4 млрд рублей за визит


Фармпроизводители тратят на оплату визитов медицинских представителей к врачам и в аптеки 74% своего бюджета на продвижение, подсчитала аналитическая компания Cegedim. Но уже с 2011 г. приходить к медикам представителям компаний запретят: соответствующий законопроект могут внести в Думу осенью.

За год с 1 июля 2009 г. по 30 июня 2010 г. производители лекарств, работающие в России, потратили на продвижение лекарств 4,077 млрд руб. (без учета прямой рекламы безрецептурных препаратов), говорится в материалах аналитической компании Cegedim. По сравнению с прошлым годом бюджеты выросли на 3,2%. Охотнее всего фармкомпании тратились на оплату визитов своих медицинских представителей к врачам и в аптеки — на это пошло 74% всех трат. Вторая по объему статья расходов (19%) — проведение конференций и симпозиумов. «Продвижение лекарств, особенно рецептурных, отличается от продвижения других потребительских товаров: реклама таких препаратов в неспециализированных СМИ запрещена, решение о выписке того или иного лекарства принимает врач. Поэтому фармкомпании ищут возможность взаимодействовать не столько с пациентами, сколько с медиками», — объясняет директор московского представительства Cegedim Давид Мелик-Гусейнов.

«Судя по нашим клиентам, на вывоз врачей на конференции, в том числе проходящие за рубежом, и раздачу образцов продукции приходится около 30% маркетинговых бюджетов фармкомпаний (если не считать расходы на прямую рекламу), — отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. — Но медпредставители остаются главной статьей расходов — по нашим подсчетам, на организацию их работы приходится около 60% трат».

Уже в следующем году деятельность медицинских представителей может оказаться под запретом: разработанный Минздравсоцразвития законопроект «Об основах охраны здоровья граждан» не разрешает медикам принимать сотрудников фармкомпаний в рабочее время и запрещает врачам участвовать в любых мероприятиях, организованных одним производителем лекарств, а также использовать на территории поликлиник и больниц любые предметы с символикой фармкомпаний. Сейчас законопроект согласовывается с другими министерствами, осенью его планируется внести в Думу, сказал вчера представитель Минздравсоцразвития. В проекте документа говорится, что он должен вступить в силу с 1 января 2011 г. «Сейчас в России около 50 000 медпредставителей, — отмечает Шуляк из DSM Group. — Если запрет будет введен, примерно 45 000 из них лишатся работы».

Основную нагрузку по продвижению рецептурных препаратов действительно несут медпредставители, подтверждает директор по внешним связям российского офиса Teva Александр Быков. Институт медпредставителей вряд ли умрет, надеется он: «Это не те люди, которые просто раздают образцы продукции и промоматериалы. Они также передают медикам информацию о новых данных исследований, вновь выявленных побочных эффектах, а также собирают мнения практикующих врачей о препаратах, — объясняет Быков. — Как мы будем работать после вступления закона в силу — пока не ясно, но надеемся, что у врачей будет возможность встречаться с представителями фармкомпаний в неприемные часы».