьма актуальна проблема обеспечения четкости и определен­ности в правовой силе предплановых документов. Целесообразно прежде всего нормативное закрепление перечня предплановых разра­боток. Не менее важное научное и практическое значение имеет обоснованная классификация предплановых документов, которая по­зволит решить ряд дискуссионных вопросов их правового значения.

В отдельных нормативных актах предплановые документы харак­теризуются как правовое основание плановых решений. Органы, разра­батывающие проекты планов, отвечают за то, чтобы содержащиеся в них показатели экономического и социального развития соответст­вовали предплановым документам. Однако в целом стадия предпла­новых работ и правовые формы их выражения слабо увязываются с последующими стадиями планирования, между ними юридически не установлены стабильные и четкие системные связи. Из практики из­вестно, что предплановые аналитические, прогностические разработ­ки, к сожалению, не всегда используются на последующих стадиях процесса планирования. Есть необходимость юридически укрепить взаимосвязи прогнозирования, перспективного и текущего планирования.

Общий вывод таков: разработка, утверждение и использование предплановых документов в общем процессе планирования нуждается в более четкой нормативной документации.

2. Стадия разработки планов начинается уже с момента выраже­ния инициативы будущих исполнителей планов, направляемой госу­дарственными заказами и контрольными цифрами. Поэтому действия субъектов предплановой разработки дополняются действиями субъек­тов подготовки проектов плана и их представления в вышестоящие ор­ганы, а также действиями по утверждению планов и доведения до ис­полнителей. Главными субъектами возникающих при этом отношений выступают плановые органы. Перед ними стоит ряд организацион­но-правовых задач: методическое руководство работой отраслевых ор­ганов, первичных звеньев системы управления при подготовке ими планов; утверждение единых форм и показателей плана и методики их расчетов; конкретизация показателей и форм применительно к специфике различных отраслей производства (хозяйства). Организа­ция работ по составлению проектов планов и рассмотрению проектов планов нижестоящих звеньев.

Правовые отношения по разработке планов возникают на всех уровнях управления, их содержание составляют право вышестоящего органа получить предложения к (Комплексному) плану (экономиче­ского и социального развития, Основным направлениям...) и обязан­ность нижестоящего звена представить эти предложения. Не исключа­ется, конечно, возникновение при этом «обратных» правоотношений, поскольку на каждом уровне происходит сравнение проекта плана, полученного снизу, с контрольными цифрами, государственными за­казами и в случае расхождения происходит их корректировка.

Представляя проекты планов, первичные звенья обязаны доказать, что в основу проекта положены прогрессивные нормы и нормативы, расчеты по видам работ, затратам труда, сырья, материалов и топлив­но-энергетических ресурсов, а вышестоящие органы имеют право проверить это.

Важной процедурой представляется идентификация и оценка аль­тернативных вариантов: оцениваются расходы и доходы, осязаемые и неосязаемые, связанные с альтернативными средствами достижения желаемой цели. Выбор делается на основе заранее определенных кри­териев.

3. Стадия утверждения плана - ее следует считать заключитель­ной стадией процесса планирования на всех уровнях.

Органы общей компетенции всесторонне и окончательно рассмат­ривают проекты планов. Процедура эта включает: детальное предва­рительное изучение проектов комиссиями, образуемыми правительст­вами (местными органами власти);, анализ предложений этих комис­сий и принятия по ним решения; внесение поправок и уточнений в проекты планов; урегулирование разногласий по проектам, возни­кающих между плановыми органами, с одной стороны, и органами обшей компетенции, отраслевыми органами (подразделениями) управ­ления - с другой; всестороннее рассмотрение проектов в целом; при­нятие решения о проекте плана, внесение плана на рассмотрение со­ответствующему представительному органу власти.

Именно с момента одобрения исполнительным органом власти начинается отсчет сроков доведения юридически обязательных плано­вых заданий до исполнителей.

Представительные органы принимают решение об утверждении плана, могут вносить и обычно вносят в него* изменения, а также ус­танавливают основные показатели плана (правда, это решение об ос­новных показателях плана имеет общий характер и может быть изме­нено, уточнено правительством, исполнительным органом, местной власти). Таким образом, наличие в актах (представительных органов) о планах двух разных предписаний: «утвердить план» и «установить показатели» - имеет глубокий смысл и юридическое значение. Каж­дый исполнитель имеет право утверждать свой (повышенный) план, представительные органы, утверждая план, не утверждают всех их по­казателей, а устанавливают лишь основные из них.

4. Стадия изменения плана вызывается необходимостью приспрсобить утвержденный план к действительным, конъюнктурным, измен­чивым условиям экономического и социального развития.

Основное назначение этой процедуры состоит в поддержании ре­гулятивной роли права. С содержательной стороны в процедуре изме­нения планов выделяются операции получения информации о ходе выполнения планов; анализа оперативной информации, в том числе отчетно-статистической, отчетов и других данных о проверках выпол­нения планов; уяснения тенденций фактического экономического и социального развития; направления обратной информации, выдачи предписания с целью ликвидации отклонений от планов. Юридиче­ская сущность предписаний состоит в установлении нового планового задания или снижения задания.

Необходимо различать основания возникновения права на измене­ние планов и условия реализации этого права. Плановые задания мо­гут быть изменены лишь вследствие новых обстоятельств, связанных с выполнением плана. В нормативных актах целесообразно иметь дос­таточно широкие формулировки двух критериев, которыми надлежит руководствоваться при изменении плана: хозяйственной целесообразно­сти (выражаемой в определениях «потребности народного хозяйства», «при необходимости» и др.) и законности (выражаемой такими терми­нами, как «изменения, вытекающие из послания Президента...», «из решения Правительства...» и др.). Эти формулировки дают возмож­ность нижестоящим инстанциям самостоятельно оценивать конкрет­ную ситуацию и оперативно принимать решения об изменении плана в пределах своей компетенции и с соблюдением текущего законода­тельства.

5. Стадия организации выполнения плана связана с правопримени­тельной политикой органов власти и управления, нормативной и ор­ганизационной деятельностью администрации различных уровней
управления. При этом складываются отношения по поводу определе­ния фондов стимулирования, показателей стимулирования, нормати­вов образования фондов стимулирования, показателей напряженности
планов, оценки напряженности планов.

План должен обеспечивать выполнение установленных плановых заданий и рациональное использование материальных и людских, природных и духовных ресурсов. Отношения, возникающие в связи с распределением, расходованием и выплатой средств из фондов сти­мулирования, регламентируются нормами трудового, гражданского, финансового и других отраслей права.

6. Стадия контроля за выполнением плана - относительно само­стоятельная стадия процесса планирования. Процессуальные отношения возникают по поводу контроля за выполнением плановых зада­ний и анализом такого выполнения; сравнения величины реальных показателей деятельности с установленным планом; фиксации резуль­татов такого сопоставления в форме, удобной для получения данных об отклонениях от показателей, закрепленных планом; определения звена, характера, причин невыполнения.

Важное место в системе этих процедурных отношений занимают отношения, Связанные со сбором информации с мест (отчеты, сооб­щения, первичные документы и т. д.), получение статистической от­четности.

Процедура контроля за выполнением планов имеет универсальный характер. С ее помощью решаются задачи обнаружения возможных ошибок в самом плане, предупреждения срывов в его выполнении, повышения эффективности планирования, предотвращения ошибок, внесения исправлений в порядок разработки планов.

К числу отношений на стадии контроля следует отнести и отно­шения, связанные с подготовкой и утверждением отчетов о выполне­нии планов. По сложившейся практике такие отчеты рассматривают­ся, как правило, соответствующим государственным органом совмест­но с проектом плана на предстоящий период.

Значимость и органичность стадии контроля в процессе планиро­вания не позволяют согласиться с мнением тех, кто не выделяет эту стадию как самостоятельную, ссылаясь на то, что оценки порой зани­мают месяцы или годы, а авторы - разработчики планов зачастую не принимают участия в оценке.

Это главное звено системы управления занимает ведущее место среди ее фукнций. Планирование – это задача в плане показать то, чего нужно достичь, какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.

Планирование определяет перспективу развития и будущее состояние системы производства как объекта, так и субъекта управления, вместе взятое. Являясь активным управленческим процессом оказания воздействия на систему, планирование усиливает темпы развития производства, способствует вскрытию дополнительных резервов, материальных источников, требует применения передовых методов и форм воздействия на весь производственный организм. Для того чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближайшую перспективу помогает создать единство обшей цели внутри организации.

Существуют три способа планирования: от достигнутого уровня, оптимальное и адаптивное.

Наиболее простой – от достигнутого уровня . Он не нацеливает коллектив на изыскание резервов повышения эффективности производства. Консерватизм проявляется в том, что он не требует особых усилий и знаний для реализации принятых решений. При этом способе планирования не уделяется должного внимания научно-техническому прогрессу.

Более прогрессивный способ – оптимальное планирование . Оно строится на системе научно обоснованных нормативов, экономико-математических методах, совместном рассмотрении планов взаимосвязанных объектов. Цель его – достижение наиболее высоких конечных результатов. Такое планирование часто связано с коренными качественными преобразованиями в системе, концентрацией ресурсов, сил и средств. Его недостаток – не всегда учитываются возникающие в ходе производства на местах возможности корректировки заданий.

Широко внедряется адаптивное планирование – это планирование, которое позволяет гибко реагировать на изменения во внешней среде, то есть учитывать их в плане и эффективно к ним приспосабливаться. Центр тяжести здесь переносится на факторы и стимулы, обеспечивающие выполнение принятых решений. При этом используются местная инициатива, резервы, изыскиваются пути дальнейшего повышения эффективности производства. Большое внимание уделяется самому процессу составления плана, его увязке со смежниками.

На современном этапе экономического развития планирование должно бытькомплексным . Сначала дается анализ состояния хозяйства, различных сторон его деятельности, а затем учитываются такие факторы, как общественная потребность, имеющиеся трудовые, материальные и финансовые ресурсы. Принимается во внимание также нормативная база, сбалансированность планов на основе натуральных и стоимостных балансов, балансов производственных мощностей и труда. Планирование как функция управления имеет следующую структуру.

Этапы планирования

Прогнозирование – будущее состояние социально-экономических процессов системы производства. Определение вероятности наступления тех или иных положительных и негативных ситуаций

Моделирование –

научное описание ситуаций и будущего состояния социально-экономических процессов производства, средства и методы их достижения

Программирование – конкретное обоснование реализации решений, прогнозов и моделей по временному и пространственному признаку

Рис. Этапы планирования

Как функция управления, организационное (внутрифирменное) планирование заключается в обоснованном определении главных направлений и соразмерности развития производства. При этом учитываются материальные источники обеспечения плана и спрос рынка. В процессе планирования конкретизируется развитие всего предприятия и каждого подразделения в отдельности на установленный период времени, определяются хозяйственные задачи, средства их достижения, сроки и последовательность реализации, выявляются все виды ресурсов, необходимые для выполнения поставленных задач. Путем планирования организации стремится заблаговременно учесть все внутренние и внешние факторы,которые могут обеспечить благоприятные условия для ее нормального функционирования и развития.

В процессе планирования разрабатывается комплекс мероприятий, который определяется последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным звеном. Благодаря планированию обеспечивается увязка между отдельными структурными подразделениями в технологической последовательности: научные исследования и разработки, производство, сбыт. Основой планирования является выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценка имеющихся ресурсов. Поэтому планирование должно быть увязано с маркетинговой деятельностью, чтобы обеспечить регулирование производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке.

На качество планирования оказывают влияние компетентность менеджеров всех уровней управления, их квалификации, а также информационное обеспечение. Планирование является начальным этапом управления, но это не единовременный акт, а процесс, который включает комплекс предусмотренных операций и продолжается до их завершения.

Следующим этапом являются действия по реализации плана. Они направлены на оптимальные возможности организации по использованию всех видов ресурсов и исключения всего, что могло бы привести к снижению эффективности деятельности организации.

Виды планирования зависят от направленности и характера задач организации: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее.

В долгосрочном планировании часто используют метод экстраполяции, то есть переносят результаты выполнения показателей прошлого периода на вновь планируемый период. В расчете на то, что будущее будет лучше прошлого, эти показатели несколько завышают.

Целью стратегического планирования является комплексное обоснование проблем, с которыми может столкнуться организация в перспективе. На этой основе определяются показатели развития организации на плановый период. Цели долгосрочных планов реализуются через программы; годовые планы; планы прибылей. Программы закрепляются за подразделениями организации.

Среднесрочные планы , как правило, охватывают пятилетний срок. В них отражаются количественные показатели, в том числе и в отношении распределения ресурсов, сведения по производству, капиталовложениями и источникам финансирования.

Текущее планирование охватывает детальные разработки (обычно на один год) оперативных планов для организации в целом и ее отдельных подразделений. Текущий производственный план состоит из календарных планов (месячных, квартальных, полугодовых). В них детально конкретизируются цели и задачи, поставленные перспективными и среднесрочными планами. Календарные планы производства составляются на основе сведений Ио наличии заказов, обеспеченности их материальными ресурсами, степени загрузки производственных мощностей.

Оперативный план, выраженный в денежной форме, представляет собой финансовый план .

Методология планирования базируется на широком использовании программно-целевого подхода. Он требует точных формулировок целей организации и их увязки с ресурсами. Цели ставятся на длительную перспективу и отражают главные направления программы развития организации, в соответствии с которой формулируются конкретные задачи каждому подразделению. В обязательном порядке определяется общий объем прибыли, норма рентабельности, а также показатели, вытекающие из маркетинговой деятельности и нормативов финансирования.

Благодаря стратегическому и текущему планированию формируются задачи финансово-хозяйственной деятельности на определенный период и конкретные способы их деятельности. В планах предусматриваются необходимые для осуществления задач материальные и финансовые ресурсы и методы их эффективного использования. Методология планирования предусматривает увязку целей с ресурсами, определение последовательности, средств и методов достижения целей.

Крупные организации, как правило, планируют «сверху вниз». Планирование осуществляется на высшем уровне управления и носит характер директивы для низовых уровней управления. Высшее звено управления определяет цели, основные направления и главные хозяйственные задачи развития организации. На каждой более низкой ступени управления они конкретизируются с учетом возможностей каждого подразделения. Здесь определяются пропорции и объемы производства по всем видам выпускаемой продукции.

Планирование осуществляют плановые органы разных уровней управления. Высшим звеном планирования являются комитеты при совете директоров или плановые комитеты компаний. Здесь принимаются решения по наиболее важным вопросам стратегии.

Разработкой перспективных и текущих планов занимается центральная служба планирования. Она согласует их с производственными подразделениями, корректирует и уточняет плановые показатели, осуществляет контроль за их выполнением. В ее функции входит также составление форм плановых документов и консультирование по вопросам планирования.


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1

Понятие и сущность планирования ……………………………

Сущность планирования…………………………………………..

Выбор цели…………………………………………………………

Эффективность планирования……………………………………

ГЛАВА 2.

Система планирования …………………………………………..

Формы планирования……………………………….…………...

Факторы, влияющие на выбор формы планирования…………...

Механизмы планирования………………………………………...

Процесс планирования…………………………………………….

ГЛАВА 3.

Типы планирования ………………………………………………

Стратегическое планирование……………………………………

Тактическое планирование………………………………………..

Оперативно-календарное планирование…………………………

Бизнес-планирование……………………………………………...

Заключение ……………………………………………………………………….

Список использованной литературы …………………………………………

ВВЕДЕНИЕ.

В настоящее время, в литературе по управлению до сих пор недостаточно разработана классификация функций управления по четко определенным признакам. Так называемый функциональный подход к управлению обычно представляется как логическая серия этапов, которые может выбирать руководитель, чтобы осуществлять процесс управления. Деление единого процесса управления на относительно обособленные, но в то же время неразрывно связанные функции необходимо при описании системы управления как интегрированного процесса, направленного на достижение четко определенной цели. Выделение каждой функции отдельно делается в процессе исследования и на практике достаточно условно, так как они частично совпадают и переплетаются, часто невозможно определить, когда человек исследует или выполняет только одну функцию, или где одна функция заканчивается, а другая начинается. [ 1 ]

Процесс управления складывается из многих функций. В их число входят планирование и прогнозирование; организация; координация и регулирование; учет, контроль и анализ; активизация и стимулирование. Каждая функция характеризуется присущим ей способом воздействия на управляемый объект. [ 2 ] Поэтому процесс управления выступает как объективно преодоленная система функций, которая носит название управленческого цикла, а сами функции называются стадиями управленческого цикла

Функции управления - это часть управленческой деятельности. Они определяют формирование структуры управленческой системы. Одна из функций управления это – планирование.

Функции управления всегда направлены на достижение целей управления. Поскольку цель управления формируется в рамках функции «планирование – прогнозирование», можно сказать, что данная функция в системе функций управления является не маловажной.

Прежде чем начать какое-либо дело, необходимо тщательно продумать, что именно, к какому сроку, какими способами и с помощью каких средств оно должно быть достигнуто. В противном случае намерения могут оказаться невыполненными. Следовательно, первой и основополагающей стадией управления любым видом целесообразной деятельности всегда является процесс постановки цели и нахождения способов ее выполнения. Именно к стадии постановки цели можно отнести прогнозирование, планирование. Конечным результатом этой стадии является построение идеальной модели реализации процесса, направленного на достижение главной цели. [ 3 ]

Процесс управления постоянно претерпевает изменения, которые могут быть вызваны обострением конкуренции, трансформацией хозяйственных связей и постоянным изменением внешней и внутренней среды организации. Быстрые изменения расцениваются большинством как неуправляемые и непланируемые. Поэтому темп и значительность изменений заставляют руководителей уделять больше внимания планированию. Таким образом хочу отметить, что планирование всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие в перспективе, что всегда считается актуальным.

Цель курсовой работы - рассмотрение функции планирования как неотъемлемой части процесса управления.

Объектом курсовой работы является функция планирования при принятии управленческих решений.

Задача состоит в том, чтобы установить необходимость планирования при определении цели и её достижении.

Курсовая работа занимает 34 страниц машинописного текста, состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы, состоящего из 23 наименований источников

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

      Сущность планирования

План – это документ, отражающий систему взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата

Общеизвестно, что процесс управления заключается в планировании, организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны вышеназванные этапы, тем результативнее управление. Планирование является средством, позволяющим определять характер, формы и последовательность будущих действий на протяжении продолжительного периода.

В общих чертах в планирование входят: выявление перспектив развития, формулирование целей и вероятных стратегий, установление первостепенных задач и определение курсов действий для их достижения. Продукцией планирования является система планов долгосрочных, среднесрочных и оперативных. Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения в принципе точного соответствия предпринимаемых действий требованиям общих целей.

В работе по планированию деятельности, прежде всего, формируется исходное положение, для достижения оптимального распределения ресурсов с целью их эффективного использования. Многое в достижении успеха зависит от умения менеджеров использовать новейшие теоретические положения, различные аналитические инструментарии для отыскания наилучших связей настоящего с будущим, для решения задач, определения целей.

Объектом планирования является любая деятельность, под которой понимается выполнение определенных функций.

Сущность планирования заключается в обосновании предстоящих целей, их развития и форм деятельности, выбора наилучших способов их осуществления, на основе наиболее полного выявления требуемых объемов и сроков выполнения, и установления таких показателей, которые при полном использовании ограниченных ресурсов могут привести к достижению прогнозируемых в будущем качественных и количественных результатов.

Очень важно подчеркнуть, что смысл планирования, в конечном счете, сводится к определению решений, которые требуется принять сегодня для обеспечения эффективной деятельности организации и ее роста в будущем.

Назначение планирования состоит в выявлении будущих возможностей и организации действий по их использованию. В процессе планирования принимают следующие решения:

    выбор как краткосрочных, так и долгосрочных стратегий организации;

    выработка ориентирующих линий и действий, которые помогают выполнять поставленные цели или преодолевать угрожающие ситуации;

    установление стандартов оперативной деятельности, которые используются как база для осуществления контроля;

    пересмотр более ранних планов в свете меняющихся условий.

1.2. Выбор цели.

Цели выражают конкретные отдельные направления деятельности организации. Важность определения целей связана с тем, что они являются фундаментом для менеджмента, планирования, организации, мотивации, контроля; определяют способы повышения эффективности деятельности организации; лежат в основе принятия любого делового решения; служат руководством для формирования конкретных плановых показателей.

Цели формулируются и устанавливаются на основе общей миссии организации и определённых ценностей на которые ориентируется высшее руководство.

Цели должны обладать рядом характеристик, тогда они будут вносить вклад в успех организации.

Цели должны быть конкретными и измеримыми. Они должны выражаться в конкретных измеримых формах, создавать чёткую базу отсчёта для последующих решений и оценки хода работы. Такие цели, как максимизация прибыли или минимизация издержек, вполне измеримы (Примеры: 1) Повысить удовлетворенность своих сотрудников на 10% в год; 2) Увеличить продвижение по службе на 15% в год; 3) снизить текучесть кадров на 10% в год.) В этом случае руководители среднего звена будут иметь ориентиры для своих решений. Также будет легко определить, насколько хорошо организация работает в направлении осуществления своих целей. Что становится важным для выполнения контрольных функций. Сложнее обстоит дело с задачами сохранения стабильности, овладения рынком, пути выпуска новых видов продукции и т.п.. Недостаточная измеримость формулируемых целей усложняет взаимную увязку всех подсистем для обеспечения выполнения целей.

Ещё одна характеристика целей это ориентация целей во времени - конкретный горизонт прогнозирования. Необходимо определить время достижения результата. Цели обычно устанавливаются на длинные или короткие промежутки времени. Краткосрочная цель представляет один из планов организации, который следует завершить в пределах 1 года. Среднесрочные цели имеют горизонт планирования от 1 до 5 лет. Долгосрочная цель имеет горизонт планирования примерно в 5 лет.

В первую очередь организация формулирует долгосрочные цели. Последующая выработка средне- и краткосрочных целей связана с обеспечением выполнения долгосрочных целей.

Цель должна быть достижимой, чтобы служить повышению эффективности организации. Установление цели, которая превышает возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. “Поскольку в повседневной жизни принято связывать вознаграждение и повышение по службе с достижением целей, недостижимые цели могут сделать средства, используемые в организации для мотивации сотрудников менее эффективными”.

Цели организации должны поддерживать друг друга. То есть, действия и решения, необходимые для достижения одной цели, не должны мешать достижению других целей. Невозможность сделать цели взаимно поддерживающими ведёт к возникновению конфликта между подразделениями организации, которые отвечают за достижение установленных целей.

Цели формируются после того, как будут изучены возможности, определено влияние различных факторов внешней среды, оценены вероятные ограничения. Наиболее важными целями являются: повышение производительности, более полное использование имеющихся мощностей, достижение ритмичного выполнения промежуточных задач.

Как сказал Питер Ф.Друкер: “Существует только одно обоснованное определение цели предпринимательства создание клиента”.

Когда цели сформулированы, создаются условия для оценки работы менеджеров - по успехам в выполнении поставленных задач.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.