Последствия наложения административного штрафа на должностное лицо. Последствия наложения штрафа на должностное лицо
Таким образом, в предмет доказывания по делу об административном правонарушении входит момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации. Если привлечение к ответственности произошло после завершения реорганизации, то административное наказание в виде штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах исключается, поскольку организация-правонарушитель перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, а ее права и обязанности(но не ответственность, которая всегда индивидуальна) переходят к одному или нескольким самостоятельным правопреемникам.
Правоприменителем данная норма может быть истолкована как возможность привлечь вновь возникшую организацию-правопреемника к ответственности за административное правонарушение, совершенное когда-либо реорганизуемым юридическим лицом.
Подразумевается, что возможна ответственность и после реорганизации, но в пределах срока давности.
Административная ответственность юридических и должностных лиц
Налоговым кодексом РФ (ст. 23) установлен исчерпывающий перечень обязанностей налогоплательщиков (плательщиков сборов). Указанной статьей предусмотрена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Объектом предусмотренного в ней правонарушения являются общественные отношения в налоговой сфере и в области контроля за уплатой налогов.
2. В соответствии со ст. 80 НК РФ налоговая декларация как документ налоговой отчетности представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган по месту учета лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи. Порядок представления налоговой декларации в электронном виде определен Приказом МНС России от 2 апреля 2002 г. N БГ-3-32/169.
Декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. Конкретные сроки представления декларации, а также обязанность ее подачи определяются отдельно по каждому налогу.
Нарушение установленных сроков представления декларации составляет объективную сторону данного правонарушения.
3. Субъектом рассматриваемого правонарушения является руководитель организации-налогоплательщика. При этом организация как юридическое лицо, а также налогоплательщики — физические лица и индивидуальные предприниматели за нарушение сроков подачи налоговой декларации несут налоговую ответственность в соответствии со ст. 119 НК РФ.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 октября 2006 г. N 18 отмечается, что при привлечении должностного лица организации к административной ответственности по ст.
15.5 необходимо руководствоваться положениями п. 1 ст. 6 и п. 2 ст. 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) — за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
4. Субъективная сторона состава правонарушения может выражаться в форме как прямого умысла, так и неосторожности (легкомыслия или небрежности).
5. Дела о правонарушении, предусмотренном данной статьей, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).
Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица налоговых органов (п. 5 ч. 2 ст. 28.3).
Вопрос 109. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 16 КоАП РФ).
Статья 16.11. Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации
Уничтожение, повреждение, удаление, изменение либо замена средств идентификации, используемых таможенным органом, без разрешения таможенного органа, а равно повреждение утрата таких средств идентификации -
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до одной тысячи рублей; на должностных лиц – от пятисот до двух тысяч рублей; на юридических лиц – от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
1. Объектом правонарушения по данной статье являются общественные отношения, связанные с проведением таможенными органами таможенного контроля.
2. В таможенном деле идентификация применяется в целях обеспечения сохранности находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств; отождествления находящихся под таможенным контролем товаров и транспортных средств; предотвращения осуществления с такими товарами и транспортными средствами незаконных операций, в том числе обеспечение возможности обнаружения таможенным органом следов изъятия товаров, вложения товаров в транспортное средство или совершения с товарами каких-либо операций.
В соответствии со ст. 83 и 390 ТК РФ идентификация производится путем наложения пломб, печатей, нанесения цифровой, буквенной и иной маркировки, идентификационных знаков, проставления штампов, взятия проб и образцов, описания товаров и транспортных средств, составления чертежей, изготовления масштабных изображений, фотографий, иллюстраций, использования товаросопроводительной и иной документации и других средств идентификации. Данный перечень является открытым. В качестве средства идентификации могут признаваться номер грузовой таможенной декларации или средства таможенной идентификации другого государства.
ТК РФ установлены специфические средства идентификации в отношении документов (ст. 83), а также применяемые при переработке товаров (ст. 175, 189, 199).
Средства идентификации могут уничтожаться или изменяться только таможенными органами или с их разрешения (ст. 390 ТК РФ).
3. Объективная сторона данного правонарушения выражается либо в форме действия (уничтожение, удаление, повреждение, изменение, замена средств идентификации), либо в форме бездействия (утрата этих средств).
Данной статьей установлена также ответственность за замену средств идентификации, т.е. за наложение лицом другого средства идентификации.
Данный состав является формальным. Следовательно, если измененное средство идентификации использовалось в целях перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, такие действия подлежат дополнительной квалификации в соответствии со ст. 16.1 настоящего Кодекса как сокрытие от таможенного контроля путем использования поддельного средства идентификации (см. комментарий к ст. 16.1).
4. Субъектом такого нарушения могут быть как физические лица, в том числе должностные лица, так и юридические лица, виновные в совершении соответствующих действий (бездействия), либо лица, которые обязаны были обеспечить сохранность средств идентификации. Такая обязанность возложена, в частности, на перевозчика (п. 2 ст. 88 ТК РФ).
5. Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Утрата средств идентификации характеризуется виной в форме неосторожности.
6. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Статья 16.22. Нарушение сроков уплаты таможенных платежей
Нарушение сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации, -
Влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
1. Объектом правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с порядком взимания таможенных платежей, а также формирования доходной части федерального бюджета. Разграничение сферы регулирования таможенного законодательства и законодательства о налогах и сборах устанавливается НК РФ (ст. 2).
2. Объективная сторона правонарушения выражается в нарушении сроков уплаты таможенных пошлин, налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу, при реальной возможности их уплаты в установленные сроки. Системный анализ ст. 318, главы 33.1 ТК РФ и 13 НК РФ позволяет сделать вывод, что к налогам и сборам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу, относятся НДС и акциз, взимаемые при ввозе товаров. Административная ответственность за нарушение сроков уплаты таможенных сборов Кодексом не предусмотрена.
Ныне таможенные платежи при ввозе товаров должны уплачиваться вне зависимости от подачи таможенной декларации не позднее 15 дней со дня предъявления товаров в месте прибытия или со дня завершения внутреннего таможенного транзита, если декларирование товаров производится не в месте их прибытия (п. 1 ст. 329). Этой же статьей установлен ряд специальных сроков, например, при изменении таможенного режима.
Нарушение указанных сроков, а также сроков, установленных при предоставлении отсрочки (рассрочки) (ст. 333, 334 ТК РФ) либо уплате периодических таможенных платежей при временном ввозе (ст. 212 ТК РФ), образует объективную сторону данного состава.
3. Следует иметь в виду, что нарушение установленного п. 1 ст. 329 ТК РФ срока уплаты таможенных платежей в отношении товаров, находящихся на временном хранении, не влечет ответственности по данной статье, так как в соответствии со ст. 99 ТК РФ процедура временного хранения предполагает освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налогов. По истечении сроков временного хранения лицо, не уплатившее платежи, подлежит ответственности по ст. 16.16 КоАП РФ. Неуплата платежей вследствие представления недостоверных сведений влечет привлечение лица к ответственности по ч. 2 ст. 16.2.
Подчеркнем, что по данной статье лицо подлежит ответственности за действие — нарушение сроков уплаты платежей, а не за бездействие — неуплату.
Комментируемая статья может применяться только в случае, когда деяние, выразившееся в неуплате таможенных пошлин, налогов, представляет собой самостоятельное правонарушение. В случае если неуплата таможенных платежей сопряжена с недекларированием товаров, перемещаемых через таможенную границу, или с их недостоверным декларированием, деяние лица полностью охватывается составом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 или ч. 2 ст. 16.2 Кодекса, и не требует дополнительной квалификации по рассматриваемой статье (Методические рекомендации от 30 июня 2005 г.).
4. Субъектом рассматриваемого правонарушения является плательщик таможенных платежей, т.е. декларант либо лицо, на которое таможенным законодательством возложена ответственность за неуплату таможенных платежей (ст. 320 ТК РФ). Любое заинтересованное лицо, если не предусмотрено иное, вправе уплатить таможенные платежи в пользу плательщика. Очевидно, что такое лицо не является субъектом данного нарушения таможенных правил. В соответствии с ТК РФ на таможенного брокера возложена обязанность уплатить таможенные платежи (п. 2 ст. 144). Эта обязанность должна быть предусмотрена в договоре между таможенным брокером и декларантом. Соответственно, если таможенные операции от имени декларанта совершаются таможенным брокером, он будет нести административную ответственность по данной статье.
5. С субъективной стороны правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.
6. Если сумма неуплаченных налогов и сборов превышает пятьсот тысяч рублей, то необходимо рассматривать возможность привлечения лица к уголовной ответственности по ст. 194 УК РФ "Уклонение от уплаты таможенных платежей".
7. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают должностные лица таможенных органов (ст. 23.8).
Протоколы составляют должностные лица таможенных органов (ч. 1 ст. 28.3).
Вопрос 110. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти (рассмотрение юридического состава административных правонарушений, содержащихся в главе 17 КоАП РФ).
Статья 17.5. Воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя
Воспрепятствование работодателем или лицом, его представляющим, явке в суд народного или присяжного заседателя для участия в судебном разбирательстве -
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 129 | Нарушение авторского права страницы
Такая оговорка имеется в ст. 11 Налогового кодекса РФ, согласно которой «институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом».
Например,п.2ст.50НК РФ указывает: «На правопреемника (правопреемников) реорганизованного юридического лица возлагается также обязанность по уплате причитающихся сумм штрафов, наложенных на юридическое лицо за совершение налоговых правонарушений до завершения его реорганизации».
Таким образом, в предмет доказывания по делу об административном правонарушении входит момент привлечения правонарушителя к ответственности: до или после реорганизации.
административная ответственность должностных лиц и особенности привлечения
Если привлечение к ответственности произошло после завершения реорганизации, то административное наказание в виде штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах исключается, поскольку организация-правонарушитель перестает к этому моменту существовать как юридическое лицо, а ее права и обязанности(но не ответственность, которая всегда индивидуальна) переходят к одному или нескольким самостоятельным правопреемникам.
Если привлечение к имущественной административной ответственности состоялось до реорганизации, но фактического имущественного исполнения не произошло, возможно обращение взыскания на имущество правопреемника, но привлекать его к ответственности за правонарушение, совершенное его предшественником, неправомерно, так как вина отсутствует, за исключением некоторых согласованных умышленных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и сборов.
КоАП РФ, напротив, не содержит однозначного упоминания границы ответственности юридических лиц при реорганизации. Из п. 8 ст. 2.10 косвенно следует, что административные наказания применяются к юридическому лицу только до завершения его реорганизации. Тем не менее п. 7 этой же статьи гласит, что при реорганизации в ее различных формах административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. По существу, данная норма допускает возможность наступления ответственности вновь образованного (реорганизованного) юридического лица без вины.
Правоприменителем данная норма может быть истолкована как возможность привлечь вновь возникшую организацию-правопреемника к ответственности за административное правонарушение, совершенное когда-либо реорганизуемым юридическим лицом. Подразумевается, что возможна ответственность и после реорганизации, но в пределах срока давности.
Рассмотрение вины юридического лица как элемента субъективной стороны состава правонарушения(финансовое и налоговое право) посредством субъективного подхода как продукта высшей нервной деятельности людей позволяет определить вину юридического лица через вину его коллектива, но не всего коллектива, а только той его части, которая является носителем доминирующей воли, каковая и привела к совершению административного правонарушения. Носитель доминирующей в коллективе воли - администрация юридического лица, ее полномочные должностные лица, виновность которых является основой для признания организации виновной и привлечения к административной ответственности.
Таким образом, отличительные особенности субъективной стороны административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, проявляются в следующем:
Во-первых, вина юридического лица в совершении административного правонарушения есть субъективное отношение к противоправному деянию коллектива этого юридического лица, но определяемое по преобладающей воле, под которой прежде всего понимается воля администрации (органов управления) организации, ее полномочных должностных лиц, а также иных лиц, имеющих право давать обязательные указания в пределах структуры юридического лица. В этом случае вина юридического лица, рассматриваемая посредством субъективного подхода как продукт высшей нервной деятельности людей, должна пониматься как выражение вины должностных лиц администрации и считаться доказанной только при наличии установленной вины должностного лица;
Во-вторых, вина юридического лица может быть рассмотрена с объективных позиций как вина организации с точки зрения государственного органа, осуществляющего наложение административного взыскания. Только государственный орган, осуществляющий административно-юрисдикционную деятельность, может и должен решить, имелась ли у юридического лица объективная возможность совершить необходимые действия и не допустить совершения административного правонарушения.
Административная ответственность юридических лиц
Административная ответственность юридических лиц часто отождествляется с ответственностью лиц должностных, однако это не одно и то же. Об особенностях административной ответственности юридических лиц, формах, в которых она может проявляться, основаниях для ее применения и иных нюансах, с ней связанных, пойдет речь в нашей статье.
При каких условиях наступает административная ответственность юр. лиц
К административной ответственности могут привлекаться не только для физические, но и юридические лица - в случаях, когда ими совершаются определенные правонарушения, оговоренные КоАП РФ или иными законодательными актами, действующими на территориях субъектов РФ.
Получается, что для наступления административной ответственности юридического лица необходимо, чтобы последнее нарушило требования КоАП или какой-либо закон субъекта РФ. При этом организация может быть признана виновной и привлечена к административной ответственности только тогда, когда ее ответственные лица знали о своей обязанности и имели возможность для ее исполнения, однако пренебрегли возложенными законом обязанностями по тем или иным причинам.
Важным условием для наступления административной ответственности юридического лица является факт строгого соблюдения процессуального законодательства в области привлечения к такой ответственности. Привлечь к ответственности юридическое лицо может только специально уполномоченное государством на совершение таких действий должностное лицо государственного органа или структуры. При этом должна быть соблюдена особая процедура, а виновному дается право на защиту и обжалование принятого решения.
Особенности административной ответственности юридических лиц
Особого внимания заслуживают вопросы, касающиеся распределения административной ответственности юридических лиц между вновь созданными предприятиями путем их слияния или присоединения, разделения или преобразования. Ответ на такие вопросы дает ст. 2.10 КоАП РФ.
Данная статья регламентирует порядок наступления административной ответственности юридического лица:
— При слиянии 2 и более юр. лиц с целью образования нового административная ответственностьнаступает для вновь созданного (образованного в процессе слияния) предприятия.
— При разделении виновной организации на 2 или более новых административная ответственность юридического лица будет распределяться не равными частями или частями пропорционально полученным долям в имуществе (именно так считают многие), а с учетом данных, отраженных в разделительном балансе. То есть отвечать в административном порядке придется тому из новообразованных юр. лиц, к которому в соответствии с этим балансом перешло имущество или права (в частности, по договорам), связанные с допущенным правонарушением.
— В случае же присоединения все довольно просто: даже если присоединяемое юр. лицо совершило правонарушение до момента осуществления процедуры присоединения, отвечать за его поступки придется «старшему брату», т. е. тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось.
— Если же вести речь о преобразовании юр. лица в какую-либо иную форму, то административная ответственность юридического лица при этом не исчезает. Это означает, что вновь созданная компания, независимо от ее организационно-правовой формы, все равно обязана ответить по всем обязательствам преобразуемого юридического лица, в том числе и относительно административной ответственности.
Важным тут является и тот аспект, что законодатель (о чем говорится в ч. 7 ст. 2.10 КоАП РФ) прямо указывает на то, что согласия нового юр. лица для привлечения его к ответственности такого рода не требуется. Более того, сама административная ответственностьнаступает совершенно независимо от того, было ли новому юридическому лицу ранее известно о допущенном правонарушении.
Помимо этого в ситуациях, когда у единоличного исполнительного органа юр. лица имеется именно такой статус, к нему также применима административная ответственность юридических лиц.
Какие правонарушения административного плана наказуемы
Административная ответственность юридического лица, как было сказано выше, может наступить при допущении нарушений требований, предусмотренных КоАП или актами субъектов РФ. Административные нормы различны, потому отвечать за содеянное, в зависимости от конкретного правонарушения, могут: только физические или только юридические лица, только ИП, либо все категории лиц. При этом ч. 2 ст. 2.10 КоАП РФ указывает на то, что если статья прямо не определяет круг лиц, к которым применимы положения определенных правовых норм, то это означает, что они могут распространяться и на юр. лиц, и на физ. лиц, и на индивидуальных предпринимателей.
Какие виды административной ответственности юридических лиц существуют
Административное право не пестрит многообразием возможных санкций. Это условие касается и юр. лиц. На сегодняшний день для них предусмотрено 3 вида наказаний: штраф, конфискация предмета, который использовался при совершении правонарушения, или приостановление деятельности предприятия на определенный период.
Кстати, необходимо сказать, что даже 2 первых вида могут быть достаточно болезненными для организации. Например, суммы штрафов при привлечении административной ответственности юридических лиц могут составлять несколько сотен тысяч рублей, что для малых организаций, разумеется, может обернуться не только ощутимыми затратами, но и фактической угрозой дальнейшей жизнеспособности предприятия.
Конфискация предмета, которым было совершено правонарушение, применяется не слишком часто, однако такая санкция все же имеет место. Конфисковать, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, могут технику, оборудование, инструменты, приспособления, документацию и иные вещи, так или иначе способствовавшие правонарушителю в совершении деяния.
Наиболее серьезным видом административной ответственности юридических лиц является приостановление деятельности. В среднем период приостановления составляет до 1 месяца, и за этот период предприятие может понести существенные убытки, недополучить прибыль или даже лишиться определенного места на рынке.
Различия в административной ответственности для юридических и должностных лиц
Еще один вопрос, требующий рассмотрения в рамках данной темы, - это соотношение административной ответственности юридических лиц с ответственностью такого рода лиц должностных. Нужно помнить, что далеко не всегда ответственность возлагается на юр. лицо. Иногда бывают и такие ситуации, при которых санкции применяются к должностным лицам организации, трудовым договором и должностной инструкцией которых предусмотрено совершение ими действий, направленных на обеспечение соблюдения требований закона, и которые силу каких-либо обстоятельств допустили нарушение правовых норм или совершили правонарушение.
Сразу следует заметить, что Кодекс об административных правонарушениях приравнивает должностных лиц организаций (то есть лиц, которые постоянно, временно или на основании специального поручения исполняют определенную работу) к тем лицам, которые осуществляют свою деятельность без образования юр. лица. Разница между административной ответственностью юридических лиц и ответственностью лиц должностных состоит не только в видах санкций, но и в их объемах.
К должностным лицам применяют штрафы (штраф - это вообще самая распространенная форма санкций в административном праве) и ограничение права такого лица в течение определенного времени занимать ту или иную должность. При этом штрафы - это довольно часто применяемый на практике способ наказания, лишение же права на ту или иную работу применяется гораздо реже. Причем в большинстве своем применяется в случаях, когда имеет место «административный рецидив», то есть когда лицо, уже привлекавшееся к ответственности за определенное правонарушение, повторно совершает аналогичные действия.
Следует помнить и о том, что административная ответственность юридического лица предполагается как в виде самостоятельного наказания, так и в совокупности с привлечением к таковой еще и должностного лица компании/организации, допустившего совершение правонарушения.
Стоит также отметить, что на практике нередки ситуации, когда организации пытаются избежать административной ответственности юридических лиц, перекладывая ее на сотрудников с определенными должностными полномочиями. Подобное положение объясняется тем, что административная ответственность юридических лиц предполагает гораздо больший ее объем, чем ответственность лиц должностных. Разумеется, такое поведение находится, так сказать, на грани закона, однако позволяет юр. лицам избежать крупных штрафов.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ
КоАП РФ Статья 2.10. Административная ответственность юридических лиц
1. Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В случае, если в статьях разделов I, III, IV, V настоящего Кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.
3. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
Привлечение к административной ответственности директора после увольнения
При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо.
5. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение.
6. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо.
7. В случаях, указанных в частях 3 — 6 настоящей статьи, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо от того, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации.
8. Административные наказания, назначенные в соответствии с пунктами 2 — 4 части 1 статьи 3.2 настоящего Кодекса юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений частей 3 — 6 настоящей статьи.
9. В случае совершения административного правонарушения единоличным исполнительным органом юридического лица, имеющим статус юридического лица, административное наказание назначается ему в пределах санкции, предусмотренной для юридических лиц.
По статистике самым распространенным видом административного наказания является административный штраф, который устанавливается Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ). Административный штраф представляет собой административное наказание имущественного характера и имеет денежную форму, которая выражается во взыскании с нарушителя в доход бюджета определенной суммы денежных средств. Административный штраф предусмотрен в качестве наказания в большинстве статей Особенной части КоАП РФ. Субъекты административной ответственности Субъект административной ответственности, - лицо, совершившее правонарушение и подлежащее на этом основании административному наказанию. Действующее административное законодательство устанавливает две группы субъектов административной ответственности: физические лица и юридические лица (организации).
Post navigation
Следует помнить, что привлекать к ответственности могут в течение установленного законом срока (обычно срок давности составляет два месяца). То, что Вы как руководитель были привлечены к ответственности вовремя, не дает права наказывать организацию за пределами двухмесячного срока, и в этом случае можно говорить об освобождении компании от ответственности. К примеру, налоговая инспекция вынесла постановление о наложении на организацию штрафа (30 тыс.
руб.) за неприменение кассового аппарата, однако впоследствии суд отменил это постановление. Дело в том, что протокол об административном правонарушении был составлен в отношении руководителя компании, а к ответственности налоговики хотели привлечь организацию.
Возложение административного штрафа
Приведу пример. На предприятии при работе на линии, находящейся под напряжением, произошел несчастный случай. Представитель трудовой инспекции установил, что администрация предприятия нарушила статью 228 Трудового кодекса, а именно не сохранила обстановку в неприкосновенности в том виде, в каком она была на момент несчастного случая. За это руководителя компании вправе оштрафовать на 15 тыс.
руб., а предприятие на 3050 тыс. руб.
Внимание
Но протокол об административном правонарушении был составлен лишь в отношении директора. В ходе беседы с инспектором директор пояснил, что именно он распорядился продолжить работы, так как иначе срыв рабочего графика мог повлечь неблагоприятные последствия (отключение электроснабжения потребителей). При этом директор проследил, чтобы обстановка была максимально сохранена.
Инспектора удовлетворили пояснения директора, и он не стал штрафовать предприятие.
Штраф на должностное лицо
Нарушение правил работы с наличными деньгами Все свободные денежные средства предприятия обязаны хранить в банках. Кроме того, Вы как руководитель предприятия несете ответственность за выполнение ряда требований при оборудовании кассы предприятия: она должна находиться в изолированном помещении, а деньги можно хранить лишь в сейфе, прикрученном к стенам или полу. Также государство регулирует расчеты наличными между юридическими лицами.
Покупатель (юридическое лицо) не вправе заплатить Вам наличными, если сумма сделки по одному договору превышает 100 тыс. руб. (указание ЦБ РФ от 20.06.2007 №1843-У). За нарушение правил работы с наличностью предусмотрены внушительные штрафы. Для юридических лиц от 40 тыс. до 50 тыс., а для должностных лиц от 4 тыс.
до 5 тыс. руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).
Когда должностное лицо несёт административную ответственность?
Поскольку у нас такой не было, то при нас составили протокол только на юр.лицо. На должностное лицо будут составлять отдельно и вышлют по почте. Еше одна нехорошая вещь: штрафов будет тоже 2 на каждое правонарушение - и на юридическое лицо и на должностное.
На мой вопрос почему? Отвечают: что мол их так заставляет делать прокуратура. Новость № 3: я конечно не юрист и за измениями кодексов не слежу,но - 31 марта вышли измения к КоАП, в котром суммы штрафов увеличены на порядок! Например за отсуствие лицензии на недропользование на юр.лицо может быть наложен штраф от 300 до 500 тыс. И на должностное лицо за то же нарушение выписали штраф в размере 20 000,00 руб, возможно ли избежание этого штрафа если з/п составляет 7 000,00 руб.в месяц и на иждивение имеется жена и ребенок.
25 Декабря 2013, 15:11 Надежда, г. Казань Уточнение клиента на должностное лицо уже выписали штраф 20 000,00 руб.
Чем грозит административный штраф должностному лицу, физ лицу?
Инфо
Если по этой статье будет привлекаться к административной ответственности индивидуальный предприниматель, то ему будет назначено наказание, в размерах, которые предусмотрены для должностного лица - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции. Возложение административного штрафа на юридическое лицо Статья 2.10. КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц.
Раздел II (Особенная часть) Кодекса содержит составы административных правонарушений, за совершение которых подлежат ответственности только юридические лица (п.1 ст. 2.10. КоАП РФ). Например, глава 6, так же относящаяся к разделу II Кодекса, содержит перечень правонарушений, посягающих на здоровье граждан и их санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Ошибка 404 — страница не найдена
Пример из судебной практики в сфере здравоохранения Главный врач одного из муниципальных бюджетных учреждений здравоохранения был оштрафован за эксплуатацию рентгеновского кабинета без санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на флюорографе, как того требует п. 2.5 СанПиН 2.6.1.1192-03 «Гигиенические требования к устройству и эксплуатации рентгеновских кабинетов, аппаратов и проведению рентгенологических исследований». Суд установил, что согласно трудового контракта, должностной инструкции главного врача, именно в обязанности главного врача входит получение в соответствующих органах санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии условий труда при работе на рентгенографическом оборудовании.
- Правовые ресурсы
- Подборки материалов
- Штраф на должностное лицо
Подборка наиболее важных документов по запросу Штраф на должностное лицо (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Нормативные акты: Штраф на должностное лицо «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 07.03.2018) Статья 2.4. Административная ответственность должностных лиц Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Штраф на должностное лицо Путеводитель по корпоративным процедурам.
Порядок проведения внеочередного общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью Нарушение порядка подготовки общего собрания участников ООО влечет привлечение к административной ответственности должностных лиц — от 20 до 30 тыс. руб.; на юридических лиц — от 500 до 700 тыс. руб. (ч.
Чем чреваты штрафы для должностного лица
Наравне с должностными лицами за совершение административного правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций так же несут административную ответственность руководители и другие работники иных (частных) организаций, арбитражные управляющие. Кроме того, указанная статья содержит перечень лиц, чья служебная функция предусматривает административную ответственность как у должностных лиц за совершение определенных видов правонарушений, предусмотренных КоАП РФ. К данной категории относятся, в частности, лица, осуществляющие функции члена комиссии по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы и некоторые другие.
При этом оно должно осуществлять организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. Задача юриста – доказать, что компания сделала все, чтобы должностное лицо соблюдало законодательство. Тогда накажут лишь это должностное лицо. Например, одна торговая компания была оштрафована на 30 тыс. руб. за то, что покупателю не был выдан чек. Однако суд отменил штраф, указав, что компания сделала все возможное, чтобы продавец выбил чек (приобрела кассовый аппарат, зарегистрировала его, ознакомила продавца с должностной инструкцией, в которой сказано о его обязанности выбивать чеки). В качестве доказательств, снимающих вину с юридического лица, могут фигурировать:
- должностные инструкции, в которых подробно расписаны обязанности работника и его ответственность;
- подпись работника (в трудовом договоре, отдельном журнале и т.
Важно
КоАП РФ). Дисквалификация мера наказания, предусмотренная для руководителя компании, применение этой меры означает, что он на определенный период лишается права занимать руководящую должность. Минимальный срок дисквалификации шесть месяцев, максимальный три года (ст. 3.11 КоАП РФ). Дисквалифицировать Генерального Директора могут, например, за повторную задержку выплаты заработной платы, за неустраненное нарушение норм пожарной безопасности, за распространение ложных сведений о конкуренте.
Приостановление деятельности это мера, предусматривающая временное прекращение работы компании, ее филиалов, представительств, а также структурных подразделений. Как правило, эта санкция затрагивает производственное предприятие. Максимальный срок 90 суток (ст. 3.12 КоАП РФ).
- если административное правонарушение совершено впервые;
- если административное правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- замена административного наказания может быть осуществлена при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, ….., а также при отсутствии имущественного ущерба.
Указанное положение распространяется не только на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к указанной категории лиц, но и на руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно - распорядительных или административно - хозяйственных функций (часть 3 статьи 1.4 КоАП РФ).
Бывает, что по результатам неналоговых проверок (например, «кассовых» или «пожарных») проверяющие выписывают административный штраф не на фирму, а на руководителя как на должностное лицо. Заметим, что в этом случае размер штрафа, как правило, в разы меньше.
Вот характерный пример для сравнения: штраф за нарушение порядка работы с наличностью и порядка ведения кассовых операций, накладываемый налоговикам истатьи 15.1 , 23.5 КоАП РФ , составляет для организации 40 000- 50 000 руб., а для руководителя - 4000- 5000 руб.
Мы благодарим за предложенную тему статьи главного бухгалтера ФГУП «Рыбоводный завод “Взморье”» Левченко Ларису Евгеньевну, г. Азов Ростовской обл.
Зачастую директора, недолго думая, передают постановление о наложении штрафа в бухгалтерию, а она покорно этот штраф уплачивает. При этом возникает вопрос: нужно ли включать сумму «директорского» штрафа в облагаемую базу по НДФЛ и страховым взносам?
Прежде чем дать ответ, скажем вот что. По-хорошему, административный штраф должен быть уплачен тем лицом, которое привлечено к ответственност ич. 1 ст. 3.1 , ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ , то есть самим руководителем. Но в том, что вместо него это сделает организация, ничего страшного нет. Надо только указать в назначении платежа примерно следующее: «По постановлению (дата и номер), за (ф. и. о. руководителя)». Иначе перечисленные деньги могут затеряться, и когда истечет срок, отведенный на уплату штраф ач. 1 ст. 32.2 КоАП РФ , директора могут дополнительно оштрафовать за неуплату первоначального штраф ач. 1 ст. 20.25 КоАП РФ .
ПРЕДУПРЕЖДАЕМ РУКОВОДИТЕЛЯ
Если штраф директора будет уплачен со счета фирмы, с ближайшей его зарплаты придется удержать дополнительный НДФЛ в размере 13% от этой суммы, а также начислить с суммы штрафа страховые взносы.
Теперь об НДФЛ. В нашей ситуации налицо доход руководителя, полученный в натуральной форм ест. 41 , п. 1 ст. 210 , подп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ . Поэтому в месяце, когда был перечислен штраф, нужно включить его сумму в облагаемый доход руководител яподп. 2 п. 1 ст. 223 , пп. 1 , 6 ст. 226 НК РФ .
На сумму уплаченного за директора штрафа также придется начислить взносы в ПФР и ФСС. Вот что сказал специалист пенсионного ведомства.
ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Заместитель управляющего Отделением Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области
“ В данном случае штраф, который организация уплатила за своего руководителя, считается выплатой, начисленной в пользу физического лица в рамках трудовых отношени й