Нормативно правовые акты, регулирующие социальное обслуживание. Нормативно-правовые акты, регулирующие социальную работу в россии Нормативно правовые документы в социальном обслуживании
Международное законодательство в области социального обслуживания
Правовой основой социального обслуживания является ряд международных документов, которые имеют как универсальный характер, так и специализированный.
Отметим наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания.
Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. Положения 22 статьи Всеобщей декларации гласят о том, что человек способен развиваться при условии уважения к своей личности, а также при создании для него условий, когда все люди имеют равные социальные, политические, экономические и иные права в соответствии с ресурсами государства, в котором он проживает, и его структурой.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 19 декабря 1966 года. Нормы пакта закрепляют право всех на социальное обслуживание, а также его нормами гарантируется достаточный уровень жизни.
Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 года. Положения Конвенции обязуют государства обеспечить ребенку такую защиту и поддержку, которая необходима для его гармоничного развития и благополучия. Согласно положениям Конвенции, дети имеют право на пользование совершенными услугами здравоохранения, право на образование, а также на социальное обеспечение и социальное обслуживание в первоочередном порядке.
Конвенция ООН о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года. Конвенция закрепляет право людей с особенностями развития на полное вовлечение в общественную жизнь без дискриминации в связи с инвалидностью, на защиту всех прав инвалидов, на равный доступ к ресурсам.
Европейская социальная хартия. Европейскую социальную хартию можно назвать ключевым международным документом, провозгласившим и гарантирующим социальные права человека, включая право на социальное обслуживание, которое закреплено в отдельной статье Хартии. Ст. 14 Хартии обязывает стран-участников оказывать содействие в деятельности социальных служб, оказывающих социальные услуги, причем допуская как государственные учреждения, так и благотворительные и негосударственные. В Европейской социальной хартии оказаны особенности социальных прав различных категорий граждан, тем самым, хартия позволяет учитывать специфику национальностей и половозрастные отличия.
Замечание 1
Таким образом, нами названы наиболее крупные международные акты в области социального обслуживания. Они провозглашают и закрепляют права всех категорий населения на равные права и достойные условия жизни без дискриминации по расовому, половому, возрастному и иным признакам.
Федеральное законодательство РФ в области социального обслуживания населения
Правовая основа социального обслуживания включает федеральное законодательство, региональное и муниципальное законодательство, локальные акты учреждений.
Замечание 2
Прежде всего, основой оказания социальных услуг является Конституция РФ от 12 декабря 1993 года, закрепляющая право граждан на труд, здоровье, образование, жилье и иные социальные права.
Рассмотрим наиболее крупные федеральные законы в области социального обслуживания:
- ФЗ «О ветеранах» и «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» закладывает основы оказания социальных услуг пожилым гражданам.
- ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ». Его нормы закрепляют нормы международного законодательства в этой области и гарантируют достойные условия для жизнедеятельности людям с ограниченными возможностями. В рамках этого был разработан проект «Доступная среда», целью которого является создание условий, инфраструктуры для свободной реализации своих возможностей людям с ограниченными возможностями.
- ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Данным законом определяется порядок деятельности организаций системы профилактики безнадзорности, правила производства по делам несовершеннолетних, помещаемых в специальные учебно-воспитательные учреждения и центры временного содержания.
- Постановление Правительства РФ "Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг». В соответствии с Постановлением определен перечень социальных услуг, предоставляемых организациями социального обслуживания
ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28 декабря 2013 года. Федеральный закон закладывает основы системы социального обслуживания в стране, закрепляя принципы социального обслуживания, определяя полномочия федеральных и региональных органов государственной власти в области социального обслуживания, формулируя основные понятия социального обслуживания, выделяя права получателей и поставщиков социальных услуг, закрепляя формы социальных услуг и их функции и т.д.
Замечание 3
Следует отметить, что данный федеральный закон стал шагом к формированию новой системы социального обслуживания. В частности, позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создает возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.
ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Закон определяет общие принципы социальной поддержки данной категории получателей социальных услуг, меры и содержание социальной поддержки, в том числе социальное обслуживание.
Огромное значение в правовой основе имеют стандарты социального обслуживания. В настоящий момент в РФ разработаны ГОСТы по социальному обслуживанию всех категорий получателей социальных услуг на федеральном и национальном уровнях.
Замечание 4
Нормы ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» закрепляют возможность субъектов РФ самостоятельно принимать нормативно-правовые акты в области социального обслуживания населения на территории субъекта в соответствии с действующим федеральным законодательством.
Региональная и иная правовая основа социального обслуживания
Таким образом, субъекты РФ принимают законы о социальном обслуживании на своей территории, уточняя перечень услуг в их регионе, перечень поставщиков социальных услуг, порядка оказания социальных услуг и тарифов на социальные услуги, в случае, когда они оказываются на возмездной основе. В качестве примера приведем Закон Ставропольского края "Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг Ставропольского края".
Также муниципальными органами и учреждениями могут издаваться постановления и положения, регламентирующие работы организаций социального обслуживания.
Наиболее распространенным поставщиком социальных услуг являются государственные бюджетные учреждения – комплексные центры социального обслуживания. В рамках своей деятельности ими принимается Устав, положения о деятельности различных отделений в комплексном центре и перечни документов для предоставления той или иной услуги, а также различного характера договоры.
- 1. Конституция Российской Федерации [Текст] // Российская газета. 25 декабря 1993. - № 237.
- 2. Трудовой кодекс РФ [Текст]: Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - №1 (ч.1). - Ст. 3.
- 3. О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений [Текст]: Федеральный закон от 30.04.2008г. № 56-ФЗ / СЗ РФ. - 2008. - № 18. - Ст. 1943.
- 4. Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001г. № 167-ФЗ / СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4832.
- 5. О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 15.12.2001г. № 166-ФЗ // СЗ РФ. - 2001. - № 51. - Ст. 4831.
- 6. О трудовых пенсиях в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 17.12.2001г. № 173-ФЗ / СЗ РФ. - 2001. - № 52 (1 ч.). - Ст. 4920.
- 7. Об основах обязательного социального страхования [Текст]: Федеральный закон от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ // СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3686.
- 8. О государственной социальной помощи [Текст]: Федеральный закон от 17.07.1999г. № 178-ФЗ / СЗ РФ. - 1999. - № 29. - Ст. 3699.
- 9. О негосударственных пенсионных фондах [Текст]: Федеральный закон от 07.05.1998г. № 75-ФЗ / СЗ РФ. - 1998. - № 19. - Ст. 2071.
- 10. О ветеранах [Текст]: Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ / СЗ РФ. - 1995. - № 3. - Ст. 168.
- 11. О государственных пособиях гражданам, имеющим детей [Текст]: Федеральный закон от 19.05.1995 г. № 81-ФЗ // СЗ РФ. - 1995. - №21. - Ст. 1929.
- 12. О социальной защите инвалидов в РФ [Текст]: Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ / СЗ РФ. - 1995. - № 48. - Ст. 4563.
- 13. О занятости населения в РФ [Текст]: Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 / СЗ РФ. - 1996. - № 17. - Ст. 1915.
- 14. Закон Кемеровской области от 14.01.99 № 8-ОЗ «О пенсиях Кемеровской области»
- 15. Закон Кемеровской области от 18.05.2004 № 29-ОЗ «О предоставлении льготы на проезд детям работников, погибших (умерших) в результате несчастных случаев на производстве на угледобывающих и горнорудных предприятиях»
- 16. Закон Кемеровской области от 18.11.2004 № 75-ОЗ «О размере, порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия на ребенка»
- 17. Закон Кемеровской области от 18.11.2004 № 82-ОЗ «О погребении и похоронном деле в Кемеровской области»
- 18. Закон Кемеровской области от 17.12.2004 № 104-ОЗ «О статусе и границах муниципальных образований»
- 19. Закон Кемеровской области от 20.12.2004 № 105-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельной категории ветеранов Великой Отечественной войны и ветеранов труда»
- 20. Закон Кемеровской области от 20.12.2004 № 114-ОЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий»
- 21. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 № 2-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилья и (или) коммунальных услуг»
- 22. Закон Кемеровской области от 17.01.2005 № 11-ОЗ «О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Кемеровской области»
- 23. Закон Кемеровской области от 27.01.2005 № 15-ОЗ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан»
- 24. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 № 25-ОЗ «О социальной поддержке инвалидов»
- 25. Закон Кемеровской области от 14.02.2005 № 32-ОЗ «О наградах Кемеровской области»
- 26. Закон Кемеровской области от 10.06.2005 № 73-ОЗ «Об областных домах для ветеранов»
- 27. Закон Кемеровской области от 10.06.2005 № 74-ОЗ «О социальной поддержке граждан, достигших возраста 70 лет»
- 28. Закон Кемеровской области от 13.07.2005 № 86-ОЗ «О мерах социальной поддержки работников государственных учреждений социального обслуживания Кемеровской области»
- 29. Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 99-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения»
- 30. Закон Кемеровской области от 27.07.2005 № 100-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг отдельным категориям граждан»
- 31. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 122-ОЗ «О государственном социальном обслуживании населения Кемеровской области»
- 32. Закон Кемеровской области от 14.11.2005 № 123-ОЗ «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Кемеровской области»
- 33. Закон Кемеровской области от 08.12.2005 № 140-ОЗ «О государственной социальной помощи малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам»
- 34. Закон Кемеровской области от 16.06.2006 № 78-ОЗ «Об установлении порядка и условий присвоения звания «Ветеран труда»
- 35. Закон Кемеровской области от 12.12.2006 № 156-ОЗ «О денежной выплате отдельным категориям граждан»
СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ граждан - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам;
СОЦИАЛЬНАЯ УСЛУГА - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности.
Право на социальное обслуживание имеют граждане, признанные нуждающимися в социальном облуживании из числа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, беженцев. Это пожилые граждане, инвалиды, дети с ограниченными возможностями здоровья, в том числе дети-инвалиды, дети и семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, граждане без определенного места жительства.
Основными видами социального обслуживания являются следующие:
Социальное обслуживание на дому;
Социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
Предоставление временного приюта;
Организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания;
Консультативная помощь;
Реабилитационные услуги.
Правовое регулирование предоставления гражданам социального обслуживания осуществляется несколькими нормативными правовыми актами. Среди основных следует указать федеральные законы «Об основах социального обслуживания населения в РФ» и «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».
Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ» устанавливает:
1) правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации;
2) полномочия федеральных органов государственной власти и полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере социального обслуживания граждан;
3) права и обязанности получателей социальных услуг;
4) права и обязанности поставщиков социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека.
Основные принципы социального обслуживания граждан, закрепленные в Федеральном законе:
1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
2) адресность предоставления социальных услуг;
3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;
5) добровольность;
6) конфиденциальность.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» регулирует отношения в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии для граждан пожилого возраста и инвалидов, исходя из необходимости утверждения принципов человеколюбия и милосердия в обществе.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах.
Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:
· соблюдения прав человека и гражданина;
· предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
· обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;
· преемственности всех видов социального обслуживания;
· ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;
· приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;
· ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.
12. Долг и ответственность как основные понятия и категории деонтологии социальной работы.
Долг – это совокупность требований, предъявляемыx человеку обществом (коллективом, организацией), которые выступают перед ним как его обязанности, и соблюдение которых является его внутренней моральной потребностью.
Данное определение, раскрывающее сущность долга, включает в себя две стороны: объективную и субъективную. Объективной стороной долга является само содержание его требований, вытекающих из специфики тех ролей, которые выполняет человек и которые зависят от занимаемого им в обществе места. Объективность этих требований следует понимать в смысле независимости от желаний отдельного человека. Субъективной стороной долга является осознание отдельным человеком требований общества, коллектива как необходимых применительно к себе как исполнителю определенной социальной роли, а также внутренняя готовность и даже потребность их выполнить. Эта сторона долга зависит от человека, его индивидуальности. В ней проявляется общий уровень нравственного развития того или иного человека, уровень и глубина понимания им своих задач.
Категория «профессиональный долг» выражает общественные и профессиональные связи специалиста, нравственные обязанности специалиста по отношению к обществу, коллегам, клиентам и их социальному окружению и является отражением внутренней, моральной необходимости следования выполнения своих обязанностей, необходимости следования определенной линии поведения, диктуемой, прежде всего внешними по отношению к личности специалиста интересами.
Для общества нужны и полезны все профессии. Сам факт их существования говорит о том, что они востребованы обществом, следовательно, нужны, важны и полезны. Все существующие профессии прямо или опосредованно, в конечном счете, служат интересам человека и человечества. Однако существуют профессии, внешние проявления которых (т.е. конечные результаты деятельности специалистов) оказывают существенное влияние на развитие общества, его безопасность, культурное и нравственное состояние или затрагивают непосредственно интересы человека.
К некоторым видам профессиональной деятельности общество предъявляет повышенные моральные требования. Особое внимание уделяется моральным качествам работников тех сфер, которые связаны с правом распоряжаться жизнью людей. Здесь речь идет не только об уровне моральности, но и в первую очередь о должном исполнении своих профессиональных обязанностей (это профессии здравоохранения, воспитания, управления, социальной работы и т.д.). Трудовая деятельность людей этих профессий, более чем каких-либо других, не поддается предварительной регламентации, не умещается в рамках служебных инструкций. Она по своему существу является творческой. Особенности труда этих профессиональных групп прибавляют к моральным отношениям новый элемент – взаимодействие с людьми – объектами деятельности. Здесь нравственная ответственность приобретает решающее значение. Общество рассматривает нравственные качества работника как один из ведущих элементов его профессиональной пригодности. Общеморальные нормы должны быть конкретизированы в трудовой деятельности человека с учетом специфики его профессии. Безответственное отношение работника к профессиональным обязанностям представляет опасность для окружающих, наносит вред обществу, может привести в конечном итоге к деградации самой личности.
Применительно к социальной работе деонтология – это комплекс профессиональных, правовых и морально-этических правил, составляющих понятие профессионального долга социального работника.
Долг внутренне закономерно связан с ответственностью, выражающей соответствие моральной деятельности личности ее долгу с точки зрения ее возможностей. Если долг специалиста состоит в том, чтобы в конкретной ситуации осознать и практически реализовать требования профессиональной морали, то ответственность его определяется с точки зрения выполнимости долга.
Ответственность специалиста характеризует его личность с точки зрения нравственных требований, предъявляемых к ней в части профессионально-квалификационных и личностных качеств. Ответственность без долга беспредметна, она никогда не выступает изолированно, особенно если речь идет об ответственности перед самим собой.
Деятельность социального работника сопряжена с высокой степенью самостоятельности и моральной ответственности, представляющей собой сознательное отношение к профессиональному долгу.
Ответственность, в свою очередь, не является отвлеченным понятием, она неотделима от творчества и самостоятельности, внимания к людям, окружающим социального работника в его повседневной практической деятельности. В этих случаях понятие профессионального долга вменяет в обязанность специалисту быть способным предвидеть последствия своей деятельности, особенно негативные последствия, – в соответствии с известным принципом: «прежде всего, не навреди», приписываемом Гиппократу.
Деонтология является одной из основ профессиональной деятельности социальныx работников, медицинских работников, учителей, психологов и представителей других профессий, объектом деятельности которых является человек, а профессиональные действия непосредственно связаны и направлены на достижение физического, психического и социального здоровья и благополучия человека, его социального окружения и общества.
Деонтология социальной работы – это комплекс норм, установлений и предписаний о долге и профессиональных обязанностях, ответственности социального работника (трудового коллектива учреждения социальной защиты) перед обществом и государством, перед социальной работой как профессией и социальным институтом, перед коллегами и перед клиентом социальной службы.
Таким образом, профессиональный долг специалиста – это те требования, которые общество, профессия, коллектив, клиенты и он сам предъявляют к поведению и действиям, и то, в чем он сам испытывает потребность и за что несет ответственность. Долг выступает перед специалистом в виде обязанностей, соблюдение которых становится его внутренней нравственной потребностью.
Специфическое содержание и основные черты долга социального работника определяются тем, что он занят конкретной специфической социальной деятельностью пo решению проблем общества, социальных групп и отдельных индивидов, и вытекают из содержания его профессиональной деятельности.
Осознание социальным работником своего профессионального долга есть отражение его объективных обязанностей в идеях, убеждениях, чувствах, привычках, во внутренних мотивах профессиональной деятельности и воплощение их в практической повседневной деятельности. Таким образом, профессиональный долг обусловлен совокупностью объективных и субъективных факторов, определяющих поведение специалиста.
Чувство долга побуждает социального работника соизмерять все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях с требованиями и нормами профессиональной морали.Социальная работа как вид профессиональной деятельности и социальный институт возникают в ответ на объективную общественную необходимость. Соответственно, обязанности социального работника и функции социальной работы являются отражением объективной социальной реальности.
Обязанности человека в отношении общества одновременно и объективны, и субъективны. Первое означает, что эти обязанности существуют независимо от того, признает их человек или нет. Они вытекают из самого факта жизни человека в обществе. Второе означает, что личность признает наличие этих обязанностей и добровольно возлагает их на себя. Содержание профессионального долга, таким образом, вытекает из требований, предъявляемых обществом к деятельности и поведению людей, выполняющих от имени общества определенные функции и занятых в данной профессиональной сфере. Это содержание профессионального долга может быть документировано в большей или меньшей степени, но оно существует объективно.
Не всякая функциональная обязанность социального работника может рассматриваться как его долг. Те обязанности, которые навязываются социальному работнику извне под влиянием ситуации или вышестоящими должностными лицами и не идущие на пользу клиенту и обществу, не могут рассматриваться как его долг, но вместе с тем они могут быть выполнены. Мерилом ответственности социального работника за выполнение такого рода обязанностей в данном случае являются его моральное чувство, честь и достоинство, гражданское чувство ответственности и дисциплинированность исполнителя.
При определенных условиях объективный и профессиональный долг становится фактически внутренним нравственным долгом социального работника как личности и как представителя профессии. Моральный долг – как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, диктуемой потребностями достижения блага в системе «человек – среда» – для социального работника является продолжением профессионального долга и неотъемлемым атрибутом профессии.
Для профессионального социального работника требования профессионального долга во многом совпадают с его личными интересами, в силу чего он осознает долг как необходимость, внутреннюю потребность, моральную обязанность. Веления профессионального долга, ставшие внутренними убеждениями социального работника, являются определяющим духовным стимулом его деятельности.
Осознание социальным работником своего профессионального долга означает:
– высокий профессионально-квалификационнный уровень как гарант качества работы;
– четкое знание своих профессиональных обязанностей, добросовестное и неукоснительное их выполнение;
– профессиональную деятельность строго в рамках нормативно-правовой базы;
– глубокую убежденность в необходимости выполнения своих профессиональных обязанностей, поскольку этого требуют интересы общества, коллектива учреждения социальной защиты и клиента;
– сознательное и активное участие в профессиональной деятельности с целью достижения блага общества, трудового коллектива и клиента;
– заинтересованность в повышении эффективности работы своего коллектива и своей индивидуальной работы;
– высокую организованность и сознательную дисциплину, привычку к должному поведению;
– наличие волевых качеств, необходимых для выполнения своего профессионального долга;
– стремление постоянно совершенствоваться в профессии, осваивать новые знания, приобретать опыт практической деятельности.
Таким образом. можно сказать, что деонтология показывает, какие требования предъявляет общество к социальному работнику как к специалисту, гражданину и человеку.
Похожая информация.
Основы правового регулирования в области социального обслуживания населения РФ устанавливает федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в РФ». Он определяет социальное обслуживание как «деятельность социальных служб и отдельных специалистов по поддержке, оказанию социально - бытовых, социально - медицинских, психолого - педагогических, социально - правовых услуг, осуществлению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации».
В отечественной литературе предпринимались попытки обобщить современный опыт и на этой основе конкретизировать сущность социального обслуживания различных категорий населения.
Для формирования эффективной системы социального обслуживания необходимо также создание собственного инструментария познания окружающей действительности и человека, нуждающегося в социальных услугах.
С 1 января 2015 г. в России вступил в силу Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», который коренным образом изменяет всю систему социального обслуживания.
Основной целью данного закона является внедрение в данную сферу негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, иными словами – придание социальному обслуживанию рыночного характера, когда бесплатно услуги будут предоставляться лишь незначительной, действительно нуждающейся в помощи части населения. Кроме этого, закон призван ликвидировать монополию государства на учреждения социального обслуживания и создать в данной сфере конкурентную среду, которая поспособствует повышению качества оказания социальных услуг и расширению их спектра. Необходимость принятия данного закона была связана с большим количеством нуждающихся в социальной поддержке, по некоторым данным их число достигает 34 млн. чел.
Конституция РФ гарантирует населению социальную поддержку, но поскольку, государство не в состоянии обеспечить качественное оказание социальных услуг такому огромному количеству нуждающихся, данный закон необходим. Кроме этого, ещё одной важной причиной принятия данного закона является то, что предыдущие законы в сфере социального обслуживания населения были ориентированы лишь на пожилых людей и людей с ограниченными возможностями здоровья, что «оставляло за бортом» такие нуждающиеся категории как: многодетные семьи, семьи, в которых наблюдается асоциальный образ жизни некоторых членов, дети, испытывающие трудности в социальной адаптации и др. Закон № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» устраняет этот недостаток и значительно расширяет перечень получателей социальных услуг, и более того, предоставляет регионам возможность расширять существующий перечень. Так, поддержку, согласно новому закону, смогут получить многодетные семьи, неполные семьи и даже семьи студентов, что является значительным положительным моментом.
Важным достижением ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является то, что улучшается программа оказания услуг медико-социальной реабилитации инвалидов. С момента вступления закона в силу, гражданин, нуждающийся в данных услугах, сможет сам выбирать учреждение, где он будет проходить реабилитацию и совместно со специалистом, согласно социальному контракту, выбирать наиболее необходимые и наиболее приемлемые для него реабилитационные мероприятия.
Новый закон о социальном обслуживании, несмотря на расширение спектра предоставляемых услуг и возникновение новых форм их получения, направлен на снижение численности нуждающихся граждан. Об этом свидетельствует профилактическая направленность документа.
Данный нормативно-правовой акт был принят далеко не единогласно не только Государственной Думой, но и населением. В частности, на просторах сети «Интернет» до сих пор можно найти заявления граждан о том, что профилактическая направленность закона приведёт к тому, что в России, как и в странах Запада, будут совершенно необоснованно изымать детей из семьи, при наличии малейших подозрений о том, что с ребёнком обращаются неподобающим образом. Безусловно, данные мнения ошибочны. Закон не предусматривает таких радикальных мер, любое посещение специалистом семьи будет производиться только с согласия семьи (за исключением случаев, где существует реальная угроза жизни и здоровью ребёнка) и только при наличии достоверных фактов о том, что семья (или гражданин), могут в ближайшем будущем оказаться в числе клиентов социальных служб и. т. д.
Необходимость принятия данного закона продиктована объективными потребностями реальной жизни. Для того, чтобы закон выполнил своё предназначение необходима чётко организованная информационно-разъяснительная работа среди граждан получателей социальных услуг, поскольку именно они устанавливают спрос на данный «товар», а значит и приводят в действие всю систему.
Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» является достаточно революционным и, как любые революционные изменения, его внедрение коренным образом изменит сферу социального обслуживания. Естественно, что для его полного осмысления должен пройти определённый период времени, и задачей сотрудников данной сферы является максимальное использование достоинств этого закона в деле оказания социальной поддержки и, возможно, данный документ приведёт к тому, что оказание социальной поддержки населения в России через несколько лет не будет уступать по качеству и уровню профессионализма, западной системе.
Среди главных изменений следует обратить внимание также на преобразование основополагающих принципов социального обслуживания. В целях обновления подхода к обеспечению граждан качественными социальными услугами в регулирование системы социального обслуживания вводятся новые принципы:
1) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально- технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
2) сохранение пребывания в привычной благоприятной среде. Данный принцип демонстрирует абсолютно новое понимание социального обслуживания. Однако именно он, до вступления в силу и актуализации, уже вызвал большое количество споров среди теоретиков и практикующих юристов. Вопрос заключается в том, что № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» не содержит понятия «привычная благоприятная среда», что может повлечь возникновение коллизионных ситуаций в правоприменительной практике
Таким образом, в Федеральном законе РФ «Об основах социального обслуживания населения в РФ» социальная работа как теория среднего уровня призвана обеспечить эффективность социального обслуживания населения. В то же время эффективность социального обслуживания во многом определяется уровнем профессиональных специалистов, их умением работать с человеком - конкретной личностью или с группой людей. Поэтому эффективность социального обслуживания может, по мнению ученых, определяться на основе как общих (служащих для оценки ее эффективности в целом), так и специфических (для оценки конкретных социальных услуг отдельных видов и методов социальной работы, работы отдельных специалистов, работников учреждений) критериев. Непосредственным источником определения критериев социального обслуживания служат цели и задачи предоставления социальных услуг и степень их реализации
Множество и разнообразие источников права социального обслуживания предопределяют возможность охарактеризовать только важнейшие, основополагающие акты, в которых закрепляются права граждан на те или иные виды социального обеспечения, отражаются требования и условия их предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.
Первую группу источников права социального обслуживания составляют нормы международных актов.
Сюда относятся нормы Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах человека и гражданина, который был ратифицирован Президиумом Верховного Совета СССР 18 сентября 1973 г. Важное место отводится Всеобщей декларации прав человека 1948 г.
Новыми источниками права социального обеспечения являются нормы соглашений, заключаемые странами Содружества Независимых Государств (СНГ), устанавливающие условия и порядок социального обеспечения граждан при переезде из одного государства СНГ в другое. Первое Соглашение «О гарантиях прав граждан государств - членов СНГ в области пенсионного обеспечения» было заключено 13 марта 1992 г. В соответствии с этим Соглашением государства - члены СНГ договорились о проведении политики гармонизации законодательства о пенсионном обеспечении. Кроме того, государства закрепили основные принципы обеспечения лиц, которые приобрели права на пенсию на территории бывших республик Советского Союза и реализуют это право на территории государств - участников Соглашения.
На сегодняшний день государства СНГ подписали конкретные соглашения, в том числе и в области социального обеспечения.
Вторую группу источников права социального обслуживания составляют законы Российской Федерации. Среди них особое место, как ранее было сказано, занимает Конституция Российской Федерации. В действующей Конституции закреплен правовой статус граждан в области социального обеспечения. Характеризуя Конституцию РФ как основной источник права социального обеспечения, следует подробно раскрыть содержание ст. 7, 18, 33, 38, 39, 41, 45, 46 и 53. Особо следует подчеркнуть, что Конституция РФ каждому гарантирует социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Устанавливаются законодателем государственные пенсии и социальные пособия.
Статья 41 Конституции РФ предоставляет каждому право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Важное место отводится Федеральному закону от 21 ноября 2011 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» № 323-ФЗ. Этот нормативный акт закрепляет право граждан на охрану здоровья различных категорий субъектов, а именно: семьи, несовершеннолетних, пожилых, инвалидов, беременных женщин, а также женщин-матерей. Следует подчеркнуть, что ФЗ № 323 закрепляет гарантии обеспечения этого права, среди которых - право на бесплатное получение различных видов медико-социальной помощи.
Основой же законодательства в сфере правоотношений, связанных с социальным обслуживанием граждан является Федеральный закон от 28 декабря 2013 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» № 442-ФЗ.
Третью группу составляют различные подзаконные нормативные правовые акты, среди которых:
Постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» № 95;
Распоряжение Правительства РФ от 30 декабря 2005 «О федеральном перечне реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» № 2347-р;
Постановление Правительства Свердловской области от 10 июня 2008 «Об утверждении положения о порядке и условиях предоставления в государственной системе социальных служб Свердловской области социального обслуживания на дому, полустационарного социального обслуживания в дневное время, реабилитационных услуг, консультативной помощи и срочного социального обслуживания бесплатно, а также на условиях полной или частичной оплаты» № 572-ПП.