Фармкомпании стремятся осваивать новые рынки

[Фармацевтический Вестник]

Увеличение стоимости разработки лекарственных препаратов побуждает фармацевтические компании к поиску новых рынков сбыта для своей продукции и освоению возможностей развивающихся стран. Большинство фармкомпаний оценивает развивающиеся рынки как весьма прибыльные в силу их экономичной инфраструктуры, низкой стоимости рабочей силы и значительного, до сих пор неосвоенного рыночного потенциала.

Новое исследование консалтинговой компании Frost & Sullivan “Анализ глобальной фармацевтической и биотехнической отраслей” показывает, что в развивающихся странах, благодаря реализуемым программам реформирования системы здравоохранения, качество медицинского обслуживания существенно повысилось. В 2011 году, по прогнозам, Китай станет третьим наиболее быстрорастущим фармацевтическим рынком мира. Данное исследование охватывает страны БРИК — Бразилию, Россию, Индию и Китай.

“Компании, которые сосредоточили свое внимание на развивающихся рынках, должны учитывать различие в медицинских требованиях на каждом из рынков, — обращает внимание аналитик компании Frost & Sullivan Света Шантикумар (Swetha Shantikumar). — Поэтому ожидается, что произойдет общий переход фармацевтической отрасли от западно-ориентированной модели к глобальной модели”.

Тем классам болезней, которые ранее считались периферийными, сейчас удаляется большее внимание. Более же распространенные на развитых рынках терапевтические классы отходят на задний план. Основными источниками генерации доходов на развивающихся рынках являются вакцины, биопрепараты, свободно продаваемые лекарственные средства и дженерики (непатентованные медицинские препараты).

Однако, не все так гладко на анализируемых рынках. “Проблемами китайской системы здравоохранения являются слабое законодательство в области интеллектуальной собственности, повышение себестоимости производства лекарственных средств и низкий коэффициент возмещения расходов за разработку лекарств, — говорит Шантикумар.- Реализация плана реформы системы здравоохранения будет иметь огромное значение для привлечения финансовых инвестиций от фармацевтических компаний во всем мире, так как план предусматривает, между прочим, пересмотр законодательства в сфере интеллектуальной собственности и общедоступности медицинских услуг. Это будет способствовать возникновению колоссального рыночного потенциала, благодаря которому фармацевтические компании смогут получить значительную прибыль”.

“Слабое законодательство в области интеллектуальной собственности — это дин из главных недостатков индийской фармацевтической промышленности, — утверждает Шантикумар. — Новый закон о патентировании, принятый в Индии, нацелен как раз на решение этой и некоторых других проблем. Однако в силе остается положение, запрещающее патентирование препаратов, которые считаются менее эффективными, чем уже существующие”.

Несмотря на некоторые трудности, присущие развивающимся рынкам, крупные фармацевтические компании вкладывать средства в такие страны, как Индия и Китай, которые обладают огромными преимуществами, например, богатыми интеллектуальными ресурсами, недорогой землей и рабочей силой, а также дружелюбно настроенными к инвесторам властями. “Этим компаниям необходимо пересмотреть свои приоритеты и сосредоточится на развитии специфических, подходящих для развивающихся рынков, стратегий”, — заключает Шантикумар.