Лечение онлайн

[Частный Корреспондент]

Скоро у онлайн-докторов пациентов может оказаться в разы больше, чем у настоящих терапевтов да диетологов.

Консультации по Skype, диагноз по электронной почте после описания в ней же симптомов или услуга «Доктор вам перезвонит» — как вам такое удалённое лечение? Оптимисты радуются: люди с жёстким рабочим графиком, а также те, кому тяжело перемещаться по мегаполису, могут рассчитывать на доступную для них медицину. Пессимисты гневятся: это псевдолечение, за которое стоит наказывать.

Оптимисты, как ни странно, находятся в ЮНИСЕФ. Недавно они подготовили доклад, в котором утверждают, что онлайн-консультации — будущее медицины. Пока, естественно, практикующие врачи ставят диагнозы только после личного осмотра. Но реальность накладывает свои отпечатки: перемещаться по крупным городам становится всё труднее, больных из года в год, несмотря на все достижения науки, меньше не становится. Поэтому интернет — действительно нормальная альтернатива для многих. И дело не только в популяризации Сети.

Программы для iPhone уже умеют мерить пульс, а некоторые мобильные телефоны даже способны сделать кардиограмму. Наличие специального ПО фиксирует даже GPS-координаты пациента, и, если с ним что-то не так, сигнал тут же поступает в диспетчерскую. Эти услуги предоставляет компания Vitaphone, и в Германии у неё уже десятки тысяч кардиобольных клиентов.

Американская исследовательская компания PSFK по заказу ЮНИСЕФ подготовила доклад, в котором утверждает, что будущее именно за такими решениями. Личный визит к врачу вскоре станет анахронизмом. В документе, например, рассказывается о приборе, который измеряет искажение светового сигнала в разных областях глаза и автоматически отправляет эту информацию офтальмологу. Есть приложения для смартфонов, с помощью которых врач может буквально осмотреть пациента (то есть его 3D-проекцию, включая внутренние органы) и рассказать, что происходит в его организме, при помощи компьютера. Доклад также свидетельствует, что десятки тысяч американцев, часто бывающих в командировках, уже пользуются преимуществами онлайн-медицины: кто-то отправляет результаты анализов по e-mail, кто-то делает медосмотр через веб-камеру. Удалённая медицина — это уже реальность, которая, правда, пока носит лишь фрагментарно-эпизодический характер.

Кстати, стать клиентом онлайн-поликлиники — это актуально не только для вечно занятых жителей мегаполисов, но и для стран третьего мира, в которых есть серьёзные проблемы с доступностью медицины и в которых наблюдается нехватка необходимой инфраструктуры. Полезно это и в случаях, когда в городе, где находится больной, не хватает квалифицированных специалистов. Услуги, которые некогда были доступны только в кабинете врача, теперь можно получить при помощи недорогих мобильных телефонов. Специалисты PSFK говорят, что достаточно установить в смартфон необходимое ПО — и можно будет диагностировать даже рак. Информация с мобильного устройства по интернету передаётся в больницу, и уже там врачи и профессионалы реагируют на данные и предлагают варианты лечения. В отдельных случаях за врачей это может сделать и компьютерная программа.

Эксперты прогнозируют, что в будущем будет расти популярность специализированных социальных сетей, в которых пациенты будут общаться со своими врачами. В отдалённой перспективе это приведёт к массовому появлению онлайн-клиник, в которых диагнозы, отправленные по электронной почте, будут оплачиваться при помощи электронных денег.

Если говорить совсем уж строго, то онлайн-практика для врачей явление не новое. Ещё в 2008 году информагентство Reuters рассказывало об американском враче Говарде Старке, который переместил свой врачебный кабинет из вашингтонской больницы в интернет. На этот шаг терапевт-гастроэнтеролог решился ещё в 2006 году. Он вместе с помощницей Мишель Норрис-Бэлл принимает пациентов в основном по электронной почте. За первые два года работы ему удалось обслужить 14 тыс. клиентов. При этом сам врач говорит, что чувствует себя старомодным семейным доктором, который перешёл в интернет скорее из необходимости, чем из соображений выгоды. Что интересно, за диагнозы, высылаемые по электронной почте, Старк денег не берёт, вместо этого клиенты платят ему раз в год за обязательный разовый осмотр: всё-таки без личного осмотра раз в 12 месяцев не обойтись. Иногда при онлайн-консультировании случаются казусы. Например, однажды Старку написали письмо о том, что пациента укусил скорпион, и приложили фото того самого паука. «Мне же, конечно, куда полезнее было бы фото укуса», — смеётся он.

Старк опровергает популярный стереотип о том, что электронные письма бездушны и без личного контакта лечение неполноценно. По его словам, в интернете пациенту можно задать все те же вопросы, которые врач задаёт ему при личном осмотре. Старк, например, постоянно интересуется личной жизнью своих подопечных, расспрашивает о семье. Это часто даёт ему возможность лучше понять природу заболевания: обусловлено оно физически или речь просто о стрессе. Дабы убедить общественность в том, что он не шарлатан, врач рассказывает о своей ежедневной онлайн-практике другим врачам — на специальном сайте. Получается своего рода и пропаганда: с него берут пример и коллеги.

Правительство США признаёт, что на данный момент система здравоохранения в стране пребывает не в лучшей форме. Президент Барак Обама даже готовит масштабную медицинскую реформу, намереваясь сделать услуги медицины доступнее каждому гражданину. А то главная проблема с медиками в Штатах сегодня — дороговизна и труднодоступность врачей. Старк утверждает, что его метод более эффективен, чем обычное консультирование: традиционный врач в США отводит на общение с одним посетителем 10 минут, при этом работая 12 часов в день без перерыва на обед. Усталость и спешка часто приводят к неверным диагнозам. Старк же отводит на каждого клиента по полчаса и при этом всегда может связаться с ним в любое время суток. А поскольку работает он из дома, то экономит порядка 50 тыс. долларов на аренде кабинета в поликлинике. Это позволяет ему быть одним из самых дешёвых докторов в своей области в США.

Согласно последнему исследованию Pew Research Center, 61% взрослых американцев регулярно ищут в интернете медицинскую информацию. В 2000 году таких было только 25%. При этом 86% американцев обращаются к врачам, 54% используют книги и другие справочные материалы.

Но некоторые специалисты уверены: такая вовлечённость в интернет чревата. По сути, говорят некоторые, это самолечение: врач может лишь догадываться, что с вами на самом деле, если не осмотрел вас лично. При этом ответственность за неверно поставленный диагноз, конечно же, будет лежать полностью на пациенте.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения, каждый третий житель нашей страны практикует самолечение. И если раньше большинство из этих людей руководствовались советами родственников, то теперь поиск болезни нередко ведётся через глобальную сеть.

Поскольку никакие увещевания обычно не помогают, врачи просто советуют при онлайн-консультировании соблюдать несколько простых правил. Во-первых, любой диагноз настоятельно рекомендуется подтверждать у нескольких врачей в интернете. Благо их сейчас немало. Во-вторых, консультироваться с врачом в режиме онлайн можно только по не очень серьёзным недугам, по крайней мере в России. Если у вас проблемы с сердцем или опасная травма, нужно немедленно обращаться в реальную больницу. И наконец, в-третьих, надо опасаться платного онлайн-консультирования. Обычно это бесплатно, и врачи заинтересованы в таких консультациях ради привлечения новых клиентов в свои реально существующие платные клиники. Если денег требуют сразу, без знакомства, — очевидно, шарлатаны.