Запрет рекламы безрецептурных препаратов может привести к неэтичным методам продвижения

Вследствие возможного введения запрета на рекламу безрецептурных лекарственных препаратов, фармацевтические компании будут вынуждены скорректировать свои маркетинговые стратегии для продвижения продукции через медицинский персонал и фармацевтов, считает управляющий партнер адвокатского объединения Arzinger Тимур Бондарев.

Такое мнение он высказал агентству «Интерфакс-Украина», комментируя норму о запрете рекламы безрецептурных препаратов, содержащуюся в законопроекте «О внесении изменений в некоторые законодательные акты в сфере здравоохранения (об усилении контроля над оборотом лекарственных средств, пищевых продуктов для специального диетического потребления, функциональных пищевых продуктов и диетических добавок)» №7007, который готовится ко второму чтению в Верховной Раде.

Т.Бондарев считает, что с введением этого закона пострадают фармацевтические компании, которые будут вынужденные искать другие способы продвижения своей продукции на рынок, не всегда этические.

«Учитывая отсутствие единого нормативно-правового акта, который регулирует рекламную деятельность фармацевтических компаний, увеличится вероятность того, что пациент (потребитель) сможет стать жертвой неэтичной промо-активности той или иной фармацевтической компании, в частности, компаний, которые не имеют внутрикорпоративных правил продвижения товаров на рынок», — объяснил Т.Бондарев.

По его мнению, сегодня реклама является одним из важнейших источников информирования пациентов о безрецептурных лекарственных средствах.

«Для потребителей введение запрета на рекламу безрецептурных лекарственных препаратов означает нарушение их права на получение информации, предусмотренное законом «Об информации» и другими действующими нормативно-правовыми актами», — отметил юрист.

Кроме того, от запрета сильно пострадают и средства массовой информации, существенную часть дохода которых составляет именно реклама лекарств.

«По итогам 2010 года общий объем инвестиций фармкомпаний в рекламу лекарственных средств в медиа составил 1,9 млрд грн, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 40%», — уточнил Т.Бондарев.

Так, по его словам, законопроект №7007, содержащий норму о запрете рекламы лекарственных средств, не учитывает европейский опыт, в частности, директиву Европейского парламента 2001/83/ЕС, которая разрешает рекламу лекарств.

«Согласно указанной директиве, реклама лекарственных средств населению должна осуществляться таким способом, чтобы было понятно, что сообщение является рекламой, а рекламируемый товар – лекарственным средством», — отметил юрист.

По его словам, директивой запрещены для использования в рекламе лекарств, среди прочего, ссылки на рекомендации ученых, медицинских специалистов, или других лиц, которые в силу своей популярности могут поощрять потребление лекарственных средств, а также утверждения, позволяющие предположить, что безопасность или эффективность лекарственного средства обусловлена его природным происхождением.

«При этом следует отметить, что практически все требования по рекламе лекарственных средств, предусмотренные указанной выше директивой, имплементированы в закон Украины «О рекламе», что свидетельствует о надлежащем законодательном урегулировании рекламы лекарственных средств в Украине», — отметил Т.Бондарев.

Он подчеркнул, что основная проблема для Украины заключается в отсутствии надлежащего контроля исполнения норм закона, а также адекватных мер ответственности за его несоблюдение.

«Запрет рекламы безрецептурных лекарственных средств – чисто политический вопрос. Лоббируя данный законопроект, некоторые политики пытаются таким образом поднять свои рейтинги и обратить на себя внимание», — резюмировал юрист.

[Интерфакс — Украина]