Схема установки ац на водоем. Пожарный гидрант в колодце – правила установки
Пожарные гидранты являются важным элементом защиты зданий и всего имущества от пожара. Если произошло возгорание, то только быстрое тушение позволит минимизировать потери, а возможно, и спасти жизни людей. Поэтому крайне важно обеспечить безотказную работу гидранта и быстрый доступ к нему.
Поэтому для борьбы с огнем предусматривается строительство специального противопожарного водопровода. Забор воды из него осуществляется при помощи пожарных колодцев с гидрантами. Расстояние между этими колодцами определяет СНиП 2.04.02-84.
Общие сведения
Что такое гидрант
Конструктивно, данное устройство представляет собой обычный водопроводный хомут или затвор, который в боковом отводе имеет запорную аппаратуру, способную длительное время подвергаться давлению водопроводной системы. Кроме того, особенностью устройства является то, что оно на протяжении многих лет может не эксплуатироваться, и при этом сохранять свою работоспособность.
На верхнюю часть бокового отвода нанесена резьба, которая предназначенная для навинчивания водозаборного устройства. Как правило, резьбовую часть закрывают крышкой. Пожарная либо другая система водозабора подключается к устройству непосредственно перед эксплуатацией.
На сегодняшний день используются пожарные конструкции, которые соответствуют ГОСТу 8220 85. Они пригодны для подключения к централизованной водопроводной системе любого типа.
Установка гидранта в колодце осуществляется на специальной подставке, которая представляет собой стальной либо чугунный тройник, оборудованный монтажной площадкой. Само устройство фиксируется на водостойкой прокладке при помощи болтового соединения.
Принцип работы
При повороте штанги гидранта, она нажимает клапан и передвигает его вниз, чем открывает путь воде. Чтобы клапан открылся полностью, штанга должна провернуться на 360 градусов 15 раз.
Устройство приводится в рабочее состояние при помощи ключа пожарной колонки типа КПА, которая представляет собой винтовой механизм, оборудованный отводами для подсоединения рукавов. Надо сказать, что это оборудование может работать не только как самостоятельное противопожарное средство, но и источники питания для пожарных машин.
Обратите внимание! Конструкции, которые предназначены для , должны иметь обратный клапан в сливном отверстии, который обеспечивает герметичность от попадания грунтовых вод.
Основные правила
Прежде чем рассмотреть монтаж устройства, необходимо ознакомиться с правилами, регламентирующими это процесс:
- Установка пожарных гидрантов в колодце должна выполняться на расстоянии 50-100 м до любой стены строения.
- Диаметр водопровода должен составлять от 100 мм и более. Для сельской местности допускается диаметр не менее 75 мм.
- Должна учитываться прокладка пожарных рукавов по твердой поверхности.
- Расстояние между колодцами следует определять в соответствии с суммарным расходом воды на тушение пожара, пропускной способностью устройства и этажности здания.
- Устройство должно располагаться на расстоянии не более 2,5 метров от края дороги, но, в то же время, не ближе 5 метров от стены здания.
- Устройство устанавливается вертикально, при этом его осевая линия должна находиться не ближе 175 мм от стенки горловины люка.
- Расстояние от люка до стояка должно составлять не более 40 см и не менее 15 см.
- всегда должна быть закрытой. Открытие люка осуществляется при помощи специальных крючков.
Обратите внимание! При открытии крышки колодца, строго запрещается при этом курить, так как в колодце могут скапливаться горючие газы.
Установка пожарного гидранта
Сразу следует сказать, что установить гидрант своими руками достаточно тяжело, так как он имеет большой вес. К тому же, следует иметь в виду, что работа эта очень ответственная.
При установке гидранта, важно правильно подобрать его высоту, которая зависит от глубины прохождения трубопровода.
Высота может быть разной — от 1125 мм до 3500 мм, в зависимости от этого, может меняться и цена на оборудование.
На фото — тройник-подставка
Краткая инструкция по монтажу выглядит следующим образом:
- В первую очередь монтируется подставка, которая должна располагаться строго вертикально. При этом следует обеспечить надежную ее фиксацию. Подставка может быть ввариваемой либо на болтах.
- Затем на вмонтированную подставку, при помощи фланцевого соединения, устанавливается вертикальная стойка гидранта, которая оборудована сварным фланцем либо сварным фланцевым приловом. Герметичность обеспечивается специальной прокладкой из синтетической или модифицированной резины.
- Для от заноса снегом, сверху следует установить специальную пирамидообразную конструкцию, обшитую изнутри пенопластом.
На этом монтажные работы завершены.
Вывод
Гидрант является крайне важным элементом, для обеспечения зданий пожарной безопасностью. Однако, чтобы устройство функционировало как положено и всегда было готова к экстренным ситуациям, необходимо строго соблюдать привила установки, которые приведены выше.
Дополнительную информацию по данной теме можно получить из видео в этой статье.
Пожарный гидрант - специальное устройство, основным предназначением которого является забор воды из водопроводной системы для эффективного пожаротушения. Для правильной работы необходима пожарная колонка, открывающая или закрывающая гидранты, расположенные под землей. Другой ее важной функцией является подсоединение гибкого трубопровода (пожарного рукава) для откачки воды. В данной статье кратко разбираются все основные моменты, которые необходимо знать, даются инструкции и полезные советы в использовании гидранта. Обязательно дочитайте статью до конца.
История создания
Зимин Н.П. – русский инженер – механик, создатель водозаборов для борьбы с пожарами. Впервые ввёл расчёт потребности в практике водоводов из двадцати пяти кранов по всей длине – три четверти версты с полным оснащением лестницами с учётом уровня зданий. Разработал проект противопожарного снабжения с насосными станциями.
Благодаря его разработкам открылись новые приёмы пожаротушения из городских водопроводов. Зимин изобрёл универсальные виды задвижек, вентилей, автоматических клапанов, впоследствии вошедших в ГОСТ – 8220, под аббревиатурой – ПГ–5.
Типы
Существует две основные разновидности данного водозаборного приспособления. Чаще всего, на частных территориях люди рассматривают установку гидранта 2 видов:
- Надземные, или по-другому — безколодезные.
- Подземные (располагаются в колодце).
Подземный тип более популярен за счёт того, что при нежелательном возгорании или пожаре обеспечивается бесперебойная подача воды.
Назначение
Приспособление для забора из городской водопроводной сети, состоящее из колонки, для подсоединения пожарных рукавов и открывания подземных кранов при пожарной необходимости называется пожарным гидрантом. Представляет собой чугунный стояк на металлическом поддоне, ГОСТ 5525 – 61 в колодце перед гидравлическим испытанием сети. Два раза в год проверяется на предмет дееспособности – весной и осенью.
Алгоритм проверки работоспособности:
- Соответствие ключей.
- Визуальное обследование.
- Состояние подъезда.
- Пробный пуск.
В профилактику входят приёмка на учёт, утепление, после удаления неисправностей, обследование грунтовых потоков. Для ориентации на стенах домов крепят таблички с указанием места агрегата, размеров, номеров и типов:
- Т – тупиковый.
- М – московский.
- Л – ленинградский.
Высотой от 500мм до 3000 в скважинах с интервалом 250мм на водопротоках получили название московских, по сооружениям, наземных и подземных. При установке над землёй верхняя часть не засыпается. Подземные модули засыпаются грунтом и закрываются крышкой. Как совмещённый вариант может использоваться на текущие нужды.
При любом способе прокладки водных сетей агрегаты монтируются на них с запорной арматурой в наземных ячейках, предохраняющих от замерзания. Механизм ГОСТ 8220 – 62а представляет собой, по способу работы, обыкновенный вентиль на резиновой прокладке, шпиндель, штанга и корпус. Во избежание гидравлического удара тело запорного механизма сделано сферическим с уменьшенным шагом резьбы для поступательного движения.
Скважины строят на расстоянии не ближе 5 м от зданий, не ближе 50 между собой и 2,5 метра от проезжей части дороги.
Пожарный гидрант может быть применён в сочетании с цоколем в качестве наружного крана, для борьбы с возгоранием и для подпитки автомобильного резервуара.
Принцип работы
Пожарный гидрант сделан, как правило, из чугуна, а в внутри имеются пустотелые половинки с резиновым уплотнителем между ними. Шпиндель по резьбе входит в верхнюю втулку, другой конец заканчивается муфтой с квадратным гнездом для штанги с квадратом для ключа на колонке на другой стороне.
При вращении совершается поступательное движение вверх или вниз по фиксаторам, открывая или закрывая ход к воде. Отверстие для слива внизу распределительной коробки перекрывается одним из фиксаторов, во избежание попадания влаги во внутрь.
В закрытом состоянии дырочка открывается для слива конденсата. Обратный ниппель в трубе слива закрыт для пути в корпус.
Гидрант-пистолет
Устройство мало похоже на классический вариант внешне, по назначению повторяя все известные механизмы. Сфера деятельности несколько иная:
- шахты;
- тоннели;
- выработки.
Нет привычных сооружений, обязательных в других устройствах. Подсоединяется на любом доступном месте с помощью цепи и натяжных болтов, затем плотно прижимается к поверхности, вставляется пороховой заряд и выстрелом.
Далее, с помощью пули длиной тридцать миллиметров и двадцать пять в диаметре пробивается отверстие. Пуля возвращается. Ствол вывинчивается, устанавливается запорное приспособление с манометром. Подсоединяется стандартный рукав.
В шахтах допускается к применению при содержании метана не более 1% и влажности до 100%. В комплект входят:
- патрон;
- заряд;
- набор ключей;
- набор заглушек;
- аптечка.
По окончании работ пробитое отверстие перекрывают заглушкой, пистолет снимают. Недостаток в том, что во время выстрела иногда выходят из строя манометры.
Особенности
Из двух типов – московского и ленинградского предпочтение отдаётся «москвичу» за надёжность и относительно низкую стоимость.
Основными преимуществами являются:
- Тело из чугуна.
- Срок эксплуатации до пятнадцати лет.
- Высота от пятисот миллиметров до 3500.
Место предусматривает доступность ко всем зонам действий, не зависимо от модели – под или над землёй.
Обязательные условия эксплуатации:
- Диаметр водопровода должен соответствовать объёму подаваемой жидкости.
- Исключается образование льда зимой.
- Свободный подступ с размещением указательных табличек.
- Оснащение рукавами, стволами с соответствующими размерами.
- Наличие опор разделения потоков.
- Учёт организаций отвечающих за состояние.
СНИП
Максимальная скорость запуска, устойчивость к минусовым температурам, необходимость утепления, должно быть расстояние до крышки люка, расчёт просвета от оси до стенки. В обязательном порядке необходимо следить за:
- уровнем и количеством влаги в стояке;
- соблюдением норм эксплуатации;
- точкой установки.
При монтаже необходимо строгое соблюдение порядка работ:
- Сначала опора на поверхность, массивность которой зависит от веса конструкции.
- При присоединении с фланцами следить за вертикалью.
- Последним шагом — испытание, с надетой на ниппель колонкой для включения.
К каждому комплексу есть подробная инструкция с указанием особенностей применения.
Полезные советы по установке гидранта:
- Антикоррозийное покрытие, с укрытием наружной секции от возможного огня.
- Расстояние до проезжей части дороги не более 2,5 м.
- Опоры бывают проходными и тупиковыми.
- Обязательно учитывать глубину промерзания.
- Если механизм устанавливается в колодце, то не допускается содержания мелких камней.
- Диаметр не менее восьмидесяти сантиметров, для удобства в обслуживании.
Схема установки подземного ПГ наглядно представлена на изображении ниже:
Тумбы бывают – фланцевыми, раструбными, сварными. При привязке проекта учитываются количество арматуры, габариты лестницы обслуживания, необходимость утепления.
Центробежный (радиальный) вентилятор: принцип действия, назначение, схема
Как выбрать вытяжку для кухни
Система газового пожаротушения: модули, установка, монтаж
11. РАБОТА НА ПОЖАРНЫХ АВТОЦИСТЕРНАХ (АЦ)
11.1. Автоцистерны пожарные предназначены для доставки к месту пожара пожарного расчета, запаса огнетушащих веществ, пожарно-технического вооружения и служат для подачи воды и воздушно-механической пены на тушение пожара.
Автоцистерны могут использоваться как самостоятельные боевые единицы и как насосные станции при работе в перекачку с одной или несколькими автоцистернами или насосно-рукавными автомобилями. Пожарный расчет на автоцистернах от 3 до 7 человек (включая водителя).
11.2. Действия личного состава при боевом развертывании АЦ
11.2.1. Установка АЦ на водоисточник.
11.2.1.1. Установка пожарной колонки.
Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при развертывании или по команде: "Колонку - ставь!". Поэтой команде пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Затем кладет колонку на землю, подхватывает крюком под ушко крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, одновременно убрав правую (левую) ногу назад. После этого опускается на колено, снимает колпачок стояка гидранта, берет колонку за напорные патрубки ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими рукамиза рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до упора (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде: "Воду - дать!". При этомпожарный вращает против часовой стрелки до упора (15-16 полуоборотов) маховики (маховик), расположенные на напорных патрубках колонки.
Подача воды прекращается при команде: "Воду - остановить!". Дня этого пожарный вращает маховики (маховик) по часовой стрелке и тем самым закрывает напорные патрубки колонки.
По сигналу "Отбой!" или по команде: "Колонку - убрать!" пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта. После этого берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.
11.2.1.2. Установка пожарной автоцистерны на гидрант.
Установка пожарной автоцистерны на гидрант производится по команде: "Автоцистерну на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь!". При этом могут быть использованы следующие способы соединения насоса с гидрантом:
параллельно на один напорно-всасывающий и один напорный рукав. При этом водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека напорный четырехметровый рукав, раскатывает его в направлен»и гидранта и присоединяет к водосборнику. В это время пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку. Водитель вместе с пожарным достают из пенала напорно-всасывающий рукав, водитель присоединяет ближнюю соединительную головку рукава к водосборнику, пожарный присоединяет соединительные головки рукавов к колонке и пускает воду в насос.
Одновременное применение одного напорного и одного напорно-всасывающего рукава допускается в том случае, когда неизвестно, какое давление воды в водопроводной сети. При этом пуск воды в насос производится сначала через напорный рукав;
параллельно на два напорно-всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающегопатрубка насоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяетего к всасывающему патрубку насоса. В это время пожарный готовит и устанавливает колонку. Водитель с пожарным достают из пеналовпоочередно два напорно-всасывающих рукава и присоединяют их к водосборнику. Пожарныйпринимает от водителя рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонкии пускает воду в насос.
Применение напорно-всасывающих рукавов при заборе воды из гидранта допускаетсятолько в том случае, когда вода из колонки в насос поступает под давлением неболее 0,3 МПа (3 кгс/см 2);
параллельно па два напорных рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубканасоса заглушку, достает из отсека водосборник и присоединяет его к всасывающему патрубку насоса, достает из отсека два четырехметровых напорных рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет к водосборнику. Пожарный готовит гидрант, устанавливает колонку, берет соединительные головкинапорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение напорных рукавов при заборе воды из гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки в насос под давлением не менее 0,5МПа (5 кгс/см 2).
В отдельных случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним затруднены (занесены снегом и т. д.), для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять несколько последовательно соединенных напорно-всасывающих или напорных 4-метровых рукавов, 20-метровые напорные рукава 77 мм.
11.2.1.3. Установка автоцистерны на водоем.
Установка автоцистерны на открытый водоем производится расчетом из двух человек (водитель и пожарный) по команде: "Автоцистерну на водоем (указывается, какой водоем и количество всасывающих рукавов) - ставь!".
Поэтой команде водитель устанавливает автоцистерну к водоисточнику в указанноеместо, включает стояночную тормозную систему, колеса фиксирует противооткатными упорами. Водитель с пожарным достают из пеналов последовательно один за другим всасывающие рукава, кладут их на землю - один рукав у насоса, второй - за первым, в сторону водоисточника. Водитель открывает насосный отсек (при необходимости), снимает заглушку совсасывающего патрубка насоса. Пожарный достает из отсека всасывающую сеткуи переносит ее к водоему. Затемпожарный и водитель присоединяют рукав к всасывающему патрубку насосасоединяют рукава между собой (см. раздел "Работа с пожарными рукавами и рукавной арматурой"). Пожарный присоединяет к рукаву всасывающую сетку, опускает рукав с сеткой в водоем так, чтобы сетка полностью погрузилась в воду, закрепляет веревку обратного клапана за любой прочный предмет или рукав, разгрузочную веревку закрепляет за конструкцию цистерны или на берегу.
Водитель готовит насос к заборуводы.
11.2.1.4. Забор воды из водоема с помощью гидроэлеватора.
Забор воды с помощью гидроэлеватора организуется из открытых водоисточников в следующих случаях:
когда уровень воды в водоеме ниже оси насоса по вертикали до 20 м;
когда водоем удален от пожарного автомобиля по горизонтали на расстояние до 100 м;
когда толщина слоя воды в водоеме 5-10 см.
Забор воды автоцистерной от открытых водоисточников осуществляется при помощи одного или нескольких гидроэлеваторов по различным принципам.
При заборе воды по принципу "насос - гидроэлеватор - цистерна" емкость цистерны используют как промежуточную. Эта схема применяется при подаче на тушениеодного ручного ствола с диаметром насадка 19 или 13 мм.Но команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора - ставь!" пожарный № 2 прокладывает рукавную линию 66 (77) ммот напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе. Пожарный № 2 опускает конец рукавной линии, идущей от гидроэлеватора, в цистерну через люк.
В случаях, когда на тушение необходимо подать два ствола (расход до 10 л/с), а диаметр трубопровода из цистерны в насос недостаточен для поддержания уровня водыв емкости и стабильной работы насоса, необходимо всасывающий рукав от насоса опустить в емкость цистерны через люк (принцип "насос - гидроэлеватор - цистерна - насос"). По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и всасывающего рукава - ставь!" пожарный № 2 прокладывает рукавную линию 66 (77) мм от автомобиля к водоему, присоединяет ее к напорному патрубку насоса, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 3 прокладывает рукавную линию 77 мм отавтомобиля к гидроэлеватору, один конец линии опускает в горловину цистерны, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Пожарный № 4 и водитель снимают с автоцистерны всасывающий рукав (рукава), один его конец присоединяют к всасывающему патрубку насоса, другой опускают в горловину цистерны, водитель работает на насосе.
Работа с гидроэлеватором по принципу "насос - гидроэлеватор - насос". По команде: "Автоцистерну на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника - ставь!" пожарный № 3 прокладывает рукавную линию 66 (77) мм от напорного патрубка насоса к водоему, переносит к водоему гидроэлеватор. Пожарный № 4 прокладывает рукавную линию 77 мм от автомобиля к гидроэлеватору, присоединяет к гидроэлеватору рукавные соединительные головки, опускает его в водоем, обеспечивает работу гидроэлеватора. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, снимает заглушку с всасывающего патрубка, навинчивает рукавный водосборник, присоединяет к нему рукавную линию от гидроэлеватора, работает на насосе.
При подаче воды на тушение пожара в количестве 10..,20 л/с забор боды осуществляется с помощью двух гидроэлеваторов (личный состав привлекается с другой АЦ или АНР). При этом пожарный № 1 прокладывает рукавную линию от всасывающегопатрубка насоса к первому гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарный № 2 прокладывает рукавную линию от всасывающегопатрубка насоса ко второму гидроэлеватору, переносит и устанавливает гидроэлеватор. Пожарные № 3 , 4 прокладывают рукавную линию от напорного насоса до разветвления. Пожарный № 3 переносит и устанавливает разветвление, прокладывает рукавную линию от разветвления к первому гидроэлеватору, соединяет линию с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на разветвлении. Пожарный № 4 прокладывает линию от разветвления до второго гидроэлеватора, соединяет ее с разветвлением и гидроэлеватором, опускает гидроэлеватор в водоисточник, работает на гидроэлеваторах.Водитель присоединяет рукавную линию от разветвления к напорному патрубкунасоса, навинчивает на всасывающий патрубок насоса водосборник, присоединяет к нему рукавные линии от гидроэлеваторов, работает на насосе.
11.2.2. Развертывание отделения с подачей стволов без установки автомобиля на водоисточник,
11.2.2.1. Развертывание отделения с подачей одного ствола. По команде: Автоцистерну - к зданию! (указать место постановки), ствол (указать какой) на тушение - марш!" водитель устанавливает автоцистерну в указанное место, включает стояночную тормозную систему, пожарный № 1 берет ствол, прокладывает рабочую рукавную линию от разветвления к стволу, работает со стволом.Пожарный № 2 с пожарным № 3 прокладывает магистральную линию от напорного патрубка насоса к разветвлению, работает подствольщиком (при подаче ствола РС-70 или ГПС-600). Пожарный № 3 переносит и устанавливает разветвление, прокладывает магистральную линию с пожарным № 2, работает на разветвлении. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе.
11.2.2.2. Развертывание отделения автоцистерны с подачей ствола РС-50 по выдвижной трехколенной лестнице в окно 3-го этажа (на крышу 2-этажного здания). По команде: "Отделение, ствол РС-50 по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа - марш!" пожарный № 1 переносит к зданию рукавную задержку, две скаткирукавов и ствол, соединяет рукава между собой и со стволом, поднимается с рукавной линией по выдвижной лестнице на 3-й этаж (крышу), закрепляет рукавнуюлинию и работает со стволом. Пожарные № 2 и № 3 снимают с автомобиля, переносят и устанавливают выдвижную лестницу. После этого пожарный № 2 помогаетподнимать рабочую линию на высоту и работает подствольщиком. Пожарный № 3 удерживает выдвижную лестницу и работает шанцевым инструментом. Пожарный № 4 прокладывает магистральную линию, переносит и устанавливает разветвление, присоединят к нему рабочую и магистральную линию, работаетна разветвлении. Водитель присоединяет магистральную линию к напорномупатрубку насоса, работает на насосе.
11.2.2.3. Развертывание отделения с подачей ручного ствола высокого давления от ступени высокого давления. По команде: "Отделение, ствол высокого давления (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 снимает с фиксатора рукавную катушку, берет ствол высокого давления и бежит в заданном направлении, разматывая при этом рукавс катушки на всю длину. В это время водитель переключает двигатель на насос (ступень высокого давления), работает на насосе. Пожарный № 2 Помогает пожарному № 1 разматывать рукавную линию и следит за ее прокладкой.
11.2.2.4. Развертывание отделения с подачей двух стволов РС-50. По команде: "Отделение, два ствола РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и № 2 прокладывают рабочие линии от крайних патрубковразветвления к стволам, работают со стволами. Пожарные № 3 и № 4 прокладывают магистральную линию от автомобиля до разветвления, пожарный № 4 переносит и устанавливает разветвление, работает на нем. Пожарный № 3 следит за сохранностью рукавных линий. Водитель присоединяет рукавную линию к напорному патрубку насоса, работает на насосе.
11.2.2.5. Развертывание отделения автоцистерны с насосом высокого давления с подачей ствола на 9-й этаж здания через разветвления по маршевой лестнице. По команде: "Отделение, ствол РС-50 по маршевой лестнице на 9-й этаж здания - марш!" пожарный № 1 берет две скатки рукавов 51 мм и ствол, поднимается на 9-й этаж здания и прокладывает рабочую линию по этажу. Пожарный № 2 берет две скатки рукавов 66 мм, рукавные задержки и прокладывает линию по маршевой лестнице, затем работает подствольщиком пожарного № 1. Пожарный № 3 берет разветвление РТ-70 и шанцевый инструмент, помогает прокладывать линию пожарному № 2 и устанавливает разветвление на 9-м этаже. В дальнейшем работает с шанцевым инструментом или на разветвлении. Пожарный № 4 прокладывает рукав 66 мм от автомобиля к зданию, устанавливает разветвление РТВ-70-300 у подъезда, присоединяет линию к разветвлению и работает на нем. Водитель присоединяет магистральную линию к напорному патрубку, работает на насосе.
11.2.3. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник.
11.2.3.1. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоеми подачей трех стволов РС-50. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем, три ствола РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и №2 переносят подве скаткирукавов и стволы, прокладывают рабочие линии и работают со стволами. Пожарный № 3 прокладывает из рукавных скаток магистральную линию, устанавливает разветвление, возвращается к автомобилю, берет две скатки рукавов 51 мм, прокладывает рабочую линию и работает со стволом. Пожарный № 4 вместе с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, следит за магистральной линией и работает на разветвлении. Водитель работает на насосе и радиостанции.
11.2.3.2. Боевое развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник с помощью гидроэлеватора и подачей ствола РС-70. По команде: "Отделение, автомобиль на водоем с помощью гидроэлеватора и водосборника, ствол РС-70 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 прокладываетрабочую рукавную линию от разветвления, работает со стволом.Пожарный№ 2 прокладывает магистральную линию, устанавливает разветвление и выполняет обязанности подствольщика. Пожарный № 3 прокладывает рукав 66 (77) мм от напорного патрубка насоса до водоема, переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему рукав и опускает его в водоем. Пожарный № 4 прокладываетрукав 77 мм от водоема к насосу и следит за работой гидроэлеватора. Водитель присоединяет к всасывающему патрубку насоса рукавный водосборник ирукав, проложенный пожарным № 4, работает на насосе.
11.2.3.3. Развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на водоисточник и подачей воды через переносной лафетный ствол. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем, переносной лафетный ствол (указывается направление) на тушение - марш!" командир отделения с пожарным № 1 снимают с автомобиля лафетный ствол и лафет, переносят и устанавливают ихна указаннойпозиции, командир отделения работает со стволом. Пожарный № 1 прокладывает рукавную линию от левого напорного патрубка насоса к стволу, работает подствольщиком. Пожарный №2 с пожарным № 3 прокладывает рукавную линиюот правого напорного патрубка насоса к стволу, помогает пожарному № 1 прокладывать линию. Пожарный № 3 выполняет обязанности связного. Пожарный № 4 с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, обеспечивает сохранность рукавных линий. Водитель работает на насосе.
11.2.3.4. Развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на водоисточники подачей двух стволов ГПС-600. По команде: "Отделение, автоцистерну на гидрант, два ствола ГПС-600 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарные № 1 и № 2 прокладывают рабочие линии по два рукава каждая черезпереходные головки от крайних патрубков разветвления к стволам, работают со стволами. Пожарный № 3 прокладывает магистральную линию на 1 рукав, переносит и устанавливает разветвление, работает подствольщиком у пожарного № 1. Пожарный № 4 с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, затем работает подствольщиком у пожарного № 2. Водитель с пожарным №4 устанавливает автоцистерну на водоисточник, работает на насосе.
11.2.3.5. Развертывание отделения автоцистерны с установкой ее на водоисточник и подачей ствола высокого давления (СРВД) и ствола РС-50 при совместной работе двух ступеней пожарного насоса. По команде: "Отделение, автоцистерну на водоем (гидрант), ствол высокого давления (указывается направление), ствол РС-50 (указывается направление) на тушение - марш!" пожарный № 1 снимает с фиксатора рукавную катушку, берет ствол высокого давления и бежит взаданном направлении, раскатывая рукавную линию на всю длину, работает со стволом. Пожарный № 2 берет ствол РС-50 и два рукава, прокладывает рабочуюлинию от разветвления и работает со стволом. Пожарный № 3 прокладывает магистральную рукавную линию, переносит и устанавливает разветвление и в дальнейшем работает с шанцевым инструментом. Пожарный № 4 вместе с водителем устанавливает автоцистерну на водоисточник, следит за магистральной линией и работает на разветвлении. Водитель работает на насосе.
11.2.3.6. Работу с насосами высокого давления следует производить в следующей последовательности:
перед пуском насоса необходимо убедиться, что все краны, вентили и задвижки, а также вакуумный затвор закрыты, вакуумный насос (для НЦПК вакуумный насос и ступень высокого давления) отключен, рукоятка дозатора находится в положении "закр." или "0".
При подаче воды от гидранта или цистерны:
присоединить к насосу напорные и всасывающие рукавные линии, при работе со стволами высокого давления размотать на требуемую длину рукава высокого давления, при работе от цистерны дополнительно убедиться, что всасывающий патрубок насоса закрыт заглушкой;
если на насосе установлены электрические контрольно-измерительные при-боры, включить тумблер электропитания;
соответствующими органами управления подать воду в насос;
включить привод насоса (для НЦПК при работе со стволами высокого давления включить ступень высокого давления);
При заборе воды из открытого водоисточника:
присоединить к насосу напорные и всасывающие рукавные линии, всасывающую сетку погрузить на глубину не менее 300 мм;
открыть вакуумный затвор и включить вакуумный насос;
включить привод насоса (одновременно автоматически включается вакуумная система);
повысить частоту вращения вала насоса до величины, указанной в паспорте на данный насос;
плавно открыть напорные задвижки и установить необходимое давление на выходе из насоса, регулируя его частотой вращения коленчатого вала двигателя.
При подаче пены:
подать воду в насос, как указано выше;
соответствующими органами управления пожарной автоцистерны подать пенообразователь из пенобака в насос;
перевести рукоятку крана эжектора в положение "вкл." или "откр.";
плавно открыть напорные задвижки и установить рукоятку дозатора в положение, соответствующее количеству пеногенераторов и концентрации пенообра-зователя, которые указаны на шкале.
11.2.4. Работа на автоцистернах при перекачке воды.
В случае, когда пожар находится на большом расстоянии от водоисточника, воду к месту пожара можно подавать, перекачивая ее от одной автоцистерны к другой. При этом автоцистерны используются как передвижные насосные станции. Перекачка воды может осуществляться двумя способами: непосредственно из насоса в насос (последовательное соединение насосов) или через промежуточную емкость.
11.2.4.1. По первому способу перекачивают воду насосно-рукавными автомобилями и автоцистернами. При этом необходимо согласовывать работу головного и последующих насосов и поддерживать избыточное давление перед каждым последующим насосом не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2), что создает определенную трудность при регулировании работы насосов и не исключает возможности срыва работы насосно-рукавных систем. При перекачке воды первым способом выполняются следующие работы:
личным составом отделений АЦ (АНР) прокладываются и соединяются напорные рукава между пожарными автомобилями. Прокладку рукавов можно осуществлять по одной или двум параллельным линиям. В последнем случае расстояние между пожарными автомобилями может быть в четыре раза больше, чем при прокладке рукавов в одну линию. При этом целесообразно использовать рукава возможно большего диаметра, что способствует уменьшению гидравлических потерь по длине рукавной линии;
напорные рукава от автомобиля, установленного на водоисточник, присоединяют к всасывающему патрубку второго автомобиля через рукавный водосборник;
от второго автомобиля аналогично описанному выше порядку прокладывают напорную рукавную линию к следующему и т. д.;
закончив сборку всей перекачивающей системы, включают в работу насос автомобиля на водоисточнике и подают воду в насос второго автомобиля, который должен быть подготовлен к работе, но сцепление его выключено, а все вентили и задвижки водопенных коммуникаций должны быть закрыты;
при поступлении воды в насос второго автомобиля включить насос сцеплением и плавно открыть задвижки напорных патрубков. В процессе работы насоса по перекачке воды водители следят за напором и регулируют его изменением частоты вращения вала центробежного насоса, поддерживая напор у последующего насоса не менее 0,1 МПа (1 кгс/см 2).
11.2.4.2. По второму способу воду перекачивают в основном автоцистернами. Этот способ более простой, так как не требуется точного согласования работы насосов для поддержания избыточного давления, поэтому расстояние между автомобилями может быть больше, чем в первом случае.
При перекачке воды вторым способом выполняются следующие работы:
напорную рукавную линию от первого автомобиля, установленного на водоисточник, опускают через горловину в емкость второй автоцистерны (в промежуточную емкость);
всасывающий рукав второй и последующих автоцистерн присоединяют к всасывающему патрубку насоса и опускают в емкость автоцистерны (в промежуточную емкость);
после сборки всей системы включают насос автомобиля, установленного на водоисточник, и подают воду во вторую автоцистерну (промежуточную емкость);
после заполнения второй автоцистерны (промежуточной емкости) водой включают в работу ее насос и подают воду последующим автоцистернам и т.д. Во время работы необходимо следить за уровнем воды в цистерне (в промежуточной емкости). Если уровень воды в цистерне начнет понижаться, необходимо увеличить подачу первого насоса или уменьшить подачу второго изменением частоты вращения вала насоса.
11.3. Правила охраны труда при эксплуатации АЦ
К эксплуатации автоцистерн могут быть допущены только лица, прошедшие курс обучения по соответствующей программе и получившие свидетельство установленного образца.
11.3.1. В процессе эксплуатации запрещается:
допускать к работе с автомобилем посторонних лиц;
работать на автоцистерне, находящейся в неисправном состоянии;
непрерывная работа насоса высокого давления всухую более 1 мин;
запускать незаполненный водой насос НЦПК с включенной ступенью высокого давления;
работать в темное время суток или в условиях недостаточной видимости на неосвещенной площадке;
работать, не включив стояночную тормозную систему;
без команды начальника подавать огнетушащие вещества или прекращать их подачу, переставлять или оставлять без надзора пожарный автомобиль.
11.3.2. В зимнее время необходимо следить за состоянием подножек, ступенек, трапов и поручней, своевременно очищать их от снега и льда.
И проведение повышения квалификации и профессиональной подготовки ... Липецкая энциклопедия», методические пособия , очерки о...
Отчет о работе северо-западного окружного управления образования и окружного методического центра за 2009-2010 учебный год
Отчет... по конкурсу, - электронные версии окружных сборников по проектной и исследовательской деятельности; - методические рекомендации по организации ... По пожарно - ... является проведение родительского всеобуча по вопросам организации проведения и подготовки ...
Постановление от 19 мая 2009 г n 682/1 об утверждении стандарта качества
Программа... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по Методические пособия для учителя (рекомендации ... разведки - Д 23 Организация Строевая подготовка - Д 25 Оказание...
Йошкар-ола постановление мэрын мэра постановленииже города йошкар-олы
ДокументОснащением Организации являются : 1) ... по разделам технологической подготовки Д Д 14 Справочные пособия по разделам и темам программы Д Д 15 Методические пособия для учителя (рекомендации ... Организация и несение внутренней службы - Д 24 Строевая подготовка ...
Имени ученого »
Основная образовательная программа... . «Пожарные собаки». ... строевых упражнений; п/и для подготовки ... Т.Н.Миракова. Методическое пособие к учебнику математика. 1 класс. Методическое пособие . М.: «Просвещение» ... Рекомендации по организации обучения... Далее несомненным объектом контроля является ...
Занятия по установке пожарных автомобилей на водоисточник проводятся с целью обучения и тренировки личного состава в сборке всасывающих линий, а также тренировки водителей в работе с насосом пожарного автомобиля.
Установка пожарной колонки . Установка колонки на пожарный гидрант выполняется при боевом развертывании или по команде "Колонку ставь".
Автомобиль устанавливается в 3-3,5 м от гидранта, насосом к нему. Пожарный открывает дверцу отсека кузова автомобиля, открепляет колонку, кладет ее на левое предплечье, а в правую руку берет крюк для открывания крышки колодца гидранта и переносит их к гидранту. Кладет колонку на землю, крюком подхватывает крышку гидранта и сильным рывком вправо (влево) от себя отбрасывает ее на землю, опускается на колено и снимает колпачок гидранта, берет колонку за напорные патрубки, ставит на стояк так, чтобы гнездо рукоятки попало на квадрат клапана гидранта, и вращает ее по часовой стрелке до отказа (5,5-6 полуоборотов). После этого берется обеими руками за рукоятку колонки и плавно вращает ее против часовой стрелки до отказа (18-20 полуоборотов). Вода в колонку начинает поступать после 5-6 полуоборотов рукоятки.
Подача воды от колонки в рукавную линию или в пожарный насос производится по команде "Воду дать". Пожарный берет торцовый ключ, надевает его на винт шибера и плавным вращением ключа против часовой стрелки до отказа (15-16 полуоборотов) открывает шибер колонки.
Если на напорных патрубках колонки имеются маховички, то для пуска воды их вращают против часовой стрелки до отказа 15-16 полуоборотов).
Подача воды прекращается по команде "Воду остановить". Пожарный вращает шиберный ключ или маховик напорных патрубков по часовой стрелке и тем самым закрывает шибер и напорные патрубки колонки.
По сигналу "Отбой" или по команде "Колонку убрать" пожарный поворотом рукоятки колонки по часовой стрелке закрывает клапан гидранта, берется за напорные патрубки колонки и вращением против часовой стрелки отворачивает ее. Затем снимает колонку, укладывает на землю, закрывает колпачок стояка и крышку колодца гидранта, берет колонку и крюк, подносит к автомобилю, закрепляет их и закрывает дверцу отсека кузова автомобиля.
Не допускается освещение колодцев пожарных гидрантов открытым огнем. В случае необходимости спускаться в колодец разрешается только в изолирующих (шланговых) противогазах и со страховкой спасательной веревкой.
Установка пожарного автомобиля на гидрант производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на гидрант (указывается, какой гидрант и способ соединения насоса с гидрантом) - ставь". При этом могут быть применены следующие способы соединения насоса с гидрантом:
На два параллельных напорных рукава. В этом случае водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку и присоединяет к нему двойник, берет в отсеке кузова автомобиля четырехметровые напорные рукава, раскатывает их в направлении гидранта и присоединяет головки рукавов к двойнику.Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, принимает вторые головки напорных рукавов, присоединяет их к патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение напорных рукавов для работы насоса от гидранта допускается только в том случае, когда вода поступает из колонки под давлением не менее 2 атм.
На два параллельных всасывающих рукава. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет к нему двойник, вынимает из пеналов два всасывающих рукава и присоединяет их к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, поочередно принимает от водителя всасывающие рукава, присоединяет их к напорным патрубкам колонки и пускает воду в насос.
Применение всасывающих рукавов для работы насоса от гидранта допускается в случае, когда вода из колонки поступает под давлением не более 2-3 атм.
Параллельно на один всасывающий и один напорный рукав. Водитель отсоединяет от всасывающего патрубка насоса заглушку, присоединяет двойник, берет в отсеке кузова автомобиля напорный четырехметровый рукав, раскатывает его от насоса к колонке, присоединяет соединительную головку рукава к двойнику, вынимает из пенала всасывающий рукав, присоединяет ближнюю соединительную головку к двойнику. Пожарный готовит гидрант и устанавливает колонку, присоединяет напорный и всасывающий рукава и пускает воду в насос.
Одновременное применение одного напорного и одного всасывающего рукавов допускается в том случае, когда водителю не известно давление воды в водопроводной сети. При этом начальный пуск воды производится через напорный рукав.
В случаях, когда гидранты удалены от проезжей дороги или подъезды к ним занесены снегом, для установки автомобилей на гидрант, в зависимости от давления воды в водопроводной сети, необходимо применять напорные рукава диаметром - 66 (77) мм длиной 20 метров или несколько последовательно соединенных всасывающих рукавов.
Установка пожарного автомобиля на водоем производится по команде "Автонасос (автоцистерну) на водоем (указывается номер водоема и количество всасывающих рукавов) - ставь". При этом действия боевого расчета сводятся к следующему:
При установке пожарного автомобиля на два всасывающих рукава диаметром 125 мм водитель выдвигает из левого пенала всасывающий рукав (примерно 1,5 м), отсоединяет заглушку от всасывающего патрубка насоса. Пожарный берет из отсека кузова автомобиля всасывающую сетку и присоединяет ее к выдвинутому из пенала рукаву. Затем водитель и пожарный берут всасывающий рукав правого пенала и кладут его на землю, вынимают рукав из левого пенала и тоже кладут его на землю вслед за первым рукавом. Водитель присоединяет рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный соединяет рукава между собой, уплотняет соединительные головки, поднимает конец рукава со всасывающей сеткой и погружает его в воду.
После этого пожарный привязывает свободный конец веревки, идущей к рычагу обратного клапана всасывающей сетки, за какой-либо предмет или рукав.
При установке на два всасывающих рукава диаметром 150 мм (автомобиля АЦ-40) расчет из двух человек открывает дверцы заднего отсека автомобиля (водитель справа, пожарный слева), поднимают стержни крепления рукавов, вынимают всасывающий рукав из правого пенала, переносят его к всасывающему патрубку и укладывают на землю около радиатора. Затем возвращаются назад, вынимают всасывающие рукав из левого пенала, пожарный берет в левую руку всасывающую сетку, а водитель - ключи, переносят их и укладывают его на землю вслед за первым всасывающим рукавом. Водитель отсоединяет заглушку всасывающего патрубка. Пожарный навертывает всасывающую сетку и затем с водителем соединяют между собой рукава и присоединяют рукав к всасывающему патрубку насоса. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем и закрепляет веревку обратного клапана за какой-либо предмет.
Установка пожарной насосной станции ПНС-110 на водоем производится расчетом из трех человек-водитель, моторист-дизелист и пожарный. По команде "Пожарную насосную станцию на водоем - ставь" моторист-дизелист включает дизель для прогрева, поднимается на кузов автомобиля, открепляет всасывающую сетку и передает ее пожарному. Пожарный принимает всасывающую сетку, относит ее на 8 метров от насоса в сторону водоисточника и кладет на землю. Водитель снимает лебедку с автомобиля и готовит ее для установки на всасывающий патрубок. Моторист берет растяжки лебедки и закрепляет их за крючки автомобиля.
Водитель отвертывает заглушку oт всасывающего патрубка насоса, все трое вынимают правый по ходу автомобиля всасывающий рукав. Моторист и пожарный поднимают конец рукава к патрубку насоса, присоединяют его к всасывающему патрубку и завертывают ключом накидную гайку до отказа. Потом снимается второй рукав и укладывается между всасывающей сеткой и первым рукавом. Моторист и пожарный держат рукава, водитель присоединяет накидную гайку одного рукава к штуцеру второго. Далее присоединяется к рукаву всасывающая сетка (моторист держит рукав, пожарный - сетку, водитель соединяет сетку с рукавом).
После этого пожарный присоединяет посредине второго всасывающего рукава трос лебедки. При помощи двух рукояток лебедки водитель и моторист поднимают всасывающий рукав и сетку на необходимую высоту для забрасывания в водоем. Водитель подает автомобиль задним ходом к водоему. Моторист и пожарный наблюдают за движением автомобиля и рукавов, а затем при помощи лебедки опускают всасывающую сетку в водоем на глубину не менее одного метра. Водитель включает насос и забирает воду.
По команде "Отбой" выполняются действия, обратные тем, которые имели место при установке насосной станции на водоем.
Переносную пожарную мотопомпу устанавливает на водоем расчет в составе двух человек: моторист (водитель) и пожарный - по команде "Мотопомпу (указывается место) - ставь". Моторист и пожарный снимают с автомобиля мотопомпу, переносят ее и устанавливают у водоема, возвращаются к автомобилю, берут всасывающий рукав и сетку, соединяют их между собой и присоединяют рукав к мотопомпе. Пожарный опускает рукав с сеткой в водоем. Моторист работает на мотопомпе.
Прицепную мотопомпу устанавливает на водоем расчет из двух человек: моторист (водитель) и пожарный. Пожарный отсоединяет мотопомпу от автомобиля, присоединяет всасывающую сетку к всасывающему рукаву и опускает в водоем. Моторист присоединяет всасывающий рукав к всасывающему патрубку и работает на мотопомпе.
По команде "Мотопомпу убрать" моторист останавливает двигатель мотопомпы, пожарный отсоединяет всасывающий рукав и убирает его.
Пуск воды в рукавную линию производится по команде "Воду (указывается давление) - дать". Водитель (моторист) открывает вентиль сначала одного напорного патрубка насоса, а затем - другого и постепенно повышает давление до заданной величины.
Изменение давления в рукавной линии регулируется соответствующими командами: "Давление четыре-дать" и т. д. Водитель, регулируя работу двигателя и наблюдая за манометром, уменьшает или увеличивает давление на насосе.
Прекращение подачи воды в рукавную линию производится по команде "Воду-остановить". Водитель переводит работу двигателя на малые обороты, выключает сцепление двигателя с насосом (или мотопомпой) и закрывает вентиль напорного патрубка насоса. Если необходимо временно остановить подачу воды, сцепление двигателя с насосом не выключается, двигатель переводится на малые обороты, а вентиль напорного патрубка насоса закрывается.
По команде "Отбой" автонасос (автоцистерна, мотопомпа) снимаются с водоисточника. При этом производятся действия, обратные тем, которые выполнялись при установке их на водоисточник.
Подача воды от автоцистерны при помощи гидроэлеватора (эжектора) производится по команде "Отделение, автоцистерну для забора воды из водоема № 1 гидроэлеватором - марш". Пожарный № 1 прокладывает рукав диаметром 66(77) мм от напорного патрубка к водоему, затем переносит гидроэлеватор, присоединяет к нему соединительные головки, опускает его в водоем и следит за гидроэлеваторной системой. Водитель прокладывает второй рукав диаметром 66(77) мм от насоса к водоему, опускает один конец рукава в горловину автоцистерны и включает насос.
Перечень общепринятых сокращений (пояснения):
- ПА — пожарный автомобиль;
- ГВА — газоструйный вакуумный аппарат, предназначен для создания разрежения в полости центробежного насоса при заборе воды из открытого водоисточника. Работает за счет энергии выхлопных газов двигателя внутреннего сгорания, направляемых вместо глушителя ПА в газоструйный насос, вакуум камера которого соединена трубопроводами с полостью центробежного насоса;
- ПН — пожарный насос;
- КПП — коробка перемены передач;
- КОМ — коробка отбора мощности, предназначена для передачи крутящего момента от первичного вала КПП на ПН, включается в кабине водителя отдельным рычагом. Крепится на КПП вместо верхней крышки.
- Г-600 — гидроэлеватор, предназначен для забора воды из труднодоступных водоисточников и уборке излишне пролитой воды после тушения пожаров, представляет собой водоструйный насос;
- ПС — пеносмеситель. На насосах серии ПН-40 установлен пеносмеситель марки ПС-5 (обеспечивает 1-5 пеногенераторов ГПС-600), предназначен для введения в поток воды пенообразователя в концентрации 4-6%, расположен между напорным коллектором и всасывающим патрубком ПН, имеет в своей конструкции водоструйный насос и дозатор, может производить забор пенообразователя как из пенобака ПА, так и из посторонней емкости;
- вакуум-клапан, встречается в литературе под названием вакуум-кран, вакуумный затвор, предназначен для соединения и рассоединения полости центробежного насоса с вакуумной камерой ГВА, устанавливается на напорном коллекторе ПН;
- манометр — прибор для измерения давления, установлен на напорном коллекторе ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
- мановакууметр — прибор для измерения давления, как положительного так и отрицательного, установлен на всасывающем патрубке ПН, отградуирован в кгс/см 2 ;
- сливной краник — краник пробкового типа, установлен в нижней части корпуса ПН для слива воды после работы, кроме того установлены на трубопроводах системы дополнительного охлаждения двигателя ПА;
- тахометр — прибор для измерения числа оборотов вала ПН, отградуирован в оборотах в минуту (об/мин.), бывают механические и с электрическим приводом.
Пожарный насос
Подготовка пожарного автомобиля к работе
При подготовке ПА по прибытию на место работы необходимо:
- Установить ПА на ручной тормоз;
- Установить под колеса противооткатные упоры.
- Присоединить необходимые рукавные линии;
- Установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение;
- Включить зажигание поворотом ключа вправо до щелчка;
- Включить стартер и запустить двигатель.
- Нажать педаль сцепления и включить КОМ (для чего переведите рычаг включения коробки на себя и плавно отпустите педаль сцепления);
Дальнейшие операции по пуску насоса зависят от условий работы (подача воды от цистерны, открытого водоема или гидранта). Во избежание выхода из строя выжимного подшипника сцепления не допускается длительная работа силовой передачи с выжатой муфтой сцепления.
Проверка пожарного насоса на герметичность
При испытании пожарного насоса на герметичность:
- Убедиться в отсутствии воды в насосе. (При наличии воды в полости насоса возможно интенсивное парообразование при глубоком вакууме, в результате чего создание разрежения невозможно). Слить воду через сливной краник насоса при открытом вакуумном клапане.
- Завести двигатель.
- Проверить плотность закрытия сливного краника, задвижек на напорных патрубках, патрубках пенобака и дополнительного охлаждения, вентилей из цистерны и в цистерну.
- Ручку вакуум — клапана повернуть в положение «на себя» до упора. (При этом кулачок вала вакуум — клапана нажмет на шток нижнего клапана, что приведет к соединению полости насоса через трубопровод с вакуум — камерой ГВА).
- Включить ГВА. (Клапан в механизме газораспределения изменит свое положение, откроет отверстие выхода газа в газоструйный вакуум — аппарат и закроет отверстие выхода газа в глушитель).
- Рычагом управления дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (При прохождении большого количества отработанных газов через сопло, вакуум — камеру и диффузор ГВА в вакуумной камере и в полости насоса создается разрежение).
- Когда стрелка мановакуумметра (см. рис. 1) сместится от «0» на 34 между 0 и -1 (что соответствует 550 -570 мм рт.ст.), не сбрасывая газ, выключить вакуум – клапан.
- Сбросить обороты двигателя. (При больших оборотах двигателя выхлопные газы настолько сильно прижимают клапан, закрывающий отверстие глушителя, что выключить ГВА невозможно).
- Выключить ГВА.
- Проконтролировать показания стрелки мановакуумметра. Если разрежение в течение 2,5 минут изменится более чем на 100 мм.рт.ст. насос считается негерметичным.
Рис. 1. Показания мановакууметра при испытании насоса на «сухой вакуум». Деления шкалы от 0 до -1 показаны условно.
Дополнительные пояснения:
- При проверке насоса следует обращать внимание на то, что время необходимое для создания требуемого разрежения не должно превышать 20 сек. Причиной медленного создания разряжения в полости насоса может быть уменьшение проходного сечения вакуумной системы за счет ее засорения или неполного открывания клапана вакуумного затвора, вследствие износа кулачка и штока клапана.
- Применяемые на пожарных насосах вакуумметры не имеют таких делений, как 550 мм рт.ст. и 100 мм рт. ст. Деление «-1» соответствует -760 мм рт. ст., или -10 м. вод. ст. Учитывая это, разряжение доводится до 3/4 шкалы влево от нуля. Это будет соответствовать 550 мм рт.ст.
Определение причин неисправностей вакуумной системы можно использовать следующие приемы:
- убедиться,что мановакуумметр исправен. Например, заменить его заведомо исправным (прошедшим поверку) или проверить на другом насосе.
- опресовать насос водой от другого насоса давлением 8 — 10 кг/см 2 . Осмотреть насос под давлением и устранить течь. Если насос герметичен, то необходимо проверить герметичность вакуумной системы. Создать насосом давление 4 — 7 атмосфер, открыть вакуум клапан. Осмотреть вакуумную систему. В местах соединения и по длине трубопровода не должно быть течи.
- Проверить исправность заслонки механизма гозораспределения, газы, при работающем ГВА в сирену и в глушитель проходить не должны.
- Состояние проходного сечения трубопроводов определяется по количеству выходящей воды из диффузора ГВА при подаче ее под давлением через открытый вакуум — клапан.
Работа с насосом без установки ПА на водоем
(Подача воды из цистерны)
- Присоединить рукавные линии к напорным патрубкам (при этом нужно стремиться, чтобы количество изгибов при прокладке рукавов было минимальным).
- Проверить при помощи ключа плотность закрытия заглушки на всасывающем патрубке насоса, а также вентилей, задвижек и краников.
- Открыть вакуум — клапан для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса. (Наличие воздушной пробки в верхней части полости насоса не позволяет воде заполнить насос).
- Открыть вентиль из цистерны. После появления воды в смотровом глазке вакуум – клапана или из диффузора ГВА, закрыть вакуум-клапан.
- Включить сцепление и увеличить обороты до давления на манометре 2 — 3 кгс/см 2 .
- Плавно открыть задвижку в рукавную линию.
- Плавно прибавить газ и довести давление до необходимой величины.
Операции по окончании работы:
- Снизить обороты двигателя до минимальных.
- Выключить сцепление.
- Закрыть задвижку подачи воды в напорную линию.
- Закрыть вентиль подачи воды из цистерны.
- Выключить КОМ и двигатель автомобиля.
- Открыть сливной краник из насоса и вакуум -кран.
- Отсоединить рукавные линии.
- Поставить заглушки на напорные и всасывающий патрубки.
- Очистить рукава и рукавное оборудование от грязи и уложить на места с обязательным закреплением.
- Надежно закрыть отсеки.
По прибытию в гараж следует:
- Мокрые рукава заменить вторым комплектом, а бывшие в употреблении промыть и просушить.
- Дозаправить бак топливом.
- Заправить масленку для смазки сальников насоса и проверить уровень масла в картере насоса.
- Тщательно вымыть автомобиль, очистить его от грязи, привести в порядок оборудование.
Характерные ошибки при выполнении упражнения.
- Попытка подачи воды в линию без предварительного заполнения насоса водой. (Наличие воздуха в полости насоса может привести к задержке подачи воды на тушение пожара, невозможность создания необходимого давления).
- Выпуск воздуха через вакуум — клапан при включении насоса.
- Включение и выключение насоса при больших оборотах двигателя.
Забор воды из водоема
- Опустить рукава с сеткой в водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно водоема.
- Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и кранов.
- (Вращение вала насоса при создании разрежения в полости насоса недопустимо).
- Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового окошка.
- Включить газоструйный вакуумный аппарат.
- Рычагом дроссельной заслонки увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышен характерный шум работающего ГВА).
- При появлении воды в смотровом окошке (можно ориентироваться и по изменению звука работающего ГВА), сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум – клапан (положение «от себя»).
- Включить сцепление.
- Выключить ГВА.
- Рычагом дроссельной заслонки установить давление воды на манометре 2-3 кгс/см.
- Плавно довести давление до необходимой величины.
- При необходимости включить дополнительное охлаждение двигателя, причем, сначала открыть сливной краник на трубопроводе присоединенном к всасывающей полости, затем открыть вентиль на трубопроводе из напорной полости насоса, при появлении воды из открытого сливного краника на трубопроводе, закрыть его, и открыть вентиль трубопровода, присоединенного к всасывающей полости. (Данная операция позволит исключить попадание воздуха из системы дополнительного охлаждения в полость насоса).
Характерные ошибки при работе.
- Недостаточные обороты двигателя при работе ГВА.
- Снижение частоты вращения до закрытия вакуум — клапана.
- Высокое давление при открывании напорных задвижек.
- Преждевременное закрытие вакуум — клапана.
- Попытки включения и выключения ГВА при больших оборотах двигателя.
- Включение и выключение сцепления при большой частоте вращения вала двигателя.
Дополнения и пояснения.
- После появления воды в смотровом окне, рекомендуется переводить рукоятку вакуум — клапана в положение «от себя» в любое время года, для осуществления продувки вакуумной системы от воды.
- При малом давлении воды в насосе легче открыть напорные задвижки и меньше вероятность обрыва водяного столба.
- При работе с одной рукавной линией, ее удобнее подключать к левому патрубку, т.к. рычаги управления расположены слева.
- Всасывающая линия по всей длине должна иметь уклон в сторону водоема. Если в каком-то месте она окажется приподнятой вследствие прокладки через препятствия (перила моста, люк водоема и.т.п), то в верхней точке перегиба рукава остается воздушная пробка. При подаче воды в линию она может привести к обрыву водяного столба или к нестабильной работе насоса некоторое время. Это надо предвидеть заранее при установке автомобиля.
Забор воды из водоема при неисправной вакуумной системе
- Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
- Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
- Проверить закрытие сливного краника, всех задвижек, вентилей и пробкового крана пеносмесителя.
- Включить коробку отбора мощности.
- Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
- Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку смотрового глазка.
- Открыть вентиль «из цистерны».
- При появлении воды в смотровом глазке, сделать выдержку до прекращения выделения пузырьков воздуха и закрыть вакуум-клапан.
- Включить сцепление.
- Ручкой дроссельных заслонок установить давление воды 1 — 1,5 кгс/см 2 по манометру.
- Плавно открыть напорную задвижку.
- Провести мероприятия по окончанию работы и прибытию в гараж.
Схема вакуумной системы пожарного автомобиля
Вакуумная система пожарного автомобиля: 1- корпус газоструйного вакуум-аппарата; 2- выхлопная труба двигателя; 3 — резонатор сирены (если сирена газоструйная); 4- заслонки; 5‑трубопровод; 6 — отверстие для продувки системы после работы; 7- корпус вакуумного клапана; 8‑валик кулачковый (эксцентрик); 9- смотровой глазок; 10- клапан; 11- диффузор; 12 – сопло; 13‑патрон и лампочка.
Примечание. Положение рычага в позиции 1а для продувки вакуумной системы в зимнее время; положение в позиции 2а для создания вакуума в полости пожарного насоса.
Характерные ошибки при работе:
- Попытка заполнить всасывающую линию при незакрытом клапане всасывающей сетки.
- Несвоевременное закрытие вентиля «из цистерны».
- Заполнение всасывающей линии при работающем насосе.
- Вероятность обрыва водяного столба уменьшается, если вентиль из цистерны закрыть после подачи воды в линию.
- При заливке всасывающей линии клапан всасывающей сетки должен быть надежно закрыт.
Если это условие выполнить невозможно, воду можно забрать кольцеванием цистерны для чего:
- Закрыть все вентили и сливной краник;
- Включить сцепление;
- Открыть полностью вентиль «из цистерны» и на ¾ вентиль «в цистерну»;
- Установить средние обороты вала насоса (2000-1500 об/мин по тахометру). После заполнения всасывающей линии и насоса водой давление на манометре резко повысится и изменится звук работы двигателя;
- Плавно открыть вентиль напорного патрубка;
- Закрыть вентили «из цистерны» и «в цистерну»;
- Установить необходимое давление.
Заполнение цистерны водой из открытого водоисточника
Данное упражнение отличается от обычной подачи лишь тем, что вместо задвижки на напорном патрубке открывается задвижка «в цистерну».
Вместе с тем необходимо помнить, что внутренняя площадь стенок автоцистерны АЦ-40 (130) 63Б составляет 10 м 2 . При такой площади даже небольшое избыточное давление (0.5 кгс/см 2) создает разрывающее усилие 5000 кг.
Чтобы не разорвать цистерну, заполнение ее должно производиться под небольшим давлением 1,5-2 атм. В этом случае контрольная трубка успевает пропускать избыток воды в момент переполнения цистерны.
При появлении воды из контрольной трубки сразу убавляется газ и включается сцепление. После этого закрывается вентиль «в цистерну».
Если заполнение цистерны необходимо ускорить, надо обязательно открыть крышку верхнего люка цистерны и только тогда увеличить давление. Кроме того первоначальное открывание вентиля «в цистерну» необходимо производить при минимальном давлении.
Подача воды
Подача воды пожарными автоцистернами из водоема с помощью гидроэлеватора
Гидроэлеваторное кольцо для работы по подаче воды из водоема может быть составлена по следующим схемам:
- Насос — гидроэлеватор — насос.
- Насос — гидроэлеватор — разветвление — насос.
- Насос — гидроэлеватор — цистерна — насос.
Кроме этого, гидроэлеватор можно использовать для уборки воды из помещений с установкой автомобиля на водоисточник.
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос-гидроэлеватор-насос».
Рис. 2. Работа по схеме «Насос — гидроэлеватор — насос».
- Закрыть все краники, вентили и задвижки.
- Открыть вентиль из цистерны.
- Включить сцепление.
- Когда рукав, подходящий к водосборнику всасывающего патрубка наполнится водой, выждать некоторое время до стабилизации работы насоса. (Неизбежное, при этой схеме, попадание воздуха в полость насоса, затрудняет создание замкнутого кольца воды в системе. Воздух через некоторое время выйдет через гидроэлеватор).
- Закрыть вентиль «из цистерны».
Запуск гидроэлеватора по схеме: «насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».
- Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, разветвление, гидроэлеватор и ствол.
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах.
Рис. 3. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — разветвление — насос».
- Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
- Открыть вентиль из цистерны.
- Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
- Включить сцепление.
- Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
- Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
- Когда рукав, подходящий к разветвлению наполнится водой, приоткрыть один из боковых вентилей разветвления для выпуска воздуха, после чего закрыть его.
- Полностью открыть центральный вентиль разветвления, подающий воду в насос.
- Закрыть задвижку «из цистерны».
- При необходимости отрегулировать частоту вращения вала насоса, доведя ее до 2000-2500 об/мин. (При таких оборотах давление во всасывающей полости будет не менее 2 — 4 кгс/см 2).
- Плавно открыть напорную задвижку к стволу, следя, чтобы давление во всасывающей полости насоса не опускалось ниже 0,5 кгс/см 2 .
Запуск гидроэлеватора по схеме «насос — гидроэлеватор — цистерна — насос»
- Установить автоцистерну у места работы, соединить рукава, гидроэлеватор и ствол.
Проверить правильность соединений и устранить все резкие перегибы на рукавах. Рукава, опущенные в цистерну применить напорно-всасывающие, для исключения перегибов (см. Рис. 4.).
Рис. 4. «Работа с гидроэлеватором по схеме насос — гидроэлеватор — цистерна — насос».
- Закрыть все краники и вентили.
- Включить КОМ и выключить сцепление из насосного отсека.
- Открыть вентиль из цистерны.
- Выпустить воздух из полости насоса через вакуум — клапан, после чего закрыть его.
- Открыть полностью задвижку в напорную линию гидроэлеватора.
- Включить сцепление.
- Довести частоту вращения вала насоса до 2000-2500 об/мин.
Когда вода вернется в цистерну
- Открыть полностью задвижку в напорную линию ствола.
- Установить давление воды на манометре 8 кгс/см 2 .
- Осуществлять контроль за уровнем воды в цистерне: при понижении его — прикрыть напорную задвижку к стволу, а при увеличении открыть ее больше и немного убавить частоту вращения вала насоса, если напора воды у ствола достаточно.
Дополнения и пояснения.
Данный способ является наиболее надежным, позволяет открывать задвижку к стволу сразу при запуске системы и кратковременно вынимать гидроэлеватор из воды, что необходимо при уборке воды из помещений.
Однако данный способ применим при работе только с одним гидроэлеватором Г-600, так как диаметр патрубка «цистерна-насос» всего 80 мм. и он не может обеспечить работу двух гидроэлеватьров.
На пожарных автомобилях выпускаемых в настоящее время диаметр патрубка «цистерна-насос» увеличен, либо устанавливают два патрубка диаметром 80 мм с отдельными вентилями.
Кроме того, необходим постоянный контроль за уровнем воды в цистерне при помощи наблюдателя. Контроль за уровнем воды при помощи датчиков уровня не оперативен, что не позволяет сбалансировать поступление воды и ее расход. В предыдущих способах работы с гидроэлеватором этот баланс получается автоматически.
Уборка воды гидроэлеватором с установкой автомобиля на водоисточник
При наличии водоисточника (гидранта или водоема) его можно использовать при уборке (откачке) воды из помещения. Для этого вода из водоисточника подается насосом в напорную линию гидроэлеватора, а от гидроэлеватора на слив.
Рис. 5. Схема уборки воды гидроэлеватором.
Такая схема надежнее в работе, чем замкнутое гидроэлеваторное кольцо и не требует специальных навыков в работе. В отдельных случаях при напоре в гидранте в 3 — 4 кгс/см 2 уборку воды можно производить без установки автомобиля на водоисточник, присоединив напорную линию гидроэлеватора непосредственно к пожарной колонке.
Максимальное использование мощности пожарного автомобиля при откачке воды
При проведении аварийно-спасательных работ, а также в других случаях, если уровень воды в затопленном помещении высок и есть возможность забрать воду с помощью всасывающих рукавов, то можно рекомендовать следующую схему использования гидроэлеваторов.
Рис. 6. Схема работы автомобиля на максимальную мощность при откачке.
В данном случае объем откачиваемой воды в секунду при использовании насоса ПН-40У составит порядка 70-75 л/сек..
Подача воздушно-механической пены без установки пожарного автомобиля на водоем
- Присоединить рукавную линию с пеногенератором.
- Проверить, плотно ли затянута заглушка на всасывающем патрубке насоса. Закрыть все вентили и краны.
- Открыть вакуум – клапан (на себя), для обеспечения выхода воздуха из полости пожарного насоса.
- Открыть задвижку из цистерны. После появления воды в смотровом окне вакуум — клапана, закрыть его.
- Включить сцепление.
- Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.
11. Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .
12. Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Не выполнение операций по промывке пеносмесителя приводит к полимеризации и последующему затвердеванию пенообразователя в дозаторе!
- Провести действия, необходимые при завершении работы.
Подача воздушно-механической пены с установкой пожарного автомобиля на водоем
- Установить автомобиль у водоема с соблюдением мер безопасности.
- Присоединить всасывающие рукава и всасывающую сетку.
- Опустить рукава с сеткой водоем. Всасывающая сетка должна быть опущена не менее чем на 300 мм ниже уровня воды (во избежание подсоса воздуха), но не на дно.
- Проверить закрытие сливного краника, задвижек и пробкового крана пеносмесителя.
- Включить коробку отбора мощности.
- Выключить муфту сцепления из насосного отсека.
- Открыть вакуум — клапан «на себя» и включить подсветку.
- Включить газоструйный вакуум — аппарат.
- Рычагом дроссельных заслонок увеличить обороты двигателя до максимальных. (Слышан характерный шум работающего ГВА).
- При появлении воды в смотровом окне, сделать небольшую выдержку до прекращения выхода пузырьков воздуха, затем закрыть вакуум — клапан «от себя».
- Убавить частоту вращения двигателя до «холостого хода».
- Включить сцепление.
- Выключить ГВА.
- Рычагом дроссельных заслонок установить давление воды на манометре 1-1,5 кгс/см 2 .
- Открыть пробковый кран пеносмесителя.
- Установить стрелку дозатора на цифру, соответствующую количеству подаваемых пеногенераторов.
- Открыть кран на трубопроводе «пенобак — пеносмеситель».
- Плавно открыть напорную задвижку в рукавную линию.
- Увеличить давление до 6 кгс/см 2 .
После подачи пены, не отключая насоса:
- Снизить давление до 1,5 — 2,5 кгс/см 2 .
Закрыть кран подачи пенообразователя из пенобака.
Операции по промывке пеносмесителя!
- Открыть кран на трубопроводе «цистерна с водой — пеносмеситель».
- Провернуть маховичок дозатора пеносмесителя в любую сторону, совершив не менее 4 — 5 полных оборота.
- Убедиться, что из пеногенератора выходит чистая вода без признаков наличия пенообразователя.
- Закрыть пробковый кран пеносмесителя.
- Провести действия, необходимые при завершении работы.
Дополнения и пояснения
Как вы заметили, операции по подаче воздушно — механической пены, на первоначальном этапе, ничем не отличаются от операций по подаче воды, с установкой или без установки пожарного автомобиля на водоисточник. Но вместе с тем, при подаче воздушно-механической пены, необходимо еще более тщательно контролировать удаление воздуха из полости насоса до включения сцепления.
При наличии даже небольшого количества воздуха в полости насоса, при наличии пенообразователя, рабочее колесо насоса при вращении взбивает воздушно-механическую пену, которая заполняет свободное пространство .
Это может произойти и если промывка водопенных коммуникаций проведена некачественно, вода из насоса не слита.
ВАЖНО:
Наличие пенной пробки в полости насоса делают невозможным подачу воды или пены на тушение пожара!
На ее удаление при помощи газоструйного вакуум-аппарата или выбросом через напорные патрубки, требуется значительное время.
Видео про пожарные насосы