Шенгенская зона: понятие, история, страны-участницы, порядок въезда в шенген для россиян. Полный список стран Шенгена
Шенгенское соглашение - соглашение об отмене паспортного таможенного контроля ряда стран Европейского союза, изначально подписанное 14 июня 1985 пятью европейскими государствами Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией, Германией). Оно вступило в силу 26 марта 1995 года.
История Шенгенского соглашения
Договор был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге. Шенген расположен вблизи места схождения границ Люксембурга, Германии и Франции.
C тех пор к соглашению присоединились ещё несколько стран, и по состоянию на конец 2007 года соглашение подписано 30 странами, и фактически действует (с отменой пограничного контроля) в 24 странах: Австрия, Бельгия, Венгрия, Греция, Дания, Германия, Исландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Мальта, Польша, Португалия, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония. Вместе эти страны образуют Шенгенскую зону. Несколько других стран, в которых Шенгенское соглашение формально уже вступило в силу, ещё не отменили пограничный контроль, и тем самым остаются вне Шенгенской зоны.
Все Шенгенские страны, за исключением Норвегии и Исландии, являются членами Евросоюза.
Пять членов Евросоюза уже подписали Шенгенское соглашение, но остаются вне Шенгенской зоны, т.к. паспортный контроль не был полностью отменён (Великобритания, Ирландия) или же его отмена только планируется в будущем (Болгария, Кипр, Румыния, Швейцария).
Дания обладает особым статусом, закрепленном в Шенгенском протоколе к Амстердамскому договору 1997 года, который позволяет Дании не участвовать в шенгенском сотрудничестве в объеме большем, чем существовал на дату подписания Амстердамского договора.
На прошедшем 5 июня 2005 референдуме граждане Швейцарии проголосовали за вступление в Шенгенскую зону.
С 21 декабря 2007 года был отменён пограничный контроль в 9 странах, вошедших в Шенгенскую зону: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Мальта, Эстония, Латвия и Литва, контроль на воздушных границах отменен 30 марта 2008 года.
Участники соглашения
К концу 2007 года Шенгенское соглашение было подписано уже 30 странами. Существует большое различие между формальным вступлением договора в силу и фактической отменой пограничного контроля . Пограничный контроль может быть отменён только тогда, когда выполнены технические условия (присоединение к Шенгенской информационной системе).
Кроме стран, подписавших соглашение, фактически в шенгенскую зону входят также уже четыре, а с Лихтенштейном вскоре пять, карликовых государств. Причиной тому - особенности отношений этих государств с одной или несколькими странами-участницами шенгенского соглашения.
Страна | Присоединение к соглашению |
Отмена пограничного контроля
(будущие события курсивом) |
Аннулирование | Примечания |
---|---|---|---|---|
Австрия | 28 апреля 1995 | 1 декабря 1997 | ||
Андорра | - | 26 марта 1995 (частично) | Соглашение не подписано, но уже ранее был отменён пограничный контроль на границах с Испанией и Францией (со стороны Андорры). Однако со стороны Франции и Испании выборочный контроль остается, и иностранцы (в том числе россияне), въехавшие во Францию или Испанию по однократной шенгенской визе, не имеют легальной возможности посещать Андорру. | |
Бельгия | 19 июня 1990 | 26 марта 1995 | С 10 по 30 января 2000 года, в связи с амнистией лиц без права на пребывание с стране. Перед и во время Чемпионата Европы по футболу 2000. | |
Болгария | 1 января 2007 | предположительно не раньше 2011 года | ||
Ватикан | - | 26 октября 1997 | ||
Великобритания | 29 мая 2000 | - | ||
Венгрия | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Германия | 19 июня 1990 | 26 марта 1995 | Перед и во время Чемпионата мира по футболу 2006. Во время встречи в 2007 году. | С присоединением ФРГ 3 октября 1990 года, Шенгенское соглашение стало распространяться и на территории бывшей ГДР. |
Греция | 6 ноября 1992 | 26 марта 2000 | Формальное вступление в силу уже в 1997 году, но, по причине сомнений других стран ЕС в надёжности и безопасности, фактически только с 2000 года. | |
Дания | 19 декабря 1996 | 25 марта 2001 | Также Гренландия и Фарерские острова, как члены безвизового пространства. | |
Ирландия | 29 мая 2000 | - | Ограниченное участие в соглашении, только совместная работа полиции и совместные уголовные преследования. Паспортный контроль не отменён. | |
Исландия | 19 декабря 1996 | 25 марта 2001 | ||
Испания | 25 июня 1991 | 26 марта 1995 | ||
Италия | 17 ноября 1990 | 26 октября 1997 | Перед и во время встречи в 2001 году в Генуе. | |
Кипр | 1 мая 2004 | предположительно 2009 | ||
Латвия | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Литва | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | Перед и во время встречи министров обороны стран НАТО в Вильнюсе в 2008 году. | |
Лихтенштейн | - | 6 декабря 2008 | Соглашение не подписано, но Лихтенштейн и Швейцария состоят в валютном и пограничном союзе, пограничного контроля между ними не существует. Поэтому, с отменой пограничного контроля в Швейцарии (6 декабря 2008 ), Лихтенштейн автоматически присоединяется к шенгенской зоне. | |
Люксембург | 19 июня 1990 | 26 марта 1995 | ||
Мальта | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Монако | - | 26 марта 1995 | Соглашение не подписано, но уже ранее был отменён пограничный контроль на границе с Францией. | |
Нидерланды | 19 июня 1990 | 26 марта 1995 | Перед и во время Чемпионата Европы по футболу 2000. | |
Норвегия | 19 декабря 1996 | 25 марта 2001 | Участие в соглашении не как член Евросоюза, но как часть безвизового пространства Северный паспортный союз. | |
Польша | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Португалия | 25 июня 1991 | 26 марта 1995 | Перед и во время Чемпионата Европы по футболу 2004. | |
Румыния | 1 января 2007 | предположительно не раньше 2011 | ||
Сан-Марино | - | 26 октября 1997 | Соглашение не подписано, но уже ранее был отменён пограничный контроль на границе с Италией. | |
Словакия | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Словения | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Финляндия | 19 декабря 1996 | 25 марта 2001 | ||
Франция | 19 июня 1990 | 26 марта 1995 | Без заморских департаментов. | |
Чехия | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Швеция | 19 декабря 1996 | 25 марта 2001 | ||
Швейцария | 16 октября 2004 | 6 декабря 2008 | Планируется только отмена персонального контроля. Контроль товаров остаётся, так как Швейцария не состоит в таможенном союзе с Евросоюзом. | |
Эстония | 1 мая 2004 | 21 декабря 2007 | ||
Страна-участница шенгенского соглашения, в которой соглашение вступило в силу Страна, не являющаяся участницей шенгенского соглашения, в которой соглашение вступило в силу на основании особенных договоров Страна-участница шенгенского соглашения, в которой соглашение ещё не вступило в силу Страна, не являющаяся участницей шенгенского соглашения, в которой соглашение в будущем должно будет вступить в силу на основании особенных договоров Страна-участница шенгенского соглашения, в которой пока не запланировано, чтобы соглашение вступало в силу |
Категории виз
- Категория А . Аэропортовая транзитная виза. Выдаётся тем, кто совершает авиаперелет транзитом через страну Шенгенской группы. Она подразумевает под собой разрешение на пребывание на транзитной территории зоны аэропорта страны-участницы, но не даёт права перемещения внутри страны.
- Категория B . Транзитная виза, дающая ее владельцу право один, два или в виде исключения несколько раз проследовать через территорию одного из государств-членов Шенгенского соглашения по пути следования в третье государство, причем продолжительность транзитного пребывания не может превышать пяти дней.
- Категория С . Туристическая виза, действительная для одного или нескольких въездов, причем продолжительность непрерывного пребывания или общая продолжительность нескольких пребываний, начиная с момента первого въезда, не может превышать трех месяцев в течение полугода.
- Категория D . Национальные визы на срок пребывания, превышающий 3 месяца. Являясь национальными, выдаются каждым государством в соответствии со своим национальным законодательством. Такая виза дает ее владельцу право проезда через территорию других государств Шенгенской группы с целью въезда на территорию государства, выдавшего визу. Время транзита не может превышать 5 суток.
- Категория С+D . Виза, объединяющая в себе признаки 2 предыдущих категорий. Такая виза выдается одним из Шенгенских государств для долгосрочного пребывания, однако позволяет ее держателям беспрепятственно перемещаться по всем странам-членам Шенгенского договора.
Кроме этих типов виз в некоторых, закреплённых в Шенгенской конвенции, существуют также другие типы виз, появление которых связано с использованием гибкостей шенгенской системы.
- FTD (УТД) и FRTD (УТД-ЖД) . Упрощенный транзитный документ. Специальный тип визы, выдаваемый только для транзита между основной территорией России и Калининградской областью.
- Категория LTV . Визы с ограниченным территориальным действием (Limited territorial validity visa). Краткосрочные или транзитные визы, выдаваемые в исключительных случаях. Такая виза дает право транзита или въезда только на территорию той страны или стран Шенгена, на которой она действительна.
Был создан Таможенный союз, а также приняты многочисленные иные соглашения.
Тем не менее, свобода перемещения людей оставалась стеснённой. Хотя гражданам государств ЕЭС не требовались визы для взаимных поездок, сохранение паспортного контроля означало необходимость получать паспорта и потери времени при прохождении границ.
Соглашение о постепенном отказе от пограничного контроля было подписано 14 июня 1985 года представителями Бельгии , Люксембурга , Нидерландов , Франции и ФРГ на судне «Принцесса Мари-Астрид» посреди Мозеля , в месте схождения границ Люксембурга , Франции и ФРГ и получил название по ближайшей к этому месту деревне Шенген . Точка схождения границ именно этих трёх стран была выбрана в связи с тем, что аналогичное законодательство об отмене паспортного контроля к тому времени уже применялось странами Бенилюкса .
Изначально договор существовал независимо от других структур европейской интеграции, в частности из-за того, что между европейскими странами не было консенсуса по вопросу об отмене пограничного контроля.
В исходном варианте соглашение предусматривало только постепенную замену паспортного контроля на визуальное наблюдение за индивидуальными транспортными средствами, которые могли бы не останавливаться на границах, а лишь проследовать с пониженной скоростью.
Шенгенское право Европейского союза
Фареры Фареры
Кюрасао Кюрасао
Синт-Мартен Синт-Мартен
Карибские Нидерланды
Государство, полностью применяющее Шенгенское законодательство Государство, де-факто входящее в Шенгенскую зону Государство, не применяющее Шенгенское законодательство, однако затронутое им Государство ЕС, не полностью применяющее Шенгенское законодательство Государство, не являющееся участником ЕС, которое в будущем присоединится к Шенгенскому законодательству ЕС на условиях его полного применения Государство, не являющееся участником ЕС, полностью применяющее Шенгенское законодательство Государство ЕС, не применяющее Шенгенское законодательство
Неучастие или ограниченное участие
При присоединении к ЕС Ирландия и Великобритания специально оговорили своё право на неучастие в общей политике ЕС в отношении внешней политики и внешней безопасности, и поэтому не применяют бо́льшую часть положений Шенгенского законодательства, в частности сохраняют паспортный контроль на своих внешних границах и ведут самостоятельную визовую политику.
Аргументируя своё решение о неприсоединении к Шенгенскому законодательству, Великобритания указывала, что для островного государства пограничный контроль является более эффективной и менее обременительной мерой в борьбе с нелегальной иммиграцией, чем обязательные удостоверения личности и полицейская регистрация, подходящие государствам с протяжённой наземной границей.
Ирландия не разделяет этих взглядов, однако предпочла также не участвовать, чтобы иметь возможность сохранить более важную для неё общую зону беспаспортного перемещения с Великобританией. Неучастие Ирландии обставлено условием неучастия Великобритании, поэтому, если последняя когда-либо изъявит желание присоединиться к Шенгенскому законодательству ЕС, Ирландия будет вынуждена поступить так же.
Заявка Ирландии, поданная в 2002 году, одобрена тогда же, однако формально сотрудничество пока в силу не вступило.
Неполное применение
Вступление государств в ЕС сопровождается согласованием национального законодательства с Шенгенским законодательством. Однако для полного применения Шенгенского законодательства требуется проведение ряда практических мер, в первую очередь в деле укрепления охраны внешних границ Союза, на что может потребоваться значительное время. Вследствие этого некоторые члены ЕС применяют Шенгенское законодательство ЕС не в полной мере:
На всех границах этих государств по-прежнему осуществляется паспортный контроль, а краткосрочные визы (категории C, см. ниже), выдаваемые ими, не являются шенгенскими, то есть предоставляют право на посещение только этих государств.
Полное применение
Большинство членов ЕС применяют Шенгенское законодательство ЕС в полной мере:
Дания обладает особым статусом, закреплённым в Шенгенском протоколе к Амстердамскому договору 1997 года , который позволяет ей не участвовать в шенгенском сотрудничестве в объёме большем, чем существовал на дату подписания Амстердамского договора.
Кроме того, полностью применяют Шенгенское законодательство ЕС следующие государства Европейской экономической зоны /Европейской ассоциации свободной торговли , не являющиеся членами ЕС, и присоединившиеся к Шенгенскому законодательству посредством существующего в ЕС механизма расширенного внешнего сотрудничества:
На границах между этими странами не осуществляется на постоянной основе паспортный контроль (что не исключает возможности проведения выборочного контроля). Краткосрочные визы (категории C, см. ниже), выдаваемые этими государствами, являются шенгенскими, то есть, предоставляют право на посещение всех государств Шенгенской зоны. Лихтенштейн и Швейцария остаются в совместном таможенном союзе, но не состоят в таможенном союзе с ЕС, поэтому на границах этих стран со странами ЕС осуществляется таможенный контроль. Поскольку Шенгенские правила и процедуры разрабатываются и изменяются в рамках законодательного процесса ЕС, возможности этих государств в их выработке являются весьма ограниченными: фактически они могут либо принимать те условия, которые вырабатывает ЕС, либо прекратить сотрудничество.
Статус карликовых государств
Ватикан, Монако, Сан-Марино
Однако с практической точки зрения все три государства имеют одинаковый статус: они не проводят своей отдельной визовой политики в отношении посетителей, их граждане (подданные) и постоянные жители могут находиться на всей территории ЕС и Европейской экономической зоны по праву. Въезд в эти государства с территории Италии или Франции не считается покиданием последней. Таким образом, их территории де-факто входят в Шенгенскую зону.
Ватикан выражает заинтересованность в непосредственном участии в шенгенских делах ЕС, в частности, в доступе к Шенгенской информационной системе .
Андорра
Андорра не имеет ни морских, ни воздушных портов, через которые можно было бы попасть на её территорию, минуя территорию Испании или Франции . Однако её территория не входит в Шенгенскую зону, несмотря на то, что контроль на её границах не является сплошным. Въезд на территорию Андорры считается покиданием территории Франции или Испании и соответственно Шенгенской зоны.
Пользуясь своим географическим положением, Андорра не выдвигает визовых требований к посетителям из любых стран. При этом Андорра допускает въезд граждан ЕС не только по паспортам, но и по национальным удостоверениям личности.
Исключения
К некоторым территориям, принадлежащим государствам-участникам Шенгенского законодательства, не применяются все или некоторые его положения.
В большинстве случаев изъятия относятся к удалённым территориям в составе стран ЕС. Географическое положение таких территорий затрудняет прямое, без прохождения паспортного и таможенного контроля, сообщение с Европой. В то же время у них существует потребность в общении с непосредственными соседями, которое было бы сильно затруднено, если бы эти территории стали частью Шенгенской зоны.
В ряде случаев изъятия связаны с существованием прав доступа у представителей наций, которым для посещения ЕС требуются визы.
До присоединения Швейцарии существовали также изъятия в части эксклавов Германии (Бюзинген-на-Верхнем-Рейне) и Италии (Кампионе-д’Италия), окружённых швейцарской территорией. Эти эксклавы и сейчас остаются в таможенном союзе со Швейцарией.
Дания
Гренландия и Фарерские острова не входят ни в ЕС, ни в Шенгенскую зону.
В то же время Фарерские острова входят в Северный паспортный союз . Граждане государств этого союза имеют право въезжать на острова без прохождения паспортного контроля, предъявив на посадке в самолёт или на корабль любой документ, удостоверяющий их личность, например, водительское удостоверение . Это право не распространяется на граждан третьих государств, в том числе и граждан ЕС , которые должны предъявить паспорт или идентификационную карточку.
Обычные шенгенские краткосрочные визы, даже выданные Данией, непригодны для въезда в Гренландию или на Фарерские острова. По заявлениям датские консульские учреждения (или учреждения иных стран, представляющих интересы Дании) выдают шенгенские визы с проставленными отметками «Gælder for Grønland» («Действительна для Гренландии»), «Gælder for Færøerne» («Действительна для Фарерских островов») и «Gælder for Grønland og Færøerne» («Действительна для Гренландии и Фарерских островов»).
Шенгенские соглашения - это форма продвинутого сотрудничества между государствами - членами Союза, которые стремятся к ускоренному созданию пространства свободы, безопасности и правосудия. Первоначальными участниками данных соглашений были пять стран (Франция, ФРГ, Бельгия, Нидерланды, Люксембург). Впоследствии к Шенгенским соглашениям присоединились остальные государства-члены, кроме Великобритании и Ирландии.
В 1999 г. "Шенгенские достижения" (Шенгенские соглашения плюс изданные на их основе правовые акты) были признаны составной частью права Европейского Союза, которую обязаны ввести в действие на своей территории все страны, вступающие в состав этой организации.
Под Шенгенскими достижениями понимаются не фактические результаты одноименного процесса, а правила и документы, которые его регулируют. Понятие “ Шенгенские достижения”, таким образом, по своему содержанию и объему весьма близко к введенному ранее термину “Шенгенское право”.
Согласно Шенгенскому протоколу договоры и акты, составляющие названные достижения, включаются в правовую систему Европейского союза. Страны ЕС - участницы Шенгенского процесса уполномочены установить между собой отношения продвинутого сотрудничества в областях, подпадающих под действие Шенгенских достижений. Перечень Шенгенских достижений и статей учредительных договоров ЕС, на базе которых применяются документы, входящие в эти достижения, зафиксирован в 1999 г. двумя решениями Совета Европейского союза.
Интеграция Шенгенского права в правовую систему Европейского союза изменяет также политические и институциональные рамки Шенгенского процесса. Шенгенский исполнительный комитет прекратил свое существование. Его полномочия перешли к Совету - основному законодательному органу Европейского союза. В реализации и принятии новых актов в рамках Шенгенских достижений, контроле за их соблюдением, вправе участвовать и другие институты Европейского союза: Комиссия (главный исполнительный орган), Европейский парламент (представительный орган) и Суд.
Великобритания и Ирландия на основании специальных решений Совета Европейского Союза позднее также присоединились к Шенгенским соглашениям, но лишь в части, касающейся борьбы с преступностью. На основании специальных договоренностей ассоциированными участниками Шенгенских соглашений стали еще три страны, не входящие в состав Европейского Союза, - Исландия, Норвегия и Швейцария.
Шенгенские соглашения были подписаны во второй половине 1980-х гг., т.е. еще до заключения Договора о Европейском Союзе (1992 г.). Слово "шенгенские" в их названии указывает на место подписания этих документов: небольшая деревня и одноименный замок Шенген (Schengen), расположенные в государстве Люксембург на пересечении его границ с Францией и ФРГ.
Всего существует два Шенгенских соглашения, подписанных соответственно в 1985 и 1990 гг. Первое - Соглашение о постепенной отмене проверок на общих границах (Шенгенское соглашение 1985 г.) - носило предварительный характер и на сегодняшний день утратило значение. Второе - Конвенция о применении Шенгенского соглашения (Шенгенская конвенция 1990 г.) - сохраняет большую роль по сей день. Именно в Шенгенской конвенции:
Закреплен принцип прозрачности внутренних границ, т.е. границ между государствами - членами Союза: "Внутренние границы можно пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю" (ст. 2);
Введены единые условия въезда на территорию Союза иностранцев и единая ("шенгенская") виза;
Предусмотрено создание "Шенгенской информационной системы", благодаря которой в единую компьютеризированную сеть были объединены правоохранительные базы данных разных государств-членов.
На основании Шенгенской конвенции функционировал также специальный орган - Шенгенский исполнительный комитет, состоявший из министров внутренних дел государств-участников. Данный Комитет издал множество правовых актов по вопросам пересечения внутренних и внешних границ, борьбы с преступностью, которые образуют составную часть "Шенгенских достижений" (англ. Schengen acquis; франц. acquis de Schengen). В 1999 г. Исполнительный комитет был ликвидирован, а его полномочия перешли к Совету - главному законодательному институту Европейского Союза. В настоящее время активно развивается процесс замены "Шенгенских достижений", включая Шенгенские соглашения, нормативными актами Совета Европейского Союза и Европейского парламента. Так, в период 2006-2009 гг. взамен Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета были изданы:
Шенгенский кодекс о границах 2006 г., в котором собраны все основные правила относительно пересечения как внутренних (между государствами-членами), так и внешних (с третьими странами) границ ЕС. Именно в Шенгенском кодексе о границах (ст. 5) закреплены теперь единые условия въезда в ЕС иностранцев, которые также применяются при выдаче Шенгенской визы;
Законодательство о Шенгенской информационной системе второго поколения 2006-2007 гг. Шенгенская информационная система второго поколения базируется на передовых технических принципах, обеспечивающих ей большую надежность, вместимость и скорость передачи данных по сравнению с Шенгенской информационной системой первого поколения, учрежденной Шенгенской конвенцией 1990 г.;
Визовый кодекс ЕС 2009 г. После вступления в силу (5 апреля 2010 г.) он заменил собой соответствующие нормы Шенгенской конвенции и актов Шенгенского исполнительного комитета, посвященных единой (Шенгенской) визе. В соответствии с Визовым кодексом Европейская комиссия должна издать новую практическую инструкцию о выдаче виз, адресованную консульствам всех шенгенских государств.
Итак, после 2010 г. большинство норм, первоначально содержавшихся в Шенгенских соглашениях, закрепляются в нормативных актах Европейского Союза, изданных его законодательными институтами. Шенгенские соглашения все более превращаются в своеобразный "исторический памятник", который представляет интерес не столько в практическом, сколько в историко-правовом контексте.
Шенгенское соглашение было подписано в Люксембурге и обеспечило свободную систему перемещений внутри государств, подписавших договор, облегчающую передвижение путешественников.
В состав зоны по соглашению входят Австрия, Германия, Исландия, Литовская Республика, Испания, Бельгия, Мальта, Греческая республика и другие государства. Запланировано включение в шенген Болгарской и Хорватской республик и т.д.
Договор европейских стран обеспечивает упрощение прохождения контроля на границах государств Шенгена.
Соглашение обеспечивает комфортное перемещение, упрощение торгово-экономических отношений с организациями разных государств Европы.
Не все страны в зоне Шенгена вошли в состав Евросоюза. Некоторые государства утвердили соглашение и входят в ЕС, однако законодательно оставили прежним визовый контроль для въезжающих, требующий получения национальных визовых документов.
История подписания соглашения
Соглашение было подписано 14 июня 1985 г. в д. Шенген представителями 5 государств. Однако вступление в силу бумаги состоялось позже (в 1995 г.), тогда внутренние границы были устранены между Французской Республикой, Нидерландами, Испанией, Германией, Бельгией, Португалией и Люксембургом.
Впоследствии соглашение было прекращено (1999 г.). Затем был утвержден Шенгенский договор с поправками, внесенными от Европейского союза, в новый документ вошли ранее согласованные положения и правила.
В 2000 г. в состав стран была включена Греческая республика, в 2001 г. — скандинавские страны (Финляндия, Королевство Дания, Швеция), а также Норвегия, Исландия. Список увеличивался поэтапно в 2007-2011 гг.
В состав соглашения включены 26 стран, из них 22 государства ЕС.
В основном перечне:
- C 1985 г. в союзе Нидерланды, Бельгия, Франция, Германия и т.д.
- С 1990 г. — Италия.
- С 1991 г. — Испания и Португалия.
- С 1992 г. — Греция.
- С 1995 г. — Австрия.
- С 1996 г. — Королевство Швеция, Королевство Дания и т.д.
С 2004 г. соглашение подписали следующие страны:
- Латвийская Республика;
- Венгрия;
- Словения;
- Чешская Республика;
- Польша;
- Мальта;
- Эстония;
- Словакия и т.д.
В соглашении прописаны правила, определяющие последовательность оформления виз и пересечение границ представителями других стран. В своде правил 6 отделов с данными о транзитных перемещениях правила подготовки визовых документов и 13 приложений.
При равном количестве дней на посещение разных стран заявку подают в посольство государства первого въезда
Основные практические положения соглашения:
- При подаче заявки на получение визового документа для пересечения границ требуется занести данные в анкету по унифицированной форме.
- Заносятся данные в анкету на ребенка родителем либо законным представителем.
- При подаче заявки потребуется подготовить справки, перечень бумаг уточняется в консульстве. В разных странах перечень может отличаться.
- Для постоянного посещения иностранных государств можно оформить мультивизу. Однако потребуется соблюдать поэтапность действий, сначала получают однократный въездной документ, затем многократного действия на 6 месяцев, по истечении действия которого выдается многократная виза на 1-5 лет.
- Разрешена подача заявки на подготовку нового визового документа до завершения срока действия предыдущего.
- Гражданам, имеющим краткосрочные визы, по закону предоставляется коридор в 15 дней на возможность сдвинуть итоговые сроки путешествия при возникновении форс-мажоров.
- Обязательное требование при оформлении документа — наличие не менее 2 чистых листов.
- При планировании посещения нескольких иностранных государств требуется посетить консульство страны, в которой путешественник проведет больше времени поездки. При равном количестве дней на посещение разных стран заявку подают в посольство государства первого въезда.
- Сообщение об отказе в получении визы приходит в письменном виде (письмом) с изложением основания отказа и возможностей для апелляции.
- Рассмотрение бумаг выполняется по законодательству до 10 рабочих дней. Заявление на документ можно подавать за 3 месяца до планируемого путешествия.
- Биометрические данные сдаются 1 раз в 5 лет.
- При перемещениях и выездах из европейских стран требуется соблюдать законодательные требования. При нарушениях закона при последующей подаче бумаг в консульстве не предоставят разрешение на проезд по землям государства.
Шенгенская зона
Общая площадь территории Шенгена составляет более 4,3 млн км²
Шенгенская зона объединяет территории стран, на которых действует утвержденный кодекс ЕС и на которой распространяется действие визы.
По территориям разрешается свободное перемещение без сложного стандартного паспортного контроля. Виза европейским гражданам не нужна.
Общая площадь территории составляет более 4,3 млн км².
Страны, входящие в Шенгенскую зону
В состав зоны входят 26 стран, прошедших проверку готовности:
- Австрия;
- Греция;
- Венгрия;
- Германия;
- Королевство Испания;
- Исландия;
- Латвия;
- Литовская Республика;
- Мальта;
- Италия;
- Люксембург;
- Дания;
- Франция;
- Нидерланды;
- Республика Польша;
- Финляндия;
- Республика Чехия;
- Эстония и т.д.
Не все европейские территориальные образования подписали договор:
- Албания;
- Великобритания;
- Дания;
- Ирландия;
- Нидерланды;
- Македония;
- Норвегия;
- Сербия;
- Испания;
- Босния и Герцеговина;
- Черногория и т.д.
Англия подписала соглашение на условиях оставления пограничного контроля для иностранцев.
Дания — государство имеет особенные договоренности с европейскими странами, прописанными в правилах соглашения, т.к. на входящие в состав страны территории Гренландии договор не распространяется.
Ирландия — государство не утвердило договор для сохранения прежних правил перемещения граждан и поддержания безопасности территорий.
Нидерланды — в территориальных образованиях, расположенных за границами Европы, соглашение не действует.
Норвегия — законодательные европейские нормы не действуют на о. Ян-Майен и в Шпицбергене.
Франция — не распространяется действие шенгенского договора, на посещение заморских земель за пределами европейских государств потребуется подготовить отдельные въездные документы.
Точное число подписания конвенции не озвучивается
Статус особых территорий имеют небольшие государства:
- Андорра — власти государства не подписали документ, однако при въезде иностранцев виза не потребуется.
- Ватикан — не имеет специального проверочного пункта на границе, т.к. входит в состав Италии.
- Монако — государство не утвердило договор, имеет паспортный контроль в порту, проверки осуществляются французскими властями.
- Сан-Марино — окружено территорией Италии, не имеет усиленной проверки на приграничной зоне.
Какие страны планируют войти в шенгенскую зону?
В зону европейского соглашения планируют войти государства Евросоюза:
- Республика Кипр;
- Румыния;
- Болгария;
- Хорватия.
Точное число подписания конвенции не озвучивается, требуется утверждение документов, проверка на соответствие к требованиям.
Пересекать границы данных государств можно по шенгенскому въездному документу либо национальным визам.
— соглашение об упрощении паспортно-визового контроля на границах, подписанное 14 июня 1985 года пятью европейскими государствами (Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Германией).
Документ был подписан в Шенгене, маленьком городке в Люксембурге, расположенном вблизи места схождения границ Люксембурга, Германии и Франции. Соглашение вступило в силу 26 марта 1995 года.
Соглашение предусматривало ряд мер, которые надлежало осуществить правительствам и другим органам исполнительной власти государств-участников, с целью отмены пограничного контроля и способствования свободному перемещению лиц, товаров и услуг на общих границах.
19 июня 1990 года Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция и Германия подписали Конвенцию о применении Шенгенского соглашения, определяющую условия реализации свободного передвижения. Конвенция установила, что внутренние границы, то есть границы между государствами-участниками Конвенции, разрешается пересекать в любом месте, не подвергаясь какому бы то ни было личному контролю.
Шенгенское соглашение 1985 года и Шенгенская Конвенция 1990 года, вместе образовали шенгенское право, которое существовало отдельно от права Европейского Союза.
В 1997 году Евросоюз в Амстердамском договоре "Об интеграции Шенгенских достижений в рамки Европейского союза" официально признал инициативу стран, подписавших Шенгенское соглашение.
Договор предусматривает обязательное принятие шенгенских правил всеми присоединяющимися к ЕС государствами.
Шенгенскими правилами предусмотрено:
— отмена пограничного и таможенного контроля на внутренних границах между входящими в него странами;
— введение единых правил въезда и выезда на всех внешних границах стран-участниц;
— налаживание сотрудничества правоохранительных органов стран-участниц в борьбе с трансграничной преступностью;
— введение единых правил экстрадиции, создание "шенгенской" базы данных о визах и пересечении границ (SISNET).
Кроме того, Шенгенскими правилами предусмотрено право государств-членов на введение ограничений свободы передвижения лиц, вводимые на определенный срок в случае угрозы безопасности данным государствам (например, на время проведения чемпионата мира по футболу для борьбы с фанатами-хулиганами).