Проведение предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителей. Периодичность прохождения медицинских осмотров для водителя Предрейсовый медицинский осмотр водителей в году

Отдельного внимания заслуживает информация, которую мы подобрали о периодичности прохождения медицинских осмотров и освидетельствований для разных категорий лиц, которые управляют ТС (транспортными средствами). Кроме того следует коснуться прочих изменений Кодекса об Административных правонарушениях и ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Эти изменения начали действовать с 31.03.2014г. и незнание основных моментов не освобождает от ответственности за невыполнение новых требований. Разберем основные из них по порядку.

Понятие водитель транспортного средства (ТС)

Теперь в ФЗ «О безопасности дорожного движения» введена новая трактовка понятия «водитель транспортного средства»:

Данное понятие разделяет всех водителей на 3 основные группы, а именно:

  1. Управляют ТС в личных целях;
  2. Работают на ТС;
  3. Управляют ТС, как индивидуальные предприниматели.

Каждая из представленных групп теперь имеет свои типы медицинских освидетельствований, о которых стоит рассказать подробнее.

Виды медицинских освидетельствований и осмотров водителей

Рассмотрим цитату из закона «БДД» №196-ФЗ главы IV статьи 23 п.1:

Из цитаты видно, что существуют следующие виды медицинских освидетельствований и осмотров для водителей ТС:

  1. Освидетельствование, которое обязательно проводится для людей, получающих права впервые.
  2. Освидетельствование, которое обязательно проводится при замене ВУ (водительского удостоверения).
  3. Освидетельствование, которое обязательно проводится при возвращении ВУ после лишения (в случае, если это предусмотрено КоАП).
  4. Внеочередное освидетельствование, которое обязательно проводится, если периодический медосмотр (п.6) выявил существенное ухудшение состояния здоровья водителя.
  5. Обязательный предварительный медицинский осмотр.
  6. Обязательный медосмотр, который проводится с периодичностью 1 раз в 2 года.
  7. Обязательный медосмотр предрейсовый.
  8. Обязательный медосмотр послерейсовый.

Вполне ясно, что далеко не все вышеперечисленные виды медицинских осмотров обязательно нужно проходить каждому человеку для управлениия ТС.

Обязательные медицинские осмотры

Рассмотрим случаи, когда потребуется прохождение обязательных медицинских осмотров:

Отдельного внимания заслуживают такие моменты:

  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.1-3) нужны для всех водителей;
  • Из приведенного выше списка обязательные медосмотры (п.п.5-8) нужны лишь тем, кто управляет ТС, как индивидуальный предприниматель, а также работают водителями на ТС. Таким образом, водитель, который использует свой автомобиль, к примеру, для поездки на природу или к родственникам, проходить данные виды медосмотров не должен;
  • В момент приема на работу человека в качестве водителя, от него потребуется пройти 1 раз предварительный медицинский осмотр;
  • Если человек работает водителем, то он обязан проходить периодические медицинские осмотры каждые 2 года;
  • Если человек работает водителем, то перед каждым рейсом он обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр. Исключением здесь является работа в оперативных службах, когда на прохождение подобного осмотра может просто не быть времени;
  • Если человек работает водителем ТС, который осуществляет пассажироперевозки либо перевозки грузов, относящихся к категории опасных, то он должен проходить послерейсовый медицинский осмотр.

Нужно отметить, что любой из видов обязательных медосмотров согласно п.5 статьи 23 «БДД»проводится за счет работодателей.

Для водителей, которые работают на ТС предназначено и внеочередное обязательное освидетельствование. Его проводят, если в ходе обязательного периодичного медосмотра отмечено ухудшения состоянии здоровья человека.

Из предоставленной выше информации можно сделать следующие выводы:

  • Для водителя, который использует в личных целях свой автомобиль, обязательным считается прохождение медицинского освидетельствования 1 раз в 10 лет (перед );
  • Если человек работает водителем, то ему необходимо проходить медосвидетельствование 1 раз в 10 лет, а кроме того 4 типа медосмотров (с различной периодичностью).

Где проходить медицинские освидетельствования и медицинские осмотры?

Согласно того же закона «О безопасности дорожного движения» статьи 23 п.7:

Итак, разберем по порядку для каждого типа обследований:

  • Медицинские освидетельствования, которые описаны в п.п.1-4, можно проходить в клиниках, как государственных, так и частных. Следует отметить, что осмотры таких специалистов, как психиатр-нарколог и психиатр, нужно проходить исключительно в госучреждениях здравоохранения.
  • Периодические, а также предварительные медосмотры, которые описаны в п.п.5-6, можно проходить у специалистов частных и государственных учреждений.
  • Медосмотры пред- и послерейсовые проводятся медработником (штатным либо привлекаемым) непосредственно в организации, которая выступает работодателем.

Теперь самые важные изменения, касающиеся водителей ТС, в рамках этой статьи разобраны. И все же предлагаем Вам ознакомиться с полным текстом обновленного закона « «.

Штрафы за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров

Перейдем к рассмотрению статьи 11.32 КоАП РФ, где предусмотрен перечень административных взысканий в виде штрафов за неправильное проведение медицинских освидетельствований и осмотров в следующих размерах:

Итак, какие штрафы предусмотрены:

  • Для человека, который управляет автомобилем и при этом нарушил правила осуществления медосмотра либо освидетельствования, предусмотрен штраф, размеры которого составляют 1000-1500 рублей;
  • За такое же нарушение медицинский работник (врач), который проводил подобное освидетельствование либо медосмотр будет оштрафован на сумму 2000-3000 рублей.
  • Юр. лицо либо индивидуальный предприниматель за аналогичное нарушение будет оштрафован на сумму 30-50 тысяч рублей.

Следует отметить, что этот штраф должен быть наложен не инспектором ГИБДД, а должностным лицом, которое является сотрудником органов, осуществляющих надзор и контроль в здравоохранительной сфере.

В завершении следует еще раз напомнить, что изменения в законодательстве уже действуют (вступили в силу 31.03.2014г.). Следует быть внимательными, чтобы не оказаться заложником неприятных обстоятельств. Ведь прохождение медкомиссии не займет достаточно много времени, а неприятности и штрафы, которые повлечет за собой отсутствие необходимых документов, способны надолго испортить настроение.

Регулирование деятельности, представляющей повышенную опасность для окружающих, является одной из серьезных задач законодателя. Пожалуй, самой широко контролируемой можно назвать деятельность по управлению транспортными средствами. Здесь важно не только обеспечить своевременное выявление нарушений, но и механизм пресечения. Одной из существенных мер в этой сфере является обязательность прохождения водителями медицинских осмотров. О них и пойдет речь.

Ранее вопросы организации медицинских осмотров уже освещались в наших публикациях. Но вступивший в силу 1 мая 2015 г. новый Порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров (утв. Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н, далее - Порядок) внес некоторые изменения в процедуру прохождения медосмотров водителей. Одни поправки являются техническими и просто приводят формулировки подзаконного акта в соответствие с определениями ТК РФ. Другие, напротив, серьезно корректируют ранее действовавший порядок. Рассмотрим основные изменения, тем более что требования к организации медицинских осмотров являются обязательными для любых компаний, эксплуатирующих транспортные средства (как для собственных нужд, так и в целях оказания услуг).

Примечание. См. статью "Как не допустить ошибок, проводя медосмотры" на с. 38 журнала N 3, 2015.

Для кого обязателен осмотр

Обязанность проводить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей, как и прежде, следует из ст. ст. 20, 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Порядок эту обязанность не изменяет и не отменяет, но дополнительно уточняет три важных момента.
1. Проведение медицинских осмотров водителей обязательно для любого лица, эксплуатирующего транспортные средства, в т.ч. для предпринимателей, самостоятельно управляющих транспортными средствами. Такой вывод следует из п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения". Это уточнение действительно необходимо, ведь зачастую предприниматели, не оказывающие услуги по перевозке, пытались оспаривать необходимость проведения медицинских осмотров. Однако в судебной практике последних лет прослеживается четкая направленность требований - эксплуатация автомобиля при осуществлении предпринимательской деятельности возможна только с обязательным прохождением медосмотров (см., например, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 30.09.2014 N А33-10328/2014).
2. Систематические медицинские осмотры водителей подразделяются на:
- предрейсовые, предсменные, проводящиеся до начала рабочего дня. Они обязательны абсолютно для всех водителей;
- послерейсовые, послесменные. Эти осмотры проводятся по окончании рабочего дня (смены, рейса) и обязательны только для тех, кто перевозит пассажиров или опасные грузы.
3. Цель проведения медицинских осмотров - выявить признаки воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний (в том числе алкогольного, наркотического и иного токсического опьянения) и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей. Для предрейсовых осмотров обязательна также проверка наличия остаточных явлений опьянения. Отметим, что прежними документами такое требование не устанавливалось, и это вызывало вопросы о возможности отстранения водителя от работы. При послерейсовых осмотрах медработники дополнительно проверяют наличие признаков профессионального заболевания, травмы или отравления.

Кто проводит осмотр

По ранее действовавшему порядку организация проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей могла осуществляться следующими способами (п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (Приложение N 2 к Письму Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 "О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств")):
- медицинскими работниками, имеющими соответствующий сертификат и состоящими в трудовых отношениях с организацией, эксплуатирующей транспортные средства. В этом случае лицензия не требовалась ни компании, ни самому медработнику, если он проводил медосмотры только для нужд своей организации;
- на основании договора, заключенного со сторонней фирмой, имеющей лицензию на право проведения предрейсовых и послерейсовых осмотров. Это могли быть как специализированная медицинская организация, так и крупное транспортное предприятие, получившее лицензию исключительно на данный вид медицинской деятельности;
- на основании лицензии на осуществление данных видов деятельности, полученной организацией самостоятельно. Ее получение, вопреки возможным представлениям, не так уж и сложно, особенно если речь идет о компании, в штате которой уже есть медицинский работник. Правовой основой лицензирования служит Положение о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") (утв. Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291, далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности). Кроме того, такая лицензия дает право проводить медосмотры работников сторонних организаций на основании заключенных договоров.
Порядок серьезно корректирует данные правила. Пункт 8 этого документа прямо устанавливает, что даже при наличии в штате организации медработника получение лицензии на осуществление такого вида медицинской деятельности, как предрейсовые и послерейсовые осмотры, является обязательным. Возможно, при закреплении этого правила Минздрав России опирался на позицию ВС РФ, ранее отраженную в Постановлении от 15.08.2014 N 18-АД14-29. Судьи указали, что в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании медицинской деятельности осмотры являются медицинской деятельностью и подлежат лицензированию. Довод о том, что деятельность по проведению предрейсовых осмотров осуществляется для своих нужд, а не для извлечения прибыли, судьи сочли несостоятельным.
Требование о наличии лицензии может серьезно затруднить работу небольших организаций, для которых получение собственной лицензии (предполагающей наличие оборудованного медицинского кабинета) не всегда финансово оправдано. А обращение к услугам фирмы, имеющей лицензию, не всегда удобно даже исходя, например, из ее территориальной удаленности.

Проведение осмотра

Порядок непосредственно осмотра водителей в целом остался прежним. Он проводится в следующем объеме:
1) сбор жалоб, визуальный осмотр, осмотр видимых слизистых и кожных покровов, общая термометрия, измерение артериального давления и пульса;
2) выявление признаков опьянения и его остаточных явлений, включая проведение лабораторных и инструментальных исследований:
- количественное определение алкоголя в выдыхаемом воздухе;
- определение наличия психоактивных веществ в моче (при наличии признаков опьянения и отсутствии алкоголя в выдыхаемом воздухе).
При положительных результатах медицинского осмотра (отсутствии признаков воздействия вредных или опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей) на путевом листе ставится отметка "прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен" (либо "прошел послерейсовый медицинский осмотр") и ставится подпись медработника.
Дополнительно Порядок устанавливает обязательное занесение результатов проводимых осмотров в специальные журналы регистрации. Кроме того, в отличие от ранее действовавших правил, п. 18 Порядка прямо обязывает медицинского работника сообщить о результатах проведенных осмотров работодателю. Для случаев, когда медосмотр проводит не штатный работник, а сторонняя организация, в договоре с ней желательно определить порядок и временные интервалы такого сообщения. Иначе работодатель, своевременно не получивший информацию о недопущении отдельного сотрудника к управлению транспортным средством, не сможет оперативно отстранить его от работы и обеспечить замену другим сотрудником. А это особенно важно для компаний, отправляющих транспортные средства в рейс по расписанию.

Последствия выявления нарушений

В отличие от прежних правил, когда любой сертифицированный медработник мог не допустить сотрудника к исполнению трудовых обязанностей, Порядок устанавливает иные правила.
Если осмотр проводил медицинский работник, имеющий среднее профессиональное образование, и по результатам осмотра он выявил нарушения в состоянии здоровья обследуемого, то самостоятельное заключение о наличии признаков воздействия вредных (опасных) производственных факторов (в том числе опьянения или его остаточных признаков) он принимать не вправе. Такой медработник должен лишь выдать направление в медицинскую организацию, которая и окажет работнику первичную медико-санитарную помощь, и, при подтверждении, оформит заключение о наличии признаков, препятствующих выполнению трудовых обязанностей.
А вот медицинский работник с высшим образованием может самостоятельно вынести заключение о наличии признаков алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения (или об остаточных признаках опьянения). Такого заключения будет достаточно, чтобы работодатель принял решение об отстранении от работы (ст. 76 ТК РФ) и о привлечении к дисциплинарной ответственности. При выявлении признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов работнику выдается справка. В дальнейшем она предъявляется в медицинскую организацию.

Ответственность

В настоящее время ответственность за нарушения, связанные с проведением предрейсовых и послерейсовых осмотров, может наступить по нескольким статьям КоАП РФ (в зависимости от конкретной ситуации):
- ст. 12.32 КоАП РФ - за допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения. Штраф для должностного лица составит 20 000 руб., для компании - до 100 000 руб. Ответственным за такой допуск будет именно работодатель (его должностные лица), а не медицинский работник. Объясняется это тем, что медработник самостоятельное решение о допуске к управлению транспортным средством не принимает. Рассмотрение дел о данных правонарушениях отнесено к компетенции органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ);
- ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ - за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения медицинского осмотра. Эта норма также применяется именно к работодателю и его должностным лицам. Причем штраф составляет 15 000 - 25 000 руб. для должностных лиц, 110 000 - 130 000 руб. для компаний. Составлять протоколы и привлекать к ответственности за данные нарушения имеют право специалисты трудовых инспекций;
- ст. 11.32 КоАП РФ - за нарушение порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. К ответственности может быть привлечено именно то лицо, которое (от имени которого) непосредственно проводится медосмотр. Когда работодатель проводит медицинский осмотр собственными силами, то к ответственности будет привлечен именно он. Если же осмотр проводит сторонняя организация на основании договора, то к ответственности будет привлекаться она. Максимальная сумма штрафа для должностных лиц составляет 3000 руб., для компаний - 50 000 руб. Проверяют соблюдение соответствующих требований и составляют протоколы об административных нарушениях органы надзора в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) - п. 18 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ;
- ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ. При отсутствии медицинских осмотров водителей к ответственности может быть привлечен специальный субъект - перевозчик, который работает на основании лицензии. За нарушение условий, предусмотренных этой лицензией, ему грозит штраф от 30 000 до 40 000 руб. Нарушителей привлекают к ответственности органы Ространснадзора.

Обновлено: 06.04.2018 08:15

Все требования к мероприятиям, связанным с медицинскими осмотрами, содержатся в нормах Трудового Кодекса РФ (ст.213 и некоторых других), Федеральных законах, приказах, распоряжениях, рекомендациях Минздрава РФ, Минтранса РФ, а ответственность за их исполнение лежит в области административного и уголовного законодательства.

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Важно помнить, что если уголовная ответственность за неподобающий либо не проведенный медосмотр грозит только после наступления тяжких последствий, то по административной статье санкции могут быть наложены в любое время, если контролирующие органы выявят какие-либо нарушения. При этом совершенно не важно, наступили какие-либо последствия или нет. Уже одного факта неправильной организации медосмотра водителей для контролирующих организаций будет достаточным основанием для вынесения постановления.

В целом, организация предрейсовых медосмотров - задача очень сложная и трудоемкая, предполагающая большую ответственность. И наиболее разумное решение для руководителя автотранспортного предприятия - поручить проведение подобных мероприятий независимой лицензированной медицинской организации , тем самым переложив на нее часть ответственности и рисков.

Утвержден новый порядок предрейсовых медосмотров
С 1 мая 2015 года вступил в силу приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н, которым утвержден порядок проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров.
В частности установлено, что по результатам прохождения предрейсового медосмотра на путевых листах ставится штамп «Прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен ». Тут же ставится подпись медицинского работника.
Как и раньше, осмотры проводятся за счет работодателя. За непроведение осмотров или нарушение порядка проведения установлены штрафы.
По статье 11.32 КоАП штрафы составляют:

  1. Для граждан – от 1000 до 1500 руб.
  2. Для должностных лиц организации (например, руководителя) – от 2000 до 3000 руб.
  3. Для организации (предпринимателя) – от 30 000 до 50 000 руб.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Предрейсовый медицинский осмотр водителей - процедура, регулярное проведение которой обязательно для работодателей в силу требований закона. Какие НПА регулируют специфику медосмотра и каковы основные нюансы этой процедуры?

Нормы законодательства - 2019 по проведению предрейсовых медицинских осмотров водителей

Примечательно, что проведение предрейсового медицинского осмотра водителей одновременно регулируется сразу несколькими (не противоречащими друг другу) нормативно-правовыми источниками:

  • приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 № 835н;
  • письмом Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32;
  • приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555.

Кроме того, некоторые аспекты проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей регулируются нормами ст. 23 закона «О дорожном движении» от 10.12.1995 № 196-ФЗ.

Объект регулирования указанных НПА частично совпадает (а если говорить именно о предрейсовом осмотре водителей, совпадает полностью), но основным документом, положения которого следует изучать работодателям, можно считать наиболее поздний — приказ Минздрава № 835н.

Отметим, что во всех указанных источниках права, изданных Минздравом, есть положения, предписывающие работодателям использовать в целях фиксации результатов предрейсового медосмотра водителей специальный журнал регистрации. При этом только в приказе Минздрава СССР № 555 присутствует рекомендуемая форма этого журнала.

Образец журнала предрейсового медицинского осмотра водителей см. .

Итак, самый свежий из указанных НПА, регулирующий проведение медосмотра водителей, — приказ Минздрава РФ № 835н. Его положения актуальны также и для 2019 года.

Приказ № 835н о предрейсовых медосмотрах водителей

Главная особенность приказа Минздрава РФ № 835н в том, что он регламентирует проведение не только предрейсового, но и предсменного, послерейсового и послесменного осмотров сотрудников. Согласно этому приказу предрейсовые медосмотры обязательны для всех водителей, кроме тех, которые работают на машинах экстренных служб — для них обязательны только те медосмотры, которые относятся к предсменным. В свою очередь, послерейсовые медосмотры обязательны для тех водителей, которые осуществляют перевозку пассажиров, а также опасных грузов. Минздрав также предписывает проходить предрейсовые и послерейсовые осмотры ИП, которые самостоятельно оказывают услуги по перевозке.

О том, для каких работников обязательным является медосмотр при приеме на работу, читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы» .

Особенности процедуры предрейсового медосмотра для водителей

Приказ Минздрава РФ № 835н устанавливает, что предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  • проводятся непосредственно перед началом рабочей смены в целях обнаружения вредных и опасных факторов, а также состояний здоровья, которые могут препятствовать выполнению человеком трудовой функции;
  • финансируются и организуются работодателем;
  • проводятся медработниками, имеющими необходимую квалификацию и работающими в штате фирмы либо представляющими стороннюю медицинскую организацию, при наличии соответствующей лицензии на осуществление медицинской деятельности.

Приказом Минздрава № 835н определено, что в состав предрейсовых осмотров входят:

  • рассмотрение жалоб водителя;
  • проведение визуального осмотра;
  • измерение температуры, давления, пульса;
  • выявление признаков опьянения;
  • определение процента алкоголя в крови;
  • определение присутствия психоактивных веществ.

По итогам предрейсового медосмотра врач выносит заключение о том, что:

  • вредных и опасных факторов либо состояний здоровья, препятствующих выполнению водителем трудовой функции, не выявлено (и потому водитель может приступать к работе);
  • соответствующие факторы либо состояния выявлены (и потому водитель не может быть допущен к работе).

В обоих случаях об итогах медосмотра информируется работодатель. При втором сценарии, если факторы и состояние здоровья, мешающие водителю работать, выявлены, то работнику выписывается справка для последующего обращения в медицинскую организацию в целях получения необходимой помощи.

Положение об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей

Кроме приказа № 835н сохраняет юридическую силу также письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32. В нем указано, что работодатель для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей может утвердить отдельный локальный правовой акт — положение об организации соответствующих осмотров. Типовая форма данного положения утверждена в приложении 2 к указанному письму Минздрава. В таком положении предполагается регламентация.

Похожие статьи

© 2024 mirpharma.ru. Ваш страховой юрист. Информационный портал.