Social Responsibility в производстве орфанных препаратов

Не секрет, чorphannyje_lekarstva_i_sotzialnaja_otvetstvennostто на разработке и производстве орфанных препаратов компании не заработать. Годы исследований и десятки миллионов потраченных долларов — не лучшая перспектива для работы на рынке редких заболеваний.

В Европе редким считается заболевание, которым страдает 1 человек из 2000 (в расчет принимаются серьезные, угрожающие жизни, хронические заболевания). В США редкой является болезнь, поражающая меньше 200,000 человек. В России орфанным принято считать болезнь, регистрируемая в 10 случаях из 100,000. Таких болезней в России более 80, а пациентов — около 13,000. При этом, по данным Европейской организации по редким заболеваниям, в Европе зарегистрировано от 5 до 7 тысяч редких заболеваний.

При всем том, работа с орфанными препаратами вполне способна принести не только социальную, но и реальную коммерческую выгоду.

Первоначальным толчком, побудившим фармкомпании обратить свои взоры на редкие препараты, стали законодательные меры финансового стимулирования таких производителей. По этой причине, производителей орфанных препаратов до сих пор рассматривают, как либо не преследующих коммерческой выгоды, либо рассчитывающих на поддержку на государственном уровне.

Специалист по исследованию рынка орфанных заболеваний Изабель Шаламон, вместе со своими коллегами, проанализировали факторы, побуждающие компании взяться за разработку и производство редких препаратов. Для этого были опрошены менеджеры европейских и американских производителей, а также изучены существующие данные на рынке биофармацевтики. Кроме того, были изучены методы коммуникации о социальной ответственности таких компаний, касаемо их работы с орфанными препаратами.

Выяснилось, что при выходе в этот сегмент, экономический фактор является не последним критерием оценки перспектив. Все компании указали экономические и технологические возможности, как важный аспект. При этом, большая часть исследуемых компаний мотивировали свой выход на этот сегмент, скорее, этическими соображениями и фактором социальной ответственности, которые стали неотъемлемой частью их корпоративной культуры. Отметим также: при том, что социальная ответственность занимает большую часть в коммуникационной стратегии фармацевтических компаний, упоминание об орфанных препаратах встречается не так часто. Этому моменту исследователи предлагают уделить значительно большее внимание.

В частности, больший фокус на эту тему в сфере GR (Government Relations) может поспособствовать усилению государственных мер стимулирования, чего также, по мнению аналитиков, не хватает сегодня производителям редких препаратов.