Петр Белый: инвестиции в фарму

[Провизор, Лия Смекун]

Петр Белый – эксперт фармацевтического бизнеса, врач, основатель нескольких отечественны компаний фарм-рынка. С 1998 года под руководством Петра Белого развивалось направление импорта фармацевтических субстанций. Сотрудничество его компаний с крупнейшими производственными корпорациями Китая, Америки, Индии, Германии и эффективные маркетинговые стратегии воплотилось в объемный пул успешных продуктов. Сегодня мы поговорим с Петром Белым об инвестициях в фармацевтический бизнес.

— Петр, чем сегодня отечественная фарма отличается от аналогичных западных рынков?

Российский фармрынок состоит в основном из производства. На Западе основная доля фармы принадлежит компаниям, где главные роли отводятся исследованиям молекул, разработке инновационных препаратов и маркетингу. Сегодня отечественные фарм-компании отдают на аутсорсинг маркетинг, а на холдинги Америки и Европы — производство. Для этого идеально подходят заводы Китая и Индии. Кроме смещенных акцентов в России у фарм-рынка есть, конечно же, масса других особенностей. К примеру, у нас огромную роль играет филиальная сеть. Это территориальная особенность России — огромной страны. В Германии, например, у компаний есть возможность продавать продукцию прямо с основного склада – им и не нужны дистрибьюторы – всю страну можно проехать на машине за день.

— Значит ли это, что в России на дистрибьюторской сети можно хорошо заработать?
При всей значимости этого сегмента фарм-бизнеса, увы, нет. Дистрибуция перестала быть такой привлекательной, с точки зрения инвестиций, какой была раньше. Доход дистрибьюторов резко упал в связи с ведением ограничения цен на жизненно необходимые лекарственные средства. Иногда для того, чтобы сохранить когда-то завоеванную часть рынка, компании-дистрибьюторы вынуждены продавать препараты себе в убыток. Очевидно, что это могут себе позволить только очень крупные игроки фарм-рынка. Возможно, когда закончится реструктуризация, и небольшие компании вернут себе доходность.

— Исторически российский фарм-бизнес начинался с субстанций. Сейчас – это все еще прибыльный бизнес?

Серьёзных денег на субстанциях сегодня не заработать. Субстанции покупаются у поставщиков, если на них даются длительные отсрочки, цена играет главную роль. Компетенция именно в сфере субстанций здесь отступает на второй план. Это похоже на биржевую позицию: если у вас есть дешёвые европейские кредиты, которые даются под 5-7% годовых, то вы можете дать заводу длительную отсрочку, завод отрабатыает, расплачивается. Если же у вас российский кредит в 13% годовых, то вы уже не можете этого делать. И вместо слова «субстанция» можете поставить любо другое. Доходность компаний, которые поставляют субстанции, снижается и, в конце концов, приводит к результату, сопоставимому со стоимостью банковского кредита плюс какая-то региональная комиссия.

— А что вы скажете про прибыльность производства?

Так случилось, что основным конкурентным преимуществом на рынке производителей фарм-продукции сегодня стала цена. И побеждает в этой борьбе тот, у кого дешевле. Очевидно, что много заработать здесь не получится. К счастью, это касается не всех производителей, а только тех, кто не занимается выпуском, продвижением и продажей своих препаратов. В этом секторе дела обстоят значительно лучше.

— Получается, что будущее в новых продуктах?

Новые продукты делать выгодно. Стоят оригинальные препараты, как правило, дороже, врачи их любят больше, потому что они лечат более эффективно, товаропроводящие сети их тоже любят больше, потому что зарабатывают на них лучше — десять процентов с тысячи рублей больше, чем десять процентов со ста рублей. И потребитель в итоге получает новое лекарство, которое эффективнее старого.

— Можете назвать формулу успешного фарм-бизнеса сегодня?

Думаю, сегодня формула успеха такая — фармацевтическая субстанция, проданная по высокой цене в виде нового брендированного препарата. Российский фармацевтический рынок, когда речь идет о хорошем продукте и грамотном маркетинге, позволяет получать огромную прибыль. И владелец лекарственного средства, которое эффективно и узнаваемо, может позволить себе иметь очень высокую маржу, гораздо выше, чем в любых типовых индустриях.