Европейский рынок дженериков

Сегодня препараты генерического происхождения – прежде всего по причине их доступности — играют все более важную роль в лекарственном обеспечении населения во всем мире. Устойчивое развитие сектора дженериков на фармрынке является тому существенным доказательством.

В настоящее время около половины объема лекарств в Европе составляют генерические препараты, при этом в стоимостном выражении на их долю приходится только 18%, что говорит о их довольно низкой цене.
В некоторых странах существует большое число генерических компаний, что обеспечивает здоровую конкуренцию на рынке. Часто на рынке представлены как крупные мультинациональные игроки, так и местные производители. В наличии последних, безусловно, заинтересованы более мелкие рынки дженериков, поскольку это гарантирует обеспечение населения лекарствами, поставка которых из других стран невозможна ввиду небольших объемов требующихся партий препаратов.

В последнее время Европа стала зависима от большого количества импортных дженериков, что без соответствующего уровня контроля и мониторинга может привести к проблемам поставок.

Глобализация генерической отрасли в будущем может повлечь за собой новые проблемы в развитии Европейского фармрынка, на которые необходимо будет правильно отреагировать, в соответствии с законами спроса и предложения.

Инновации традиционно воспринимаются как поле для исследовательских оригинальных компаний. Однако генерические компании также часто тратят значительные суммы на инновации. В 2007 г. генерические компании тратили на исследования и развитие 7% своих доходов. Помимо этого инвестиции в производство и развитие сферы услуг создали серьезную базу для занятости населения в сфере здравоохранения (было задействовано более 150 000 работников в Евросоюзе).

Потенциальные преимущества генерической отрасли не достигнут своего максимума до тех пор, пока фокус будет направлен на низкие цены этих препаратов. В Еросоюзе существует потребность увеличения роста объемов дженериков и оптимизации таких сфер, как конкуренция с непатентованными препаратами, политика соплатежей, системы поставок. В настоящее время дженерики представлены в большинстве терапевтических групп препаратов, зачастую они являются «золотым стандартом» и для лечения специфических болезней. Высказываются также рекомендации относительно предпочтительности лечения генерическими лекарствами, что может стимулировать рост потребления дженериков и в то же время привести к экономии средств за счет использования безопасных и эффективных препаратов по доступной цене.

Затраты на лекарственное обеспечение являются важным показателем состояния здравоохранения разных стран.
Старение населения и изменение образа жизни увеличивают затраты на здравоохранение. Длительная продолжительность жизни при хронической болезни также увеличивает потребление тех или иных лекарств.

Фармацевтические компании играют значительную роль в улучшении здоровья и качества жизни населения, однако управление и контроль издержек остаются задачей общества. Несмотря на то что доля затрат на здравоохранение в общем объеме ВВП стран находится на одном уровне, в абсолютных значениях эти цифры нередко оставляют желать лучшего.

Исходя из разницы в затратах на здравоохранение в Европейских странах, весьма сложно определить экономию от предпочтения дженериков в терапии заболеваний. В большей степени размер экономии зависит от уровня использования дженериков, а также разницы в цене по сравнению с оригинальным препаратом. Так, в США, где уровень использования дженериков на непатентованном рынке составляет 90%, экономия от их использования в 2008 г. составляла 121 млрд. долл.

Что касается Европы, то объем потребления дженериков там находится на более низком уровне и сильно колеблется в разных странах. На наиболее развитых генерических рынках, таких как Великобритания и Германия, объем их использования составляет более половины всего фармрынка, а в таких странах, как Испания и Италия, объем их потребления остается на низком уровне.

Рост объемов продаж дженериков является результатом выпуска новых генерических препаратов, появляющихся на рынке по истечении сроков патентов на оригинальные средства, и сохранения при этом низкой цены.

Рынок дженериков зависит от запуска инновационных лекарственных препаратов. С ростом затрат на новые препараты все меньше новых продуктов выходит на рынок. Дженерики оказывают существенное давление на оригинальные/инновационные компании с момента утраты их препаратами патентной защиты. Сокращение доли брэнда, сопровождающееся переключением на дженерики, в настоящее время происходит быстрее, чем когда-либо, особенно в Великобритании и Германии. Однако в Испании и Италии сокращение доли происходит медленнее и потери доли брэнда намного меньше.

В связи с этим многие компании, ориентированные на развитие и инновации, диверсифицировали свой бизнес в сторону продажи дженериков, в то же время стимулируя инновационные процессы на рынке. Таким образом, бизнес-модель, построенная на развитии и инновациях, больше не может поддерживать тот же уровень доходности, что и раньше.

Важно отметить, что в течение последующих лет на 8 мировых рынках препараты общей стоимостью 137 млрд. долл. потеряют патентную защиту, что поставит новые проблемы перед инновационной отраслью.

Таким образом, рынок дженериков в Европе обеспечивает:
— доступные лекарственные средства для лечения многих болезней;
— доступ к лекарственным средствам большей части населения;
— стимулирование здоровой конкуренции среди брэндированных лекарств;
— экономию бюджета путем снижения затрат на здравоохранение.

По материалам, предоставленным компанией IMS Health.

[Ремедиум]