Лекарственное страхование: таблетки пополам

Введение всеобщего лекарственного страхования, которое еще недавно казалось делом очень далекого будущего, будет реализовано в ближайшие два года. Выступая на Гайдаровском форуме в минувшую пятницу, министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова впервые назвала даты включения программы софинансирования медикаментов (частично платит пациент, частично — государство) в систему обязательного медицинского страхования — это 2014–2015 год.

«Болевой точкой нашего здравоохранения является лекарственное обеспечение. На сегодняшний день только льготные категории граждан, которые выбрали натуральное приобретение лекарственных препаратов, получают их. Все остальное население с хроническими заболеваниями, дорогостоящими терапиями приобретает их за счет собственных средств», — напомнила Татьяна Голикова. Она отметила, что, судя по опросам, которые проводило ее ведомство, российские граждане одобряют введение лекарственного страхования для всех обладателей полисов ОМС и хотели бы, чтобы часть расходов на лекарства взяло на себя государство.

Правда, министр тут же оговорилась, что «финансовые власти относятся к этому боязливо, потому что это дополнительные ресурсы». «Это еще предстоит обсуждать», — сказала Татьяна Голикова, подчеркнув, что и сегодня, без дополнительной нагрузки в виде лекарственного страхования, ОМС испытывает финансовый дефицит в размере 100 млрд руб. в год. Не поможет решить финансовую проблему и увеличение отчислений работодателей на медицинское страхование с 3,1 до 5,1%, которое произошло с 1 января 2012 года.

По мнению экспертов, введение лекарственного страхования уже настолько назрело, что ждать больше нельзя. «Тотальное несовпадение структуры отечественного рынка лекарств, структуры потребления и структуры заболеваемости в стране говорит о том, что пока люди покупают лекарства за свой счет, они больше ориентируются на рекламу, а не на рекомендации медиков», — рассказал директор Института общественного здравоохранения Юрий Крестинский. По его словам, зачастую россияне выбрасывают значительные средства, занимаясь самолечением, но при этом не решают реальные проблемы со здоровьем. В итоге стационарам приходится иметь дело только с запущенными пациентами.

Известно, что свои варианты программы общегосударственного лекарственного страхования в последние годы готовили и представители фармацевтических объединений, и страховщики, и вузовские экономисты. Наиболее реалистичными признавались схемы, предусматривающие доплату государством застрахованному до 50% стоимости лекарств. Теперь Минздравсоцразвития должно решить, что выбрать из уже имеющихся программ и как их развить, сопоставив финансовые возможности бюджета и уровень необходимых затрат.

И именно здесь, уверен директор по исследованию и консалтингу ЦМИ «Фармэксперт» Николай Беспалов, могут возникнуть серьезные затруднения. «Мы обсчитывали наиболее оптимальную, на наш взгляд, модель, когда государство и пациент пополам платят за лекарства. И распространяется она только на рецептурные препараты, выписанные лечащим врачом, — пояснил Беспалов «МН». — При общем объеме рынка рецептурных препаратов в 2011 году в 7 млрд долл. легко посчитать, что размер государственной части может быть от 3,5 млрд долл.». Учитывая тенденцию постоянного удорожания одной упаковки лекарств в уже работающих льготных программах, считает эксперт, можно предсказать, что цена организации в России массового лекарственного страхования может быть и выше.

С другой стороны, эксперты отмечают, что корректировка лекарственной политики и структуры потребления медикаментов приведет к экономии расходов на стационарную помощь.
По оценкам директора маркетингового агентства Cegedim Strategic Data Давида Мелик-Гусейнова, экономия может достигать 4 млрд долл. в год — в эту сумму он включает стоимость оказания помощи в стационарах хронически больным пациента, выезды скорой помощи и оперативные вмешательства, которых можно было бы избежать при своевременном начале медикаментозной терапии.

Но на практике такая эффективная программа вряд ли будет реализована, считает Мелик-Гусейнов. «Скорее всего лекарственное страхование если и будет введено, то только на уровне регионов, — сказал он. — А это значит, что от региона к региону эти программы будут отличаться и ответственность по исполнению ляжет не на министра, а на региональные минздравы».

Напомним, что еще несколько месяцев назад о лекарственном страховании как о слишком дорогом проекте говорил председатель Федерального фонда ОМС Андрей Юрин. Признавая необходимость и большую социальную значимость такого решения, Юрин отводил на его реализацию значительно больше двух лет. И то только в теории. Но сейчас правительство настроено более решительно, и к тому же лоббировавшие проект представители фармбизнеса заручились поддержкой «Общероссийского народного фронта».

Эксперты отмечают, что сегодня переход к лекарственному страхованию — это вопрос политической воли. «Я очень надеюсь, что Татьяна Голикова назвала эти сроки не потому, что в 2014 году она не будет министром, а потому, что это действительно может быть сделано», — заявил Юрий Крестинский.

[Московские Новости]