Функции провизора надо расширять

22 декабря состоялась бизнес-встреча, где представители аптечного ритейла и аналитики делились последними трендами в области продвижения продуктов и качества персонального обслуживания.

Участники рынка отметили, что сегодня, по данным DSM групп,  в московском регионе действует порядка 6 тысяч аптек, из них 2 тыс. находится в столице. В основном это крупные национальные, а также местные игроки, которые входят в ТОП 10 аптечных ритейлеров. Однако, по мнению директора DSM Group Юлии Нечаевой, крупным игрокам выгоднее работать в регионах,  где продажи гораздо выше московских.
«Рынок Москвы за сезонные месяцы март и октябрь текущего года вырос всего на 2%. Основным фактором снижения стало падение  продаж в сегменте парафармацевтики, доля которой у разных аптечных ритейлов составляет от 34% до 15%. «Особенно в этом году пострадал сегмент селективной косметики класса «Luxary». Этот сегмент по продажам падает стремительнее всех. И уже сегодня мы видим, что многие крупные ритейлеры сокращают ассортимент этой группы товаров», — подчеркивает Юлия Нечаева. По ее словам, тенденцией стало то, что крупные игроки расширяют свой ассортимент дорогими оригинальными препаратами.

В свою очередь руководитель проекта «Anti-Age.Innovation.Premium» Ирина Криулькина отмечает, что  сегодня крупные игроки начинают добавлять в свой ассортимент товары для поддержания здоровья. «Думаю, это направление сейчас в России будет активно развиваться», — говорит Ирина Криулькина.

Также производители считают, что заманивать потребителя в аптеку нужно новыми продуктами, помогающими вести здоровый образ жизни. «Сегодня выгоднее не участвовать в ценовых войнах, а расширять свой ассортимент, к примеру,  добавляя в него функциональные продукты питания», — уверен генеральный директор инновационной компании «Здоровье от природы» Константин Самойлов. По его словам,  это подтверждает и статистика. «За последние 5 лет европейский рынок БАД рос в среднем на 20%, а рынок продуктов функционального питания на 45%. Мы работаем с разным форматом ритейлов и видим, что все они копируют друг друга. На своем опыте мы столкнулись с тем, что при вводе в ассортимент аптеки товаров нового направления продажи существенно возрастают», — уверен Константин Самойлов.

Эксперты считают, что современной аптеке важно делать ставку на профессиональную консультацию и даже диагностику, повышая тем самым  уровень продаж в сегменте косметики и парафармацевтики.

О необходимости вводить и повышать образовательные программы для провизоров говорит зав. лабораторией фармэкономики  Первого МГМУ им И.М. Сеченова Роза Ягудина. «В России сложилась уникальная и противоречивая ситуация, когда люди доверяют в выборе лекарств не врачу, а аптекарю. И этот факт существует.

Многие провизоры консультируют даже по рецептурным препаратам»,- говорит Роза Ягудина. На ее взгляд, отсутствие в России образовательных программ для аптечного работника усложняет работу аптеки. «В Великобритании с 2005 г. аптечный работник, входящий в королевское фармсообщество, имеет право выписывать рецепт. В России врачи встают против такого развития аптечных услуг. Считаю, что надо повышать  роль фармацевта. Вопрос консультирования остается ключевым для аптеки.

Ассортимент есть у каждой аптеки, но потребитель всегда будет возвращаться туда, где его потребности были удовлетворены», — уверена Роза Ягудина. По ее словам, в октябре текущего года в США стартовала программа «Знай свое лекарство, знай своего фармацевта». Сегодня аптеки США предлагают не только пакет услуг по поддержке состояния здоровья, но также соответствующие корректирующие программы. Их опыт, по мнению Розы Ягудиной, может быть интересен и нам. В качестве примера она также приводит Украину, где в местных аптеках уже работают провизоры-косметологи, которые проводят диагностику заболеваний кожи прямо в аптеке.

[ФармВестник]