Украина: Spar откроет аптеки

[Коммерсантъ-Украина]

Владелец «Spar-центра» Сергей Касьянов занялся аптечным бизнесом – у продуктовых магазинов компании теперь будут открываться точки «Spar Аптека». Открытие аптек увеличивает поток потребителей для обеих структур – этим путем уже пошли «Велика кишеня» и Fozzy Group.

«Spar Аптеки» будут открываться в продуктовых магазинах компании или рядом с ними. «Мы опираемся на опыт наших российских коллег – франчайзера Spar в Тульском регионе. В Украине мы пока будем развивать аптеки самостоятельно, без франчайзеров»,– сообщил совладелец «Spar-центра» Сергей Касьянов. Сейчас «Spar-центр» объединяет 21 магазин. До конца следующего года компания планирует открыть примерно 11 аптек, площадь которых составит от 50 до 150 кв. м, ассортимент – около 400 тыс. наименований.

Помимо Сергея Касьянова, развитием супермаркетов голландской Spar в Украине занимается еще одна компания – «Spar-Луганск» предпринимателя Андрея Мельника. Но она пока не планирует заниматься аптечным бизнесом, уточнил директор департамента стратегического развития ICD Investments (основной владелец – Сергей Касьянов) Александр Перов. По его словам, инвестиции в открытие одной аптеки составят порядка 350 тыс. грн. В некоторых магазинах Spar уже работают аптеки. Например, в Днепропетровске – региональная сеть «Руан». Не исключено, что соглашение с этой сетью будет разорвано, уточнил Александр Перов.

Сейчас собственные аптечные сети есть всего у двух операторов продуктовой розницы – «Великой кишени» («Велика аптека») и Fozzy Group («Будь здоров» и «Белая Ромашка»). Аптеки – одни из наиболее востребованных магазинов для супермаркетов и торговых центров, сообщил вице-президент по маркетингу Fozzy Group Михаил Дудник. «В то же время аптекам выгодно открываться рядом с продуктовыми магазинами. Подобная синергия обеспечивает повышение трафика в обеих точках»,– добавил генеральный директор «ТАС-Фарма» (сеть аптек TAS) Валерий Гудзенко.

По словам господина Гудзенко, аптечный рынок сильно зарегулирован, также для открытия точек необходимы дополнительные лицензии. «Кроме того, аптечный и продуктовый бизнесы сильно отличаются. Поэтому управлением ‘Великой аптекой’ и ‘Великой кишеней’, например, занимаются разные команды менеджеров»,– отметил директор инвестбанковского подразделения ИК Dragon Capital Андрей Пивоварский. С другой стороны, на руку ритейлерам неконсолидированность рынка: из 18 тыс. аптечных пунктов в стране только 15% приходится на сети. «Среди потребителей нет приверженцев той или иной аптеки, им все равно, под каким брендом она работает»,– сказал господин Пивоварский. Неконсолидированность рынка является одной из причин, вынуждающих операторов продуктовой розницы открывать собственные аптеки. «Когда мы начали открывать свои аптеки, не было сильных форматных сетей, с которыми можно было бы договариваться о сотрудничестве»,– объяснил господин Дудник.