Рейтинг: Крупнейшие аптечные сети России по итогам 2011 года

На протяжении минувшего 2011 г. представители розничного сегмента российского фармацевтического рынка испытали на себе всю силу и разнообразие форм государственного регулирования. И если когда-то существовал миф о сверхвысокой доходности розничного бизнеса, то сейчас он однозначно развеян. Введение госрегулирования максимального уровня наценок на препараты, входящие в перечень ЖНВЛП, и периодически возникающие сложности с регистрацией цен производителями на находящиеся в списке препараты (что несколько раз приводило к перебоям отпуска ряда лекарственных средств в аптеках) уже не воспринимается как нечто катастрофическое. С одной стороны, к такому порядку привыкли, с другой, — у розничного бизнеса появились более насущные проблемы: рост налоговой нагрузки, связанный с отменой ЕНВД, повышение страховых взносов во внебюджетные фонды.

Тем не менее, законодательные нововведения в некоторой степени послужили стимулом для самоорганизации игроков рынка и выходу на первый план качественных характеристик ведения бизнеса и его развития. Важными тенденциями стали уход от моноформатности, смещение акцента на качественное развитие и усиление процессов консолидации существующих игроков. Одним из знаковых явлений последнего времени стало повсеместное внимание к формату дискаунтеров. Нарастающий процесс консолидации, ознаменовавшийся в минувшем году рядом крупных сделок, с течением времени, по всей видимости, будет только усиливаться. Данный процесс закономерен для высококонкурентного рынка. Об этом свидетельствует также рост активности инвестиционных компаний. В 2012 г. рынок ожидает несколько других крупных сделок, среди которых — продажа крупной межрегиональной сети «Доктор Столетов», а, возможно, и государственных «Столичных аптек».

ТОР 15 российских аптечных сетей по доле в денежном выражении на коммерческом розничном рынке ЛС по итогам 2011 г.

Рейтинг Аптечная сеть Местонахождение головного офиса Количество точек на 1 января 2012 Доля на коммерческом розничном рынке ЛС, %
2011 2010****
1 Ригла Москва 694 2,55 2,38
2 Аптеки 36,6 Москва 1005 2,33 2,47
3 А5 Group (включая Мособлфармацию и Социальные аптеки) Москва 1371 1,99 1,61
4 Алфега Аптека*** Москва 720 1,56 0,83
5 Фармакор* С.-Петербург 399 1,51 1,66
6 Имплозия* и ** Самара 741 1,29 1,38
7 Фармаимпекс Ижевск 288 1,22 1,09
8 АСНА*** и 2 Москва 154 1,11 0,87
9 UMG*** и 1 Москва 397 1,00 0,86
10 Радуга С.-Петербург 514 0,99 0,79
11 Старый лекарь (включая 03 Аптеки)* Москва 247 0,93 0,94
12 Самсон-Фарма Москва 20 0,82 0,74
13 Доктор Столетов Москва 406 0,81 0,81
14 Вита** Самара 370 0,74 0,79
15 Фармленд Уфа 207 0,70 0,65
Источник: ЦМИ «Фармэксперт»

* С учетом аптек, работающих с компанией по договорам франчайзинга
** Экспертная оценка
*** Сети ассоциативного типа
**** Доли аптечных сетей за 2010 г. были скорректированы в связи с уточнением порядка классификации гомеопатических лекарственных средств при осуществлении расчётов

1 United Marketing Group – компания, управляющая маркетингом объединения аптечных сетей; в расчёты включены показатели сетей 120 на 80, Антей, Артемида, Соус, Валета, Горздрав, Инфармация, Максифарм, Медснаб КЧР, Нектар, Столица-Медикл, Фарматека, Царева Аптека, A.V.E, Здоровье

2 Ассоциации Независимых Аптек; в расчеты включены показатели аптечных сетей АСНА, Сердечко, НоваВита, Московская аптека

[ФармЭксперт]