Правоохранительные органы судебная система план. Судебная система Российской Федерации
Автор статьи - репетитор-профессионал Елена Викторовна Калужская
Судебная система состоит из судов, рассматривающих гражданские, уголовные, административные и иные дела. В нашей стране суды, основанные на романо-германской системе права, не творят право, а применяют при разрешении правовых проблем. Деятельность, которая заключается в рассмотрении и разрешении судом отнесенных к его компетенции дел, называется правосудием. Такая форма государственной деятельности обеспечивает защиту тех, чьи права и интересы были нарушены.
Судебная система Российской Федерации
Конституционный суд |
Верховный суд РФ |
||
соответствие нормативных правовых актов действующей Конституции РФ (юрисдикция КС РФ) |
Суды общей юрисдикции |
Военные суды |
Арбитражные суды |
уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции |
уголовные, административные, гражданские и иные дела, подведомственные судам общей юрисдикции, имеющие отношение к военнослужащим и организациям, в которых имеется военная и приравненная к ней служба |
судебные споры в сфере экономической деятельности |
Что надо знать о судебной системе и судах РФ? Что входит в темы ЕГЭ по обществознанию?
Во-первых.
Судебная система многоуровневая.
Например. Конституционный суд имеет два уровня: Конституционный суд РФ возглавляет Конституционные [уставные] суды субъектов РФ.
Суды общей юрисдикции имеют схему:
Верховный суд РФ
Верховные суды субъектов РФ
Районные, городские суды
Мировые суды
Арбитражные суды субъектов РФ подчиняются Верховному суду РФ.
Во-вторых. Суды подразделяют на суды первой, второй инстанции. Суд первой инстанции принимает решения по существу дела. Суд, проверяющий законность и обоснованность вынесенного судом первой инстанции приговора или решения, не вступившего в законную силу, считается судом второй инстанции.
В-третьих. Суды могут выступать в роли кассационных и апелляционных. Это суды второй (высшей) инстанции.
Кассационный суд проверяет правильность и законность решения, принятого нижестоящим органом и не вступившего в законную силу. Ранее вынесенный приговор отменяется или утверждается. Апелляционный суд рассматривает по жалобе новые обстоятельства и выносит новое решение по существу.
Кассация:
1) обжалование и опротестование судебного решения, приговора, не вступившего в законную силу;
2) пересмотр, отмена судебного решения вышестоящей инстанцией по причинам нарушения закона или несоблюдения правил судопроизводства нижестоящей инстанцией;
Апелляция
– одна из форм обжалования судебного решения в вышестоящий суд, который имеет право пересмотреть дело по существу.
Обратите внимание, что решение суда по уголовному делу называется приговором.
Не забывайте!
Государственная дума объявляет амнистию.
Президент РФ осуществляет помилование.
Амнистия
– полное или частичное освобождение от наказания лиц, совершивших преступление, либо замена назначенного судом наказания более мягким. Амнистия отличается от помилования тем, что распространяется не на отдельных индивидуально поименованных лиц, а на целые категории преступников
Помилование – акт главы государства (Президента РФ), которым конкретное лицо, осужденное за совершение преступления, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. В отличие от амнистии помилование объявляет Президент России адресно.
Мы с вами рассмотрели судебную систему РФ. Хочу напомнить, что в 2014 г. судебная система РФ была реформирована. В частности был упразднен Высший арбитражный суд и высшей инстанцией по отношению к нижестоящим арбитражным судам стал Верховный суд РФ. .
Обществознание, 9 класс
Урок № 16
Д.З.: § 11, ?? (с.101), «в классе и дома» (с.101-102), сообщения-презентации,
принести Конституцию РФ
© А.И. Колмаков

ЦЕЛИ УРОКА
1. Изучить полномочия различных правоохранительных органов (суда, прокуратуры, нотариата, адвокатуры, милиции), цели их деятельности; выявить требования, предъявляемые к сотрудникам правоохранительных органов. 2. Продолжить формирование у учащихся устойчивого интереса к изучению предмета, продолжить работу по профориентации учащихся 9 класса, продолжить воспитание ответственности и дисциплинированности, правовой культуры и активной гражданской позиции. 3. Продолжить развитие навыков исследовательской деятельности, умений работать в парах, формулировать и задавать вопросы; навыков работы с нормативными документами. Умений анализировать, выделять главное, систематизировать выделенное.

Понятия, термины
- полиция;
- суд;
- прокуратура;
- адвокатура;
- нотариат

Изучение нового материала
- Полиция.
- Суд.
- Прокуратура.
- Адвокатура.
- Нотариат.

государственные
негосударственные
Правоохранительные органы - обособленная группа (преимущественно) государственных органов , уполномоченных осуществлять деятельность по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека (правоохранительную деятельность).
- ПРОКУРАТУРА;
- МВД (система органов Министерства внутренних дел);
- ФСБ (Федеральная служба безопасности);
- Министерство юстиции
- Адвокатура;
- Нотариат;
- Частные охранные предприятия

В целом, в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов:
Следственный комитет Российской Федерации
Федеральная служба безопасности
Министерство внутренних дел
Федеральная миграционная служба
Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков
Федеральная таможенная служба
Министерство юстиции Российской Федерации
Федеральная служба исполнения наказаний


2. Полиция
- Полиция - составная часть единой централизованной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации. Включена в органы внутренних дел. (Ст. 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 01.03.2011 № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации»)
- Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
- В пределах своей компетенции руководство деятельностью полиции осуществляют Президент Российской Федерации непосредственно или через Министра внутренних дел, руководители территориальных органов Министерства внутренних дел и руководители подразделений полиции. Указанные руководители несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Нагрудный знак сотрудника Полиции
2. Полиция
- В структуру центрального аппарата МВД России входят следующие подразделения полиции:
- Главное управление вневедомственной охраны.
- Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения
- Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
- Главное управление по противодействию экстремизму
- Главное управление собственной безопасности.
- Главное управление на транспорте.
- Главное управление уголовного розыска.
- Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.
- Национальное центральное бюро Интерпола.
- Оперативное управление.
- Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите.
- Управление по обеспечению деятельности подразделений специального назначения и авиации.
- Управление по обеспечению безопасности крупных международных и массовых спортивных мероприятий.
- Управление оперативно-розыскной информации.
- Управление по организации дознания.
Министр внутренних дел РФ: Колокольцев Владимир Александрович


Особенности судебной власти:
1)Судебная власть осуществляется только судом.
2) Судьи независимы и подчиняются только закону.
3) Судьи несменяемы.
4) Судьи неприкосновенны.
5) Судебное разбирательство является открытым.
6) Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
7) Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Председатель: Зорькин Валерий Дмитриевич
Председатель: Иванов Антон Александрович
Председатель Верховного Суда РФ: Вячеслав Михайлович Лебедев


4. Прокуратура
Руководитель: Генеральный прокурор РФ Чайка Юрий Яковлевич
Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на её территории.
Прокуратура осуществляет свои полномочия независимо от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти, не относится ни к одной из ветвей власти , хотя в Конституции Российской Федерации находится в главе «Судебная власть».
4. Прокуратура
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор:
- за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти (федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами и др.), законодательными (представительными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями юридических лиц, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (общий надзор),
- за соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами,
- за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие
- надзор за исполнением законов судебными приставами;
- за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих меры принудительного характера, назначенные судом, а также администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.
- уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации
Прокуроры также участвуют в рассмотрении дел судами, опротестовывают противоречащие закону судебные решения, принимают участие в правотворческой деятельности, участвуют в заседаниях органов государственной власти и органов местного самоуправления, рассматривают заявления, жалобы и иные обращения.
Следственный комитет при прокуратуре РФ*
Ст.11.20 1 Закона о прокуратуре, п.4-7 Положения о Следственном
комитете, приказ Следственного комитета от 17.03.2008 г. № 33
Следственный комитет (СК) при прокуратуре РФ
Территориальные следственные органы
Следственные управления СК по субъектам РФ
Специализированные следственные органы (СО)
Учреждения и организации по обеспечению деятельности СК
- научные и образовательные учреждения;
- иные организации, создаваемые для обеспечения деятельности СК
Военные СО;
СО на транспорте;
Природоохранные СО;
СО комплекса Байконур
Следственные отделы СК по районам и городам
Руководитель: Бастрыкин Александр Иванович
Следственный комитет Российской Федерации (СК России) - следственный орган в России, образованный вместо Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации. Начал свою деятельность 15 января2011 года. В настоящее время Следственный комитет Российской Федерации не входит ни в структуру какого-либо органа государственной власти, ни в какую-либо из ветвей государственной власти. Независимый следственный орган.

5. Адвокатура
Адвокат (лат. advocatus - от advoco - приглашаю) - лицо, профессией которого является оказание квалифицированной юридической помощи физическим лицам (гражданам, лицам без гражданства) и юридическим лицам (организациям), в том числе защита их интересов и прав в суде.
В России адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам (согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») и принадлежит к людям т. н. свободной профессии (подобно частнопрактикующим врачам, независимым журналистам и т. п.). Органами адвокатского самоуправления в России являются адвокатские палаты, коллегии адвокатов, бюро и др.
Виды юридической помощи:
- Юридические консультации
- Составление жалоб, заявлений и др. документов
- Представительство в суде.
- Участие в предварительном следствии
6. Нотариат
Нотариат - общественный институт, занимающийся удостоверением сделок и приданием юридической силы различным документам (завещаниям, доверенностям, копиям документов и т. п.).
Государственный нотариат в РФ - государственный орган, обеспечивающий защиту прав и законных интересов граждан и юридических лиц путём совершения нотариусами предусмотренных законодательными актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
- Государственные нотариусы , как правило, работают в удалённых районах субъектов РФ, где деятельность частнопрактикующих нотариусов нерентабельна.
- Частный нотариат выполняет те же функции, что и государственный, отличается самоокупаемостью.
Нотариальные действия, совершаемые нотариусами, занимающимися частной практикой
Нотариусы, занимающиеся частной практикой, совершают следующие нотариальные действия:
1) удостоверяют сделки;
2) выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов;
3) налагают и снимают запрещения отчуждения имущества;
4) свидетельствуют верность копий документов и выписок из них;
5) свидетельствуют подлинность подписи на документах;
6) свидетельствуют верность перевода документов с одного языка на другой;
7) удостоверяют факт нахождения гражданина в живых;
8) удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте;
9) удостоверяют тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии;
10) удостоверяют время предъявления документов;
11) передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам;
12) принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги;
13) совершают исполнительные надписи;
14) совершают протесты векселей;
15) предъявляют чеки к платежу и удостоверяют неоплату чеков;
16) принимают на хранение документы;
17) совершают морские протесты;
18) обеспечивают доказательства;
19) удостоверяют сведения о лицах в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России ) - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации.
Руководитель: Бортников Александр Васильевич
Направления деятельности
К органам федеральной службы безопасности относятся:
ФСБ Российской Федерации;
Территориальные органы безопасности;
Управления (отделы) ФСБ России в воинских формированиях,
Пограничные органы;
Авиационные, железнодорожные, автотранспортные подразделения, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, предприятия, образовательные учреждения, научно-исследовательские, экспертные, судебно-экспертные, военно-медицинские и военно-строительные подразделения и иные учреждения и подразделения, предназначенные для обеспечения деятельности федеральной службы безопасности.
В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
- контрразведывательная деятельность;
- борьба с терроризмом;
- борьба с преступностью;
- разведывательная деятельность;
- пограничная деятельность;
- обеспечение информационной безопасности.
другие правоохранительные органы РФ
Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) - федеральное министерство, проводящее государственную политику и осуществляющее управление в сфере юстиции, а также координирующее деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 13.10. 2004 г. (в редакции от 23.10. 2008 г.) и в соответствии с иными нормативно-правовыми актами, Министерство юстиции Российской Федерации занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием, а также осуществляет правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сферах:
- исполнения уголовных наказаний;
- регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также предоставление информации о них;
- адвокатуры и адвокатской деятельности;
- нотариата и нотариальной деятельности;
- государственной регистрации актов гражданского состояния;
- легализации и апостиля;
- обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов;
- оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения;
- противодействие коррупции;
- Антикоррупционная экспертиза законопроектов с 2010 г. осуществляется аккредитованными экспертами.
Министр юстиции РФ:
Коновалов Александр Владимирович

Кто осуществляет:
- Защита человека в суде
- Обвинение на суде подсудимого
- Охрана избирательного участка
- Вынесение приговора на суде
- Оформление доверенности
- Оформление развода супругов
- Обеспечение безопасности на дорогах
- Помощь в написании жалобы
- Надзор за соблюдением законов
- Составление завещания

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- Какие органы называют правоохранительными?
- Какие задачи стоят перед милицией?
- Каковы функции адвоката?
- Каковы функции суда?
- Каковы направления деятельности прокуратуры?
- Каковы функции нотариуса?

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
- В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.
- Бабушка решила подарить внуку машину, ранее принадлежавшую деду.
- Вы решили отправить документы с результатами ЕГЭ в несколько учебных заведений, в том числе и московский вуз.
- Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

тест
1). В систему правоохранительных органов РФ входит(ят)
1. полиция
2. пограничные войска
3. местные органы самоуправления
4. администрация Президента
2). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А. В систему правоохранительных органов входит Российская армия.
Б. Главная задача правоохранительных органов – защита прав человека.
1. верно только А
2. верно только Б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны.

тест
3). В газетной публикации были сообщены заведомо ложные, клеветнические сведения о гражданине. Для защиты своей чести и достоинства ему следует обратиться в
1. суд
2. прокуратуру
3. нотариальную контору
4. отделение внутренних дел
4). Верны ли следующие суждения о правоохранительных органах?
А. Надзор за исполнением законов органами государственной власти осуществляет адвокатура.
Б. К задачам полиции относится обеспечение безопасности личности.
1. верно только А
2. верно только Б
3. оба суждения верны
4. оба суждения неверны.
Правоохранительные органы
Правоохранительные органы – особые органы, деятельность которых направлена на охрану правопорядка и законности, защиту прав и свобод человека.
Большое значение для обеспечения законности и правопорядка в РФ имеет деятельность прокуратуры . На нее возложены следующие функции :
1. Надзор за исполнением законов органами государственной власти и местного самоуправления, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием издаваемых ими правовых актов.
2. Надзор за соблюдением прав и свобод человека.
3. Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание, предварительное следствие, исполнение наказаний, содержание задержанных и заключенных под стражу.
4. Надзор за исполнением законов судебными приставами.
5. Уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством РФ.
6. Координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуратура составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ .
Свои полномочия прокуратура осуществляет независимо от других органов государственной власти. Закон прямо запрещает органам государственной власти и местного самоуправления вмешиваться в деятельность прокуратуры.
Для обеспечения независимости прокурорских работников закон наделяет их неприкосновенностью. Уголовное дело, а также производство об административном правонарушении в отношении работника прокуратуры может быть возбуждено только с согласия вышестоящего прокурора за исключением случаев возбуждения уголовного дела судом.
В то же время принцип независимости накладывает определенные ограничения и на самих работников прокуратуры:
- они не могут состоять в общественных объединениях, преследующих политические цели (например, быть членами политических партий);
- не имеют права заниматься другой оплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности;
- не могут входить в выборные органы государственной власти и местного самоуправления.
Возглавляет систему органов прокуратуры Генеральный прокурор РФ , который назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по предложению Президента РФ.
Совет Федерации назначает на должность и освобождает от должности также и заместителей Генерального прокурора.
Прокуроры субъектов РФ назначаются непосредственно Президентом РФ.
Главная функция прокуратуры – надзор за соблюдением законности.
Важную роль прокуратура играет и при расследовании преступлений. Прокуроры осуществляют надзор за соблюдением законодательства органами, ведущими следствие по уголовным делам, в установленных законом случаях дают согласие на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или производстве следственных действий. Например, согласие прокурора требуется для ходатайства о заключении обвиняемого под стражу или производстве обыска в жилом помещении.
При рассмотрении уголовного дела в суде прокурор от имени государства поддерживает обвинение.
В гражданском процессе прокурор может участвовать в целях защиты интересов государства, муниципальных образований, а также в тех случаях, когда затрагиваются существенные права граждан (например, участие прокурора обязательно при рассмотрении судами дел о признании гражданина недееспособным, лишении родительских прав и усыновлении).
Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим полномочия в сфере уголовного судопроизводства.
Главная задача СК РФ – оперативное и качественное расследование преступлений.
СК РФ расследует не все преступления, а только те, что отнесены законом к его компетенции: убийства, похищения людей, бандитизм, получение взятки, налоговые преступления, преступления, связанные с нарушением конституционных прав граждан.
Как и прокуратура, СК РФ не относится к какой-либо ветви государственной власти и независим от других государственных органов. Для обеспечения этой независимости закон устанавливает для сотрудников СК РФ те же гарантии и те же ограничения, что и для работников прокуратуры.
СК РФ возглавляет Председатель, которого назначает и освобождает от должности Президент РФ.
Во всех субъектах РФ действуют управления СК РФ.
Широкой компетенцией обладает Министерство внутренних дел - федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за разработку и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел. К основным функциям МВД относятся:
- обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан;
- противодействие преступности;
- охрана общественного порядка и собственности;
- обеспечение общественной безопасности;
- руководство паспортной системой;
- надзор за соблюдением правил и стандартов в области дорожного движения;
- контроль за оборотом гражданского оружия.
В структуре органов внутренних дел ведущая роль в обеспечении защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, охране общественного порядка и борьбе с преступностью принадлежит полиции .
Деятельность полиции регламентируется законом «О полиции» от 7 февраля 2011 г. Закон устанавливает следующие направления деятельности полиции:
1. Защита личности, общества, государства от противоправных посягательств.
2. Предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений.
3. Выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам.
4. Розыск лиц.
5. Производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний.
6. Обеспечение правопорядка в общественных местах.
7. Обеспечение безопасности дорожного движения.
8. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области оборота оружия.
9. Контроль за соблюдением законодательства РФ в области частной детективной и охранной деятельности.
10. Охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе.
11. Государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц.
12. Осуществление экспертно-криминалистической деятельности.
Сотрудникам полиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.
В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудники полиции обязаны разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина. Например, при задержании гражданина сотрудники полиции обязаны сообщить, что явилось причиной задержания и разъяснить задержанному его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи показаний.
Для исполнения своих обязанностей по охране порядка и пресечению противоправных действий сотрудники полиции в установленных законом случаях могут применять физическую силу, специальные средства (резиновые палки, слезоточивый газ, водометы) и даже огнестрельное оружие. Однако основания и порядок применения таких средств подробно регламентируются законом.
Например, закон запрещает наносить удары резиновой палкой по голове и шее, использовать водометы при температуре воздуха ниже нуля градусов по Цельсию, применять спецсредства при пресечении незаконных собраний, митингов, демонстраций и шествий ненасильственного характера, которые не нарушают общественный порядок, работу транспорта, средств связи и организаций.
В состав полиции входит Государственная инспекция безопасности дорожного движения (ГИБДД) .
К ее ведению относится надзор за соблюдением правил и стандартов в области дорожного движения.
ГИБДД осуществляет прием экзаменов на получение права управления транспортными средствами, организует движение транспорта и пешеходов, ведет учет транспортных средств.
В установленных законом случаях сотрудники ГИБДД могут останавливать и досматривать транспортные средства, проверять документы на право управления ими и на перевозимые грузы, задерживать и привлекать к административной ответственности лиц, совершивших правонарушения в сфере дорожного движения.
Министерство юстиции РФ является федеральным органом исполнительной власти, на который возложены следующие функции:
1. Проверка законопроектов на соответствие Конституции и другим законам страны.
2. Проверка законодательства субъектов федерации на соответствие Конституции РФ и федеральным законам.
3. Обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов.
4. Обеспечение исполнения уголовных наказаний.
5. Регистрация некоммерческих организаций, включая политические партии и религиозные организации.
6. Регистрация федеральных нормативно-правовых актов.
7. Регистрация уставов муниципальных образований.
8. Систематизация законодательства, организация выпуска официальных изданий – кодексов, сборников законодательства и т.д.
9. Регулирование деятельности учреждений, регистрирующих акты гражданского состояния.
10. Контроль за деятельностью нотариата.
11. Оказание бесплатной юридической помощи и повышение правовой грамотности населения.
В состав Министерства юстиции входят Федеральная служба судебных приставов (ФСПП), Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН).
Сотрудники ФСПП обеспечивают охрану зданий и помещений судов, поддерживают порядок в зале судебных заседаний, осуществляют принудительное исполнение судебных актов и актов других органов и должностных лиц, в том числе занимаются розыском и изъятием имущества ответчика, организуют оценку и реализацию изъятого имущества.
ФСИН осуществляет функции по исполнению уголовных наказаний и по содержанию под стражей подозреваемых, обвиняемых, осужденных, а также функции по контролю за поведением условно осужденных.
Федеральная служба безопасности (ФСБ) осуществляет решение задач по обеспечению безопасности РФ. Деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:
1. Контрразведывательная деятельность.
2. Борьба с терроризмом.
3. Борьба с преступностью.
4. Разведывательная деятельность.
5. Охрана государственной границы и пограничная деятельность.
6. Обеспечение информационной безопасности.
В сфере борьбы с преступностью на органы ФСБ возложены задачи по борьбе с такими опасными преступлениями, как терроризм, незаконный оборот оружия и наркотиков, преступления против основ государственного строя и безопасности государства, незаконное пересечение государственной границы.
ФСБ является централизованным органом и подчиняется непосредственно Президенту РФ, который назначает и освобождает от должности директора ФСБ.
Особое место среди правоохранительных органов занимает адвокатур а.
В отличие от других органов охраны правопорядка, адвокатура является не органом государственной власти, а независимой общественной организацией, объединяющей профессиональное сообщество адвокатов.
Адвокат - это независимый профессиональный советник по правовым вопросам, оказывающий физическим и юридическим лицам квалифицированную юридическую помощь.
Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта РФ после сдачи кандидатом, претендующим на приобретение статуса адвоката, квалификационного экзамена.
Кроме успешной сдачи экзамена, претендент должен иметь высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 2 лет.
Оказывая юридическую помощь, адвокат:
1. Дает консультации и справки по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме.
2. Составляет заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера.
3. Участвует в качестве представителя доверителя в конституционном, гражданском и административном судопроизводстве.
4. Участвует в качестве защитника доверителя в уголовном судопроизводстве и производстве по делам об административных правонарушениях.
5. Представляет интересы доверителя в органах государственной власти, органах местного самоуправления, общественных объединениях и иных организациях.
6. Участвует в качестве представителя доверителя в исполнительном производстве, а также при исполнении уголовного наказания.
7. Выступает в качестве представителя доверителя в налоговых правоотношениях.
Закон провозглашает независимость адвоката в осуществлении его профессиональной деятельности.
Адвокатам запрещается негласно сотрудничать с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, адвокат обязан сохранять в тайне сведения, полученные от своего доверителя, он не может быть допрошен об этих сведениях или привлечен к ответственности за отказ от их разглашения.
Проведение в отношении адвоката оперативно-розыскных и следственных действий (например, обыск в его жилом или служебном помещении) возможно только по решению суда.
Адвокат обязан честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя всеми не запрещенными законом средствами.
Адвокат не вправе принимать от доверителя заведомо незаконные поручения (например, поручения о передаче взятки сотрудникам следственных органов или суда), делать заявления о виновности доверителя, если тот ее отрицает, занимать по делу позицию вопреки воле доверителя, за исключением случаев, когда адвокат убежден в наличии самооговора доверителя.
Право граждан на получение квалифицированной юридической помощи гарантируется статьей 48 Конституции РФ.
Адвокаты оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь в таких делах, как взыскание алиментов, нарушение трудовых прав, установление и перерасчет пенсий и социальных выплат, защита прав потребителей.
Право на бесплатную юридическую помощь имеют малоимущие граждане, инвалиды I и II групп, дети-сироты, ветераны войн, недееспособные лица.
Гражданам, задержанным по подозрению в совершении преступления или обвиняемым по уголовному делу, юридическая помощь также может оказываться бесплатно.
Для обеспечения независимости адвокатов закон устанавливает для лиц, занимающихся адвокатской деятельностью, ряд ограничений. Они не могут состоять на службе в органах государственной власти и местного самоуправления, им запрещается заниматься иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской или иной творческой деятельности.
Для осуществления адвокатской деятельности адвокаты создают свои профессиональные объединения. Все лица, имеющие статус адвоката, должны являться членами Адвокатской палаты того субъекта федерации, на территории которого они осуществляют свою деятельность.
Судебная власть в РФ
Правосудие в РФ осуществляется только судом.
Правосудие - рассмотрение и разрешение судами уголовных, гражданских и административных дел, отнесенных к их компетенции.
Подавляющее большинство дел рассматривается районными, городскими, областными судами.
Создание чрезвычайных судов не допускается.
Судьи неприкосновенны, независимы и подчиняются только закону.
Рассмотрение дел во всех судах открытое.
Судопроизводство базируется на принципах состязательности (с участием адвоката и прокурора) и равноправия сторон.
Функции судебной власти
1. Разрешение конфликтов, возникающих в обществе.
Цель судебной власти – разрешать эти конфликты на основе законности и общественных представлений о справедливости. Эта функция называется правосудием.
2. Судебный контроль за законностью.
Судебные инстанции контролируют законность и обоснованность судебных решений, вынесенных нижестоящими судами. Суды наделены правом признавать недействительными акты органов исполнительной власти и местного самоуправления в случае их противоречия Конституции и законам.
3. Контроль за обоснованностью мер процессуального принуждения.
Заключается в том, что такие действия правоохранительных органов, как заключение гражданина под стражу, содержание под стражей, проведение обысков, контроль за перепиской и телефонными переговорами возможны только по решению суда.
4. Толкование правовых норм.
Предполагает право судов в установленных законом случаях определять, как именно следует понимать и применять юридические нормы.
5. Удостоверение фактов, имеющих юридическое значение.
Выражается в том, что суды устанавливают и официально удостоверяют факты, на основании которых возникают, изменяются или прекращаются личные или имущественные права граждан и организаций. Например, признание лица умершим, безвестно отсутствующим, установление отцовства, признание недееспособным возможно только по решению суда.
Правовой статус судебной власти
Среди трех ветвей власти судебная занимает особое положение. Она не подлежит контролю со стороны законодательной и исполнительной властей, напротив, судебная власть сама контролирует соблюдение законов двумя другими ветвями.
Особое положение судов как органов власти определяется и тем, что, с одной стороны, судебная власть является одной из ветвей государственной власти, а суды – неотъемлемой частью аппарата государства. С другой стороны, представителям судебной власти часто приходится разрешать конфликты, стороной в которых является государство в лице различных органов. И такие конфликты должны разрешаться непредвзято и справедливо.
Справедливое разрешение конфликтов возможно лишь при условии обеспечения подлинной независимости судов, высокой квалификации и профессиональной культуры судей.
Должность судьи может занимать гражданин РФ, не моложе 25 лет , имеющий высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет . Кандидату на должность судьи необходимо сдать квалификационный экзамен, он должен иметь безупречную личную и профессиональную репутацию.
Для обеспечения независимости судебной власти Конституцией предусмотрены следующие гарантии :
1. Подчинение судей только Конституции РФ и законам.
2. Финансирование судов из федерального бюджета.
3. Несменяемость судей.
4. Неприкосновенность судей.
Принцип подчинения судей только Конституции и законам означает, что при вынесении решений и приговоров судьи должны руководствоваться исключительно положениями нормативно-правовых актов, они не должны принимать указания от кого бы то ни было, включая должностных лиц.
Деятельность всех судов независимо от их территориальной принадлежности финансируется только из федерального бюджета. Суды не могут финансироваться из бюджетов субъектов федерации или муниципальных образований. Не могут суды принимать пожертвования или финансовую помощь от юридических и физических лиц.
Принцип несменяемости судей означает, что судья не может быть назначен или избран на другую должность или в другой суд без его согласия.
Полномочия судьи могут быть прекращены только по основаниям, указанным в законе. К таким основаниям закон относит:
1. Неспособность по состоянию здоровья или другим уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи.
2. Достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.
3. Прекращение гражданства РФ.
4. Занятие деятельностью, несовместимой с должностью судьи.
5. Совершение поступка, позорящего честь судьи, умаляющего авторитет судебной власти.
6. Вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении судьи, решения о признании его недееспособным или об ограничении его дееспособности.
7. Отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.
Неприкосновенность судей означает, что судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое решение, за исключением случаев вынесения заведомо неправосудного решения.
Судья не может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.
Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором РФ при наличии согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Неприкосновенность судьи распространяется также на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средства связи, его корреспонденцию, принадлежащие ему имущество и документы.
Мировые судьи составляют нижний уровень российской судебной системы.
Они рассматривают дела об административных правонарушениях, а также мелкие гражданские и уголовные дела.
В современной России к мировым судьям предъявляются те же требования, что и к судьям федеральных судов. Мировые судьи назначаются на должность законодательными органами субъектов федерации либо избираются местным населением. Это наиболее близкое к населению звено судебной системы.
Мировые судьи рассматривают в первой инстанции:
1. Подсудные им уголовные дела о преступлениях, за совершение которых максимальное наказание не превышает 3-х лет лишения свободы.
2. Дела о выдаче судебного приказа.
3. Дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях.
5. Дела по имущественным спорам (в том числе о разделе имущества между супругами), при цене иска, не превышающей 50 тысяч рублей . Исключение составляют дела о наследовании имущества и дела об интеллектуальной собственности, которые всегда рассматриваются федеральными судьями.
6. Дела об определении порядка пользования имуществом.
7. Дела об административных правонарушениях, отнесенные к компетенции мирового судьи.
Решение или приговор, вынесенный мировым судьей, могут быть обжалованы в федеральном суде.
Федеральные суды составляют наиболее многочисленную категорию судов в РФ. Федеральными являются все суды, кроме конституционных и уставных судов субъектов федерации и мировых судей.
Первую представляет Конституционный Суд РФ . Главная его задача – рассмотрение запросов о соответствии законов и подзаконных актов Конституции РФ
Вторую ветвь образовывали арбитражные суды. В систему арбитражных судов входили Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды округов, Арбитражные апелляционные суды и арбитражные суды субъектов федерации.
Но в 2013 г . Президентом РФ были внесены на рассмотрение Государственной Думы поправки к Конституции РФ, предполагающие упразднение Высшего Арбитражного Суда и передачу его функций и полномочий Верховному Суду РФ. Эти поправки вступили в силу в 2014 г.
Арбитражные суды рассматривали споры, возникающие в сфере хозяйственной и предпринимательской деятельности.
Следующую, наиболее разветвленную ветвь представляют суды общей юрисдикции , осуществляющие правосудие по гражданским, административным и уголовным делам. В системе судов общей юрисдикции можно выделить 4 ступени.
Нижнюю составляют мировые судьи.
Вторую ступень составляют районные и городские суды. Эти суды принимают апелляции на решения мировых судей и рассматривают в первой инстанции дела, отнесенные законом к их компетенции.
Третью ступень
образуют верховные суды республик, областные, краевые суды, суды городов федерального значения, автономных округов и автономной области.
Эти суды являются апелляционной инстанцией по отношению к районным и городским судам, а также рассматривают в первой инстанции подсудные им категории дел.
Например, суды этой ступени рассматривают дела об особо опасных государственных преступлениях, о бандитизме, об умышленном убийстве при отягчающих обстоятельствах.
На вершине пирамиды судов общей юрисдикции находится Верховный Суд РФ , который является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным делам.
В рамках своих полномочий Верховный Суд:
- осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов, образованных в соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе РФ», рассматривая гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные дела, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций;
- рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам;
- в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации дает судам разъяснения по вопросам судебной практики.
В состав Верховного Суда входят несколько коллегий – объединений судей, рассматривающих дела определенной категории: Апелляционная коллегия, Коллегии по гражданским, административным и уголовным делам, Военная коллегия.
Решения Верховного Суда носят окончательный характер и в рамках судебной системы РФ обжалованию не подлежат.
В системе судов общей юрисдикции особую группу составляют военные суды .
Военные суды осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах РФ и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Возглавляет систему военных судов Военная коллегия Верховного Суда РФ.
В военных судах дела рассматриваются по тем же правилам, что и в остальных судебных органах.
Особенностью военных судов является то, что их судьи одновременно являются военнослужащими и имеют воинские звания.