Спор за «Антигриппин»

[Sostav.ru]

На днях в ряде СМИ прошла информация, что группа компаний «Протек» подписала соглашение о приобретении за 60 миллионов долларов 100% бизнеса и активов ООО «Анвилаб», которое, по данным журналистов, является правообладателем товарного знака «Лаборатория АНВИ» (ранее называлась НПО «Антивирал»). В рамках сделки, которую стороны собираются закрыть в течение двух недель, покупатель получит права на 42 товарных знака и обозначения, в числе которых один из наиболее покупаемых брендов «Антивирала» – безрецептурный лекарственный препарат «АнтиГриппин-Максимум» (составляет около 85% продаж компании).

В тоже же время, 16 июня этого года ФАС возбудила дело в отношении «Антивирала» по выявленным признакам нарушения закона о защите конкуренции, которые касаются незаконного использования компанией обозначений «АнтиГриппин-Максимум» и «АнтиГриппин-Анви», являющимися сходными до степени смешения с товарным знаком «АнтиГриппин», правами на который обладает ЗАО «Натур Продукт Интернэшнл».

Однако, как заявил гендиректор «Натур Продукта» Владимир Поляков, у «Антивирала» не было товарных знаков на обозначение данного препарата, а также патентов на изобретение, относящиеся к этому лекарственному препарату. Таким образом, имеющийся же у «Антивирала» патент на дизайн упаковки препарата «Антигриппин-Максимум» не предоставляет правообладателю каких-либо исключительных прав на использование обозначения «Антигриппин-Максимум» для маркировки лекарственных препаратов. К тому же, это обозначение является сходным с товарным знаком компании «Натур Продукт Интернэшнл», включающими в себя обозначение «АнтиГриппин» (исключительными правами на которые обладает «Натур Продукт Интэрнешнл» в отношении широкого перечня товаров 5 класса МКТУ, к числу которых относятся и фармацевтические препараты).

Лекарство против гриппа и простуды под названием «АнтиГриппин» в 1995 году разработала компания «Натур Продукт». Он был зарегистрирован в Минздраве РФ в 1996 году, после чего регистрационные удостоверения на «АнтиГриппин» регулярно возобновлялись. Одновременно с регистрацией препарата в Минздраве «Натур Продукт» подала в Роспатент заявку на охрану в качестве комбинированного товарного знака этикетку препарата и также получила регистрацию. Тогда же, 15 лет назад, «АнтиГриппин» впервые появился и в аптеках.

Через пять лет «Антивирал» зарегистрировал в Минздраве препарат с практически аналогичным названием – «Антигриппин-Анви», а еще спустя несколько лет этой же компанией было выпущено на рынок еще одно лекарство под названием «Антигриппин-Максимум».

В компании «Натур Продукт» уверены, что «Антивирал», маркируя свою продукцию обозначением, в которое целиком входит название лекарственного препарата, осознанно вводит потребителей в заблуждение относительно производителя этих препаратов, а также самих препаратов, которые имеют различные составы.

Само обозначение «антигриппин» использовалось еще до 1996 года в некоторых аптечных прописях антигриппозного и противопростудного действия. Но, несмотря на это, препараты имели различную рецептуру, фармакологическую эффективность, сохраняли свои лечебные свойства очень короткое время и не ассоциировались у потребителей с конкретным производителем. Это свидетельствует о том, что название не выполняло главную функцию товарного знака – индивидуализация товара и его производителя.

Высокую различительную способность обозначение «АнтиГриппин» приобрело благодаря действиям «Натур Продукта». Это подтверждается как результатами социологических исследований большого количества потребителей в различных городах России, так и решениями федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о регистрации на имя компании «Натур Продукт Интернэшнл» не только комбинированных, но и словесного товарного знака «АнтиГриппин». В итоге, «АнтиГриппин» от «Натур Продукта» стал первым промышленно произведенным лекарственным средством, применяемым для лечения гриппа и простуды.

Исходя из сложившейся ситуации, компания «Натур Продукт» считает, что ей нанесен материальный и репутационный вред. «НПО «Антивирал» за счет производства препаратов, маркированных сходными до степени смешения с «АнтиГриппином», увеличило продажи собственных лекарственных средств. Получается, что таким образом эта компания получила необоснованное преимущество на рынке за счет более низких затрат на введение нового лекарственного средства на рынок и увеличение объемов его продаж за счет переключения части потребителей с продукции «Натур Продукта» на препараты компании», — подытожил Владимир Поляков. Добавив, что «Натур Продукт» намерен отстаивать свою позицию до конца и «надеется  на справедливость со стороны ФАС».