Виды нормативно правовых актов по юридической силе. Правовой акт — основные нюансы
Нормативно-правовой акт – это властное предписание государства , устанавливающее, изменяющее или отменяющее нормы права . Нормативно-правовой акт характеризуется следующими чертами: во-первых, он содержит общеобязательные правила поведения, то есть нормы права ; во-вторых, он односторонне обязателен для тех, на кого рассчитан; в-третьих, обладает соответствующей юридической силой, которая указывает на его связь с другими нормативно-правовыми актами; в-четвертых, характеризуется неконкретностью адресата; в-пятых, является результатом нормотворческой деятельности специально на то уполномоченных органов государства .
Нормативно-правовые акты образуют систему, базирующуюся на их юридической силе. Следовательно, система нормативно-правовых актов – это совокупная субординационная связь властных предписаний государства, основанная на их юридической силе.
Особенности системы нормативно-правовых актов заключаются в следующем:
1. Они находятся в соподчиненной (субординационной) связи между собой.
2. Эта форма связи между нами определяется их юридической силой.
3. Место и роль нормативно-правового акта в системе властных предписаний государства официально выражается в их наименовании (Конституция , закон , постановление и т. д.).
Различия в нормативно-правовых актах, образующих систему, обусловлены тремя моментами:
а) различиями в содержании вопросов, разрешаемых нормативно-правовыми актами;
б) различиями в юридической природе или юридической силе;
в) различиями в процедуре принятия нормативно-правовых актов. Главенствующую роль в системе нормативно-правовых актов занимает закон.
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации :Основной Закон, илиКонституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы. В свою очередь, эти законы различаются по сфере действия. Они классифицируются наобщефедеральные и республиканские. Если первые регулируют общественные отношения, имеющие значение для всей Российской Федерации, то вторые действуют только в пределах территорий республик, входящих в Российскую Федерацию.
Действие законов РФ на территории всех субъектов Российской Федерации является выражением единства общефедеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации.
Действие законов на всей территории Российской Федерации отличает законы от ряда других актов Федерального Собрания, регулирующих порядок его внутренней деятельности или закрепляющих персональный состав подчиненных ему органов.
Законы РФ являются высшим императивным выражением и воплощением государственной воли российского общества . Этим обусловлена их высшая юридическая сила по сравнению со всеми другими актами.
К внешним реквизитам закона относятся: наименование вида акта и органа, принявшего его, указание места и даты принятия. Среди этих реквизитов должна быть также подпись должностного лица, имеющего по закону право подписывать соответствующие акты (Президент РФ подписывает законы РФ, Председатель Совета Федерации – постановления Совета Федерации). Заголовок закона является исходным формальным реквизитом его содержания. Он должен точно соответствовать смыслу закона, предмету его регулирования.
Преамбула закона – это исходная часть (введение), предшествующая основному содержанию закона. В преамбуле указывается, в связи с чем принимается тот или иной закон, какие цели он преследует. В преамбуле не должно содержаться нормативных предписаний или нормативных определений. Ко всему прочему она должна быть емкой, лаконичной и четкой.
Способ взаимосвязи составных частей закона определяется его характером и содержанием. Если он представляет собой объемный и сложный по своему построению акт, то неизбежна его рубрикация на соответствующие нормативные части, разделы, главы, подразделы и т. д.
Разделение закона на рубрики, их наименование должно соответствовать тем общественным отношениям, которые они регулируют и закрепляют. Причем рубрикация закона должна основываться на принципе «восхождения» от общего к особенному, от простого к более сложному. Вначале необходимо изложить общие положения и принципы, лежащие в основе закона, а затем уже в определенной последовательности располагать соответствующие нормативные предписания. Придав логическую стройность закону, законодатель тем самым способствует его эффективности, правильному пониманию его содержания.
Конституция представляет собой основной закон государства, укрепляющий основополагающие общественные отношения, определяющие способ существования государства, общества, граждан .
Конституция является юридической базой всего текущего законодательства. Федеральные конституционные законы вносят изменения и дополнения в конституцию. Поэтому для их принятия необходимо квалифицированное большинство голосов – не менее 2/3 голосов депутатов Государственной Думы и 3/4 голосов членов Совета Федерации Федерального Собрания.
Федеральные (обычные) законы хотя и регулируют важные сферы общественных отношений, но не вносят изменений и дополнений в конституцию. Поэтому для их принятия требуется простое большинство голосов парламентариев (50 процентов плюс 1).
Основы законодательства – законодательный акт сводного характера, содержащий важнейшие, основополагающие нормы соответствующей отрасли законодательства. Они служат правовой базой регулирования общественных отношений в определенной области и издаются по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Регламент – законодательный акт, закрепляющий структуру, функции и порядок деятельности палат Федерального Собрания, их комиссий и комитетов. Регламент юридически обеспечивает процессуальную форму принятия решений Советом Федерации, Государственной Думой и их рабочими органами.
Кодекс – законодательный акт, в котором сведены к внутреннему единству нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс, как правило, относится к какой-либо одной отрасли права (например, Гражданский кодекс , Уголовный кодекс). Систематизация норм права в кодексе производится в порядке, отражающем структуру данной отрасли права.
Аналогичным статусом обладают постановления правительств республик, входящих в состав Российской Федерации. Но их действие ограничено территориями этих республик.
К подзаконным нормативно-правовым актам относятсяприказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской Федерации.
Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти республик и иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.
Нормативные акты регулируют общественные отношения в определенных пределах, ограниченных временем, пространством и кругом лиц.
Нормативные акты действуютво времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
- нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
- время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
- нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
Продолжительность действия нормативного акта определяется временем, которое проходит с момента вступления его в силу и до момента прекращения действия.
Законы и иные нормативные акты считаются утратившимисилу и прекратившими действие по следующим основаниям:
- в результате прямого указания об отмене, содержащегося либо в тексте вновь принятого акта, либо в специальном решении компетентного органа;
- в связи с принятием нового нормативного акта, заменившего ранее действовавший, если сам старый акт не отменен;
- по истечении срока действия, установленного в самом нормативном акте.
Действие нормативных актовв пространстве ограничивается определенной территорией, в пределах которой они реализуются.
Под территорией государства понимается часть земной поверхности в пределах государственных границ, включая внутренние и территориальные воды, воздушные пространства над ними, недра, а также военные, торговые и иные корабли, находящиеся за пределами государства, и территории посольств.
Действие нормативных актовпо кругу лиц распространяется на всех российских граждан, должностных лиц, лиц без гражданства и иностранцев, государственные органы, общественные организации. Некоторые нормативные акты распространяются только на граждан или имеют отношение лишь к лицам без гражданства и иностранцам.
Кушнир И.В. Теория государства и права. 2000
По юридической силе нормативные акты подразделяются на две большие группы: законы и подзаконные акты.
Нормативные акты в России подразделяются:
1) В зависимости от особенностей правового положения субъекта правотворчества на:
Нормативные акты государственных органов;
Нормативные акты иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.п.);
Нормативные акты совместного характера (государственныхорганов и иных социальных структур);
Нормативные акты, принятые на референдуме.
2) в зависимости от сферы действия, на:
Общефедеральные;
Нормативные акты субъектов Федерации;
Органов местного самоуправления;
Локальные.
3) в зависимости от срока действия, на:
Неопределенно-длительного действия;
Временные.
Закон - это обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Законы могут приниматься и на референдумах - в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.
Понятие закон раскрывается на протяжении нескольких тысячелетий в научной и практической деятельности. Иногда понятие закон употребляется как синоним понятия права, любого источника права. Поэтому еще в XIX веке предлагалось различать закон в формальном и материальном смыслах. В материальном - опять же, как синоним всех источников права, в формальном - как акт, принятый в соответствии с установленной процедурой законодательным органом.
Смешение этих значений может приводить к негативным последствиям. Такое произошло, к сожалению, в Конституции Российской Федерации 1993 года. Во всех современных конституциях закрепляется принцип независимости судей. Это фиксируется в формуле «судьи независимы и подчиняются только закону».
В данном контексте понятие закон употребляется в широком смысле, как синоним права, как защита от вмешательства других ветвей власти в судебную деятельность, прежде всего, «от телефонного права». Кроме того, этой формулой утверждается принцип законности в судебной деятельности.
Закон как любой нормативно правовой акт обладает некими признаками:
Закон-это юридический документ, содержащий нормы права.
Закон является результатом правотворческой деятельности высшего органа государственной власти (парламента, монарха и др.) или всего народа.
Закон регулирует наиболее значимые, типичные, устойчивые отношения в обществе.
Закон обладает высшей юридической силой, что проявляется в невозможности его отмены другим органом, кроме принявшего, а также в том, что содержанию закона не должны противоречить все иные юридические документы.
Закон является фундаментальным юридическим документом. Он служит базой, основой, ориентиром нормотворческой деятельности иных государственных органов, судов.
Рассматривая закон как нормативный юридический акт - источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:
во-первых, от индивидуальных актов, т.е. актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным, «разовым» вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество (такие индивидуальные предписания иногда встречаются в законах, посвященных, скажем, приватизации, управленческим вопросам);
во-вторых, от интерпретирующих актов, актов толкования, т.е. актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы (такие акты в большинстве случаев имеют другие наименования, например, «постановление», «разъяснение»).
Законы в демократическом государстве должны занимать первое место среди всех источников права, быть основой всей правовой системы, основой законности, крепкого правопорядка.
Законодательство - это вся совокупность законов, действующих в стране.
Необходимо, однако, иметь в виду, что в некоторых формулировках нормативных актов под термином «законодательство» понимаются не только законы, но и другие нормативные документы, содержащие первичные правовые нормы (например, нормативные указы Президента РФ, нормативные постановления Правительства).
В настоящее время нормативные указы Президента, (а также постановления Правительства), принятые по вопросам, относящимся к законодательной области, имеют соответствующую, близкую к закону, юридическую силу до принятия и вступления в силу закона по данному вопросу. В части первой ГК РФ прямо записано: «В случае противоречия указа Президента Российской Федерации или Постановления Правительства Российской Федерации настоящему Кодексу или иному закону применяется настоящий Кодекс или соответствующий закон».
Законодательство имеет свою четкую систему, классификацию законов.
Законы подразделяются на:
а) конституцию, конституционные;
б) обыкновенные.
К числу конституционных законов относятся, прежде всего, законы, вносящие изменения и дополнения в Конституцию, а также законы, необходимость издания которых предусмотрена непосредственно конституцией. В Конституции РФ 1993 г. названо четырнадцать таких конституционных законов. Примером последних могут быть законы о Правительстве Российской Федерации (ст. 114), о Конституционном Суде Российской Федерации (ст. 128), об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации (ст. 137 Конституции РФ). Для конституционных законов установлена более сложная по сравнению с обычными законами процедура их прохождения и принятия в Федеральном Собрании. На принятый конституционный закон не может быть наложено вето Президента (ст. 108 Конституции РФ).
Обыкновенные законы - это акты текущего законодательства, посвященные различным сторонам экономической, политической, социальной, духовной жизни общества. Они, как и все законы, обладают высшей юридической силой, но сами должны соответствовать Конституции, конституционным законам. Этим и обеспечивается единство всей законодательной системы и последовательное проведение в ней тех основополагающие политических и правовых начал, которые выражены в Конституции, конституционных законах. Главная задача особого органа правосудия - Конституционного Суда - и состоит в том, чтобы обеспечивать строгое соответствие Конституции Российской Федерации всех законов, иных нормативных - юридических актов и тем самым осуществление во всех актах конституционных начал.
Обыкновенные законы, в свою очередь, делятся на кодификационные и текущие. К кодификационным относятся Основы (Основные начала) законодательства Российской Федерации и кодексы. Основы - это федеральный закон, который устанавливает принципы и определяет общие положения регулирования определенных отраслей права или сфер общественной жизни. Кодекс - это закон кодификационного характера, в котором объединены на основе единых принципов нормы, достаточно детально регулирующие определенную область общественных отношений. Кодекс чаще всего относится к какой-либо одной отрасли права (например, Уголовный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях).
В федеративном государстве, каким является Россия, различаются законы федеральные и законы субъектов Федерации. Так, кроме федерального Закона «О языках народов Российской федерации» в ряде республик (Карелия, Калмыкия и др.), входящих в Российскую Федерацию, приняты свои законы о языках. Федеральные законы действуют, как правило, на территории всей Федерации. В случае расхождения закона субъекта Федерации с законом Российской Федерации действует федеральный закон.
Конституция как основополагающий учредительный юридический акт страны - это основной, «заглавный» закон, определяющий правовую основу государства, принципы, структуру, главные характеристики государственного строя, права и свободы граждан, форму правления и государственного устройства, систему правосудия и др.
В Российской Федерации в настоящее время действует Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г. Конституция Российской Федерации, кроме краткой преамбулы, содержит основной, первый, раздел из девяти глав:
1. Основы конституционного строя.
2. Права и свободы человека, и гражданина.
3. Федеративное устройство.
4. Президент Российской Федерации.
5. Федеральное Собрание.
6. Правительство Российской Федерации.
7. Судебная власть.
8. Местное самоуправление.
9. Конституционные поправки и пересмотр Конституции.
В особом (втором) разделе Конституции Российской Федерации содержатся заключительные и переходные положения.
Само понятие «конституция» в переводе с латыни означает установление, учреждение, устройство. В Древнем Риме так именовали отдельные акты императорской власти.
Появление конституций как основных законов государства связано с приходом к власти буржуазии, возникновением буржуазного государства.
Первые акты конституционного типа были приняты в Англии. Однако исторические особенности ее развития привели к тому, что в ней отсутствует конституция в обычном понимании этого слова. Иначе говоря, нет единого акта, регулирующего как важнейшие стороны внутренней организации государства, общественного устройства, так и права, и свободы граждан. Современная Великобритания - страна, имеющая неписаную конституцию, которую составляют многочисленные акты, принятые в период ХШ-ХХ вв. Все они не связаны между собой определенной системой и не образуют единого акта.
Первой писаной конституцией (т.е. представляющей единый основной закон с внутренней структурой) можно назвать Конституцию США, принятую в 1787 г. и действующую по сию пору. В Европе первыми писаными конституциями были Конституции Франции и Польши 1791 г.
1. Как Основной Закон государства и общества Конституция, в отличие от других законодательных актов, имеет учредительный, основополагающий характер. Она регулирует широкую сферу общественных отношений, наиболее важные из них, которые затрагивают коренные интересы всех членов общества, всех граждан. Конституция закрепляет основы общественно-экономического строя государства, его национально-территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека, и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Поэтому конституционные нормы - основополагающие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Нормы Конституции первичны по отношению ко всем другим правовым нормам.
2. Конституция, как уже отмечалось, есть основной источник права, содержащий исходные начала всей системы права. Она представляет собой базу для текущего законодательства, определяет его характер.
Текущее законодательство развивает положения Конституции. В ряде случаев Конституция содержит указания о необходимости принятия того или иного закона (например, статья 70 Конституции РФ закрепляет, что статус столицы нашего государства устанавливается федеральным законом). Как юридическая база законодательства Конституция суть центр всего правового пространства. Она способствует согласованности всего правового развития и систематизации права.
3. Конституция обладает высшей юридической силой. Верховенство Конституции как Основного Закона проявляется в том, что все законы и иные акты государственных органов издаются на основе и в соответствии с ней. Строгое и точное соблюдение Конституции - это наивысшая норма поведения для всех граждан, всех общественных объединений, всех государственных органов.
4. Конституция как Основной Закон характеризуется стабильностью. Это определяется тем, что она закрепляет устои общественного и государственного строя.
Стабильность Конституции как Основного Закона обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения.
В соответствии с Конституцией могут издаваться конституционные законы, тоже посвященные правовым основам государства, государственного строя. Конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией (например, Закон о чрезвычайном положении, Закон о порядке деятельности Правительства). Федеральный конституционный закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы и если он одобрен большинством не менее трех четвертей от общего числа депутатов Совета Федерации. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.
Среди законов следует выделять:
а) федеральные законы - те, которые принимаются федеральным законодательным органом - Федеральным Собранием - и распространяются на всю территорию Российской Федерации,
б) законы субъектов Федерации (республиканские законы, законы областей, краев) - те, которые принимаются в соответствии с распределением компетенции республиками, другими субъектами Федерации и распространяются только на их территорию.
Важное значение имеет деление законов по отраслям права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде; законы по социальному обеспечению; процессуальные законы; природоохранительные законы. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, других отраслей права.
Совокупность законов составляет законодательство. Опять же - понятие законодательства употребляется в узком, точном смысле именно как система законов и в широком - как система нормативно-правовых актов всех видов, а иногда и как синоним права. Поэтому, когда говорят о законодательных актах - значит, речь идет о системе законов в узком смысле, а когда говорят об актах законодательства, речь может идти не только о законах.
Все эти «тонкости» нуждаются в определении, обозначении, чтобы прежде всего, юристы, да и другие участники общественных отношений понимали друг друга.
Нормативно-правовой акт, в котором находит свое выражение и закрепление закон, может иметь разные формы. Наряду с наиболее распространенной формой - изложением закона в отдельном, обособленном письменном акте - теория права выделяет и нормативно-правовые акты в виде кодексов (сборников, списков - лат.). Гражданский, уголовный, семейный, трудовой и иные кодексы - это сборники, объединяющие по единому предмету регулирования и, как правило, методу обширную совокупность, систему правовых норм.
Кодекс (кодифицированный акт) - это единый, сводный, юридически и логически цельный, внутренне согласованный закон, иной нормативный акт, обеспечивающий полное, обобщенное и системное регулирование данной группы общественных отношений.
Кодифицированные акты носят различное наименование - «кодексы», «уставы», «положения», просто «законы».
Особый характер в федеративном государстве принадлежит кодифицированным актам федерального уровня. В них содержатся исходные и общие положения, имеющие значение для всего федеративного государства. В республиках же и других субъектах Федерации принимаются, акты в соответствии с их компетенцией на основании федеральных кодексов, других федеральных законов.
Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы самостоятельное, развитое юридическое «хозяйство», в котором должно быть «все», что необходимо для юридического регулирования той или иной группы отношений, - и общие принципы, и регулятивные институты всех основных разновидностей данных отношений, и правоохранительные нормы, и т.д. Причем весь этот нормативный материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован.
Существенное значение в каждом кодексе (кодифицированном акте) имеют «общая часть» или «общие положения», где закрепляются Исходные принципы и нормы, общие начала и «дух» данной ветви законодательства.
Основную роль в системе законодательства играют отраслевые кодексы, т.е. кодифицированные акты, возглавляющие соответствующую отрасль законодательства. Эти кодексы собирают в единый фокус, сводят воедино основное содержание той или иной законодательной отрасли. Все другие законы, иные нормативные акты данной отрасли как бы подстраиваются к отраслевому кодексу. В части первой ГК РФ прямо сказано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу» (п. 2 ст. 3).
В ряде случаев законы по отдельным проблемам, например по вопросам собственности, залога, издавались ранее в качестве самостоятельных актов потому, что еще не был принят тот сводный акт - кодекс (Гражданский кодекс), в котором эти проблемы должны были бы получить развернутое и системное регулирование. Вполне понятно поэтому, например, что после принятия Гражданского кодекса (часть первая) большинство из ранее принятых отдельных законов отменено.
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже весьма важное значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Нормативные правовые акты |
Рубрика (тематическая категория) | Право |
Нормативный правовой акт - это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Признаки нормативного правового акта:
1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата͵ номер, наименование и т.п.).
2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта͵ в которую он воплощает свои предписания (к примеру, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).
3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.
4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.
5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.
Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.
Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта͵ который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
Юридическая сила нормативного правового акта выражается:
В обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;
В строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;
В признании соподчиненности между видами актов - Конституция, закон, указ и т.д.
В установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;
В определении оснований и рамок принятия того или иного акта͵ его основного содержания. Формулы ʼʼна основании и во исполнение законаʼʼ, ʼʼв соответствии с указом, постановлениемʼʼ и т.п. выражают эту правовую связь;
В признании правового акта͵ игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.
Виды нормативных правовых актов
В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.
Конституция - это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом - народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Закон - это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Признаки закона:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума - всенародного голосования;
в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.
С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.
Федеральные конституционные законы, исходя из статьи 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы. Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объёму и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.
Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс - это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в какой-либо сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объём, масштабность регулирования.
Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).
Понятие основ законодательства, основ, базовых принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель - с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой - допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: ʼʼобщие принципыʼʼ, ʼʼосновыʼʼ. К примеру, Федеральный закон ʼʼОб основах государственной службы в Российской Федерацииʼʼ.
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются исходя из статьи 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.
Подзаконные нормативные акты
Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Οʜᴎ издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они бывают нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) бывают продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Οʜᴎ представляют из себяакты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Οʜᴎ обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Οʜᴎ бывают отменены Президентом РФ в том случае, в случае если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему
Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Οʜᴎ могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта͵ порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.
Закон субъекта Российской Федерации - нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией
России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.
Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.
Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами бывают решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Понятие систематизации нормативных актов
Систематизация нормативных актов - это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Сущность систематизации нормативных актов состоит в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях - и частные лица.
Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:
Путем издания сборника нормативных актов,
Путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,
Путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.
Виды систематизации нормативных актов
По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Инкорпорация бывает различных видов:
1. Учитывая зависимость отпринципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).
2. Учитывая зависимость отобъема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, ᴛ.ᴇ. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.
3. По источнику инкорпорация должна быть официальной, ᴛ.ᴇ. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, ᴛ.ᴇ. проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
По содержанию выделяют три кодифицированных акта : Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, к примеру, работу железнодорожного транспорта͵ внутреннего водного транспорта͵ воинскую службу и так далее.
Положения - это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, к примеру, положение о службе в органах внутренних дел.
Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;
Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на долгое регулирование общественных отношений.
Консолидация законодательства - ϶ᴛᴏ преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Нормативные правовые акты - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Нормативные правовые акты" 2017, 2018.
- Предмет и методология теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Методология (методы) теории государства и права
- Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
- Происхождение государства и права
- Характеристика власти в первобытном обществе
- Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие, признаки и сущность государства
- Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
- Теории происхождения государства
- Многообразие теорий происхождения государства
- Общая характеристика основных теорий происхождения государства
- Типология государства
- Понятие типа государства, критерии типологии
- Формационный подход к типологии государства
- Цивилизационный подход к типологии государства
- Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
- Функции государства
- Понятие функций государства, их признаки и содержание
- Классификация функций Российского государства
- Формы осуществления функций государства
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее основные элементы
- Форма правления, классификация
- Форма государственного устройства
- Государственно-политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства
- Структура государственного механизма
- Государственный орган - основной элемент государственного механизма
- Государство в политической системе общества
- Политическая система: понятие, основные черты, типы
- Основные элементы политической системы
- Правовое государство и гражданское общество
- Соотношение гражданского общества и правового государства
- Личность, право и государство
- Понятие, признаки, сущность и содержание права
- Понятие и основные признаки права
- Сущность и содержание права
- Основные школы права
- Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
- Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
- Право в системе социальных норм
- Социальные нормы: понятие и виды
- Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
- Право, корпоративные и технические нормы
- Принципы и функции права
- Понятие, сущность и классификация принципов права
- Понятие, признаки и характеристика функций права
- Правосознание, правовая культура, правовое сознание
- Понятие, структура, функции и виды правосознания
- Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
- Правовое воспитание: понятие, формы и методы
- Нормы права
- Понятие, признаки и структура нормы права
- Классификация правовых норм
- Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
- Формы (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Правовой обычай
- Юридический прецедент
- Нормативный правовой акт
- Нормативный договор и иные источники права
- Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Правотворчество
- Понятие, принципы и виды правотворчества
- Этапы и стадии законотворческого процесса
- Законодательная техника
- Система права и система законодательства
- Понятие и структурные элементы системы права
- Основания деления права на отрасли
- Отрасли и институты права
- Внутригосударственное и международное право
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Систематизация нормативных правовых актов
- Правовые отношения
- Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
- Структура и содержание правоотношения
- Классификация правоотношений
- Юридические факты и их классификация
- Реализация норм права
- Реализация права: понятие и формы
- Применение как особая форма реализации права
- Стадии применения права
- Акты применения правовых норм
- Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы (виды) толкования правовых норм
- Виды толкования по субъектам
- Виды толкования по объему
- Коллизии и пробелы в праве
- Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
- Понятие пробелов в праве и способы их устранения
- Правомерное поведение и правонарушение
- Понятие и характеристика правомерного поведения
- Классификация правомерного поведения
- Понятие, признаки и состав правонарушения
- Виды правонарушений
- Юридическая ответственность
- Понятие, признаки, основания юридической ответственности
- Функции юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
- Виды юридической ответственности
- Законность, правопорядок, общественный порядок
- Понятие и принципы законности
- Содержание законности
- Понятие, признаки, структура правопорядка
- Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
- Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
- Правовое регулирование и его механизм
- Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
- Механизм правового регулирования: понятие и элементы
- Способы, типы и режимы правового регулирования
- Правовые системы современности
- Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
- Англосаксонская правовая семья (общего права)
- Романо-германская правовая семья (континентального права)
- Правовые семьи религиозного и традиционного права
Нормативный правовой акт
Это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений; это письменный документ, создаваемый в результате правотворческой деятельности компетентных государственных органов или всего народа по установлению или признанию норм права, вводящий, изменяющий или отменяющий правила общего характера. М.Н. Марченко отмечает, что все нормативные правовые акты являются государственными по своему характеру, их система определяется конституцией, они содержат общие предписания в отличие от правоприменительных актов, в каждом государстве есть своя иерархия, т.е. «система расположения, соподчиненности нормативных правовых актов».
Особенности этого источника права состоят в следующем:
- это акт нормативного характера (содержит нормативные предписания);
- это правовой акт (содержит только нормы права в отличие от актов нормативного содержания, например инструкции по правилам эксплуатации техники);
- это акт, создаваемый в результате правотворческой деятельности государства или на референдуме (законодательная процедура, предусматривающая прохождение законопроекта в парламенте, согласительные процедуры, «чтения законов», промульгацию и др.);
- это акт, обладающий общеобязательностью (рассчитан на неопределенный круг лиц, которые обязаны следовать предписаниям этого акта);
- это акт, оформляемый в виде официального государственного документа (с соблюдением необходимых реквизитов и указанием порядка вступления его в законную силу);
- это акт, в котором нормы права группируются по определенным структурным образованиям (статьи, главы, разделы и др.).
Нормативный правовой акт является наиболее распространенным источником права, особенно для стран романо-германской (континентальной) системы права. В нем закрепляется большинство социально значимых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Иные источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Статьи нормативных правовых актов четко формулируют предписываемые правила поведения. В отличие от нормативного правового акта юридические прецеденты носят казуистический характер, а правовые обычаи - неопределенный характер. Нормативные правовые акты могут подвергаться быстрым изменениям по сравнению с иными актами.
Системе законодательства любого государства свойственно прежде всего деление на законы и подзаконные акты (по юридической силе). Основаниями деления нормативных актов на виды являются: юридическая сила, характер и объем действия, содержание, субъекты издания и др. Юридическая сила нормативных правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Акты высших правотворческих органов обладают большей юридической силой по сравнению с актами нижестоящих органов.
Источники права Российской Федерации можно в целом представить следующей системой:
- Конституция РФ;
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;
- федеральные конституционные законы;
- федеральные законы (кодифицированные и текущие);
- указы и распоряжения Президента РФ;
- постановления, распоряжения и заключения Правительства РФ;
- акты палат Федерального Собрания РФ (постановления, регламенты);
- ведомственные акты (федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, издающие приказы, инструкции);
- акты государственных органов субъектов РФ; акты органов местного самоуправления.
Закон - это принимаемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой нормативный правовой акт, выражающий государственную волю по основным вопросам общественной жизни. Закон содержит правовые нормы и является основным источником права.
Закон принимается только высшим представительным органом или путем референдума, обладает высшей юридической силой и верховенством но отношению к другим источникам права, отражает волю и интересы всего общества, издается по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни, принимается, изменяется и дополняется в особом законодательном порядке. В некоторых государствах законы могут приниматься не только представительными органами, но и высшими судебными инстанциями, в порядке делегированного правотворчества, на референдумах. Законы принимаются по существенным вопросам общественной жизни, в особом законодательном порядке, составляют ядро всей правовой системы государства, обусловливая структуру всей совокупности нормативных правовых актов страны.
Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Таким образом, первичность законов, их высшая юридическая сила и особый порядок принятия являются наиболее существенными их особенностями. Изменить или отменить закон имеет право только тот орган, который его принял.
Классификация законов может иметь следующий вид:
- по юридической силе (конституция, федеральные конституционные и федеральные законы);
- по сфере действия (федеральные и субъектов федерации);
- по субъектам законотворчества (принятые на референдуме или органами государственной власти);
- по отраслевой принадлежности (конституционные, административные, гражданские и др.);
- по внешней форме выражения (конституция, кодекс, закон, устав);
- по сроку действия (постоянные и временные);
- по кругу лиц (распространяющие свое действие на иностранцев, граждан, лиц без гражданства, лиц определенных профессий и др.);
- по времени вступления в силу (непосредственно или с даты, указанной в законе).
При этом необходимо учитывать, что конституционные законы, определяя правовые основы и конституционный строй всего государства, носят учредительный и первичный характер, они обладают высшей юридической силой по отношению к другим законам и иным актам, они являются нормативной основой (базой) всего текущего законодательства. Законом законов, первоосновой нормативного регулирования является Конституция. Прямым продолжением Конституции, детализацией ее норм являются конституционные законы. Обыкновенные законы могут быть кодифицированными или текущими. Среди них могут быть законы общего, специального или чрезвычайного характера.
Подзаконные нормативные правовые акты издаются в пределах компетенции исполнительного органа государственной власти, они не должны противоречить закону, но могут его конкретизировать, развивать, дополнять. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, они основываются на юридической силе законов.
По субъектам издания и сфере распространения они подразделяются на общие, местные, ведомственные, внутриорганизационные.
1. Общие подзаконные акты - это нормативные правовые акты органов общей компетенции, действие которых распространяется на всех лиц определенного государства. К ним относятся нормотворческие предписания высших органов исполнительной власти (указы и распоряжения Президента России как акты первоначального правотворчества, постановления и распоряжения Правительства РФ, которые носят нормативный характер).
2. Ведомственные подзаконные нормативные правовые акты принимаются на основе законов Российской Федерации, указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. В соответствии с ними регулируют отношения, находящиеся в ведении определенной исполнительной структуры. Но среди них есть акты значительной сферы действия (акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Федеральной налоговой службы и др.).
3. Местные (региональные) подзаконные нормативные правовые акты - это акты органов исполнительной власти на местах. Они издаются территориальными органами государственной власти и управления (нормативные решения или постановления правительств субъектов и др.).
4. Внутриорганизационные подзаконные нормативные правовые акты имеют и другое наименование - локальные акты. Это нормативные правовые акты, издаваемые различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяющиеся на членов данных организаций (различные уставы и положения, правила, коллективные договоры и иные акты коммерческих и некоммерческих организаций).
В зависимости от уровня органов, принимающих подзаконные акты, различают следующую иерархию: указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти (постановления, приказы, распоряжения, инструкции, положения, правила), акты главы субъекта, акты правительств субъектов РФ (постановления и распоряжения), акты муниципальных исполнительных органов власти, локальные нормативные акты и др.
Локальные нормативные правовые акты (ЛНА) принимаются в достаточно широких сферах общественной деятельности (уставы, положения, инструкции и др.). Особое значение они приобрели в организациях по регулированию отношений между работодателем и наемными работниками. В рыночных экономических отношениях приобретают большое регулятивное значение коллективные договоры, соглашения по охране труда и другие акты совместного нормотворчества. К локальным нормативным актам относятся также приказы работодателя и администрации организаций, принятые в пределах их компетенции.
Локальные нормативные правовые акты относятся к категории подзаконных источников права, стоящих на низшем уровне юридического регулирования. Они имеют ограниченную сферу действия и не должны противоречить законам и другим подзаконным актам.
Тема: Виды и формы нормативных правовых актов.
Формирование любого нормативного акта - и на федеральном уровне, и в субъекте РФ - предполагает решение вопроса о виде и форме акта. Вид и форма правового акта непроизвольны, они опосредованы в определенной степени законодательством, которого практика обязана строго придерживаться. В ходе формирования нормативного правового акта надлежит избрать установленные для него вид и форму.
Вначале следует определиться относительно самих понятий: вид акта, форма акта.
Категория (ВИД акта) принимается как разделение нормативных актов на группы по правовым свойствам, то есть по взаимоотношению актов. Такое разделение, общепринятое в законодательстве - ранее в советском, теперь в российском - располагает нормативные акты в следующем порядке:
1) Конституция (Основной Закон) Российской Федерации;
2) Конституция (основной закон) республики в составе Российской Федерации;
3) Федеральный Конституционный закон Российской Федерации;
3) Устав (основной закон) субъекта РФ;
4) Федеральный закон;
5) Закон субъекта РФ.
Следующий вид нормативных правовых актов - указы, принимаемые как во исполнение закона, так и по вопросам собственной компетенции, Президента РФ и президентов республик в составе Российской Федерации. Последнюю, третью группу нормативных правовых актов составляют подзаконные акты органов государственной исполнительной власти: постановления, распоряжения, приказы.
Формы нормативного правового акта весьма разнообразны и зависят не только от правовых свойств акта, а определяются и другими обстоятельствами: объемом предмета регулирования, его структурой, наличием или отсутствием мер ответственности лиц, организаций и Т.д.
Вот почему закон как вид нормативного правового акта может иметь один - форму устава, другой - форму кодекса, третий - положения и т.д.
Формы нормативных правовых актов, как и их виды, также закреплены законодательством (не в полном перечне), поэтому при выборе форм учитывается опыт и практика законодательства.
Вид и форма нормативного правового акта, их выбор определяются рядом обстоятельств: какое место занимает в государственном аппарате орган (должностное лицо), содержание акта, имеет значение и его структура. С учетом этих и некоторых других менее значимых факторов законодательство установило правила, в соответствии с которыми надлежит избирать вид и форму акта.
Российское законодательство взяло за основу указанный подход. Определен исчерпывающий перечень видов и форм правовых актов для государственных органов (должностных лиц), но, в отличие от решения этого вопроса в СССР, только на федеральном уровне.
Так, по Конституции РФ Федеральное Собрание принимает конституционные законы (ст. 108), законы (ст. 107); Президент издает указы и распоряжения (ст. 90); Правительство издает постановления и распоряжения (ст. 115); федеральные министерства принимают постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции и положения; федеральные ведомства принимают те же (по видам) правовые акты, что и министерства.
На уровне субъектов РФ принципиальный подход федерального законодательства в решении данного вопроса заключается в следующем: Конституция РФ установила для правотворчества субъектов РФ в качестве обязательных три вида нормативных правовых актов: конституция для субъектов РФ, имеющих статус республики (п. 1 СТ. 66), устав - для всех других субъектов РФ (п. 2, СТ. 66), закон (п. 4 СТ. 76). Какие еще нормативные правовые акты вправе принимать субъекты РФ - они решают самостоятельно. Это четко закреплено в двух федеральных законах: в п. 4 Ст. 76 Конституции, уполномочивающей субъектов РФ принимать, кроме законов, «и иные нормативные правовые акты», а также в Законе «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», определено, что «органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают (издают) муниципально-правовых акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления, полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются Уставом муниципального образования в соответствии с Законом российской Федерации».
Таким образом, для субъектов РФ федеральная Конституция установила два вида нормативных правовых актов, могущих быть принятыми ими: Основной Закон, закон. Виды (и формы) всех «иных правовых актов» (ст. 76 Конституции РФ) устанавливают сами субъекты РФ.
Различия между этими двумя видами нормативных актов - Основного Закона - в их юридических свойствах и форме. Основной Закон - правовая основа для принятия закона, то есть всех других законов, которые принимаются на основе и во исполнение Основного Закона. Различаются эти два вида нормативных правовых актов также по форме: для Основного Закона субъекта РФ федеральная Конституция установила две формы: конституция (для республики) и устав - для других субъектов РФ.
Все «иные правовые акты» субъектов РФ определяются (в части видов и форм) самими субъектами. Эти вопросы нашли разрешение в Основных Законах (конституциях и уставах) субъектов РФ.
Прежде чем перейти к характеристике конкретных видов нормативных правовых актов, кроме закона, следует отметить две их особенности: все они (акты) подзаконные, принимаемые на основе и во исполнение законов как федеральных, так и субъектов РФ.
Указ - первый акт в ряду нормативных правовых актов субъектов РФ. Указы предусмотрены конституциями республик как акты главы государства. Этот орган - глава государства - в одних республиках коллегиальный (например, в республике Дагестан, ст. 87 и следующие статьи Конституции республики Дагестан) или единоличный - президент республики (например, ст. 69 Конституции Республики Бурятии, ст.106, 112 Конституции Республики Татарстан).
Постановление - самый распространенный вид нормативного правового акта. Согласно конституциям и уставам субъектов РФ постановления принимаются главами государств - республик, законодательными органами, правительствами или главами администрации (губернаторами). По своим юридическим свойствам постановления занимают в иерархической лестнице место после законов и указов. Но поскольку главы администраций областей, краев и других равных с ними субъектов РФ указов не принимают, в этом случае постановления принимаются по более обширному кругу полномочий и непосредственно производны от закона в смысле его исполнения. Постановления - акты не только нормативные, немало постановлений и правоприменительных, по конкретным вопросам управления. Широкое применение этот вид правового акта нашел и в деятельности органов местного самоуправления.
Распоряжение - правовой акт, имеющий такую же сферу применения, как и постановление. Но дело в том, что этот вид правового акта наиболее часто применялся как правоприменительный, но может быть и нормативным, поскольку в законодательстве четких различий между постановлениями и распоряжениями ранее не проводилось. В действующем Законе «О Правительстве Российской Федерации» определено, что постановления - акты нормативные, а «акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений... » (ст. 23). Надо полагать, что и субъекты РФ последуют этому примеру. Тем не менее, поскольку субъекты РФ вправе самостоятельно решать вопрос о видах нормативных правовых актов, не исключена возможность применения распоряжения в этом качестве.
Приказы - также один из видов нормативных правовых актов, но, как и распоряжения, может быть и правоприменительным, причем наиболее часто, поскольку приказ определен за многие годы его применения как акт единоначального руководителя органа или должностного лица. Многие вопросы внутриотраслевого масштаба в большинстве отраслей в ведении субъектов РФ находят решение посредством издания приказов (здравоохранение, сельское хозяйство и др.). Приказы издаются в субъектах РФ и по вопросам за пределами собственно отрасли и распространяются в этом случае на всех граждан и организации. Например, сроки весенней и осенне-зимней охоты определяются в одних субъектах РФ постановлениями, в других - приказами руководителей соответствующих органов управления охотничьим хозяйством.
Инструкция как вид нормативного правового акта заняла свое место в правовой деятельности субъектов РФ. Это нормативный акт пояснительного, уточняющего детали применения закона или другого, более значимого по правовым свойствам нормативного акта. Бывают инструкции и с самостоятельным предметом регулирования, особенно по вопросам производственного и хозяйственного характера (о порядке проведения, например, взрывных или вскрышных работ, по технике безопасности и т.д.). В силу указанных особенностей инструкция (как акт производного от другого нормативного правового акта) утверждается постановлением или приказом компетентного органа, который выступает в данном случае в качестве формы акта по отношению к инструкции.
Договор (административный договор ) может иметь как нормативно-правовое, так и правоприменительное содержание. В качестве примера первого вида служат договоры между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов рф (о разграничении полномочий по совместному предмету ведения), договоры администрации субъекта рф иорганами местного самоуправления (о передаче полномочий от первых вторым и обратно), во многих субъектах рф заключены договоры об общественном согласии, в текстах которых содержатся нормативные положения с обязанностями участников, принятыми на себя добровольно по договоренности. Нормативные договоры заключаются также между органами исполнительной власти - отраслевыми и функциональными.
Характеристикой договора исчерпывается перечень видов нормативных правовых актов, разрабатываемых и применяемых субъектами РФ. Исходя из изложенного, можно сделать следующие выводы:
1. Государственные органы и должностные лица в субъектах РФ принимают множество различных нормативных правовых актов, как и федеральные органы государственной власти и их должностные лица.
2. Тот факт, что виды многих нормативных правовых актов субъектов рф совпадают с актами федерального уровня, следует оценивать как положительный, поскольку это один из факторов обеспечения общего и единого правового поля в государственном регулировании общественных отношений.
3. В то же время субъекты РФ принимают такие правовые акты, которые установлены федеральным законодательством или ими самими - в соответствии со СТ. 76 Конституции РФ. Это - уставы субъектов РФ, договоры по вопросам своей компетенции.
4. В основе разделения нормативных правовых актов субъектов РФ лежит, как и на федеральном уровне, тот же фактор, то есть право вые свойства актов, их соотношение в иерархии; принцип главенства закона и подчиненности всех других правовых актов сохраняет (должен сохранять) и здесь свою силу.
5. Некоторые отдельные виды нормативных правовых актов переходят при практическом применении в формы актов, то есть приобретают новое качество. Вид акта и его формы в отдельных случаях совпадают.