А5 объединит аптеки в закупочный альянс

[КоммерсантЪ]

Образован закупочный альянс аптечных ритейлеров United Logistics Group (ULG): основным учредителем стала сеть А5 (390 аптек), ее партнеры — еще девять сетей, преимущественно московских (около 210 аптек). Размещая единый заказ, они могут рассчитывать на скидку за объем от дистрибуторов (до 5%) и прямые поставки от производителей. К 2011 году альянс планирует расшириться до 1,5 тыс. аптек и занять примерно 3% рынка. Для сравнения: доля крупнейшей сети «36,6» в июле составляла 2,26%. Создание альянса может повысить интерес X5 Retail Group к покупке А5 в рамках опциона.

Идея объединить закупки с небольшими операторами рынка появилась у А5 примерно год назад, а 1 августа 2010-го ULG был зарегистрирован, говорит гендиректор А5 Владимир Кинцурашвили. В него кроме самой А5 и ее дискаунтера «Социальные аптеки» вошли московские сети «Гексал», «Горздрав», «Цель», «Стильфарма», «120/80», «Максифарм», «Первый аптекарь», «Царевы аптеки» и единственная региональная сеть — «Здоровье» (Северная Осетия). По оценкам ULG, общий годовой оборот входящих в него примерно 600 аптек составляет 5,9 млрд руб., в Московском регионе их доля оценивается в 15%. К 2011 году аптек должно стать 1,5 тыс., тогда доля на московском рынке может вырасти до 24,5%, а на российском — до 3%. Как сообщал «Ъ» 25 сентября, за первые шесть месяцев 2010 года, по данным исследовательской компании «Фармэксперт», доля крупнейшей аптечной сети «36,6» сократилась с 3,29 до 2,26%, «Риглы» — с 2,43 до 1,86%.

По словам господина Кинцурашвили, основным владельцем ULG является сама А5, в числе совладельцев также некоторые участники альянса — сети «Горздрав«, «Стильфарма» и московский дистрибутор «Геофарм«. Участие в альянсе подтвердил совладелец «Горздрава» Тимур Шакая.

Около 35% всех закупок участников ULG будет осуществляться напрямую у производителей через «Геофарм«, на базе которого создан собственный логистический оператор альянса. «Геофарм» будет эксклюзивным поставщиком для участников ULG. «Остальной объем закупок — еще 65% — будет выставляться на аукцион, и кто из дистрибуторов предложит наиболее выгодную цену, у того мы и будем покупать»,— говорит гендиректор А5. Такая политика, считает он, позволит сетям альянса снизить закупочные цены в среднем на 3-5% и настолько же снизить конечную цену лекарств в рознице.

Гендиректор сети «Доктор Столетов» Светлана Кошелева считает, что консолидация закупок под эгидой крупной сети аптек — единственная возможность для небольших локальных игроков получить закупочные цены на уровне лидеров рынка. Правда, она не ждет, что альянс изменит розничные цены. «Заметная разница в стоимости на полках в разных аптеках в 99% случаев объясняется не разрывом закупочных цен, а разным уровнем торговой наценки аптеки»,— рассуждает госпожа Кошелева.

Представителю фармдистрибутора «Протек» Полине Беляевой непонятно, «каким образом для поставщиков будет гарантирована плата за товар, поскольку альянс состоит из отдельных юридических лиц и каждое из них может иметь разную степень финансовой устойчивости».

ULG — это первый закупочный альянс аптек в России, отмечает гендиректор DSM Group Сергей Шуляк. Так, альянс «Союзфарма», образованный в 2001 году «Протеком», создан для лоббирования интересов ритейлеров, но не для осуществления закупок, говорит он.

Альянс может повысить привлекательность А5 при ее продаже крупнейшему в России ритейлеру X5 Retail Group (объединяет сети «Перекресток», «Пятерочка», «Карусель»), у которого есть опцион на приобретение 100% сети в 2011 году. Владимир Кинцурашвили подтвердил, что в случае реализации опциона X5 получит контроль и в ULG. «Создание альянса повысит стоимость как А5, так и других участвующих в нем сетей»,— сказал он.