Поможет ли бизнес отечественной фармацевтике?

[ТПП-Информ]

Значение фармакологической промышленности для государства трудно переоценить. Кроме того, для России эта отрасль является очень перспективной, однако, на настоящий момент очень слабо развитой. Модернизация фармацевтики – важнейшая задача, которая стоит как перед государством, так и перед бизнес-сообществом.

Для сравнения стоит заглянуть в уже далекий 2007 год. Основную долю российского фармацевтического рынка в то время занимали продажи через аптеки готовых лекарственных средств. Свое влияние на рынок оказывала и госпрограмма Дополнительного лекарственного обеспечения населения по некоммерческим расценкам.

Отечественные производители, особенно малые и средние, становились все менее конкурентоспособными, что связано с укрупнением бизнеса на внутреннем фармацевтическом рынке, где активно шли процессы слияния и поглощения. Соотношение отечественных и импортных препаратов на рынке составляло 22-24 % продаж отечественных препаратов к 76-78 % импортных (в денежном выражении). Иностранные производители в основном участвовали и в госпрограмме ДЛО, где доля отечественных лекарств в 2007 году оценивалась лишь в 8 %.

Уже в 2008 году начали предприниматься первые шаги по нормализации работы отечественной фармпромышленности. Министерством промышленности и торговли РФ была разработана «Стратегия развития фармацевтической промышленности РФ на период до 2020 года» («ФАРМА-2020»). Здесь стоит отметить, что до настоящего момента государство никогда не уделяло столько внимания поддержке фармпромышленности.

Стратегия предполагала переход на инновационную модель развития фармацевтической промышленности РФ. Основными задачами стратегия ставила увеличение обеспеченности населения необходимыми и важнейшими лекарственными средствами отечественного производства, а также лекарственными средствами для лечения редких заболеваний, повышение конкурентоспособности отечественной фармацевтической промышленности, стимулирование разработки и производства инновационных лекарственных средств и поддержку экспорта российских лекарств, защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции, осуществление технологического перевооружения российской фармацевтической отрасли и т. д.

Итак, по сути, «ФАРМА-2020» – это отраслевая стратегия, нацеленная на поддержку российских фармацевтических компаний. Она строилась с учетом перспектив растущего рынка отечественной фарминдустрии. Основной целью стратегии авторы заявляли создание условий для «перехода на инновационную модель развития» российской фармацевтической промышленности, но при этом достаточно схематически обозначили как механизмы, так и инструменты, обеспечивающие такой переход. Стратегия также никак не затрагивала «пограничные» вопросы – медицинского обслуживания населения, иных программ развития науки и технологий, новых правовых отношений, возникающих при взаимодействии науки, бизнеса, производства.

Не стоит забывать и о мировом финансовом кризисе 2008 года. На тот момент Россия не впервые переживала финансовый кризис. Однако ни разу до этого правительством не предпринимались столь серьезные меры по смягчению его последствий, по помощи банкам и предприятиям. Так, около 300 системообразующим предприятиям была оказана поддержка на федеральном уровне, 11 из них – фармацевтические предприятия. Таким образом, финансовый кризис не оказал существенного влияния на работу фармрынка, и доступность лекарственных средств для пациентов не ухудшилась. Однако некоторые кризисные явления все-таки постепенно проявлялись: сокращение ассортимента, снижение товарооборота, рост цен, сокращение производства, закрытие аптек, увольнение специалистов, снижение доступности в лекарственном обеспечении.

2009 год принес снижение ВВП и основных экономических показателей, но российский фармацевтический рынок вырос. Также на нем сильнее возросла роль государства. Это выражалось как в финансировании рынка, так и в законодательных началах. В 2009 году доля государственных средств на рынке составила около 25 %. Государство в полной мере исполняло свои обязательства и индексировало программу дополнительного лекарственного обеспечения. Вышли в свет ряд законопроектов, которые упорядочивали рынок по ряду направлений, включая ценообразование.

Не последнюю роль для развития фармпромышленности сыграло и совещание «О стратегии развития фармацевтической промышленности» 10 октября 2009 года в Зеленограде, которое провел Владимир Путин. Премьер, в первую очередь, говорил о том, что если не добиться инновационного прорыва в области фармацевтики, то невозможно будет решить задачу повышения доступности лекарства для граждан и обеспечить их должное качество. А именно эти показатели прямо влияют на продолжительность жизни в стране, уровень заболеваемости и смертности. Кроме того, на тот момент в стране лекарства производили около 350 предприятий, но их доля на рынке не превышала 20 % в стоимостном выражении. Остальное – импорт. То есть отечественный производитель, по сути, – гость на собственном рынке.

Уже тогда, на совещании, были выявлены задачи, стоящие перед государством и фармацевтическими предприятиями и сегодня. Во-первых, необходимо решительно менять политику государственных закупок, установить здесь четкие, прозрачные правила игры на рынке, исключить лазейки для обхода конкурсных процедур. Во-вторых, важно обеспечить изготовление на территории страны максимально широкой номенклатуры лекарственных средств, в том числе за счет размещения лицензионных производств и организации выпуска воспроизводимых препаратов – так называемых «дженериков». Необходимо определить перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов и поддержать их производство в России через институты развития. Необходима борьба с контрафактными и фальсифицированными лекарственными препаратами.

Как отметил Владимир Путин, одной из причин отставания отечественной фармацевтической промышленности является ее дезинтеграция. Поэтому, в первую очередь, необходимо стимулировать консолидацию отрасли – создавать интегрированные структуры, объединяющие разработчиков и производителей лекарственных средств. Разумеется, применять при этом рыночные механизмы. В этой связи государство могло бы предоставить заинтересованным предприятиям возможность участия в программах субсидирования процентных ставок по кредитам и техническое перевооружение. Государственные институты развития также должны предметно участвовать в разработке и внедрении в производство инновационных лекарств.

Что касается цивилизованного диалога между медицинским сообществом и фармацевтическими компаниями, то для него можно создать специальный совет рынка – по аналогии с подобными структурами в энергетике или других отраслях.

Толчок решению проблемы был дан. События развивались дальше. В августе 2010 года Минпромторг представил проект федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности РФ на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» – еще один документ (помимо «ФАРМА-2020»), который определяет стратегию развития отечественной фармпромышленности до 2020 года.

Согласно программе, за 9 лет в отрасль планируется инвестировать около 188 млрд рублей, причем за счет федерального бюджета планируется вложить почти 125 млрд рублей. По этой причине к 2020 году доля лекарственных средств российского производства должна возрасти до 50 %, а доля лекарственных средств из списка ЖНВЛС – до 90 %. Произойдет это в том числе благодаря тому, что 75 российских фармзаводов будут переоснащены, правда, что это за предприятия, в проекте не сказано. ФЦП, как и «ФАРМА-2020», должна позволить перейти фарм- и медпрому на инновационную модель развития. Отдельно отмечено, что мероприятия ФЦП разработаны на основе государственно-частного партнерства: софинансирование со стороны бизнеса на менее 25 % при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, при приобретении лицензий и организации контрактного производства.

Реализацию программы планируется осуществить в два этапа. На первом этапе запланировано преодолеть отставание отечественной промышленности от зарубежных аналогов, обеспечить импортозамещение в части производства лекарственных средств по номенклатуре из списка ЖНВЛС и производства необходимого оборудования. На втором этапе – завершить переход отечественной промышленности на модель устойчивого инновационного развития.

Проект, как декларируют в министерстве, призван решить задачу технологического перевооружения производственных мощностей до экспортоспособного уровня и создания научно-исследовательской базы для выпуска конкурентоспособной продукции.

Участники рынка позитивно оценивают данный проект, однако отмечают необходимость прописать конкретно ряд положений. Так, например, возникает вопрос, какие конкретно 75 предприятий будут перевооружены. Но важно и положительно уже то, что в программе отражены все самые острые вопросы фармпрома.

8 декабря 2010 года Владимир Путин посетил Центр высоких технологий «ХимРар», расположенный в подмосковных Химках. Предприятие специализируется на разработке инновационных лекарств и лекарственных соединений. Здесь глава правительства провел совещание по проекту вышеупомянутой ФЦП.

Премьер-министр считает фармакологию очень перспективной отраслью, однако отмечает, что в настоящее время в России она развита слабо. Путин призвал бизнес к участию в модернизации фармацевтики. По сути, предстоит построить новую отрасль, привлекательную для инвестиций, способную генерировать инновации и создавать новые рабочие места.

Подводя итоги совещания, премьер подчеркнул, что проект ФЦП должен быть доработан в тесном контакте с представителями бизнеса, чтобы найти компромиссные решения, устраивающие всех. Он попросил представителей бизнеса, в свою очередь, учесть программу при разработке собственных планов и расставить свои приоритеты так, чтобы дополнить государственные усилия и средства. Ведь для бизнесменов это реальный шанс обратить федеральные средства в собственную прибыль.

Путин призвал предпринимателей пересмотреть свои планы, чтобы бюджетные деньги, которые идут на развитие фармацевтической и медицинской промышленности, им же в конечном итоге и достались. Зарубежным фармацевтическим компаниям и производителям медицинского оборудования премьер посулил ограничение на российском рынке, если они не будут внедрять здесь свои технологии и производства.

В общем, основы для дальнейшего развития заложены хорошие. Государство делает шаги навстречу фармацевтике. А вот будет ли внимать всем призывам отечественный и зарубежный бизнес, покажет только будущее.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *