ВОЗ рекомендует ограничить рекламу продуктов для детей

С целью снижения влияния рекламы на детей, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила свод рекомендаций по маркетингу пищевых продуктов для детей. По замыслу авторов, эти правила должны помочь в борьбе с ожирением среди подрастающего поколения.

По данным ВОЗ, в мире около 43 миллионов детей дошкольного возраста страдают избыточным весом или ожирением. Основной причиной этого явления является влияние на малышей маркетинга нездоровой пищи — реклама на телевидении, в печати и интернете. Между тем, избыточный вес в детстве и юношестве ассоциируется не только с возрастанием риска ожирения и неинфекционных заболеваний во взрослом возрасте, но также с рядом непосредственных проблем со здоровьем, например гипертонией и резистентностью к инсулину. Сегодня во всем мире избыточный вес и ожирение являются пятым ведущим риском смерти.

С целью снижения влияния рекламы на выбор детей, ВОЗ выпустила «Cвод рекомендаций по маркетингу пищевых продуктов и безалкогольных напитков, ориентированному на детей». Этот документ был одобрен в мае 2010 года на 63-й сессии Всемирной ассамблеи здравоохранения. Рекомендации были разработаны в результате запроса со стороны государств-членов ВОЗ в мае 2007 года.

Свод рекомендаций призван служить руководством для государств-членов в их усилиях по разработке новых и/или укреплению существующих мер политики в отношении маркетинга пищевых продуктов. Документ содержит призыв к глобальным действиям по сокращению воздействия на детей рекламы продуктов с высоким содержанием насыщенных жиров, трансжирных кислот, свободных сахаров или соли.

Нездоровое питание является важнейшим поддающимся изменению фактором риска возникновения неинфекционных заболеваний. По мнению экспертов, если не заниматься этой проблемой, то нездоровое питание в сочетании с другими факторами риска повышает распространенность таких заболеваний среди различных групп населения в результате роста кровяного давления, повышения содержания глюкозы в крови, нарушений липидного состава крови и избыточного веса/ожирения. Хотя случаи смерти от таких заболеваний происходят главным образом во взрослом возрасте, сопутствующие нездоровому питанию риски возникают в детском возрасте и нарастают на протяжении всей жизни.

Данные, полученные ВОЗ в результате проведения систематических обследований, характера и последствий маркетинга пищевых продуктов детям, позволяют сделать вывод о широком размахе рекламы и о том, что другие формы маркетинга пищевых продуктов детям получили широкое распространение во всем мире. В большинстве случаев объектом этого маркетинга являются пищевые продукты с высоким содержанием жира, сахара или соли.

Данные также свидетельствуют о том, что телереклама влияет на пищевые предпочтения детей, их просьбы о покупках и структуру потребления. Маркетинг продуктов, ориентированные на детей является сегодня мировым явлением и отличается плюралистичностью и интегрированностью, используя множественные обращения, распространяемые по многочисленным каналам.