Формы и методы государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
Введение ……………………………………………………………………………..3
Глава 1
Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности……………………………………………….8
1.2. Формы государственного регулирования предпринимательской деятельности………………………………………………………………………..20
Глава 2
Основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности ……………………………………….......25
2.1. Административное регулирование предпринимательской деятельности…26
2.2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности через систему налогов…………………………………………………………………….31
2.3. Антимонопольная политика как элемент государственного регулирования………………………………………………………………………36
2.4. Государственная поддержка предпринимательской деятельности………...42
Глава 3
Правовые формы государственного воздействия на предпринимательскую деятельность ……………………………………………………………………….50
3.1. Техническое регулирование…………………………………………………..50
3.2. Прогнозирование и программирование социально экономического развития……………………………………………………………………………..63
3.3. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью…….73
Заключение ………………………………………………………………………...84
Список использованной литературы …………………………………………..87
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Предпринимательство – это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли. Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.
В рыночных отношениях глубина и масштабность задач социально-экономических преобразований в стране обуславливают необходимость постоянного государственного регулирования экономических и, прежде всего, предпринимательских отношений, форм и методов организации управленческой деятельности; использования качественно новых подходов к управлению имуществом предприятий различных форм собственности; создания новой финансовой законодательной базы, совершенных финансово-правовых норм, регулирующих предпринимательские отношения в государстве.
Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства. Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные). На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права. В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности подразумевает, что государство в лице законодательных и исполнительных органов устанавливает самые общие правила поведения для участников рыночного процесса, чаще всего в виде «мягких» или «узких» ограничений, касающихся вида товаров, объемов продаж, цен. Отношения между государством и предпринимателями приобретают двунаправленный экономико-правовой характер, то есть, возможно регулирование на основе договоров, соглашений, государственных заказов, контрактов, а также посредством предоставления государственных субсидий.
Если исходить из того, что рынок образуется хозяйствующими субъектами, а государство лишь выполняет роль "ночного сторожа", станет понятна регулирующая роль государства. Она заключается в том, что государство обеспечивает стабильную и бесперебойную работу этого рынка. Достигается это несколькими способами, важнейшие из которых можно представить следующим образом:
1.Создание и защита правовой основы рыночного хозяйства . В этом случае государство обеспечивает принятие комплекса нормативно-правовых документов, которые регламентируют права и обязанности хозяйствующих субъектов по отношению друг к другу и государству. Кроме того, государство поддерживает систему судопроизводства, которая необходима для защиты нарушенных прав. Сюда же относится поддержание неимущих слоев населения с тем, чтобы гарантировать социальную стабильность (установление минимального размера заработной платы, изъятие части средств предприятий для финансирования социально-значимых программ). Особенно важно в данной функции поддержание здоровой конкуренции среди хозяйствующих субъектов и недопущение монополизации рынков.
2.Экономическое регулирование . Государство осуществляет фискальную и кредитно-денежную политику для поддержания темпов роста или, наоборот, их ускорения для выхода из кризиса. Суть этой политики сводится к стимулированию спроса и предложения, а также регулировании объема денежной массы, что, в свою очередь оказывает влияние на цены. Формы проявления политики экономического регулирования более чем многообразны, однако важно то, что подобное регулирование способствует стабилизации на рынке и тем самым помогает предприятиям бороться с рыночными кризисами.
3.Прямое участие в хозяйственной жизни . Государство создает предприятия либо скупает акции (доли, паи) существующих предприятий, становясь одним из крупнейших инвесторов на рынке. Масштабы подобной экономической деятельности настолько велики, что каждому отдельно взятому предприятию приходится считаться с подобным конкурентом.
Учитывая многофункциональный характер государственного регулирования предпринимательской деятельности и значимые социально-общественные задачи предпринимательства (общеэкономическая, инновационная, ресурсная, социальная, организаторская и др.), - оно должно изучаться как комплексное явление, сочетающее в себе, экономический и правовой элементы.
Вопросам исследования посвящено множество работ. Однако требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы. Высокая значимость и недостаточная практическая разработанность проблемы определяют несомненную новизну данного исследования. Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.
Цели и задачи дипломного исследования. Цель данного исследования состоит во всестороннем анализе, определении актуальных вопросов, выявление тенденций и специфики развития законодательства в сфере осуществления государством регулирования предпринимательской деятельности.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие основные задачи:
· изучить и обозначить роль государства в регулирования предпринимательской деятельности;
· осуществить исследование форм государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· изучить основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· выявить и систематизировать основные проблемы государственного регулирования предпринимательской деятельности;
· изложить сущность процесса государственного регулирования предпринимательской деятельности.
· провести анализ законодательной базы и практики государственного регулирования по ряду направлений, формирующих общие условия развития предпринимательства;
Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с воздействие государства в регулировании отношений между субъектами предпринимательской деятельности.
Предметом дипломного исследования являются нормы права регулирующие систему отношений, возникающих между государством и предпринимательскими структурами.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы, результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Цель и ключевые задачи, поставленные в дипломной работе, определили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих девять параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Общие вопросы государственного регулирования предпринимательской деятельности
1.1. Необходимость и сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности
Следует расценивать в целом как позитивный тот факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.
Хозяйственным законодательством Российской Федерации в качестве основополагающих принципов предпринимательской деятельности определены инициативность и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность на основе заключенных с поставщиками и покупателями договоров, опираясь на спрос и конъюнктуру рынка, распоряжается прибылью. Вместе с тем, самостоятельность предприятия не может быть безграничной, без государственного контроля, регулирования, координирующего воздействия.
Данная глава предназначена для раскрытия сущности государственного регулирования, то есть выполнения целей и методов регулирования, а также определению роли государства в развитии предпринимательского процесса.
Цели государственного регулирования предпринимательской деятельности
Государственное регулирование - воздействие государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для формирования рыночного механизма, решения экономических и социальных проблем. Исходя из определения термина «государственное регулирование», можно сказать, что государство должно оказывать содействие становлению предпринимательской экономики, а, следовательно, и национальному предпринимательству и национальному капиталу.
Прежде чем государство начнет проводить осмысленную промышленную политику, он должно заключить союз с крупным частным капиталом. В связи с этим, необходимо решить две важные задачи. Во-первых, только государство может выработать своего рода национальную философию рыночной реструктуризации экономики, формировать и отслеживать ее приоритеты, оценивать масштабы и направленность требуемых преобразований. Во-вторых, оно должно устанавливать такие правила игры, которые не противоречили бы коренным интересам частного капитала, а, напротив, содействовали бы реализации намеченной стратегии развития промышленности на основе использования его созидательного потенциала.
Основным показателем, характеризующим процветание страны, является ее конкурентоспособность. Этот показатель характеризует и экономическую безопасность, и инвестиционную привлекательность. Говоря о конкурентоспособности государства, нельзя не констатировать и тот факт, что не во всех странах созданы условия, обеспечивающие защиту частной собственности.
При анализе причин низкой инвестиционной активности, многие специалисты справедливо отмечают отсутствие необходимой нормативно-правовой базы для осуществления инвестиционной деятельности, то есть не созданы нам условия защиты прав инвесторов, так и механизм гарантирования.
Социологические опросы, проведенные среди директоров корпоративных структур в различных регионах России, показали весьма интересные результаты: предприятий, остро нуждающихся в дополнительном финансировании, - от 89 до 96 процентов; предприятий, желающих привлечь инвестора с передачей ему пакета акций, а, следовательно, прав на участие в управлении, - всего от3 до 7 процентов.
Вместе с тем, с учетом современной ситуации, в инвестиционной сфере необходимо приступить к разработке более эффективной политики для привлечения инвестиций, в том числе иностранных. В настоящее время целесообразно при поддержке президента Российской Федерации создать Консультативный Совет по отечественным и иностранным инвестициям.
Задача федерального центра должна полностью сконцентрироваться на создании единого правового поля для развития предпринимательства. Необходимо также осуществлять протекционистскую политику в отношении малых и средних предприятий и реализовываться в форме конкретных финансово-кредитных, таможенных и налоговых мер.
Можно сформулировать общие цели, которые стоят перед государством для развития предпринимательского процесса:
- 1. Государство должно поддержать в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу активности предпринимателей;
- 2. Государство должно взять на себя образовательные функции по профессиональной подготовке и воспитанию профессиональных предпринимательских и менеджерских кадров;
- 3. Государство должно взять на себя функции создания предпринимателей определенной инфраструктуры, т.е. вспомогательных структур, которые должны оказывать предпринимателям услуги, необходимые для их успешной деятельности.
В частности одна из ключевых задач государства - оказание финансово-кредитной поддержки предпринимательству, особенно малому и среднему, принятие стабильного законодательства, а в том числе налогового, способствовало развитию бизнеса. Важным фактором становления предпринимательства должно стать создание соответствующей конституциональной структуры - развитие бизнес инкубаторов (в 1998 году их было 58), информационно - консультативное обслуживание предприятий, в том числе подключение их к системе Интернет, более активная деятельность фондов и других организованных структур поддержки предпринимательства.
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (9)
Реферат >> МаркетингСмысле – это деятельность исполнительных органон власти. Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности Методы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов реализуются...
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (4)
Реферат >> Государство и правоГосударства в сфере экономики. Правовое обеспечение государственного регулирования предпринимательской деятельности предполагает придание правовой формы тем...
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (8)
Курсовая работа >> ЭкономикаЦели государственного регулирования предпринимательской деятельности …………………..........7 Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности …………………...........9 Правовое регулирование предпринимательства.................12 Государственная ...
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (6)
Реферат >> МаркетингАппарате управления, в сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования . Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий...
Государственное регулирование предпринимательской деятельности (7)
Реферат >> Экономика... государственного регулирования предпринимательской деятельности ……………………………….…..3 2. Условия и предпосылки государственного вмешательства………....6 3. Механизм государственного воздействия на предпринимательскую деятельность …………………………………..9 ЗАКЛЮЧЕНИЕ...
УДК 332.05
М. А. Эдаси, Е. О. Вдовенко*
Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева, Москва, Россия 125047, Москва, Миусская площадь, д. 9 *е-шаП: kafekonom@,muctr. ш
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассмотрены основные направления государственного регулирования предпринимательской деятельности. Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой происходит переоценка функций и роли государства, направленная на синтез нового типа государственного регулирования, основанного на преобладании косвенных путей вмешательства государства в экономику и на более тесном, органическом переплетении государственных и частных интересов в экономике. В современных условиях происходит усиление государственного регулирования во многих сферах и содействие развитию предпринимательства, меняются организационные формы взаимодействия государственных органов с субъектами частного бизнеса, происходят существенные сдвиги в целях, сочетании государственного и рыночного механизмов регулирования.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, государственное регулирование, субъект предпринимательской деятельности, регулирование предпринимательской деятельности
На современном этапе развития национальной экономики предпринимательская деятельность регулируется предпринимательским правом. Предпринимательство в России, как крупное, так и мелкое, сталкивается со значительными трудностями и со значительными рисками. Государство должно заботиться об обеспечении товарно-денежного и бюджетного равновесия посредством финансовой, налоговой, процентной политики и управления денежной эмиссией.
Необходимым аспектом деятельности государства должно стать сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционной политики и научно-технической политики; содействие долговременному росту накопления капиталов и стабильному развитию, сдерживанию инфляции экономическим путем, снятию ограничений административного регулирования хозяйственной сферы деятельности.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности направлено на обеспечение соблюдения норм трудового законодательства, регулирование частного найма и порядка оплаты труда, а также поддержание социального равновесия и приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов.
Предпринимательская деятельность - это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей. Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли.
Современное российское предпринимательство развивается в условиях формирующегося в России
свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики .
Для понимания природы предпринимательства многое сделали Людвиг фон Мизес, Фридрих Август фон Хайек и другие представители австрийской школы экономистов. Они рассматривали предпринимательство в качестве одного из основных ресурсов экономики наряду с природными факторами: землёй, трудом, капиталом, информацией и временем.
Важнейшей функцией государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозирование экономической ситуации в стране. Прогноз носит подзаконный характер, не обеспечивается финансированием; планирование (план-закон принимается законодательным органом и имеет высшую юридическую силу, обязательное исполнение, ответственность за неисполнение); нормативное регулирование; методическое руководство; подбор и расстановка кадров; материально-техническое обеспечение;
финансирование; информационное обеспечение; оперативное управление собственностью; учет и контроль .
В настоящее время административное регулирование предпринимательской деятельности проводится государством в трех направлениях использования административных инструментов. Первое направление связано с созданием предприятия Его регистрация, лицензирование, аттестация, аккредитация. Второе направление связано с организацией доступа на рынок продукции предприятий (подтверждение соответствия, в формах декларирования и сертификации). И, наконец, третье направление административного регулирования - это контроль над оборотом продукции на рынке.
Помимо указанных направлений
государственного регулирования
предпринимательской деятельности, существуют и
иные направления, и формы государственного регулирования деятельности хозяйствующих субъектов: обеспечение качества товаров (работ, услуг), охрана окружающей среды, выполнение правил санитарно-гигиенической, противопожарной и иной безопасности.
С точки зрения содержания государственного регулирования предпринимательской деятельности, охватываются регулирование конкретной
организационной и хозяйственной ситуации, антимонопольное регулирование, налоговое регулирование, бюджетное регулирование и правовой режим оказания материальной и организационной поддержки хозяйствующим субъектам и потребителям. Все остальные организационные формы государственного регулирования
предпринимательской деятельности носят
избирательный характер - создание и организация деятельности специальных хозяйствующих и управленческих субъектов.
На наш взгляд, центр тяжести в регулировании предпринимательской деятельности в современных условиях развития общества переместился к активному участию государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Процесс формирования системы управления промышленным комплексом напрямую связан с наличием интересов, либо противоречий различных групп на различных уровнях управления, что предполагает их сосуществование, поиск устойчивого компромисса различных интересов.
Итак, рассматривая проблему устранения противоречий в интересах, присущих государству, предпринимательству, нами ранее было выявлено, что для успешного функционирования и развития бизнеса государство способствует созданию цивилизованной конкурентной среды.
Вместе с тем, промышленные предприятия, бизнес сообщество, независимо от форм собственности, встроены в систему государственной власти, которая видит в их деятельности поддержку политического режима, источник налоговых поступлений, гаранта социальной стабильности; собственники предприятий решают проблемы поиска рынков сбыта, минимизации издержек, уплаты налогов, конкуренции на рынке. Однако, в связи с наличием своих интересов, для предпринимателей свойственно уклоняться от выполнения социальных обязательств.
Эффективное развитие бизнеса должно быть тесным образом увязано взаимными интересами: органов государственной власти по воссозданию и расширению внутреннего рынка, цивилизованными рыночными отношениями, социально-
экологическими интересами и интересами собственников. Иными словами, необходим процесс синтеза противоположных интересов, а именно: бизнеса, государства, общества. Направленную на сосуществование в единой эффективной рыночной системе с развитой институциональной инфраструктурой, которая должна включать не только механизмы соблюдения договорных
отношений, защиту прав частной собственности, в том числе и политику в области конкуренции, институт банкротства, и механизмы регулирования воспроизводства промышленного капитала, социально-экономического развития, стимулы инвестирования в предпринимательскую
деятельность и многое другое.
Таким образом, осуществляется структурная перестройка, либо модернизация, либо инновационное развитие производства,
предпринимательства. В этом случае предполагается создание новых отраслей, ориентированных на экспорт, модернизацию традиционных отраслей, повышение конкурентоспособности продукции экспортных отраслей и отдельных видов производств, поиск и использование возможностей долгосрочного обеспечения производства гарантированными источниками поступления сырья, топлива, полуфабрикатов, укрепление положения в приоритетных и наиболее прогрессивных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства.
Необходимо отметить, что государственное регулирование все более направлено на повышение эффективности производства. Акцент при этом переносится с регулирования спроса на регулирование предложения.
Существенные изменения произошли и в механизме регулирования. Важнейшей формой государственного регулирования
предпринимательской деятельности стало включение в программы долгосрочного развития экономики основных направлений структурной перестройки промышленности с ориентацией на экспортную специализацию.
Кроме того, в процессе исследования, нами было выявлено, что на современном этапе развития общественных отношений в условиях перехода к информационным технологиям имеют место глубокие преобразования в мировом масштабе в различных секторах экономики. Вместе с тем, в сфере промышленного производства требуются
значительные объемы капиталовложений, техники и человеческих ресурсов.
Уровень и структура общественного капитала влияют на способность стран к созданию крупных высокотехнологичных корпораций, поэтому неслучайно, что США, Германия, Япония, Китай, где приоритетны общенациональные ценности, лидирую в области новейших технологических разработок и их внедрения в промышленность.
В Европейских странах, например, Франции, Италии, где имеет место высокий удельный вес мелких и средних фирм, уровень научных разработок значительно ниже. Крупные предприятия возникают и процветают, как правило, при поддержке, государства, что подтверждается тенденциями последних лет в развитии промышленного сектора экономики.
Государственная политика регулирования экономики направлена на всестороннее обслуживание потребностей предпринимателей, и в частности, по
административному надзору и нормативному регулированию производства. На современном этапе развития нормативное регулирование
распространилось на новые области, такие как: безопасность продукции (продовольственных и фармацевтических товаров), разработка и внедрение унифицированных национальных стандартов качества (в том числе и стандартов безопасности продукции).
С целью сдерживания производства и расточительного потребления применяются меры прямого и косвенного регулирования: нормативные стандарты качества продукции, налоговое стимулирование инвестиций, косвенные налоги на потребителей.
Важным инструментом финансового
регулирования предпринимательской деятельности является предоставление прямых кредитов и субсидий, в первую очередь на обновление и совершенствование производственного аппарата компаний за счет государственных средств. Эти средства применяются тогда, когда частный бизнес не в состоянии самостоятельно вывести, то или иное звено национального производства из полосы затруднений.
Кроме того, все большее значение приобретают программы льготного кредитования и субсидирования определенных отраслей,
гарантирования займов, меры по поддержанию или сдерживанию роста отраслевых цен в сочетании с протекционистской импортной политикой и другими средствами стабилизации рынка. Регулирование процентных ставок по депозитам и ссудам на рыночной основе предполагает, что частному бизнесу обеспечивается большая свобода выбора условий и способов финансирования.
При выборе средств государственно-правового воздействия на рыночные отношения имеет значение экономическая среда (внешняя и внутренняя), в которой действует хозяйствующий субъект. Государственно-правовому регулированию в большей степени подвержены факторы внешней экономической среды следующих категорий: характер рыночных отношений, характер правовых связей между хозяйствующими субъектами, общесоциальные факторы, общеэкономические условия, общеполитические факторы.
Контроль и последующее государственное регулирование предпринимательской сферы осуществляется либо на прямой основе, либо косвенно. На практике трудно отдать предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль проявляется иногда как весьма эффективное средство. К нему относятся: система льгот и налогов, ценовая политика, регулирование занятости населения, профессиональной подготовки, влияние на развитие инфраструктуры, информационное обеспечение.
К прямому государственному контролю и регулированию относят: финансовый, экологический, санитарный, пожарный, за мерой весов и денежной единицы, за качеством и сертификацией продукции.
Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах. Так, например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета. Кроме того, требования могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям.
Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым воздействием государственных инструментов управления, когда применимы санкции к нарушителям предписаний, а экономическими методами, либо стимулами.
Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов,
предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).
На практике и в теории, характер отношений между государством и субъектом
предпринимательской деятельности представляется как партнерство. На самом же деле это не так, где государство выступает в качестве политической и властной структуры, его "партнеры" вынуждены следовать воле государства, где последнее выступает в качестве субъекта предпринимательской деятельности, - идет конкурентная борьба. Вместе с тем государство и субъект предпринимательской деятельности зависят друг от друга, взаимно дополняют друг друга в решении общенациональных задач.
Российское законодательство закрепляет и гарантирует все формы собственности и их равенство.Принципы государственного управления: народовластие, подзаконный характер действия (на основе закона), распорядительный характер (исполнительная власть - материальные ресурсы), юридически властный характер, разделение властей, федерализм (центр - регион).
Следует отметить, что на современном этапе развития рыночных отношений в государстве отсутствует взаимосвязь между экономическими и административными методами управления.
Кроме того, названные методы не реализуются, без правовой формы, так как государственное регулирование экономической деятельности хозяйствующих субъектов носит подзаконный характер. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов устанавливаются единые правила поведения на рынке, соблюдение которых
проверяется компетентными государственными органами.
Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке. Предприниматель обязан представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность.
Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для
возникновения обязанности представить
бухгалтерскую, налоговую отчетность).
В государственном законодательстве
указываются только общие ориентиры развития, а предприниматели вольны поступать в соответствии с принципом: все, что не запрещено, дозволено. Запреты устанавливаются на те цели, которые по своей природе антигуманны и противоестественны. Вмешательство государства в сферу предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов обусловливается следующими
обстоятельствами: предупреждением экологических катастроф и решением экологических проблем, порождаемых свободой выбора субъектами сферы экономической деятельности; борьбой с криминализацией предпринимательских отношений; предотвращением экономических кризисов, социальных потрясений; контролем над использованием общенациональных ресурсов; социальной защитой наименее обеспеченных слоев населения.
Эдаси Марина Альбертовна, магистрант кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Вдовенко Евгений Олегович соискатель кафедры экономической теории РХТУ им. Д. И. Менделеева, Россия, Москва
Литература
1. Колесникова Л.А. Планирование и оценка эффективности программ развития предпринимательства // Предпринимательство в России. М., 2014 г. № 4 (11).
2. Бизнес // Российский энциклопедический словарь. / Глав. ред. А. М. Прохоров. - М.: «Большая российская энциклопедия», 2014. - С. 160 (книга 1).
3. З. В. Вдовенко. Управление промышленным комплексом. М-во образования и науки РФ, Кемер. гос. ун-т, каф. экон. теории экон. фак., Кемер. ин-т Рос. гос. торг.-экон. ун-та. Кемерово, Кузбассвузиздат. 2004. 167 с.
4. Вдовенко З.В. Формирование системы эффективного управления предприятиями химического комплекса региона в рыночных условиях; дисс. на соискание ученой степени доктора эк. наук: 08.00.05/ Вдовенко Зинаида Владимировна. - М, 2005. - 466 с.
5. О стратегическом планировании в Российской Федерации. Федеральный закон от 28.06.2014. № 172-ФЗ. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/ (дата обращения 16.05.2016)
6. О внесении изменений в Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (16 октября 2014). URL: http://asozd.duma.gov.ru/addwork/scans.nsf/ID/BD18528F05CBDC2643257D73003110E0/$FILE/624513-6 (дата обращения 16.05.2016).
7. Searching for the invisible man, The Economist, The Economist Newspaper Limited. 11.3.2006. С. 67.
EdasiMarina Albertovna, Vdovenko Evgeniy Olegovich*
D. Mendeleyev University of Chemical Technology of Russia, Moscow. Russia *e-mail: [email protected]
THE GOVERNMENT AS A BUSINESS REGULATOR
The article describes the main directions of а state regulation of а entrepreneurial activity and its objectives. Today, in countries with developed market economies, there is a reassessment of functions and role of the state, aimed at the synthesis of a new type of state regulation, based on the predominance of indirect ways of state intervention in the economy and more closely, the organic intertwining of public and private interests in the fabric of a mixed economy. In modern conditions is the amplification of а state regulation and promotion of an enterprise development, changing organizational forms of interaction of state structures with subjects of private business, there are significant changes in the objectives, mechanism, management apparatus and the combination of state and market regulation mechanisms.
Key words: business activity, governmental regulation, the business entity, regulation of an entrepreneur activity.
Тема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности
16.1. Сущность и методы государственного регулирования
Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.
Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.
Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.
Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:
1) охрана окружающей среды;
2) выравнивание экономического цикла;
3) обеспечение нормального уровня занятости населения;
4) защита жизни и здоровья граждан;
5) поддержка конкуренции на рынке;
6) поддержка и развитие малого предпринимательства;
7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.
Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.
Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:
1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:
Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;
Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
Налогообложение;
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;
Выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.
2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:
Прогнозирование и планирование;
Предоставление налоговых льгот;
Льготное кредитование;
Государственный (муниципальный) заказ и др.
Из книги Инновационный менеджмент автораГлава 7 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7.1. Государственные приоритеты в сфере науки и технологии 7.2. Основные функции государственных органов в инновационной сфере 7.3. Взаимодействие государственных, частных и общественных структур в
Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой
Из книги Банковское дело: шпаргалка автора Шевчук Денис АлександровичТема 69. Регулирование деятельности коммерческих банков Регулирование кредитно-банковских институтов – это система мер, посредством которых государство, через ЦБ обеспечивает стабильное и безопасное функционирование банков, предотвращает дестабилизирующие процессы
Из книги Аудит. Ответы на экзаменационные билеты автора Субботина И. В.1. История аудита Первые независимые аудиторы появились в XIX в. в акционерных компаниях Европы.В России первые попытки создания института аудита были предприняты еще Петром I.Плановая экономика бывшего СССР со сложившейся системой сквозного и всеобъемлющего
Из книги Экономическая теория. автора Маховикова Галина АфанасьевнаЛекция 15 Тема: МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В лекции рассматриваются следующие вопросы: роль и значение для развития экономики экономического равновесия; теории макроэкономического равновесия; роль государства в
Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович7. Государственное регулирование аудиторской деятельности Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка
автора Смирнов Павел Юрьевич28. Государственное регулирование инвестиционной деятельности (начало) Государственное регулирование инвестиционной деятельности необходимо для развития рыночных отношений в стране. Регулирующая роль государства возрастает в условиях кризиса, проведения реформ и
Из книги Инвестиции. Шпаргалки автора Смирнов Павел Юрьевич29. Государственное регулирование инвестиционной деятельности (окончание) 2. Прямое участие государства в инвестиционной деятельности – включает:1) разработку, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Россией совместно с иностранными
Из книги Коммерческое право автора Горбухов В А31. Государственное регулирование деятельности бирж Главным государственным органом, регулирующим деятельность товарных бирж и осуществляющим контроль за их деятельностью, являетсяКомиссия по товарным биржам при Государственном комитете РФ по антимонопольной
автора Смагина И АТема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности 13.1. Понятие, классификация и вещные права на имущество предпринимателя Для осуществления предпринимательской деятельности хозяйствующий субъект должен обладать определенным имуществом, так как оно
Из книги Предпринимательское право автора Смагина И АТема 16. Государственное регулирование предпринимательской деятельности 16.1. Сущность и методы государственного регулирования Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя,
Из книги Предпринимательское право автора Смагина И АТема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности 17.1. Сущность лицензирования В настоящее время правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2002 г. № 128-ФЗ «О
Из книги Предпринимательское право автора Смагина И АТема 13. Имущественная основа предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.К первоначальным способам приобретения права собственности на имущество предпринимателя относится:А. Приобретение права собственности
Из книги Предпринимательское право автора Смагина И АТема 17. Лицензирование предпринимательской деятельности I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающийА. Шестидесяти дней со дня
Из книги Стратегии развития научно-производственных предприятий аэрокосмического комплекса. Инновационный путь автора Баранов Вячеслав Викторович1.3. Государственное регулирование инновационной деятельности как способ повышения конкурентоспособности отечественной экономики Для эффективного перехода отечественной экономики на инновационные механизмы функционирования целесообразно иметь четкие национальные
Из книги Турфирма: с чего начать, как преуспеть автора Мохов Георгий АвтондиловичГлава II. Государственное регулирование туристской деятельности Статья 3. Принципы государственного регулирования туристской деятельностиГосударство, признавая туристскую деятельность одной из приоритетных отраслей экономики Российской Федерации,? содействует