Медицинские сайты теряют доверие пользователей

[GZT.ru]

Медицинские сайты теряют посетителей. Ангажированность представленных на них сведений, недобросовестная реклама и попустительство организаторов здравоохранения заставляют пользователей искать правдивую информацию в блогосфере.

Каждый 10-й запрос в Рунете касается вопросов здоровья, сообщил главный редактор компании «Медпортал» Евгений Паперный, со ссылкой на данные Yandex.ru и Google.ru. По его словам, 30%-40% пользователей, чьи запросы были связаны со здоровьем, искали сведения о болезнях. Четверти посетителей нужна была доказательная информация о лекарствах, 11% о лечебных учреждениях и их услугах, 14% хотели проконсультироваться со специалистом онлайн.

Но во многих случаях специализированные медицинские сайты предлагают посетителям лишь недобросовестную рекламу фармпрепаратов от производителей или компаний-посредников, контакты медучреждений и «советы» народных активистов. Нередко информация на них почерпнута из устаревших справочников и энциклопедий советских времен, а ссылки на качественные источники информации (к примеру, базы данных по исследованиям лекарственных и иных медтехнологий Кохрановского сообщества) отсутствуют.

Интернету веры нет

Сегодня в социальных медиа сгруппированы более 20 медицинских сообществ по 40 медицинским специальностям, и большая часть профессиональных медиков общается здесь, причем в закрытом режиме. В 298 групп входят 796 тысяч человек, рассказал член совета директоров информагентства «АМИ-ТАСС» Игорь Ланской. В 37% случаев обсуждению подвергаются вопросы педиатрии, в 18%— акушерства и гинекологии, в 13%— неврологии и нейрохирургии.

Сегодня в открытом режиме в блогосфере идут медицинские консультации, что может быть чревато ошибками «заочных диагнозов», полагают эксперты— медики. Общий тренд 2010 года— снижение доверия к медицинской информации на традиционных сайтах и уход как специалистов, так и посетителей в блогосферу и социальные медиа. Если в 2008 году информации на медицинских ресурсах доверяли 85% посетителей Интернет, то в 2009 году их осталось только 76%.

По данным главного редактора коммуникационной группы «Креаторик» Дениса Козлова, в Рунете работает только десяток медицинских ресурсов, ежедневная посещаемость которых достигает уровня 10–30 тысяч, остальные сайты довольствуются 500–1000 посещений. В блогосфере в последние 2–3 года появляется 1500 медицинских блогов ежедневно.

Ангажированность порождает кликушество

На фоне массового роста недобросовестной информации разрастается объем информации, создаваемый «народными активистами», призывающими отказаться от медицинской помощи вообще, в том числе не лечить детей, не принимать лекарств, не делать прививок, клевещущими на профессионалов, идет продвижение БАДы и альтернативной медицины с недоказанной эффективностью, население загоняют в «средневековье и мракобесие».

Зарубежный опыт использования коммуникационных интернет-каналов в интересах пациентов, медицинского сообщества и в целях борьбы с недобросовестной биомедицинской информацией в сети показывает, что государственные и общественные институты— Минздравсоцразвития, врачебные ассоциации должны противодействовать недобросовестной медицинской информации в Сети. Для этого все СМИ, распространяющие медицинскую информацию должны иметь соответствующий сертификат. ФАС должен изменить политику мизерных штрафов за недобросовестную рекламу. Но пока что не ясно, как будет существовать далее медицина в Интернет, поиску же качественных ресурсов сегодня в РФ не обучают даже студентов медицинских вузах.