Украина: ценовое регулирование лекарств

Не так давно вступило в действие постановление КМУ от 08.08.2011 г. № 932 «О совершенствовании государственного регулирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, закупаемые за счет средств государственного и местных бюджетов», которое вызвало очередной резонанс в профессиональных кругах. В настоящее время обсуждаются возможности усовершенствования этого документа, так как в текущей редакции он вызывает протест со стороны фармацевтических производителей, прежде всего украинских, и может спровоцировать срыв государственных закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Попробуем рассмотреть ключевые моменты, связанные с ценовым регулированием на рынке лекарственных средств.

Целью любого государства является обеспечение доступности лекарственных средств для различных слоев населения. При этом в период мирового экономического кризиса в результате экономической рецессии правительства многих стран начали искать пути сокращения государственных расходов на здравоохранение. В некоторых государствах практикуется регулирование сегмента реимбурсируемых лекарственных средств, при этом важно понимать, что это страны с высоким уровнем расходов на здравоохранение и, соответственно, высоким уровнем потребления дорогостоящих, например оригинальных, препаратов. Безусловно, в таких условиях, где есть потенциальные ресурсы для экономии, государство с целью сокращения объема финансирования стимулирует замещение оригинальных препаратов их генерическими версиями. В Украине, в свою очередь, это неактуально ввиду крайне низкой доли потребления оригинальных лекарственных средств как в госпитальном, так и в розничном сегментах фармрынка (рис. 1).

Рис. 1: Структура розничных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств в разрезе их рыночного статуса в денежном и натуральном выражении по итогам 9 мес 2009–2011 гг. (данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»).
Если говорить непосредственно о ценовом регулировании, то, например, в Европе распространена практика установления референтного ценообразования. Такой механизм установления цен на лекарства базируется на данных о референтных ценах в группе идентичных или эквивалентных продуктов на определенных фармрынках, избранных в качестве базиса для сравнения. За основу принимается самая низкая или средняя цена в группе. При таком механизме контроля производители могут свободно устанавливать свои цены, однако в условиях конкуренции цены зачастую вращаются вокруг референтной стоимости продуктов этой группы.
Следует отметить, что при таком подходе операторы украинского фармрынка не пострадают ввиду того, что в нашей стране стоимость лекарств и так ниже по сравнению с другими странами, в частности, постсоветского пространства (рис. 2). А европейские цены и подавно в разы превышают таковые на украинском фармрынке (см. «Еженедельник АПТЕКА», номер 50 (771) от 27.12.2010 г.).

Рис.2: Средневзвешенная стоимость 1 упаковки лекарственных средств в розничном и госпитальном сегменте в некоторых странах СНГ по итогам 9 мес 2011 г. (данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»).

Напомним, что в мире распространена практика дифференцированного подхода к ценообразованию на лекарственные средства на фармрынках различных стран. Весьма привлекательными для фармкомпаний являются развивающиеся рынки, которые представляют собой значительную платформу для расширения присутствия на мировом рынке ввиду высокого потенциала роста объема продаж. При этом в них устанавливаются цены на лекарства ниже, чем на крупных развитых фармрынках, соответственно уровню доходов населения этих стран, а прибыльность достигается за счет увеличения физического объе­ма потребления.

Для понимания дисбаланса цен между странами следует принимать во внимание факторы, которые учитываются при разработке ценовой стратегии фармкомпании. Наряду с традиционными детерминантами цены (издержки производства, маркетинга и дистрибьюции, уровень ожидаемой прибыли, спрос на продукт) разброс по этому показателю в международном масштабе определяется уровнем доходов населения (платежеспособный спрос) и, как следствие, — ценовой чувствительностью потребителей, уровнем развития локального производства, конкурентной средой, государственной политикой в сфере регулирования цен.

Также важной статьей расходов фармацевтических компаний являются затраты на R&D. Следует понимать, что дифференцированное ценообразование на лекарства влечет за собой перераспределение расходов на R&D. По сути страны с высоким уровнем экономического развития и более высокими ценами на лекарства спонсируют инновации, которые впоследствии также потребляются в менее обеспеченных странах.

Более детально остановимся на таком ключевом аспекте ценообразования, как платежеспособный спрос. Когда речь идет о дифференциации доходов населения в различных странах, фармкомпании прибегают к ценовой дискриминации посредством сегментации рынка по критерию платежеспособности потребителей. Один и тот же препарат фармкомпания предлагает по низкой цене в странах с повышенной ценовой чувствительностью и, соответственно, по высокой цене — на рынках с более высоким уровнем благосостоя­ния населения. Таким образом, максимизация прибыли компании обеспечивается за счет выбора оптимального сочетания цен и объема продаж в целом. Необходимо отметить, что ценовая чувствительность в странах с наличием государственных программ медицинского страхования минимальна. Более того, в некоторых случаях, когда госсектор рынка лекарств составляет львиную долю фармацевтического обеспечения, государство, являясь основным покупателем, практически диктует цены фармкомпаниям (монопсония).

В нашей стране о подобном диктате цен речь не может идти ввиду отсутствия государственных программ медицинского страхования. Однако оте­чественные законотворцы полагают, что в Украине слишком высокие цены на лекарственные средства и с этим надо бороться. Одним из методов такой «борьбы» было избрано регулирование цен путем обоснования производителем ее калькуляции. Итак, в Украине было решено пойти по пути расчета «голых» цифр, показывающих себестоимость продукции, и установления ее предельной рентабельности. При этом важно понимать, что ценовая регуляция, напротив, может привести к росту цен на лекарственные средства.

Предположим, что в сегменте государственных закупок лекарственных средств строго ограничена рентабельность закупаемых за бюджетные средства продуктов. Так, производители, дабы компенсировать снижение рентабельности по отдельным товарным позициям, на которые ограничена рентабельность, могут повысить цены на свою продукцию в розничном сегменте, то есть возрастет бремя потребительских расходов. А учитывая невысокий уровень финансирования государством лекарственного обеспечения населения (госпитальный сегмент покрывает лишь 1/10 общих расходов на лекарственные средства в нашей стране), это может стать непосильной ношей для конечных потребителей. Такого же эффекта можно ожидать в случае, если экспертиза калькуляции цен для дальнейшей ее регистрации будет проводиться на платной основе. Дополнительные расходы операторы рынка могут заложить в цены на препараты.

Более того, регистрация цен, как можно предположить, — это лишь первый робкий шаг в направлении введения столь обсуждаемого уже не первый год на фармрынке НДС на лекарственные средства. Что также незамедлительно отразит­ся на удорожании препаратов.

И даже в том случае, если вышеописанные меры, предпринимаемые государственными органами, не принесут ожидаемого результата или, напротив, лишь усугубят ситуацию, то, как показывает практика, цены уже не вернутся на прежний уровень, в результате произойдет дальнейшее снижение доступности лекарственных средств для населения. Поэтому прежде чем вводить любые инициативы по регулированию социально значимого рынка лекарственных средств, необходимо весьма ответственно подойти к анализу возможных последствий от их реализации.

В мировой практике распространены такие подходы к регулированию рынка лекарственных средств, как внедрение механизма референтного ценообразования, а также подходы, основанные на пользе лекарственных средств (определение цены, исходя из преимуществ того или иного препарата относительно других). Причем такие подходы применяют исключительно в отношении лекарственных средств, стоимость которых возмещается государством.

Важно также учитывать, что в структуре потребления как в розничном, так и в госпитальном сегменте более половины потребностей в лекарственных средствах обеспечивается продукцией низкостоимостного ценового сегмента (рис. 3). В условиях жесткого ценового регулирования выгоднее продавать более дорогостоящие препараты, что может привести к вымыванию с рынка низкостоимостных препаратов. А это, в свою очередь, негативно отразится на доступности лекарственных средств для населения.

Рис.3: Ценовая структура аптечных продаж и госпитальных закупок лекарственных средств в денежном и натуральном выражении в Украине по итогам 9 мес 2009–2011 гг (данные аналитической системы исследования рынка «PharmXplorer»/«Фармстандарт» компании «Proxima Research»).

Кроме того, ценовое регулирование, как показывает зарубежный опыт, не предполагает оценку государством стоимости лекарственного средства в чистом виде, как правило, речь идет о ценности препарата для пациентов в контексте его эффективности и инновационности. То есть, во многих странах мира применяют фармакоэкономические подходы к оптимизации затрат на здравоохранение. Например, в Польше от принимаемого агентством по оценке медицинских технологий решения зависит процент компенсации государством стоимости лекарственного средства. Это решение возможно пос­ле анализа конкурентной среды на фармрынке, социальной необходимости препарата, экономических, клинических и других аспектов.

Например, в Голландии при принятии решения о реимбурсации лекарственного средства для прохождения им регистрации руководствуются такими критериями, как качество, безопасность и эффективность, а также соответствие эффективности лекарственного средства затратам на его приобретение (экономическое обоснование). В сегменте безрецептурных лекарственных средств в этой стране применяется политика референтного ценообразования, предполагающая участие потребителя в возмещении разницы стоимости препарата, если таковая превышает среднерыночный показатель.

С начала этого года в Германии по инициативе министра здравоохранения Филиппа Реслера (Philipp Rеsler) были введены новые методы формирования цен на лекарства. Согласно новым правилам стоимость препарата будет в значительной степени зависеть от того, насколько полезным он будет для пациентов и существуют ли другие методы лечения.

В России при обработке заявки фармкомпании на включение лекарственного средства в перечень реимбурсируемых препаратов регуляторными органами проводится дополнительная экспертиза. Расширенное досье на препарат, кроме доказательной базы, также должно содержать доказательства его инновационности и социальной значимости для населения.

Это лишь единичные примеры государственного подхода к оценке препаратов, стоимость которых подлежит возмещению. В других странах также есть свои методы регулирования сегмента реимбурсируемых препаратов, однако, как показывает мировой опыт, невзирая на индивидуальные подходы в различных странах, основной принцип экономического обоснования цен сводится к сопоставлению затрат плательщиков на их приобретение и полезности для пациентов. Практика калькуляции «голых» цифр по расчету стоимости лекарственных средств совершенно не учитывает других, более важных, показателей препаратов.

P.S.

С момента принятия постановления № 932 по состоянию на 14.12.2011 г. было зарегистрировано лишь 5 приказов Министерства здравоохранения Украины о регистрации оптово-отпускных цен (№ 773, 780, 825, 870 и 871), в том числе 2 по лекарственным средствам и 3 по изделиям медицинского назначения. Неудивительно, ведь производители понимают, что в нестабильной макро­экономической среде подобная регистрация цен при возможности их перерегистрации не чаще чем раз в полгода чревата значительным ущербом в случае очередного скачка курса национальной валюты по отношению к иностранной, ведь львиная доля активных фармацевтических ингредиентов импортируется из-за рубежа.

Опасность такой ситуации заключается в угрозе срыва государственных закупок лекарственных средств. Это обусловлено тем, что уже через 2 нед истекает срок, отведенный на регистрацию оптово-отпускных цен, а лекарственные средства и изделия медицинского назначения без зарегистрированной цены не будут допускаться к торгам. В связи с этим 15 декабря состоялось расширенное заседание правления Объединенной организации работодателей медицинской и микробиологической промышленности Украины, на котором обсуждались предложения по усовершенствованию государственного регулирования в сфере закупок лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретаемых за бюджетные средства.

[Аптека.ua]