Юрген Сакхофф: Большие возможности российского фармрынка

Российский фармацевтический рынок вошел в стадию активного развития. Доктор юридических наук, исполнительный вице-президент подразделения «Фармацевтические системы» группы компаний Schott Юрген Сакхофф рассказал «Ъ-Здравоохранение» о реалиях российского фармрынка, перспективах его развития и надеждах на федеральное правительство.

— Юрген, какая ситуация сложилась сейчас на мировом фармацевтическом рынке?

— На сегодняшний день мировой фармацевтический рынок растет примерно на 5—7% в год. При этом основную долю прироста обеспечивает появление новейших препаратов для лечения рака, диабета, ревматизма и программ вакцинирования. Большинство лекарств в этих областях являются биотехнологическими инъекциями, что характеризуется высокой специфичностью, избирательностью и абсолютно новыми механизмами действия. Эти факторы накладывают определенные требования на соответствующую фармупаковку, что, в свою очередь, ведет к постоянному совершенствованию ее качества. Продажи инъекционных препаратов опережают рыночные темпы фармупаковки в целом. В подтверждение этого эксперты, как, например, консалтинговая фирма GBI Research, прогнозируют, что прирост на мировом рынке упаковки будет составлять 6,9% ежегодно и достигнет $68 млрд к 2015 году. Также ожидается существенный рост сегментов безопасных и удобных шприцев и инъекционных систем.

— Как выглядит Россия на фоне других стран в плане производства и потребления лекарственных препаратов? Какова динамика развития фармрынка в стране, что изменилось за последние пять лет?

— Темпы роста фармацевтического рынка в таких странах, как Китай, Бразилия, Россия и Индия, значительно выше общемировых из–за постоянного увеличения населения. Например, в Индии и Китае рынок первоклассной фармацевтической упаковки растет более чем на 20% в год. Подобный сценарий развития также применим и к фармацевтическому рынку России, который имеет много возможностей для развития. Сейчас страна внедряет международные стандарты и работает над сокращением отставания от международного рынка. Мы полагаем, что реализация амбициозных планов России имеет большой потенциал, в частности благодаря поддержке правительства в рамках программы «Фарма 2020», которая нацелена на повышение конкурентоспособности внутреннего рынка.

— Какую долю российского фармацевтического рынка занимают зарубежные компании, в частности европейские? Изменилось ли это соотношение за последние годы?

— В области высококачественной фармацевтической упаковки рыночная доля иностранных компаний достаточно велика, хотя в других сегментах рынка их доля существенно ниже. В связи с большим потенциалом роста фармацевтического рынка России она становится все более привлекательной для прихода европейских и иностранных компаний в Россию. К слову, недавнее заключение IMS Health (Институт информации в области здравоохранения) — международной аналитической организации, занимающейся исследованием мирового рынка лекарственных препаратов и внедрением качественных систем здравоохранения, — говорит, что «фармацевтические рынки таких стран, как Китай, Бразилия, Россия и Индия, предлагают так много возможностей и такой огромный потенциал роста, что ни одна компания не может их игнорировать».

— Каковы, по вашему мнению, перспективы развития фармацевтического рынка России на ближайшие годы? В каком направлении он будет двигаться — в сторону разработки инновационных препаратов или в сторону открытия новых заводов по производству известных лекарств?

— С нашей точки зрения, формирование сильной внутренней фармацевтической промышленности — одна из основных задач российского рынка на ближайшие несколько лет. При условии воплощения в жизнь государственной стратегии «Фарма 2020» у России есть все возможности построить сильный внутренний рынок и внедрить международные стандарты качества. Первоначально в приоритете должно быть достижение существенного проникновения на рынке. Что, безусловно, должно включать в себя открытие новых заводов в рамках формирования сильной внутренней фармацевтической промышленности. Только после выполнения этого важного шага рынок будет готов к развитию инновационных медикаментов.

— В последнее время развитие получили «биомедицина» и «народная медицина», производство биологически активных добавок. Каковы перспективы развития данного направления в России, есть ли вероятность, что БАДы займут более или менее значительную часть фармацевтического рынка?

— Мы уверены, что рыночная доля БАДов будет увеличиваться. Однако динамика роста будет зависеть от развития российской фармацевтической промышленности в целом. Сегодня постоянно растущий мировой рынок биотехнологий состоит в основном из стран Западной Европы, Японии и США. Другие страны сейчас нацелены на внедрение международных стандартов и обеспечение системы стабильного здравоохранения. Только когда эти задачи будут достигнуты, рынок будет достаточно большим и готовым к развитию биотехнологического сегмента. Россия в первую очередь нуждается в развитии сильной фармацевтической промышленности и уже после этого будет готова к активной разработке и производству биофармацевтических препаратов.